Выдумка не врёт

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья All Myths Are True. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Одна из важных задач автора — подавить недоверие читателя/зрителя/игрока к описываемым событиям. Но что делать, если происходить будут вещи заведомо невозможные и фантастические?

Простой способ — ввести в произведение персонажа-скептика и прочесть ему в экспозиции рассказ про загадочные и необъяснимые вещи. Читатель чувствует к родственной душе сопереживание (они ведь оба не верят синхронно), и проблема спадёт. Но в силу законов драматургии мы не можем выслушивать десять разных историй, особенно в кинематографе, поэтому то, что расскажут, каким бы это фантастичным и нелепым ни выглядело — будет правдой. Вот и получается, что то, что нам подали как выдумку — и является правдой.

Зачастую автор уже уяснил, что рояль в кустах — это плохо, но ещё не понял, как последовательно раскрывать историю.

Если обыграно изящно, или изначальная выдумка была не окончательно безумной, то зритель уже сопереживает герою иначе. Он-то понимает, что последует дальше. Тогда это правда Кассандры.

Родственный троп: Нечаянная правда — отличия в том, что «выдумщик» прекрасно знает, что говорит не правду, его ложь вовсе не обязательно должна звучать нереалистично или фантастично, и сказанное сбывает безотносительно того, поверил в него кто-нибудь, или нет.

См. также: Это не просто мельница!

Где встречается[править]

« …Одно я скажу правдиво: я буду писать лживо. Это мое признание должно, по-моему, снять с меня обвинение, тяготеющее над другими, раз я сам признаю, что ни о чем не буду говорить правду… »
— Лукиан Самосатский, «Правдивая история»

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Любовь и Евгений Лукины, «Сталь разящая»: поначалу кажется, запрет даже просто прикасаться к металлу в мире сошедших с ума автономных противопехотных комплексов — это уже слишком. Главную героиню изгоняют из племени за то, что она, вычёсывая местный аналог козы, руками вытащила крошечный осколок из шерсти вместо того, чтобы сжечь весь очёсок. И только к концу выясняется, что только подобное поддержание суеверного страха перед любым металлом даёт местным женщинам способность чувствовать эти противопехотные комплексы на расстоянии.
  • «Сварог» — в «По ту сторону льда» протагонист самолично убеждается, что даката (Серая Погибель) и Белая Волна отнюдь не являются моряцкими побасёнками. А вот в существование змей Ермунгад и Митгард, а также Великого Кракена Сварог верил и до этого.
  • «Хроники странного королевства» — очень изящный зигзаг с Виктором и легендой о Повелителе Небесного Огня. Сперва он над ней смеётся. Затем, как и положено, занимается её воплощением в жизнь. Но в итоге… Оказывается, что на самом деле герой легенды не имел к нему никакого отношения.
  • Цикл «Мёртвые братства» Руслана Мельникова: Дмитрий, журналист-фрилансер в жёлтой газете, написал статью о том, что миром правят Ордены мёртвых (сюжет которой он, как ему казалось, полностью выдумал). И очень удивился, когда мёртвые братья явились по его душу.
  • Андрей Гудков, «Цепной пёс империи»: основа мощи империи — кланы магов. Зарубежные религиозные фанатики, само собой, кричат, что маги давным-давно продались демонам, от которых и черпают свои силы. И в финале главный герой раскрывает тайну: так и есть. Светлых магов уже давным-давно нет, просто среди демонов бывают как отмороженные психопаты, желающие устроить что-нибудь максимально плохое в сжатые сроки, так и разумные прагматики, с которыми вполне реально договориться на взаимовыгодных (по крайней мере, в краткосрочной перспективе) условиях и которых вовсе не интересует моральный облик и стиль поведения подопечных в свободное время.
  • «Князь ветра» Леонида Юзефовича (из цикла о сыщике Путилине) — бульварные романы с монгольскими мотивами неожиданно воплощаются в жизнь.

На других языках[править]

Лимерик Эдварда Лира

«

Однажды увидел чудак Во сне, что он ест свой башмак. Он вмиг пробудился, И тут убедился, Что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК!

