Хроника посреди фильма: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{TVTropes|StockFootage|Stock Footage}} В связи с ограниченностью бюджета популярный в советском кино способ показать битву — это показать кадры кинохроники посреди фильма, там, где по сюжету должна быть битва. Иногда действительно получалось очень круто и предельно р...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|StockFootage|Stock Footage}} | {{TVTropes|StockFootage|Stock Footage}} | ||
В связи с ограниченностью бюджета популярный в советском кино способ показать | В связи с ограниченностью бюджета популярный в советском кино способ показать битву — это показать кадры кинохроники посреди фильма, там, где по сюжету должна быть битва. Иногда действительно получалось очень круто и предельно реалистично — потому что кадры самые что ни на есть реальные. Но часто хроника оказывалась заметно сюжетно не связанной c фильмом и смотрелась инородно, а порой было так, что этой хроники показывали настолько короткий кусочек, что показанное на битву совсем не тянуло. | ||
== Примеры крутой хроники == | == Примеры крутой хроники == | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
==== Отечественные фильмы ==== | ==== Отечественные фильмы ==== | ||
* «[[Солярис]]» | * «[[Солярис]]» Тарковского. Бертон (Дворжецкий) едет домой, за окном машины — многоуровневые авторазвязки из Токио. История покрыта мраком. Кто-то говорит, сами снимали, кто-то нашёл американский документальный фильм про Олимпиаду-64, вроде бы с той же последовательностью кадров. В СССР 1970-х таких развязок ещё не было, а показать будущее — хотелось. | ||
* | ** Хроникой Олимпиады-64 это быть не может, там явно проезжают более поздние машины, даже 1971 г. выпуска (фильм вышел в 1972). | ||
* «[[Человек с бульвара Капуцинов]]»: фильмы, которые на Диком Западе крутит Джонни Фёрст — это и в самом деле самые первые фильмы. снятые братьями Люмьерами. И не только. Оживает Фёрст во время просмотра [[Анахронизм|комедии Чарли Чаплина]]. | |||
* «Первые на Луне» (2005) — фильм-фальсификация А. Федорченко по сценарию Р. Гамалеева и А. Гоноровского. Фильм специально снимали на ч/б пленку старыми камерами для достижения нужного эффекта, так что с кадрами хроники он органично сочетается. | |||
* «Благочестивая Марта» | * «Благочестивая Марта» — пример неудачного применения: вставки настоящей корриды в фильм настолько сильно отличаются по качеству, картинке и звуку, что способны сильно испортить впечатление от, вообще-то, хорошего фильма-спектакля. | ||
* «Случай в квадрате 36-80» | * «Случай в квадрате 36-80» и «Одиночное плавание» — перехваты ракет показаны съемками с каких-то стрельб на полигоне, очень сильно отличающимися по качеству. | ||
* | * «Противостояние» (1980) по роману Ю.Семёнова. Используется как настоящая кинохроника, так и чёрно-белые [[Цветное настоящее, чёрно-белое прошлое|«воспоминания»]] антагониста. | ||
* | * «Калина красная» (1974) — эпизод беседы Любы с Куделихой фактически вставка документального репортажа как по факту (старушка Ефимия Быстрова просто рассказывала на камеру о своей жизни), так и по стилистике, резко выделяющейся из фильма и картинкой, и особенно звуком, Лидия Федосеева-Шукшина там фактически вне образа и т. п. С фитильком, потому что снималось специально для фильма. | ||
* «Районные соревнования по домино» по рассказу К. Булычева | * «Районные соревнования по домино» (1989, по рассказу К.Булычева) — творящиеся в мире безумия (и обострения обстановки в разных местах земного шара) частично показано через кинохронику. В г. Великом Гусляре тоже творится сумасшествие погодного характера, но жителям все нипочем. | ||
* | * «Сибириада» Андрея Кончаловского — Между разными эпизодами демонстрируются кадры имевших место в то время исторических событий: Первая Мировая, революция и Гражданская война, смерть Ленина, индустриализация, ВОВ... | ||
* "Зеркало для героя". Эпизод, когда Сергей, главный герой, путешествует на поезде, состоит в основном из вставок документальных фильмов. | |||
==== Совместное производство ==== | ==== Совместное производство ==== | ||
