Хроника посреди фильма: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{TVTropes|StockFootage|Stock Footage}} В связи с ограниченностью бюджета популярный в советском кино способ показать битву — это показать кадры кинохроники посреди фильма, там, где по сюжету должна быть битва. Иногда действительно получалось очень круто и предельно р...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|StockFootage|Stock Footage}}
{{TVTropes|StockFootage|Stock Footage}}
В связи с ограниченностью бюджета популярный в советском кино способ показать битву — это показать кадры кинохроники посреди фильма, там, где по сюжету должна быть битва. Иногда действительно получалось очень круто и предельно реалистично — потому что кадры самые что ни на есть реальные. Но часто хроника оказывалась заметно сюжетно не связанной c фильмом и смотрелась инородно, а порой было так, что этой хроники показывали настолько короткий кусочек, что показанное на битву совсем не тянуло.
В связи с ограниченностью бюджета популярный в советском кино способ показать битву — это показать кадры кинохроники посреди фильма, там, где по сюжету должна быть битва. Иногда действительно получалось очень круто и предельно реалистично — потому что кадры самые что ни на есть реальные. Но часто хроника оказывалась заметно сюжетно не связанной c фильмом и смотрелась инородно, а порой было так, что этой хроники показывали настолько короткий кусочек, что показанное на битву совсем не тянуло.


== Примеры крутой хроники ==
== Примеры крутой хроники ==
=== [[Театр]] ===
* [[Рок-опера]] «Дорога без возврата» — в 8-м эпизоде «Час презрения» используются документальные кадры. Посмотрев, понимаешь, что Сапковский-то в своих книгах отнюдь не преувеличивал, описывая ужасы войны и человеческую жестокость.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===


==== Отечественные фильмы ====
==== Отечественные фильмы ====
* «[[Солярис]]» [[Фильмы Тарковского|Тарковского]] — Бертон (Дворжецкий) едет домой, за окном машины — многоуровневые авторазвязки из Токио. В СССР 1970-х таких развязок ещё не было, а показать будущее — хотелось. История покрыта мраком, но точно, что запись недавняя — там проезжают машины даже 1971 г. выпуска (фильм вышел в 1972).
* «[[Солярис]]» Тарковского. Бертон (Дворжецкий) едет домой, за окном машины — многоуровневые авторазвязки из Токио. История покрыта мраком. Кто-то говорит, сами снимали, кто-то нашёл американский документальный фильм про Олимпиаду-64, вроде бы с той же последовательностью кадров. В СССР 1970-х таких развязок ещё не было, а показать будущее — хотелось.
* «Калина красная» (1974) — эпизод беседы Любы с Куделихой фактически вставка документального репортажа как по факту (старушка Ефимия Быстрова просто рассказывала на камеру о своей жизни), так и по стилистике, резко выделяющейся из фильма и картинкой, и особенно звуком, Лидия Федосеева-Шукшина там фактически вне образа и т. п. С фитильком, потому что снималось специально для фильма.
** Хроникой Олимпиады-64 это быть не может, там явно проезжают более поздние машины, даже 1971 г. выпуска (фильм вышел в 1972).
* «Сибириада» Андрея Кончаловского (1978) — между разными эпизодами демонстрируются кадры имевших место в то время исторических событий: Первая мировая, революция и Гражданская война, смерть Ленина, индустриализация, ВОВ…
* «[[Человек с бульвара Капуцинов]]»: фильмы, которые на Диком Западе крутит Джонни Фёрст — это и в самом деле самые первые фильмы. снятые братьями Люмьерами. И не только. Оживает Фёрст во время просмотра [[Анахронизм|комедии Чарли Чаплина]].
* «[[Штирлиц|Противостояние]]» (1980) по роману Ю. Семёнова — используется как настоящая кинохроника, так и чёрно-белые [[Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое|«воспоминания»]] антагониста.
* «Первые на Луне» (2005) — фильм-фальсификация А. Федорченко по сценарию Р. Гамалеева и А. Гоноровского. Фильм специально снимали на ч/б пленку старыми камерами для достижения нужного эффекта, так что с кадрами хроники он органично сочетается.
* «Благочестивая Марта» (1980) — пример неудачного применения: вставки настоящей корриды в фильм настолько сильно отличаются по качеству, картинке и звуку, что способны сильно испортить впечатление от, вообще-то, хорошего фильма-спектакля.
* «Благочестивая Марта» пример неудачного применения: вставки настоящей корриды в фильм настолько сильно отличаются по качеству, картинке и звуку, что способны сильно испортить впечатление от, вообще-то, хорошего фильма-спектакля.
* «Случай в квадрате 36-80» (1982) и «Одиночное плавание» (1985) — перехваты ракет показаны съёмками с каких-то стрельб на полигоне, очень сильно отличающимися по качеству.
* «Случай в квадрате 36-80» и «Одиночное плавание» перехваты ракет показаны съемками с каких-то стрельб на полигоне, очень сильно отличающимися по качеству.
* «Зеркало для героя» (1987) — эпизод, когда Сергей, главный герой, путешествует на поезде, состоит в основном из вставок документальных фильмов.
* «Противостояние» (1980) по роману Ю.Семёнова. Используется как настоящая кинохроника, так и чёрно-белые [[Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое|«воспоминания»]] антагониста.
* «[[Человек с бульвара Капуцинов]]» (1987): фильмы, которые на Диком Западе крутит Джонни Фёрст — это и в самом деле самые первые фильмы. снятые братьями Люмьерами. И не только. Оживает Фёрст во время просмотра [[Анахронизм|комедии]] Чарли [[Фильмы Чарли Чаплина|Чаплина]].
* «Калина красная» (1974) — эпизод беседы Любы с Куделихой фактически вставка документального репортажа как по факту (старушка Ефимия Быстрова просто рассказывала на камеру о своей жизни), так и по стилистике, резко выделяющейся из фильма и картинкой, и особенно звуком, Лидия Федосеева-Шукшина там фактически вне образа и т. п. С фитильком, потому что снималось специально для фильма.
* «Районные соревнования по домино» по рассказу К. Булычева (1989) — творящиеся в мире безумия (и обострения обстановки в разных местах земного шара) частично показано через кинохронику. В г. Великом Гусляре тоже творится сумасшествие погодного характера, но жителям все нипочем.
* «Районные соревнования по домино» (1989, по рассказу К.Булычева) творящиеся в мире безумия (и обострения обстановки в разных местах земного шара) частично показано через кинохронику. В г. Великом Гусляре тоже творится сумасшествие погодного характера, но жителям все нипочем.
* «Первые на Луне» (2005) — фильм-фальсификация А. Федорченко по сценарию Р. Гамалеева и А. Гоноровского. Фильм специально снимали на ч/б пленку старыми камерами для достижения нужного эффекта, так что с кадрами хроники он органично сочетается.
* «Сибириада» Андрея Кончаловского — Между разными эпизодами демонстрируются кадры имевших место в то время исторических событий: Первая Мировая, революция и Гражданская война, смерть Ленина, индустриализация, ВОВ...
* "Зеркало для героя". Эпизод, когда Сергей, главный герой, путешествует на поезде, состоит в основном из вставок документальных фильмов.


