Дюна

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

(link)

Дюна

«Дюна» (англ. Dune) — культовая гексалогия авторства Фрэнка Герберта в жанре планетарного романса, первая книга которой сама состоит из трёх томов. Затем наступило опухание сиквелов, перетекающее в неживую франшизу. Вышло больше десятка книг, написано сыном Фрэнка в соавторстве с другим писателем. Павел Вязников, автор наиболее удачного перевода первой части, даже поначалу отказался переводить остальное, ибо слабее (хотя впоследствии перевёл ещё «Мессию Дюны» — nothing personal, just business).

Сеттинг

«

Император на Дюнé Горе заливал в вине: У императора с Дюны́ Черви схавали штаны!

»
— Фольклорное четверостишие, приблизительно передающее суть развязки

Один из столпов жанров планетарного романса и космической оперы (есть черты и того, и другого). В книгах описывается как Галактика в целом, так и одна, необычайно важная для существования цивилизации планета. Галактика в целом — консервативно-звезднокоролевская, прогресс информационных технологий в ней остановился навечно в результате Батлерианского Джихада — войны людей и машин. С тех пор люди не пользуются сложными компьютерными устройствами; есть специальные люди с нечеловеческими умственными способностями — ментаты и навигаторы, которые запоминают и вычисляют то, что под силу подсчитать только компьютеру.

(link)

Клип с использованием концепт-артов неснятого фильма А. Ходоровски

Арракис — та самая невероятно важная для цивилизации планета. Дело в том, что на этой планете обитает уникальная форма жизни — гигантские песчаные черви, которые вырабатывают вещество «спайс» (он же «пряность», он же «меланж»/«меланжа», он же «специя» и даже «приправа»). Этот самый спайс невероятным образом воздействует на человеческий организм. Во-первых, с его помощью можно продлевать жизнь выше назначенного природой срока. Во-вторых, что важнее, только с его помощью можно превратиться в Навигатора — зачеловека, способного проводить корабли между звёздами. Есть у него и ряд других свойств.

Синтезировать «спайс» искусственно не удавалось никому, он добывается только на Арракисе. Поэтому за обладание этой планетой — жестокой и негостеприимной пустыней — борются все аристократические дома межзвёздной империи. В первую очередь, два Великих дома — герцоги Атрейдесы и бароны Харконнены.

Пол Атрейдес — молодой отпрыск герцогского дома — весьма необычный человек даже для аристократа. Он прошел через тренировки ментата, и за ним следит древний орден Бене Гессерит, который издавна занимается выведением избранного — Квизаца Хадераха. Но задача, которая стоит перед ним, намного сложнее, чем то, через что он уже прошел: ему предстоит стать своим среди гордых и воинственных вольных жителей пустынь Арракиса — Фременов, сделать их союзниками для победы над Харконненами и раскрыть целый ряд тайн пустынной планеты.

Что тут есть

(link)

