American McGee's Alice

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
»
— «Алиса в Стране Чудес».[1].
1396376496 812434605.jpg

American McGee’s Alice — игра 2000 года, разработанная студией Rogue Entertainment[2] под руководством, как можно догадаться, дизайнера Америкэна МакГи и являющаяся вольным продолжением кэрролловской дилогии «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» (при этом создатели игры умудрились добавить в первоисточник еще больше вывиха мозга). Игра быстро завоевала культовый статус и в 2011 году обзавелась продолжением — Alice: Madness Returns. По словам МакГи, планируется также третья игра про Алису, но о ней пока мало что известно, кроме того, что это будет приквел первой части под рабочим названием Alice: Asylum. А может, и даже сиквел.

Сюжет[править]

Жила-была в Оксфорде маленькая девочка Алиса Лидделл, которая однажды увидела во сне волшебную страну с причудливыми существами и законами, а в другой раз тоже во сне прошла через зеркало и там тоже увидала всякого необычного. Это всё присказка, а «сказка» начинается примерно год спустя — однажды ночью, когда семилетняя Алиса вновь видела сон про Страну чудес, в доме начался пожар. Родители и сестра девочки сгорели заживо, а сама она еле успела выскочить в окно, но от шока и чувства вины (она ощущала запах дыма сквозь сон, но не захотела просыпаться) впала в кататонию и последующие 11 лет провела в Рутледжской психбольнице в состоянии, мало отличающегося от растительного. Как-то раз санитарка положила девушке в кровать старого плюшевого кролика, и игрушка что-то затронула в психике Алисы — та вновь провалилась в Страну Чудес, но до неузнаваемости изменённую её безумием и превращённую в странное и страшноватое место, где привычные законы физики и логики работают, когда и как им захочется.

От сильно похудевшего Чеширского Кота и Белого Кролика Алиса узнаёт, что Красная Королева, объединившая в своём лице Червонную королеву из Страны чудес и Чёрную шахматную королеву из Зазеркалья, с помощью Бармаглота захватила власть в Стране Чудес и превратила её в кошмар. Алиса, уменьшившись, отправляется вслед за Кроликом к Гусенице за советом через Долину Слёз, где дерётся с ударившейся в каннибализм Герцогиней, и Лес Чудес, где Кролика раздавливает Шляпник, но всё же находит Гусеницу и узнаёт от неё, что проломить стену в замок Королевы и победить Бармаглота — воплощение вины Алисы — можно только специальным жезлом, включающим глаз самого Бармаглота. Чтобы собрать части жезла, Алисе приходится дать крюка через Шахматное королевство, которое едва держится под ударами войск Королевы, и Зазеркалье, где вконец свихнувшийся Шляпник делает клокстимпанковских киборгов из всех, кто под руку попадётся. Побив его, Алиса освобождает пойманного им Грифона, который относит её на вулкан, где находится логово Бармаглота. Алисе не удаётся победить чудовище, но Грифон, улучив момент, выцарапывает Багмаглоту глаз, и тот убегает. Собрав жезл, Алиса проламывает стену и через королевский сад добирается до замка, который уже штурмуют её друзья во главе с Грифоном, собравшие армию. Бармаглот убивает Грифона в воздушном бою и нападает на Алису, но та сжигает его жезлом и прорывается в сердце замка. Перед дверью в тронный зал гибнет Чеширский Кот, и Алиса встречается с Королевой один на один, но всё же побеждает это воплощение собственного безумия и усилием воли восстанавливает Страну Чудес в первозданном виде, воскресив всех погибших персонажей. В реальности девушка приходит в себя, и игра заканчивается её выпиской из больницы.