* «Дознание пилота Пиркса» ( | * «Дознание пилота Пиркса» (СССР — Польша, 1979). Старт экспедиции на американской ракете — совмещение игровых кадров с документальными. Низ ракеты, где видны сопла — советский «Восток», астронавты проходят мимо него, затем идет документальная кинозапись настоящих астронавтов в лифте, после которой показаны реальные кадры старта реальной американской ракеты «Сатурн» (можно заметить киноляп — одни съёмки старта дневные, а другие — ночные). Из окна за стартом наблюдают представители робототехнических мегакорпораций, а в окне отражается стартующая ракета (т. е. в отражение «врисовали» документальную съемку). Далее уже идут съёмки на макетах. | ||
** Доклад ООН о роботах-андроидах сопровождался показом фрагментов автошоу, а роботов «играют» манекены для краш-тестов. Здесь это смотрится не так убедительно, как сцена старта. | ** Доклад ООН о роботах-андроидах сопровождался показом фрагментов автошоу, а роботов «играют» манекены для краш-тестов. Здесь это смотрится не так убедительно, как сцена старта. | ||
* «Кентавры» | * «Кентавры». Ювелирное использование хроники в сцене бомбежки президентского дворца, поскольку настоящий Palacio de La Moneda был по понятным причинам недоступен. | ||
==== Зарубежные фильмы ==== | ==== Зарубежные фильмы ==== | ||
* | * [[Midway]] — в цветной фильм вставили цветную кинохронику, которую прямо посреди хроники разбавили кадрами с пилотами в кабине, матросами, стреляющими из зениток, и т. п. | ||
* В британской версии «[[1984]]» Майкла Андерсона (1956 г) широко использованы кинокадры реальных атомных испытаний. Получилось атмосферно. | |||
* «Форрест Гамп»: некоторые кадры созданы на основе кинохроник с использованием компьютерных спецэффектов. | |||
* «[[V for Vendetta|V значит Вендетта]]»: для сцен уличных боёв с полицией (флэшбеки Иви и Валери, флэшфорвард Эрика Финча ближе к концу) использованы реальные кадры демонстраций и столкновений, в частности, протестов против налоговой реформы Тэтчер в 1990 году. | |||
* Фильм 1972 года «Гинденбург» о катастрофе одноимённого дирижабля использовал настоящую хронику гибели «Гинденбурга». Разница между этой сценой и остальным фильмом явно бросалась в глаза, потому что для эффекта хроникальности игровые сцены в момент катастрофы показаны в ч/б, как и сама хроника, чтобы ввести в неё персонажей фильма. | |||
* «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» (Италия, 1978): многие сцены построены на совмещении документальных переозвученных кадров и игровых съёмок. | |||
* «Подполье» [[Братушки-славяне|Эмира Кустурицы]]. Здесь немало подобных вставок. Смотрится недурно, [[Сварочный шов|за исключением]] встречи Марко с Иосипом Броз Тито. Слишком уж видно, что кадры с историческим югославским лидером и с актёром Мики Манойловичем сняты в разное время и в разных местах. | |||
* «Забриски-Пойнт» Микеланджело Антониони, один из примеров блестящего использования документальной хроники в художественном фильме. Сцена убийства студента полицейскими, к слову, тоже совершенно документальна! | |||
* «Пёрл-Харбор»: один из второстепенных персонажей — кинооператор, ведущий съёмку во время японского налёта; в видеоряд регулярно вставляются как бы кадры из хроники — предполагается, что они были только что сняты этим персонажем. На деле — тоже обработка игровых досъемок. Реальные хроники показаны в новостных перебивках про битву за Англию и производство бомбардировщиков в ответ на атаку японцев. | |||
* «Хантер-Киллер» — хроника не так заметна, ибо по качеству отличается мало, но в сценах развертывания российского флота использованы кадры с парада ко дню ВМФ в 2018 году. | |||
* «Невидимые захватчики» (Invisible Invaders, 1959) — когда пришельцы пытаются «убедить человечество» малой кровью, то в кадре есть как обыгранные документальные кадры, так и постановочные. И пойди отличи что есть что. | * «Невидимые захватчики» (Invisible Invaders, 1959) — когда пришельцы пытаются «убедить человечество» малой кровью, то в кадре есть как обыгранные документальные кадры, так и постановочные. И пойди отличи что есть что. | ||
* «[[The Martian|Марсианин]]» — видео аварийного пуска ракеты с грузом для Уотни предоставило НАСА. | |||
* «Звуки Музыки». Аверсия. Город Зальцбург был недоволен желанием режиссёра снять сцену, в которой радостные жители встречают вступающиe в город немецкие войска. Пытались запретить. "Хорошо,", сказал режиссёр. "Запрещаете снимать сцену? Тогда я вставлю в фильм реальные, документальные кадры того, как вы тут нацистов встречали. Хотите?" Городские власти подумали...и не захотели. Сцену сняли. | |||
