Запрет на трансгуманизм

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья No Transhumanism Allowed. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Трудность в том, чтобы представить себе их работу, идеи, возможности — куда уж мне… Это вообще невозможно. Шимпанзе не может написать роман о людях. »
— Писатель Банев, «Гадкие лебеди»
Этого вы здесь не увидите

Запрет на трансгуманизм — явление в НФ и близких к ней жанров, заключающееся в отсутствии транслюдей.

Суть[править]

Представьте, вы читаете научно-фантастическую книжку… Впрочем, не обязательно НФ, вы читаете любое художественное произведение, которое описывает будущее, причем не постапок, а общество с высочайшим технологическим уровнем. И тут вы замечаете какой-то непорядок. Ба, да в книге почти нет транслюдей! Казалось бы, ничто не мешает людям будущего улучшать свое тело с помощью имплантантов и генной инженерии, использовать для вычислений напрямую подключенные к мозгу компьютеры и применять фармацевтические препараты, изменяющие метаболизм наиболее удобным для трансчеловека образом, но этого не происходит.

Подобное можно принять в старых работах, когда уровень развития науки не давал авторам хотя бы намёка на то, что подобное возможно[1], да и идей трансгуманизма как такового не существовало, но в современной литературе?

Особенно заметно отсутствие транслюдей в космических операх. Казалось бы, выход в космос потребует от человека серьезной работы с числами и желательно напрямую с компьютером, минуя задержку интерфейса. Как минимум пилоты и навигаторы (особенное военные) должны использовать все возможности технологического прогресса для своей работы[2], но не используют. Джокер в Mass Effect управляет кораблём по старинке — при помощи клавиатуры и штурвала.

Причины[править]

Писатели — тоже люди. Трансгуманизм практически гарантированно приведёт к изменению взглядов на многие вещи. А как описать нечеловеческую психологию, если и с человеческой-то у многих писателей проблемы? Это достаточно трудоёмкий и кропотливый процесс, чреватый ляпами и фактическими ошибками; гораздо проще описать обычных людей, которые пользуются мощными инструментами, нежели выстраивать сложный мир транслюдей с многочисленными сверхвозможностями и модификациями, оставаясь при этом в рамках привычного читателю сюжетного конфликта.

Кроме того, общество не без опасения относятся к потенциальной массовой модификации человечества: настораживает возможность вытеснения его своей улучшенной версией. Эстетическое восприятие также страдает: чем более радикальны изменения тел транслюдей, тем сильнее они напоминают боди-хоррор. Это вполне логично приводит к историям про трансгуманоидных пришельцев, которые когда-то были людьми, а затем восстали против своих хозяев, в своей гордыне забывших о законах божеских и человеческих. Таким образом, транслюди являются естественными кандидатами на роль злодеев, потому что очень легко воспринимать нечеловека как недочеловека, что является одной из возможных форм фантастического расизма. Не факт, что автору нужна подобная проблематика в его произведениях.

Не менее тревожной является мысль о том, что далеко не все люди смогут воспользоваться плодами кибернетических имплантантов и генной инженерии. Вполне возможно, что технология будет стоить бешеных денег и давать колоссальные преимущества. Разница между богатыми и бедными может стать настолько вопиющей, что это вызовет гигантское социальное расслоение. Остросоциальная драма? В лёгком жанре резиновых морд и синекожих красавиц?

