Super Mario Bros: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
Метка: отменено
(Отмена правки 95640, сделанной ManiakKino99540 (обсуждение))
Метка: отмена
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Копипаста|prooflink=
{{Прошу помощи зала}}
https://ru.wikipedia.org/wiki/Super_Mario_Bros.}}
[[Файл:Super Mario Bros box.jpg]]
[[Файл:MarioSMBW.png|thumb|right|[[Коронная фраза|It's a me, Maaaario!]]]]
[[Файл:MarioSMBW.png|thumb|right|[[Коронная фраза|It's a me, Maaaario!]]]]
{{video|T9iGuePCobo|Вот с чего начиналось...}}
{{video|T9iGuePCobo|Вот с чего начиналось...}}
{{video|5kcdRBHM7kM|...и вот до чего выросло}}
{{video|5kcdRBHM7kM|...и вот до чего выросло}}
{{нихонго|'''''Super Mario Bros.'''''|スーパーマリオブラザーズ|су:па: марио бурадза:дзу|{{lang-ru|Супербратья Марио}}}} — [[видеоигра]] в жанре [[платформер]]а, разработанная и выпущенная в 1985 году японской компанией [[Nintendo]] для платформы [[Famicom]]. Занесена в «[[Книга рекордов Гиннесса|Книгу рекордов Гиннесса]]» как самая продаваемая игра в истории. После успеха игры её главный герой, [[Марио (персонаж игр)|Марио]], стал символом компании Nintendo и одним из самых известных игровых персонажей в мире.
'''Super Mario Bros''' — главная медиафраншиза компании Nintendo, созданная геймдизайнером Сигеру Миямото, повествующая о приключениях водопроводчика [[Mario|Марио]] и его друзей. До выхода Nintendo Switch в России про Марио знали только как игру на Денди, поскольку консоли Большой N не пользовались спросом. А ведь игр про бравого сантехника выпущено ТАК МНОГО, что для этого потребуется целый список! Серьезно, у Марио больше 100 игр с его участием! И что самое примечательное, серия игр не скатывается в бесконечный конвеер аля Call of Duty, до сих пор продолжая радовать игроков. А секрет успеха прост: {{spoiler|Большинство игр серии - это малобюджетные спин-оффы вроде гонок или спортивных игр, а основных 3D игр было выпущено семь}}. Кстати говоря, самая первая игра про Марио - Donkey Kong 1983 года. Так что да, перед вами гигантский спин-офф менее популярной серии Donkey Kong.


== Сюжет ==
Действия игры обычно происходят в Грибном Королевстве и прилегающих к нему территориях. По сюжету Марио спасает королевство от козней Драконо-черепахи Боузера, правителя королевства черепах Купа. Чаще всего Боузер занимается тем, что он похищает Принцессу Пич для своих корыстных целей (как мы узнаем из Odyssey, Боузер хочет на ней жениться). В принципе сюжет игр серии крайне простой, и отличаются они по принципу [[Теперь БАНАНОВЫЙ!]] То ли действия происходят в курортном городке, то в космосе и т.д. К счастью, столь бедный сюжет компенсируют богатым и веселым геймплеем, который уникален в каждой части. Однако встречаются и игры серии, где есть хоть какое-либо развитие сюжета, особенно если это касается игр жанра RPG. И уж поверьте, в дилогии Mario and Luigi сюжет очень интересный и юморной!
Марио (или Луиджи) отправляется в путешествие по Грибному Королевству, чтобы найти принцессу Пич, которую Боузер заточил в своём за́мке. Во время путешествия он встречает таких врагов, как Гумба и Купа Трупа, и после схватки с Боузером в первых семи замках находит Тоада, который подсказывает, что Пич заточена в другом замке. В восьмом замке (уровень 8-4) Марио (или Луиджи) находит самого Боузера и сражается с ним. После этого он находит принцессу Пич. На этом этапе сюжет игры заканчивается.


== Игровой процесс ==
Основные игры серии представляют собой платформеры в 2D и 3D пространствах. В двухмерных играх серии, как вы помните в игре на Денди, Марио бегает по уровню, бьёт головой <ref>На самом деле он бьет кирпичи кулаком. Чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться к спрайту Марио поближе.</ref>кирпичи, собирает монетки, прыгает на [[Гумба]] и лазит по трубам. Но это в игре 1985 года. А вот в более современных 2D играх всё куда интереснее. Помимо улучшенной графики, геймплей становится сложнее и интереснее, а уровни более комплексными. Помните Павер-апы, которые превращают вас в Огненного Марио? Так вот, таких Павер-Апов в играх ну очень много! И они дают различные способности нашему усатому герою вроде замораживанию противников, полёта, скольжения и т.д. Собственно, многие головоломки в играх базируются на правильном использовании Павер-Апов. Для любителей 2D платформеров советуем New Super Mario Bros U.
Главными героями игры являются водопроводчик [[Марио (персонаж игр)|Марио]] и его брат [[Луиджи]] (в качестве игрового персонажа для второго игрока). Цель игры — пройти через Грибное королевство, ускользая или уничтожая солдат черепашьего Короля Купы (также известного как [[Боузер]]), чтобы спасти захваченную им в плен [[Принцесса Пич|Принцессу]].


Марио (или Луиджи) атакует противников, прыгая на них сверху (такой способ убивает грибов [[Гумба]] и временно нейтрализует [[Черепахи Купа|черепах Купа]], заставляя их прятаться в свои панцири) или ударяя снизу по платформе, на которой находится противник. «Испугавшихся» черепах можно использовать как оружие против других врагов, подтолкнув панцирь впереди себя: разогнавшись, он сметает всех на своём пути, но когда встречает преграду, меняет направление и может ударить самого Марио. На некоторых врагов, например дикобразов Спайни, нельзя запрыгивать, так как это ранит Марио. Их можно убить, выстрелив огненными шарами, или пнув в них черепаху. То же самое касается хищных растений, регулярно показывающихся из торчащих в земле труб. Некоторые из этих труб являются проходом в бонусный уровень, подземелье, в котором можно найти небольшое количество монет, а заодно сократить путь до выхода с уровня. Также встречаются ростки, по которым Марио поднимается на облака, бонусный уровень, на котором большое количество монет и нет противников.
А есть еще и 3D игры серии, которые кардинально отличаются от таковых в 2D. Вместо того, чтобы добежать от точки А до точки Б, Марио должен собирать на каждом уровне звезды. Многочисленных кирпичей со знаком вопроса тут намного меньше, а геймплей направлен больше на исследование. Тут-то Марио проявляет все навыки паркура: лахает по деревьям, выполняет сальто, прыгает от стены и т.д. Чтобы получить звезду, Марио должен найти её, либо пройти испытание, или же решить головоломку. А еще в 3D играх придется частенько искать потаённые места. Первой 3D игрой серии была Super Mario 64.


[[Файл:Super Mario 3-1.jpg|thumb|250px|Первый уровень «третьего мира». Огненный Марио.]]
А еще целая куча спин-оффов вроде гонок, RPG, спортивных игр и даже особого варианта монополии. И все они (за исключением обучалок и треша на Philips CD-I) хороши! Так что удачи вам, если собираетесь пройти ВСЕ игры. На их прохождение уйдет как минимум одна жизнь.


