Наглая ложь: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 156: Строка 156:
** Хотя, возможно, не врёт и действительно не знает, сколько блох сидело на рассвете дня, когда просватали дочь кузнеца из Заперденских выселок, на хвосте у хромой собаки, которая вчера сдохла под Новиградским мостом. Ну, по крайней мере, пока не знает, понадобится — выяснит, конечно.
** Хотя, возможно, не врёт и действительно не знает, сколько блох сидело на рассвете дня, когда просватали дочь кузнеца из Заперденских выселок, на хвосте у хромой собаки, которая вчера сдохла под Новиградским мостом. Ну, по крайней мере, пока не знает, понадобится — выяснит, конечно.
*** Тем не менее, то, что он может узнать об этом, не прибегая к каким-либо сторонним источникам, дает ему право называться всеведущим. Тем более, что он и половины своих возможностей не показал.
*** Тем не менее, то, что он может узнать об этом, не прибегая к каким-либо сторонним источникам, дает ему право называться всеведущим. Тем более, что он и половины своих возможностей не показал.
* [[Yandere Simulator]] — одна из опций при разговоре с методисткой, выбрав которую, героиня улетает домой. Также '''немалая часть''' [https://yandere-simulator.fandom.com/ru/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D0%B0_%D0%90%D0%B8%D1%88%D0%B8/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%8B#%D0%A0%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC_1980 оправдательной речи] Риобы на суде. Судья купился.


=== [[Музыка|Музыку]] рисуют художники ===
=== [[Музыка|Музыку]] рисуют художники ===

Текущая версия на 23:44, 27 марта 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Blatant Lies. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Это соответствует их примитивной душе. Они знают, что в малом они и сами способны солгать, ну а уж очень сильно солгать они, пожалуй, постесняются. Большая ложь даже просто не придёт им в голову. Вот почему масса не может себе представить, чтобы и другие были способны на слишком уж чудовищную ложь, на слишком уж бессовестное извращение фактов. И даже когда им разъяснят, что дело идёт о лжи чудовищных размеров, они всё ещё будут продолжать сомневаться и склонны будут считать, что, вероятно, всё-таки здесь есть доля истины. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется. »
— А. Гитлер. Речь о марксизме, и всё-таки…
« Лгите смело — чему-нибудь да поверят. »
— То же самое, но короче, словами Геббельса

Правда Кассандры? Исландская правдивость? Искусная ложь?

Пффффф! Да кому нужно всем этим париться! Наш персонаж, во всяком случае, не тратит интеллектуальных усилий на эти тонкости. Он нагло, беспардонно, глядя вам прямо в глаза, говорит, что чёрное — это белое, а 2×2 = 5.

Результат? Поначалу — просто потрясающий. Удивительно, но факт: люди в массе своей ведутся на то, что сказано уверенным тоном на голубом глазу. Многие настолько психически неустойчивы, что когда их собственные глаза свидетельствуют обратное, предпочитают думать: «Может, это я спятил?»

Впоследствии события могут развиваться по-разному:

  • Вариант номер раз: персонаж успешно напарил всех и вышел сухим из воды. Встречается сравнительно редко — публика не любит, когда негодяи торжествуют.
  • Вариант номер два: персонаж начинает путаться в том, что кому соврал, либо одновременно встречает нескольких людей, которым говорил противоположные вещи, и уже не может выкрутиться… Его разоблачают и клеймят позором. Если лжецом предстаёт коррумпированное/тоталитарное правительство, диктатор, сенатор, религиозный фанатик — то его разоблачение приводит к массовому восстанию и свержению власти. Голливуд любит этот троп. Моралисты хлопают в ладоши, но у наиболее трезвомыслящей части аудитории остаётся осадочек — в жизни редко бывает такое тотальное торжество чистой правды над грязной ложью.
  • Вариант три — комический: лжец начинает путаться в показаниях не со временем, а сразу, ему недостает харизмы, он слишком глуп — словом, кредит доверия у него изначально нулевой, и все попытки убедительно соврать терпят крах в начальной стадии. Казалось бы, пора переходить к более тонким способам лжи — но нет, ума не хватает.
  • Вариант четыре — иронический: измысленная персонажем наглая ложь внезапно оказывается чистой правдой, удачной догадкой.
  • Вариант пять — реалистический и наиболее редкий в массовом искусстве: от разоблачённого лжеца отворачивается некоторое количество людей, остальные же продолжают считать его вполне пригодным для общения человеком и достойным членом общества. Почему? Потому что его ложь при всей своей наглости приятна им, она доставляет психологический комфорт. А если в роли лжеца выступает власть, то она просто применяет против правдолюбцев силовой аппарат, при полном одобрении обывателей, предпочитающих мирный сон разума. Как вариант — никаких разоблачений не надо, лжи с самого начала никто не верит, но все вежливо притворяются, что верят, потому что лжец очень важная персона, с которой не хочется ссориться.