В сиквеле, впрочем, всё оказывается далеко не так радужно. Через год после выписки Алиса живёт и работает в лондонском приюте для проблемных детей под присмотром доктора Ангуса Бамби, который с помощью гипноза пытается помочь ей забыть травмирующие воспоминания о пожаре. На самом деле он стирал воспоминания Алисы совсем с другой целью. Несмотря на это, у неё снова начинаются галлюцинации о Стране чудес, и в конце концов она попадает туда «целиком» и узнаёт, что на этот раз виной всему некая внешняя сила, воплотившаяся в её подсознании как Адский Поезд, несущийся по Стране чудес, разрушая и отравляя её. Чтобы понять, кто или что им управляет, Алисе приходится провести расследование одновременно в Лондоне, расспрашивая тех, кто знал её семью, и в самых отдалённых закоулках Страны чудес, обращаясь за помощью даже к Красной Королеве, чтобы собрать воедино свои разрозненные и подавленные воспоминания о детстве — и о пожаре. По мере того, как она узнаёт и вспоминает всё новые подробности, её состояние быстро ухудшается, ей становится всё труднее отличать бред от реальности, в какой-то момент ей даже кажется, что она снова вернулась в психбольницу. Восстановив все детали роковой ночи, она приходит к неожиданному выводу: Бамби, бывший в своё время студентом её отца, «подкатывал» к её старшей сестре Элизабет, но вызывал у неё лишь отвращение. Решив, однако, что «дразнит — значит, любит», он ночью забрался в дом Лидделов, изнасиловал и убил Элизабет и, чтобы замести следы, запер дверь на ключ и поджёг дом; он же и подтачивал разум единственной свидетельницы. Алиса встречает Бамби одновременно на платформе лондонского метро и в Стране чудес на Адском поезде — в обличье чудовищного Кукольника. Бамби уверен в своей безнаказанности, поскольку Алисе никто не поверит; он пытается сломать волю девушки, но она побеждает его воплощение в своём подсознании, в реальности отбирает у доктора ключ от двери сестры, который он забрал в качестве трофея, а его самого сталкивает под поезд. Выйдя из метро, Алиса видит, что в её восприятии Лондон и Страна чудес окончательно слились, и уходит в неизвестность…

Игровой процесс[править]

Обе игры представляют собой смесь платформера и шутера от третьего лица. Играем мы, ясное дело, за Алису, в чьём подсознании и происходит действие всей первой и большей части второй игры. По этой причине вместо шкалы физического здоровья у Алисы шкала здоровья душевного: утратив весь рассудок, она навсегда сойдёт с ума. Защищается она от этого оружием — тесак и набором весьма убойных игрушек, у большинства которых есть два режима огня. Боезапас ей заменяет сила воли, действующая как мана. И рассудок, и силу воли пополняют специальные кристаллы; третий вид кристаллов, встречающийся чаще всех и выпадающий из убитых врагов — кристалл воображения, восстанавливающий обе шкалы. Значительно реже кристаллов попадаются усиления, их три вида: перцовый спрей превращает Алису в демонессу с усиленной атакой и живучестью, саранчайник — в подвижного и прыгучего инсектоида, а чёрное зеркало делает невидимой.

Ко второй игре Алиса повзрослела (ментально) и, как следствие, окрутела. По сравнению с первой частью она быстрее бегает и выше прыгает, может совершать даже не двойные, а четырехкратные прыжки, планируя на собственной юбке, уменьшаться по своей воле, чтобы проскользнуть в маленькую щёлочку, и превращаться в рой бабочек, чтобы телепортироваться на короткое расстояние, увернуться от вражеского удара или выбраться из пропасти. Её арсенал усох до шести предметов (тесак, перцемолка, лошадка-на-палочке, чайник-гранатомёт, часовые бомбы и зонтик-щит), зато обзавёлся бесконечным боезапасом (теперь длина очереди определяется только перегревом оружия). Первые четыре предмета можно прокачать по три раза каждый, используя выпадающие из врагов и контейнеров зубы, аналогично же выпадающие розы восполняют рассудок, максимальное количество которого увеличивается по сюжету или с помощью мини-игр. Также у Алисы есть режим Истерии, который можно ненадолго включить спецклавишей, когда у неё совсем мало рассудка — истерящая Алиса неуязвима и наносит двойной урон любыми оружием, а с врагов падает больше роз, но не падают зубы.

В реальном Лондоне, разумеется, никаких подобных способностей у Алисы нет по крайней мере, до конца игры, она обычная девушка, худая и болезненная, а из геймплейных возможностей у неё только бег и осмотр предметов.

Персонажи[править]