Как обосновать[править]

  • Тот самый ретрофутуризм. Если нужно создать историю именно про людей, а вводить жанровые ограничения не хочется, то можно прибегнуть к обоснованию. Возможные варианты:
    • В среде главных героев запрет на трансгуманизм существует внутри сеттинга, а не вовне, как вариант после некой войны или иного катаклизма, как раз трансгуманизмом и вызванного. Пример: Звёздный путь с Евгеническими войнами, Дюна с Батлерианским джихадом (но тем не менее в этой вселенной «продукция» Тлейлаксу используется довольно широко).
    • Отсутствие в сеттинге технологий класса «Трансгуманизм». ИскИнов не создали, мозг оказался не компьютером, нанороботы вообще невозможны, а ДНК не раскодировали и на 10 %, вот и остаёмся людьми по сей день. Пример: Элиезер Юдковский в аннотации к «Тройному контакту» честно пишет — «Это история невозможного будущего, в котором нет ни искусственного интеллекта, ни молекулярных нанотехнологий, и лишь немного биотехнологии, — но человечество каким-то образом выжило, и более того, открыло способ Перемещаться Быстрее Света. История бывшего будущего».
  • Свой среди чужих. Технологическая сингулярность наступила, кругом пост- и транслюди, но главный герой по тем или иным причинам остается обычным человеком. Такой подход очень любит признанный мастер твердой НФ Питер Уоттс.
« Вы послали нас сюда. Мы делаем это для вас: плетем ваши паутины и строим ваши магические порталы, пронизываем игольное ушко со скоростью шестьдесят тысяч километров в секунду. Мы никогда не останавливаемся, никогда не осмеливаемся даже притормозить — иначе свет вашего прибытия превратит нас в плазму. И все это для того, чтобы вы могли ступать от звезды к звезде, не запачкав ног в этой бесконечной пустоте между ними.

И если мы иногда просим поговорить с нами, то неужели это слишком много? Я знаю об эволюции и инженерии. Знаю, насколько сильно вы изменились. Я видела, как порталы рождают богов, демонов и существ, которых мы даже не можем понять. Мне не верится, что они когда-то были людьми — наверное, это чужие, катающиеся автостопом по рельсам, которые мы оставляем за собой. Инопланетные завоеватели. А может быть, разрушители.

»
— Остров

В более мягком варианте можно описать разделение человечества на постсингулярные и досингулярные субрасы. Примеры — «Вакуумные цветы» Майкла Суэнвика, «Пламя над Бездной» Вернора Винджа.

Как не надо обосновывать[править]

« Человек едва не попал в него. Техника, проклятая техника, вот в чём люди ухитрились превзойти меклонцев. Усложнять устройства, встроенные в тело, было куда сложнее, чем совершенствовать внешнее оружие. »
— С.Лукьяненко, «Линия Грез»

Конечно, видеть ИК с УФ и слышать ультразвук — это круто. Вот только любой «натурал» сможет сделать то же самое, просто обвесившись гаджетами, которые он может заменять на новые без всяких хирургических операций и генетических вмешательств. Для продления жизни отказываться от «натурального» тела тоже не обязательно — заливать резервную копию личности с внешнего носителя можно и в клон. Вполне может оказаться что трансчеловек — это круто, но непрактично.

Вот только, трансчеловека трансчеловеком делают вовсе не лазеры из глаз. Убедительно же объяснить таким образом отказ целого вида от усовершенствования разума было бы достаточно сложно.

Как обойти[править]

Фантастика ближнего прицела: во многих фантастических произведениях встречается широкомасштабное применение технологий, совершенствующих человека — но только в таких пределах, чтобы он остался человеком, только лучше. Такое называется люди-плюс — это проще подать читателю, просто как «современную медицину» и является отличным компромиссным вариантом. Ведь и запрет вроде не действует, и герои остались людьми.

Частично воплотилось и сейчас: ты, читатель, ведь лечишь зубы пломбами, удаляешь воспалившийся аппендикс и носишь контактные линзы, если твое зрение падает? А у кого-то электрокардиостимулятор стоит или даже искусственное сердце вместо настоящего. Поздравляем, с точки зрения дикаря из Африки ты человек-плюс.

