Передача души

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Передача души — когда-то на заре трансплантологии был популярен фантастический сюжет, когда человек после пересадки чужого сердца получал либо чужие привычки и черты характера, либо чужие воспоминания, а иногда и то и другое. Ныне этот сюжет утратил популярность, но фантастических произведения произведениях про клонирование, созданных гуманитариями, далёкими от биологии, теперь уже клоны обзаводятся чужими воспоминаниями, а в качестве «обоснуя» имеют уже не «душу, находящуюся в сердце», а «генетическую память».

Причина тропа — криво понятый принцип «против биохимии не попрёшь».

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Сказка братьев Гримм «Три фельдшера» (Die drei Feldscherer). Лекари решили показать свое мастерство хозяину постоялого двора. Для этого один отрезал себе руку, второй вырезал себе глаза, а третий — сердце. Они пообещали утром вернуть себе эти органы на места, чтобы было как до этого. Ночью из-за раздолбайства служанки органы пропали. Она их заменила: сердце — сердцем свиньи, глаза — глазами кошки, а руку — рукой висельника. После приживления лекарям чужих органов те приобрели привычки прежних владельцев: рука висельника сама пыталась что-то украсть, кошачьи глаза видели ночью, а свиное сердце чуть не превратило нового владельца в свинью.
  • А. Конан Дойл, «Встать на четвереньки»/«Человек на четвереньках» — после впрыскивания сыворотки гормонов мартышки лангура почтенный учёный внешне остаётся человеком, но начинает себя вести как обезьяна: лазить по стенам и деревьям, беситься и лупить кулаками в грудь, дразнить своего любимого пса…
  • М. Булгаков, «Собачье сердце». Псу Шарику пересаживают железы убитого Клима Чугункина, люмпен-пролетария и средней руки уголовника. Получившееся существо, названное Шариковым, быстро становится человеком, хоть и сохраняет некоторые собачьи привычки… но чем дальше, тем яснее становится: «милейшего пса» Шарика больше нет, Шариков — это Чугункин, только без воспоминаний. После того как Шариков пытается убить своих создателей, над ним производят «даунгрейд», и личность пса Шарика возвращается, хоть и с разрывом в воспоминаниях.
  • А. Беляев, «Голова профессора Доуэля». О душе ни слова, но… Железы тела и мышечная память очень даже влияют на поведение приделанной к телу чужой головы.
  • Цикл Ф. Херберта «Дюна». Тлейлаксанские биотехнологии позволяют создавать клонов-гхол из клеток оригинала. Гхолы, конечно, лишены воспоминаний оригинала… но потом оказывается, что, если гхола испытает определённую эмоцию, к нему вернётся исходная личность вместе с её памятью. Педаль в пол: в одном из романов специально подготовленный гхола возвращает себе воспоминания не только оригинала, но и всех гхол этого оригинала, которые были до него. То есть, фактически, проделывает то, для чего Бене Гессерит выводили Квисац Хадераха.
  • Шекли, «Корпорация „Бессмертие“»: обсуждается. В мире этого романа душа — научная реальность. В частности, её умеют пересаживать в другое тело. Главный герой получает чужое тело и волнуется: не влияют ли на него остатки личности прежнего владельца тела? Впоследствии он встречает вдову бывшего хозяина тела, они занимаются сексом, и главный герой напуган, потому что в постели ведёт себя необычно грубо. Субверсия: оказывается, что прежний хозяин тела как раз был очень нежен в постели, а главный герой всё себе навоображал.
  • Эдмонд Гамильтон, «Долина создания». Человек, чье сознание перенесли в мозг волка, продолжает мыслить по человечески. При этом ему становятся доступны волчьи навыки, опыт и воспоминания.
  • Роберт Хайнлайн «Не убоюсь я зла» — мозг миллиардера имплантируют в череп нарвавшейся на бандитскую пулю его секретарши. Однако, сознание секретарши продолжает сосуществовать с сознанием хозяина мозга… Большую часть романа протагонист не может понять «это фантастика или мистика». Ближе к финалу всё же оказывается, что мистика.
  • Нил Шустерман, серия «Беглецы» (они же «Разобранные», они же «Обреченные на расплетение»). Один из второстепенных персонажей, Сайрес Финч, после травмы получает часть донорского мозга трудного подростка, которого отдали на разборку за клептоманию. Вместе с этой частью мозга вполне благополучный и законопослушный до этого ребенок получает клептоманские привычки, а также тягу куда-то пойти и что-то сделать. В конце мы узнаем, куда и зачем его вели остатки личности парня-клептомана — он хотел добраться до своих родителей и попросить не отдавать его на разборку, не понимая, что его УЖЕ отдали. А Камю Компри вместе с частью мозга парня-математика получает в наследство и влюбленность в Рису Уорд.

Кино[править]

  • «Руки Орлака»
  • Американский фильм «Атака Крабов-Монстров» (Attack of the Crab Monsters, 1957). Крабы-мутанты, съедая что-то или кого-то, поглощают его свойства. Т. е. краб приобретает частично личность (с воспоминаниями) съеденного человека. Только продолжает краб себя вести по-прежнему, хоть и разговаривать при этом, размышляя как последняя жертва, решившая стать хищником.
  • «Тепло наших тел». Парень-зомби влюбился в героиню, когда съел мозг ее бойфренда.

