Чернуха

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sadist Show. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Отец его был алкоголик и кончил жизнь самоубийством незадолго до его рождения; мать была проституткой, вечно пьяная, и умерла от белой горячки, младшая сестра утопилась, старшая бросилась под поезд, брат бросился с вышеградского железнодорожного моста. Дедушка убил свою жену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог и в Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестра с отцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа. »
— Я. Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»
(но в данном случае это «чернуха» в обоих смыслах слова)

Пыльная лампочка свисает с потрескавшегося потолка, обои отслаиваются от отсыревших стен. На заплеванном полу валяются пустые бутылки и драные тряпки. За обшарпанным столом мамаша-алкоголичка с четырьмя небритыми хахалями распивает из грязной бутылки какое-то мутное пойло явно не магазинного происхождения, не обращая внимания на истошный ор голодного и обгадившегося младенца. В углу сидят тощие дети постарше, щедро украшенные синяками, и голодным взглядом смотрят на чёрствые корочки, коими взрослые занюхивают выпивку. Старшая дочь, пару лет назад сделавшая аборт по залёту от собственного бухого папаши, сейчас шляется по улицам с какой-то гопотой.

Выйдем в подъезд. Там темно и пахнет мочой. В одном углу наблёвано, в другом мирно спит заросший и невероятно вонючий бомж, ну а в лифте, с расплавленными кнопками и исписанными матом стенами, кто-то пару дней назад очень хорошо покакал.

Кстати, в квартире номер восемь живет мужик, попавший на нереальные бабки. Прямо сейчас из него вышибают должок — при помощи утюга, клещей и паяльника. Услышав крики, соседи, конечно, вызвали милицию, но участковый давно «кормится» у местных авторитетов, так что приедет милиция примерно через час, не раньше, когда все уже будет кончено. В подвале сладострастно трясутся принявшие ударные дозы наркоманы, на чердаке подростки нюхают клей и вешают кошек, а в подворотне вас ждет маньяк.

Да, это она. Это чернуха. А значит, ничего светлого и чистого здесь не может быть по определению, а ежели и появится ненадолго, то в скорейшем времени будет обгажено с особым цинизмом. Словом — «свинцовые мерзости жизни».

Чернуху ни в коем разе не следует путать с элегантным американским нуаром. Хотя они и могут показаться схожими, вплоть до названий, — но: «грязь» нуара — киношно-литературная, эстетизированная; грязь же чернухиподлинная жизненная грязь, только возведённая в абсолют. Не следует путать и с другим, редким и узкотематическим значением слова «чернуха», существующим только в блатной фене — ложь, фальсификация, намеренное введение в заблуждение.

Если у нас на дворе Средневековье, чернуха называется Навозные века.

Российские и постсоветские[править]

« Только что коммерческий с исполнительным в кабинете орали друг на друга: «Да я таких, как ты, в Афгане к стенке ставил» vs «А я таких, как ты, на зоне петушил». Мне страшно. »
— С Баша

Российским потребителем могут восприниматься, с одной стороны, слишком остро («такое могло и в соседнем дворе произойти!»), с другой — при перегибе производят комичный эффект.


Театр[править]

  • Максим Горький, «На дне». Название говорит само за себя.

Литература[править]

  • Изрядное количество чернухи имеется в произведениях Ф. М. Достоевского. Настолько, что при жизни Фёдор Михалыча прямо обвиняли в упоении и смаковании.
  • Борис Львович Васильев любил использовать чернушные штампы и окончания в своих малоизвестных рассказах. Делал это грамотно, разбавляя жругими элементами и вводя хорошие обоснуи. Однако в его малоизвестных произведениях («Вам привет от Бабы Леры», «Холодно, холодно», «Живая очередь», «Вы чьё, старичьё», «Суд да дело») этого полным полно, да и в основных тоже имеется. Часто встречается неудобная правда на войне (изнасилования, попытки оного и принуждения на войне своими своих), недогляд за ребёнком (минимум 2-3 раза), предательство самыми близкими людьми и почти всегда — плохой конец, даже там, где ему, казалось бы, не место. Чем ближе к перестройке, тем больше это было заметно.
  • Ф. М. Решетников, «Подлиповцы», «Шилохвостов» и т. д.
  • Н. Г. Помяловский, «Очерки бурсы».
  • А. И. Левитов, «Беспечальный народ», «Блаженненькая», «Расправа» и т. д.
  • Н. А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — о тщетных поисках в России счастливого человека. В изначальном варианте счастлив был только опустившийся алкаш-забулдыга. Но потом самым счастливым стал Гриша Добросклонов, сын сельского дьячка и бывший семинарист, в ближайшем будущем, по всей видимости, революционер-народоволец. Немало и в других произведениях, в основном о жизни крестьян.
  • Н. С. Лесков: «Леди Макбет Мценского уезда», «Продукт природы», «Разбойник», «Юдоль. Рапсодия» (о голоде в деревне).
  • Леонид Андреев, «Бездна», «Жизнь Василия Фивейского», да и многое остальное, в общем-то, тоже.
  • Д. Н. Мамин-Сибиряк — рассказы «Вертел», «Кормилец» (оба считаются детскими!), повесть «Враг» и многие другие произведения.
  • Максим Горький, некоторые рассказы, особенно из «казанского» цикла произведений.
  • М. П. Арцыбашев, «У последней черты».
  • А. М. Ремизов, «Крестовые сестры», «Пруд», «Часы».
  • В. В. Вересаев, «Два конца» — о рабочем и его жене. Особенно мрачно изображено положение женщины, работающей на заводе. Героиня, вынужденная пойти туда после смерти мужа, осознает, что даже проституткам лучше: работниц не меньше презирают и сексуально эксплуатируют (всякое мелкое заводское начальство, а то и просто рабочие), но при этом им еще надо отработать смену, а платят им за этот тяжелый физический труд мало. Героиня в конце концов идет замуж за нелюбимого (это и есть «второй конец»).
  • И. А. Бунин, «Деревня», «Ночной разговор», «При дороге».
  • Саша Чёрный, стихотворение «Окраина Петербурга».
  • Пимен Карпов, «Пламень». Крайне натуралистичное, до гротеска, описание жизни глубинки в предреволюционные годы.
  • А. Неверов, «Ташкент — город хлебный».
  • Исаак Бабель, многие рассказы в сборнике «Конармия», особенно «Сашка Христос» и «Соль».
    • «Сашка Христос» и «Соль» еще ничего, вот «Переход через Збруч» или «Эскадронный Трунов» — действительно чернуха…
  • Самые известные произведения Андрея Платонова — «Чевенгур» и «Котлован».
  • «Последняя гимназия» — неофициальный сиквел знаменитой «Республики ШКиД», написанный другими учениками. В наличии разнообразные мерзости жизни — от педагога-садиста Викниксора до малолетней воспитанницы из соседнего приюта, что с 8 лет начала жить половой жизнью и уже имеет в активе брошенного ребёнка. Неудивительно, что такое продолжение больше не переиздавалось, а бывшие ученики (в первую очередь, Лёнька Пантелеев и Саша Пыльников; их соавторы не пережили 1930-е) так и не простили друг друга.
    • Справедливости ради, истина все-таки где-то посередине: если внимательно почитать оригинал, то видно, что там явно многое заретушировано, в результате беспризорники выглядят безобидными шалопаями, которые бузят только чтобы двигать сюжет и прекращают, стоит только попросить.
  • Юрий Мамлеев.
  • Владимир Сорокин, с поправкой на постмодернизм и изрядную долю психоделии.
  • Дмитрий Глуховский - с определённого момента отчаянно пытается догнать вышеупомянутого товарищ в количества "искромётной сатиры" на православную церковь, жизнь в замкадье, русский патриотизм, правительство и "русское бессознательное". Описания жидкого говна стекающего по ляжкам, прилагается. Педаль в пол пробивает "Пост" и "Пост 2". Особенно доставляет тем, что Сорокин всё же не всерьёз пишет свои нетлетки, а откровенно набрасывает. А эта вот хренотень, похоже пусть и написана с фигой гордо поднятой на головой, он ведь серьёзно всё это...
    • «Текст». Затягивающее произведение, которое, тем не менее, не оставляет после прочтения ничего, кроме сплошной безнадёги и чувства безысходности. Под троп попадает и фильм, снятый по этому роману.
    • Сюда же подходит и «Метро 2033» (остальные две части, на взгляд автора правки, сильно слабее и глупее первой, а поэтому не вызывают таких чувств при прочтении). В основном, за счёт ужасов постоянной вражды в тёмном подземелье московского метро в постапокалиптических локациях и показа всех «прелестей» постапокалиптического сеттинга
  • Полина Дашкова.
  • Михаил Елизаров. До таких столпов, как Сорокин и Масодов, явно не дотягивает, но зато как старается!
    • Справедливости ради, Михаил как правило специально доводит всё до абсурда стёба ради, что бы потом всё перепереть в полнейшую деконструкцию.
  • Илья Деревянко. Автор просто обожает описывать зверства, устраиваемые чеченскими террористами и сатанистами. Ну и различных извращений сексуального характера в его книгах хватает, иногда даже до уровня смешного.
  • Александр Афанасьев в последних книгах стал скатываться в это, с уклоном в тотальную резню бандитов с религиозными или националистскими отморозками, отстрел большинства положительных героев (а оставшиеся становятся пересекшими горизонт отчаяния мстителями) и кровавый хаос.
    • Автор с определённого момент начал скатываться, практически буквально в "Пиндосы уроды! Англичане уроды! Мусульмане уроды! Но пиндосы и англичане умеют жить! Мусульмане во что-то верят! А в Рашке парашке всегда было, есть и будет говно! Потому совковый менталитет и нет легалайза оружия!". Все персонажи, уроды, кому там сопереживать, непонятно, нытьё это читать с перебивками на двадцать строчек описания очередного оптического прицела, невозможно.
  • Людмила Улицкая, «Казус Кукоцкого» — весьма неплохо раскрыта оборотная сторона противоабортных законов сталинской эпохи.
  • В. Примост, сборник повестей «730 дней в сапогах». Дедовщина, землячества, избиения, мужеложество, вымогательства, унижения… Протагонист первой части садится в тюрьму за то, что не дал себя просто убить, протагонист второй части совершает суицид, протагонист третьей части становится полным чудовищем и, вероятно, погибает от мести новобранцев, над которыми сам же издевался. Причем всё показано не просто натуралистично, а иногда тошнотворно — герой ест кал желтушного больного, чтобы его не повезли обратно в роту, в подробностях показан процесс изнасилования, рассказывается, как убивают беременную девушку, и т. д.
  • Роман Сенчин, «Ёлтышевы». Ни один из персонажей не вызывает ни симпатии, ни сочувствия. Глава семьи — коррумпированный мент, который обирает «постояльцев» вытрезвителя и издевается над ними (за что в один прекрасный день его гонят со службы и из служебной квартиры). Его жена — серая мышь. Старший сын — заторможенный мямля, младший — гопник-социопат. Односельчане Ёлтышевых (которые совершили вынужденный дауншифтинг до того, как это стало мейнстримом) — пьянь, шлюхи, мелкие воришки и мошенники, в лучшем случае — постсоветские нытики-нищеброды.
  • Андрей Дашков — там, где не апокалипсис и антиутопия.
  • Лилит Мазикина, «Выпуск 1993»:
«