==== Совместное производство ====
==== Совместное производство ====
* «Дознание пилота Пиркса» (СССР — Польша, 1979). Старт экспедиции на американской ракете — совмещение игровых кадров с документальными. Низ ракеты, где видны сопла — советский «Восток», астронавты проходят мимо него, затем идет документальная кинозапись настоящих астронавтов в лифте, после которой показаны реальные кадры старта реальной американской ракеты «Сатурн» (можно заметить киноляп — одни съёмки старта дневные, а другие — ночные). Из окна за стартом наблюдают представители робототехнических мегакорпораций, а в окне отражается стартующая ракета (т. е. в отражение «врисовали» документальную съемку). Далее уже идут съёмки на макетах.
* «Дознание пилота Пиркса» (СССР — Польша, 1979). Старт экспедиции на американской ракете — совмещение игровых кадров с документальными. Низ ракеты, где видны сопла — советский «Восток», астронавты проходят мимо него, затем идет документальная кинозапись настоящих астронавтов в лифте, после которой показаны реальные кадры старта реальной американской ракеты «Сатурн» (можно заметить киноляп — одни съёмки старта дневные, а другие — ночные). Из окна за стартом наблюдают представители робототехнических мегакорпораций, а в окне отражается стартующая ракета (т. е. в отражение «врисовали» документальную съемку). Далее уже идут съёмки на макетах.
** Доклад ООН о роботах-андроидах сопровождался показом фрагментов автошоу, а роботов «играют» манекены для краш-тестов. Здесь это смотрится не так убедительно, как сцена старта.
** Доклад ООН о роботах-андроидах сопровождался показом фрагментов автошоу, а роботов «играют» манекены для краш-тестов. Здесь это смотрится не так убедительно, как сцена старта.
* «Кентавры» (Мосфильм-Венгрия-Чехословакия-Колумбия, 1978) — ювелирное использование хроники в сцене бомбежки президентского дворца в Чили, поскольку настоящий Palacio de La Moneda был по понятным причинам недоступен.
* «Кентавры». Ювелирное использование хроники в сцене бомбежки президентского дворца, поскольку настоящий Palacio de La Moneda был по понятным причинам недоступен.