Почему пятый вариант реализации тропа так редко встречается? Да всё по той же причине: тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман. Нам нравится думать, что мы в основном честные люди и любим правду. Нам нравится, когда массовое искусство снова и снова уверяет нас, что в крайнем случае мы сами встанем за правду стеной и победим лжеца.

Ну-ну. Впрочем, могло бы быть и хуже: лжец мог бы обратиться к статистике.

Узкоспециализированный вариант тропа, когда пьяный персонаж нагло врёт о том, что трезв — Стёклый, как трезвышко.

Противотропы — Капитан Очевидность и Чистая правда.

Субверсия (не обход тропа, ну, то есть обход, но не полный) тропа[править]

Реакция аудитории на ложь резко меняется, как только до людей доходит, что затронуты их личные интересы.

  • Расскажите это тем вкладчикам МММ, которые вступили в пирамиду во второй раз после того, как Мавроди вышел из тюрьмы! И в третий, когда они вступали в МММ-2012, чтобы поправить своё финансовое положение после краха МММ-2011!
    • Хотя их было вполовину меньше, чем до краха. Далеко не всякий настолько необучаем, что предпочтёт танцевать на граблях.
    • Справедливости ради, вкладчики финансовых пирамид в наше время чаще страдают от несовместимой с жизнью самоуверенности, а не тупости: все (большинство, во всяком случае) отлично знают, что пытаются заработать на мыльном пузыре — но считают, что именно они точно знают, когда пришло время бежать. В итоге, естественно, получается у единиц.

Примеров нет[править]

Весь фольклор реален[править]

«

Выдвигаются два одессита в городской совет народных депутатов. Одному на собрании парткома крыть нечем. Он и выдаёт: — Да у тебя дочь шлюха! Ну, чуть не подрались, разняли. На другой день встречаются на холодную голову. — Слышь, Мойша, что ты такого наговорил, у меня же и дочери-то нет! — А ты теперь иди и это самое всему Привозу объясняй

»
— Старинный одесский анекдот
  • Африканская сказка «Хамелеон и древесная ящерица». Главный герой, хамелеон Нонгвена, собственными руками смастерил улей и повесил на дереве, чтобы лакомиться мёдом. Но однажды обнаружил, что его обкрадывает ящерица, а когда поймал воровку с поличным, та заявила, что улей её, и хамелеон ничего не докажет (с аргументацией на уровне «раз ты цвет меняешь и глазами в разные стороны можешь смотреть, так самый умный в лесу что ли?» Ничего не напоминает?). Тот пригласил зверей на суд, но ни у хамелеона, ни у ящерицы свидетелей не оказалось. Однако благодаря хитроумному «следственному эксперименту» ящерицу вывели на чистую воду — она не смогла правильно показать, как крепила улей на дереве, а хамелеон воспроизвёл всё в точности. Пополам с хуцпой.

В театре не встречается[править]

  • «Укрощение строптивой» Шекспира: воспитывая жену, Петручио требует от неё соглашаться с самой очевидной ложью, ведь жена должна думать так, как хочет муж.
  • Финал пушкинского «Бориса Годунова»: сразу после убийства Марии и Феодора Годуновых, совершённого практически на глазах толпы, Мосальский нагло лжёт народу про двойное самоубийство. Народ безмолвствует.
    • «Народ безмолвствует» некоторые аналитики предлагают воспринимать как ошарашенное молчание от столь беспредельной наглости. Логично: ведь он как раз требует, чтобы народ НЕ безмолвствовал, а выкрикивал здравицы Самозванцу.
  • Н. В. Гоголь, «Ревизор»: Хлестаков — пустой человек, наговоривший небылиц о собственных достоинствах (без стеснения приписывал себе чужие произведения искусства, договорился даже до того, что его вскоре же произведут в фельдмаршалы, хоть и был он «елистратишка простой») и о роскоши столичной жизни (арбуз в 700 рублей и суп, прибывший в кастрюле прямо из Парижа). Даже на относительно умного (на фоне остальных персонажей) городничего речь подействовала в точности так, как в эпиграфах: вестимо, приврал (да кто ж без этого греха), но что, если хотя бы половина из сказанного — правда?
  • Александр Островский, «На всякого мудреца довольно простоты» — пример пятого варианта: Глумов угодничает перед вышестоящими, а те чувствуют фальшь… но она им удобна и приятна. Так что даже когда негодяя разоблачают, то решают через некоторое время его опять «приласкать».
  • Пьесы Рэя Куни, где протагонист путается, кому что врал (вариант 2).
  • Мюзикл «Волки Мибу»: Сайто навещает больного Окиту, а когда тот пеняет, что командир отряда Кондо сам не пришёл к нему, сначала пламенно начинает: «А Кондо вы напрасно укорили — на той неделе лишь…», после чего понимает, что не хочет травмировать друга страшной правдой, и невпопад заканчивает «… Уехал… в отпуск». Окита, конечно, не дурак, и прекрасно понял, в какой такой отпуск отправился глава отряда, ведущего бои с утра до ночи все последние дни.
  • Анастасия Букреева, "Ганди молчал по субботам" - Катька, сестра протагониста, врёт родителям, что отправляется в Аргентину на конкурс по танцам, а сама курит в подъезде. Правда, неясно, где Катька прячется по ночам. Возможно, у каких-то подруг. Может, в оригинале пьесы есть соображения на этот счёт, автор правки видела только театральную адаптацию.