По пути Марио собирает монеты и бонусы, ударяя по блокам со знаком вопроса, а также выискивая секретные хранилища монет в кирпичных стенах. При наборе ста монет Марио получает дополнительную «[[очки жизни|жизнь]]», изначально у Марио есть три «жизни». За поверженных врагов начисляются очки, которые не приносят какой-либо практической пользы, а служат лишь для отражения мастерства игрока. При наборе 1 миллиона очков шестизначное табло увеличивается до семизначного. При последовательном поражении врагов одним черепашьим панцирем очки начисляются по возрастающей за каждого убитого: от 500 до 8000 очков, а затем (при поражении восьмого персонажа) Марио начисляется дополнительная «жизнь».
== Персонажи ==
Несмотря на достаточно простой сюжет, серия игр обладает достаточно богатой Вселенной, и персонажи весьма интересны.
* '''Марио''' — главный герой серии. Веселый усатый водопроводчик, спортсмен, джентльмен и просто [[Человек эпохи Возрождения]]. Несмотря на свой избыточный вес, Марио совершает невероятные акробатические трюки похлеще Альтаира. В целом, он является воплощением идеального героя, спасающий на протяжении десятилетии Грибное Королевство, а то и целый мир. И он очень любит поесть.
* '''Луиджи''' — младший брат Марио. В отличие от старшего брата, Луиджи не любит приключения и предпочитает сидеть дома. Труслив, особенно когда речь касается привидений Бу. Но тем не менее он добрый человек. Также стоит отметить, что среди фанатов Луиджи пользуется куда уж большей популярностью, и про него выходят игры с ним в главной роли.
* '''Принцесса Пич Тоадстул''' — принцесса Грибного Королевства, выполняющая роль [[Дева в беде|Damsel in distress]]. Возможно, [[Правящая принцесса|глава королевства]]<ref>В RPG играх можно встретить местного премьер-министра. Так что Грибное Королевство можно смело назвать конституционной монархией. Хотя вполне возможно, что Пич также участвует в политической жизни.</ref>. Однако Пич не такая уж и беспомощная на первый взляд, и она может иногда давать отпор. Да что тут говорить, в Super Princess Peach она спасает Марио от Боузера!
* '''Принцесса Дейзи''' — дебютировала в игре Super Mario Land для Game Boy. В отличие от спокойной и женственной Пич, Дейзи более бойкая и спортивная. Но чаще она появляется в спин-оффах, особенно в спортивных.
* '''Боузер''' — [[Ниндзя-пират-зомби-робот|Огнедышащая драконо-черепаха]], король Королевства Купа, который время от времени похищает Принцессу Пич. Хоть он и носит титул главного антагониста серии, но в [[Гад за гадом|некоторых играх серии он уступает другим более коварным злодеям]]. Да и вообще, если углубиться, то Боузер является [[Даже у зла есть стандарты|злодеем со стандартами]], [[Смешной злой|и он достаточно смешной персонаж]]. <s>[[Знают именно за это|А еще он умеет превращаться в сексапильную принцессу Боузетту]]</s>.
** А еще у него есть сын Боузер младший, который мало чем отличается от папы.
** И Купалинги, элитный отряд солдат.
* '''Тоады''' — жители Грибного Королевства. Выглядят как маленькие человечки, носящие шапочки гриба. В общем, антропоморфные прямоходящие грибы, выполняющие роль массовки. Однако в некоторых играх серии нам дают поиграть за одного из них.
* '''Король Бу''' — предводитель привидений Бу и заклятый враг Луиджи, главный антагонист спин-оффа Luigi's Mansion. Выглядит как огромное привидение с короной. Любит, как вы догадались, <s>пытать</s> пугать людишек. [[Полное чудовище|Один из самых злых злодеев серии]].
* '''Принцесса Розалина'''. Дебютировала в Super Mario Galaxy. Хозяйка Обсерватории, которая держит её в качестве приюта для осиротевших звезд "Люма" ([[Слезогонка|и надо сказать, неспроста]]). Обладает сверхъестественными способностями вроде телекинеза, левитации и телепатии, что делает её крутым магом.
* '''Паулина''' — дебютировала в Donkey Kong как [[дама в беде]], но в Odyssey пошла по карьерной лестнице и стала мэром города Нью-Донк Сити. Также она отлично поёт: лично выступала с песней «[https://youtu.be/PhciLj5VzOk Jump Up, Super Star!]».


Среди бонусов может встретиться оранжевый гриб, взяв который, персонаж увеличивается в размерах, превращаясь в Супер Марио ({{lang-en|Super Mario}}), и может разбивать головой кирпичи. Если взять после этого цветок, то Супер Марио становится Огненным Марио ({{lang-en|Fire Mario}}) и получает возможность стрелять огненными шарами, то есть поражать противника на расстоянии. Если Супер Марио или Огненный Марио дотрагиваются до противника, то они возвращаются в стадию обычного Марио. Если же противник ранит Марио или кончается время, выделенное для прохождения уровня, то игрок теряет одну «жизнь» и игра начинается заново (либо с начала уровня, либо с его середины). В уровнях, которые расположены в за́мках, погибший Марио начинает игру всегда с начала уровня.
== Что здесь есть ==
 
* [[Антизлодей]] - Боузер и его сын.  
Ещё один встречающийся в игре бонус — звезда. Она не «вырастает» из блока, как гриб, а выскакивает из него и начинает перемещаться высокими и короткими прыжками. Заполучив её, Марио становится на некоторое время неуязвимым для врагов: противники погибают от одного его прикосновения. Но он всё равно погибнет, если упадёт в яму, или если закончится время.
* [[Билингвальный бонус]] и [[Говорящее имя]] — имя Варио образовано от японского «悪い» (варуи), что значит «плохой».
 
* [[Босс, который ни при чём]] — Бундт, гигантский… [[Вывих мозга|оживший торт]]. Обязателен для прохождения, но про него ничего не понятно. Как он ожил? Зачем он напал? А потом после боя Бустер его съедает. [[Момент губастого аллигатора|И потом о нём не говорит никто.]]
На некоторых уровнях встречаются также скрытые бонусы в виде зелёного гриба «1-up», который добавляет Марио одну «жизнь».
** Bundt cake - это формовой тортик, типа нашего столичного кекса или кулича. Другой вопрос почему тут так обозвали свадебный, Карл, торт - многослойный (даже валится в 2 приёма) и с богатым декором. Возможный обоснуй - как bundt у этой твари обозначен именно его нижний корж, вторая стадия босса, которую и съел злодей
 
* [[Великолепный мерзавец]] - Диментио, Фавфул и, в несколько меньшей степени, Боузер.
[[Файл:Super Mario 8-4.png|thumb|Схватка с Королём Купой, уровень 8-4. На изображении обычный Марио|left]]
* [[Визуальный разрыв канвы]] — Принцесса Пич в первой части — рыжеволосая девушка в белом платье, во второй части у японцев она осталась такой же, а у американцев и европейцев превратилась в шатенку в фиолетовом платье (хотя события второй части в европейской и в американской версии считаются сном Марио), в третьей части она стала шатенкой в фиолетовом во всём мире. Однако после этого Пич во всех играх стала стала изображаться золотистой блондинкой в розовом платье.
 
** Обоснуй: расила волосы, потом сочла что перекрашиваться из блондинки слишком муторно.
Игра состоит из восьми миров по четыре уровня в каждом. В конце каждого четвёртого уровня, на мосту через озеро с лавой, Марио встречается с [[Боузер]]ом(Королём Купой) ({{lang-en|Bowser}}, {{lang-en|King Koopa}}) — огромным черепаховидным драконом. Он дышит огнём, а начиная с шестого мира — ещё и метает огромные молоты. Победить Боузера можно двумя способами: дотронуться до топора, находящегося за Купой (тот перерубит трос и Король Купа упадёт в лаву), либо поразить короля Купу с безопасного расстояния огненными шарами. В случае победы над Купой в первых семи мирах с помощью огня, выясняется, что это на самом деле переодетый простой враг, как черепаха, Гумба и т. д. После этого Марио встречает [[Тоад]]а — жителя Грибного королевства, который говорит ему: «Thank you Mario! But our princess is in another castle!» ({{lang-ru|Спасибо, Марио, но наша принцесса в другом замке!}})
* [[Высокий и худой как жердь]] — Луиджи (когда он не является перекрашенным Марио). А Валуиджи, кажется ещё выше (этот ещё и [[Злодейская сутулость|сутулится]]).
 
** Там же — Игги Купа, после New Super Mario Bros. Wii.
В игре существуют три секретных перехода, называемые Зоной Перемещения ({{lang-en|Warp Zone}}) и позволяющих быстро переместиться в другие миры. Марио может туда попасть, пробив потолок в подземелье и пройти до конца уровня. При попадании в секретную комнату на экране появляется надпись «Welcome to warp zone!» ({{lang-ru|Добро пожаловать в зону искривления!}}) и трубы с номерами миров, в которые можно перенестись. Также на некоторых уровнях в за́мках имеются ловушки — постоянно повторяющиеся комнаты, которые необходимо проходить в определённом порядке.
* [[Гумба]] — кодификатор.
 
* [[Двурукий спрайт]] — в гоночных играх у Марио на кепке симметричная буква «M», всё в порядке. А у Луиджи — несимметричная «L».
После того, как игрок пройдёт последний уровень восьмого мира, он получит возможность начать игру в более сложном режиме ({{lang-en|Second quest}}— второе задание). Отличия от основного задания:
* [[Дева в беде]] - принцесса Peach, самый канонический пример. В одном из её писем к Марио даже встречается строчка «Из-за моих периодических похищений». Создаётся впечатление, что это для неё обычные будни.
 
** Кстати, в силу регулярности таких событий и спокойного к ним отношения принцессы множество фанатов задаются закономерным вопросом: а так ли уж Пич против этого? И не может ли быть так, что они с Боузером — полноправные партнеры в этом спектакле, а Марио — просто ничего не подозревающий простак, которым пользуются как деталью антуража для добавления обстановке пущей «натуралистичности»?
* Все противники передвигаются с большей скоростью;
*** Подтверждается некоторыми играми (например, серия Super Mario Kart), где Боузер является одним из друзей принцессы и игровых персонажей.
* Все грибы Гумба заменяются на жуков Баззи;
**** А в Super Mario RPG, когда принцесса похищается по-настоящему антагонистом Смитти, Боузер присоединяется к отряду Марио для ее спасения.
* Все платформы-лифты уменьшаются в размерах;
* [[Девушки любят розовый цвет]] — Пич и Тоадетта.
* Регенерация оглушённых врагов происходит быстрее;
* [[День сурка]] — [[с прикрученным фитильком]], уровни 4-4, 7-4 и 8-4 из первой игры зацикливаются до тех пор, пока не будут пройдены по единственно правильному маршруту. При чём таких зацикливаемых участков там от 2 и больше.
* Огненные стержни появляются во всех отведённых местах, и в некоторых случаях становятся длиннее;
* [[Закадычные враги]] — Марио и Боузер.
* Некоторые карты усложнены (например, пушечными ядрами, которых нет в классической версии);
* [[Золотые волосы, золотое сердце]] — принцессы Пич и Розалина (у последней волосы, скорее, платиновые).
* В некоторых случаях, большая численность врагов (водоём, рыбки Чипы);
* [[Квинтет]]:
* Более редки контрольные пункты (check-point) в середине уровня.
** Super Mario RPG: Марио — герой, Мэллоу — напарник, Боузер — силач (и в то же время какой ни есть, а он за нас), Гено — умник, Тоадстул (она же Принцесса Пич) — девчонка.
 