* «[[The Martian|Марсианин]]» | |||
* | |||
=== [[ | === [[Телевидение|Телефильмы, телесериалы и телепередачи]] === | ||
* «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]»: кроме знаменитых вставок под общим заголовком «Информация к размышлению» с реальными архивными съемками нацистских вождей, были ещё несколько эпизодов, в которых использовалась историческая кинохроника (например, перед концом 12-й серии). | * «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]»: кроме знаменитых вставок под общим заголовком «Информация к размышлению» с реальными архивными съемками нацистских вождей, были ещё несколько эпизодов, в которых использовалась историческая кинохроника (например, перед концом 12-й серии). | ||
** По слухам, специально снимали на ч/б пленку, чтобы врезки хроники смотрелись более естественно. Лиознова, впрочем, говорила, что цветную пленку ей просто не дали, так что пришлось снимать на черно-белую и вышло даже лучше. | ** По слухам, специально снимали на ч/б пленку, чтобы врезки хроники смотрелись более естественно. Лиознова, впрочем, говорила, что цветную пленку ей просто не дали, так что пришлось снимать на черно-белую и вышло даже лучше. | ||
* | * «Щит и меч» — было как минимум в четвёртой (последней) части, смотрелось вполне органично. Вставлялись кадры военной хроники, в частности авиабомбёжка Берлина. | ||
* Советские [[Ряженые под Запад|фильмы о жизни на западе]] порой использовали для аутентичности документальные съёмки настоящего Запада. Например, в сериале «Последний довод королей» были кадры настоящего старта самолётов с американского авианосца, а герои с помощью зелёного экрана прогуливались по настоящему Арлингтонскому кладбищу. А в сериал «Богач, бедняк» вставили съёмки настоящего Нью-Йорка, но забыли про хронологию: действие происходит в 1950-е годы, а в городе видны машины 1970-х годов и афиша фильма «Чужой». | * Советские [[Ряженые под Запад|фильмы о жизни на западе]] порой использовали для аутентичности документальные съёмки настоящего Запада. Например, в сериале «Последний довод королей» были кадры настоящего старта самолётов с американского авианосца, а герои с помощью зелёного экрана прогуливались по настоящему Арлингтонскому кладбищу. А в сериал «Богач, бедняк» вставили съёмки настоящего Нью-Йорка, но забыли про хронологию: действие происходит в 1950-е годы, а в городе видны машины 1970-х годов и афиша фильма «Чужой». | ||
* Аналогично и в телеспектакле «Мир Рэя Брэдбери»: есть и документальные съемки, и фото видов США. Вроде бы смотрится органично. | |||
* В телефильм [[Шерлок Холмс/Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона|«Сокровища Агры»]] были вмонтированы эпизоды из чьей-то 16-мм съёмки настоящего [[Великий Смог| | * В телефильм [[Шерлок Холмс/Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона|«Сокровища Агры»]] были вмонтированы эпизоды из чьей-то 16-мм съёмки настоящего [[Великий Смог|Лондон]]а со скоростью 16 кадров в секунду. Даже в DVD-качестве видна разница. В одном из кадров общим планом рисунок Вестминстерского дворца впечатан над съёмками Невы и Сампсониевского моста, и в воде, естественно, отражаются не дворец, а реальные здания на ленинградской набережной! | ||
* Сериал Mr. | * Сериал «[[Mr. Robot]]» — использованы реальные кадры различных митингов и протестов со всего мира. Причём создатели [[клюква|не слишком разбирались, что там происходило на самом деле]] — и в России на выступлениях против власти корпораций разгневанный народ размахивает плакатами «Нам не нужен майдан!» и гигантскими георгиевскими лентами. Впрочем, ЦА не заметила. | ||
* Заставки передачи «Намедни» с Леонидом Парфёновым: то Парфенов охотится с Н. С. Хрущёвым, то присутствует на награждении Л. И. Брежневым членов политбюро и др. | |||
* Заставки передачи «Намедни» с Леонидом Парфёновым: то Парфенов охотится с Н. | |||
* Телепередача «Куклы»: время от времени обыгрывались постановочные сценки кукольных персонажей с документальными кадрами, где документальные кадры переосмыслялись. | * Телепередача «Куклы»: время от времени обыгрывались постановочные сценки кукольных персонажей с документальными кадрами, где документальные кадры переосмыслялись. | ||