И в литературе этого тропа нет[править]

  • «Роман о Лисе»: Ренар/Рейнеке на то и Лис, чтобы врать и не краснеть.
  • «Новое платье короля».
  • Михаил Булгаков, «Собачье сердце» — на предложение объяснить невесте, откуда у него шрам на лбу, Шариков нагло заявляет: «Я на колчаковских фронтах был ранен!»
  • Памела Трэверс, «Мэри Поппинс» — Мэри не моргнув глазом отрицает все странности, которые только что видели её подопечные.
  • Джорджа Оруэлл:
    • «1984» — товарищ О’Брайен исчерпывающе разъясняет главгерою принципы работы тоталитарной пропаганды, которая построена на наглой лжи чуть более чем полностью.
    • «Скотный Двор» — придя к власти, хряк Наполеон и другие свиньи умело выдают самую гнусную ложь за правду, тем самым манипулируя остальными обитателями фермы.
  • Джанни Родари, «Джельсомино в Стране лжецов» — бывший капитан пиратов Джакомон, захвативший власть в стране, делает ложь государственной идеологией.
  • Марио Пьюзо, «Крёстный отец» — сначала Майкл говорит Карло, что тот не сделает его детей сиротами, наказывая за смерть Сонни, максимум — понизит в должности; но как только Карло садится в машину, то Питер Клеменца душит того. Затем на вопрос Кей Майклу о том, причастен ли он к смерти их родственника, её муж отвечает, что не причастен.
  • Иван Ефремов, «Таис Афинская» — работорговец, продававший Гесиону, уверял, что она девственна. Покупатель резонно усомнился в том, что военная добыча может быть девушкой. И оказался прав.
  • Братья Стругацкие, «Град обреченный» — допрашивая упрямого уголовника, Фриц Гейгер (в родном мире — обычный унтер вермахта, не штурмовик СА или СС, не полицейский и не партиец) врёт: «Кто был моим начальником раньше, тебе известно? Некто рейхсфюрер эс-эс Генрих Гиммлер! А знаешь ли ты, где я работал раньше? В учреждении, именуемом гестапо! А знаешь, чем я прославился в этом учреждении?» Запугивание оказалось эффективным.
  • А. Волков, «Огненный бог марранов» — Урфин Джюс сообщает горестную весть марранским воинам: оккупационный контингент Марранов в Фиолетовой стране, пятьдесят человек вместе со своим командиром капитаном Бойдом, погиб в полном составе. Мигуны не просто подло убили их — они ещё цинично надругались над телами, разрубив их на куски и скормив свиньям. Охваченные яростью Марраны все как один рвутся отомстить фиолетовым изуверам. Боевой дух армии взлетает до небес. К сожалению для Урфина, он не рассчитывал, что Мигуны окажутся настолько мягкосердечными, что позволят пленным Марранам участвовать в волейбольном турнире, финал которого с удивлением наблюдало его враз растерявшее жестокий пыл воинство.
  • Владимир Высоцкий, «Роман о девочках» — продавая краденых голубей, Коля «Коллега» Святенко уверял, что сам купил их… у своих врагов.
  • Вариант пятого случая — это то, как дом Фреев из «ПЛиО» объясняет свои неблаговидные действия: «они все были оборотнями, они превратились в волков и собирались нас перекусать». Большая часть жителей Вестероса не верит в оборотничество, а те, кто знают об его существовании, тем более не верят байке Фреев: оно работает совсем не так. Но все, кто хочет иметь дружественные отношения с Фреями (и их большими покровителями, Болтонами и Ланнистерами), притворяются, что байка вполне правдоподобна.
    • В наглую ложь Тириона по поводу того, что Станнис Баратеон рогат, причём рога ему наставил собственный шут Пестряк, верили весьма охотно даже противники Ланнистеров: уж слишком неприятный тип Станнис.
    • Тирион и сам стал жертвой наглой лжи: его напрасно обвинили в убийстве Джоффри, а Шая ещё и дополнительно оклеветала его, обвинив в изнасиловании (?) и дальнейшем принуждении к сожительству (?!).
  • «Хроники странного королевства»: Артуро Сан-Барреда применяет наглую ложь постоянно, и ему верят благодаря специальному заклинанию. Однако, в заклинание встроено ограничение: оно подавляет критическое мышление, но не помогает, когда человек ЗНАЕТ правду. Так что давний враг, экс-безопасник с обширным досье, идейный паладин и видящая сущность людей нимфа в разной степени устойчивы к такому обману.
  • Евгений и Любовь Лукины, «Разрешите доложить!» — весь рассказ. Представляет из себя байку в стиле барона Мюнхгаузена, где главное действующее лицо выведено в классическом сказочном амплуа смекалистого солдата, а сама история включает попаданчество, гномиков, магию, революцию, консервные банки, растущие на деревьях, и поклонение автомату. При этом история рассказана начальству и нужна для того, чтобы… как-то списать недостачу патронов. Причём сработало!
  • «Луна» Игоря Буракова — на этом специализируется мизгирь, мифическое существо и позабытый божок лжи: под его воздействием человек безоговорочно верит во всё, что захочет.
  • «Остров Сокровищ» Р. Л. Стивенсона. Черный Пес уверяет Джима: «Билли обрадуется мне как выпивке». В итоге едва ушел от «старого друга» живым.
  • Глеб Бобров, «Эпоха мертвороженных» — после рейда на село Червонопоповка польских войск луганское ополчение обнаруживает там ни много не мало троих посаженных на кол. ГГ комментирует эту ситуацию для иностранной прессы, на интервью просто накладывают альтернативный звуковой ряд, где он от имени «страшных сепаров обещает», что так будет с каждым украинцем.