«Дети Дюны» 2003 года, рождение детей Муад’Диба
  • Ай, молодца! — проводя терраформинг Арракиса, его население лишилось возможности производить спайс, ведь черви погибают при наличии значимого уровня влажности. Впрочем, это был хитрый план Бога-Императора по монополизации добычи спайса. Потом планету обратно вернули в состояние пустыни, заселенной червями — но уже намного более мелкими и опасными.
  • Антиреклама наркотиков — вся сага Герберта учит, что никакое квизацхадерахство под веществами к добру не приведёт. А что пряность сделала с навигаторами Гильдии — впору на стенгазетах о вреде наркотиков размещать для устрашения. В «Мессии» семутный наркоман служит ходячей антирекламой.
  • Амазонки — Говорящие Рыбы/Рыбословши.
  • Бог-Император.
  • Громила — Глоссу Раббан
  • Генетическая память — Другая память, пробуждаемая при помощи спайса и психических практик, изначально Бене Гессерит и фременами. При потере контроля над процессом черевата разрушением разума от столкновения с бездной времени и обрывками личностей предков.
  • Евгеника — многовековая программа Бене Гессерит по созданию Квизац Хадераха.
  • Жуткие детишки и Одержимость демонами — Алия. В детстве вела себя, как взрослая женщина, и убила родного дедушку (барона Харконнена), в юности попала под власть духа этого самого дедушки и для избавления от неё покончила с собой.
  • Назван в честь близкого — Полу железобетонно нужен сын по имени Лето в честь погибшего в борьбе с Харконненами отца. Первый Лето-сын погиб во младенчестве — так что Пол, хоть и с трудом, но заделал второго Лето (с сестрой-близняшкой).
  • Не любит обувьаверсия. Алия в 4 года уже носит фременские сандалии. Своего размера.
    • А вот её старший брат Пол любит оставаться босиком… на поединках.
  • Не в ладах с военным делом — сардукары для боя делятся на тройки спина к спине. Хотя, если бойцов больше троих, то для рукопашного боя лучше не делиться на разрозненные тройки, которые сомнут по одной слаженной фалангой, а построиться более крупной группой.
    • Если бы бои происходили не в мире Дюны с щитами, которые не пропускают быстрые объекты. В фаланге бойцы малоподвижны, ибо вынуждены держать строй, что делает их более лёгкой добычей для медленного клинка.
    • Судя по всему, автор полагает, что эффективность армии определяется суровостью отдельно взятого бойца, а та - суровостью его родной планеты. Что достаточно принанято за уши.
    • Ну ладно, щиты держат пули и опасны для вооруженного энергетическим оружием... А броню, выдерживающую удар мечом, или, тем более, ножом, не используют потому, что тогда вообще непонятно, как воевать?
  • Закон об оружии в фэнтези — так как от взаимодействия щитов и лазера взрывается и то, и другое, а огнестрел против щитов просто бесполезен, то бои сугубо рукопашные (определённое распространение имеет метательное оружие типа арбалетов и пружинострелов, скорость снарядов у которых достаточно низкая, чтобы проникать через щит[1]). На самом деле лучемёты и портативные лазерные пистолеты присутствуют в книгах (так же как и осадные танки), но в очень малых количествах; что характерно, их число возрастает от тома к тому. Из этого же следует, что танки и прочая стрельба в игре «Dune II» противоречит бэку[2]. Но в бэке и Дома Ордосов не было.

    (link)

    Музыка из культовой Dune II и ролики из трёх игр
    А ещё там есть атомное оружие, но его применение против людей чревато глобальной войной против применившего, так что камнежог применяется (обычно!) только против ландшафта.
    • Бронетехника прямо упоминалась в Дюне… парой фраз, и без каких-либо описаний.
  • Запрет на трансгуманизм, нарушенный Богом-Императором и нарушаемый Навигаторами Гильдии и Орденом Бене Тлейлаксу.
  • Звёздные священники и космические церкви — едва ли не кодификатор. За тысячи лет с нашего времени религии претерпевали обновления, распадались и смешивались. Примерно за десять тысяч лет до событий первой книги проходила попытка создания единой экуменической религии, с тех пор снова распавшейся на множество новых. Особую роль в романах играет фременский дзен-суннизм (выросший в основном из смеси ислама с буддизмом) и культ Лето II.
  • Испорченные аристократы — похоже, большая часть Ландсраада и малых домов Арракиса. Барон Харконнен давит педаль в пол.
  • Изменившаяся мораль/Реконструкция:
    • Мораль фременов подчинена нуждам выживания в экстремальных условиях, общинному укладу и религии. Ожидается, что фремен всегда готов пожертвовать собой ради сиетча — и для него мало предосудительного в том, что бы убить чужака только ради воды в его теле.
    • Сословная мораль Империума Коррино, (условно) светлую и тёмную сторону которой воплощают Атрейдесы и Харконнены соответственно.
    • С централизацией власти при Поле и особенно его наследниках она сдвигается в сторону религиозно-тоталитарной, с сильным серобуромалиновым оттенком.
    • И совсем уж серобуромалиновую мораль представляют Бене Тлейлаксу.
  • Казаки — обиталище фрименов, сиетч, по словам автора, происходит от слова «сѣчь». Да и само слово «каза(к, х)», предположительно означает ничто иное как «вольный человек».
  • Клонирование — Гхолы.
  • Коллективный разум — Танцующие Лицом/Лицевые Танцоры.
  • Конкубины.
  • Копиркин — Сын аристократа, рождённый вне законного брака, пользуется своими познаниями в географии огромной пустыни, а также в культуре и истории народа, в ней живущего, чтобы поднять этот народ на восстание против жестоких и могущественных политических сил. Народ этот отличается повышенной стойкостью, свирепостью и религиозностью, а эксплуатирующие данный народ политические силы пользуются услугами элитной армии, солдаты которой воспитываются специально путём невероятных испытаний[3]. Несмотря на то что ему удаётся выиграть войну, эта победа оборачивается рядом новых катастроф. Чью биографию мы только что пересказали — Пола Атрейдеса или Лоуренса Аравийского?
    • Вероятное присутствие среди источников вдохновения Герберта романа Лесли Бланш «Сабли рая» позволяет предполагать и влияние образа Шамиля.
    • Есть несомненные аллюзии и на пророка Мухаммеда.
      • Собственно, автор и исследовал в своих книгах социальные последствия появления пророка в обществе. Фактически это творческая и талантливая переработка исторических событий (появление пророка Мухаммеда, новой религии (ислама), арабских завоеваний Ближнего Востока и т. п.).
  • Кошмар для переводчика — полиглотские замашки автора сильно усложняют жизнь переводчику… Заклинание на сербском («Ima trava okolo [Save], i korenja okolo [jasenja]») Вязников принял за надмозговый перевод на русский. Друзы — этноконфессиональное меньшинство на Ближнем Востоке, а никак не испорченное «друзья». Cousins vs cousines… Несть им числа.
  • Мессия.
  • Надмозг — два слова: Малиновая Дюна… Знаменитая вступительная фраза: «Ночь была жаркой, но груда камней, служившИХ домом уже двадцати шести поколениям Атрейдесов, дышала прохладой» (правда, эта фраза не вступительная, но на первой странице). Также корзины с калом на бёдрах комбинезона…
  • Нескоро-нескоро — действие сеттинга разворачивается в очень отдаленном будущем.
  • Однообразная планета (правда, фремены прямым текстом указывают, что хотят изменить планету, создав разные географические зоны). Однообразная-то однообразная, но как минимум, есть какое-то плато, на котором расположена столица, есть песчаная пустыня, есть горы.
  • Омерзительный толстяк — барон Харконен
  • Орден Бене Гессерит.
  • Отрава — широко используется самыми разными персонажами. Война ассасинов.
    • Отравленное оружие — Фейд-Раута использовал отравленные кинжалы при поединках с рабами-гладиаторами.