==== Зарубежные фильмы ====
==== Зарубежные фильмы ====
* Британский «[[1984]]» Майкла Андерсона (1956) - широко использованы кинокадры реальных атомных испытаний. Получилось атмосферно.
* [[Midway]] — в цветной фильм вставили цветную кинохронику, которую прямо посреди хроники разбавили кадрами с пилотами в кабине, матросами, стреляющими из зениток, и т. п.
* В британской версии «[[1984]]» Майкла Андерсона (1956 г) широко использованы кинокадры реальных атомных испытаний. Получилось атмосферно.
* «Форрест Гамп»: некоторые кадры созданы на основе кинохроник с использованием компьютерных спецэффектов.
* «[[V for Vendetta|V значит Вендетта]]»: для сцен уличных боёв с полицией (флэшбеки Иви и Валери, флэшфорвард Эрика Финча ближе к концу) использованы реальные кадры демонстраций и столкновений, в частности, протестов против налоговой реформы Тэтчер в 1990 году.
* Фильм 1972 года «Гинденбург» о катастрофе одноимённого дирижабля использовал настоящую хронику гибели «Гинденбурга». Разница между этой сценой и остальным фильмом явно бросалась в глаза, потому что для эффекта хроникальности игровые сцены в момент катастрофы показаны в ч/б, как и сама хроника, чтобы ввести в неё персонажей фильма.
* «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» (Италия, 1978): многие сцены построены на совмещении документальных переозвученных кадров и игровых съёмок.
* «Подполье» [[Братушки-славяне|Эмира Кустурицы]]. Здесь немало подобных вставок. Смотрится недурно, [[Сварочный шов|за исключением]] встречи Марко с Иосипом Броз Тито. Слишком уж видно, что кадры с историческим югославским лидером и с актёром Мики Манойловичем сняты в разное время и в разных местах.
* «Забриски-Пойнт» Микеланджело Антониони, один из примеров блестящего использования документальной хроники в художественном фильме. Сцена убийства студента полицейскими, к слову, тоже совершенно документальна!
* «Пёрл-Харбор»: один из второстепенных персонажей — кинооператор, ведущий съёмку во время японского налёта; в видеоряд регулярно вставляются как бы кадры из хроники — предполагается, что они были только что сняты этим персонажем. На деле — тоже обработка игровых досъемок. Реальные хроники показаны в новостных перебивках про битву за Англию и производство бомбардировщиков в ответ на атаку японцев.
* «Хантер-Киллер» — хроника не так заметна, ибо по качеству отличается мало, но в сценах развертывания российского флота использованы кадры с парада ко дню ВМФ в 2018 году.
* «Невидимые захватчики» (Invisible Invaders, 1959) — когда пришельцы пытаются «убедить человечество» малой кровью, то в кадре есть как обыгранные документальные кадры, так и постановочные. И пойди отличи что есть что.
* «Невидимые захватчики» (Invisible Invaders, 1959) — когда пришельцы пытаются «убедить человечество» малой кровью, то в кадре есть как обыгранные документальные кадры, так и постановочные. И пойди отличи что есть что.
* «Забриски-Пойнт» Микеланджело Антониони (1970) - один из примеров блестящего использования документальной хроники в художественном фильме. Сцена убийства студента полицейскими, к слову, тоже совершенно документальна!
* «[[The Martian|Марсианин]]» — видео аварийного пуска ракеты с грузом для Уотни предоставило НАСА.
* «Гинденбург» о катастрофе одноимённого дирижабля (1972) - использовалась настоящая хроника гибели «Гинденбурга». Разница между этой сценой и остальным фильмом явно бросалась в глаза, потому что для эффекта хроникальности игровые сцены в момент катастрофы показаны в ч/б, как и сама хроника, чтобы ввести в неё персонажей фильма.
* «Звуки Музыки». Аверсия. Город Зальцбург был недоволен желанием режиссёра снять сцену, в которой радостные жители встречают вступающиe в город немецкие войска. Пытались запретить. "Хорошо,", сказал режиссёр. "Запрещаете снимать сцену? Тогда я вставлю в фильм реальные, документальные кадры того, как вы тут нацистов встречали. Хотите?" Городские власти подумали...и не захотели. Сцену сняли.
* «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» (Италия, 1978) - многие сцены построены на совмещении документальных переозвученных кадров и игровых съёмок.
* «Форрест Гамп» (1994) - некоторые кадры созданы на основе кинохроник с использованием компьютерных спецэффектов.
* «Подполье/Андерграунд» [[Братушки-славяне|Эмира Кустурицы]] (1995) - подобных вставок немало. Смотрится недурно, [[Сварочный шов|за исключением]] встречи Марко с Иосипом Броз Тито - слишком уж видно, что кадры с историческим югославским лидером и с актёром Мики Манойловичем сняты в разное время и в разных местах.
* «Пёрл-Харбор» (2001): один из второстепенных персонажей — кинооператор, ведущий съёмку во время японского налёта; в видеоряд регулярно вставляются как бы кадры из хроники — предполагается, что они были только что сняты этим персонажем. На деле — тоже обработка игровых досъёмок. Реальные хроники показаны в новостных перебивках про битву за Англию и производство бомбардировщиков в ответ на атаку японцев.
* «[[V for Vendetta|V значит Вендетта]]» (2005/06) - для сцен уличных боёв с полицией (флэшбеки Иви и Валери, флэшфорвард Эрика Финча ближе к концу) использованы реальные кадры демонстраций и столкновений, в частности, протестов против налоговой реформы Тэтчер в 1990.
* «[[The Martian|Марсианин]]» (2015) — видео аварийного пуска ракеты с грузом для Уотни предоставило НАСА.
* «Хантер-Киллер» (2018) — хроника не так заметна, ибо по качеству отличается мало, но в сценах развертывания российского флота использованы кадры с парада ко дню ВМФ в 2018.