** Super Paper Mario: Марио — герой, Луиджи — напарник, Боузер — силач (и в то же время какой ни есть, а он за нас), Типпи — умница, Принцесса Пич — девчонка.
== Разработка игры ==
* [[Концентратор ненависти]] — Серия Paper Mario: отец Блека из Super Paper Mario и Грубба из the thousand years door.
[[Файл:Takashi Tezuka, Shigeru Miyamoto and Kōji Kondō.jpg|мини|223x223пкс|Такаси Тэдзука, Сигэру Миямото и Кодзи Кондо на фестивале в честь 30-летия Super Mario Bros. в Сибуя, Токио (13 сентября 2015)]]
* [[Коронная фраза]] — Марио: «It’s-a me, Mario!», «Mamma mia!», «Here we go!», «Let’s-a go!» (Луиджи также её использует) и «So long, [[Эффект голубого щенка|gay]] bowser!».
За дизайн Super Mario Bros. отвечало подразделение [[Nintendo Entertainment Analysis and Development|Nintendo Research & Development]] во главе с [[Сигэру Миямото]] и [[Такаси Тэдзука|Такаси Тэдзукой]]. Помощь в программной части игры оказывала компания SRD Company, Ltd. с Тосихико Накаго<ref name="iwataasks25_1">{{cite web |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/0 |title= Using the D-pad to Jump |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary Vol. 5: Original Super Mario Developers |deadlink= no |publisher= [[Nintendo of America]] |date= 2011-02-01 |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/0 }}</ref>.
** Луиджи: «Okey-dokey!», «Go Luigi!»
 
** Диментио: «Ciao!»
Разработка Super Mario Bros. началась после того, как [[Сигэру Миямото]] и [[Такаси Тэдзука]] завершили работу над играми [[Excitebike]] и Devil World<ref name="NES Classic">{{cite web |title=Super Mario Bros. and Super Mario Bros. 3 developer interviews - NES Classic Edition |url=https://www.nintendo.com/nes-classic/super-mario-bros-and-super-mario-bros-3-developer-interview |deadlink=no |archive-url=https://web.archive.org/web/20171201032653/https://www.nintendo.com/nes-classic/super-mario-bros-and-super-mario-bros-3-developer-interview|archive-date=2017-12-01 |access-date= 2021-07-05 |website=Nintendo.com |publisher=[[Nintendo of America]] |lang=en}}</ref>. Эти игры, включая Kung Fu (порт аркадной игры [[Kung-Fu Master]] от команды Миямото на [[Famicom]]), стали основополагающими при разработке. Ключевыми элементами проекта должны были стать крупные спрайты главного персонажа, как в Devil World, и прокручивающийся экран, наподобие [[Excitebike]] и Kung Fu. Последние две игры вдохновили Миямото на создание концепта, по которому игрок мог «продумывать стратегию, пока экран прокручивается на большие расстояния», а также добавить надземные и подземные уровни и сделать задний фон цветным (до этого в играх Миямото фон был в основном чёрным)<ref>{{cite video |people=[[Сигэру Миямото]] |date=December 2010 |title=Super Mario Bros. 25th Anniversary - Interview with Shigeru Miyamoto #2 |url=https://www.youtube.com/watch?v=DNa0M1gymgA |deadlink=no |publisher=Nintendo Channel |access-date=2021-07-05 |time=00:52 |lang=ja }} {{Wayback|url=https://www.youtube.com/watch?v=DNa0M1gymgA |date=20210818032229 }}</ref>. По замыслу Миямото, Super Mario Bros. должна была стать «главной кульминацией» для эры игр на картриджах для Famicom, так как к выпуску на тот момент готовилось дополнение для консоли – [[Famicom Disk System]], позволяющее запускать игры на дискетах. По этой причине Миямото и Тэдзука хотели упаковать различные технологии, освоенные с момента выхода Famicom, в одной игре<ref name="NES Classic" /><ref name="Miyamoto Reveals All">{{cite web |last=Gifford |first=Kevin |title=Super Mario Bros.' 25th: Miyamoto Reveals All |url=http://www.ugo.com/games/super-mario-bros-25th-miyamoto-reveals-all.html |deadlink=no |website=[[1UP.com]] |access-date=2021-07-05 |archive-url=https://web.archive.org/web/20150105015455/http://www.ugo.com/games/super-mario-bros-25th-miyamoto-reveals-all.html |archive-date= 2015-01-05 |lang=en}}</ref>.
** Варио: «Wah!»
 
** В серии Mario & Luigi Фавфул прославился своей фразой «I HAVE FURY!» В Bowser’s Inside Story он променял эту фразу на «I HAVE CHORTLES!»
Производство Super Mario Bros. шло параллельно с разработкой [[The Legend of Zelda (игра)|The Legend of Zelda]], директором которой также выступал Сигэру Миямото. Некоторые элементы из The Legend of Zelda были использованы для Super Mario Bros., например, Огненные стержни ({{lang-en|Fire Bars}}), исполняющие функцию объекта в Zelda, выступают как препятствие в Super Mario Bros.<ref name="Iwata Asks New_02">{{cite web |url=https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/3 |title=It Started With a Square Object Moving |work=Iwata Asks: New Super Mario Bros. Vol. 2 |deadlink=no |publisher=[[Nintendo of America]] |date=2009 |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2019-08-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/3 }}</ref>
** Тоуд: «YA-HOOOOOOOOOOOOOOOOOO!!!» и знаменитое «Твоя принцесса в другом замке!»
 
** Ну и куда же без фирменного смеха Боузера: «Gwah-hah-hah (Bwah-hah-hah)!»
Первоначально в проекте Марио не выступал в качестве главного персонажа. В раннем прототипе игры, созданном Тосихико Накаго из SRD по просьбе Миямото в качестве эксперимента, игрок управлял прямоугольником с расширением 16x32 пикселя. Прямоугольник мог двигаться, но не был способен прыгать. Тэдзука, ознакомившись с хорошими показателями продаж Mario Bros. на Famicom, предложил Миямото использовать Марио в качестве героя, на что тот согласился<ref name="Iwata Asks New_02"/>. Игре дали название «Super Mario Bros.» в честь новой формы главного персонажа – Супер Марио (после получения Супер Гриба)<ref name="NES Classic"/>.
* [[Крутая шляпа]] — Знаменитая красная шапка Марио с буквой «М». А у Луиджи на шапке буква «Ж» «L». А у их злых копий Варио и Валуиджи, соответственно, «W» и «Г».
 
** В Super Mario Odyssey кепка Марио была порвана в открывающем ролике, и её заменила разумная шляпа [[кошка по имени Нэко|по имени Кэппи]].
Для Super Mario Bros. были предложены различные идеи, многие из которых не попали в игру. Так, на начальной стадии разработки было предложено создать бонус-уровень, где Марио или Луиджи верхом на ракете собирали монетки, обстреливая противников. Позже ракета была заменена на облако, а через время концепт и вовсе откинули<ref name="iwataasks25_1" />. Бонус-уровень в облаках с монетками – то, что осталось от первоначальной концепции в игре<ref name="Miyamoto Reveals All" />. Миямото изначально представлял Боузера как вола, вдохновившись Королём Волов из аниме 1960 года «[[Alakazam the Great]]». Однако, Тэдзука представлял его больше в облике черепахи, и вместе они выработали окончательный дизайн<ref>{{cite web |title=My First Project: Draw a Rug |work=Iwata Asks: Nintendo DSi Vol. 8: Yoichi Kotabe |url=https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/ds/dsi/7/3 |deadlink=no |publisher=[[Nintendo of America]] |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2019-08-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/ds/dsi/7/3 }}</ref>.
* [[Милый злодей]] - Боузер, из Super Paper Mario - Граф Блек, Фрэнсис и мистер Л.
 
* [[Не люди]] - люди есть, но их раз-два, и обчёлся: собственно главный герой, его брат, принцессы и ещё некоторые менее известные; роль же «простых граждан» играют [[гриболюди]] тоды.
Миямото не желал делать Марио меньше, чем было задумано, но первые прототипы игры не удовлетворяли команду, так как персонаж был слишком большим. Дизайн уровней создавался под маленького Марио с задумкой сделать его больше в финальной версии<ref name="Miyamoto Reveals All"/>. Но позже команда посчитала, что было бы забавнее дать Марио возможность изменяться в размерах с помощью усилителя<ref name="NES Classic"/>. Идея гриба, увеличивающего главного героя, пришла из японских народных сказок, в которых персонажи путешествовали по лесу и подбирали волшебные грибы, оттуда же пришла идея для названия мира Super Mario Bros. – «Грибное Королевство». Для того, чтобы сделать получение гриба более приятным для игрока, команда решила сделать Марио маленьким в начале первого уровня.
* [[Невинные голубые глаза]] — вселенная изобилует ими. Особенно выделяются Марио, Луиджи, Пич, Дейзи (с фитильком) и Розалина.
 
