Перекрасить кумира

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Митьки любят и джаз, и классическую музыку. Любовь (впрочем, чисто теоретическая) Д. Шагина к Моцарту заслуживает почтения. Однажды я был свидетелем таких слов, сказанных Митькой начинающему зарубежному Митьку: «Ничего, у вас, немцев, тоже были хорошие композиторы. Бах был, потом этот… Бетховен! Моцарт… Хотя, нет, Моцарт был русским». Даже произнося покровительственно-утешительную речь, Митька пожалел отдать Моцарта немцам! »
— Реферат по статье А. Флоренского «Митьки и культура»
Граф Сен-Жермен: исторический (слева) и глазами шизотериков (справа)

Жила-была некая яркая личность: философ, писатель, художник, учёный, политик, да хоть маньяк-убийца. Но важно одно — личность была действительно незаурядная и оставила свой след в истории и памяти людей (речь может идти как о живом человеке, так и о вымышленном персонаже). А потом этот человек умер (или о персонаже забыли), прошли годы, десятилетия, может быть, века… и его и его наследие переосмыслили в таком ракурсе, что он перевернулся бы в гробу. В лучшем случае цитаты и поступки героя статьи были истолкованы в очень креативном ключе, вплоть до полной противоположности изначальному смыслу, а в худшем — от него вообще оставили только внешний облик и вложили ему в уста совсем новые идеи (например, его могут записать в основатели какой-нибудь художественной или социальной движухи).

Зачастую это выглядит как игра на понижение, когда последователи рассказывают, что знаменитый философ учил воровать, убивать, курить анашу и есть сладкое на ночь, но бывает и наоборот. Например, из обычного уголовника могут сделать героического революсьонэра-борца с режымом, а из маньяка-насильника — ницшеанского сверхчеловека или могущественного чёрного мага.

Соседние тропы — Басня понята неправильно (когда речь не про героя, а про произведение) и А он вовсе не такой!

Примеры[править]

Религия, мифология и фольклор[править]

  • Иисус Христос — пожалуй, самый масштабный пример. Кем только Его не изображали: и магом-волшебником, и хиппарём-ньюэйджером, и белокурым арийцем-защитником расовой чистоты (жителя древней Иудеи, Карл!)[1] и рыцарем-крестоносцем («Золотой рыцарь» Гумилёва), и просветлённым внеземным существом (привет Блаватской). Отчасти это связано с тем, что сам текст Нового Завета допускает разнообразные трактовки (взять хотя бы знаменитое «не мир пришёл Я принести, но меч»).
  • Титан Прометей, трикстер, греческий Локи, укравший у богов огонь чисто по приколу. Ну, и кто помнит его таким, а не «Я хотел помочь людям!»™?
    • Богиня раздора Эрида обрела неожиданную популярность в контркультуре 1960-х, так, что вокруг её имени сложилась целая пародийная религия — дискордианство. В рамках этой религии её изображают харизматичной богиней-трикстером или вообще роковой красавицей а-ля мультфильм про Синдбада.
    • Медуза Горгона стала чуть ли не мученицей. Образ змеевласой красавицы, которую изнасиловал Посейдон, а Афина вместо того, чтобы помочь, лишь больше унизила, очень хорошо ложится… На мировоззрение Овидия, который и сочинил эту историю. Настоящие горгоны, из греческих мифов, были дочерьми морских богов, и были не трагическими героинями, а крылатыми, клыкастыми людоедками.
  • Djed Mraz Дедушка Мороз в сказках никак не тянет на благостного новогоднего дарителя подарков. То есть, по Проппу-то он действительно даритель, но если не пройти проверку на вшивость… Никто не позавидует.

Литература[править]