Где встречается[править]

В силу распространённости тропа, здесь лучше привести самые вопиющие примеры

  • Герберт Уэллс, «Машина времени». Действие большей части романа происходит почти через миллион лет, но все физические перемены видимого нам человечества носят преимущественно деградантский характер. Справедливости ради, здесь это носит характер скорее намеренного указания на риск социального тупика, судя же по «Войне миров», автор вполне допускал возможность технического самопреобразования разумных существ. В «Кораблях времени», своеобразном фанфике-продолжении к «Машине времени» Уэллса, Стивен Бакстер показал иные пути развития человечества.
  • Айзек Азимов, произведения о роботах, Вечности и об Основании. Как и Уэллс из примера выше, автор в принципе допускал трансгуманистические возможности, как можно видеть хотя бы по рассказу «Последний вопрос» или по финалу «Основания», но значительно недооценивал их темп в сравнении со взглядами современных трансгуманистов. Как следствие, даже через десятки тысячелетий описанное им расселившееся по галактике человечество отличается от нынешнего лишь чуть большей продолжительностью жизни, да и то в наиболее благоустроенных мирах, оснащённых роботами, шагнуть же на трансгуманистический путь осмелилась лишь планета Солярия, и то с не вполне ясными морально последствиями. В романе же «Конец Вечности» стагнация человечества поначалу обусловлена собственно влиянием Вечных, но, даже высвободившись из-под их влияния, жители Скрытых Столетий как будто не совершили особого рывка вперёд.
  • Эдмонд Гамильтон, многие произведения. Можно упомянуть для примера «Звёздных королей» — где через пару тысяч веков нет не только транслюдей, но даже, похоже, примитивных подслушивающих устройств, при помощи которых злодей мог бы подслушивать приватные разговоры пленников. Или «Город на краю света» — где жители современности попадают в столь далёкое будущее, что Земля уже начала остывать, но местные обитатели внешне мало от современных людей отличаются. Или «Гостиницу вне нашего мира» — рассказ, где педаль утоплена в пол и глазам нашим предстаёт последний представитель человечества, опять же не выглядящий ни носителем компьютерно усиленного сверхразума, но носителем физической машинной сверхмощи.
  • «Зверолов» Рудазова интересен прикрученным фитильком. Лично себя можно модифицировать хоть до морковкиного заговенья, как технически, так и бионически: так, у самого протагониста укреплённые мышцы и кости и модифицированные лёгкие, способные дышать в большем числе сред, его кораблём вместо центрального компьютера управляет мозг в банке, товарищ Трооста бригадный генерал Хаусер вживил себе в предплечья генераторы молний, как у электрического угря, а полицейская Цудзимура Йоко — прозаические бластер и стопер. А вот на генную инженерию, результаты которой поциент сможет передать по наследству — строгое табу. Так что запрет здесь не на трансгуманизм, а на, так сказать, постгуманизм.

Где не встречается[править]