** Не совсем удачный пример, но всё | ** Не совсем удачный пример, но всё же — выпуск «Звездные войны», где вместо кинохроники использовались кадры основной трилогии Лукаса. Было перемонтировано так, что Дарт Вейдер органично вписался в сюжет и визуальный ряд пародии, превратившись в американского министра. Аналогично была сделана и битва лидера прогрессивного человечества с Вейдером. | ||
=== [[Мультфильмы]] и [[мультсериалы]] === | === [[Мультфильмы]] и [[мультсериалы]] === | ||
* В мультфильмах Текса | * В мультфильмах Текса Эвери — ради прикола: когда герои смотрят телевизор, то там идут живые съемки, как игровые, так и документальные. В некоторых случаях съемки дорисованы «мультяшно». | ||
* Аналогично и в советских «Приключениях капитана Врунгеля». Живая съёмка некоторых фонов, а также торги на бирже и кадры репортажа о | * Аналогично и в советских «Приключениях капитана Врунгеля». Живая съёмка некоторых фонов, а также торги на бирже и кадры репортажа о регате — переосмысленная кинохроника. | ||
** Когда похожие приёмы попытались применить на «Куйбышевтелефильме» при экранизации «великогуслярских» рассказов К. Булычёва, то получилось не так прикольно (если не уныло). | ** Когда похожие приёмы попытались применить на «Куйбышевтелефильме» при экранизации «великогуслярских» рассказов К. Булычёва, то получилось не так прикольно (если не уныло). | ||
* А в мультфильме «Твой любящий друг» (СССР, 1984) по письмам (точнее по выдержкам из них) Льюиса Кэрролла обыграно знаменитое «Прибытие поезда». | * А в мультфильме «Твой любящий друг» (СССР, 1984) по письмам (точнее по выдержкам из них) Льюиса Кэрролла обыграно знаменитое «Прибытие поезда». | ||
* Английский сериал «Тандербёрды» (или «Предвестники бури») 1960-х гг., серия «Опасная яма». Военные проводят испытания шагохода в джунглях. Помимо кукольных декораций используются и документальные съемки животных. При этом весьма органично показано как звери и птицы пугаются нового шагающего устройства. | * Английский сериал «Тандербёрды» (или «Предвестники бури») 1960-х гг., серия «Опасная яма». Военные проводят испытания шагохода в джунглях. Помимо кукольных декораций используются и документальные съемки животных. При этом весьма органично показано как звери и птицы пугаются нового шагающего устройства. | ||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
* «Первый | * «Первый отряд» — масса псевдодокументальных вставок. | ||
* «Chainsaw | * «Chainsaw man» - {{spoiler|Нападение Демона Пушек и его последствия показаны в виде сухой псевдодокументальной сводки а-ля Фонд SCP}}. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Tom | * Tom Clancy's The Division — в начальной заставке, наряду со специально снятыми для игры сценами, используются реальные кадры с Майдана и протестов в США. Однако, получилось весьма органично. | ||
=== Разное === | === Разное === | ||
* [http://www.hungry-ewok.ru/sw/nmstat4.htm Эпизод 1: Как это было] | * Рок-опера «Дорога без возврата». В восьмом эпизоде «Час презрения» используются документальные кадры. Посмотрев, понимаешь, что Сапковский-то в своих книгах отнюдь не преувеличивал, описывая ужасы войны и человеческую жестокость. | ||
* [http://www.hungry-ewok.ru/sw/nmstat4.htm Эпизод 1: Как это было] — фанфик, восстанавливающий события соответствующего фильма ЗВ до того, как над ними поработал Голливуд. Как пишет автор, вранья много, но для сцен в Сенате не поленились взять подлинную хронику. | |||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Кино}} | {{Nav/Кино}} |
Версия 20:56, 29 апреля 2022
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Stock Footage. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
В связи с ограниченностью бюджета популярный в советском кино способ показать битву — это показать кадры кинохроники посреди фильма, там, где по сюжету должна быть битва. Иногда действительно получалось очень круто и предельно реалистично — потому что кадры самые что ни на есть реальные. Но часто хроника оказывалась заметно сюжетно не связанной c фильмом и смотрелась инородно, а порой было так, что этой хроники показывали настолько короткий кусочек, что показанное на битву совсем не тянуло.