»
— Лир раскрывает суть тропа
  • «Охоту на Снарка» Кэрролла можно прочитать и так: герои по ходу охотничьей экспедиции травят разнообразные байки о том, что искомый Снарк может оказаться Буджумом, и если так случится, «ты без слуху и духу тогда пропадёшь, не успев даже крикнуть „спасибо“». И угадайте, что случается в конце с тем из них, который в поисках зверя забыл даже собственное имя… «For the Snark was a Boojum, you see».
  • Говард Лавкрафт обожал этот подход. Все герои сомневаются, когда получают из уст свидетелей информацию, ибо та воспринимается как горячечный бред. К финалу оказывается, что каждое слово того, что казалось в начале выдумкой, — самая взаправдашняя правда.
  • «Маятник Фуко» Умберто Эко — сыграно сложным зигзагом. После многих намёков на то, что выдумка не врёт, выдумка всё-таки оказывается выдумкой. Но это уже не имеет значения, потому что в неё поверили, и она живёт своей жизнью.
  • Dragonlance: драконы — досужая выдумка старых времён, в которую верят разве что бабки да орден рыцарей-храмовников? Ну как сказать. Для начала задумайтесь — почему же эта выдумка распространена у кучи рас, а разные версии сходятся в деталях? Заподозрили что-то неладное? Ну, можете порыскать по стране, найти одного молодого мага-наёмника и спросить, кого он первым победил в честном поединке. При большом везении вам даже ответят, что от силы древнего магического посоха, принадлежащего этому наёмнику, пал дракон в человеческом обличии
  • «Песнь Льда и Пламени»: в ходе повествования всё больше и больше сказок старой Нэн оказывается правдой.
  • «Груффало» Джулии Дональдсон: придуманный главным героем страшный зверь Груффало оказывается вполне реальным. Впрочем, умничка Мышонок и это сумел обратить себе на пользу.
    • Сиквел «Дочурка Груффало» — инверсия. Груффало честно предупреждал дочурку, что Мышонок для них опасен, а вот причины этого выдумал (очевидно, потому, что правда была бы для него унизительна).
  • «Досье Дрездена» — люди прикладывают все возможные усилия, чтобы не замечать сверхъестественного. Притом настолько много, что не верят, даже столкнувшись с этим в лоб. Да что там, главного героя считают психом, когда он называет себя чародеем. А ещё больше это неверие раскрывается в разговоре с Баттерсом.
  • Роберт Шекли, «Призрак-5», субверсия: выдуманные главным героем в детстве монстры «материализовались» под воздействием галлюциногенного газа, растормошившего его мортидо. Но поначалу и герою, и читателям кажется, что это именно этот троп.
  • Prince of Nothing — Консульт за века бездействия превратился в сказки старых летописцев и адептов Завета. Как и планировал.
  • Д. Карпишин «Дарт Бейн 2: Правило двух» — размышляя о силах древних лордов ситхов, Дарт Бейн замечает, что их способности навроде превращения солнц в новые слишком невероятны, чтобы быть правдой. В комиксах серии Tales of the Jedi на эту «выдумку» можно посмотреть лично.
  • «Хроники Края» — все события, персонажи сказок и далекие места Края. И Риверрайз. И явление Матери Штормов. И Хрумхрымс.
  • Артур Кларк, «Из контрразведки», к разработчику реквизита для космооперных сериалов пришло двое незнакомцев и прямо сказали что они — представители власти (документы не показали — но он и не спросил) и начали расспрашивать про его работу, ГГ пробует отговорится тем что он лояльный американский гражданин, тем что он не занимается плагиатом (некоторые вопросы наводят его на мысль что его хотят в этом обвинить). Ему говорят что возможно случайность но надо провести расследование и в дверях он думает какой же секрет он сам того не зная разгласил и прямо говорит что наверно какая то ошибка, он никогда не делал того что могло бы вызвать недовольства ФБР. Один из гостей спрашивает "Что такое ФБР?". ГГ не слышал вопроса - он смотрел во все глаза на стоящий во дворе космический корабль.
  • «Князь Света» — главного героя Сэма люди считали Буддой, хотя он проповедовал буддизм с чисто утилитарными целями, абсолютно не веря в сказанное. Но его лучший ученик Рилд под влиянием этих речей действительно обрёл Просветление и даже целительский дар, став истинным Буддой.
  • Ну и конечно, «We Can Remember It for You Wholesale» Филипа Дика. По мотивам которого был позже снят «Вспомнить всё».