(link)

Distant Sun "God Emperor"

Адаптации

« Когда вы делаете экранизацию, вы не должны слепо чтить первоисточник и рабски ему следовать. Это как вступить в брак. Вы идёте с женой, белая женщина, вся в белом… Если вы питаете излишнее почтение к женщине, у вас никогда не будет ребёнка. Вам нужно сорвать белое платье и изнасиловать невесту, и тогда у вас будет ваше произведение. Я изнасиловал Фрэнка Герберта! Но с любовью. »
— А. Ходоровски о невыпущенной «Дюне»

(link)

Документальный фильм о «Дюне» Ходоровски. Саундтрек к нему имеет самостоятельную художественную ценность.

Фильм Ходоровски

Первая попытка адаптации, одновременно неосуществлённая и эпическая по замыслу и влиянию — проект режиссёра Алехандро Ходоровски. Дизайн червей делал Гигер (на основе этих рисунков позже он сделал Чужого), саундтрек должны были писать Pink Floyd, в роли Падишаха-Императора Шаддама IV — сам Сальвадор Дали, испражняющийся в золотой унитаз собственного дизайна с дельфинами (и обязательно крупным планом!). Плюс Лето Атрейдеса должны были ритуально оскопить, его сын Пол был зачат от капли крови, а Алия должна была приходиться ему не только сестрой, но и дочерью. В финале Пола убивали, но его сознание переселялось во всех жителей планеты, которая превращалась в зелёный рай и покидала орбиту, улетая в межзвёздное пространство. Режиссёр всячески пытался отстранить Герберта от любой работы над фильмом, а сценария хватило бы на 12 часов хронометража. Фильм вытянул несколько миллионов долларов финансирования, пока ошалевшие продюсеры не поняли, с чем столкнулись, и не прикрыли лавочку. После такого «Дюна» Линча (тоже наплевавшего на канон) показалась бы почти дословной экранизацией (хотя и она намекает на заимствования из проекта Ходоровски — то же переворачивание канонического финала с ног на голову и жёлтые титры на успокаивающем синем фоне). Проект заглох, но оказал существенное влияние на всю последующую кинофантастику — наследие неснятого фильма прослеживается и в «Чужом», и в ЗВ, и в «Терминаторе», и ещё в куче лент. А сам Ходоровски по «дюнным» наработкам ваял с Мёбиусом «Инкал», а с Хуаном Хименесом — «Метабаронов».