  • Откройте советский учебник по литературе — и вы сможете найти много натягивания совы на глобус в плане выставления каждого положительного героя сочувствующим идеям коммунизма. В духе: Онегин по убеждениям декабрист, а декабристы — предтечи коммунистов («разбудили Герцена»). (Онегин ни фига не декабрист и даже не очень положительный, но всем пофиг).
    • Вариант на минималках — выставление любого признанного классика реалистом, причём критическим, и выискивание в его наследии любых мало-мальски заметных натебеек каждому социальному и экономическому строю, отличному от угодного коммунистам.
    • «Тарас Шевченко был атеистом» при Союзе vs. «Тарас Шевченко светоч христианства» после.
    • Откройте постсоветский учебник по литературе, в разделе «литература о Гражданской и Великой отечественной войне» и узнаете, что все «красные» там воевали вопреки и за себя, а не за советскую власть. Даже те, кто в реальности были убеждёнными коммунистами.
  • Тропы «Профессор был неправ» и «Мелькор был хорошим» можно считать вариантом данного. Мировоззрение учёного католика Толкина, которым пропитаны его произведения, на менталитет (пост-)советского неформала ложились плохо — но литературный талант покорил даже их. От этого, да ещё от глубокого пожизнёвого мистицизма раннего толчкофандома, и пошли измышлизмы о реальности Средиземья, в котором и я сам был, и здравур пил, и там всё совсем не так, как этот буржуйский Толкин нам распропагандировал!
  • Юрий Нагибин, «Рассказы о Гагарине» — написано в советские времена для детей о детстве Юрия Гагарина, которое пришлось на войну. В книге минимум два раза подчёркивается, что Юра с детства не верил в Бога. Однако в реальности он был глубоко верующим человеком, крещеным православным, выступавшим за восстановление разрушенного коммунистами храма Христа Спасителя.
    • Примечательно что и родственники разбились на два лагеря.
      • В автобиографиях и интервью лично Гагарина озвучивается понятно какая версия (атеистическая), но по понятным же причинам из списка аргументов их обычно исключают.
  • Андрей Лазарчук и Михаил Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ» — о, в этом сборнике городских легенд и криптоконспирологии перекрашены все, до кого дотянулись шаловливые ручки авторов. В первую очередь, конечно, Николай Гумилёв — главный герой.
  • Юрий Брайдер и Николай Чадович «За веру, царя и социалистическое отечество» — князь Владимир и здесь выступает безвольным клоуном, неспособным выбрать из четырёх религий. Сильно раньше «Викинга».
  • Дмитрий Пригов, «Двадцать рассказов о Сталине»/«Семь новых рассказов о Сталине» — раскрашивание в «Такой крутой, что уже смешно» и «Так страшно, что уже смешно», соответственно.
  • Ф. Лейбер, «Мечи в Ланкмаре» (из серии про Фафхрда и Серого Мышелова) — в одном из рассказов Фафхрд уверовал в бога Иссека Кувшинного и стал послушником при его храме. До Фафхрда об Иссеке рассказывали как о скромном мученике, проповедовавшем мир и принявшем смерть на дыбе. Но Фафхрд был северным варваром, да ещё и скальдом, и в его проповедях мало-помалу Иссек стал могучим героем. Он не убивал чудовищ, поскольку это противоречило бы его учению; но он плавал наперегонки с левиафаном и летал верхом на виверне. Он не сокрушал злых правителей; но он проповедовал им прямо из пылающей печи или с отравленного копья, и сила его слов заставляла их отречься от зла. И когда его растянули на дыбе, он сломал её, а потом ещё одну, и ещё — и только на седьмой дыбе принял смерть; а перед смертью он схватил за шею своего палача, но не задушил его, а лишь сломал медный обруч на его шее и успел скрутить из этого обруча кувшин, свой символ. Позже Фафхрд ушёл из церкви Иссека, но с тех пор Иссека помнили по рассказам Фафхрда, и этот бог стал куда популярнее.

Кино[править]

  • Фильмы в жанре Кино и немцы, если они посвящены реальным историческим личностям.
    • «Зоя». О том, что Зоя Космодемьянская была убеждённой коммунисткой и восхищалась Татьяной Соломахой[2] (и её именем назвалась на допросе), нужно умолчать — это ж совершенно неважные детали. Да и кому интересна какая-то Соломаха, подвиг которой Зоя повторила? Какой ещё «Советский Союз непобедим и не будет побеждён»? За булочку! За трамвайчик!
    • «Девятаев». Реальный исторический Михаил Девятаев презирал предателей, а устроить побег ему помогали другие узники концлагеря. Но киношники выдумали Николая, друга детства Девятаева, который перешёл на сторону немцев и к которому киношный Михаил сохраняет трогательную верность (а тот его поит баварским пивом, угощает колбасой и учит пилотировать немецкие самолёты). Ну и что, что у этого Николая руки по локоть в крови своих сограждан (причём не только за кадром: участников первой попытки побега Девятаева он расстреливает лично) — его надо понять и простить, потому что ошибки забудутся, а подвиги останутся (!). Угу, ошибся человек, с кем не бывает.
    • «Калашников». Михаил Калашников в мемуарах писал, что достиг успеха только потому, что его учили конструированию оружия и поддерживали умные, талантливые и отзывчивые товарищи — лучшие из представителей советской оружейной школы. Но в фильме показали самородка из народа, единственного умного среди этих дураков! Из всего цвета конструкторской школы показаны только Судаев (по фильму алкоголик, при том, что в жизни был язвенником; реальный Калашников у него стажировался, киношный — столкнулся три раза и выслушал напутствие, что «надо проще») и Дегтярёв (который показан не великим конструктором, а скорее Златопустом Локонсом на минималках); остальные вообще выкинуты из повествования — потому как в фильме Калашников ни у кого не учится, он и так умнее всех. Упомянут ещё Шпагин в контексте того, что его ППШ — совершенно негодное оружие (что, мягко говоря, не соответствует действительности).
    • На самом деле, международное явление. Примерно так же выставляют Алана Тюринга и его окружение в фильме «Игра в имитацию». Просто чтобы конфликт был.
  • «Триста спартанцев» — спартанцы, которые эксплуатировали илотов и не считали их за людей, как и было принято в рабовладельческой Древней Греции, теперь противники рабства и защитники свободы.
  • «Викинг» — Владимир Святославич из крутого князя стал безвольным блаженным идиотом. При этом остался насильником — в полном соответствии с летописями.
    • «Викинг» — это такой брутальный ремейк детского мультика «Князь Владимир», где того же персонажа перекрасили ещё краше: он вообще ничего плохого не совершал![3] Это всё плохой жрец и плохой варяг, а князь с самого начала хотел с Византией дружить!

