Смена жанра

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Смена жанра — явление, когда экранизация или сиквел (или любое другое ответвление) резко меняют жанр по сравнению с оригиналом или предыдущей частью. Например, книга была детективом — а по ней сняли боевик. Или первый фильм был комедией, а в продолжении режиссёр решил отрастить бороду и сделал драму. Бывает даже внутри одного и того же произведения, которое вполне может начаться одним жанром, а к финалу перерасти в другой.

Само по себе явление не хорошо и не плохо — всё зависит от каждого индивидуального случая.

Родственные тропы — Темнее и острее/Светлее и мягче и Отрастить бороду.

Примеры[править]

Поэзия[править]

  • М.Ю. Лермонтов «Валерик» (ударение на последний слог!) - начинается как типичное любовное послание (еще и с явными отсылками к письму Татьяны Онегину), но затем переходит в батальное гуро.

Литература[править]

  • А. Волков, цикл «Волшебник Изумрудного города». Первые пять книг — детское фэнтези. Шестая книга, где происходит вторжение инопланетян, приобретает черты космической фантастики.
  • «Солярис» Станислава Лема начинался как классический детектив на тему убийства в запертой комнате. Когда автор зашёл в тупик сюжета (роман публиковался в журнале по мере написания), он решил описать место действия поподробнее. Получилась классика философской фантастики.
  • Классик экспрессионизма Густав Майринк часто менял жанр внутри одного произведения. Он вполне мог начать с лавкрафтианского хоррора и закончить свифтовской издевателькой сатирой («Кольцо Сатурна», «Фиолетовая смерть» …и уважаемая редакция предостерегает от произнесения слова «Эмэлэн»!), или начать с комедии нравов и закончить душераздирающей трагедией («Как доктор Иов Пауперзум принёс своей дочери красные розы»). И это в новелле на несколько страниц!
  • «Уловка-22» — пример того, когда такое развитие изначально было задумано.
  • «Мизери» Стивена Кинга — внутримировой пример. Первые четыре романа Пола Шелдона о Мизери — типичные женские романы с приключениями и лёгкой эротикой. «Возвращение Мизери», которое Пол пишет в плену у Энни Уилкс — готический роман.
  • «Архимаг» Рудазова примерно на первой трети повествования начал мутировать из героического фэнтези в эпическое. Мутировал глубоко, но всё же не безвозвратно.

Кино[править]

Отечественные фильмы[править]

  • Эльдар Рязанов обожал «жанровую окрошку». Не все критики понимали эту его игру с жанрами: в 1960-х годах была опубликована разгромная рецензия на «Берегись автомобиля», и она называлась (крайне неодобрительно) «Три жанра одной комедии».
  • «Экипаж» (первая часть, советских времён) начинается как семейная драма, превращается в фильм-катастрофу.
  • «Трудно быть богом»: книга — трагикомедия, где мрачные сцены чередуются со «словом, мощные бёдра», «на пост посылать не стоит, пусть пока так полежат» и «почему бы благородному дону…». Фильм Германа — чернушная трагедия, где юмора то ли нет, то ли юмор такой чёрный и жуткий, что мало кто оценит.
  • В некотором роде «И эхом отзовётся» Г. Тищенко, хотя это граничит и с визуальным разрывом канвы. По ходу действия события на экране показаны то при помощи игровых съёмок, то совмещения актёров с нарисованными фонами, то мультипликацией. При этом смены не очень-то обоснованы логично, а при общей мрачной атмосфере получается зрелище на любителя.

Зарубежные фильмы[править]