  • Алиса Лидделл — девушка 18-19 лет (хотя в первой игре в Стране чудес она выглядит на 8-12, что вполне объяснимо — она не осознаёт, что 11 лет провела в коме, и подсознательно по-прежнему считает себя ребёнком) с крайне буйным воображением и тяжелыми психическими травмами, готическая брюнетка и немного Gothic Lolita с зелёными глазами. А может, вообще меняет цвет волос: шатенка в первой игре и брюнетка во второй (причём не только в подсознании, но и в реальном мире).
    • Мастер невероятного оружия:
      • В первой игре бо́льшую часть арсенала составляют убойные игрушки. Тут и метательные карты, и молоток-фламинго (куда же без него), и огнемётно-взрывающийся чёртик из коробочки, и призывающие демонов игральные кубики, и жонглёрские звёздочки, которые налетают на врагов и рвут их на куски, и детское ружьё, стреляющее ядром с таким радиусом и мощностью взрыва, что Серьезный Сэм при его виде закатил бы истерику.
      • Во второй игре у Алисы есть перцемолка, переделанная под пулемёт, лошадка-на-палочке в качестве гигантской булавы и чайник, стреляющий чайными бомбами. И зонтик в роли щита, которым можно отбивать снаряды врагов обратно в них; в отличие от прочего вооружения и окружения, выглядит весьма изящно.
  • Чеширский Кот — верный спутник и ментор Алисы, маскот игры. Явно хлебнул лиха и теперь похож на обтянутый шкурой скелет, но характер не изменился. Сопровождает Алису по Стране чудес и помогает подсказками по ходу сюжета. В первой игре его можно в любой момент позвать кнопкой, но в большинство случаев он скажет что-нибудь умное, но не очень полезное, и опять свалит в невидимость. В конце игры был обезглавлен Королевой, но ненадолго.
  • Красная Королева, гротескная щупальчатая тварь. В первой игре оплела тентаклями вообще всю Страну чудес. Тёмная сторона личности Алисы, в первой игре вышедшая из-под контроля. Во второй части вернулась к жизни, вынужденно став союзником Алисы против Адского Поезда.
  • Герцогиня — в первой части безумная скоростная людоедка, орудующая перцемётом и взрывающимися окорочками. Во второй она уже мирно кулинарничает и даже дарит Алисе свою перечную пушку, дав наставление перчить встречающиеся по пути поросячьи пятачки.
  • Безумный Шляпник — сойдя с ума еще больше, чем раньше (хотя, казалось бы, куда уже ещё), начал экспериментировать на всех подряд, заменяя части их тел механическими. Не обошел вниманием и Мартовского Зайца, Соню и себя любимого — сам стал практически полностью механическим человеком, невероятно сильным и ловким. Мастер пыток — с его жертвами, Соней и Зайцем, можно познакомиться в его застенках. Получив трёпку от Алисы, развалился на части, и во второй игре стал ей помогать за то, что она вернула ему руки-ноги, а его место во главе фабрики заняли Заяц и Соня.
  • Траляля и Труляля — непохожие на друг друга братья: Траляля умный, но маленький, а вот Труляля большой, но тупой. Работают смотрителями в больницы у Шляпника. Однако оба толстые и злые.
  • Грифон — единственный нормальный персонаж, который олицетворяет суперэго Алисы. Погибает в бою с Бармаглотом, но поправляется. Но вот что странно: во второй игре Грифон лично не появляется, зато есть корабль Квази, который тот назвал «в честь павшего друга».
  • Бармаглот — дракон (во всех смыслах) Красной Королевы в первой игре, олицетворяет комплекс вины выжившего Алисы и, как следствие, мастерски умеет читать ей ганнибаловы лекции, доведя в конце концов до слёз. Киборг — у него механические крылья, а вместо сердца пламенный мотор с топкой. Драться с ним приходится дважды — в первый раз победить его нельзя, поскольку для этого нужен жезл, сделанный из его же глаза. После обработки жезлом его сердце-топка идёт вразнос, и он сгорает изнутри. Единственный персонаж, который не воскресает в финале первой игры и не появляется во второй, кроме как в галлюцинациях и в виде скелета с Вострым ножом в черепе.
    • Когда Алиса во второй игре находит скелет Бармаглота и вытаскивает нож из черепа, скелет обращается в пыль, как бы намекая, что героиня избавилась от комплекса вины.
  • Палач — дракон для Красной Королевы во второй игре. Тот ещё назойливый тип. Нечто огромное, в рогатой маске и с боевой косой. Отдалённо напоминает карточного джокера.
  • Доктор Иероним Уилсон — лечащий врач Алисы. От его имени написан стилизованный под историю болезни мануал к первой игре, но сам он в ней не появляется. Во второй части мелькает во флешбеке-галлюцинации Алисы.
  • Доктор Ангус Бамби — главный злодей, злой психиатр и полное чудовище, сломавший жизнь Алисы. Более того, он ещё и замешан в работорговле, и не кем-нибудь, а детьми. Профессионал Бамби неплохой, только вот навыки свои направляет на то, чтобы из пациентов делать послушных полу-овощей, которые не будут сопротивляться ни продаже в рабство, ни тому, что с ними будут делать «хозяева».