Сетевая[править]

  • «Сталь и пламя»: когда протагонист во сне видит непонятное создание по имени Карерон, ему говорят, что это просто пугалка для детей, основанная на древней легенде, мифе. Оказывается, миф, в свою очередь, основан на полузабытых фактах, а Карерон — вполне реальное древнее зло.
  • У Евгения Лотоша в подцикле «Корректор» одна из полуфантастических гипотез откуда взялся вирусный эффектор — что это творение инопланетян Именно так и есть, то что считается основной версий (про военных) это заранее подготовленная легенда. Только вот не все пошло по плану. Некоторые журналисты таки находят следы что на Текире были инопланетяне, даже места где следы посадок кораблей были находят ,а власти — скрывают. Власти действительно скрывают. Потому что им внятно объяснили почему не надо лезть куда не просят и позволяют только особые досье вести закрытые. И да, представители внетекирского разума - были и есть. Давно были. Космические корабли им правда уже давно не нужны. То место где якобы садился корабль - просто возникла ситуация когда агент, имеющий очень ограниченный доступ к технологиям, подорвал кавитонный реактор, спасая своих людей. Яна Мураций на семинарах в университете даже доклады читает на тему «Космические империи как оксюморон будущего», правда в процессе доклада прокалывается несколько раз (например, прямо утверждая что нет никаких злобных инопланетян и объясняя почему, на середине слова оборвав фразу и начиная выкручиваться).

Кино[править]

  • Фильмы ужасов, в особенности молодёжные. Проще сказать, где нет рассказа про призраков, древнее проклятье именно на этой горе или маньяка-убийцу с соответствующим фетишом. В дальнейшем следует: «Да ладно, я просто прикалывался!» Из-за того, что используется излишне прямолинейно, можно после первой же такой «выдумки» понять, что будет в финале.
  • Общее место для многих фильмов («Фокус-Покус», «Демон внутри», «Повелители Салема», «Сделка с дьяволом») — делать вид, что ведьмы в Салеме были настоящие. Тем самым косвенно оправдывая расправу над реальными жертвами (для сравнения представьте российский ужастик про врачей-вредителей при Сталине).
    • Автора правки реальность салемских ведьм поражала еще у Натаниэля Готорна в «Молодом Брауне» и других произведениях. Про Готорна ведь пишут, что он переживал из-за участия своего предка в осуждении «салемских ведьм». Непонятно, как одно сочеталось с другим.
    • В рассказе Генри Каттнера «Кладбищенские крысы» также мимоходом говорится, что ведьмы были настоящие.
    • Интересная инверсия в фильме «Ученик чародея». «Салемские ведьмы», судя по всему, были самими обычными женщинами — по крайней мере, среди волшебников прошлого их нет. А вот одна из доносчиц на них — таки злая колдунья.
    • В «Наследстве Пибоди» Августа Дерлета (по черновикам Лавкрафта) сюжет построен вокруг потомков салемского колдуна.
  • «Сонная лощина» Тима Бёртона: Икабод Крейн уверен, что все убийства — дело рук человеческих. Оказался и прав, и не прав одновременно.
  • Американская короткометражка «Конверт» про советского писателя, который развлекается, высылая письма по вымышленным адресам за границу, а потом коллекционирует возвратившиеся конверты со штемпелем «Адресат не найден». Но однажды письмо в Новую Зеландию приходит-таки по адресу, и у него начинаются проблемы.
    • Насколько помнит автор правки, история основана на реальных событиях, произошедших с писателем Евгением Петровым, тем самым вторым из пары Ильф-Петров. Странная донельзя мистическая история, если кому интересно, то ищите в сети.