* [[Midway]] (2019) — в цветной фильм вставили цветную кинохронику, которую прямо посреди хроники разбавили кадрами с пилотами в кабине, матросами, стреляющими из зениток, и т. п.
* «Звуки музыки» (мелодраматический, военный, ммузыкальный, 1965) - [[аверсия]]. Город Зальцбург был недоволен желанием режиссёра снять сцену, в которой радостные жители встречают вступающие в город немецкие войска. Пытались запретить. "Хорошо, - сказал режиссёр. - Запрещаете снимать сцену? Тогда я вставлю в фильм реальные, документальные кадры того, как вы тут нацистов встречали. Хотите?» Городские власти подумали… и не захотели. Сцену сняли.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телевидение|Телефильмы, телесериалы и телепередачи]] ===
* «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]»: кроме знаменитых вставок под общим заголовком «Информация к размышлению» с реальными архивными съемками нацистских вождей, были ещё несколько эпизодов, в которых использовалась историческая кинохроника (например, перед концом 12-й серии).
* «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]»: кроме знаменитых вставок под общим заголовком «Информация к размышлению» с реальными архивными съемками нацистских вождей, были ещё несколько эпизодов, в которых использовалась историческая кинохроника (например, перед концом 12-й серии).
** По слухам, специально снимали на ч/б пленку, чтобы врезки хроники смотрелись более естественно. Лиознова, впрочем, говорила, что цветную пленку ей просто не дали, так что пришлось снимать на черно-белую и вышло даже лучше.
** По слухам, специально снимали на ч/б пленку, чтобы врезки хроники смотрелись более естественно. Лиознова, впрочем, говорила, что цветную пленку ей просто не дали, так что пришлось снимать на черно-белую и вышло даже лучше.
* Мини-сериал «Щит и меч» — было как минимум в четвёртой (последней) части, смотрелось вполне органично. Вставлялись кадры военной хроники, в частности авиабомбёжка Берлина.
* «Щит и меч» — было как минимум в четвёртой (последней) части, смотрелось вполне органично. Вставлялись кадры военной хроники, в частности авиабомбёжка Берлина.
* Советские [[Ряженые под Запад|фильмы о жизни на западе]] порой использовали для аутентичности документальные съёмки настоящего Запада. Например, в сериале «Последний довод королей» были кадры настоящего старта самолётов с американского авианосца, а герои с помощью зелёного экрана прогуливались по настоящему Арлингтонскому кладбищу. А в сериал «Богач, бедняк» вставили съёмки настоящего Нью-Йорка, но забыли про хронологию: действие происходит в 1950-е годы, а в городе видны машины 1970-х годов и афиша фильма «Чужой».
* Советские [[Ряженые под Запад|фильмы о жизни на западе]] порой использовали для аутентичности документальные съёмки настоящего Запада. Например, в сериале «Последний довод королей» были кадры настоящего старта самолётов с американского авианосца, а герои с помощью зелёного экрана прогуливались по настоящему Арлингтонскому кладбищу. А в сериал «Богач, бедняк» вставили съёмки настоящего Нью-Йорка, но забыли про хронологию: действие происходит в 1950-е годы, а в городе видны машины 1970-х годов и афиша фильма «Чужой».
** Аналогично и в телеспектакле «Мир Рэя [[Брэдбери]]» — есть и документальные съемки, и фото видов США. Вроде бы смотрится органично.
* Аналогично и в телеспектакле «Мир Рэя Брэдбери»: есть и документальные съемки, и фото видов США. Вроде бы смотрится органично.
* В телефильм [[Шерлок Холмс/Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона|«Сокровища Агры»]] были вмонтированы эпизоды из чьей-то 16-мм съёмки настоящего [[Великий Смог|Лондона]] со скоростью 16 кадров в секунду. Даже в DVD-качестве видна разница. В одном из кадров общим планом рисунок Вестминстерского дворца впечатан над съёмками Невы и Сампсониевского моста, и в воде, естественно, отражаются не дворец, а реальные здания на ленинградской набережной!
* В телефильм [[Шерлок Холмс/Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона|«Сокровища Агры»]] были вмонтированы эпизоды из чьей-то 16-мм съёмки настоящего [[Великий Смог|Лондон]]а со скоростью 16 кадров в секунду. Даже в DVD-качестве видна разница. В одном из кадров общим планом рисунок Вестминстерского дворца впечатан над съёмками Невы и Сампсониевского моста, и в воде, естественно, отражаются не дворец, а реальные здания на ленинградской набережной!
* Сериал Mr. Robot — использованы реальные кадры различных митингов и протестов со всего мира. Причём создатели [[клюква|не слишком разбирались, что там происходило на самом деле]] — и в России на выступлениях против власти корпораций разгневанный народ размахивает плакатами «Нам не нужен майдан!» и гигантскими георгиевскими лентами. Впрочем, ЦА не заметила.
* Сериал «[[Mr. Robot]]» — использованы реальные кадры различных митингов и протестов со всего мира. Причём создатели [[клюква|не слишком разбирались, что там происходило на самом деле]] и в России на выступлениях против власти корпораций разгневанный народ размахивает плакатами «Нам не нужен майдан!» и гигантскими георгиевскими лентами. Впрочем, ЦА не заметила.
* «[[Дживс и Вустер]]» — в сериях о пребывании героев в [[Большое Яблоко|Нью-Йорке]] между сценами [[Визуальная ремарка|показывают одни и те же]] архивные кадры с видом нью-йоркской улицы. Кадры хоть и старые, но сняты лет на 20 позже времени событий сериала.
* Заставки передачи «Намедни» с Леонидом Парфёновым: то Парфенов охотится с Н. С. Хрущёвым, то присутствует на награждении Л. И. Брежневым членов политбюро и др.
 