Тропы и штампы[править]

  • Автоматоны — это жертвы экспериментов, которых Шляпник превратил в роботов.
  • Аллюзия — эпизодический негодяй из второй игры Джек Сплэттер, по-видимому, является аллюзией на небезызвестного Джека Риппера. Тем более, действие игры происходит в злосчастно известном квартале Уайтчепл.
  • Ах ты писька!получилось в официальной локализации: при диалоге с Труляля и Траляля Алиса выдаёт вот это: «Вы мерзкие, жирные, вонючие твари! Я вам сейчас набью… пузо!». Будто бы Алиса хотела было выругаться, но викторианское воспитание не позволило. В оригинале этой двусмысленной паузы не было.
    • Но вообще, стоит сказать, что первая часть игры действительно отличается весьма изысканной английской речью персонажей — ни единого матюка или современного жаргонизма. А вот в сиквеле из уст некоторых второстепенных героев порой проскальзывают вполне себе крепкие словечки.
  • Бабочка и император — чем всё-таки кончилась вторая игра? То ли у Алисы окончательно поехала крыша, то ли после победы над главгадом она обретает сверхспособности и в реальном мире…
  • Банши — Бумджумы. МакГи признался, что именно баньши послужили ему источником вдохновения в создание Буджумов.
  • Безумная клёвость. В первой игре. А может, и во второй. Правда, непонятно, в чём она заключается.
  • Большой начальник: American McGee’s Alice — Ненасытная Сороконожка среди своих солдат-муравьёв, Шляпник среди своих автоматонов и Красная Королева, которая смогла всем своим телом обвить всю Страну Чудес.
    • Alice: Madness Returns — Кукольник среди своих кукол и вырезанная из игры Императрица Ос среди, собственно, ос.
  • Борьба внутри — суть игры.
  • Брутальный бритт — крайне карикатурный стиль реального мира эксплуатирует троп вовсю, показывая нам лондонский простой люд викторианской эпохи.
  • Взрыв головы — головы взрываются у Шляпника и Герцогини после победы над ними в первой части игры.
  • Вывих мозга — произошел у главгероини.
  • Гигантские ракообразные во второй игре — краб-пушкарь. Огромный, брутальный краб, курящий сигарету, и имеющий пушку вместо одной клешни (отсылка к «крабьему канону» в музыке). Встречается на подводном уровне.
  • Голову с плеч — учитывая, как часто в оригинале произносилась фраза «Off with your head!», неудивительно, что в этой версии сказочки головы летят направо и налево. В основном это проделывает Алиса со своими противниками из числа карт и муравьёв при помощи Вострого ножа, но пару раз голов лишаются и сюжетные персонажи вроде Бледной Королевы. А во второй части головы можно поотрубать Чайнутым.
    • В первой части Алиса тоже может потерять голову. Разумеется, в буквальном смысле, ибо в ином это уже и так произошло.
  • Грибы-убийцы в первой игре — глазастые грибы, которые засасывают Алису под шляпку и жуют там некоторое время, затем выплевывают.
  • Жуткая кукла во второй игре — Разорители, комки черной слизи с лицами и ручками-ножками кукол.
    • Куколка. Элитный враг в виде детской куклы — девочки с выколотыми глазами. Атакует лезвиями ножниц.
    • Безумные дети — субверсия. Несмотря на то, что они выглядят как изуродованные куклы, они — союзники Алисы.
  • Заморозить и разбить — в первой игре — Алиса при помощи Ледяного посоха может заморозить врагов и разбить их.
  • Зловещая кошка — субверсия: Чеширский кот выглядит зловеще, если не сказать страшно, но он остается самым верным союзником Алисы. Правда, пользы от него не особенно много, но хотя бы не вредит и не раздражает.
  • Зловещее сердце — в своей истинной форме Червонная Королева напоминает громадное сердце с головой и щупальцами.
  • Зло — это смертельно холодно — основной атакой Фантасмагории является ледяная цепочка, которая может заморозить Алису и нанести ей серьёзный урон.
    • урона то вроде и нет, а вот когда эта тварь действует с кем-нибудь сообща…
  • Костюмное порно во второй игре — каждый раз в новом мире костюм Алисы преображается, а после прохождения игры можно выбрать для повторных забегов, помимо сюжетных платьев, ещё несколько оригинальных. И каждое даёт плюшку, влияющую на геймплей [3].