Реальная жизнь[править]

  • Джордано Бруно. Да, стал жертвой сожжения за свои убеждения. Да, развивал гелиоцентрическую систему. Да, принимал её именно как научную теорию. Да, вызвал гнев инквизиции утверждением о множестве миров и бесконечности Вселенной. Нет, не был последовательным рационалистом (его мировоззрение во многом зиждется на мистике) и атеистом (был пантеистом и креационистом).
    • В целом казнён был не за гелиоцентрическую модель (она на суде упоминалась, но не была главным обвинением), а за отрицание евхаристии.
  • Граф Сен-Жермен — можно спорить о том, кем на самом деле был этот авантюрист XVIII в., но вот кем он точно не был — это ньюэйджевским просветлённым тонкого плана. Тем не менее, начиная с Блаватской, его часто изображают именно таким.
  • Чарльз Дарвин — вопреки распространённому мнению, никогда не называл себя атеистом. Во время написания «Происхождения видов» был деистом, позже называл себя агностиком, причём отказывался назвать себя атеистом, так как не утверждал несуществование Бога, а просто не видел доказательств Его существования. Но есть и те, кто натягивает сову на ещё больший глобус — утверждающие, будто Дарвин в зрелом возрасте был верующим либо на смертном одре отрёкся от своей теории (на самом деле он не верил ни в естественную теологию, ни в Божественное откровение, в пользу обратного говорят только фейки).
    • И вообще, религиозные убеждения автора научной теории никак не влияют на существование научной теории после её формулирования. Хирург, провёдший сложнейшую операцию, перед ней перекрестившись, потом вдруг резко пойдёт и вырежет себе какое-нибудь чардрево — изменится ли итог операции?
  • Фридрих Ницше — кумир неонацистов, гуру оккультистов-неоязычников и просто диванных сверхчеловеков из серии «Что хочу, то и ворочу» на самом деле едко высмеивал национализм и антисемитизм, считал высшими достоинствами смелость, дисциплину и силу воли, а его религиозные взгляды были гораздо ближе к атеизму, чем к язычеству («Дионис» и «Аполлон» в его текстах — не более чем символы-метафоры). Зная его язвительные высказывания на тему ресентимента как основы морали рабов, коллективизма и этатизма, можно себе представить, как бы он отнёсся к тому, что его ныне почитает за пророка какой-нибудь «Люциферианский орден СС» или компания битардов с форчана.
  • Редьярд Киплинг как вдохновитель диванных империалистов и любителей мыть сапоги в океанах. Реальный же Киплинг неспроста говорил именно о бремени белого человека, к которому прилагается чувство долга и законы чести. Ну а те, кто пытается записать его чуть ли не в борцы за белую расу, забывают, что во многих своих стихах он восхищался индусами, афганцами, суданцами и прочими иноземными народами, зачастую противопоставляя их как «благородных дикарей» пошлым и косным соотечественникам. Читайте «Дорогу в Мандалай» и «Фуззи-вуззи», а не только «Бремя»!
  • Да и Адольф Гитлер в представлении многих неонацистов. То, что из немецкого националиста сделали чуть ли не борца за дело всей белой раССы[4] — это ещё полбеды. А вот то, что из фюрера сделали неоязычника… Реальный Гитлер весьма скептически и с насмешкой отзывался о неоязычниках. Да и с христианством он никогда не боролся — в религиозной политике Третий рейх был весьма прагматичен, карая лишь тех священников, которые были противниками режима, и открывая церкви на оккупированных территориях. А на пряжках солдат вермахта было написано Gott mit uns[5].
    • «О неоязычниках» — не значит «о неоязычестве». Ещё живучи в Вене, будущий фюрер зачитывался теософским журналом Ostara, да и на общество Туле финансирование давал не из глубокого презрения, так что если и отзывался о неоязычниках с насмешкой — то только в контексте «вот дураки, я-то знаю, как надо!»
  • Как бы ни звали на самом деле Джека Потрошителя, очевидно, что он был обычным маньяком вроде того же Чикатило. Тем не менее, поскольку тайна его личности осталась нераскрытой, воображение авторов нарисовало знакомый нам образ рокового харизматичного джентльмена в чёрной шляпе, плаще с кровавым подбоем, с ножом и чемоданчиком хирургических инструментов. Некоторые делали его служителем тёмных культов (например, Роберт Блох в рассказе «Ваш друг Джек Потрошитель» или Алан Мур в комиксе «Из Ада»), эксцентричным гением (согласно одной из наиболее диких теорий, Потрошителем мог быть Льюис Кэрролл) или даже относительно положительным героем (например, Желязны в «Ночи в одиноком октябре»).
  • Григорий Распутин, конечно, был тем ещё фруктом — но сатанистом точно не был. Как, впрочем, не был и святым старцем, которым любят его выставлять с другой стороны баррикад. Иностранным шпионом тоже не был. И колдуном не был. И священником, и монахом. И великим вершителем судеб Империи. Был он всего лишь придворным «Кашпировским», лечившим царевича бесполезными, но и безвредными «зашёптываниями», и через то способным влиять на царя (на уровне «пропихнуть своего человечка на тёплое местечко», а не «править за царя»).
  • Павлик Морозов — его красили дважды: из человека с тяжёлой и трагической судьбой сперва нарисовали идейного героя-пионера, но популярен он стал как стукач.
  • Роберт Антон Уилсон и ряд других деятелей контркультуры шестидесятых. Ярко выраженных политических взглядов трикстер и мистификатор Уилсон не имел, но склонялся всё же к условно-леволиберальным (в своих произведениях, включая легендарную трилогию «The Illuminatus!», он откровенно высмеивал расизм, милитаризм, религиозные догмы и др.). Вместе с тем, начиная с девяностых годов, у него появились поклонники на постсоветском пространстве, имеющие откровенно коричневые (красно-коричневые или буржуазно-коричневые) взгляды, переосмыслившие его идеи по-своему: вместо «мир многослоен, объективной истины не существует, поэтому давайте не обижать друг друга» они вычитали в его книгах мысль «мир полон заговоров и мистики, жизнь — игра, и не нужно бояться выходить за рамки обывательской морали». В числе ультраправых поклонников Уилсона — рэпер Луперкаль, даже записавший треки «Дискордия», «Гонзо» и др., и Илья «Сантим» Малашенков из группы «Банда четырёх». Начиная с 2010-х годов ряды фанатов РАУ также пополнились американскими альтрайтами, завсегдатаями 4chan и 8chan (собственно, проект QAnon — это именно попытка устроить мистификацию в духе Уилсона, но только в интересах правых).
  • Это вовсю происходит даже с живыми политиками, от Владимира Путина до Трампа и Навального. Не только противники, но даже поклонники приписывают им убеждения, о которых они даже не заикались: сторонники — свои собственные, а противники — суммарно всё плохое, с чем не согласны. Действительно близкое знакомство с высказываниями и действиями политика может неслабо разорвать шаблон у того, кто судил о нём понаслышке.
    • Правда, и сами политики имеют свойство перекрашиваться с течением времени.