Телесериалы[править]

  • «Агент национальной безопасности» — эпизод «Золотая голова». То, что поначалу подавалось как якутские легенды, оказалось правдой — в шоке оказалась даже внучка шамана Лена, решившая попробовать ритуал призыва духов!
  • «Менты-11», эпизод «Красный стрелок». Одноименный убийца считался легендой… пока подполковник Соловец не столкнулся с ним у дверей собственной квартиры. Им оказался бывший сослуживец Соловца, без вести пропавший 13 лет назад старлей Решетилов.
  • «Секретные материалы», эпизод S03E22 «Трясина» («Quagmire»). Малдер и Скалли приезжают на озеро, где якобы живёт монстр похожий на Несси. Агенты сталкиваются с чудовищем, Малдер успевает застрелить его — и монстром оказывается крупный аллигатор-людоед. Малдер и Скалли рассуждают, что жаль было разрушить легенду, уезжают с озера и не видят, как позади них из воды выныривает настоящий монстр.
  • В древнем сериале «Конан» в серии о зверолюдях один из главных героев, симпатичный карла, падает куда-то, поворачивает голову, делает квадратные глаза. Затем перекатывается подальше от объекта, вскакивает и выдает: «Зверочеловек! Предания не лгут!»
  • «Бюро магических дел» — обе вундервафли сериала оказались таковыми, и если Сфера Лемурии ещё с прикрученным фитильком для Шона и Максвелла (она оба знали о её существовании, а последний даже за ней ходил), то Лиловый Лотос стал неожиданностью уже чуть ли не для всех персонажей сериала (видимо, в некоторой степени и для Апиньи).
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 4 сезон, 7 серия. Вампиры поехали вместе с Шоном на охоту (в человеческом её понимании) и остановились на ночь в хижине в лесу. Шон попытался напугать Колина, рассказав ему страшную историю о Джерсийском дьяволе. После этого Лазло и Нандор поведали съёмочной группе, что никакого дьявола из Джерси не существует, это миф, который придумали и распространили вампиры, чтобы объяснить трупы, которые находили в лесу. Ну и разумеется, в конце серии на них напал настоящий Джерсийский дьявол, выглядящий именно так, как описал его Шон.

Телевидение[править]

  • «Джентльмен-шоу», «Одесская коммунальная квартира». С посетившим их квартиру импозантным бородатым незнакомцем Сима повела себя… как всегда себя ведёт с мужчинами. В итоге его пришлось прятать в шкаф. И только потом, когда все сбились с ног в поисках Деда Мороза, она поняла, почему гость был с ней так холоден… поначалу.

Мультфильмы[править]

  • Советский «Мы с Шерлоком Холмсом», пародия на цикл А. Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Старый дог Том рассказывал о своих приключениях с великим сыщиком. Щенки поначалу воспринимают историю как занятную выдумку… а потом из дома вышел тот самый раскаявшийся преступник-крокодил — по-видимому, уже работающий слугой? — и сообщил, что Тома зовёт к телефону мистер Шерлок Холмс.
  • Нечто подобное можно наблюдать в мультфильме «Богатырская каша».
  • «Кикос», Арменфильм (реж. Р. Саакянц, 1979). Кто же царя за водой пошлет?..