Фильм Дэвида Линча

Блестящий неканон. Хотя автор допустил ряд вольностей, порицаемых фанатами, читавшими «Дюну» до выхода на экраны, экранизация получилась настолько культовой, что породила свою собственную армию фанатов, считающих этот фильм каноном. Опять же, вольности и некоторые детали позволяют считать эту экранизацию в некотором смысле наследницей идей Ходоровски.

Телесериал

Более точно соответствующий тексту книги, но по причине телесериальных ограничений бюджета и, как следствие, более слабого подбора актёров оказался отвергнут многими фанатами фильма, да и не все фанаты книги приняли сериал, в котором герцогиня, прошедшая тренировки Бене Гессерит, ведёт себя как истеричка и имеет манеры простолюдинки. В тоже время в плюс сериалу, помимо точности сюжета, идут и более колоритные правдоподобные фримены и барон Харконнен, сыгранный Яном Макнисом как великолепный мерзавец. Вслед за этим вышел сериал «Дети Дюны» по событиям второго и третьего романов цикла. По отзывам, сериал получился несколько сильнее предыдущего.

    • Иными словами, если в фильме аристократы выглядели настоящими, а фримены — ряжеными, то в сериале, наоборот, фримены выглядят самыми настоящими (но как же дешево!), а вот аристократы получились ряжеными.
    • Собственно, вся упомянутая каноничность, и следование первоисточнику, на поверку оказываются весьма поверхностными. Самый яркий пример — Владимир Харконнен. Очень многие считают что в сериале он был ближе к оригиналу, в то время как в фильме был ужасным неканоном. При этом выделяются его хитрость и интеллект, и не учитывается очень важный и яркий элемент в образе Владимира — он грозный и внушающий страх враг, что играется в нем напрямую. И сериальный Владимир (в чем-то напоминающий Вариса) эту важнейшую часть образа потерял. То есть даже в показе образа Владимира, в чем сериал, как считается, однозначно лучше соответствует книге, если отнестись критически, есть не меньшие проблемы чем у фильма. И это чисто в плане следования оригиналу. В художественном плане сериальный Владимир однозначно проигрывает.
      • Выше пример комментария от того, кто книгу помнит плохо и судит по фильму Линча. Барон в книге не грозный и не страшный, он косит под доброго дядюшку, даже с пленным Лето разговаривает «добродушно», собеседникам льстит, подчинённых называет «мой дорогой». Он пытается быть псевдомилым злодеем, и пугает как раз контрастом между таким поведением на людях и жестокой расчётливостью и извращённостью за кулисами. Так что сериал в точности следует книге в части всего, что связано с Харконненами. А вот у Линча, и тем более у Вильнёва, пропали и сцены, и реплики, делавшие Харконненов хоть сколько-то людьми.

Серия стратегий

(link)

Концовка первой игры 1992 года
  • Игра Dune, с культовой «второй» частью совершенно не связанная. Смесь квеста и стратегии. Визуальные образы частично основаны на фильме Линча (Пол и Джессика Атрейдес, Фейд-Раута), частично воссозданы заново (герцог Лето, Суфир Хават, Владимир Харконнен, фремены и т. д.) Заслуживает особого внимания замечательный саундтрек, позже вышедший отдельным альбомом «Spice Opera». С каноном обходятся достаточно вольно — в начале показывают кадры из фильма с принцессой Ирулан, но императрицей становится Чани!
  • Dune II от компании Westwood — стала классикой Стратегия в реальном времени, хотя вопиюще противоречит бэку, в котором из-за щитов Хольцмана бои только рукопашные (огнестрел по-минимуму, но против народов, не использующих щиты, например фременов, найдутся и боевые лазеры, см. выше). Игра стала родоначальницей целой серии игр, популяризируя неканоничные для серии романов, но уже десятилетиями узнаваемые детали вроде дома Ордос.
  • «Emperor: Battle for Dune» снова от Westwood — полностью трёхмерная RTS, с живыми актёрами в катсценах (и костюмами прямиком из фильма Линча) и шикарным саундтреком сразу от трёх динозавров видеоигровой музыки: Фрэнка Клепаки, Дэвида Аркенстоуна и Джареда Мендельсона. К сожалению, при всех достоинствах, в геймплейном плане полностью повторяла вторую часть, поэтому не слишком запомнилась игрокам.
  • Frank Herbert’s Dune — стелс-экшен по мотивам мини-сериала от Cryo Interactiv. Из-за устаревшей на момент выхода графики и слабоватого сюжета была принята не слишком хорошо и на данный момент практически забыта.