    • Мисс Фансервис — Алиса во второй игре как следствие тропа выше. Правда, только в Стране чудес — в реальном мире она одевается более чем скромно и выглядит так, будто сбежала из концлагеря.
  • Красное зло — Красная Королева, которая не просто тираническая особа, а чудище с тентаклями.
Лучше не доводите Alice: Madness Returns до Истерии…
  • Кровавые слёзы — находясь на грани жизни и смерти, Алиса может войти в состояние Истерии. Кровищи и на лице, и на теле — хоть залейся.
  • Мимики — Кошмарные Пауки. Умеют маскироваться и внезапно атаковать.
  • Многоглавый монстр — Фантасмагории.
  • Морская нежить — Утонувшие Моряки.
  • Недобрая старая Англия — облик Туманного Альбиона во второй игре, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Грязные переулки и откровенно карикатурно уродливые НИПы, на фоне которых Алиса, даже несмотря на вид беглянки с каторги, заметно выделяется.
  • Непреднамеренное совпадение — «Переключить на чёрно-белый режим и убивать-убивать-убивать!» Эта цитата из «Убивать» ГрОба описывает Режим Истерии в «Madness Returns» или Режим Мясника в «The Punisher»?
  • Нефтяной монстр во второй игре — Скверна, они же Разорители. Олицетворяют собой промышленную революцию в Англии; по непроверенным данным, служат топливом для Адского поезда. Форму менять не могут (только Дрейфующие Разорители, и то чуть-чуть), но в сочетании со своими механическими частями и кукольными масками выглядят достаточно крипово.
  • Ой, бл... — реакция Палача на внезапно подросшую Алису.
  • Окрутеть в адаптации. Алиса пережила гибель родных в пожаре, после чего она (а также многие персонажи её Страны чудес) стала более жестокой, холодной и убивающей врагов без пощады.
  • Они выкололи мне глаза: долго Алиса не могла оторвать от Бармаглота глаз (его собственный), так что Грифон ей помог.
    • Многие враги во второй игре. И несчастные додо. Брррр!
  • Ослабеть в адаптации. В кэрролловской «Охоте на Снарка» Буджум — та ещё хтоническая НЁХ, способная буквально стирать жертву из реальности. В первой игре это тварь вроде банши — доставучая, но в целом даже полезная, поскольку дохнет с пары пинков и при этом оставляет большой кристалл маны.
  • Остановка времени — в первой части за эту способность Алиса должна благодарить Часы.
  • Открытый финал — вторая игра. Действительно ли Бамби виновен во всех бедах Алисы и поставляет детей с промытыми мозгами на панель, или это она всё придумала? Убила она его по настоящему или нет? Что означает концовка — Алиса сошла с ума окончательно или наоборот, полностью раскрыла в себе псионические способности? Насчет последнего, впрочем, Слово Божие намекает, что и то, и другое.
  • Пейзажное гуро: в первой игре — вся Страна чудес такая, во второй — реальный Лондон и многие области Страны чудес. Во второй игре, правда, поначалу перемежается с яркими уровнями, но после середины игры гуро берет своё и выжимает педаль в пол.
  • Плавать в лаве в первой игре. В лаве живут лавовые снарки, которые очень любят языком затаскивать к себе и Алису. Здоровье в лаве теряется очень быстро, но успеть выскочить можно. При этом Алиса, которая после пожара боится огня, издает абсолютно дикие панические вопли и пару секунд не может пользоваться оружием, пока не потушит себя.
  • Под водой — как над водой — во второй игре это второй подводный уровень «Обманчивые глубины», в котором Алиса погружается в пучины холодного недовольства.
    • А вот в первой игре таких изысков не завезли, так что приходится познавать все прелести длительного подводного плавания без спецкостюма. Включая вполне реальные риски уже никогда не всплыть, если периодически не пополнять запасы воздуха в лёгких.
  • Поезд-призрак — Адский поезд, похожий на готический собор.
  • Прекрасная бабочка — во второй игре Алиса, попав под пресс или упав с обрыва, разлетается на стайку бабочек, дабы телепортироваться на короткую дистанцию и собраться заново в безопасном месте.
  • Приключения в Комаляндии — первая игра целиком проходит в голове у Алисы в изуродованной версии Страны чудес, во второй уровни в Комаляндии перемежаются интерлюдиями в реальном мире.