Карточка. Детские лица. За руки держимся дружно. Этот — спьяну разбился. Этот спился, ненужный —

Как тут было не спиться. Этот мотает третий. Та — от инфаркта в тридцать. Та залезала в петлю,

Но не судьба — от гриппа, Дома лечила водкой. Этот, который хиппи, Спящий сгорел — проводка.

Этот служил, и что там Толком никто не знает, Но, говорят, полроты Били ногами — стаей.

Эта от передоза. Эту нашли в канаве В ясной и пошлой позе. Маньяка потом поймали.

Этих двоих — в ментовке. Этого сбила «бэха». Эту ножом свекровка. Этот в троллейбус въехал.

Эта с моста упала, Эта легла на рельсы. Сколько нас там осталось? Как негритят — десять.

»
— Обнять и плакать!
  • Илья Масодов
  • Захар Прилепин, почти все творчество, но самая густая концентрация жути и безнадеги — в романе «Санькя».
    • "Чёрная обезьяна" сюда тоже подходит.
  • Ева Хорнунг, «Дог-бой» — не только чернуха, но и развесистая клюква: в современной Москве (2010-е годы) целые районы заброшены, в метро ездят бродячие собаки, у каждой станции метро имеются огромные мусорные свалки, в итальянских ресторанах все поварихи в рабстве, а на четырёхлетнего Ромочку, который бродит по улицам в сопровождении одной лишь явно бродячей собаки, никто не обращает никакого внимания. Сам Ромочка поедает дохлых птиц сырьём и с перьями, убивает кота, чтобы съесть его, прокусывает черепа щенкам.

Кино[править]