Здесь нет примеров из кино[править]

  • «Свадьба в Малиновке». «У меня цельная конная дивизия в монастыре стоит», — заявляет Грициан. Это три тысячи конников. На самом деле «морд полтараста наберётся», и это не то что на дивизию — на тогдашнюю роту не тянет.
    • В кавалерии рота называется эскадроном.
  • «Не покидай...» — шестнадцать лет все окружающие беспардонно врут принцу Патрику, что он безродный найдёныш, воспитанник королевы. Только вмешательство Голубой Розы (нечто вроде сыворотки правды) открывает истину. Но сам Патрик помнит, кто он.
  • «Звёздный десант»: местная машина пропаганды построена на наглой лжи чуть более, чем полностью — например, количество погибших в официальных новостях занижается раз в пять: сравните цифры из пропагандистских новостных роликов и более соответствующие реальности цифры на экранах в госпитале Федерации.
  • «Железный человек»: «Я просто еду с открытым верхом… а теперь бегаю в каньоне. Приехал в каньон и бегаю, а что?»
  • «Зелёный слоник» — (NSFW) что говорит Поехавший, будучи весь обмазанный своим же дерьмом и с тарелкой с этим же дерьмом в руках? «Я не срал, я те честно говорю!»
  • «Звёздные войны: Месть ситхов»: пополам с искусной ложью. В том, что джедаи стремятся удержать власть, Дарт Сидиус, допустим, прав — со своей позиции — но вот его речи Энакину, в которых джедаи выставляются врагами Республики и демократии, есть не что иное как сабж.
    • В Расширенной Вселенной педаль в пол: джедаи, согласно имперской госпропаганде, развязали Войну клонов при помощи Дуку и использовали конфликт, чтобы захватить власть в Республике.
    • Внесеттинговый пример: заявления главы Lucasfilm после продажи компании Disney и деканонизации старой Расширенной Вселенной, дескать, со сценарием сиквельной трилогии они проделывают огромную и тяжелую работу, так как всё делают с нуля и у них нет ничего, откуда могли бы почерпнуть вдохновение. Ага щазз!!! Найдите, сколько там значимых персонажей или событий, которые не имели бы аналогов в РВ и оригинальной и приквельной трилогий, девятый фильм вообще почти полностью представляет вопиюще неканоническую экранизацию комиксов Dark Empire.
  • «Симпсоны-фильм». Во время общей уборки загрязнённого озера местный гангстер с подручными привозит мешок, в котором, очевидно, лежит труп. Когда шеф полиции Уиггам запрещает швырять его в озеро, гангстер саркастически отвечает: «Ах извините. Я увезу свой „садовый мусор“ в иное место». [Уезжают] Полицейский — начальству: «Шеф, по-моему у него там труп был…» Уиггам: «Я тоже так думал, пока он не сказал „садовый мусор“. Учись-ка слушать, Лу…». (Хотя был и другой вариант- «Ладно, загружу его в дробилку.» Шеф соглашается ибо не в озеро. Но возможно фраза была просто обрезана.
  • «Свой среди чужих, чужой среди своих» — мало того, что Шилов во всём своём чекистском облачении заявляется в банду к Брылову, как к давнему знакомому, он ещё заявляет права на похищенное золото, якобы «я всё сделал, а ты делиться не хочешь».