Фильм Дени Вильнёва

(link)

«Дюна» Дени Вильнёва. Красивая. В трейлере звучит кавер на Pink Floyd, которых хотел привлечь к своей версии Ходоровски

В 2021 на экраны вышла экранизация от Дени Вильнёва по событиям первой половины оригинального романа. В роли Герцога Лето — Оскар Айзек, Пола — Тимоти Шаламе, Чани — Зендайя, леди Джессики — Ребекка Фергюсон, Владимира Харконнена — Стеллан Скарсгард. Экранизация претендует на большую каноничность каста (Джош Бролин в любом случае больше похож на книжного Гурни Халлека, чем Патрик Стюарт), но не обошлось без сюрпризов: Льет-Кайнз чернокожая женщина. Получилось классное кино, визуально проработанное, с красочным экшеном, без вырезанных сюжетных кусков, но всё-таки относительно книги ОЧЕНЬ сжатое (сцен с Харконненами, к примеру, осталось штуки четыре, зато Чани, которой в книге посвящено два раза по пол-страницы, появляется по поводу и без и даже служит в какой-то момент рассказчиком). В кои-то веки грамотно показали техническую сторону, в частности силовые щиты и орнитоптеры.

  • Визуал Дюны Вильнёва, похоже, наследует всем прежним адаптациям одновременно. С бонусом в виде архитектурной и технической гигантомании.
  • В целом, вышла скорее гигантская киноиллюстрация для уже читавших книгу, или хотя бы о ней что-то слышавших. Для человека со стороны главным впечатлением может стать эффект «кто все эти люди?». Тем не менее, в кинотеатрах полные залы людей, никогда не читавших Дюну. И много очень удивлённых мужских отзывов «жене/подруге понравилось».
  • Фильм породил анекдот: «На „Дюну“ пойдёшь? — А что, они ещё выступают?»[4]

Культурное влияние

  • Оно просто необъятно. Дюна для космооперы — всё равно что Толкин для фентези. Два крупнейших наследника — Звёздные войны и Warhammer 40,000. Татуин, Империум Человечества, орден джедаев и Бог-Император машут ручкой маме.
  • А уж влияние игры Dune II на все компьютерные стратегии…
  • Да и на фэнтези. Роберт Джордан в «Колесе времени» (айил=фримены, Айз Седай=Бене Гесерит, та’верен aka Возрождённый Дракон — квизац хадерах aka Муад’диб, и т.д) и в меньшей степени Сальваторе в «Тёмном эльфе» (режущие друг дружку великие дома, жрицы с многослойными планами, мастер-оружейник, воспитывающий ГГ) вдохновлялись многими идеями «Дюны».
  • Один из альбомов проекта «Mechanical Poet» — «Eidoline: The Arrakeen code» — создан как раз по мотивам Дюны.

Примечания

  1. Довольно странно, так как даже кинжалом нельзя просто ткнуть через щит, нужно тыкать, тщательно контролируя скорость. (Тренировочный бой Пола с Гурни в самом начале.)
  2. Тут есть ряд нюансов. Дело в том, что энергетические щиты на Дюне применяются довольно ограничено, так как их использование привлекает внимание червей. Это позволило Харконненам во время вторжения использовать против Атрейдесов артиллерийские орудия, считавшиеся по меркам эпохи крайним архаизмом, — причем использовать с поразительной эффективностью. Однако, как сам барон Харконнен позднее говорил, это была сугубо одноразовая уловка, обусловленная эффектом внезапности и особенностями местности, в которой артиллерию применили, — второй раз и при других обстоятельствах она не сработает.
  3. Янычары в Первой мировой, серьёзно?!
  4. Последний раз выступали в 2017-м.