  • Приключения в микромире в первой игре — встречается, когда Алиса выпивает из бутылочки с надписью «Выпей Меня».
  • Разум не вынес — в конце игры происходит именно то, что написано на упаковке. Хотя… возможно, и нет.
  • Растаскано на цитаты — за исполнение тропа отвечает Чеширский Кот. Полазив по просторам Интернета, можно периодически наткнуться на его фразы. «Мало кто находит выход. Некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут». «Всегда подбирай то, что может принести тебе пользу. Выброси только своё незнание — и тогда, может, выживешь». «Отгадай загадку: когда молоток для крокета похож на электрошокер? Ответ очевиден. Когда тебе угодно». «Чашечка чая успокаивает нервы… Что за вздор! Те, кто так говорит, никогда не пробовали настоящего чая! Ведь это словно укол адреналина… прямо в сердце». Обидно только, что, помещая где-то котейкины цитаты, люди нередко называют их цитатами из книги Кэрролла, хотя на самом деле их там нет и никогда не было.
  • Рекурсивная анатомия: первая форма Червонной Королевы — гуманоид с щупальцами-руками, на которых растут щупальца-пальцы — сама растёт на большом щупальце настоящей формы. У которой в пасти голова Шляпника, а у неё во рту — голова самой Алисы. Ну и до кучи, на другом щупальце у неё попеременно вырастают головы Сороконожки и Бармаглота, плюющиеся тем же, что и сами боссы.
    • Alice: Madness Returns — Кукольник с его руками-марионетками и кукольными лицами на языке не отстаёт.
  • Реткон — причины возникновения пожара в доме Лидделлов различаются в обеих играх. В первой части открывающая катсцена показывает, что пожар начался из-за кошки (очевидно, Дины), которая опрокинула керосиновую лампу на ещё не потухшие угольки в камине. Вторая часть говорит нам, что имел место быть поджег, устроенный доктором Бамби с целью замести следы после убийства Лиззи, над которой тот ещё и надругался.
  • Ряженые под Рейх — одетая в германскую форму Ненасытная Сороконожка.
  • Сменить сторону в адаптации — злодеями и отчасти по совместительству прислужниками антинародного режима становятся Болванщик, Герцогиня, а также Траляля и Труляля. При этом Болванщик не гнушался опытами над своими «собутыльниками» Мартовским Зайцем и Соней. Во второй части Соня и Мартовский Заяц стали злодеями.
  • Театр — во второй игре в эпизоде «Обманчивые глубины» Алиса должна помочь Плотнику найти сценариста, музыкантов и певиц для его театрального представления, чтобы получить информацию об Адском поезде.
  • Убитая игрушка — глава «Кукольный дом» с горами изуродованных Кукольником кукол давит педаль в асфальт.
  • Утай — во второй игре эпизод «Таинственный Восток» выполнен в визуальной эстетике, являющей собой смесь Японии и Китая. Игру, кстати, разрабатывали китайцы, перед которыми Американ Макги поставил задачу — сделать так, чтобы общий результат не давал окончательного представления о том, откуда что слизано, и игроки из Азии ощущали бы мир так же фэнтезийно, как и европейские. Это довольно-таки трудно было сделать, учитывая, насколько исторически взаимосвязаны между собой (особенно — во внешней атрибутике) культуры восточноазиатских стран.
    • Пчёлы правильные и не очень — здесь в качестве врагов встречаются осы-самураи, поработившие мирных бумажных муравьёв, и чернильные осы, которые респаунятся, пока не будет уничтожено гнездо.
  • Фанат ножей: в обеих играх первым оружием Алисы является Вострый нож, выглядящий как богато украшенный здоровенный кухонный нож, оставляющий за собой светящийся след в воздухе. В первой части Алиса умеет им метко кидаться; во второй, с полной прокачкой, машет им с такой скоростью и яростью, что мало какой маньяк рискнул бы с нею связываться.
  • Фобия: просто сравните реакцию Алисы в первой игре на любой урон — и на урон огнём.
  • Циклопы — белые и красные пешки в первой части игры, Чайники-Циклопы во второй.
  • Шахматы в первой игре — в лучших традициях литературного первоисточника.
  • Я невкусный! — Герцогиня выражает недвусмысленное желание скушать Алису на обед в виде жаркого, на что Алиса отвечает «Я несъедобна!».