  • Фильм «Первая кровь» был драмой про ПТСР и про отношение к ветеранам Вьетнама, а «Рэмбо 2», 3 и так далее стали боевиками.
  • Аналогично «Жажда смерти» — первый фильм был мрачным, сдержанным нео-нуаром, а сиквелы стали боевиками.
  • «Чужой» был фильмом ужасов, а «Чужие» стали научно-фантастическим боевиком. Потом «Чужой 3» вернулся к стилю первой части, а «Чужой: Воскрешение» снова ушёл в боевик.
  • «Зловещие мертвецы» — первая часть была фильмом ужасов, все продолжения — черными комедиями.
  • «Возвращение живых мертвецов» 1, 2, 4, 5 — трэш-комедия, а третий фильм, внезапно, — мрачная драма.
  • Все «Безумные Максы» — боевики, но в первом не было ни грамма фантастики, дело происходило просто на диких дорогах в глуши. Во втором фильме внезапно начался постапокалипсис.
  • «Хэнкок» начинается как комедия, а заканчивается самой настоящей драмой.
  • «Вселяющие страх» — фильм начинается как мистическая комедия, а заканчивается как сущий хоррор.
  • «Электрошок» Уэса Крэйвена — здесь наоборот: начинается как хоррор, превращается в чёрную комедию.
  • «Судная ночь» — первая часть была триллером, вторая и третья стали боевиками.
  • Франшиза про Годзиллу, особенно периода Сёва (50—70-х гг.), когда постепенно идут в направлении «светлее и мягче» — от ужасов к комедии, но вот-вот норовят свернуть в «типа я Тарковский» (не успели, «Месть Мехагодзиллы» оказался провальным и продолжений не последовало). У каждого фильма свой жанр.
  • «Меняющие реальность». Оригинальный рассказ Дика — сюрреалистическая чёрная комедия. Фильм же — любовная мелодрама.
  • The Exorcism of Emily Rose начинается как психологический артхаус, кончается как крипота. В отличие от советского «Экипажа», гармоничным и стильным переходом тут и не пахнет!
  • «От заката до рассвета» начинается как криминальный триллер, затем превращается в лихой хоррор-боевик.
  • «Крокодил Данди» с Полом Хоганом и Линдой Козловски. Первая часть — романтическая комедия про «белого дикаря» в Нью-Йорке, вторая — боевик про борьбу с колумбийской наркомафией (комедийные сцены присутствуют местами как дань образу и франшизе), третья — тоже боевик, но уже комедийный.
  • «Третий лишний 1—2» (2011—2015). Первая часть — разухабистая молодёжная комедия про секс, наркотики, рок-н-ролл и разумного (?) плюшевого мишку. Вторая, начавшись в том же жанре, постепенно мутирует в судебную драму о гражданских правах.
  • «Кловерфилд, 10» . Начинается триллером, продолжается и заканчивается вторжением инопланетян.
  • «Армагеддец» . Начинается как комедия, с середины идет НФ, заканчивается апокалипсисом, в эпилоге уже постапокалипсис.
  • «Между нами горы» — первая половина — экшн-катастрофа, вторая — нудная мелодрама.
  • Серия фильмов «Полицейская История» с Джеки Чаном — если все первые фильмы были комедийными боевиками, то «Новая полицейская история» 2004 года внезапно оказалась очень мрачной драмой без единого намёка на юмор.
  • Серия фильмов «Риддик». «Кромешная тьма» повествует о выживании группы людей на мире смерти и по сути сай-файный экшн-хоррор, в то время как в сиквеле, «Хрониках Риддика», появляются представители расы людей-элементалей и межвёздная Империя зла гордых и воинственных людей-плюс-мраккультистов под предводительством Тёмного властелина, устраивающего крестовый поход для захвата галактики, а главгерой оказывается последним представителем другой расы людей-плюс. Третий, «Риддик», опять повествует о выживании группы людей на мире смерти, но в последней сцене показывают портал во вселенную смерти, на существовании которой и основана вера тех мраккультистов.

Телесериалы[править]