Телесериалы[править]

  • «Звездный Путь: Оригинальный сериал» — на этом построена финальная сцена третьего сезона. Самоуверенная мерзавочка, завидующая Кирку, с помощью инопланетного устройства совершила перенос сознания (да-да, это все еще научная, мать ее, фантастика). Однако неврастения и патологическая жестокость, помешавшие ей стать капитаном, сослужили ей дурную службу и в теле Кирка: она вела себя настолько неубедительно (добавляет безумия актерская игра Шетнера) и отдавала настолько безумные приказы (в частности, попыталась казнить Спока на месте, якобы за измену. В гуманном будущем, ага!), что мгновенно настроила команду Энтерпрайза против себя.
  • Отечественный сериал «Королевство кривых» — одна из серий основана на том, что школьный учитель истории получил воспоминания убитого человека из пересаженной почки. Из пересаженной почки, Карл!
    • Сценарист случайно вспомнил, что в почке есть мозговое вещество?
  • Бразильский сериал «Клон». Здесь как раз пример передачи души через клонирование. Жили два идентичных близнеца, отличавшиеся характерами и увлечениями — Лукас и Дьегу. Дьегу погибает в молодом возрасте. Его крестный, ученый Альбьери, не смирился с утратой и придумал гениальный план: клонировать Лукаса и воспитать так, чтобы получилась копия Дьегу. Родившийся мальчик, Лео, в юности начинает увлекаться всем тем, чем увлекался в этом же возрасте Лукас. Он даже грезит постоянно о восточной девушке, т. е. о Жади, вечной любви Лукаса. Более того, когда Жади и Лео встречаются, Лео в нее влюбляется, а Жади совершенно не может признать в нем отдельную личность. Ей кажется, что это «потерявшийся во времени» молодой Лукас, свободный от обстоятельств и сделавший несколько иной жизненный выбор.
  • «Секретные материалы» — эпизод «Лазарь»: при ограблении банка тяжело ранены грабитель Дюпре и агент ФБР Джек Уиллис. Уиллиса откачали, только у него теперь сознание погибшего Дюпре.

Аниме и манга[править]

  • Neon Genesis Evangelion: здесь проводят пересадку именно души, причём пересаживают её от человека биомехе. При этом пересадить душу можно как методом Ctrl+X (душа Юи Икари перешла в «Еву-01», тело Юи Икари погибло), так и методом Ctrl+C (душу Каору Нагисы скопировали в серийные «Евы», сам он в процессе не пострадал).
    • В манге ангел Армисаил произвёл частичное Ctrl+C души Рэй в Каору, в результате чего он перенял её чувства к Синдзи и начал к нему приставать.

Видеоигры[править]

  • Серия игр Metal Gear. После того как Револьверу Оцелоту пересадили руку покойного Ликвида (Liquid Snake), личность Ликвида понемногу начала захватывать тело Оцелота; особенно явно это проявлялось в присутствии Solid Snake’а, которого Ликвид ненавидел. В последующих играх оказывается, что на самом деле это субверсия. Оцелот имитировал одержимость духом Ликвида как часть своих хитрых планов.
  • EVE Online. Здесь технология перемещения душ поставлена на конвейер — возрождение в клон-теле после смерти путем переноса души в оного — одна из ключевых особенностей геймплея. При этом, разумеется, сохраняются все навыки, приобретенные человеком(для игрока — скиллпоинты). Перенос можно также осуществлять искусственно, путем перемещения сознания в т. н. джамп-клон — для быстрого перемещения на другой край галактики.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night: субверсия, поскольку донором Искусственного Фантазма выступил материализованный дух, но в остальном четкий пример тропа. Искусственный Фантазм приращивается на место родной руки протагониста (причём не будь протагонист тем же человеком, что и дух-донор, он бы вскоре умер от отторжения), даёт доступ к знаниям и боевому опыту донора и постепенно (если ограничивать его специальной повязкой, медленнее, если пользоваться этим опытом для сотворения предметов — быстрее) лишает героя собственной памяти. Даже при наилучшей концовке герой к концу сценария не помнит собственного имени, а ведь есть ещё бед-энд с деградацией до состояния овоща…

Прочее[править]

  • На правах фольклора и городских легенд. Гуляют истории (иногда с указанием конкретных имен и фамилий, чаще про «знакомого моего знакомого», или «один мужчина»/«одна женщина» после операции…), в которых у человека после пересадки органов появились новые привычки или видоизменились старые. Он узнаёт о своем доноре и приходит к выводу, что вместе с органом получил часть его личности.
    • В реальности же, если это не мистификация, то скорее это может быть совпадением. Так или иначе, но после операции пациент может начать замечать за собой то, чего не замечал ранее. Или приобрести новую привычку. Особо впечатлительные личности вполне могут списать это на частичку «души» донора.

Где не встречается[править]

  • «Шестой день» со Шварценеггером — внешне, казалось бы, очень похоже, и некоторые герои даже воспринимают клонирование с перезаписью памяти как полноценное воскрешение. Однако воспоминания имплантированы, а не передались вместе с «душой» или «генетической памятью». Более того, в конце становится понятно, что никакого «единства» клона и оригинала нет: это самостоятельные личности, и клон может даже убить свой оригинал.
  • «Сердце меча» — субверсия: клону искусственно передаётся содержимое разума другого человека; при этом клон, тем не менее, становится другой личностью.
  • Барраярский цикл — клоны, выращиваемые на Архипелаге Джексона, являются самостоятельными личностями. Тем не менее, после пересадки им мозга заказчика, они содержат в себе только личность заказчика; личность клона уничтожается вместе с его мозгом.