Примеры крутой хроники
Кино
Отечественные фильмы
- «Солярис» Тарковского. Бертон (Дворжецкий) едет домой, за окном машины — многоуровневые авторазвязки из Токио. История покрыта мраком. Кто-то говорит, сами снимали, кто-то нашёл американский документальный фильм про Олимпиаду-64, вроде бы с той же последовательностью кадров. В СССР 1970-х таких развязок ещё не было, а показать будущее — хотелось.
- Хроникой Олимпиады-64 это быть не может, там явно проезжают более поздние машины, даже 1971 г. выпуска (фильм вышел в 1972).
- «Человек с бульвара Капуцинов»: фильмы, которые на Диком Западе крутит Джонни Фёрст — это и в самом деле самые первые фильмы. снятые братьями Люмьерами. И не только. Оживает Фёрст во время просмотра комедии Чарли Чаплина.
- «Первые на Луне» (2005) — фильм-фальсификация А. Федорченко по сценарию Р. Гамалеева и А. Гоноровского. Фильм специально снимали на ч/б пленку старыми камерами для достижения нужного эффекта, так что с кадрами хроники он органично сочетается.
- «Благочестивая Марта» — пример неудачного применения: вставки настоящей корриды в фильм настолько сильно отличаются по качеству, картинке и звуку, что способны сильно испортить впечатление от, вообще-то, хорошего фильма-спектакля.
- «Случай в квадрате 36-80» и «Одиночное плавание» — перехваты ракет показаны съемками с каких-то стрельб на полигоне, очень сильно отличающимися по качеству.
- «Противостояние» (1980) по роману Ю.Семёнова. Используется как настоящая кинохроника, так и чёрно-белые «воспоминания» антагониста.
- «Калина красная» (1974) — эпизод беседы Любы с Куделихой фактически вставка документального репортажа как по факту (старушка Ефимия Быстрова просто рассказывала на камеру о своей жизни), так и по стилистике, резко выделяющейся из фильма и картинкой, и особенно звуком, Лидия Федосеева-Шукшина там фактически вне образа и т. п. С фитильком, потому что снималось специально для фильма.
- «Районные соревнования по домино» (1989, по рассказу К.Булычева) — творящиеся в мире безумия (и обострения обстановки в разных местах земного шара) частично показано через кинохронику. В г. Великом Гусляре тоже творится сумасшествие погодного характера, но жителям все нипочем.
- «Сибириада» Андрея Кончаловского — Между разными эпизодами демонстрируются кадры имевших место в то время исторических событий: Первая Мировая, революция и Гражданская война, смерть Ленина, индустриализация, ВОВ...
- "Зеркало для героя". Эпизод, когда Сергей, главный герой, путешествует на поезде, состоит в основном из вставок документальных фильмов.
Совместное производство
- «Дознание пилота Пиркса» (СССР — Польша, 1979). Старт экспедиции на американской ракете — совмещение игровых кадров с документальными. Низ ракеты, где видны сопла — советский «Восток», астронавты проходят мимо него, затем идет документальная кинозапись настоящих астронавтов в лифте, после которой показаны реальные кадры старта реальной американской ракеты «Сатурн» (можно заметить киноляп — одни съёмки старта дневные, а другие — ночные). Из окна за стартом наблюдают представители робототехнических мегакорпораций, а в окне отражается стартующая ракета (т. е. в отражение «врисовали» документальную съемку). Далее уже идут съёмки на макетах.