  • «Зачарованные». Первоначально сериал был темнее и острее, с мистикой и иногда даже ужасами. Но ближе к последним сезонам сменил направление в сторону фэнтезийного.
  • «Шерлок» — от обычного детектива (1—2, частично 3 сезон), к криминальному роману и триллеру в 4 сезоне.
  • «Звёздный путь» по большей части относится к научной фантастике, но «Глубокий космос 9» сильно уклонился в мистицизм, а фильмы после перезапуска — просто фантастические боевики.
  • Чернобыль: Зона отчуждения — одна из основных запоминающихся черт сериала. Начавшись, как молодежная комедия, сериал плавно переходит в криминальное роуд-муви, затем в мистический триллер, и, наконец, в хронофантастику с серьезным масштабом последствий.
  • «Сабрина — маленькая ведьма» 1996 года и «Леденящие душу приключения Сабрины» 2018 года воспринимаются именно так. Фактически, сериалы основаны на разных первоисточниках, но о комиксах про Сабрину мало кто в курсе, а вот старый ситком смотрели все. Новый сериал многие считают ремейком, и испытывают нехилый разрыв шаблона, увидев мрачноватый триллер вместо памятной с детства комедии с говорящим котом.
    • Впрочем первоисточник тоже считается.
  • "Хроники Черкасова/Мосгаз" - как не странно (особенно для отечественного сериала) балуется этим постоянно. И за вычетом "Палача" у него это получается довольно успешно, к тому же являясь в изрядной степени отражением текущего времени. "Мосгаз" классический жанровый детектив в светло-серых тонах. "Паук" - "авантюрный" детектив с довольно запутанной интригой вокруг осуществления ограбления века. "Шакал" внезапно вообще не детектив, а весьма мрачный криминальный триллер. "Операция Сатана" - удачно играет на поле шпионского детектива. А "Формула Мести", без пяти минут криминальная драма про "серпентарий" советских интеллигентов в отдельном взятом доме, и прущую на страну паровозом катастрофу - наркоманию. "Катран" вообще внезапно превращается в очень некислый криминальный боевик. За вычетом последнего, никакого, сезона и ещё более никакого "Палача", авторы умудрялись успешно разменивать жанры не единожды, и во всех их преуспели. Количество проливаемой крови и накал тяжёлых решений, растёт пропорционально скатыванию застойного СССР в анус.
  • "Глухарь" - сериал знают во многом именно за "правду о милиции" (от которой почти все сотрудники, плюются), намеренное сгущение красок и чернухи на развес про всю тогдашнюю реальность за окном. Но при этом то, что подавалось это в рамках довольно пугающего достоверностью реализма (насколько это возможно для телевидения того времени конечно). Но наверное не все уже вспомнят (тут вспомнишь, при сорока сериях в первых двух сезонах, и тридцати с лишним в третьем) - что больше половины эпизодов первого сезона, были во многом комедийными, ибо запускался он как самый обычный стандартный для конца нулевых "ментовской сериал". Пуская даже местами этот смех был в большей степени сардоническим, всё равно настроение сериала в большей степени напоминало позднего Кивинова, лишь раз в несколько серий скатываясь в неприглядный мрачняк. Практически все эпизоды с Антошиным и его коллегами по ДПС, одна сплошная разрядка смехом чуть более чем полностью. Да и про двух придурков, подчинённых Сергея, забывать не стоит. Во втором сезоне градус мрачняка заметно вырос, в сюжет как полноценного персонажа вводят подполковника Карпова с его операми, и количество хиханек да хаханек в сюжете начинает резко уменьшаться. Комедийные эпизоды остались, но их стало заметно меньше. Сериал начинает барражировать между "смешно - лишь бы не плакать" и традиционной русской чернухой, с тропами подчёркнутыми из самых мрачных американских полицейских сериалов того времени (в принципе, можно просто пересматривать "Щит" и смотреть, что упёрли удачно а что нет). Но всё это меркнет перед третьим сезоном - которые уже за редким исключением, превращается в практически непроходимый мрачняк. Персонажей достигает вес всех их жизненных проблем, жизни кругом ломаются, количеством закручивающегося вокруг дерьма. И даже хорошие люди (тот же Николай), становятся жёсткими и не стесняются угрожать, шантажировать и бить морды, иначе работать невозможно. Контраст между второй половиной второго сезона, и первыми эпизодами первого, уже сам по себе разителен. Но разрыв между началом сериала и его концовкой - вообще как будто два разных произведения. При том последние четыре эпизода сериала - вообще можно считать лучшей криминальной драмой на отечественном телевидении, как апофеоз и подведение итогов всего второго десятилетия новой России в целом.

Мультфильмы[править]

  • «Смех и горе у Бела моря» — поначалу идут весёлые побасёнки и тем большую слезогонку вызывает трагическая «Поморская быль» под занавес.

Комиксы[править]

  • R.E.D.. Комикс — нуарный комикс про месть отставного киллера ЦРУ своему бывшему начальству, решившему его убить, чтобы замести следы старых операций. Фильм — шпионский балаган с шутейками.