  • «Авария — дочь мента» Михаила Туманишвили.
  • «Беспредел» — о скотских тюремных нравах.
  • «Маленькая Вера» Василия Пичула. Впрочем, если начистоту, то чернухой это кино показалось разве что девственной советской аудитории, перекормленной благостными «соцреалистическими» сказками. Ничего по-настоящему «чернушного» в фильме не происходит. Главная героиня — не комсомолка-отличница, но и не шлюха с криминальными наклонностями. Её жених — местечковый хамоватый альфач, но не чудовище разврата. Верина семья — незамысловатые обыватели, но не быдло и не подонки общества… И т. д. По-хорошему, это скучноватая социальная драма. Но с сексом.
  • Большинство фильмов Светланы Басковой (впрочем, Баскова не играется в «реализьм» и честно сдабривает свои картины изрядной долей сюра): «Зеленый слоник», «Пять бутылок водки», «Голова» и «За Маркса...».
  • Большая часть творчества Алексея Балабанова:
    • С одной стороны, «Война», «Морфий», «Кочегар» и «Про уродов и людей» демонстрируют нам неприглядную сторону действительности с отсутствующим хэппи-эндом, а «Груз-200» и вовсе давит педаль в пол предельно натуралистичными сценами изнасилования.
      • "Война" в этом списке явно лишняя. Не смотря на крайне неприглядные стороны эпохи и демонстрацию жестокостей войны, в фильме присутствует и боевое братство, и довольно вымученный но всё же военный героизм, имеющий место даже в такое поганое время. Вот в отличии от того же "Кочегара", который смотреть просто физически тяжело.
    • С другой стороны, культовые «Брат» и «Брат-2» содержат не меньшее количество бандитов, моральных уродов, насильников и продажных тварей, однако в дилогии есть и светлые персонажи, а сам главный герой продирается сквозь всю грязь и, в конечном итоге, побеждает (в отличие от главного героя фильма «Война», которого явно ждёт немалый срок).
      • Считать ли "Брат" чернухой, если фильм нарочито не выпячивает в общем то реальные черты эпохи?
    • Отдельно идёт фильм «Жмурки», великолепная черная комедия, где смех заглушает чувство отвращения.
    • И ещё отдельно — «Мне не больно», печальная, но светлая мелодрама.
  • «Левиафан» Андрея Звягинцева. Имеет на редкость идиотский сюжет, а точнее, его полное отсутствие, нереалистичных картонных персонажей и начисто слитые аллюзии. Именно это (а также тот факт, что сопереживать тупо некому, поскольку персонажи один другого гаже) в конечном итоге фильм и погубило.
    • Его же «Нелюбовь» в принципе тоже, но там в целом и сюжет, и его подача вызывают меньшее отторжение.
  • «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — пусть и чернуха, но не такая безнадёжная и человеконенавистническая, как большинство других примеров в данной статье, поэтому скорее напоминает драматическую комедию. Однако и сказать, что в фильме есть хотя бы один не мразотный персонаж, язык не повернется.
  • «Итальянец» (2005) и «Жила-была одна баба».
  • «Лиля навсегда» Лукаса Мудиссона — опять-таки, почти на сто процентов соответствует описанию выше.
  • «Сибирь. Монамур» — дикие собаки пожирают алкоголиков, жены изменяют мужьям, солдаты и офицеры российской армии ездят в город за проститутками для начальства, беспринципные урки воруют иконы и избивают стариков, кавказцы сексуально эксплуатируют своих работниц, и всё это — в удушающей грязище и бедноте. Тотальная отвратительность человеческого существования особо подчёркнута красотами природы, отчего отвратительные людишки выглядят ещё более отвратительными.
  • Дилогия треш-комедий «Горько». Представляет собой подробное бытописание жизни быдла и дегенератов, наполненное отвратительными сценами драк, попоек и неадекватных выходок алкашей. «Герои» фильма — безвольный протагонист и его истеричная пассия, тоже не вызывают ни малейшей симпатии. И это подавалось как комедия.
  • «Волчок» Василия Сигарева.
    • Его же «Страна ОЗ», чернушная новогодняя комедия.
    • А его «Жить» так вообще как-будто наш ответ «Кладбищу домашних животных».
  • «Чистилище» Александра Невзорова. Наверное, самый правдиво передающий ощущение войны фильм, снятый в России.
    • Вообще, Невзоров — ещё тот чернушник со стажем. Взять хотя бы его цикл передач «Дикое поле»…
  • «Майор» — менты, убивающие свидетелей и берущие в заложники беременных жен коллег с целью не дать коллеге признаться в наезде на ребенка со смертельным исходом и заставить пристрелить мать пострадавшего.
    • Да вообще всё творчество Юрия Быкова троп олицетворяет, причём сам Юрий и не скрывает, что чернуха это его конёк.
      • Свойственно для более ранних фильмов. В более поздних тоже хватает грязи, однако в фильме есть и нормальные люди, в сюжетах есть логика и неоднозначность взглядов на вещи. К тому же Юра не снимает грязь ради грязи, скорее это надрывная русская драма "маленького человека", в эстетике современного криминального европейского кино.
  • «Скольжение», про наркополицейских, торгующих собственным конфискатом — туда же. Положительных персонажей в этом фильме нет, хотя Пепл и пытается. Хотя здесь "чернуха" с довольно густой примесью Оливье Маршаля.
  • «Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца» (2001 г.) — бонусом идут пытка увеболлом и желание режиссёра показать своё офигенно глубокое художественное виденье.
  • «Нечистая сила» Эрнеста Ясана — чернуха на основе русских народных сказок. Водка, пьянство, шлюхи, тюрьма, воровские понятия с «петухами» и попытками «опустить» главного героя прилагаются. Тем не менее, весьма неплохой фильм со смыслом.
  • «В петле» aka «Воровской общак» 1991 года по мотивам повести Андриса Колбергса «Ночью, в дождь…» — педаль в асфальт. Автор статьи не поленился прочесть оригинал — нормальный советский детектив о не самом хорошем парне по имени Кермуш, который помогал двум своим друзьям-мажорам продавать детали угнанной ими машины, после чего те двое на суде выкрутились, а Кермушу пришлось отмотать небольшой срок. Досада грызла душу, поэтому, выйдя из тюрячки, он решает отомстить, подведя под уголовную статью уже этих двух товарищей. Однако это приводит к незапланированному убийству подельника, и Кермуш снова отправляется на нары. Собственно, по большому счету это классическая повесть о работе доблестной прибалтийской милиции. Что же мы видим в экранизации? Из завистливого мелкого и алчного человечишки Кермуш превратился в несправедливо оклеветанного героя с простым мужественным лицом, подставленного двумя мажорчиками. Сами мажорчики стали кончеными подонками, которые забавы ради топчут скрипку уличного музыканта и раздавливают о его голову пломбир, что не мешает девушке Кермуша трахаться с одним из них. Самого Кермуша между тем в красочных подробностях трахает в задницу огромный толстый зэк по кличке Лом и избивают остальные уголовники, хотя в книге самое неприятное, что с ним происходило — это подначки тюремного товарища на тему того, что девушка ему неверна. Объяснить причину подобного беспредела (попасть в «опущенные» в тюрячке не так сложно, как некоторые думают, но и не так легко) кинотворцы, разумеется, не потрудились: у них же ДРАМА о том, как ужасна и несправедлива жизнь в советской Прибалтике! Выйдя на свободу, Кермуш, как и в книге, пытается засадить мерзавцев, снова попадает в тюрьму, там его снова хором имеют в камере («Первым Лом начал, потом еще трое, потом они взяли щетку…»), но бессердечным ментам плевать на его страдания — и морально раздавленный Кермуш после истерики вешается. Душераздирающая музыка в исполнении уличных музыкантов. Конец. Автору статьи чертовски интересно, как воспринял режиссёрское видение автор оригинальной повести.
  • «Класс коррекции» же!
  • «Край» с Машковым в главной роли.
  • «Под небом голубым…» 1989 года — белорусская картина о жизни подростков-наркоманов.
  • «Трагедия в стиле рок» — для невинного советского зрителя — мощная прививка от наркомании. Для просвещённого современного — неуклюжая страшилка «сегодня курнёшь травки, а завтра героин килограммами колешь», ужасный звук и непомерно растянутый сюжет с дурацкими отступлениями. Но чернушно, чернушно…
  • «Точка» (2006, реж. Юрий Мороз) — фильм о трёх проститутках.
  • Комедии братьев Андреасян. Не смотря на яркую палитру и повсеместное безвкусное заливание денег прямо в экран - на выходе получается именно это. Все персонажи конченные уроды, которые творят совсем не смешную, аморальную и как правило ещё и общественно опасную херню. От этого страдают (а частенько ещё и умирают) люди, но в конечном итоге, это всё "смищно", поэтому никто ничему не учится, никто не делает никаких выводов, и как правило все спокойно уезжают в закат весело гогоча.
    • Другие комедии выкидышей "камеди клаба", в особенно Таира Мамедова и сестёр Зайцевых. Фильмы которые умудряются быть ЕЩЁ ХУЖЕ, чем фильмы Сарика. Не надо представлять, вы не хотите знать.
  • "Мама не горюй" и "Мама не Горюй 2". Положа руку на сердце, чернуха. Смешная, философская, с харизматичными и интересными персонажами, но чернуха как она есть. Вторая с "политической сатирой", в большей степени чем первая, в которой из под комедийного нутра пробивалась на самом деле очень даже грустная трагикомедия о потерянной стране и потерянных людях в ней живущих.
  • "Дом" Олега Погодина. Тот случай когда и палка стреляет в холостую. Посреди нищей (нищей, ага) кубанской степи, семья местного цапка неудачника и семья редкостных уродцев, смотрелась бы убедительно и печально. Но отряд зондер-команды ФСБшников, которые ездят по стране на "Волгах" (а ведь на дворе вроде не 90ые) и истребляют бандитов целыми семьями (детей всё же отпускают)? Серьёзно Олег? Вы же вроде такую херню не снимаете? Но поразительно даже не то, что ФСБшники здесь злые и зачищают бандитов всем семейством - допустим что в этом даже есть что-то из элементов неразборчивого жесткого правосудия. Но то что отряд матёрых ликвидаторов ФСБ, полностью сливает одной старой урке и его брату дебилу - просто не укладывается в голове.
  • "Бабло" Буслова. Плохо, но хорошо, но плохо. Но всё же хорошо. Потому что чернуха обеспечивается не грязью в глаза и нарочитой мерзостью и "рашка всё". А тем что показываются натуральные братки, шлюхи и не самые честные (но как показано, не особо скурвившийся и похоже вполне профессиональные) менты, которых в принципе приятными людьми назвать непросто. К тому же в погоне за шальными бабками, нормальные люди вообще не участвуют.
  • "Сказка для Старых" - сначала убедительная чернуха, даже не чернуха а прям Балабановщина/Достоевщина. В режиме педаль в пол, и в хорошем смысле.

Телесериалы[править]