* [[Одушевлённое оружие]] — сюжет одной из игр завязан на том, что Грибное Королевство атаковано войском железного короля Смити из другого измерения. Почти все боссы в игре (и довольно многие противники ближе к её концу) — живое оружие.
На момент создания Super Mario Bros. графических редакторов не существовало. Для создания уровней Миямото и Тэдзука использовали миллиметровую бумагу, нанося на неё дизайн локаций. Если было необходимо внести изменения, поверх миллиметровки накладывалась прозрачная бумага, на которую намечали исправления. Позже команда Нагако вставляла уровни в саму игру<ref name="iwataasks25_1"/><ref>{{cite video |people=[[Сигэру Миямото]], [[Такаси Тэдзука]] |date=2015-09-13 |title=Super Mario Bros. 30th Anniversary Special Interview ft. Shigeru Miyamoto & Takashi Tezuka |url=https://www.youtube.com/watch?v=DLoRd6_a1CI |deadlink=no |publisher=[[Nintendo]] |access-date=2021-07-05 |lang=en }} {{Wayback|url=https://www.youtube.com/watch?v=DLoRd6_a1CI |date=20210709194033 }}</ref>.
* [[Пиратская нежить]] — призрак-пират по кличке Кортес, обитающий на своём корабле.
 
* [[Подпрыгнув, присесть]] — в оригинальной игре в этой [[багофича|багофиче]] потребности нет, но многие из нарисованных хакерами новых [[хардкор]]ных уровней предусматривают её использование для прохождения.
Носителем для Super Mario Bros. был картридж, вмещающий 256 килобитов памяти, 64 из которых занимали спрайты и графика заднего фона. Из-за ограничений хранилища дизайнеры искали способы для экономии места, что, как подметили сами разработчики, было похоже на весёлое соревновательное ТВ-шоу<ref name="Iwata Asks Culmination">{{cite web |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/2 |title= The Grand Culmination |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary Vol. 5: Original Super Mario Developers |deadlink= no |publisher= [[Nintendo of America]] |date= 2011-02-01 |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/4/2 }}</ref>. Так, облака и кусты на заднем фоне имеют одинаковые спрайты, но разные цветовые палитры. Декорации для заднего фона сгенерированы с помощью автоматического алгоритма<ref>{{cite web |url=https://www.gamasutra.com/view/news/253377/The_long_shadow_of_Super_Mario_Bros.php |title=The long shadow of Super Mario Bros. |website=[[Gamasutra]] |first=Nathan |last=Altice |date=2015-09-11 |access-date=2021-07-05 |lang=en |archive-date=2020-09-25 |archive-url=https://web.archive.org/web/20200925040532/https://www.gamasutra.com/view/news/253377/The_long_shadow_of_Super_Mario_Bros.php |deadlink=no }}</ref>. Звуковые эффекты также были повторно использованы. Например, звук получения урона и входа в трубу одинаков, или  звук попадания Марио на врага и гребка под водой<ref name="simple">{{cite web |title= Keeping It Simple |work= Iwata Asks: Super Mario Bros. 25th Anniversary |url= https://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/0/8 |deadlink= no |publisher= [[Nintendo]] |access-date= 2021-07-05 |lang= en |archive-date= 2019-08-21 |archive-url= https://web.archive.org/web/20190821071700/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/mario25th/0/8 }}</ref>.
* [[Полное чудовище]] - Король Бу и Диментио.
 
* [[Прыжок веры]] — на одном из пустынных уровней в третьей части, если погрузиться в зыбучие пески, окажешься в подземелье. Необходимо догадаться для прохождения уровня.
Последним противником в Super Mario Bros., которого добавили в игру, является [[Гумба]]. К концу разработки команда решила, что в игре не хватает обучающего противника, которого можно было бы раздавить одним прыжком. К тому моменту, для нового противника почти не оставалось места в памяти игры, поэтому спрайт Гумбы представляет собой постоянное изображение, которое пролистывается туда-сюда<ref>{{cite web |url=http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/5 |title= Applying A Single Idea To Both Land And Sky |work= Iwata Ask: New Super Mario Bros. Wii Vol. 6 |publisher=[[Nintendo of America]] |access-date=2021-07-05 |deadlink=no |archive-url=https://web.archive.org/web/20160927194716/http://iwataasks.nintendo.com/interviews/#/wii/nsmb/1/5 |archive-date= 2016-09-27 }}</ref>
* [[Птичку жалко]] - Как ни странно, тот же отец Блека.
. После добавления музыки [[Кодзи Кондо]], оставалось 20 свободных байтов в памяти картриджа. Миямото использовал оставшееся место для добавления короны в качестве вознаграждения для игроков, кто смог набрать от 10 жизней и больше<ref name="Iwata Asks Culmination"/>.
* [[Рушится царство кощеево]] — почти в каждой игре замков по восемь, и там этот троп сделан даже каким-то дешёвым, разрушение замков не выглядит эффектно. Отдельно можно выделить игру Super Mario World: после победы над каждым боссом-Купалингом Марио уничтожает его замок каким-нибудь изобретательным мультяшным образом.
 
* [[Ряженые под Рейх]] - солдаты Боузера носят характерные шлемы.
=== Разработчики ===
* [[Самоуверенный мерзавчик]] - Людовик Вон Купа.
* [[Сигэру Миямото]] — руководитель проекта, дизайнер
* [[Сиквел хуже, триквел лучше]] — первая часть — классика, вторая — не более чем набор новых, более хардкорных уровней для неё (её даже не сразу выпустили на западе, вместо неё под названием SMB2 продавая [[перескиновка|перескиновку]] другой игры, не связанной с «Марио», а затем выпустили под названием «Lost Levels»), третья же — весомое расширение концепции первой, с новой графикой.
* [[Такаси Тэдзука]] — помощник руководителя, дизайнер
* [[Слезогонка]] — как-то не вяжется троп с Марио? Ну-ну, Super Paper Mario (одна из самых сюжетно серьезных игр), граф Блэк, все вот это. Автор правки наицрально рыдал в финале.
* [[Кондо, Кодзи|Кодзи Кондо]] — композитор
** [[Сломать стоика|Настасья тоже]].
* Тосихико Накаго — программист
* [[Смертельная яма]] — каноничный пример.
* Кадзуаки Морита — программист
* [[Страшные рыбёшки]] — прыгающие рыбы Чип-Чипы.
* [[Хироси Ямаути]] — исполнительный продюсер
* [[Сюжетный буревестник]]:
 
** Paper Mario: The Thousand-Year Door: сэр Гродус — лидер Тайного Общества X-Навтов. Мало того, что он совсем некомичен, в отличие от остальных X-Навтов и [[Дракон (персонаж)|лорда Крампа]], он ещё и пересёк [[моральный горизонт событий]], приказав выключить Т. Е. К.а, который стал другом Принцессе Пич. {{spoiler|А потом ещё и Теневая Королева — демонесса, уничтожившая Роугпорт тысячи лет назад.}}
=== Музыка ===
** Super Paper Mario: граф Блэк со слезливой историей о том, как он докатился до того, чтобы уничтожить мир, и Диментио. Против них с Марио опять же объединяется его постоянный враг — Боузер.
{{main|Super Mario Bros. (саундтрек)}}
** Сюжетные буревестники встречаются даже в серии Mario & Luigi.
 
*** Грибы-пришельцы в Partners in Time (в английской версии непереводимо названы «Shroobs»). В предыдущей части у нас была грызущая реквизит ведьма, которая хотела захватить мир, а чудовищно чужеродные грибы-пришельцы не только ''смогли захватить'' Грибное королевство, они разрушали целые города и похищали Тоадов, и высасывали их жизненную энергию для того, чтобы использовать её как топливо для своих кораблей.
== Сиквелы ==
*** В Bowser’s Inside Story у нас есть Фавфул, забавно говорящий на ингрише, Мидбус с его глуповатым соперничеством с Боузером и загипнотизированные приспешники Боузера, которые слишком уж одержимо почитают Фавфула — все являются [[смешной злой|источниками смеха]]. А теперь у нас есть [[Чужеродное чудовище|Тёмная Звезда]], которую Фавфул хочет пробудить. Её история: давным-давно она чуть не уничтожила Грибное королевство, пока её не заключили Звёздные феи, потом, пробудившись в настоящем времени, она чуть не задушила братьев Марио до смерти, когда те близко подходили к её испарениям, а когда у неё появилась речь, стало ясно, что у неё нет никакого юмора или чего-либо ещё, кроме [[Апокалиптический маньяк|одержимости уничтожить всё]].
* ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels]]'' (в Японии вышла под названием ''Super Mario Bros. 2'')
*** Сам Боузер стал таким в Dream Team и Paper Jam. Хоть он и всё тот же [[смешной злой]] Боузер, в прошлой игре он был показан абсолютно угрожающим злодеем, который {{spoiler|[[стремящийся в ГлавГады|низверг текущего]] [[ГлавГад]]а игры}}, в то время как в следующей он и его бумажная версия были показаны как крупные угрозы, перешедшие [[моральный горизонт событий]] в первый раз во франшизе, {{spoiler|показав их поработителями и апокалиптическими маньяками}}.
* ''[[Super Mario Bros. 2]]'' (в Японии вышла под названием Super Mario USA)
** И ещё раз Боузер стал таким в Super Mario Galaxy и Super Mario Galaxy 2. Ну да, он всё ещё забавно грызёт реквизит, но при этом он всё равно является угрожающим главгадом.
 