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк» — педаль в асфальт и комедийная деконструкция: почти всё, что придумывают себе главные герои, оказывается правдой, вне зависимости от того, верят ли они в это или нет: в горах близ города живёт монстр Сказложоп с пучком сельдерея вместо правой руки и актёром Патриком Даффи вместо левой ноги, у всех евреев два мешочка с золотом на шее (один фальшивый, чтобы гоям отдать в случае нападения), негры от рождения играют на бас-гитарах, нижнее бельё действительно воруют кальсонные гномы, жена Шефа, очевидно — суккуб, если засунуть еду в задницу, то дерьмо выйдет через рот, а в Воображляндии орудует банда милых зверушек-некрофилов. И челмедведосвин!
  • «RWBY» — сделано намеренно. Тайные общества, функционирующие в мире, старательно маскируют истину под сказки, чтобы проще было работать малыми силами.
  • «Смешарики»: тоже попадается, один из примеров — «Герой Плутона». Все разумные люди должны понимать, что «народ маленькой, но гордой планеты» — бред измученного голодом Лосяша. А вот и нет, Карыч-таки находит орден, но выкидывает, приняв за репейник (что, впрочем, можно было бы списать на то, что Лосяш явно не до конца пришел в себя, однако плутонцы появляются позже ещё в двух эпизодах, и они вполне реальны).
    • Там же — серия «Операция „Дед Мороз“» Карыч: «Чуть не засыпались, всё, Копатыч, можно снимать бороду… ты куда?» Копатыч (подходит с другой стороны): «Ты чего кричишь?» Карыч: «Ты? Это же был Дед Мороз!!!»
  • «My Little Pony» — поначалу приключения пегаса-археолога Дэринг Ду подаются как интересное приключенское чтиво. А потом в одной из серии появляется А. К. Иринг, автор книг. И оказывается, что как минимум часть книг вполне себе основаны на реальных событиях.
  • «Время приключений» — в серии The Creeps использован тройной зигзаг. Сначала герои собираются в таинственном особняке, где некий призрак объявляет, что вселится в одного из них и будет убивать остальных. Но на самом деле это розыгрыш, устроенный Финном для Джейка. Только вот когда Финн открывает шкаф, где по его плану должны прятаться двое из якобы убитых гостей, — в шкафу оказываются их растёкшиеся тела. Призрак начинает преследовать Финна, а кроме того, из стены выходит зелёная девушка-привидение. Но оказывается, что это тоже розыгрыш: Джейк догадался, что Финн будет его разыгрывать, и организовал встречный розыгрыш, а призрака-убийцу изображала его подруга Леди Ливнерог. Финн спрашивает, как же они изобразили зелёную призрачную девушку… и оказывается, что никак: она была настоящая. (Много позже она снова появится в сериале: она действительно призрак, её зовут Шоко, и она — прошлая жизнь Финна.)
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — в одной из серий Катара выдаёт себя за Разрисованную Леди, духа из местной легенды. А в финале оказывается, что Разрисованная Леди действительно существует.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — почти каждая фраза, сказанная в контексте «конечно этого не может быть», или в качестве самого бредового варианта, в итоге оказывается правдой.

Аниме и манга[править]

  • Happy World!: Такэси не придумал ничего лучше, чем назвать Элли своей сестрой (натуральную блондинку с голубыми глазами, ни фига не похожую на японку, ага!), на что Мотоко, запустив в него книгой, резонно ответила: «Если собираешься врать, то хотя бы делай это естественно», и тут… вошла мать Мотоко и сообщила, что ей только что звонил отец Такэси и сообщил, что отправляет к ней… сводную сестру Такэси. а через несколько томов выяснилось, что она и впрямь его сестра по-настоящему!
  • One Piece: Выдумки Усоппа, которыми он развлекал больную девушку Кайю одна за другой оказываются правдой: он и в самом деле столкнулся с гиганской золотой рыбкой, сразился с огромным кротом, побывал в царстве гномов… Кто знает, возможно, однажды он действительно возглавит армию из восьми тысяч человек?
    • Уже… Великий флот Мугивар как-никак…
  • Восхождение в тени: все выдумки гг которые он втирал своим сторонникам (про потомков героев, заговор мракультистов и тому подобное) оказываются истинной!

Видеоигры[править]