  • "Бригада" - Красиво и очень дорого снятый на нетрудно догадаться чьи деньги, сериал который педалировал идею "не мы такие - жизнь такая", и показывающий весь бандитский быт Саши Белого и его группировки так, что вскружил голову целому поколению малолетних придурков. Но посмотревший в зрелом возрасте автора этой правки - считает сериал эталоном тропа. Просто потому что в процессе возникает вопрос - кому вообще из этих уродов (а все персонажи кроме третьеплановых - уроды и уроды конченные) нормальный человек должен сочувствовать? Ну и да, история про то как кровавый чекистский мордор, Сашек Белых задавил - а те демократии хотели! Вы ещё не рыдаете? Автор правки рвёт волосы на ...груди.
  • "Улицы Разбитых Фонарей" первые сезона четыре, но педаль в пол - первый сезон. При том и в персонажей веришь и сопереживаешь им, потому что они хорошие люди которые превозмогают, и в сериях фигурирует множество нормальных людей (по крайней мере не ублюдков). Но педаль в тартар, пробивает собственно время и место действия, не делая скидок ни для кого кому не повезло в эту эпоху вести сознательную жизнь. Тут тебе и убийство несчастных таксистов случайно попавших под замес по переделу влияния бандитских группировок, и дворовая малолетняя пацанва нюхающая в подвалах клей и подрывающееся на найденных в бандитских схронах РДГэшках, и просто мрази наркоманы и просто потерявшие человеческий облик бесы убивающие людей за копейки и просто по приколу (особенно пугали разборщики автомобилей на металлолом). Товарищи опера из отдела на этом фоне, выглядят ни разу как не санитары тёмных улиц, а скорее как бойцы сопротивления.
    • "Убойная Сила", первый сезон в особенности, опять же, в силу убедительной демонстрации примет времени. Особенно всё что касается наркоманской темы, здесь чернуха в режиме педаль в пол. Со временем с прикрученным фитильком, времена всё же начали меняться и это ощущалось довольно сильно. Хотя даже банально быт обычных ментов (как в прочем и других бюджетников) в начале нулевых - это какой то кабздец.
  • Каждый второй криминальный сериал на канале «НТВ» («Мент в законе», "Невский", «Бандитский Петербург» и т. д.) Исключение разве что «Возвращение Мухтара» — потому что там есть хорошая собачка. Или потому, что это версия для бедных западноевропейского сериала «Комиссар Рекс», а в оригинале для тотальной чернухи места не нашлось.
    • "Невский" достоин отдельного упоминания, так как это так плохо, что даже хорошо. Ибо настолько чернуха про бесконечно бандитский Петербург в котором 90ые не заканчиваются никогда - что даже перетекает в канадские мрачнейшие сериалы 90ых вроде "Её звали Никита" напополам с боевиками с молодым Марком Дакаскасом, где хорошие персонажи умирают пачками а криминал правит миром. А исправить всё может только крутой коп, лихо раздающий хэдшоты.
      • Исключений не так уж и много (сериалы за соавторством Есаулова например), но они есть. Но они не предмет этой статьи.
  • Часть творчества Валерии Гай Германики, посвящённую жизни школьников, критики любят клеймить «чернухой», но на самом деле сюжеты её произведений зачастую светлее и мягче относительно реальности. В той же «Школе» футбольные фанаты и скинхеды хоть и изображены отморозками, но при всём этом дальше мордобоя (да и то между собой) не зашли. По крайней мере, зрителю этого не показывают, и никаких намёков на их более серьёзную противозаконную деятельность нет. Да и неблагополучная семья из всех учеников только у одного Исаева (и то не полностью, а только отец), что с точки зрения статистики выглядит маловероятным.
    • Мнение реальных школьников в год выхода сериала — Германика сильно лакирует действительность. Педаль в пол — это были ученики элитной гимназии.
    • Мнение других реальных школьников (как раз в то время заканчивали учёбу) — в наших местных, самых обычных общеобразовательных школах, такого, что показано в сериале, никогда не было. Так что да, сериал — чернуха. В школах любят драться, это факт; но воровства и ненависти там чаще всего нет — наоборот, сами ученики следят, чтобы всё было «достаточно справедливо» в их понимании, и не позволяют совершать противозаконные вещи (больше из страха: ведь родители сами их осудят! А учителя приведут тех к директору!). Гнобят не отличников как таковых, а лишь тех, кто явно зазнаётся и не помогает другим. Кстати, песни и субкультуры, показанные в сериале, в 2010 году уже лет 5 как не существовали; поэтому, скорее всего, режиссёрша просто-напросто снимала про собственные предрассудки и слухи о школах, не позаботившись проверить, как же дела обстоят в современной действительности.
  • «Чики» — и вроде бы и крови особо нет, и смертей всего две и те не криминальные (ДТП и закадровая смерть от рака). И юмор есть. И добрые священник и полицейский есть. Но также есть кидалово, подставы, избиения, изнасилования. И полное крушение всех надежд героинь в финале.
  • «Клетка» — полная чернуха от начала до конца. Хороших людей там в принципе нет, хотя некоторых жалко, а градус чернухи люто нагнетается буквально всем: и сюжетом, и актёрской игрой, и картинкой, и музыкой. К концу последней серии не продохнуть от безысходности. Хочется пойти и повеситься. Концовка невнятна и оставляет чувство, что в этой стране никакого хэппи-энда быть не может, и героине повезло хотя бы потому, что жива осталась.
  • "Водоворот" - Сериал очень сильно хотел быть "Труёвым Детективом". Но это по сути, история про то как в этом государстве проводят медицинские эксперименты на детях, а покрывает всё это на самом верху, потому что детей без призора и наркоманов никому не жалко. Опера вроде как пытаются оттенить весь происходящей мрак своей мужественностью и самопожертвованием, но откровенно говоря кроме персонажа Венеса и Абашина (Пепл, он же Туман) все они получились настолько скучными, что это никак не перекрывает общее ощущение тотальной безнадёги.
  • Илья Куликов, когда его не держат тормоза в виде сосценаристов и продюсеров, выжимает педаль в пол.
    • "Глухарь" убедительно для своего времени, но очевидно что если бы ВСЯ показанная чернуха происходила на территории одного районного ОВД, даже в блатные нулевые, разогнали бы всех к чёртовой матери.
    • "Пятницкий" - здесь уже оправданий как выше нет. Персонажи становятся уродами без какой либо убедительной причины, в районе творится ад и израиль, а всем на этом глубоко плевать, потому что везде так. При том что дело происходит уже в ранние десятые, в Москве.
    • "Меч" - не сколько чернуха даже, сколько пускай и весело снятый, но тотальный дешёвый трэш эксплуатейшен жанра про вигилантов, не иначе. Причём в котором группировка кретинов, не способных разрешить не один вопрос без массового убийства (Гарольд Финч впечатал очки в лицо фейспалмом, Джон понимающе кивает) в том числе и случайных силовиков, подаётся как последняя надежда общества на самозащиту. Во втором сезоне возникают робкие попытки сказать что "вигилантство, это, не очень то хорошо, пнятненько?!", но это сделано максимально коряво и по идиотски. Особенно после финальной серии первого сезона где кадавры, прикрываясь гражданскими, отстреливали бойцов ЦСН ФСБ десятками. Кому мы там должны сопереживать?
    • "Игра" - один безусловно роскошный мастермайнд Смолин с двумя сообщниками, имеет всё УФСБ по городу Москве, и весь криминальный мир России - с особой жестокостью и цинизмом. И если первая половина сезона - неплохое подражательство той же биографии Жака Мерина, с забавляюще-доставляющими бюджетными съёмками окрестностей Останкино-ВДНХ-Алексеевской и всё же весьма харизматичными и крутыми реально персонажами. То во второй половине авторам изменило чувство вкуса и здравый смысл. Покушение на семью полковника ФСБ? Похищение ядерного изотопа?! Нападение на свадьбу ФСБшников в санатории ФСБ с десятками трупов?!! И после всего этого нападение на режимную больницу ФСБ с целью убийством этого же самого полковника???!! Полковника Белова после такого не то что разжаловать надо было, его надо было посадить к хренам, за преступную халатность. А так же всё руководство столичного УФСБ, и вообще всё руководство вплоть до замдиректора! У вас один человек сотрудников отстреливает десятками! И всем! Всем! По хрену!
    • "Полицейский с Рублёвки" - все берут взятки, повсюду кумовство, все думают только о бабле. Первые три сезона, главные герои хотя бы проявляют за говнистостью черты крепкого профессионализма и золотого сердца (особенно второй сезон в этом хорош). Но начиная с третьего авторам снова изменило чувство вкуса, драма превратилась в унылые и тухлые сопли, а персонажи превратились в лучшем случае в анальных клоунов. "Потому что мент нюхающий кокаин это смищно! А это не кокаин, это лекарство! Гыгы! Мухич тупой!".
  • Творчество Олега Маловичко.
    • «Метод», в первую очередь первый сезон в постановке Юрия Быкова — сериал чуть менее, чем полностью состоит из этого. Однако с логичным сценарием, с развитием персонажей и в целом с просветами человечности и идеей что зло не берётся из ниоткуда просто так.
    • "Хрустальный" - полностью обратный пример. Очередная попытка дать ответ "Труёвому Детективу" который никто не спрашивал. Главный герой истеричка и психопат, все персонажи вокруг мрази, ВСЕ персонажи мрази! Абсолютно все. В такой концентрации и в такой степени - что в жизни так просто не бывает.
    • "Троцкий" - историческая чернуха. Антисоветщиной это тёмное фэнтези назвать сложно. Да и прямо сказать, сам по себе Троцкий был фигурой мягко говоря неоднозначной, как и большинство людей в то время. Но забавно, что сериал который пытался сказать что-то на тему того что антисемитизм это очень плохо - показал всех русских чинов российской империи, людьми с убеждениями, принципами и часто глубоко порядочными, а все большевиков (в особенности Троцкого) закомплексованными социопатами с манией величия. Эрнст с Цекало хотели сказать что-то умное, но получилось что-то... странное.
    • "Мажор" - первые два сезона, местами хороший детектив, местами прям натуральная душегрейка. В третьем сезоне сценаристы решили сделать "темнее и острее", а получилось... то что получилось. Четвёртый сезон ещё хуже, все герои (старые друзья на минуточку), становятся полными уродами и к тому же просто идиотами, слишком тупыми что бы просто поговорить.
  • "Звоните Ди Каприо" - Жорика Крыжовникова. Автор хотел показать "науку под названием жизнь" и то что эпидемия СПИДа, это на самом деле страшно а у нас об этом не говорят. Из похвальной идеи, на выходе получилась мегакринжовая херня, с персонажами состоящего целиком и полностью из полнейших моральных уродов и просто клинических идиотов. Людей настолько тупорылых, что они даже не способны спросить у партнёра, коли забыли нацепить гандон, болеет он чем то или нет? Один раз это было трагично, второй раз вызывает недоумение. Но когда эти дегенераты (все персонажи сериала) умудряются повторить это ЧЕТЫРЕЖДЫ, это уже вызывает смех напополам с желанием выбросить телевизор в окно.
  • "Игра на Выживание" - дикие Саяны, зэки-выродки, деревни каннибалов, маньяки убийцы, военные эксперименты, ментовской беспредел, неизвестная организация с невероятно широкими возможностями и прикрываемая на всех уровнях. Справедливости ради - очень сложно понять что часть "игры", а что правда, а действия "игроков" продиктованы банальным страхом за свою жизнь и тем же тотальным недоверием. К тому же часто стороны "сталкивают" лбами с оппонентами, именно с намерением наиболее кровавых последствий. К тому же место действия, и правда дикое до предела. Но ощущения от увиденного всё равно очень мрачные, даже нереалистично мрачные.
    • В защиту опять же сериала - это хоррор напополам с психологическим триллером. Издержки жанра.
  • "Эпидемия" - настолько чернуха, что даже хупца. Преступное государство тупых выродков-орков, прикола ради уничтожает собственно население поголовно, с матерком и задором. Всё население страны внутри МКАДа, дегенераты и уроды. Всё население за МКАДом, алкаши и выродки. Во всём остальном мире за пределами России, всё хорошо, потому что они то люди же, а не уроды и твари. При этом авторы пытаются заигрывать с Духовностъю. Но на фоне выливаемых на всех, всё и вся помоев и чудовищного идиотизма происходящего, эти заигрывания с фольклором народа севера и РПЦ выглядят мягко говоря странно. Но все педали в пол пробивают именно что заглавные персонажи - настолько тупые уроды, что просто диву даёшься. Не то что в реальной жизни таких нет, но они по всем законам здравого смысла, едва бы дожили до конца первой же недели эпидемии.