** Luigi’s Mansion: Dark Moon: король Бу подпал под троп, когда стал сильнее, опаснее и [[Полное чудовище|намного, намного злее]].
== Другие версии игры ==
*** А в Luigi’s Mansion 3 он поднял уровень ужаса.
 
* [[Терминаторизатор]] - большой гриб секунд на десять превращает Марио в великана ростом во весь экран. И на своём пути одним прикосновением он начинает сметать всё — врагов, любые кирпичи, даже трубы!
=== Ремейки ===
* [[Файербол]] — при подборе огненного цветка Марио приобретает способность кастовать фаерболы.
* ''[[Super Mario All-Stars]]'' — сборник из [[ремейк]]ов четырёх первых игр серии ''Super Mario'', включая японскую версию ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels|Super Mario Bros. 2]]'', для платформы [[Super Nintendo Entertainment System|SNES]]. Обладает улучшенной графикой и звуком по сравнению с оригиналами.
* [[Чёрно-белая мораль]] — Обычно Братья Марио — герои, которые отправляются в приключения, чтобы остановить Боузера, который насквозь злодей.
* ''[[Super Mario Bros. Deluxe]]'' — сборник из ремейков «Super Mario Bros.» и «Super Mario Bros.: The Lost Levels» (''The Lost Levels'' доступна только для прохождения в [[Многопользовательская игра|многопользовательской игре]]) для [[Game Boy Color]]. Отличается от оригинала возможностью сохранения и продолжения игры после того, как все «жизни» израсходованы. Графика и звук были перенесены из оригинала.
** [[Бело-серая мораль]] — Хотя иногда Боузер предстаёт в виде [[Антизлодей|антизлодея]]. Его приспешники тоже не являются злыми, [[Я просто исполнял приказ|они просто делают свою работу]], и с удовольствием будут собираться вместе в Грибном королевстве в свободное время. В то время Братья Марио всё ещё однозначные герои.
 
*** В Super Paper Mario однозначно так. Братья Марио и Принцесса Пич бесспорно хорошие. Боузер [[Враг моего врага|присоединился к ним]], потому что у [[Даже у зла есть стандарты|него есть стандарты]]. Граф Блек — [[апокалиптический бедняжка]], но в конце он и его приспешники совершают [[Направо кругом|поворот напрово]]. Единственный однозначный злодей — {{spoiler|это [[Полное чудовище|Диментио]], который хочет [[Апокалиптический маньяк|уничтожить старый мир и создать новый по своему образу и подобию]]}}.
=== Альтернативные версии ===
* [[Четыре героя — четыре темперамента]]: Марио — сангвиник, Луиджи — меланхолик, Пич — флегматик, Дейзи — холерик.
* ''Vs. Super Mario Bros.''
* ''All Night Nippon Super Mario Bros.''
* ''Super Mario Bros. Special''
 
=== Переиздания ===
В начале 2004 года Nintendo переиздала игру на Game Boy Advance в Японии, как часть их Famicom Minis коллекции и в США как часть Classic NES Series. Эти переиздания не содержали графических обновлений и имели все ошибки оригинальной игры. Согласно данным NPD Group это переиздание «Super Mario Bros.» было самым продаваемым для Game Boy Advance с июня по декабрь 2004 года<ref>[http://www.gamespot.com/news/chartspot-june-2004-6103856 ChartSpot: June 2004] {{Wayback|url=http://www.gamespot.com/news/chartspot-june-2004-6103856 |date=20120125233718 }}. — [http://www.gamespot.com Gamespot.com] {{Wayback|url=http://www.gamespot.com/ |date=19961105034129 }}</ref>.
 
В 2005 году Nintendo снова переиздала эту игру для Game Boy Advance в честь 20-летнего юбилея игры в специальной редакции<ref>[http://www.gamasutra.com/php-bin/news_index.php?story=6766 Japanese Sales Charts, Week Ending October 2] {{Wayback|url=http://www.gamasutra.com/php-bin/news_index.php?story=6766 |date=20201126075301 }}. — [http://www.gamasutra.com Gamasutra.com] {{Wayback|url=http://www.gamasutra.com/ |date=20080610015414 }}</ref>.
 
«Super Mario Bros.» является одной из 19 игр включённых в Nintendo GameCube. Игра была издана 2 декабря 2006 в Японии, 25 декабря 2006 года в Северной Америке для Wii’s Virtual Console и являлась оригинальной копией игры со всеми ошибками<ref>[http://wii.ign.com/articles/770/770594p1.html Super Mario Bros. VC Review: The one that started it all] {{Wayback|url=http://wii.ign.com/articles/770/770594p1.html |date=20081207094043 }}. — [http://wii.ign.com Wii.ign.com] {{Wayback|url=http://wii.ign.com/ |date=20061231175051 }}</ref>.
 
Super Mario Bros. является одной из trial-игр доступных в «Masterpieces» секции в Super Smash Bros. Brawl<ref>[http://www.smashbros.com/en_us/gamemode/various/various23.html Masterpieces] {{webarchive|url=https://web.archive.org/web/20080128095218/http://www.smashbros.com/en_us/gamemode/various/various23.html |date=2008-01-28 }}. — [http://www.smashbros.com Smashbros.com] {{Wayback|url=http://www.smashbros.com/ |date=20050305230613 }}</ref>.
Для Nintendo 3DS игра была издана в сентябре 2011 года для участников Nintendo’s 3DS Ambassador Program.
 
== Отзывы ==
{{написать|дата=2021-05-30}}
 
== Влияние ==
«Super Mario Bros.» долгое время была самой продаваемой игрой в мире после [[Тетрис]]а. Всего по данным [[Nintendo]] было продано около 40 миллионов копий игры<ref>{{cite web |url=http://www.gamecubicle.com/features-mario-units_sold_sales.htm Super Mario Sales Data |title=Mario Sales Data |work=gamecubicle.com news |publisher=gamecubicle |accessdate=2015-03-26 |archive-date=2015-05-21 |archive-url=https://web.archive.org/web/20150521080625/http://www.gamecubicle.com/features-mario-units_sold_sales.htm |deadlink=no }}</ref>, что позволило ей попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Игра занимает первое место в списке «200 величайших видеоигр своего времени» журнала [[Electronic Gaming Monthly|EGM]]<ref>{{Cite web |url=http://www.1up.com/do/feature?pager.offset=10&cId=3147448 |title=The Greatest 200 Games of Their Time |access-date=2009-05-03 |archive-date=2012-06-29 |archive-url=https://archive.today/20120629011651/http://www.1up.com/do/feature?pager.offset=10&cId=3147448 |deadlink=no }}</ref>, неоднократно занимала первое место в списке «100 игр всех времён» по версии сайта [[IGN|Imagine Games Network]]<ref name="ign">{{cite web |url=http://top100.ign.com/2005/001-010.html |title=IGN's Тор 100 Games |work=ign.com |publisher=[[IGN|IGN Entertainment, Inc.]] |accessdate=2015-03-26 |archiveurl=https://www.webcitation.org/61AZGOTgL?url=http://top100.ign.com/2005/001-010.html |archivedate=2011-08-24 |deadlink=yes }}</ref>. Марио стал символом компании Nintendo и одним из самых известных игровых персонажей в мире<ref>{{cite web |url=http://kotaku.com/5636283/happy-25th-birthday-super-mario-bros |title=Happy 25th Birthday, Super Mario Bros. |author=Plunkett L. |date=2010-09-13 |publisher=[[Kotaku]] |archiveurl = https://www.webcitation.org/5ta9egREn?url=http://kotaku.com/5636283/happy-25th-birthday-super-mario-bros |archivedate = 2010-10-18 |lang=en }}</ref>.
 
Первый уровень ''Super Mario'' считается классическим примером, как можно обучить игре простым дизайном уровня: Марио появляется в левом углу и экран пуст — нужно идти вправо, после чего игрок встречает первого противника — [[Гумба|Гумбу]], перепрыгивая через которого игрок с большой вероятностью заденет секретный кирпич, и оттуда вылетит гриб увеличения.
 
На сайте [[The Cutting Room Floor]] нашли баг, из-за которого Лакиту действовал не как надо<ref>{{cite web|author=Donald Theriault|title=New Error Found In Super Mario Bros.|url=http://www.nintendoworldreport.com/news/42586/new-error-found-in-super-mario-bros|website=Nintendo World Report|accessdate=2018-03-28|date=2016-04-24|archive-date=2018-03-28|archive-url=https://web.archive.org/web/20180328164541/http://www.nintendoworldreport.com/news/42586/new-error-found-in-super-mario-bros|deadlink=no}}</ref>, вместе с ссылкой на файл, исправляющий ошибку.
 