=== [[Телевидение]] ===
* Заставки передачи «Намедни» с Леонидом Парфёновым: то Парфенов охотится с Н. С. Хрущёвым, то присутствует на награждении Л. И. Брежневым членов политбюро и др.
* Телепередача «Куклы»: время от времени обыгрывались постановочные сценки кукольных персонажей с документальными кадрами, где документальные кадры переосмыслялись.
* Телепередача «Куклы»: время от времени обыгрывались постановочные сценки кукольных персонажей с документальными кадрами, где документальные кадры переосмыслялись.
** Не совсем удачный пример, но всё же — выпуск «Звездные войны», где вместо кинохроники использовались кадры основной трилогии Лукаса. Было перемонтировано так, что Дарт Вейдер органично вписался в сюжет и визуальный ряд пародии, превратившись в американского министра. Аналогично была сделана и битва лидера прогрессивного человечества с Вейдером.
** Не совсем удачный пример, но всё же — выпуск «Звездные войны», где вместо кинохроники использовались кадры основной трилогии Лукаса. Было перемонтировано так, что Дарт Вейдер органично вписался в сюжет и визуальный ряд пародии, превратившись в американского министра. Аналогично была сделана и битва лидера прогрессивного человечества с Вейдером.


=== [[Мультфильмы]] и [[мультсериалы]] ===
=== [[Мультфильмы]] и [[мультсериалы]] ===
* В мультфильмах Текса Эвери — ради прикола: когда герои смотрят телевизор, то там идут живые съемки, как игровые, так и документальные. В некоторых случаях съемки дорисованы «мультяшно».
* В мультфильмах Текса Эвери — ради прикола: когда герои смотрят телевизор, то там идут живые съемки, как игровые, так и документальные. В некоторых случаях съемки дорисованы «мультяшно».
* Аналогично и в советских «Приключениях капитана Врунгеля». Живая съёмка некоторых фонов, а также торги на бирже и кадры репортажа о регате — переосмысленная кинохроника.
* Аналогично и в советских «Приключениях капитана Врунгеля». Живая съёмка некоторых фонов, а также торги на бирже и кадры репортажа о регате — переосмысленная кинохроника.
** Когда похожие приёмы попытались применить на «Куйбышевтелефильме» при экранизации «великогуслярских» рассказов К. Булычёва, то получилось не так прикольно (если не уныло).
** Когда похожие приёмы попытались применить на «Куйбышевтелефильме» при экранизации «великогуслярских» рассказов К. Булычёва, то получилось не так прикольно (если не уныло).
* А в мультфильме «Твой любящий друг» (СССР, 1984) по письмам (точнее по выдержкам из них) Льюиса Кэрролла обыграно знаменитое «Прибытие поезда».
* А в мультфильме «Твой любящий друг» (СССР, 1984) по письмам (точнее по выдержкам из них) Льюиса Кэрролла обыграно знаменитое «Прибытие поезда».
* Английский сериал «Тандербёрды» (или «Предвестники бури») 1960-х гг., серия «Опасная яма». Военные проводят испытания шагохода в джунглях. Помимо кукольных декораций используются и документальные съемки животных. При этом весьма органично показано как звери и птицы пугаются нового шагающего устройства.
* Английский сериал «Тандербёрды» (или «Предвестники бури») 1960-х гг., серия «Опасная яма». Военные проводят испытания шагохода в джунглях. Помимо кукольных декораций используются и документальные съемки животных. При этом весьма органично показано как звери и птицы пугаются нового шагающего устройства.
* «Волшебники» Ральфа Бакши — психотронное оружие Черного Волка использует документальные кадры нацистской пропаганды времен Второй Мировой войны. Их же нарезка и дается в кадр в моменты применения кинопроектора.


