Эффект Кулешова

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
ЭфКул.jpg

Эффект Кулешова — художественный приём, когда сопоставление двух смонтированных кадров порождает для зрителя новый смысл.

Суть приёма: великий советский режиссёр Лев Кулешов однажды поставил эксперимент. Взяв кадр с совершенно бесстрастным лицом актёра Ивана Мозжухина, он поочередно смонтировал его с тремя разными кадрами — тарелкой супа, умершим ребёнком в гробу и хорошенькой девушкой, разлёгшейся на диване. Зрители, которым были показаны эти кадры, в зависимости от контекста видели в лице и глазах актера голод, скорбь или вожделение.

Эта находка широко используется в кинематографе и по сей день. Особо восторгался эффектом Кулешова маэстро Альфред Хичкок, сказавший однажды: «Это — настоящее искусство создания идей».

Примеры[править]

Кино[править]

Ну-ка, что выражает это лицо?
  • Чистый, дистиллированный пример использования эффекта Кулешова можно увидеть в культовом российском фильме ужасов «Прикосновение». Почти все, смотревшие его, упоминают злорадную ухмылку предводителя форзи Мальцева на фотопортрете. Которая, вдобавок, якобы становится все шире. На самом деле, лицо человека на портрете вовсе не улыбается (оно скорее неопределённо-напряжённое), и уж точно не меняется. Иллюзия возникает в контексте происходящих на экране событий, а также благодаря вовремя сделанному наплыву камеры на лицо Мальцева в самой драматичной сцене фильма.
  • Игра Райана Гослинга во многих фильмах — «Драйв», «Бегущий по лезвию 2049», «Ла-Ла Ленд». Он обожает делать непроницаемое лицо (даже не «морду кирпичом», а такое неопределённо-спокойное, безразличное выражение), которое зритель, исходя из контекста сцены, принимает за те или иные сдерживаемые эмоции.
    • В России примерно такой же манерой игры отличается Евгений Цыганов, о чём даже мемы ходят.
  • То же типично для Шварценеггера, Сталлоне и других невозмутимых героев боевиков — только у них именно «морда кирпичом», поэтому эффект работает хуже.
    • В самом первом «Рэмбо» внезапно именно троп. «Морда кирпичом» Сталлоне (у актёра это последствия родовой травмы) идеально подходит для отыгрыша человека, страдающего ПТСР.
  • Маловыразительное лицо было у Хамфри Богарта — кинозвезды «нуара» 30-40-х.

Телесериалы[править]

  • «Друзья» — обыграно в комедийном ключе (восьмой эпизод шестого сезона). Ральф Лорен дважды за серию заходит в лифт сразу после разговора Рэйчел и её начальницы. В первый раз, когда начальница подозревает Рэйчел в интрижке с Ральфом, ей всё очевидно — сексуальное напряжение так и витает в воздухе. Во второй раз, когда Рэйчел сочиняет историю о том, как босс её отверг, начальнице тоже всё понятно — холодный взгляд Ральфа говорит сам за себя. При этом в обоих случаях его поза и выражение лица совершенно ничего не выражают.

Прочее[править]

  • Мона Лиза. Что только не видели в её загадочной улыбке, хотя улыбка, по правде говоря, вполне обычная.

Оригинальная 20-секундная Мереана, без вставок и скримеров

  • Этот эффект можно заметить и на примере икон. Лики святых, как правило, имеют довольно сдержанное и строгое выражение. Но настроение того, кто на них смотрит или тем более молится может многое изменить.
  • Портреты исторических деятелей. Как правило, изображённый имеет довольно нейтрально-протокольное выражение лица, но в зависимости от знания об этом деятеле и отношении к нему смотрящего можно «прочесть» жестокость или отвагу, коварство или лукавство, да практически что угодно.
  • Знаменитая крипипаста про Mereana Mordegard Glesgorv.avi. Лицо человека на видео ничего не выражает, но пугает зрителей, которые приписывают ему «взгляд маньяка» или «глаза самого Сатаны». С фитильком, потому что есть пара эффектов: во-первых, фотография смещена в нижнюю часть кадра (человек как бы «подглядывает» за зрителем), во-вторых, к видео добавлены красный тон, эффект «нимб зла» и фильтр «старая плёнка», отчего глаза как будто меняют форму. Ну и сама крипипаста добавляет жути, да.

Реальная жизнь[править]

  • В реальной жизни подобное наблюдается на кладбищенских фотографиях, в зависимости от того, с каким настроением пришёл на могилу посетитель, он видит соответствующее выражение лица покойного.
  • Троп «Идёшь и думаешь обо мне всякую гадость!» растёт из этого эффекта. Человек живёт себе своей жизнью и занят обычными делами, но предвзятое отношение оппонента приписывает ему всё что угодно.
  • «Синдром стервозного лица» aka «resting bitch face». Безразличное лицо кирпичом кажется наблюдателю злым и агрессивным, хотя человек ничего такого не думал.
  • Также жертвами эффекта становятся вполне живые и здравствующие люди, обладающие сдержанной мимикой — выражение лица прочитывается собеседником в зависимости от его настроения и ожиданий.
    • Или ровно наоборот: мимика говорит одно, а прочли другое.
« Я весь вечер смотрела на него влюблёнными глазами, всячески пытаясь дать понять, что он мне нравится. В конце концов он не выдержал и спросил, чем же он меня так обидел, что я смотрю на него с такой ненавистью? »
— Бедная девочка ещё и нежно улыбалась, наверное?