Видеоигры[править]

  • S.T.A.L.K.E.R. — изначально предполагалось нечто вроде Горького-17 (заброшенный город, полный мутантов и мрачных тайн, редкие персонажи), но, поскольку все сроки остались где-то позади, а из заявленного был сделан только движок и часть локаций, разработчики не придумали ничего умнее, чем «добить» сеттинг этим самым, чернушненьким. Из-за чего недогорький быстро стал похож на типичный постперестроечный фильм: мистика, мутанты, непременные бандюки, ну и просто общий «облико морале», разве что дежурных голых титек «потому что раньше было нельзя а теперь стало можно» не хватает. Местное население живет в круглосуточном напряжении, в ужасных условиях, посреди грязи и разрухи, постоянно ожидая пули в лоб от своих же друзей. Само население — сброд и неудачники со всей восточной Европы, не сумевшее наладить жизнь на большой земле и подавшееся в зону ради надежды сказочно разбогатеть, вытащив свой счастливый билетик. То есть артефакт. Наконец, в отличие от изначального замысла, этих самых старателей — не несколько десятков, а целые футбольные поля, из-за чего местные заняты друг другом едва ли не больше, чем с аномалиями и мутантами.
    • Если задуматься о жизни другой части населения Чернобыля — о военных, то тут чернуха идет бок о бок с тропом ужас у холодильника, ведь ужасные условия Зоны и постоянная угроза жизни вряд ли хорошо влияют на психическое состояние бойцов и взаимоотношения в ротах. Если в обычной армии дедовщина присутствует, то здесь она процветает. В двух частях можно прийти на действующий военный блокпост и посмотреть на их условия жизни, не особо внушают оптимизма, а ведь там есть обычные срочники. А в Тенях Чернобыля можно увидеть, как они мучаются от ночных кошмаров и дезертируют, но за кадром, скорее всего, есть и суициды, и убийства друг друга, и поломанная психика. Да и после службы в зоне вряд ли кто-то из них сможет жить нормальной жизнью.
    • Окружение тоже весёлое — зомби с кипяченными мозгами (А это страшнее, чем обычные. Достаточно подобраться к ним и послушать их разговоры[1], чтобы понять, насколько), религиозные фанатики, кровожадные монстры и аномалии. Да, для экранизации игры в режиссёры прекрасно подошел бы Балабанов.
  • Метро 2033 и особенно Metro Last Light (а педаль в пол — Metro Exodus). Чернуха здесь абсолютно во всём, и от части к части она всё глупее и абсурднее — так страшно, что уже смешно. Что сделали бы люди, случись ядерная война, заставившая всех выживших жить в метро? По мнению автора книжек и игры по ним — стали бы воевать друг с другом, расплачиваться патронами и уничтожать инопланетян. Нелогично? А нафиг вашу логику, мы тут про Злую Советскую Россию пишем/разрабатываем. Империя зла… у-у! Что, Россия давно не советская? Пофиг — скажем, что у нас тут альтернативная история, где в 2013 году СССР существует.
  • You Are Emptyзлой СССР в лучшие свои годы. Опыты на людях, толпы сошедших с ума рабочих, массовые убийства и главный герой, восстанавливающий здоровье чистым спиртом. Правда, игра настолько нарочито сюрреалистична, особенно в дизайне врагов (один зомби-сварщик-карлсон чего стоит), что воспринимается скорей так грубо, что уже смешно.
  • Дилогия «Санитары подземелий». Ну право же, на планете-тюрьме для самых неисправимых преступников галактики глупо ожидать иного!
  • «Черная метка» — игра о том, как обычный человек стал жертвой в кровавом реалити-шоу. Поначалу никакой чернухи нет, но, с началом игры она появляется.
  • Ядерный Титбит — пример смешной чернухи с долей сюрреализма.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий: «Разбойничья» (Как во смутной волости), «Чужой дом» (Что за дом притих, погружён во мрак?), «Две судьбы» («Жил я славно в первой трети…») — пожалуй, одни из самых серьёзных, по-настоящему давящих песен великого поэта.
  • Творчество Егора Летова со товарищи периода 1987-89 гг. «Злобно-злобные альбомы» по выражению автора. Концентрированный 14-минутный(!!!) вариант — заглавная песня с альбома «Русское поле экспериментов», задуманного как гранд-финал перед суицидом.
    • В альбомах 1987 года по-настоящему чернушных песен мало («Бред», «Оптимизм»), в основном там классический протестный панк, и протест — от личностного до политического. В альбомах 1988 года — да, описывается чернушная реальность Страны советов, но с такой установкой, что с ней нужно бороться (см. хотя бы «Новый 37-й»). Что касается альбомов 1989 года, то «Здорово и вечно» и «Русское поле экспериментов» действительно чернушные, а вот «Армагеддон-попс», наоборот, вдохновляет и даёт надежду (что символизирует и его обложка — разбитая пушка на фоне вспаханного поля). Так что не всё так однозначно.
    • «Инструкция по выживанию» в перепевке Егора Летова — концентрат политизированной чернухи. Особенно «Моя северная страна», вопли в припеве — очень прозрачный намек на то, что Родина делает (в фигуральном смысле) с героем песни, причем он, похоже, не страдает, а наслаждается…
  • «Свидетельство о смерти» — примерно поровну чернухи обыкновенной и чернухи романтической.
  • У «Агаты Кристи» есть замечательный альбом «Ураган». На котором 11-м треком идёт прекрасная во всех отношениях песня «Серое небо».
  • Наутилус Помпилиус — «Взгляд с экрана», «Рвать ткань», «Скованные».
  • Исполнитель «гностического шансона», как сам себя называет, А. Паршиков aka Бранимир. На ранних альбомах педаль в асфальт, а в последние годы стал светлее и мягче.
  • «Монгол Шуудан» — альбом «Сплошь и рядом» (2004) в избытке содержит чернушных реалий, гротескных зарисовок из жизни алкоголиков, наркоманов и проституток, и всё это под весёлую, почти танцевальную музыку.
    • Хватает чернушных песен и на других альбомах («Заражай!», «Песня Чёрного Анархиста», «Финский нож» и т. д.).
  • «Ногу Свело» любит это дело. «Московский романс», «Наши юные смешные голоса», «Голый клоун», «День Рождения» — только часть их чернушных песенок.
  • «Ноль» — «Школа жизни». Полный комплект: повесившийся старый дворник, пьяная баба на дороге и ведущие счёт бутылкам под столами дети.
  • Творчество рэпера Луперкаля (Horus) относится к тропу, но с оговоркой, что носит все же мотивационный характер — суть многих его песен в том, что вся окружающая нас чернуха должна закалять и мотивировать, а не служить поводом опустить руки и стать тюфяком.
    • Вышеупомянутого Бранимира это тоже касается.
  • «Сатана печет блины». Вся суть группы — чернуха и ирония.
  • «Хаски». Русский рэпер, выезжающий за счёт уникальной подачи чернушных текстов. «Тараканий бог», «Голубка» — абсолютно чернушные произведения.
  • «Оргия Праведников»: «Это не жизнь!», шутки ради.
  • Русский шансон, который блатняк. Только не весёлые хиты «Бутырки» и «Вороваек», играющие в летних кафе и магнитолах такси. Более-менее известны, например, И. Кучин и А. Дюмин.
  • PALC.

Живопись[править]

  • Большим мастером чернухи в изобразительном искусстве стоит считать художника-передвижника Василия Перова. «Тройка», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», «Утопленница» — список еще долго можно продолжать.
  • Из наших современников лучше всего в этом жанре получается работать у представителя «гротескного реализма» Василия Шульженко.
  • Василий Ложкин же! Но на фоне Шульженко всё-таки выглядит светлее и мягче.

«Митьковский миф-катастрофа»[править]

Поджанр бытовой чернухи. Фокус сделан на мелких, но атмосферных проблемах. Тут не будет крови и грязи, как в обычной чернухе, но и герой не будет философски относиться к тому, что у него «просто жизнь такая», а, наоборот, будет изливать в три ручья душевную боль от очередного весьма предсказуемого неприятного события в своей жизни пьющего грузчика. Кому-то никогда не отведать яичницы с ветчиной, а у кого-то отобрали недопитый кагор — и успели выпить раньше, чем он проснулся. Вызывает обычно грустную улыбку и чувство общей безысходности.