  • Жанр киберпанк как таковой. Между прочем, «Нейромант» Уильяма Гибсона написан в 1983 году.
  • Немалая доля произведений о супергероях. Ведь надо как-то обосновать, почему супергерой в бытность простым смертным получил сверхспособности.
  • «Ложная слепота», «Эхопраксия» Питера Уоттса. Всевозможные модификации давно стали частью повседневной жизни, это главный герой второй части, начисто их лишенный, смотрится белой вороной (правда в ходе повествования тому даётся объяснение в виде медицинских противопоказаний).
    • Его же «Рифтеры». Фантастика ближнего прицела, трансгуманистические технологии относительно приземленные, но при это активно внедряются и используются.
  • «Пламя над бездной» Вернора Винджа — постсингулярная Трансцендентность соседствует с космооперным Запредельем и отсталой Медленной Зоной. Любопытно, что наука, занятая проблемой общения с постсингулярными цивилизациями, называется «прикладная теология».
  • «Квантовый вор» Ханну Райяниеми — в здешнем постсингулярном мире простых людей и вовсе не осталось.
  • Братья Стругацкие, Мир Полудня — учёные, срастившие себя с машиной («Далёкая Радуга») и людены («Волны гасят ветер»). Впрочем, они остаются чужими в мире людей-плюс: ученые покончили с собой (Камилл — последним, уже в другом произведении), а людены присоединились к другим Странникам.
    • Да и сами эти люди-плюс уж слишком плюс, во всяком случае в физическом плане…
  • В некоторых случаях злодей использует радикальные улучшения и станет в глазах аудитории монстром, а герой останется более «чистым» и «человечным». Например, в «Галактическом экспрессе 999» высшие слои общества заменяли свои тела на механические. Главный злодей сериала, Граф Меха, после такой замены стал для развлечения охотиться на людей и убил мать главного героя.
  • Ещё одним примером являются ситхи из приснопамятного цикла «Звездных Войн». Одной из черт при переходе «на тёмную сторону Силы» является перерождение в физическом смысле. Вольно или невольно, персонажи-ситхи утрачивают связь с человеческим, как, например, случилось с Дартом Бейном, чьё тело по случайности было заключено в броню из бионической паразитической массы, явно созданной искусственно. Генерал Гривус — киборг практически полной модификации, живые у него только мозг да сердце — не ситх, но служит ситхам. Дарт Вейдер, главный персонаж фильмов саги, также стал жертвой инцидента, в результате которого многие органы в его теле были заменены на имплантанты, а сам он начал носить броню с респиратором, имеющую в своем дизайне ссылки как на рясы монахов, так и на мундиры нацистов. Положительные персонажи модифицируют себя только по крайней необходимости — например, могут заменить утраченную руку киберпротезом.
  • Деконструкция этого запрета — сюжетная основа «Звездного герба». Генетически улучшенные авы там — хорошие, а их политические конкуренты (с действующим запретом на трансгуманизм) — плохие. Впрочем, это все может быть просто рациональным объяснением желания левой пятки автора. В конце концов, зачем придумывать какие-то сюжетные оправдания для воюющих эльфов в космосе?
  • Брюс Стерлинг, «Схизматрица» и другие произведения серии о шейперах и механистах. Две враждующие линии постлюдей: биологически модифицированые шейперы и киборгизированные механисты.
  • Сергей Лукьяненко, «Линия грез» и «Императоры иллюзий» — у людей запрещён лишь биоинженерный трансгуманизм, в то время как кибернетический скорее даже поощряется. Но аТан все равно лучше, а пользоваться им могут только люди без значительной киборгизации.
  • Настольный сеттинг «Eclipse Phase»: у подавляющего большинства людей есть хотя бы нейрокомпьютерный интерфейс. Те, у кого нет даже его — либо бесправные рабы гиперкорпораций и мафии, либо жители ультратоталитарных режимов с жёстким контролем за всеми современными технологиями. Также во множестве есть в наличии: генномодифицированные люди, разумные животные, синтоморфы (разумные машины), инфоморфы (личности внутри компьютеров) и всякая экзотика вроде разумных роев мини-дронов.
    • А другая существенная часть оставшегося с Земли человечества вообще не имеет тела, т. к. не успели их эвакуировать. Приходится жить инфобеженцами в сети (если нет средств/связей для создания нового).
  • Любая манга Цутому Нихэя не обходится без мегатонн трансгуманизма. Например, Blame!
    • Зигзагом в его коротенькой манге Digimortal: транслюди существуют, но все модификации жёстко контролируются местной тоталитарной церковью, а за любые подозрения на нелегальные модификации расстрел на месте без суда и следствия — на практике, как выясняется, работает это у них откровенно так себе.
  • «Ойкумена» Олди — транслюди в ассортименте. Генетически модифицированные кимоды (явно позаимствовавшие часть генов и привычек от бойцовых собак), ещё более модифицированные оперативники Скунс и Груша (регенерируют после прямого попадания гранаты), а энергетских антисов и вовсе можно считать полноценными постлюдьми.