Super Mario Bros. стала одной из самых известных игр в [[Скоростное прохождение игры|спидраннинге]], так как она считается хорошо изученной игроками. На данный момент, рекорд в категории "'''Any %'''" (прохождение игры наибыстрейшим способом, можно использовать [[баг]]и, [[глитч]]и, пропускать уровни) составляет 4 минуты 54,798 секунды, поставленный игроком ''Niftski''.
 
== Наследие ==
Успех ''Super Mario Bros.'' привел к созданию множества продолжений в серии видеоигр ''[[Super Mario (серия игр)|Super Mario]]'', которые, в свою очередь, составляют основу всей франшизы ''[[Mario (медиафраншиза)|Mario]]''. Два из этих продолжений, ''[[Super Mario Bros. 2]]'' и ''[[Super Mario Bros. 3]]'', являются прямыми продолжениями игры и были выпущены для игровой системы Nintendo Entertainment System, и достигли аналогичного коммерческого успеха. Другое продолжение, вначале также названное ''Super Mario Bros. 2'', было выпущено в 1986 году исключительно в Японии для системы [[Family Computer Disk System|Famicom Disk System]], а затем позже было выпущено в других странах в составе сборника ''[[Super Mario All-Stars]]'' под названием ''[[Super Mario Bros.: The Lost Levels|Super Mario Bros: The Lost Levels]]''. Игровые концепции и элементы, заложенные в ''Super Mario Bros.'', преобладают почти в каждой игре серии ''Super Mario''. Серия насчитывает более 15 игр; как минимум на каждой игровой системе Nintendo была выпущена хотя бы одна игра серии ''Super Mario''. ''[[Super Mario 64]]'' считается одной из величайших игр, созданных когда-либо, и во многом благодаря ей произошла революция в жанре видеоигр-платформеров и переход от 2D к 3D. Серия игр является одной из самых продаваемых: по состоянию на сентябрь 2015 года в мире было продано более 310 миллионов экземпляров<ref>{{cite web|lang=en|url=https://www.yahoo.com/tech/happy-birthday-super-mario-181332681.html?nf=1|title=Happy 30th birthday, 'Super Mario Bros.'!|author=Morris, Chris|work=Yahoo! Tech|date=2015-09-13|publisher=[[Yahoo!]]|archive-url=https://web.archive.org/web/20160531170505/https://www.yahoo.com/tech/happy-birthday-super-mario-181332681.html?nf=1|archive-date=2016-05-31|access-date=2016-05-15}}</ref>.
 
''Super Mario Bros.'' послужила вдохновением для создания нескольких [[Фанатская игра|фанатских игр]]:
*В 2009 году французская компания Swing Swing Submarine выпустила [[браузерная игра|браузерную игру]] под названием ''[[Tuper Tario Tros.]]'', которая сочетает в себе элементы из видеоигр ''Super Mario Bros.'' и ''[[Tetris]]''<ref>{{cite web|last=McWhertor|first=Michael|title=Tuper Tario Tros. Puts A Little Tetris In Your Mushroom Kingdom|url=http://kotaku.com/5436334/tuper-tario-tros-puts-a-little-tetris-in-your-mushroom-kingdom|website=[[Kotaku]]|access-date=2021-03-13|date=2009-12-29|archive-url=https://web.archive.org/web/20140201185620/http://kotaku.com/5436334/tuper-tario-tros-puts-a-little-tetris-in-your-mushroom-kingdom|archive-date=2014-02-01}}</ref><ref name="edge">{{cite web|last=Donlan|first=Chris|title=Tuper Tario Tros.|url=http://www.edge-online.com/features/friday-game-tuper-tario-tros|work=Edge|access-date=2021-03-13|date=2011-09-02 |archive-url=https://web.archive.org/web/20120328080922/http://www.edge-online.com/features/friday-game-tuper-tario-tros |archive-date=2012-03-28}}</ref>.
*В 2010 году разработчиком Джеем Павлиной была создана бесплатная, браузерная, фанатская игра с названием ''[[Super Mario Bros. Crossover]]''. Она является полным воссозданием Super Mario Bros — это позволяет игроку альтернативно управлять другими, различными персонажами из игр компании [[Nintendo]], включая [[Мегамен]]а, [[Линк (персонаж)|Линка]] из игр серии ''[[The Legend of Zelda]]'', Самус из серии ''[[Metroid (серия)|Metroid]]'' и Саймона из серии ''[[Castlevania]]''<ref>{{cite web|url=https://gamerant.com/super-mario-bros-crossover-game-benk-19406/|title=GR Pick: Super Mario Bros. Crossover Game|date=2010-04-29|website=gamerant.com|access-date=2021-03-13|archive-date=2018-06-15|archive-url=https://web.archive.org/web/20180615111000/https://gamerant.com/super-mario-bros-crossover-game-benk-19406/|deadlink=no}}</ref>.
*В марте 2012 года вышла фанатская компьютерная игра ''[[Mari0]]'', которая сочетает в себе элементы игрового процесса из игр серий Super Mario и ''[[Portal (серия игр)|Portal]]''. В игре Марио вооружен [[портальная пушка|портальной пушкой]], с помощью которой он может создавать [[портал (фантастика)|порталы]] и телепортироваться через них и телепортировать других персонажей<ref>{{cite web|url=http://kotaku.com/5835600/mari0-puts-a-portal-gun-in-super-mario-bros|title=Mari0 Is What Happens When Mario Gets a Portal Gun|first=Michael|last=McWhertor|website=kotaku.com|access-date=2021-03-13|archive-date=2017-08-12|archive-url=https://web.archive.org/web/20170812100830/http://kotaku.com/5835600/mari0-puts-a-portal-gun-in-super-mario-bros|deadlink=no}}</ref>.
*В 2013 году вышла браузерная игра ''[[Full Screen Mario]]''. Главным отличием в от оригинальной видеоигры является большой экран видеокадра, а также [[редактор уровней]]<ref>{{cite web |title=Full Screen Mario Web Game Closed Down Following Nintendo's Copyright Complaint |url=http://www.nintendolife.com/news/2013/11/full_screen_mario_web_game_closed_down_following_nintendos_copyright_complaint |website=[[Nintendo Life]] |access-date=2021-03-13 |date=2013-11-11 |archive-date=2018-10-11 |archive-url=https://web.archive.org/web/20181011014028/http://www.nintendolife.com/news/2013/11/full_screen_mario_web_game_closed_down_following_nintendos_copyright_complaint |deadlink=no }}</ref>.
*В 2015 году геймдизайнер Джош Миллард выпустил небольшую браузерную фанатскую игру ''[[Ennuigi]]''. Это метафизическая игра с комментариями к оригинальной видеоигре, которые связаны с неспособностью [[Луиджи (персонаж)|Луиджи]] смириться с общим отсутствием в повествовании игры<ref>{{cite web|url=http://www.avclub.com/article/one-mario-bros-has-existential-crisis-new-game-enn-223496 |title=One of the Mario Bros. has an existential crisis in the new game Ennuigi |work=[[The A.V. Club]] |publisher=The Onion |date=2015-08-06 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160831000522/http://www.avclub.com/article/one-mario-bros-has-existential-crisis-new-game-enn-223496 |archive-date=2016-08-31 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://motherboard.vice.com/read/uh-oh-luigi-read-some-derrida-and-now-hes-ennuigi |title=Uh Oh, Luigi Read Some Derrida and Now He's 'Ennuigi' |work=Motherboard |publisher=[[Vice (magazine)|Vice]] |date=2015-08-17 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20161010135753/http://motherboard.vice.com/read/uh-oh-luigi-read-some-derrida-and-now-hes-ennuigi |archive-date=2016-10-10 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://dangerousminds.net/comments/ennuigi_nintendo_for_pretentious_existentialists |title='Ennuigi': Nintendo for pretentious existentialists |work=Dangerous Minds |date=2015-08-06 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160903010105/http://dangerousminds.net/comments/ennuigi_nintendo_for_pretentious_existentialists |archive-date=2016-09-03 }}</ref><ref>{{cite web|url=http://www.pcgamer.com/ennuigi-mario-flash-game/ |title=In Ennuigi you play a depressed, chain-smoking Luigi who's lost all hope |work=[[PC Gamer]] |publisher=[[Future plc]] |date=2016-08-29 |access-date=2021-03-13 |archive-url=https://web.archive.org/web/20160901124530/http://www.pcgamer.com/ennuigi-mario-flash-game/ |archive-date=2016-09-01 }}</ref>.
 
== Влияние вне игрового мира ==
Название вида веслоногих ракообразных из семейства Canthocamptidae латин. [[Maraenobiotus supermario|supermario]] дано в честь персонажа видеоигры, который, как и этот вид, часто уходит под землю и носит забавные усы<ref name="Wells">Wells J. B. J. (2007) An annotated checklist and keys to the species of Copepoda Harpacticoida (Crustacea). ''[[Zootaxa]]'' '''1568'''(1)^ 1—872. {{doi|10.11646/zootaxa.1568.1.1}}.</ref>{{значимость факта?}}.
 