  • Творчество митьков — первоисточник названия. «Да она уже выпила всю!»
    • Мультфильм «Митьки никого не хотят победить» по мотивам этого самого митьковского творчества — весьма ценим автором правки. Неоднократно демонстрирует митьковские трагедии.
  • Песни «Сектора газа» и «Красной плесени» живописуют бытовые неурядицы, от похмелья до задержания милицией. Если эти мелочи хорошо обрисовывают беспросветность всей остальной жизни героя — это попадание в десятку.
  • «Порнофильмы» — «Карма рабочих» целиком и полностью про такую чернуху. Жизнь рабочего, где серость и уныние повторяют круг, словно колесо Сансары.
    • Западный Фронт «Вот так и живём» идеально соответствует описанию выше. Но к катастрофе по-митьковски отношения не имеет.
  • Бугурт-треды — нынешний кодификатор, потому что по известности намного опережают первоисточник. Описывают жизнь юного или молодого асоциала с интересами в интеллектуальной сфере и соответствующими проблемами: травлей на учёбе, гиперопекающей матерью и безответной любовью к смазливой, но бездушной идиотке.
  • Популярный ресурс zadolba.li живет и дышит подобными историями. Раздела комментариев, слава Нурглу, нет, но есть внутренние ссылки, поэтому на любую историю есть ответ «с другой стороны». Если некий человек поплакался, как он купил на последние деньги бутылку вина, а друзья-нахлебники выпили вино раньше, чем он проснулся, то будьте уверены: на эту историю уже есть гневная «ответка» вроде «Автор истории про бутылку вина, вы наверняка из тех людей, у которых снега зимой не допросишься! Знавал я одного такого…» Доходит до готтентотской морали.
  • Сайт killpls.me напрочь способен убить веру в людей.

Зарубежные[править]

Сюда относятся франшизы, которые считаются чернухой в контексте производящей их культуры. Отечественному потребителю, конечно, они кажутся чем-то абстрактно-мерзким, наравне с мистикой… Но для родных мест автора могут быть остросоциальны и бить по живому.

Театр[править]

  • Мартин Макдонах (Макдона), «Лейтенант с острова Инишмор» и многие другие пьесы.
  • Тенесси Уильямс, «Кошка на раскаленной крыше» (особенно эпизод, когда Большой Па рассказывает Брику ужасы о нищете, виденной им во время путешествий), «Внезапно, прошлым летом».

Литература[править]

  • Ч. Диккенс, такие произведения как «Холодный дом» или «Николас Никкельби». Хотя его трудно упрекнуть в очернении действительности. Не он такой - действительность такая. Впрочем, конкретно романы Диккенса довольно сильно повлияли на то, что эту действительность кое-как, но начали исправлять.
  • Эмиль Золя. Просто Эмиль Золя.
    • И весь французский натурализм, как направление в литературе.
  • Ярослав Гашек, «Первомайский праздник маленького Франтишка».
  • Камило Хосе Села, «Семья Паскуаля Дуэрте».
  • Ситиро Фукудзава, «Сказ о горе Нараяма».
  • Произведения Чака Паланика. Особенной любовью ценителей пользуется NSFW-рассказ «Кишки» (отрывок из романа «Призраки», ставший самостоятельным).
  • Уэйн А. Сэлли, роман «Болеутолитель». Формально он проходит как ужасы-сплаттерпанк, на деле же представляет концентрированную чернуху из жизни инвалидов, на фоне которой теряется даже пожирающий их страшный Болеутолитель. Просто окунитесь в этот мрак (автор писал роман, сам будучи тяжело искалечен), и вы никогда не добавите сюда более Кинга или Баркера.
  • Роберт Маккаммон нередко описывал реалии городского дна, но при этом большинство его произведений пронизаны оптимизмом и волей к жизни, так что на чернуху не тянут. Исключением можно назвать только рассказ «Чико»: в душной захудалой квартире где-то в трущобах гнусный алкаш развлекается тем, что хлещет пиво, давит тараканов да изгаляется над женой и её дефективным ребёнком Чико, неизвестно от кого прижитым. Чико обладает даром оживлять умерших… который по причине слабоумия тратит на раздавленных приёмным папашей тараканов.
  • Дэн Симмонс — сей учитель английской литературы мастерски мешает чернуху с порнухой (см., например, «Метастаз»). И его творчество отнюдь не исчерпывается тетралогией про Гиперион.
  • Ева Хорнунг, «Дог-бой» — не только чернуха, но и развесистая клюква: в современной Москве (2010-е годы) целые районы заброшены, в метро ездят бродячие собаки, у каждой станции метро имеются огромные мусорные свалки, в итальянских ресторанах все поварихи в рабстве, а на четырёхлетнего Ромочку, который бродит по улицам в сопровождении одной лишь явно бродячей собаки, никто не обращает никакого внимания. Сам Ромочка поедает дохлых птиц сырьём и с перьями, убивает кота, чтобы съесть его, прокусывает черепа щенкам.
  • Ю Несбё, цикл о Харри Холе — просто антиреклама жизни в самой благополучной стране мира Норвегии: кругом наркоманы, маньяки и продажные копы с политиками.
  • Привет из соседней страны от Стига Ларссона, автора «Девушки с татуировкой дракона», которая на самом деле «Мужчины, которые ненавидят женщин». Тут еще и каждый второй сексуальный извращенец и насильник, а каждый первый просто конченая… особа слабой социальной ответственности.
  • Дж. Роулинг активно поддаёт чернухи в «Случайной вакансии», но в финале книги более-менее благополучные пэгфордцы всё же приходят к катарсису, и есть хоть какая-то надежда на то, что всё изменится.
  • Из украинской классики — Василий Стефаник. Ну например…
« У селі сталася новина, що Гриць Летючий утопив у ріці свою дівчинку. Він хотів утопити і старшу, але випросилася. Відколи Грициха вмерла, то він бідував. Не міг собі дати ради з дітьми без жінки. Ніхто за нього не хотів піти заміж, бо коби-то лишень діти, але то ще й біда і нестатки. Мучився Гриць цілі два роки сам із дрібними дітьми. »
— «Новость», первый абзац. Основано на реальных событиях.
  • «Земля» Ольги Кобылянской. Тоже из украинской классики.
  • «Хіба ревуть воли, як ясла повні?» («Разве ревут волы, когда ясла полны?») оттуда же. Когда главный герой спился, книга превратилась именно что в сплошной поток этой самой чернухи. Автору правки, искренне любящему Сорокина, было мерзко читать. Да и жизнь бывшего юриста Пороха и его сестры с детьми тоже не лучше, хоть показана и мельком.
  • Чарльз Буковски же!
    • Как и Реймонд Карвер и прочие представители грязного реализма.
  • Да и в принципе натурализм как явление буквально держится на этом тропе.
Фанфики[править]
  • Боб Гарсиа, «Завещание Шерлока Холмса» — состоит из этого практически полностью. Невероятно жестокие и изощрённые способы убийств плюс описание отвратительнейших мест самого Лондона.

Кино[править]