  • Джеймс Блиш, цикл «Засеянные звёзды» aka «Пантропия» — интересный зигзаг. Начинается всё именно с того, что Земля выступает категорически против пантропологии (ибо проклятые капиталисты, которым это невыгодно), однако уже в конце первой истории корабль успешно улетает к далёким мирам, чтобы создавать на них разные формы адаптантов, и последующие рассказы посвящены уже именно им.
  • Андивионский Научный Альянс, отечественный интернет-проект — здесь вообще всячески поощряются трансгуманизм и постгуманизм, в том числе среди других форм разумной жизни. Для многих профессий это вообще необходимо — например, Стратеги без апгрейдов не смогут отслеживать каждую песчинку на планете, Разведчикам будет куда сложнее изучать недра звёзд, и даже простым рабочим для продвижения по карьерной лестнице нужно развиваться почти до богов. Не говоря уже о том, что всё это полезно и в обычной жизни.
    • Зигзаг с алхимически-философским учением, известным как монософия. Оно целиком и полностью направлено на то, чтобы сделать человека вневременным существом со всеми возможными биологическими, психологическими и прочими свойствами, которые у него вообще могут быть. При этом почти все монософы категорически возражают против киборгизации, генной инженерии и других искусственных изменений, которые уводят человека от его изначальной сути.
  • Как ни странно, Dungeons & Dragons, в основном 3.5 редакции:
    • заклинание Желание, в числе прочего, может повышать характеристики до сверхчеловеского уровня. Упоминаются и нестандартные примеры, так, Симбул обеспечила себе дополнительную ячейку заклинания 9 круга;
    • Там же заклинание Permanency, делающее эффект другого заклинания постоянным. В том числе и наложенного на самого мага, так что опытный волшебник или чародей может приобрести способность видеть в темноте, понимать любой язык, обнаруживать магию и невидимок и т. д.
    • Прививки плоти, взятые от разных существ (от драконов и дьяволов до нежити и аболетов), дающие кое-какие способности донора носителю. Игромеханически умение их делать относится к изготовлению магических предметов; но большая часть проходит как черная магия;
    • Престиж-класс Адепт Зеленой Звезды пьет микстуру, содержащую магический металл, упавший со зловещего метеорита. В результате вещество медленно пропитывает его ткани, заменяя их и превращая персонажа в живую статую, делая того бессмертным и давая ряд сопутствующих возможностей;
    • Превращение в лича; еще упоминалось эпическое некромантское заклинание, убивающее всех в зоне действия и за каждую забранную жизнь дающее магу 1 год;
    • В пятой редакции лавочку прикрыли, оставив (пока?) только магические книги, повышающие характеристики (по одному тому на каждую) прочитавшему и владение некоторыми артефактами; а также эпические дары (от иммунитета к огню до бессмертия), не оформляемые как дар свыше, а полученные, например, от магических изысканий;
    • Зато улучшилось заклинание Клон, позволяющее волшебнику иметь неограниченное число запасных тел. Если во второй редакции создаваемый им двойник был только копией и существовал параллельно с оригиналом, а в третьей не мог принять душу после смерти от старости, то в пятой это путь к полноценному бессмертию.
    • способности классов, не даваемые богами и им подобными сущностями (вроде иммунитета к ядам у монаха и замедления старения у друида);
  • BioShock — трансгуманизм в Восторге бурно процветал. С появлением АДАМ’а и плазмидов появились широкие возможности для генной модификации организма. Многие жители этого города пользовались плазмидами как обычными инструментами для быта и АДАМ применяли во многих сферах жизни. Из кибернетических форм жизни присутствовали только Большие папочки, созданные для защиты генно-модифицированных маленьких сестричек. Увы, передозировка плазмидами начисто ломает крышу, и в ходе неприятных событий многие граждане превратились в обезумевших мутантов.
    • А в BioShock Infinite жители Колумбии могут себе позволить безопасную версию плазмидов — ген-тоников.
  • В Touhou Project присутствует фэнтези-версия трансгуманизма. Любой человек, который достаточно хорошо освоил магию, может провести специальный обряд по превращению в ёкая-волшебника. После своего превращения у волшебника полностью остановится процесс старения и он больше не будет испытывать потребности в еде и сне. Таковыми оказались Алиса Маргатройд и Бякурен Хадзири. Если верить словам Пачули Нолидж, магия и наука неотличимы друг от друга.
  • «Киберпанк» от ООО «Технолог» — именно запрет на трансгуманизм побудил корпорации «Роботроникс», «Биоформ Технолоджис» и «Кибермед» в полном составе отправиться в слепой гиперпрыжок, прихватив с собой всех желающих, чтобы на новом месте создать идеальное человечество с нуля.