Немец. ''SuperMario'' — прозвище немецкого футболиста [[Гомес, Марио|Mario Gómez García]]{{значимость факта?}}
 
Англ. ''SuperMario'' — прозвище канадского хоккеиста [[Лемьё, Марио|Mario Lemieux]]{{значимость факта?}}


== Примечания ==
== Примечания ==
{{примечания}}
<references />
 
== Ссылки ==
{{внешние ссылки}}
{{Серия игр Super Mario}}


[[Категория:Компьютерные игры по алфавиту]]
{{Nav/Платформер}}
[[Категория:Компьютерные игры 1985 года]]
[[Категория:Игры для Game Boy Advance]]
[[Категория:Игры для Virtual Console]]
[[Категория:Игры для NES]]
[[Категория:Игры для Famicom Disk System]]
[[Категория:Игры Mario]]
[[Категория:Платформеры]]
[[Категория:Компьютерные игры, разработанные в Японии]]
[[Категория:Компьютерные игры, разработанные Nintendo]]
[[Категория:Компьютерные игры, изданные Nintendo]]
[[Категория:Компьютерные игры, включённые во Всемирный зал славы видеоигр]]

Текущая версия на 11:44, 2 октября 2023

Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

(link)

Вот с чего начиналось...

(link)

...и вот до чего выросло

Super Mario Bros — главная медиафраншиза компании Nintendo, созданная геймдизайнером Сигеру Миямото, повествующая о приключениях водопроводчика Марио и его друзей. До выхода Nintendo Switch в России про Марио знали только как игру на Денди, поскольку консоли Большой N не пользовались спросом. А ведь игр про бравого сантехника выпущено ТАК МНОГО, что для этого потребуется целый список! Серьезно, у Марио больше 100 игр с его участием! И что самое примечательное, серия игр не скатывается в бесконечный конвеер аля Call of Duty, до сих пор продолжая радовать игроков. А секрет успеха прост: Большинство игр серии - это малобюджетные спин-оффы вроде гонок или спортивных игр, а основных 3D игр было выпущено семь. Кстати говоря, самая первая игра про Марио - Donkey Kong 1983 года. Так что да, перед вами гигантский спин-офф менее популярной серии Donkey Kong.

Действия игры обычно происходят в Грибном Королевстве и прилегающих к нему территориях. По сюжету Марио спасает королевство от козней Драконо-черепахи Боузера, правителя королевства черепах Купа. Чаще всего Боузер занимается тем, что он похищает Принцессу Пич для своих корыстных целей (как мы узнаем из Odyssey, Боузер хочет на ней жениться). В принципе сюжет игр серии крайне простой, и отличаются они по принципу Теперь БАНАНОВЫЙ! То ли действия происходят в курортном городке, то в космосе и т.д. К счастью, столь бедный сюжет компенсируют богатым и веселым геймплеем, который уникален в каждой части. Однако встречаются и игры серии, где есть хоть какое-либо развитие сюжета, особенно если это касается игр жанра RPG. И уж поверьте, в дилогии Mario and Luigi сюжет очень интересный и юморной!

Основные игры серии представляют собой платформеры в 2D и 3D пространствах. В двухмерных играх серии, как вы помните в игре на Денди, Марио бегает по уровню, бьёт головой [1]кирпичи, собирает монетки, прыгает на Гумба и лазит по трубам. Но это в игре 1985 года. А вот в более современных 2D играх всё куда интереснее. Помимо улучшенной графики, геймплей становится сложнее и интереснее, а уровни более комплексными. Помните Павер-апы, которые превращают вас в Огненного Марио? Так вот, таких Павер-Апов в играх ну очень много! И они дают различные способности нашему усатому герою вроде замораживанию противников, полёта, скольжения и т.д. Собственно, многие головоломки в играх базируются на правильном использовании Павер-Апов. Для любителей 2D платформеров советуем New Super Mario Bros U.

А есть еще и 3D игры серии, которые кардинально отличаются от таковых в 2D. Вместо того, чтобы добежать от точки А до точки Б, Марио должен собирать на каждом уровне звезды. Многочисленных кирпичей со знаком вопроса тут намного меньше, а геймплей направлен больше на исследование. Тут-то Марио проявляет все навыки паркура: лахает по деревьям, выполняет сальто, прыгает от стены и т.д. Чтобы получить звезду, Марио должен найти её, либо пройти испытание, или же решить головоломку. А еще в 3D играх придется частенько искать потаённые места. Первой 3D игрой серии была Super Mario 64.

А еще целая куча спин-оффов вроде гонок, RPG, спортивных игр и даже особого варианта монополии. И все они (за исключением обучалок и треша на Philips CD-I) хороши! Так что удачи вам, если собираетесь пройти ВСЕ игры. На их прохождение уйдет как минимум одна жизнь.

Персонажи[править]

Несмотря на достаточно простой сюжет, серия игр обладает достаточно богатой Вселенной, и персонажи весьма интересны.

  • Марио — главный герой серии. Веселый усатый водопроводчик, спортсмен, джентльмен и просто Человек эпохи Возрождения. Несмотря на свой избыточный вес, Марио совершает невероятные акробатические трюки похлеще Альтаира. В целом, он является воплощением идеального героя, спасающий на протяжении десятилетии Грибное Королевство, а то и целый мир. И он очень любит поесть.
  • Луиджи — младший брат Марио. В отличие от старшего брата, Луиджи не любит приключения и предпочитает сидеть дома. Труслив, особенно когда речь касается привидений Бу. Но тем не менее он добрый человек. Также стоит отметить, что среди фанатов Луиджи пользуется куда уж большей популярностью, и про него выходят игры с ним в главной роли.
  • Принцесса Пич Тоадстул — принцесса Грибного Королевства, выполняющая роль Damsel in distress. Возможно, глава королевства[2]. Однако Пич не такая уж и беспомощная на первый взляд, и она может иногда давать отпор. Да что тут говорить, в Super Princess Peach она спасает Марио от Боузера!
  • Принцесса Дейзи — дебютировала в игре Super Mario Land для Game Boy. В отличие от спокойной и женственной Пич, Дейзи более бойкая и спортивная. Но чаще она появляется в спин-оффах, особенно в спортивных.
  • БоузерОгнедышащая драконо-черепаха, король Королевства Купа, который время от времени похищает Принцессу Пич. Хоть он и носит титул главного антагониста серии, но в некоторых играх серии он уступает другим более коварным злодеям. Да и вообще, если углубиться, то Боузер является злодеем со стандартами, и он достаточно смешной персонаж. А еще он умеет превращаться в сексапильную принцессу Боузетту.
    • А еще у него есть сын Боузер младший, который мало чем отличается от папы.
    • И Купалинги, элитный отряд солдат.
  • Тоады — жители Грибного Королевства. Выглядят как маленькие человечки, носящие шапочки гриба. В общем, антропоморфные прямоходящие грибы, выполняющие роль массовки. Однако в некоторых играх серии нам дают поиграть за одного из них.
  • Король Бу — предводитель привидений Бу и заклятый враг Луиджи, главный антагонист спин-оффа Luigi's Mansion. Выглядит как огромное привидение с короной. Любит, как вы догадались, пытать пугать людишек. Один из самых злых злодеев серии.
  • Принцесса Розалина. Дебютировала в Super Mario Galaxy. Хозяйка Обсерватории, которая держит её в качестве приюта для осиротевших звезд "Люма" (и надо сказать, неспроста). Обладает сверхъестественными способностями вроде телекинеза, левитации и телепатии, что делает её крутым магом.
  • Паулина — дебютировала в Donkey Kong как дама в беде, но в Odyssey пошла по карьерной лестнице и стала мэром города Нью-Донк Сити. Также она отлично поёт: лично выступала с песней «Jump Up, Super Star!».

Что здесь есть[править]