Аниме и манга[править]

  • GoShogun: Toki no Étranger — серьёзная психологическая драма с элементами триллера. А оригинальный сериал был комедией и пародией на жанр меха.
  • Happy World! — жанр меняется от тома к тому, а иногда и внутри тома несколько раз (если в одном томе переплелись несколько сюжетных линий относящихся к разным жанрам). В аниме версии 1-2 серии — романтическая комедия, а третья — драма.
  • Akame ga Kill! — в первой четверти сериала. Сначала кажется, что перед нами обычная фэнтезюшка, пусть достаточно жестокая, кровавая и без однозначной чёрно-белой морали. Главные герои выглядят крутыми и неуязвимыми. Но это пока Шилли не разрывает пополам и съедает заживо биологический тэйгу Серью — с этого момента открывается филиал ПЛиО, и положительные герои мрут как мухи наравне с отрицательными.
  • School Days — начинается все как вполне безобидный гаремник и мелодрама про любовный треугольник, а заканчивается кровавой расчленёнкой.
  • Watamote — примерно 4/5 всей манги и один сезон сериала это стёбная трагикомедия из жизни девочки-хикки. А вот последняя 1/5 — это унылый сёдзё про девочек-старшеклассниц.
  • Full Metal Panic! — поначалу кажется, что это комедия про то, как суровый афганский моджахед пытается косплеить обыкновенного японского школьника, а какой-то сюжет сюда добавили только потому, что без него нельзя. Но потом (начиная с седьмого тома ранобэ/четвёртого сезона аниме) выясняется, что сюжет таки есть, а комедия ВНЕЗАПНО сменяется нешутейной драмой.
  • Katekyo Hitman Reborn! — комедия с элементами фантастики, практикующая схему «одна глава (серия) — одна история», на ходу переквалифицировалась в сёнен-боёвку с линейным сюжетом и стандартными для жанра прокачками, длинными битвами и пафосом. Разогнавшись в новом направлении, сюжет поднял тему спасения мира, что тоже очень типично для жанра.
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — начинается как типичное аниме с девочками-волшебницами и милым зверьком в придачу, резко сменяясь драмой, триллером и деконструкцией жанра девочек-волшебниц в целом. Хотя мушкеты как оружие Томоэ Мами и сюрреализм барьера ведьмы ещё в первой серии должны были насторожить...
  • Yakusoku no Neverland — первая арка представляет собой триллерный майнд-гейм про побег из курятника, но дальше идет выживач в мире демонов, уклоняющийся в сторону экшона.
  • Gakkou Gurashiс прикрученным фитильком. Первая серия кажется приторным моэ-слайсом, в конце которого оказывается, что в мире наступил зомби-апокалипсис, а главная героиня закрылась в своем воображаемом манямирке до катастрофы. Жанр, соответственно, выживание. Впрочем, это не мешает аниме быть в некоторой степени моэ-слайсом, особенно ярко это чувствуется в пляжном эпизоде.
  • Zombieland Saga — еще более стремительная смена жанров, совершающая зигзаг. В первые же минуты главную героиню аниме про айдолов сбивает грузовик-кун. Первые пару серий аниме стебало как этот жанр, так и ужасы про зомби, но постепенно стало тем самым аниме про айдолов, где напополам смешались драма и комедия.

Видеоигры[править]