  • Dragon Age: Origins: около пристани на острове Каленхад можно увидеть двоих, ведущих философскую дискуссию о том, не является ли весь окружающий их мир продуктом чьего-то воображения, мыслей заведомо высших существ, созданным ими для разлечения.
  • Ведьмак — зигзаг: Бард из Предместьев Вызимы уверяет, что настоящий Геральт сейчас пребывает с Йеннифер на Острове Яблонь, а перед ним явно не Белый Волк. Поначалу это выглядит простой балладой Лютика, который ещё тот мастер привирать. Вот только в ходе второй части Геральт вспоминает — они с Йен действительно были там после «смерти»… а потом пришла Дикая Охота.
    • Там же — Геральту в одном из трактиров рассказывают побасенку о принцессе и ведьмаке. Наш герой слушает с откровенным скептицизмом…
  • Ведьмак 3: в разговорах «чёрных» (занявших деревню Белый Сад в прологе) то и дело проскальзывает тема безумия реданского короля. И поначалу это кажется откровенной пропагандой не больно-то доброй Империи Нильфгаард… пока Геральт не встретится лично с Радовидом в шахматном клубе Оксенфурта.
    • В мире существует легенда о Королеве Зимы, скачущей посреди бурана и рассыпающей ледяные осколки, вселяющие безнадёжную любовь в неё. Йеннифэр в «Осколке льда» сравнивает себя с ней и убеждена, что в глубине душе она таки хотела тепла; Геральт язвит над легендой и утверждает, что она — всего лишь «красивое описание отвратного явления, имя которому Дикая Охота». А потом в игре оказывается, что Королева действительно существовала, была эльфской Знающей и первой, кто Охоту, собственно, возглавлял.
  • TES V: Skyrim: в существование Соловьёв Ноктюрнал не верят даже в самой Гильдии Воров! Недаром, наш куратор (и второй человек в гильдии) Бриньольф оказывается в изумлении, узнав правду. А всё потому что Соловьёв всегда только трое — и последними были Галл Дездений, Мерсер Фрей и Карлия. Так как Фрей убил Галла и свалил всё на вынужденную сбежать Карлию, правду узнать неоткуда.
    • Сама фабула игры повествует о возвращении драконов из древних легенд и бога-разрушителя Алдуина, в которого не верил никто, кроме нордов.
    • Фалмеры появились ещё в первом путеводителе как сельская легенда наподобие фейри. В самом Skyrim легенда оказалась правдой.
  • TES III: Morrowind: обыгрывается в квестах Имперского культа. По данмерским легендам Тайбер Септим носил какие-то двемерские сапоги левитации? Их можно найти!
  • Tyranny: выражение «Грейвен Аше хранит» поначалу подаётся просто как самовнушение Опальных (хотя признаем, что Фуга откровенно предвзята). Тем паче, что воины Аше может и крутые, но отнюдь не бессмертные. Впрочем, потом начинают встречаться и свидетельства обратного. А в случае смерти Аше его элитная когорта тут же гибнет в полном составе — видимо, последовал «откат» и весь отведённый Архонтом Войны смертельный вред вернулся к его солдатам.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura: квест по охоте на Stillwater Giant. Выясняется, что квестодатель слегка помешался на означенном великане, а больше никто в великана не верит — а главный герой, чтобы выполнить квест, изготавливает фальшивую шкуру великана. Однако уже после всей этой истории герой может встретиться с настоящим великаном.
  • Оригинальная трилогия Mass Effect: Жнецов Совет с самого начал посчитал выдумкой Сарена, во втором Mass Effect они официально считаются маргинальной теорией наподобие НЛО и йети в реальном мире. В третьем ME Жнецы сваливаются правителям Галактики на голову. Буквально. Там же — Левиафаны, впервые появившиеся ещё в первом ME как персонажи небольшой шпионской истории на экране информации об одной из планет, оказались реальностью и более того — создателями Жнецов.
  • Mass Effect 2 — в ходе миссии вербовки Самары можно встретить асари-наемницу Эльнору. Она и совершила то убийство волуса, из-за которого весь сыр-бор, но Шепард этого ещё не знает. Ничего особо полезного она не выдаст, но поделится ужасом, что жуткие Ардат-Якши, которыми её пугали в детстве, оказывается действительно существуют! она участвовала в отправке Моринт с Иллиума и лично видела её.
    • Впрочем, не факт, что троп тут есть, ибо в 3-ей части упоминаются то ли драммы то ли ужасы с Ардат-Якши.
  • Beholder 2 — незадолго до событий игры государство, в котором живёт ГГ, начинает войну против Северной Бореи. На протяжении всей игры периодически мелькает пропаганда, вдалбливающая населению то, какая Северная Борея плохая и что борейские солдаты чуть ли не детей на завтрак едят, а потому нужно сдавать свои кровные сбережения на нужды государства, чтобы война была выиграна. В одной из концовок выясняется, что пропаганда не врала — борейцы хотят геноцида всего населения страны, чего и успешно добиваются благодаря доверчивому(или трусливому) главному герою.
  • Легенды Эйзенвальда — в тавернах суеверные крестьяне или горожане за кружкой пива рассказывают друг другу байки про зарытые клады, заветные места, обычаи духов, истории проклятий и так далее. На проверку все из них оказываются абсолютной правдой и часто помогают пройти какой-нибудь побочный квест или просто найти полезную вещичку.
  • The Technomancer — секретный город торговцев, про который ходит много легенд, но любой торговец в ответ на упоминание о нем крутит пальцем у виска. Игрок там побывает.
  • Might & Magic 7: For Blood and Honor, самое начало игры, Изумрудный остров: именно в духе тропа будет реакция Лорда Маркхэма, когда по итогам побочного квеста по поиску пропавших приключенцев, выяснится, что на Изумрудном острове действительно живет дракон. Лорд был уверен, что упоминая "дракона" местные жители имеют в виду гигантских стрекоз (Dragon Flies), водящихся в болотистой части острова.
  • Disco Elysium — Большая часть жителей Ревашоля и Элизиума считают фазмидов выдумкой. Однако, герой сможет сам убедиться, что это не так, и даже сделать фото на память.
  • Cyberpunk 2077 — выдумки про программу-убийцу под названием «Душегуб» оказываются вполне себе не выдумками.