=== [[Аниме]] ===
=== [[Аниме]] ===
* «Первый отряд» — масса псевдодокументальных вставок.
* «Первый отряд» — масса псевдодокументальных вставок.
* «Chainsaw man» — {{spoiler|Нападение Демона Пушек и его последствия показаны в виде сухой псевдодокументальной сводки а-ля Фонд SCP}}.
* «Chainsaw man» - {{spoiler|Нападение Демона Пушек и его последствия показаны в виде сухой псевдодокументальной сводки а-ля Фонд SCP}}.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Tom Clancy’s The Division — в начальной заставке, наряду со специально снятыми для игры сценами, используются реальные кадры с Майдана и протестов в США. Однако, получилось весьма органично.
* Tom Clancy's The Division — в начальной заставке, наряду со специально снятыми для игры сценами, используются реальные кадры с Майдана и протестов в США. Однако, получилось весьма органично.


=== Разное ===
=== Разное ===
* [http://www.hungry-ewok.ru/sw/nmstat4.htm Эпизод 1: Как это было] — фанфик, восстанавливающий события соответствующего фильма ЗВ до того, как над ними поработал Голливуд. Как пишет автор, вранья много, но для сцен в Сенате не поленились взять подлинную хронику.
* Рок-опера «Дорога без возврата». В восьмом эпизоде «Час презрения» используются документальные кадры. Посмотрев, понимаешь, что Сапковский-то в своих книгах отнюдь не преувеличивал, описывая ужасы войны и человеческую жестокость.
* [http://www.hungry-ewok.ru/sw/nmstat4.htm Эпизод 1: Как это было] фанфик, восстанавливающий события соответствующего фильма ЗВ до того, как над ними поработал Голливуд. Как пишет автор, вранья много, но для сцен в Сенате не поленились взять подлинную хронику.
{{stub}}
{{stub}}
{{Nav/Кино}}
{{Nav/Кино}}

Версия 20:56, 29 апреля 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Stock Footage. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

В связи с ограниченностью бюджета популярный в советском кино способ показать битву — это показать кадры кинохроники посреди фильма, там, где по сюжету должна быть битва. Иногда действительно получалось очень круто и предельно реалистично — потому что кадры самые что ни на есть реальные. Но часто хроника оказывалась заметно сюжетно не связанной c фильмом и смотрелась инородно, а порой было так, что этой хроники показывали настолько короткий кусочек, что показанное на битву совсем не тянуло.

Примеры крутой хроники

Кино

Отечественные фильмы

  • «Солярис» Тарковского. Бертон (Дворжецкий) едет домой, за окном машины — многоуровневые авторазвязки из Токио. История покрыта мраком. Кто-то говорит, сами снимали, кто-то нашёл американский документальный фильм про Олимпиаду-64, вроде бы с той же последовательностью кадров. В СССР 1970-х таких развязок ещё не было, а показать будущее — хотелось.
    • Хроникой Олимпиады-64 это быть не может, там явно проезжают более поздние машины, даже 1971 г. выпуска (фильм вышел в 1972).
  • «Человек с бульвара Капуцинов»: фильмы, которые на Диком Западе крутит Джонни Фёрст — это и в самом деле самые первые фильмы. снятые братьями Люмьерами. И не только. Оживает Фёрст во время просмотра комедии Чарли Чаплина.
  • «Первые на Луне» (2005) — фильм-фальсификация А. Федорченко по сценарию Р. Гамалеева и А. Гоноровского. Фильм специально снимали на ч/б пленку старыми камерами для достижения нужного эффекта, так что с кадрами хроники он органично сочетается.
  • «Благочестивая Марта» — пример неудачного применения: вставки настоящей корриды в фильм настолько сильно отличаются по качеству, картинке и звуку, что способны сильно испортить впечатление от, вообще-то, хорошего фильма-спектакля.
  • «Случай в квадрате 36-80» и «Одиночное плавание» — перехваты ракет показаны съемками с каких-то стрельб на полигоне, очень сильно отличающимися по качеству.
  • «Противостояние» (1980) по роману Ю.Семёнова. Используется как настоящая кинохроника, так и чёрно-белые «воспоминания» антагониста.
  • «Калина красная» (1974) — эпизод беседы Любы с Куделихой фактически вставка документального репортажа как по факту (старушка Ефимия Быстрова просто рассказывала на камеру о своей жизни), так и по стилистике, резко выделяющейся из фильма и картинкой, и особенно звуком, Лидия Федосеева-Шукшина там фактически вне образа и т. п. С фитильком, потому что снималось специально для фильма.
  • «Районные соревнования по домино» (1989, по рассказу К.Булычева) — творящиеся в мире безумия (и обострения обстановки в разных местах земного шара) частично показано через кинохронику. В г. Великом Гусляре тоже творится сумасшествие погодного характера, но жителям все нипочем.
  • «Сибириада» Андрея Кончаловского — Между разными эпизодами демонстрируются кадры имевших место в то время исторических событий: Первая Мировая, революция и Гражданская война, смерть Ленина, индустриализация, ВОВ...
  • "Зеркало для героя". Эпизод, когда Сергей, главный герой, путешествует на поезде, состоит в основном из вставок документальных фильмов.