Игровые тропы[править]

  • Аицин бронепоезд — Красные ладьи и одна из атак Ненасытной Сороконожки — таран в первой игре; Грозный Разоритель — во второй.
  • Гидравлическая единица власти — Мартовский Заяц знает в этом толк.
  • Гумба — карточные солдаты треф в первой игре и Скользкие Разрушители, составляющие основную массу врагов, во второй.
  • Кнопка берсерка — буквально: доведенная до грани смерти Алиса во второй части может перейти в режим истерии на короткий период. В этом состоянии Алиса становится неуязвимой, а наносимый урон многократно возрастает. И всего-то нужно нажать одну кнопочку на клавиатуре или геймпаде.
  • Круто и практично — два последних оружия в первой игре, Бармаглотов жезл и Мушкетон. Первый стреляет непрерывным «лазером» с очень высоким отношением урона к мане, а отжатие кнопки огня вызывает дополнительно небольшой взрывной наряд без расхода силы воли; альтернативным же режимом можно обрушить на врага огненный дождь. Второй поначалу кажется субверсией, ибо один выстрел тратит всю силу воли, а отдача сбивает Алису с ног; на практике же игра с ним проходит так: идём с ружьём наперевес, никого не трогаем — внезапно из-за угла пачка сильных врагов — паникуем, стреляем себе под ноги не целясь — все враги внезапно заканчиваются — собираем выпавшие кристаллы, полностью восстанавливаем силу воли и здоровье — идем дальше. Бармаглотов жезл по мощности уступает только мушкетону, а по практичности стоит наравне с ним на первом месте.
  • Лицехват — мелкие сороконожки Ненасытной Сороконожки в первой игре, Болтомухи, Чернильные Осы и Карточные Стражи — во второй.
  • Опасный и запретный приём — превращение героя в тёмную сущность. Может ограничиваться по времени, снижать уровень защиты, вызывать ухудшение обзора и т. п.
    • Обоснуй — всё происходит внутри сознания протагонистки.
  • Пушка-боксёр — мушкетон. Один выстрел потребляет всю ману и отдачей сбивает Алису с ног. Справедливости ради, обычно после этого вокруг не остаётся никого, кто мог бы помешать ей подняться.
  • Пятнашки — во второй части надо помочь одной устрице собрать за ограниченное число ходов плакат для представления Плотника и Моржа.
  • Рыба-кусака — Снарки. Для игрока на суше они внезапно опаснее, чем в воде. Под водой они не используют никаких спецатак и погибают от одного удара ножом, но игрока на суше они атакуют, выпрыгивая из воды и плюясь едкой слюной или хватая Алису длинным языком и затаскивая в воду. А есть ещё и огненная разновидность, живущая в лаве и любящая затаскивать Алису языком к себе.
  • Скальный наездник:
    • Буджумы — летают где-то рядом и своим ором сносят прилично здоровья и отталкивают Алису прочь. Впрочем, этот вариант — с фитильком, ибо представляют угрозу лишь на начальных уровнях. После получения Ледяного Посоха валятся им же с одного пинка, оставляя при этом полезный бонус в виде большого кристалла маны. Но если они встретятся рядом с какой-нибудь бездонной пропастью, куда они смогут столкнуть Алису воздушной волной…
    • Фантасмагории — нанести урон им можно лишь когда они атакуют, обнажая уязвимое место. И если прозевать момент, Алиса превращается в ледяную статую.
    • Снарки — в своей стихие (воде) как ни странно, не представляют опасности — атакуют только в ближнем бою и дохнут от одного удара вострым ножом. Но когда Алиса на суше, становятся в разы опаснее: попасть по ним — то ещё испытание на меткость и скорость реакции, и они любят хватать Алису языком и затаскивать в воду. А ведь тут ещё и лавовые есть…
    • Грибы-убийцы — засасывают воздух в себя, подтаскивая Алису к себе и не давая ей разорвать дистанцию, а подтащив к себе, хватают её своей шляпкой с зубами по кромке. На дальнем расстоянии атакуют гораздо менее опасными ядовитыми спорами, вот только пытаться отбежать от них на это дальнее расстояние — сущая пытка. И ещё они неуязвимы, пока не «проснутся», для чего Алиса должна подойти к ним на близкое расстояние. Ну и наконец они просто мерзкие! Уровень Fungiferous Flora, где их просто АДОВО множество, вполне может считаться этим гадким.
      • Впрочем, этот самый уровень вполне можно пройти быстро и легко, если знать, где в самом его начале спрятано зеркальце невидимости, которое позволяет спокойно пробежать мимо агрессивных грибочков.
    • Божьи коровки — летают над головой, сбрасывая на Алису взрывающиеся жёлуди, аки бомбардировщики (и издавая соответствующий звук). Не то чтобы особенно опасны, но из-за неотключаемого автоприцела и того, что они постоянно движутся, в них можно попасть либо наносящими очень мало урона самонаводящимися картами, либо броском ножа, которому требуется несколько секунд, чтобы вернуться в руку после броска, — и если игрок промахнулся…
  • Телекинез — в бою с Алисой демонстрирует Красная Королева. Может просто швырнуть Алису в ближайшую стену, а может притянуть к себе и крррррреепко обнять… щупальцами.
  • Темнота смертельно опасна — во второй главе, где нам надо спасать души моряков, дорогу под водой освещает морской конёк. Если отстать от него, в ушах начинает стучать кровь и героиня умирает.
  • Убойное дыхание — в первой части способностью дышать огнём обладал Бармаглот. А второй части огнём дышит Куколка и Огромный Разоритель, а льдом Ледяной Снарк.
  • Уровень-передышка — Картбридж. Парящие высоко в небесах Страны чудес карточные домики, много света, спокойная музыка, никаких врагов. Затишье перед бурей — владениями Червонной Королевы.
  • Уровень-утроба — Владения Королевы. Тут вам и странная мясная паутинка на более-менее «классических» замковых стенах, и пульсирующие «сердца», преграждающие путь, и склизкий эпителий, покрывающий пол, и, конечно же, тентакли. Во второй части финальный путь к Королеве очень сильно похож на гигантскую пищеварительную систему — ворота в виде пасти с языком, желудочный сок и т. д.