Сериалов не существует[править]

« Ложь! Наглая ложь! »
— Прапорщик Задов
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — Холмс: «Я ни разу не пустил в ход левую». Ага, а то мы не видели.
  • Знакомым с работой пропагандистской машины президента Кларка из «Вавилона 5», пример из Starcraft II (см. Видеоигры) покажется детским садом.
  • «Пепел» — В третьей серии Сенька показывает себя чуть ли не королём тропа.
  • «Улицы разбитых фонарей», серия «Дело № 1999». Вся серия состоит из того, что Ларин и Казанцев сидят с журналисткой и наперебой вешают ей лапшу на уши.
    • Ещё в одной серии найденный в сумке труп, обмотанный скотчем, пытаются оформить как жертву несчастного случая: покойный-де что-то делал со скотчем, стоя на мосту, случайно поскользнулся, в полёте из-за сильного ветра его обмотало скотчем… и так далее.
  • «Русские страшилки» серия «Отходы из Мексики». Мэр уверяет, что странно выглядящие зелёные отходы везут в город из Мексики потому что эти отходы — очень полезные.

Мультфильмов не бывает[править]

  • «Жил-был пёс» — на вопрос Волка «Ты шо, по деревьям лазишь?» Пёс смущённо ответил: «Да вот… птичку… хотел…» Повеситься он хотел, вот что!
  • «Ух ты, говорящая рыба!» — волшебник Ээх называет себя великим, могучим и добрым. Последнее — наглая ложь.
    • Между прочим, никакого зла он другим персонажам не только не причинил, но даже и не обещал.
      • С другой стороны, у Саакянца персонаж, носящий феску, не может быть добрым по определению.
  • Излюбленный гэг классической голливудской анимации. Во время побега герой внезапно останавливается, останавливает преследователя и начинает нести какую-то чушь. В конце сцены преследователь оказывается в какой-либо идиотской ситуации, которая подсвечивается меткой «Лопух».
  • «Доверчивый дракон» — шутки ради и вроде как положительный пример. Ложь даже не на уровне «тебя нашли в капусте», а намного, намного наглее. Тем не менее, заглавный персонаж радостно верит, что он был собакой в детстве и превратился в лошадь, когда вырос (при том, что видел в жизни настоящих собак и, скорее всего, настоящих лошадей). Не совсем понятно, почему приёмные «родители» персонажа не могли просто наплести ему о том, что драконы — гордая и мудрая раса, а не порочная (как, судя по всему, в реальности этого мультфильма), но тогда и не было бы смешно.

Как и мультсериалов[править]

  • «Атомный лес» — чиновник-человек, попавший в лес, говорил, что его оклеветали враги и на сделанных ими видео не он, а его двойник, но начальство ему долго верило и наказывало клеветников.
  • «Рапунцель: Новая история» — король Фредерик утверждает, что проблема Чёрных Камней им полностью решена. Он в самом деле думает, что Рапунцель больше не увидит ни одного Камня? Тут, похоже, наглость лжи определяется степенью его отчаяния: Фредерик полностью потерял контроль над ситуацией, не видит путей выхода и решил отрицать само существование проблемы.
  • «Леди Баг и Супер Кот» — Лила вообще не обходится без наглой лжи! И как ей верят все, кроме Маринетт?
  • «Тука и Берти» — когда на суде Туку спрашивают, где она подхватила вшей, она говорит: «Села на кустик со вшами». На самом деле половым путём, естественно.
  • «Трансформеры» — любимое занятие Старскрима. Врёт много, нагло и с чувством, и при этом всё равно находятся те, кто ему верит. В Transformers: Animated доходит до уровня самопародии: там Старскрим создал своих клонов, каждый из которых унаследовал одну черту его характера в режиме педаль в асфальт, и у клона-лжеца абсолютно все реплики — пример тропа, он просто органически не способен говорить правду. Первое, что он сделал, появившись на свет, — заявил, что он и есть настоящий Старскрим. В присутствии оригинала. Второе — начал отрицать, что говорил это.
«

Мегатрон: Чего ещё тебе надо, Старскрим? Старскрим: Просто хочу пожелать вам удачи, мой лорд. (прикрепляет бомбу Мегатрону на спину) Мегатрон: Я не верю в удачу. (улетает) Старскрим, ухмыляясь: Как и я.

»
— первая же серия Transformers: Animated
  • «Черепашки-ниндзя» (1987) — только недавно прибывший на Землю Дрегг (на самом деле — военный преступник) утверждает, что хочет помочь людям, а Черепашки — преступники (те самые, которые до этого 8 сезонов боролись с разными злодеями, что даже освещалось в прессе). И ему поверили!