  • Антизлодей - Боузер и его сын.
  • Билингвальный бонус и Говорящее имя — имя Варио образовано от японского «悪い» (варуи), что значит «плохой».
  • Босс, который ни при чём — Бундт, гигантский… оживший торт. Обязателен для прохождения, но про него ничего не понятно. Как он ожил? Зачем он напал? А потом после боя Бустер его съедает. И потом о нём не говорит никто.
    • Bundt cake - это формовой тортик, типа нашего столичного кекса или кулича. Другой вопрос почему тут так обозвали свадебный, Карл, торт - многослойный (даже валится в 2 приёма) и с богатым декором. Возможный обоснуй - как bundt у этой твари обозначен именно его нижний корж, вторая стадия босса, которую и съел злодей
  • Великолепный мерзавец - Диментио, Фавфул и, в несколько меньшей степени, Боузер.
  • Визуальный разрыв канвы — Принцесса Пич в первой части — рыжеволосая девушка в белом платье, во второй части у японцев она осталась такой же, а у американцев и европейцев превратилась в шатенку в фиолетовом платье (хотя события второй части в европейской и в американской версии считаются сном Марио), в третьей части она стала шатенкой в фиолетовом во всём мире. Однако после этого Пич во всех играх стала стала изображаться золотистой блондинкой в розовом платье.
    • Обоснуй: расила волосы, потом сочла что перекрашиваться из блондинки слишком муторно.
  • Высокий и худой как жердь — Луиджи (когда он не является перекрашенным Марио). А Валуиджи, кажется ещё выше (этот ещё и сутулится).
    • Там же — Игги Купа, после New Super Mario Bros. Wii.
  • Гумба — кодификатор.
  • Двурукий спрайт — в гоночных играх у Марио на кепке симметричная буква «M», всё в порядке. А у Луиджи — несимметричная «L».
  • Дева в беде - принцесса Peach, самый канонический пример. В одном из её писем к Марио даже встречается строчка «Из-за моих периодических похищений». Создаётся впечатление, что это для неё обычные будни.
    • Кстати, в силу регулярности таких событий и спокойного к ним отношения принцессы множество фанатов задаются закономерным вопросом: а так ли уж Пич против этого? И не может ли быть так, что они с Боузером — полноправные партнеры в этом спектакле, а Марио — просто ничего не подозревающий простак, которым пользуются как деталью антуража для добавления обстановке пущей «натуралистичности»?
      • Подтверждается некоторыми играми (например, серия Super Mario Kart), где Боузер является одним из друзей принцессы и игровых персонажей.
        • А в Super Mario RPG, когда принцесса похищается по-настоящему антагонистом Смитти, Боузер присоединяется к отряду Марио для ее спасения.
  • Девушки любят розовый цвет — Пич и Тоадетта.
  • День суркас прикрученным фитильком, уровни 4-4, 7-4 и 8-4 из первой игры зацикливаются до тех пор, пока не будут пройдены по единственно правильному маршруту. При чём таких зацикливаемых участков там от 2 и больше.
  • Закадычные враги — Марио и Боузер.
  • Золотые волосы, золотое сердце — принцессы Пич и Розалина (у последней волосы, скорее, платиновые).
  • Квинтет:
    • Super Mario RPG: Марио — герой, Мэллоу — напарник, Боузер — силач (и в то же время какой ни есть, а он за нас), Гено — умник, Тоадстул (она же Принцесса Пич) — девчонка.
    • Super Paper Mario: Марио — герой, Луиджи — напарник, Боузер — силач (и в то же время какой ни есть, а он за нас), Типпи — умница, Принцесса Пич — девчонка.
  • Концентратор ненависти — Серия Paper Mario: отец Блека из Super Paper Mario и Грубба из the thousand years door.
  • Коронная фраза — Марио: «It’s-a me, Mario!», «Mamma mia!», «Here we go!», «Let’s-a go!» (Луиджи также её использует) и «So long, gay bowser!».
    • Луиджи: «Okey-dokey!», «Go Luigi!»
    • Диментио: «Ciao!»
    • Варио: «Wah!»
    • В серии Mario & Luigi Фавфул прославился своей фразой «I HAVE FURY!» В Bowser’s Inside Story он променял эту фразу на «I HAVE CHORTLES!»
    • Тоуд: «YA-HOOOOOOOOOOOOOOOOOO!!!» и знаменитое «Твоя принцесса в другом замке!»
    • Ну и куда же без фирменного смеха Боузера: «Gwah-hah-hah (Bwah-hah-hah)!»
  • Крутая шляпа — Знаменитая красная шапка Марио с буквой «М». А у Луиджи на шапке буква «Ж» «L». А у их злых копий Варио и Валуиджи, соответственно, «W» и «Г».
    • В Super Mario Odyssey кепка Марио была порвана в открывающем ролике, и её заменила разумная шляпа по имени Кэппи.
  • Милый злодей - Боузер, из Super Paper Mario - Граф Блек, Фрэнсис и мистер Л.
  • Не люди - люди есть, но их раз-два, и обчёлся: собственно главный герой, его брат, принцессы и ещё некоторые менее известные; роль же «простых граждан» играют гриболюди тоды.
  • Невинные голубые глаза — вселенная изобилует ими. Особенно выделяются Марио, Луиджи, Пич, Дейзи (с фитильком) и Розалина.
  • Одушевлённое оружие — сюжет одной из игр завязан на том, что Грибное Королевство атаковано войском железного короля Смити из другого измерения. Почти все боссы в игре (и довольно многие противники ближе к её концу) — живое оружие.
  • Пиратская нежить — призрак-пират по кличке Кортес, обитающий на своём корабле.
  • Подпрыгнув, присесть — в оригинальной игре в этой багофиче потребности нет, но многие из нарисованных хакерами новых хардкорных уровней предусматривают её использование для прохождения.
  • Полное чудовище - Король Бу и Диментио.
  • Прыжок веры — на одном из пустынных уровней в третьей части, если погрузиться в зыбучие пески, окажешься в подземелье. Необходимо догадаться для прохождения уровня.
  • Птичку жалко - Как ни странно, тот же отец Блека.
  • Рушится царство кощеево — почти в каждой игре замков по восемь, и там этот троп сделан даже каким-то дешёвым, разрушение замков не выглядит эффектно. Отдельно можно выделить игру Super Mario World: после победы над каждым боссом-Купалингом Марио уничтожает его замок каким-нибудь изобретательным мультяшным образом.
  • Ряженые под Рейх - солдаты Боузера носят характерные шлемы.
  • Самоуверенный мерзавчик - Людовик Вон Купа.
  • Сиквел хуже, триквел лучше — первая часть — классика, вторая — не более чем набор новых, более хардкорных уровней для неё (её даже не сразу выпустили на западе, вместо неё под названием SMB2 продавая перескиновку другой игры, не связанной с «Марио», а затем выпустили под названием «Lost Levels»), третья же — весомое расширение концепции первой, с новой графикой.
  • Слезогонка — как-то не вяжется троп с Марио? Ну-ну, Super Paper Mario (одна из самых сюжетно серьезных игр), граф Блэк, все вот это. Автор правки наицрально рыдал в финале.
  • Смертельная яма — каноничный пример.
  • Страшные рыбёшки — прыгающие рыбы Чип-Чипы.
  • Сюжетный буревестник:
    • Paper Mario: The Thousand-Year Door: сэр Гродус — лидер Тайного Общества X-Навтов. Мало того, что он совсем некомичен, в отличие от остальных X-Навтов и лорда Крампа, он ещё и пересёк моральный горизонт событий, приказав выключить Т. Е. К.а, который стал другом Принцессе Пич. А потом ещё и Теневая Королева — демонесса, уничтожившая Роугпорт тысячи лет назад.
    • Super Paper Mario: граф Блэк со слезливой историей о том, как он докатился до того, чтобы уничтожить мир, и Диментио. Против них с Марио опять же объединяется его постоянный враг — Боузер.
    • Сюжетные буревестники встречаются даже в серии Mario & Luigi.
      • Грибы-пришельцы в Partners in Time (в английской версии непереводимо названы «Shroobs»). В предыдущей части у нас была грызущая реквизит ведьма, которая хотела захватить мир, а чудовищно чужеродные грибы-пришельцы не только смогли захватить Грибное королевство, они разрушали целые города и похищали Тоадов, и высасывали их жизненную энергию для того, чтобы использовать её как топливо для своих кораблей.
      • В Bowser’s Inside Story у нас есть Фавфул, забавно говорящий на ингрише, Мидбус с его глуповатым соперничеством с Боузером и загипнотизированные приспешники Боузера, которые слишком уж одержимо почитают Фавфула — все являются источниками смеха. А теперь у нас есть Тёмная Звезда, которую Фавфул хочет пробудить. Её история: давным-давно она чуть не уничтожила Грибное королевство, пока её не заключили Звёздные феи, потом, пробудившись в настоящем времени, она чуть не задушила братьев Марио до смерти, когда те близко подходили к её испарениям, а когда у неё появилась речь, стало ясно, что у неё нет никакого юмора или чего-либо ещё, кроме одержимости уничтожить всё.
      • Сам Боузер стал таким в Dream Team и Paper Jam. Хоть он и всё тот же смешной злой Боузер, в прошлой игре он был показан абсолютно угрожающим злодеем, который низверг текущего ГлавГада игры, в то время как в следующей он и его бумажная версия были показаны как крупные угрозы, перешедшие моральный горизонт событий в первый раз во франшизе, показав их поработителями и апокалиптическими маньяками.
    • И ещё раз Боузер стал таким в Super Mario Galaxy и Super Mario Galaxy 2. Ну да, он всё ещё забавно грызёт реквизит, но при этом он всё равно является угрожающим главгадом.
    • Luigi’s Mansion: Dark Moon: король Бу подпал под троп, когда стал сильнее, опаснее и намного, намного злее.
      • А в Luigi’s Mansion 3 он поднял уровень ужаса.
  • Терминаторизатор - большой гриб секунд на десять превращает Марио в великана ростом во весь экран. И на своём пути одним прикосновением он начинает сметать всё — врагов, любые кирпичи, даже трубы!
  • Файербол — при подборе огненного цветка Марио приобретает способность кастовать фаерболы.
  • Чёрно-белая мораль — Обычно Братья Марио — герои, которые отправляются в приключения, чтобы остановить Боузера, который насквозь злодей.
  • Четыре героя — четыре темперамента: Марио — сангвиник, Луиджи — меланхолик, Пич — флегматик, Дейзи — холерик.

Примечания[править]

  1. На самом деле он бьет кирпичи кулаком. Чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться к спрайту Марио поближе.
  2. В RPG играх можно встретить местного премьер-министра. Так что Грибное Королевство можно смело назвать конституционной монархией. Хотя вполне возможно, что Пич также участвует в политической жизни.