Настольные игры[править]

  • Мир Тьмы — зигзагом. А чего ещё ожидать от мира, формируемого мыслями живущих в нём?
    • Камарилья официально считает… считала и Каина, и Геену мифом.
      • Тут, как и во многих НРИ, лор в принципе зависит от редакции. Можно было в ранних редакциях узнать, например, что и Шабаша для вампиров Камарильи официально не существует, а есть только Анархи и очень радикальные Анархи…
  • Warhammer Fantasy — существование скавенов в Империи считается бабьими сказками. Не в последнюю очередь этому способствует целенаправленная деятельность самих крысолюдов по сокрытию своего присутствия, включая уничтожение следов и свидетелей, а также ликвидацию тех людей, которые подобрались слишком близко к открытию истины.
    • А ещё высшее руководство Империи сознательно «шлангует» — ибо прекрасно понимает, что пока крысолюди не видят серьёзной угрозы с поверхности, они будут заняты собственным склоками. До поры, до времени это работало… а потом случился Конец Времён, пришла Рогатая Крыса и скавены забыли свои дрязги, активно поучаствовав уничтожении Мира-Что-Был.

Музыка[править]

  • Песня «Игра с огнём» группы Ария. Связь скрипача Паганини с Дьяволом поначалу подают как клевету завистников. И лишь в развязке эпического 9-минутного трека сам Сатана подтверждает: связь действительно есть! Если, конечно, мы верим Сатане.
    • Тут всё же эта самая связь подаётся шиворот-навыворот. Сперва мы слышим историю о клевете, рассказанную от лица самого скрипача, который признаётся, что скрипка у него не совсем обычная, а с секретом, но связь с Нечистой Силой скрипач тем не менее отрицает. Потом мы слышим историю уже от лица Сатаны, который заявляет, что он подсказывал скрипачу мелодию («Ты не прав. Ты как раб, мой играл мотив.»), то есть грубо говоря был композитором. И наконец заканчивается песня тем, что черти предлагают скрипачу выступать со своей музыкой в Аду, потому что даже композиции за авторством пусть и самого Люцифера лично ТАК исполнять ещё надо уметь. Фактически это околобиблейские мотивы, натянутые на спор исполнителя с композитором о том, чей вклад в гениальность музыкального произведения больше.
  • Король и Шут, «Вестник» (на стихи Лавкрафта). Главный герой не верит словам вестника об обитающей в церкви твари, но всё же решил проверить. И это оказалось правдой!

Реальная жизнь[править]

  • Троя. Считалась выдумкой на уровне Атлантиды, пока археолог-любитель не умудрился таки её найти.

Примечания[править]