Аниме и мангу придумали в Австралии[править]

  • One Piece — Усопп только так и умеет. Но вся его ложь оказалась правдой.
    • Зео из команды Ходи Джонса давит педаль в морское дно. Он настолько не любит признавать ошибки, что на ходу сочиняет абсурдные оправдания. Зео наступили прямо на морду, пока он лежал, слившись с песком? Не смейтесь — хитрый гад, оказывается, ударил врага головой в ногу! Зео пропустил удар меча? Тем хуже для врага — рыбочеловек специально затупил его оружие своим телом! А в конце арки Зео, как и его товарищи, резко состарился, ибо пережрал чудо-стероидов. Но это чушь! Состарился он тоже специально!!!
    • Раз уж речь пошла о лжи и рыболюдях, нельзя не вспомнить историю Фишера Тайгера. Тот посвятил свою жизнь освобождению рабов, не делая разницы между людьми и рыболюдьми, но его сдали дозорным. Тяжелораненого Тайгера могло бы спасти переливание человеческой крови, но он наотрез отказался от процедуры. Он до последнего разрывался между разочарованием в предателях-людях и надеждой, что ненависть между расами однажды потухнет, если не разжигать её специально. Вот только потом Арлонг попал в плен к Дозору и разжёг ненависть по полной. У него была своя версия событий, которая потом стала официальной: не герой отверг «грязную кровь», а злые и неблагодарные «гомо сапиенсы» отказали умирающему в переливании. Вроде бы незначительная деталь — Тайгера ведь в любом случае убили люди — но именно она вызвала ярость многих рыболюдов и усилила раскол между расами. А Джимбей и остальные Пираты Солнца оказались в неудобном положении, поскольку обещали не рассказывать правду о прошлом своего капитана и обстоятельствах его смерти.
  • Mob Psycho 100 — Аратака Рэйгэн возглавляет «Спиритическое консультативное агентство» и является начальником талантливейшего психика Шигео Кагеямы, несмотря на полное отсутствие паранормальных способностей. Зато он мастер массажа, ароматерапии и наглого вранья. И именно талантливым развешиванием лапши на уши он берёт под контроль секретную базу зловещей организации психиков.
  • Восхождение героя щита — главного героя, которому в качестве легендарного оружия достался щит, решает ограбить и скомпрометировать спутница героя копья, обвинив его в попытке изнасилования. Так как в данной стране матриархат, а она является дочерью короля, никто даже и не смеет сомневаться в её словах. В результате чего у главного героя, на которого и так смотрели косо из-за подобного оружия, репутация падает ниже плинтуса.
  • Goblin Slayer — «Ты к этому привыкнешь» Жрицы на попытку Эльфийки избежать обмазывания внутренностями гоблинов, чтобы перебить запах. По её глазам и выражению лица заметно, что сама она от этого далеко не в восторге и уж точно не привыкла к подобному.
    • Во время осеннего фестиваля Фермерша переплетает свои пальцы с пальцами Убийцы Гоблинов и прижимается к нему, мотивируя это тем, что боится потеряться в плотной толпе. Главный герой на это невозмутимо замечает, что они находятся на пустой безлюдной дороге, на что Фермерша не менее раздражено отвечает, что она приготовилась заранее… Может Убийца Гоблинов всё-таки действительно нежить? Серьёзно, не замечать такие явные признаки внимания — это надо быть личем 80-го уровня

Это вовсе не примеры из видеоигр[править]

  • This War of Mine — DLC «Father’s Promise». В конце дополнения Адам нагло оправдывается что он не желал брату смерти, хотя во время игры он прямым текстом угрожал ему, порвал с ним связи и даже сгубил Амелию лишь бы не принять его помощь. Причем, чем дольше прохождение, чем больше он выскажет угроз. К слову он белый и пушистый, а виноват кто угодно, но не он.
  • Demon's Souls — Юрт Безмолвный Вождь просит выпустить его из клетки в Верхней Латрии, суля главному герою помощь в борьбе с демонами. Ничего подобного он делать не собирается, а вместо этого отправится в Нексус и начнёт убивать всех находящихся там персонажей.
  • Dragon Age: Inquisition — используется одним персонажем смеха ради: она маг, но упорно это отрицает и говорит, что магический посох, который она носит с собой — это лук. А светящийся шар-навершие? «Это для прицеливания. Старый эльфийский трюк, вам не понять».
    • Во время допроса Кассандрой Варрик прямым текстом и с честными глазами заявил, что ему ничего не известно о местонахождении Хоук(а). Однако в ходе игры выясняется, что это был сабж чистейших кровей, Варрик всё это время отлично знал, как связаться с подругой (другом), просто не хотел втягивать её (его) в новую катавасию. Кассандра, узнав правду, чуть не убила Варрика.
  • Mass Effect: коммандер Шепард тоже не чурается этого приёма:
«

Джанна Паразини: Коммандер, говорят, что из офиса «Синтетик Инсайтс» доносились какие-то странные звуки… Вы что-нибудь об этом знаете? Шепард (оставив в этом офисе гору трупов): Кто, я? Я совершенно ни при чём!