- Доклад ООН о роботах-андроидах сопровождался показом фрагментов автошоу, а роботов «играют» манекены для краш-тестов. Здесь это смотрится не так убедительно, как сцена старта.
- «Кентавры». Ювелирное использование хроники в сцене бомбежки президентского дворца, поскольку настоящий Palacio de La Moneda был по понятным причинам недоступен.
Зарубежные фильмы
- Midway — в цветной фильм вставили цветную кинохронику, которую прямо посреди хроники разбавили кадрами с пилотами в кабине, матросами, стреляющими из зениток, и т. п.
- В британской версии «1984» Майкла Андерсона (1956 г) широко использованы кинокадры реальных атомных испытаний. Получилось атмосферно.
- «Форрест Гамп»: некоторые кадры созданы на основе кинохроник с использованием компьютерных спецэффектов.
- «V значит Вендетта»: для сцен уличных боёв с полицией (флэшбеки Иви и Валери, флэшфорвард Эрика Финча ближе к концу) использованы реальные кадры демонстраций и столкновений, в частности, протестов против налоговой реформы Тэтчер в 1990 году.
- Фильм 1972 года «Гинденбург» о катастрофе одноимённого дирижабля использовал настоящую хронику гибели «Гинденбурга». Разница между этой сценой и остальным фильмом явно бросалась в глаза, потому что для эффекта хроникальности игровые сцены в момент катастрофы показаны в ч/б, как и сама хроника, чтобы ввести в неё персонажей фильма.
- «Дядя Адольф по прозвищу Фюрер» (Италия, 1978): многие сцены построены на совмещении документальных переозвученных кадров и игровых съёмок.
- «Подполье» Эмира Кустурицы. Здесь немало подобных вставок. Смотрится недурно, за исключением встречи Марко с Иосипом Броз Тито. Слишком уж видно, что кадры с историческим югославским лидером и с актёром Мики Манойловичем сняты в разное время и в разных местах.
- «Забриски-Пойнт» Микеланджело Антониони, один из примеров блестящего использования документальной хроники в художественном фильме. Сцена убийства студента полицейскими, к слову, тоже совершенно документальна!
- «Пёрл-Харбор»: один из второстепенных персонажей — кинооператор, ведущий съёмку во время японского налёта; в видеоряд регулярно вставляются как бы кадры из хроники — предполагается, что они были только что сняты этим персонажем. На деле — тоже обработка игровых досъемок. Реальные хроники показаны в новостных перебивках про битву за Англию и производство бомбардировщиков в ответ на атаку японцев.
- «Хантер-Киллер» — хроника не так заметна, ибо по качеству отличается мало, но в сценах развертывания российского флота использованы кадры с парада ко дню ВМФ в 2018 году.
- «Невидимые захватчики» (Invisible Invaders, 1959) — когда пришельцы пытаются «убедить человечество» малой кровью, то в кадре есть как обыгранные документальные кадры, так и постановочные. И пойди отличи что есть что.
- «Марсианин» — видео аварийного пуска ракеты с грузом для Уотни предоставило НАСА.
- «Звуки Музыки». Аверсия. Город Зальцбург был недоволен желанием режиссёра снять сцену, в которой радостные жители встречают вступающиe в город немецкие войска. Пытались запретить. "Хорошо,", сказал режиссёр. "Запрещаете снимать сцену? Тогда я вставлю в фильм реальные, документальные кадры того, как вы тут нацистов встречали. Хотите?" Городские власти подумали...и не захотели. Сцену сняли.
Телефильмы, телесериалы и телепередачи
- «Семнадцать мгновений весны»: кроме знаменитых вставок под общим заголовком «Информация к размышлению» с реальными архивными съемками нацистских вождей, были ещё несколько эпизодов, в которых использовалась историческая кинохроника (например, перед концом 12-й серии).
- По слухам, специально снимали на ч/б пленку, чтобы врезки хроники смотрелись более естественно. Лиознова, впрочем, говорила, что цветную пленку ей просто не дали, так что пришлось снимать на черно-белую и вышло даже лучше.
- «Щит и меч» — было как минимум в четвёртой (последней) части, смотрелось вполне органично. Вставлялись кадры военной хроники, в частности авиабомбёжка Берлина.