В реальной жизни[править]

Нынешний уровень развития технологий пока не позволяет говорить о трансгуманизме. Да, людям делают высококачественные протезы. Проходят эксперименты по сращиванию нервной системы с электродами. Искусственные глаза позволяют различать свет и тьму. Некоторые гики пересаживают себе микросхемы в организм. Ноотропы распространяются всё шире. Но тем не менее, они не делают человека лучше. Протезы остаются протезами - они не достигают и не превосходят своей эффективностью заменяемые органы, микросхемы не подсоединены напрямую к мозгу, а клиническая эффективность ноотропов не доказана.

Впрочем, один условный пример уже есть — Оскар Писториус, безногий бегун из ЮАР. Ему принадлежит мировой рекорд по бегу на 100 метров среди паралимпийцев (10.91 секунды), а в в 2007-м он подал заявку на участие в Олимпийских играх… которую отклонили под предлогом, что «„пружинящие“ протезы дают спортсмену значительное преимущество перед обычными бегунами». Впрочем, это решение было оспорено и Оскар с 2011 участвовал в соревнованиях наравне с полноценными спортсменами. В 2012 г. он принял участие в обычных Олимпийских играх. К сожалению, вся эта красота закончилась, когда в день Св. Валентина 2013 г. он убил свою любовницу, вероятно, находясь в состоянии опьянения. Сначала ему дали пять лет, но в 11.2017 увеличили до тринадцати. Пичалька. Однако, пример не совсем корректен - такие протезы очень узкоспециализированные. Они дают преимущество в беге, и все. Все остальные функции они выполняют хуже предусмотренной природой слабой плоти.

Еще один забавный пример про финского программиста Джалава, который в 2009 году попал в аварию и потерял фалангу безымянно пальца. Парень не растерялся и установил себе на место утерянной части пальца протез с флешкой. «Когда люди впервые меня видят, они обычно очень пугаются, — сказал Джалава в интервью. — Они просто не могут воспринимать все это как шутку. Так что сначала им нужно немного времени, чтобы понять, что это действительно очень забавное решение».

Нил Харбиссон с рождения имел проблемы с восприятием цвета, поэтому в 2004 году он хирургическим путем прикрепил к основанию своего черепа антенну. Кончик антенны со специальным датчиком висит прямо у него на лбу и собирает информацию о цвете объектов, а дальше, в зависимости от частоты, переводит ее в звуковой сигнал. В итоге, по словам Харбиссона, он может «слышать» различные цвета. Кроме того, подключив антенну к телефону через Bluetooth, он может «слышать», как на другом конце мира встает солнце. Он утверждает, что может «слышать» цвета Космоса, подключившись к Международной космической станции. Ещё он чувствует ультрафиолетовое и инфракрасное излучения, и может "на глаз" определить, включена ли сигнализация в магазине. В целом, это уже превосходит возможности обычных людей.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Впрочем, зачастую проблематику трансгуманизма поднимали произведения о вампирах и мутантах: останется ли у вампира/мутанта человеческая психология в подобных обстоятельствах?
  2. Во Второй Мировой обе стороны не стеснялись пичкать своих пилотов амфетаминами, уже зная об их негативных последствиях. Война всё спишет. Неужели кто-то откажется от такой практики в космосе?