»
  • В миссии на лояльность Тейна в Mass Effect 2 Шепард, шастая в неположенном месте и наткнувшись на охранника, может либо дать тому в зубы, либо нагло наврать двумя разными способами, один неправдоподобней другого. Самое смешное, что охранник верит (ну, или решает не спорить с человеком, вооружённым до зубов).
  • Тот же самый приём используется в старом квесте Indians Jones & The Last Crusade: Graphic Adventure (1989). Правда, ложь помогает нечасто…
  • Crusader: No Remorse — ведущие новостей Джош и Трина безостановочно врут в лучших традициях Министерства Правды. Нападение повстанцев на Сенат (!) Консорциума, закончившееся разгромом здания, похищением одного из сенаторов и тяжёлыми потерями среди охранявших его военных, в исполнении дикторов звучит как «жалкая кучка преступников попробовала напасть на здание Сената, почти все негодяи перебиты, потерь нет». И вот так у них всё.
  • Starcraft II: сабж льётся рекой в новостях телеканала UNN из уст Донни Вермиллиона, как только речь заходит о повстанцах в целом, Джиме Рейноре в частности или доброму имени императора Менгска.
    • Сам Арктур Менгск тоже не гнушается лгать как искусно, так и нагло. Ярким примером наглой лжи являются его потуги исказить историю гибели Тарсониса. Но когда ложь вскрылась, рейтинги доверия резко упали, а пресса оторвалась по полной.
  • Undertale — попытка поговорить с Вегетоидом ничего хорошего не даст, т. к. он ответит «Растения не умеют разговаривать, балда». Как и все монстры, Вегетоид разговаривает каждый ход.
    • Описание финального босса Геноцид-рута Санса гласит, что у него 1 атака, 1 защита, и что он самый лёгкий враг. Первая часть технически правдива, но вторая — это ОПРЕДЕЛЁННО ложь! Хотя, возможно под «лёгким» имеется в виду, «самый выносливый», но это уже просто СПГС.
      • На самом деле с технической точки зрения Санс и правда самый лёгкий босс, ибо если бы не Возмездие Кармы, которое мы получаем за 19 LVL, и не его увороты, не позволяющие наносить урон вообще, он бы умирал от одного удара палки.
  • Vampire: The Masquerade — Bloodlines: когда смертные спрашивают протагониста-носферату о его внешности, он придумывает откровенно нелепые отмазки, вроде «Это родимое пятно» и «Несчастный случай с кухонным измельчителем».
  • Magicka — некоторые могут говорить, что Влад — вампир. Не верьте.
  • Stellaris — одним из случайных названий для кораблей пиратов является «неприметный астероид».
  • SWKOTOR — полно, и подсвечено репликами [Ложь]. Но если отыгрывать тёмного, эпичных примеров сабжа появится ещё больше. Например, можно при помощи лжи стравить две враждующие семьи на Дантуине и заставить их перестрелять друг друга, а потом, когда Совет джедаев поинтересуется, мол, что там произошло, можно, глядя в глаза мастерам-джедаям (!) свалить всю вину на мандалорских налётчиков.
  • Готика 2 — выкрадываем у Лемара долговую книгу. Едва закрываем окно диалога, Лемар инициирует новый: «Какой-то гнусный вор украл мой гроссбух. Ты случайно не имеешь к этому отношения, а?» Конечно же, ГГ отвечает «Кто, я? Нет!» Всё, Лемар нас отпускает (видимо, пополам с хуцпой?).
  • Clive Barker's Jericho — «сон без сновидений», который обещает бойцам Иерихона Антадурунну. Странно, что только Дельгадо распознал очевидное враньё — ведь мрачную судьбу остальных отрядов экстрасенсов-магов, которые на протяжении всей истории человечества запечатывали «Коробку» Перворождённого вместе с собой и подвергались за это просто чудовищным вечным мукам, видел не только он, но и остальные его товарищи.
  • Little Misfortune — когда мистер Голос знакомит игрока с Неудачей, он говорит, что та сегодня умрёт. Девочка слышит разговор и переспрашивает насчёт своей смерти. Мистер Голос тут же заявляет, что не говорил ничего подобного.
  • Edna & Harvey — рассказчик почти постоянно прибегает к этому, например, описывает качание на качелях, свисающих над пропастью с поеденного термитами дерева, как «совершенно безвредное».
  • Witcher 3 — Гюнтер О’Дим в начале игры — «Я не всеведущий!».
    • Хотя, возможно, не врёт и действительно не знает, сколько блох сидело на рассвете дня, когда просватали дочь кузнеца из Заперденских выселок, на хвосте у хромой собаки, которая вчера сдохла под Новиградским мостом. Ну, по крайней мере, пока не знает, понадобится — выяснит, конечно.
      • Тем не менее, то, что он может узнать об этом, не прибегая к каким-либо сторонним источникам, дает ему право называться всеведущим. Тем более, что он и половины своих возможностей не показал.
  • Yandere Simulator — одна из опций при разговоре с методисткой, выбрав которую, героиня улетает домой. Также немалая часть оправдательной речи Риобы на суде. Судья купился.