Совместное производство

  • «Дознание пилота Пиркса» (СССР — Польша, 1979). Старт экспедиции на американской ракете — совмещение игровых кадров с документальными. Низ ракеты, где видны сопла — советский «Восток», астронавты проходят мимо него, затем идет документальная кинозапись настоящих астронавтов в лифте, после которой показаны реальные кадры старта реальной американской ракеты «Сатурн» (можно заметить киноляп — одни съёмки старта дневные, а другие — ночные). Из окна за стартом наблюдают представители робототехнических мегакорпораций, а в окне отражается стартующая ракета (т. е. в отражение «врисовали» документальную съемку). Далее уже идут съёмки на макетах.
    • Доклад ООН о роботах-андроидах сопровождался показом фрагментов автошоу, а роботов «играют» манекены для краш-тестов. Здесь это смотрится не так убедительно, как сцена старта.
  • «Кентавры». Ювелирное использование хроники в сцене бомбежки президентского дворца, поскольку настоящий Palacio de La Moneda был по понятным причинам недоступен.

Зарубежные фильмы

  • Midway — в цветной фильм вставили цветную кинохронику, которую прямо посреди хроники разбавили кадрами с пилотами в кабине, матросами, стреляющими из зениток, и т. п.
  • В британской версии «1984» Майкла Андерсона (1956 г) широко использованы кинокадры реальных атомных испытаний. Получилось атмосферно.
  • «Форрест Гамп»: некоторые кадры созданы на основе кинохроник с использованием компьютерных спецэффектов.
  • «V значит Вендетта»: для сцен уличных боёв с полицией (флэшбеки Иви и Валери, флэшфорвард Эрика Финча ближе к концу) использованы реальные кадры демонстраций и столкновений, в частности, протестов против налоговой реформы Тэтчер в 1990 году.
  • Фильм 1972 года «Гинденбург» о катастрофе одноимённого дирижабля использовал настоящую хронику гибели «Гинденбурга». Разница между этой сценой и остальным фильмом явно бросалась в глаза, потому что для эффекта хроникальности игровые сцены в момент катастрофы показаны в ч/б, как и сама хроника, чтобы ввести в неё персонажей фильма.
  • «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» (Италия, 1978): многие сцены построены на совмещении документальных переозвученных кадров и игровых съёмок.
  • «Подполье» Эмира Кустурицы. Здесь немало подобных вставок. Смотрится недурно, за исключением встречи Марко с Иосипом Броз Тито. Слишком уж видно, что кадры с историческим югославским лидером и с актёром Мики Манойловичем сняты в разное время и в разных местах.
  • «Забриски-Пойнт» Микеланджело Антониони, один из примеров блестящего использования документальной хроники в художественном фильме. Сцена убийства студента полицейскими, к слову, тоже совершенно документальна!
  • «Пёрл-Харбор»: один из второстепенных персонажей — кинооператор, ведущий съёмку во время японского налёта; в видеоряд регулярно вставляются как бы кадры из хроники — предполагается, что они были только что сняты этим персонажем. На деле — тоже обработка игровых досъемок. Реальные хроники показаны в новостных перебивках про битву за Англию и производство бомбардировщиков в ответ на атаку японцев.
  • «Хантер-Киллер» — хроника не так заметна, ибо по качеству отличается мало, но в сценах развертывания российского флота использованы кадры с парада ко дню ВМФ в 2018 году.
  • «Невидимые захватчики» (Invisible Invaders, 1959) — когда пришельцы пытаются «убедить человечество» малой кровью, то в кадре есть как обыгранные документальные кадры, так и постановочные. И пойди отличи что есть что.
  • «Марсианин» — видео аварийного пуска ракеты с грузом для Уотни предоставило НАСА.
  • «Звуки Музыки». Аверсия. Город Зальцбург был недоволен желанием режиссёра снять сцену, в которой радостные жители встречают вступающиe в город немецкие войска. Пытались запретить. "Хорошо,", сказал режиссёр. "Запрещаете снимать сцену? Тогда я вставлю в фильм реальные, документальные кадры того, как вы тут нацистов встречали. Хотите?" Городские власти подумали...и не захотели. Сцену сняли.