  • Творчество датского режиссёра Ларса фон Триера.
  • «Контузия/Combat Shock» (иногда неправильно переводится буквалистами как «Боевой шок») — независимый фильм режиссера Бадди Джовинаццо о безрадостной жизни ветерана Вьетнама в благословенной Америке. Америка, но почти по всем пунктам подходит под приведенное выше описание.
  • «Легенда о Нараяме» 1983 г. — фильм о жизни в затерянной японской деревушке, где царят почти первобытные обычаи (хотя на дворе примерно XIX век). Так, в этой общине вполне нормально убить «лишнего» младенца и использовать его тело в качестве удобрения, а если родится девочка, то её, когда она подрастёт, продадут или обменяют на соль. Ещё можно в отместку за украденный урожай похоронить заживо целую семью, не пощадив ни детей, ни беременную девушку. Наконец, самый главный обычай, центральная тема фильма — старика или старуху, которому(-ой) исполнилось 70 лет, старший сын должен отнести на вершину горы и оставить там умирать… Как и в случае с фильмом «Сибирь. Монамур», прекрасные картины природы и происходящие в деревне повседневные мерзости дают неприятный контраст.
  • «Таксист» Скорсезе подходит под этот троп. С фитильком "Воскрешая Мертвецов" с Николаем Клеткиным.
    • Ещё больше подходит вдохновлённый его творчеством «Джокер».
    • Туда же «The Driller Killer». По сути своей тот же «Таксист», только главный герой даже не вигилант, а просто сумасшедший серийник с дрелью. Наркоманы, бомжи и неблагополучные районы прилагаются.
  • «Упыри» 2003 года — наичернушнейшая история о журналисте, который шляется по ночному Лос-Анджелесу, снимая некоторое дерьмо (убийства, изнасилования, домашнее насилие и т. д.). Сами упыри (нет, они там есть не в фигуральном смысле) на фоне некоторого дерьма несколько теряются. Манера съёмки соответствует — на фоне этой дешёвки любой перестроечный трэшак смотрится как «Белое солнце пустыни».
  • «Закатать в асфальт» с Мелом Гибсоном. Один из героев, Генри, бывший зек, его брат — инвалид, мать — эталонная шлюха, не стесняющаяся своего больного сына. Денег нет, и приходится идти на дело. Парочка детективов лишилась работы из-за того, что они неправильно задержали латиноамериканца. Один из них живет в неблагополучном районе, денег нет, а к его дочери-подростку пристают хулиганы, и ГГ боится, что это перейдет к чему-то большему. И из-за это всего вместе со своим бывшим напарником решает ограбить наркодилеров. А местные бандиты убивают всех подряд ради крошечной прибыли. А еще мочеиспускание и потрошение человека прямо в кадре. Да, к концу выжил только Генри.
  • «За гранью возможного» («Beyond the limits») — вроде как даже не хоррор, скорее тёмное фэнтези. И трудно объяснить, что ж конкретно в фильме такого ужасного. Но при каждом просмотре автор правки утверждается в мысли «это самый жестокий художественный фильм, который мне доводилось смотреть».
  • «Мир Канако» — отец ищет пропавшую дочь, ту самую Канако, а параллельно рассказывается история парня этой девушки, над которым издевались в школе. Но это только начало: Отец Канако ища ее, насилует свою бывшую жену и жену маньяка-полицейского. Школьников насилуют и заставляют заниматься проституцией (причем обоих полов). Якудза жестоко пытает и убивает и ни одного черного полицейского.
  • «Кен Парк» — фильм о жизни американской глубинки, где все с виду приличные люди, а не с виду — подростки спят со взрослыми, отец одного из героев пытается его совратить, а отец другой девушки женится на ней взамен умершей жены. Все подростки спят друг с другом, а начинается фильм и вовсе с самоубийства одного из них из-за залетевшей подруги.
  • "Убей их Нежно (надмозговое, "Ограбление казино") Эндрю Доминика - про то как в последний год правления Джорджа Буша, в крайне депрессивной американской глубинке, три несчастных идиота решили ограбить местный ушлёпочный катран. А мафия которая, получила ощутимый удар по бизнесу, присылает в город человека, который должен закрыть вопрос и выяснить кто именно катран выставил. Ни одного положительного персонажа, никакого света в конце туннеля. Конченные уроды, сделавшие свой выбор, и последствия для всех и каждого. Повсюду полиция, которая никогда не приезжает вовремя, безработица, метадоновая эпидемия и мафия которая больше не мафия а "корпорация". На что герой Питта отвечает довольно красноречиво.
« - у них теперь корпоративный принцип управления.

- Что? Серьёзно? Б@#дь... эта страна в жопе, говорю тебе.

»
  • «Гумо» — фильм о маленьком американском городке, который так и не оправился после урагана. Куча вырожденцев, беспорядочные половые связи и издевательства над кошками прилагаются. Рекомендуется к просмотру всем, кто считают США градом на холме.
  • «Трахальщики мусорных баков» от режиссёра предыдущего фильма. Не претендует ни на юмористическую, ни на художественную ценность, просто калейдоскоп уродов и мерзостей от них исходящих.
  • «Бывший барабанщик» — о журналисте, группе калек пытающихся играть музыку и окружающих их отбросах. Кому-то зайдёт как чёрная комедия, вроде «Зелёного слоника», остальные будут плеваться.
  • «Золотая перчатка» — фильм о реальном немецком маньяке Фрице Хонка, но никаких визжащих красоток, жертвы Хонки примерно такие опустившиеся и мерзкие как он сам, а социальное дно ФРГ 70-х изображено так натуралистично, что дотягивает до «Груза 200».
  • «The Heart Is Deceitful Above All Things» — фильм о проститутке и её сожителях-уродах, издевающихся над её малолетним сыном. Нечего добавить.
  • В какой-то степени подходит «Семь». Фильм не столько о маньяке, сколько о том, насколько мерзок мир и населяющие его люди. Жена Миллза боится рожать ребёнка, потому что работает учителем и знает насколько дети жестокие. Джон Доу начал убивать из-за убеждённости, что мир прогнил окончательно и привести его в чувства можно лишь настолько радикальными мерами. Сам Сомерсет решает уйти из полиции потому, что «больше не понимает этот мир», но даже он в конце решает, что несмотря на все ужасы, за мир надо бороться.
  • Гнев человеческий не только сам по себе самый мрачный фильм Гая Ричи, а просто очень мрачное кино с довольно неприятным но увы жизненным посылом. В современном мире где полиция уже давно не приезжает на вызовы вовремя, а преступлениями занимаются банды отморозков с военной подготовкой и высокотехнологичным оборудованием. В таких условиях - инкассаторы даже не пушечное мясо, они вообще расходники, которые будучи нанимаемы на работу - при любом серьёзном шухере скорее всего трупы. И в этом современном мире, единственная надежда хоть на какое то правосудие тварям, чуть меньший, но тоже отмороженный ублюдок. И никакого хэппи-энда от слова совсем - не нашлось на этих мразей своего Винсента Ханны, который бы вцепился им в глотку бульдожьей хваткой, да и неизвестно остались ли такие ещё в современной полиции.
  • La Horde - Фактически она и есть. Наркомания, бандитский беспредел, на который жандармы отвечают своим беспределом (да так, что C.R.A.S.H. нервно курит в сторонке), социальное расслоение, пофигизм властей, городские трущобы в которых доживают свой век оставшиеся там немногочисленные честные люди, у которых нет возможности от туда уехать (чье единственное жилье еще и снести решили, наплевав на них самих), и еще миллион причин почему наши, кхм, герои "жрут это дерьмо уже 20 лет".

Телесериалы[править]

  • "Лютер" - инспектор Джон Лютер, его начальник и напарник, единственные по настоящему стоящие инспектора в Лондоне. Вся остальная метрополитен полис - в лучшем случае просто стадо баранов, бесполезное чуть менее чем полностью, в худшем продажные уроды и душегубы. Уровень террористической активности со стороны психопатов одиночек в городе Лондоне превышает все разумные пределы, и творись такое в реальной жизни, в Британии бы давно вернули в стране смертную казнь и создали эскадроны смерти по психопатам. И если в первых сезонах сериал ещё держался рамок реализма, то начиная со второго авторов начало заносить на поворотах с масштабами происходящего и ангстом и безнадёгой, в которой невинные люди гибнут десятками за раза. И нет, сериал от этого не становится хуже, превращаясь из душераздирающей криминальной драмы в залихватский и суровый кинокомикс про противостояния последнего рыцаря Лондона настоящим чудовищам не знающим усмирения. А гибнущих персонажей, реально прописанных человечно, действительно жаль. Но с точки зрения реализма и здравого смысла, такой уровень чернушности уже начинает напоминать "Город Грехов" и восприниматься скорее гротескно а не трагично.
  • «Хэппи» — полным-полно. Главный герой стал из полицейского наёмным убийцей вовсе не просто так: насмотревшись на то, что творят всякие монстры в человеческом облике, Ник разочаровался в людях. К счастью, чернуха здесь всё же не беспросветная. Есть и светлые моменты. Аналогично в комиксе-первоисточнике.
  • Трехсерийный мини-сериал ВВС «Рождественская песнь» по мотивам повести Чарльза Диккенса выдавливает педаль в магму. Первый же кадр — кто-то мочится на могильную плиту. В интернате, где юный Скрудж пытается укрыться от своего адского папаши, оторвавшего голову его ручному мышонку, его каждое Рождество насилует директор школы, но на помощь приходит сестрёнка Нотти с пистолетом. Чернокожая миссис Крэтчитт приходит к боссу своего мужа просить денег на операцию для Малютки Тима, который здесь ещё и карлик, Скрудж тут же предлагает ей ультиматум Скарпиа, а когда несчастная женщина покорно начинает раздеваться, говорит, что просто проверял, на что она готова пойти ради ребёнка, и отсылает прочь. Ну а уж она каким-то образом насылает на Скруджа (вдобавок, виновного в гибели десятков людей из-за экономии на технике безопасности!) троих Духов. Вишенкой на торте служит призрак Марли, который всех кроет х#ями!
  • The Corner — тяжкая жизнь американских негров пополам с антиреклама_наркотиков.
  • «Настоящий детектив» — первый сезон явно подходит. Жуткая бедность штата Луизиана и исходящие из этого преступность, наркомания, проституция и, конечно же, вседозволенность коррумпированной верхушки, выродившаяся в целый культ Каркозы. Сами полицейские, которые пытаются этот культ остановить, при этом далеко не герои и полны недостатков.
  • «13 причин почему» — в американские школы — ни ногой!
  • Игра в Кальмара — так показана жизнь действующих персонажей. Создатель сериала хотел таким образом показать тёмную изнанку капиталистического общества в Южной Корее. Главный герой, будучи нищим 47-летним таксистом, живёт на шее своей больной матери и крадёт тайно её деньги для участия в азартных играх. По итогу он успел задолжать многим, включая местной мафии. При этом его успели уволить из компании после того как он участвовал в акциях протеста. Его друзьям по несчастью также не повезло по жизни. Будучи бедным гастарбайтером из Пакистана, Али не получает зарплаты от своего начальника ради лечения. Друг детства Ки Хуна, Сан Ву, после махинаций с акциями компании также увяз в долгах. А ещё есть Сё Бэк, которая сбежала с младшим братом из КНДР и ищет деньги для перевоза матери на юг. И Чжиён, чью мать до смерти изнасиловал её отец. Поэтому нет ничего удивительного, что уже во втором эпизоде (который называется «Ад», между прочим) они решили вернуться в смертельные игры для выживания от безысходности.
  • "Щит" - в общем то великое телешоу, которое вдохновило и того же "Глухаря" во многом. Про будни полицейского участка в вымышленном (но реальном) субурбе Лос-Анджелеса в нулевые. Положительные персонажи проходят испытание огнём, а потом становятся антигероями. Антигерои превращаются со временем в полных ублюдков. Но самое хреновое, что даже они не самые здесь плохие - те кому они противостоят как правило вообще законченные твари. В прочем именно что в нарочитую чернуху сериал стал катиться после ближе к концу. До пятого сезона персонажи развивались убедительно, конфликты были выпуклы как их положительные и отрицательные качества. Но после того как сериал достиг пика, сценаристы начали нагнетать драматизм, и всё происходящее стало катится в какую то совершенно непроходимую безнадёги с персонажами уродами.
  • Рассал Т Дэвис, человек воссоздавший Доктора Кто, очень увлекается ей. Последние два сезона сериала "Торчвуд" почти полность состоят из неё.
    • В третьем сезоне на землю нападает раса 456. Правительство Англии решает убить всех сотрудников института Торчвуд, чтобы скрыть тот факт что в 1969 году они отдали им детей сирот. Джека же взрывают и хоронят заживо. В настоящем же правительство Англии решает откупиться детьми беженцами, а потом решает отдать 10 процентов всех детей (Даже посылают войска за оставшимися). И самое ужасное, это то с каким спокойствием они это делают. И с каким спокойствием премьер-министр приказывает своему подчиненому Джону Фрошибиру отдать своих детей. Главное это сохранить свои места. Раса 456 оказывается межпланетными наркоманами (дети - это их наркотик) и детей они пришивают к себя. И чтобы спасти мир Джеку пришлось убить собственного внука.
    • В четвертом сезоне все люди становятся бессмертными, но стареть продолжают. Те, кто раньше погиб бы, теперь продолжают жить даже несмотря на потерю большей части тела. Из-за кризиса перенаселения бывшие смертельно больные должны сжигаться (и никто не говорит, что те, кого сожгли, не умирают). А один из главных героев становиться педофилом, которого собирались казнить, но из-за дня чуда помиловали.