Примечания[править]

  1. Самые продвинутые фошысты считают, что история Христа — это искажённая легенда об Одине/Вотане, распятом на Мировом древе Иггдрасил, а христианский крест (тот самый, на котором за полвека до Красс распял Спартака) основан на кельтском языческом кресте. Хотя датировка источников намекает, что как минимум с первым уж скорее было наоборот.
  2. Кубанская революционерка, участница Гражданской войны. Выдержала пытки и была четвертована белогвардейцами в 1918 году — но от коммунистических идеалов не отреклась.
  3. Ну как ничего — разграбил какой-то европейский замок в начале. И в любом случае в мультике Владимир — героический персонаж, а не тупая безвольная тряпка.
  4. В расовой политике Гитлер в целом придерживался принципа «Кого мы можем разгромить — те унтерменши, с кем надо дружить — те белые арийцы». Так, в список арийцев были с большой неохотой внесены итальянцы, хорваты, румыны и др. Не приходится сомневаться, что, выиграй он войну — в концлагеря вскоре начали бы отправлять уже многих бывших союзников, как вышло со многими экс-соратниками по НСДАП.
  5. Не из-за каких-то особых религиозных соображений, а просто потому что эта надпись была традиционным элементом прусской, а позже немецкой воинской пряжки, дизайн который со сменой режимов практически не менялся