Боссы[править]

  • Босс не для битья — от непробиваемого Палача можно только убегать и уворачиваться, пока Алиса не найдёт терминаторизатор — тортик для роста с надписью «Съешь меня!». Вкусив его, Алиса становится гигантской и штурмует замок Красной Королевы, круша и топча все на пути. Палач при этом фигеет и даже роняет свою косу, пока таращится на неё… пока Алиса не раздавливает его, откровенно усмехаясь.
    • В первой игре таковым, как ни странно, является…барабанная дробь…Бармаглот. В первом бою, когда нужно забрать его глаз, самого Бармаглота при этом бить вовсе не обязательно. Достаточно просто бегать вокруг и не попадать под обстрел, а чтобы пройти уровень, требуется всего лишь уничтожить всех Бармотродий, которые периодически выпрыгивают на площадку. Фишку, правда, просекают не все, потому многим этот бой стоил кучи нервов и сил. И да, способ проверен лично автором правки. Дважды.
  • Босс-самоубийца:
    • В первой игре — Сороконожка. Периодически пытается напрыгнуть на Алису, открывая своё единственное уязвимое место — рану на брюхе.
    • Во второй — последний и единственный босс Кукольник. Нефиг махать-блевать на героиню конечностями, на которых находятся твои уязвимые места.
  • Двойной босс — близнецы Труляля и Траляля.
  • Неподвижный босс — Красная Королева в первой игре и Кукольник во второй.
  • Однокрылый ангел — Красная Королева.
  • Этот гадкий босс — Бармаглот. Особенно показателен второй бой, когда его уже надо убивать — пока сообразишь, КАК валить эту сволочь, она уже успеет десять раз поджарить тебя с воздуха огнём и смыться. Арена крохотная, да ещё и окружённая пропастями, а кристаллы со здоровьем, заразы, появляются в дальних углах площадки, и пока до них добежишь… Скажем так, если доберёшься за кристаллом и обратно, не попав при этом под обстрел бармаглотова пламени, — считай, тебе повезло. На последнем уровне сложности с ним особенно весело сражаться — даже Королева не так трудна. Так что будьте благоразумны, добудьте на Плато Гусеницы мушкетон и сохраните полную ману с предыдущих уровней — после первого ядра в рожу тварь потеряет возможность летать, и валить его будет уже намного проще, а со второго и вовсе отбросит копыта.
    • Впрочем, даже с наличием мушкетона сильно веселее не становится, потому как у игрока есть вполне реальные шансы: а) — промазать и б) — попасть, но малость коряво, так что тварь и ядро в рожу получит, и летать не перестанет.

Примечания[править]

  1. Фигушки, на самом деле это цитата-бастард.
  2. Создатели двух DLC для Quake 1-2 и первые создатели CS: Condition Zero
  3. А вот и не каждое. Красное платье с земель Красной Королевы, наоборот, дает дебафф к здоровью, ограничивая его до 4 розочек вместо изначальных 8. А при надевании платья «Чеширский кот» враги перестают дропать розы.