Телефильмы, телесериалы и телепередачи

  • «Семнадцать мгновений весны»: кроме знаменитых вставок под общим заголовком «Информация к размышлению» с реальными архивными съемками нацистских вождей, были ещё несколько эпизодов, в которых использовалась историческая кинохроника (например, перед концом 12-й серии).
    • По слухам, специально снимали на ч/б пленку, чтобы врезки хроники смотрелись более естественно. Лиознова, впрочем, говорила, что цветную пленку ей просто не дали, так что пришлось снимать на черно-белую и вышло даже лучше.
  • «Щит и меч» — было как минимум в четвёртой (последней) части, смотрелось вполне органично. Вставлялись кадры военной хроники, в частности авиабомбёжка Берлина.
  • Советские фильмы о жизни на западе порой использовали для аутентичности документальные съёмки настоящего Запада. Например, в сериале «Последний довод королей» были кадры настоящего старта самолётов с американского авианосца, а герои с помощью зелёного экрана прогуливались по настоящему Арлингтонскому кладбищу. А в сериал «Богач, бедняк» вставили съёмки настоящего Нью-Йорка, но забыли про хронологию: действие происходит в 1950-е годы, а в городе видны машины 1970-х годов и афиша фильма «Чужой».
  • Аналогично и в телеспектакле «Мир Рэя Брэдбери»: есть и документальные съемки, и фото видов США. Вроде бы смотрится органично.
  • В телефильм «Сокровища Агры» были вмонтированы эпизоды из чьей-то 16-мм съёмки настоящего Лондона со скоростью 16 кадров в секунду. Даже в DVD-качестве видна разница. В одном из кадров общим планом рисунок Вестминстерского дворца впечатан над съёмками Невы и Сампсониевского моста, и в воде, естественно, отражаются не дворец, а реальные здания на ленинградской набережной!
  • Сериал «Mr. Robot» — использованы реальные кадры различных митингов и протестов со всего мира. Причём создатели не слишком разбирались, что там происходило на самом деле — и в России на выступлениях против власти корпораций разгневанный народ размахивает плакатами «Нам не нужен майдан!» и гигантскими георгиевскими лентами. Впрочем, ЦА не заметила.
  • Заставки передачи «Намедни» с Леонидом Парфёновым: то Парфенов охотится с Н. С. Хрущёвым, то присутствует на награждении Л. И. Брежневым членов политбюро и др.
  • Телепередача «Куклы»: время от времени обыгрывались постановочные сценки кукольных персонажей с документальными кадрами, где документальные кадры переосмыслялись.
    • Не совсем удачный пример, но всё же — выпуск «Звездные войны», где вместо кинохроники использовались кадры основной трилогии Лукаса. Было перемонтировано так, что Дарт Вейдер органично вписался в сюжет и визуальный ряд пародии, превратившись в американского министра. Аналогично была сделана и битва лидера прогрессивного человечества с Вейдером.

Мультфильмы и мультсериалы

  • В мультфильмах Текса Эвери — ради прикола: когда герои смотрят телевизор, то там идут живые съемки, как игровые, так и документальные. В некоторых случаях съемки дорисованы «мультяшно».
  • Аналогично и в советских «Приключениях капитана Врунгеля». Живая съёмка некоторых фонов, а также торги на бирже и кадры репортажа о регате — переосмысленная кинохроника.
    • Когда похожие приёмы попытались применить на «Куйбышевтелефильме» при экранизации «великогуслярских» рассказов К. Булычёва, то получилось не так прикольно (если не уныло).
  • А в мультфильме «Твой любящий друг» (СССР, 1984) по письмам (точнее по выдержкам из них) Льюиса Кэрролла обыграно знаменитое «Прибытие поезда».
  • Английский сериал «Тандербёрды» (или «Предвестники бури») 1960-х гг., серия «Опасная яма». Военные проводят испытания шагохода в джунглях. Помимо кукольных декораций используются и документальные съемки животных. При этом весьма органично показано как звери и птицы пугаются нового шагающего устройства.

Аниме

  • «Первый отряд» — масса псевдодокументальных вставок.
  • «Chainsaw man» - Нападение Демона Пушек и его последствия показаны в виде сухой псевдодокументальной сводки а-ля Фонд SCP.

Видеоигры

  • Tom Clancy's The Division — в начальной заставке, наряду со специально снятыми для игры сценами, используются реальные кадры с Майдана и протестов в США. Однако, получилось весьма органично.

Разное

  • Рок-опера «Дорога без возврата». В восьмом эпизоде «Час презрения» используются документальные кадры. Посмотрев, понимаешь, что Сапковский-то в своих книгах отнюдь не преувеличивал, описывая ужасы войны и человеческую жестокость.
  • Эпизод 1: Как это было — фанфик, восстанавливающий события соответствующего фильма ЗВ до того, как над ними поработал Голливуд. Как пишет автор, вранья много, но для сцен в Сенате не поленились взять подлинную хронику.