Напасть со спины

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Back Stab. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Это статья о видеоигровой механике. Если Вас интересует нападение со спины, как художественный приём — это тропы Удар в спину и Хроническое спиннокинжальное расстройство.

Именно то, что написано на упаковке. Стелс-механика, позволяющая уничтожить одного противника атакой со слепой зоны. Механика старше, чем интернет. Первое использование датируется 1984-м годом и игрой Beyond Castle Wolfenstein. Протагонист мог найти в игре нож и с его помощью скрытно устранять противников. В играх жанра action механика имеется у игрока по умолчанию, так как герой-протагонист достаточно подготовлен, чтобы успешно такие нападения совершать. Также геймдизайнер может дать возможность использовать разные виды нападения — каждый под свою задачу.

По мере развития жанра механика совершенствовалась и постепенно перекочёвывала и в игры смежных направлений. Ей также обзавелись ролевые игры — как обычные, так и тактические. RPG дает возможность развивать персонажа и, как следствие, совершенствовать механику — например, увеличивать урон или пользоваться дополнительными возможностями вроде подкладки ядов и взрывчатых веществ. В тактических ролевых играх для использования может понадобиться особый перк.

Как только механика попала в игры жанра action-adventure, началось её стремительное оказуаливание. Отныне стало совершенно нормальным уничтожить врага, сорвать кольцо с его гранаты, а затем отправить его самого пинком под зад в самую гущу противников. Является ли подобное играбельной игровой функцией или же сугубо фановой — каждый пусть решит для себя.

Для удобства использования данной механики геймдизайнер нередко идёт игроку на уступки:

Так как примеров использования тропа неисчислимое множество, просьба добавлять только самые необычные. С подробным описанием.

Примеры[править]