  • Серия SWAT меняла жанр дважды: первая часть была видеоквестом с изрядной дозой симулятора полицейского спецназовца, вторая — тактической стратегией в реальном времени с активной паузой, третья и четвёртая — тактическим шутером.
  • Ground Control — обе части относятся к стратегиям, но различаются при этом как небо и земля. GC1 — вдумчивая squad-based тактика, ориентированная на выполнение боевых задач с минимальными потерями, GC2 — аркадная стратегия наподобие Z, где игровой процесс вертится вокруг контроля над ключевыми точками.
  • X-Com: Interceptor — являвшийся официальным сиквелом, сменил жанр на космосим, но фанаты пошаговых тактических ролевых игр этого не оценили.
  • Жанр Survival horror по мере развития претерпел значительные изменения: более ранние игры больше похожи на квесты, более поздние — на шутеры с элементами ужасов.
    • Resident Evil — с первой по третью часть серия была эталонным представителем жанра, начиная с четвёртой части стал не менее крутым боевиком, шутером от третьего лица, седьмая часть снова меняет жанр, возвращаясь к Survival horror, но теперь с видом от первого лица.
    • Dino Crisis — сразу после первой части серия перешла в жанр Action-adventure. Вероятно потому, что напугать народ динозаврами не очень удалось.
    • Silent Hill — вместе с «Резидентом» один из столпов жанра, однако «пятая» часть (Homecoming) выглядит как экшен от третьего лица. Стрельбы там куда меньше, чем в резиденте, но всё же явное отличие от «квестоподобных» первый частей на лицо. Одна из причин, по которой пятая часть не признаётся многими игроками.
    • Alone in the Dark — не такой весомый, но всё же значимый представитель жанра. Аналогично «Silent Hill» с пятой части игра стала боевиком от третьего/первого лица (вид можно менять по желания игрока).
    • Splatterhouse: оригинал — исключительно мрачная трилогия хоррор-битэмапов без капли веселья, и мало какие игры сравнятся с ними по количеству боди-хоррора. Перезапуск 2010 года — слэшер и слегка карикатурный хоррор с декалитрами кровищи, добиваниями, металлом и безумным учёным-злодеем прямиком из трэшового фильма ужасов.
  • Spore — достаточно интересный эксперимент от разработчиков Sims, заявленный жанр «симулятор эволюции», на деле же первый этап игры это типичная аркада, второй — ролевая игра, третий и четвёртый — реал-тайм стратегия (весьма простенькая), пятый — космическая RPG и песочница с элементами стратегии.
  • Игра The Longest journey была вполне традиционным квестом. Ее продолжение Dreamfall превратилась в интерактивное кино с довольно криво сделанными элементами квеста, экшена и стелс-экшена. Следующее продолжение Dreamfall Chapters — уже почти чистое интерактивное кино.
  • Fallout. Метался по жанрам, как ужаленая пчелой комнатная собачка: из «веховой» RPG — в тактический симулятор (Fallout: Tactics), из тактического — в трёхмерное нечто (Fallout: Brotherhood of Steel), а вот после перехода франшизы к компании Bethesda под этой маркой снова делают старую добрую RPG, пусть и трёхмерную. А многие, включая сюда и искренне вашу, говорят, что лучшую и самую близкую к корням трёхмерную RPG удалось создать по лицензии «Беседки» компании Obsidian (Fallout: New Vegas). Четвертая часть ближе к шутеру.
  • Pokémon. Манга о покемонах — довольно жёсткое повествование, где покемоны могут умирать (и нередко погибают в боях), а большинство лидеров арен — злодеи. Аниме — совершенно детское, злодеи комичны до нелепости, а те немногие эпизоды, которые могли хоть как-то выйти за пределы PG-13, во многих странах даже не показывают (например, тот эпизод, где героям угрожают пистолетом, или другой, где Джеймс выдаёт себя за девушку и лепит себе искусственные сиськи). Игры же — нечто среднее, хотя и намного ближе к аниме.
  • Сага Neverhood: Первая часть (The Neverhood) — квест, вторая (Skullmonkeys) — платформер.
  • Spec Ops: The Line — начинается, как обычный военный шутер от третьего лица, заканчивается уже в качестве хоррора и психодела.
  • Darksiders — первая часть была одним из клонов GoW, а вторая очень напоминает Diablo. Третья копирует Dark Souls.
  • Parasite Eve — первая часть была JRPG, вторая — Survival horror, условная третья — практически чистый TPS.
  • Wolfenstein 3D — комедийный боевик про тупых фрицев, комиксовых учёных и квадратный подбородок справедливости, RtCW — мрачняк про войну и нацистский оккультизм, Wolf 2009 вообще трудно понять что, а New Order с New Colossus это альтернативная история с нацистскими супертехнологиями.
  • Doom I/II — героический (пожалуй, даже супергероический) боевик с элементами тактики, Doom³ — хоррор, рестарт Doom — «мясной» (местами «спинномозговый») боевик.
  • Первая часть StarCraft была твердой фантастикой, а вторая уже космофентези с додревними силами и сборными артефактами.
  • Серия флешек Endless War — первые 4 части части это 2D шутеры с видом с верху, 5-7 — танковые симуляторы, а Endless War Defence — tower defence.
  • Dynasty Warriors — Первая часть была типичнейшим файтингом 1 на 1. А вот во второй она уже начала формироваться в свой собственный поджанр.
  • Warcraft 3 — эта игра сама по себе стала в серии сменой жанра с «чисто RTS» на «RTS с элементами RPG», однако и в пределах игры есть небольшие эпизоды жанровой перемены. Во-первых, в кампании «Проклятие Мстителей» есть две миссии чуждого жанра — секретная миссия в жанре Tower Defense и последующая миссия с освобождением Иллидана в жанре MOBA. Во-вторых, кампания за Рексара являет собой практически чистую RPG с «полуоткрытым» миром и может считаться предтечей WoW.

Визуальные романы[править]