- Советские фильмы о жизни на западе порой использовали для аутентичности документальные съёмки настоящего Запада. Например, в сериале «Последний довод королей» были кадры настоящего старта самолётов с американского авианосца, а герои с помощью зелёного экрана прогуливались по настоящему Арлингтонскому кладбищу. А в сериал «Богач, бедняк» вставили съёмки настоящего Нью-Йорка, но забыли про хронологию: действие происходит в 1950-е годы, а в городе видны машины 1970-х годов и афиша фильма «Чужой».
- Аналогично и в телеспектакле «Мир Рэя Брэдбери»: есть и документальные съемки, и фото видов США. Вроде бы смотрится органично.
- В телефильм «Сокровища Агры» были вмонтированы эпизоды из чьей-то 16-мм съёмки настоящего Лондона со скоростью 16 кадров в секунду. Даже в DVD-качестве видна разница. В одном из кадров общим планом рисунок Вестминстерского дворца впечатан над съёмками Невы и Сампсониевского моста, и в воде, естественно, отражаются не дворец, а реальные здания на ленинградской набережной!
- Сериал «Mr. Robot» — использованы реальные кадры различных митингов и протестов со всего мира. Причём создатели не слишком разбирались, что там происходило на самом деле — и в России на выступлениях против власти корпораций разгневанный народ размахивает плакатами «Нам не нужен майдан!» и гигантскими георгиевскими лентами. Впрочем, ЦА не заметила.
- Заставки передачи «Намедни» с Леонидом Парфёновым: то Парфенов охотится с Н. С. Хрущёвым, то присутствует на награждении Л. И. Брежневым членов политбюро и др.
- Телепередача «Куклы»: время от времени обыгрывались постановочные сценки кукольных персонажей с документальными кадрами, где документальные кадры переосмыслялись.
- Не совсем удачный пример, но всё же — выпуск «Звездные войны», где вместо кинохроники использовались кадры основной трилогии Лукаса. Было перемонтировано так, что Дарт Вейдер органично вписался в сюжет и визуальный ряд пародии, превратившись в американского министра. Аналогично была сделана и битва лидера прогрессивного человечества с Вейдером.
Мультфильмы и мультсериалы
- В мультфильмах Текса Эвери — ради прикола: когда герои смотрят телевизор, то там идут живые съемки, как игровые, так и документальные. В некоторых случаях съемки дорисованы «мультяшно».
- Аналогично и в советских «Приключениях капитана Врунгеля». Живая съёмка некоторых фонов, а также торги на бирже и кадры репортажа о регате — переосмысленная кинохроника.
- Когда похожие приёмы попытались применить на «Куйбышевтелефильме» при экранизации «великогуслярских» рассказов К. Булычёва, то получилось не так прикольно (если не уныло).
- А в мультфильме «Твой любящий друг» (СССР, 1984) по письмам (точнее по выдержкам из них) Льюиса Кэрролла обыграно знаменитое «Прибытие поезда».
- Английский сериал «Тандербёрды» (или «Предвестники бури») 1960-х гг., серия «Опасная яма». Военные проводят испытания шагохода в джунглях. Помимо кукольных декораций используются и документальные съемки животных. При этом весьма органично показано как звери и птицы пугаются нового шагающего устройства.
Аниме
- «Первый отряд» — масса псевдодокументальных вставок.
- «Chainsaw man» - Нападение Демона Пушек и его последствия показаны в виде сухой псевдодокументальной сводки а-ля Фонд SCP.
Видеоигры
- Tom Clancy's The Division — в начальной заставке, наряду со специально снятыми для игры сценами, используются реальные кадры с Майдана и протестов в США. Однако, получилось весьма органично.
Разное
- Рок-опера «Дорога без возврата». В восьмом эпизоде «Час презрения» используются документальные кадры. Посмотрев, понимаешь, что Сапковский-то в своих книгах отнюдь не преувеличивал, описывая ужасы войны и человеческую жестокость.
- Эпизод 1: Как это было — фанфик, восстанавливающий события соответствующего фильма ЗВ до того, как над ними поработал Голливуд. Как пишет автор, вранья много, но для сцен в Сенате не поленились взять подлинную хронику.