  • Return to castle Wolfenstein — так, убегая из плена, можно убить злого доктора. А если дать ему заметить «покушение», можно заполучить пистолет.
  • Far Cry, начиная с третьей части — почти десяток возможных видов нападений со спины, открывающихся с перками. Сверху? Снизу? Пожалуйста. Двоих сверху? Двоих снизу? Ради Бога. А могу взять нож и метнуть его во-о-он в того? Можешь. А если выхватить у него пистолет и… Или указанный выше способ игры с гранатой.
  • Hitman — нападение с двумя исходами — усыпление снотворным или убийство. Для игрока, стремящегося к наивысшему рейтингу, нехватка снотворного может стать серьёзной проблемой. Также добавлена механика переодевания с сопутствующими обновлениями геймплея.
  • Mark of the Ninja — у протогониста имеется, весьма удобный короткий меч (вакидзаси?), только вот, клинок не предназначен для открытого боя да и противники подготовленный и в лоб заколоть себя не дадут, потому устраняются они исподтишка в спину, свисая с потолка или цепи своей «кошки», а также их можно за пятку утащить в тёмную пыльную вентиляцию, где и провести экзекуцию. Примечательно, что добиваться открытия противников к добиванию реально и в открытом бою, да и опрокинутый вашим Кунг-фу на землю неприятель удара уже не жди (только приходят в себя они довольно шустро, видимо в исскустве пинков ниндзя таки диллетанты).
  • Manhunt — при нападении со спины есть три стадии жестокости. Чтобы получить последнюю, надо максимально долго держать противника на контроле. А чтобы получить самый высокий рейтинг, надо совершить максимально возможное количество самых зверских убийств. Ну и анимации, услада для очей.
  • Middle-earth: Shadow Of Mordor — у Талиона в распоряжении целых три вида нападения со спины: просто убить урука, изуверски убить и истощить. Первый способ ничем не примечателен, но самый быстрый из всех, второй ощутимо пугает окружающих уруков, что облегчает выполнение миссии, а третий пугает этого самого урука и восстанавливает немного колдовских стрел. Истощение наиболее примечательно — по сюжету открывается возможность клеймить им уруков, подчиняя их своей воле. А затем отдавать им приказы.
  • Tom Clancy's Splinter Cell — в этой игре впервые была применена механика допроса на месте, то есть Фишер нападал на людей не только для выведения их из строя.
  • Deus Ex: Human Revolution и Mankind Divided — Адам может как вырубить противника, так и проткнуть лезвиями, выскакивающими из рук. Оба приёма расходуют одинаковое количество энергии, но первый даёт дополнительную экспу за отсутствие убийства. А еще второй, в отличие от первого, шумит, привлекая товарищей убиенного.
    • И оба — субверсия, поскольку Дженсен отлично вырубает/убивает врага врукопашную с любой стороны, хоть со спины, хоть в лоб, хоть из-за угла. Результат один и тот же, а анимации разные — несколько вариаций под каждый случай. И со спины есть даже варианты с «Эй, ты!».
  • Oni — незаметно зайдя к противнику со спины, можно провести самую дамажную атаку приемом с говорящим названием «Хребтоломатель». Слабым и средненьким врагам этого оказывается достаточно.
  • Team Fortress 2 — этим тропом живет и кормится Шпион. Основной принцип игры за шпиона: прикинуться членом другой команды, зайти кому-нибудь за спину, убить ударом в спину и быстренько удрать в невидимость. Причем часть холодного оружия Шпиона для убийств в спину утапливает педаль в пол: убив врага, он может подзарядить себе невидимость, или высосать из убитого здоровье, а пара оружий позволяют, убив врага, тут же превратиться к него, причем труп врага тут же исчезает («да не было ничего, я тут так и стоял себе…»).
  • Shining Soul 2, Диабло-клон с мультяшной графикой на GBA — субверсия: ниндзя обладает перком, увеличивающим урон, наносимый врагу со спины, но для применения необязательно подкрадываться к врагу стелсом, достаточно просто быть у него за спиной во время атаки. В сочетании с основной спецатакой с мечом убивает наглухо любого врага, а неповоротливым боссам наносит высоченный урон.
  • Stubbs the Zombie — подойдя к врагу сзади, можно сразу сожрать его мозги ну или руку оторвать. Стелс тут неполноценный, зато из-за ударов враг временно теряет координацию и можно быстро зайти сзади. Можно точно так же запрыгивать на них.
  • GTA San Andreas — здесь появилась возможность убивать врагов ножом со спины.
  • King's Bounty (римейк) — аверсия: ассассин… телепортируется за спину чтобы нанести повышенный урон с отравлением. При этом его абилка стелсом не является.
  • Аналогично и в игре Disciples 2. Анимация атаки выглядит как сабж. А вот игромеханически ассассины тут — стрелки.
  • DotA — герой Riki (Stealth Assassin из первой части) наносит повышенный урон (зависящий от его ловкости), если бьёт цель со спины. А вот герой Марс напротив, выносит большой урон, если его бить в лоб (в смысле, в щит), но со спины получает обычный урон. Так что для него любые недруги наносят удар со спины сильнее.
  • Проклятые земли — очень нужная и полезная абилка для Зака, особенно если собираетесь проходить игру без компаньёнов. Даже не прокачавшись ни на уровень в ней, герой наносит относительно не хилый урон со спины, но вкачав способность по максимуму, персонаж в разы увеличивает эффективность.
  • Warframe — ко всем без исключения врагам можно подкрасться сзади и нанести специальный добивающий удар, но только если они не потревожены. Но это их не ваншотит механически, а просто наносит кучу урона, которая в особо тяжёлых случаях всё равно оказывается несмертельной. Поэтому разработчики добавили вставляемый модуль, доводящий урон до смертельного… и подходящий только одному виду оружия. Который впоследствии понерфили, и из инстакилла превратили в аналогичное «дофига урона»
  • Heroines of Swords & Spells
    • Так визуализирована способность Дианы «Удар из тени»: девушка телепортируется за противника и атакует его со спины.
    • План Лаверны по устранению жреца Жгурга, вторгшегося в её святилище, заключается в том, чтобы героини сначала натравили на него Геральта из Ривии Войтека из Турия, а потом сами ударили в спину.
  • Waxworks — редкий случай, когда такое проворачивают с протагонистом. Если на уровне с Лондоном в финальной дуэли с Джеком-Потрошителем (которая, кстати, вообще представляет собой единственную боевую сцену за уровень) повернуться к нему спиной, тот с одного удара перережет протагонисту горло.
  • Dark Souls — уровня «подойти сзади шагом и нажать кнопку атаки». При этом играет очень корявая анимация, при которой жертва замирает на месте пока нападающий размахивается оружием и втыкает его со всей силы. Кстати, он всё это время неуязвим.
  • Sekiro: Shadows Die Twice — поскольку играем за ниндзя, стелс пришлось делать более-менее вменяемым. Нападение со спины отличается от других видов ваншот-удара тем, что после него можно применить определённый сорт сверхпособностей. Самое интересное, что есть также апгрейд, позволяющий после выбивания противника из равновесия с помощью специфической контры для одного вида атак запрыгнуть ему за спину, только для того, чтобы добивание смогло получить этот дополнительный эффект.
  • Thief — подкравшись к стражнику со спины, Гаррет может аккуратно погладить его по голове дубинкой, или больно пырнуть кинжалом/коротким мечом.
  • Gothic 3 — единственная игра в серии, в которой есть возможность удара в спину. Проведение колючего удара со спины мгновенно убивает любого противника-человека независимо от его силы. Научиться этому приему довольно проблематично — ему обучают только в столице Варанта Иштаре, а попасть туда могут только избранные друзья ассассинов (это название народа, а не профессии).
  • Эадор — любой юнит при атаке ближнего боя с фланга наносит +1 урона, а при атаке со спины — +2. Конкретно юнит «убийца» при атаке в спину наносит помимо указанного выше бонуса в +2 полуторный урон, при этом полностью игнорируя защиту цели. Также есть юниты, имеющие защиту от атаки со спины — как минимум, вся нежить.
  • The Elder Scrolls — удар в спину из скрытности наносит повышенный урон, как минимум — двойной, как максимум — пятнадцатикратный (но настолько в скрытность упоролись только в пятой части). В «Скайриме» для добиваний со спины даже предусмотрены особые анимации для оружия ближнего боя.