Музыку рисуют художники[править]

  • Песня «Семь пьяных ночей» — жена беспардонно врёт мужу-алкашу, когда тот задаёт вопросы по поводу чужих вещей и прочего в доме. Например, когда герой интересуется, что это за голова в постели, супруга говорит: «Капуста». «А я не видел бородатого кочана», — удивляется мужик.
    • Основано на народной шотландской песне, которая переведена С. Маршаком («Баллада о мельнике и его жене»), а отрывок — Пушкиным («Воротился ночью мельник…» из пьески «Сцены из рыцарских времён»).
  • Shaggy, «It Wasn’t Me» — парень, погоревший на измене, получает совет от друга: врать, что это был не он, и ни в чём не сознаваться. Правда, под конец герой сомневается в пользе такой тактики и решает просто попросить прощения у своей девушки.

Интернета не бывает, сериалов для него не снимают[править]

  • Аналоговый хоррор FNaF VHS от Squimpus McGrimpus, выпуск «Company PSA»:
«

Фредбера не существует. Пружинного Бонни не существует. Ни с кем ничего не случалось. ЕГО не существует. ЕГО не существует. ЕГО не существует. ЕГО не существует.

»
— Ответ на вопрос, куда подевались старые аниматроники, заменённые классической четвёркой[1]
«

Бен Ганн не существует. Сквайр Трелони не существует. Джимми Гокинс не существует. Ни с кем ничего не случалось. ОН не существует. ОН не существует. ОН не существует. ОН не существует.

»
— Как и в первоисточнике, ОН (Доктор Ливси) обращается к рассказчику и опровергает только что сказанное им.

Нет никакой реальной жизни[править]

« В определении Арбитражного суда Москвы обнаружили фразу «письку сосите» »
— Телеканал «Дождь». Автор этих строк тщетно пытался найти в архиве эту оговорку.
  • «Я прочитал условия лицензионного соглашения и согласен с ними».
    • Была байка, что некие разработчики оказались с юмором — и вписали в соглашение пункт «принести в жертву перворождённого сына». Чайлдфри согласны.
  • Телефонное мошенничество и нигерийские письма по электронной почте, а равно их аналоги в старые времена. В подавляющем большинстве случаев жертве предлагается сделать совершенно идиотские действия с абсолютно неправдоподобным обоснованием. И это работает. Во все времена.
  • Наглая ложь евнуха Чжао Гао вошла не только в историю, но и в язык (правда, в японский, а не китайский). Дело было так: желая проверить вельмож на лояльность, Чжао Гао показывал им оленя, а говорил, что это лошадь. Всех, кто не соглашался, он казнил. Кончил Чжао Гао, само собой, плохо: его убил им же поставленный марионеточный император. С тер пор в Китае поговорка «Указывать на оленя, говорить, что лошадь» означает «нагло врать», а в Японии слово «дурак» (бака) пишут иероглифами «лошадь» и «олень»: 馬鹿. Типа, кто верит наглой лжи — тот лошак олень бака.
  • Адя Гитлер говорил, что чем чудовищнее ложь, тем скорее в неё поверят. На том и стоит политическая пропаганда не только в предположительно описываемой герром фуррером Британии, но и во многих других странах.
  • Да-да, нападение Третьего рейха на Советский Союз было превентивной защитой от готовящихся к войне Советов.
  • В декабре 1997 г. советник президента Южной Кореи официально отрицал ведение тайных переговоров с МВФ. Буквально на следующий день было объявлено, что переговоры активно ведутся и уже достигли консенсуса.
  • 14 августа 1998 г. президент РФ Б. Н. Ельцин заявил, что девальвации рубля не будет. За август-сентябрь 1998 г. рубль упал в 4 раза к доллару.
  • Когда власть (причём независимо от страны и политического вектора) хочет продавить какое-нибудь непопулярное решение, она врёт, что это «по многочисленным просьбам граждан».
  • В сети можно часто встретить информацию о том, что употребление в пищу чрезмерного количества сладкого не влияет на риск развития сахарного диабета 2 типа. Это не так: потребление сахара провоцирует повышенную выработку инсулина, на которую организм реагирует инсулинорезистентностью, а это уже, считай, диабет в кармане. Кроме того, употребление сладостей часто становится причиной ожирения, которое, в свою очередь, также способствует развитию диабета. Таким образом, сахар служит одновременно и прямой (инсулинорезистентность) и косвенной (ожирение) причиной диабета. Однако заблуждение о якобы непричастности сахара к возникновению болезни очень распространено и популярно (ведь в своих болячках проще винить абстрактную генетику, чем собственные неправильные пищевые привычки).

Примечания есть[править]

  1. Что характерно, в самом конце выпуска сериала, где и был произнесён цитируемый монолог-отрицание, появляется сам ОН (Золотой Фредди) и доказывает обратное: «Это я не существую? <…> Я заберу тебя с собой, чтобы ты узнал, каково это — не существовать».

Это абсолютно всё.

Это не конец статьи.