Мультсериалы[править]

  • «F is For Family», анимационная мульткомедия в антураже 1970-х про типичную американскую семью. Богата на детали с учётом почти всех неприглядных особенностей эпохи, и посему определённо не для детей, зато взрослые оценят эту «ностальгическую поэму» от известного стендапера Билли Бёрра по достоинству.
  • В сюжетах South Park'а время от времени (нет, на самом деле очень часто) авторы используют чернушные приёмы, доводя их до абсурда.

Комиксы[править]

  • Практически все творчество Гарта Энниса, особенно его наиболее известные работы «Проповедник», The Boys, Punisher MAX и давящий педаль в асфальт Crossed состоят из добротной чернухи чуть менее, чем полностью, напополам с так грубо, что уже смешно.
  • Комиксы Алана Мура, особенно «Из ада».
  • "Сеть Шелкопряда" - французкий комикс рассказывающий о двух ворах в стимпанковском мире. Не смотря на рисунок и завязку отсылающими к классическим приключениям он полностью состоит из различной чернухи всех вариаций.

Аниме и манга[править]

  • Mahou Shoujo Site. Nuff said. Самое удивительное, что в конечном итоге герои получили... хэппи-энд, смотрите мангу.
  • Два слова: Henshin Emergence.
    • Вообще довольно распространённое явление в хентае — постоянно кто-то кого-то шантажирует, куколдит, насилует, пытает, психологически ломает и т.д. Особенно много такого «добра» выходит под тегами Mind Break и Ugly Bastard.
  • Суэхиро Маруо, манга «Шоу уродов господина Араси» и её экранизация «Мидори». Даже без учёта очень шокирующего контента, история крайне суровая и жестокая.
  • Гэн Уробучи, которого за фирменную атмосферу безысходности и жестокость к своим персонажам даже прозвали Urobutcher.
  • «Hansel and Gretel» от Отомо Кацухиро — короткий сборник переосмыслений известных сказок и сказаний. Особенно советую последнюю историю про злого Иисуса.
  • Просто Дзюндзи Ито.
  • Tokyo Ghoul, особенно аниме-адаптация.
  • Oyasumi Punpun — потому что даже смерть здесь считается хэппи-эндом для персонажей.

Видеоигры[править]

  • Дилогия Condemned, обыгрывающая страхи американцев.
  • Дилогия Manhunt, эксплуатирующая тематику снафф-видео.
  • Трилогия Max Payne, первые две в стилистике классического нуара, третья в стилистике солей, но не менее мрачная.
  • Cry of Fear.
  • Hatred — субверсия. Игра преподнесена как мрачная и жестокая игра про поехавшего маньяка, мечтающего угробить с собой как можно больше жалких людишек. Но получилось в итоге… то, что получилось.
  • Katana Zero — действия происходят в стилизованном под 80-ые мегаполисе, где вовсю процветают криминал, торговля наркотиками, проституция и прочие жизни. Главный герой является больным на голову ветераном войны, подрабатывающим киллером у местного психолога. Не ожидайте тут романтики по 80-ым в стиле Hotline Miami. Тут реально всё чернушно, а главного героя уже реально становится жалко от его нелёгкой жизни.
  • Mother Russia Bleeds — вот что бывает, когда западные авторы изображают Россию не смешной и клюквенной, а именно что чернушной.
  • Самосбор же!
    • Что-о-о?! С каких пор самосбор зарубежный?!
  • Ready or Not - Во все поля. Работорговцы, наркодиллеры, педофилы, радикальные исламисты и прочие интересные личности так и лезут в Лос-Суэнос добавляя головной боли местным легавым. На фоне же работы копов разворачиваются и вовсе очень интересные события: экономический кризис, ветеранов лишают гражданских прав, у полиции огромная нехватка персонала и средств (персонажи игроков вооружаются даже револьверами, которые, будем честны, для штурма вообще не подходят, да и действуют они по методичкам в лучшем случае 90х годов судя по активному использованию тех же светошумовых), мир полыхает в войнах, а злобные корпорации усиленно шатают и так расшатанный порядок.

Визуальные романы[править]

В VN существует отдельный жанр уцуге, который представляет собой ядрёный коктейль из самой беспросветной депрессии и дистиллированной чернухи только для самых стойких и толстокожих любителей подобной жести[2].

Музыка[править]

  • Музыкальные стили Horrorcore (хип-хоп с элементами рока) и Psychobilly («тёмная» версия Rockabilly) обильно эксплуатируют тему.
  • Музыкальное трио The Tiger Lillies — впрочем там часто выходит так грубо, что уже смешно.
  • Группа Dope. Тематика песен соответствующая — наркотики, убийства, секс, анархия.
    • Да и вообще, почти любая группа в жанре Nu metal и Industrial metal имеет такую тематику.
  • Gods Tower — People in The Swamp (или «Людзі на балоце» на белорусском). Нетипично реалистичная песня от группы, играющей Pagan Doom Metal.
  • Arctic Monkeys — «When the Sun Goes Down» (песня и клип): чернуха по-британски. История юной проститутки, оказавшейся на улицах Шеффилда, которую впутывает в свои преступные сети мерзавец-маргинал.
  • Grandmaster Flash — «The Message». Живописание ужасов жизни в гетто под на редкость позитивный электронный бит. Считается, что песня первой подняла жанр «хип-хоп» на уровень серьёзной социальной проблематики.

Реальная жизнь[править]

  • Джек Лондон, «Люди бездны». Серия очерков о бесправных рабочих, живущих и умирающих в столице сильнейшего государства мира — Великобритании.
  • Дж. Оруэлл, «Как умирают бедняки» — автору не повезло попасть в парижскую больницу для бедных. Чудом выжил сам.

Примечания[править]

  1. Автора правки, однажды в игре услышавшего монолог зомби возле костра: «Ещё немного… и домой… эх… Вот только… найти дорогу… эх», пробрало буквально до костей.
  2. Например, концовка, в которой половина знакомых главного героя умерло крайне мучительной смертью, а его любимая девушка лишилась конечностей и половины внутренних органов, оказавшись прикованной к больничной койке на всю жизнь, в уцуге считается… хорошей. И нет, автор правки отнюдь не преувеличивает, а приводит практически полное описание одного из вариантов окончания Kara no Shoujo!