Клирик-барыга: различия между версиями
(Новая страница: «{{q|Хочешь заработать миллион — оснуй религию.|приписывается Рону Хаббарду.<br>На самом деле — неточная цитата из переписки того самого Джорджа Оруэлла}} '''Клирик-барыга''' — близкий товарищ и коллега клирик-прагматик|кл...») |
|||
(не показано 9 промежуточных версий 5 участников) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
:* В православии данное явление называется '''сергианство''' в сомнительную честь патриарха Сергия (Страгородского), сумевшего наладить какой-никакой симбиоз с советской властью (которая, вообще-то, изначально была настроена всех клириков [[гулаги и рабы|пустить в расход]] как контрреволюционных элементов) в обмен на политическую лояльность. Но по сути явление гораздо древнее и, по-видимому, немногим младше религии как таковой. | :* В православии данное явление называется '''сергианство''' в сомнительную честь патриарха Сергия (Страгородского), сумевшего наладить какой-никакой симбиоз с советской властью (которая, вообще-то, изначально была настроена всех клириков [[гулаги и рабы|пустить в расход]] как контрреволюционных элементов) в обмен на политическую лояльность. Но по сути явление гораздо древнее и, по-видимому, немногим младше религии как таковой. | ||
* '''Мерчендайзер'''. Этот клирик зарабатывает тем, что впаривает своей пастве религиозные услуги и атрибутику. Идолы богов, иконы святых, частицы мощей, [[талисман и амулет|талисманы, амулеты, обереги]], совершение треб, сиречь таинств и ритуалов по заказу, взимание платы за доступ к почитаемым святыням… Способам заработать на религии несть числа, и, по большому счёту, [[вам хорошо осуждать|ничего предосудительного в них нет]] — клирику тоже нужны жильё и пища, а храм надо на какие-то деньги поддерживать в пристойном состоянии. В категорию мерчендайзеров божий служитель перетекает только в том случае, когда всё вышеперечисленное становится для него ''единственной'' мотивацией, а вера в, собственно, Бога или богов — исключительно рекламным антуражем, которым можно и пренебречь ради трёхсот процентов чистогана. [[Торгаш — это плохо]], да. | * '''Мерчендайзер'''. Этот клирик зарабатывает тем, что впаривает своей пастве религиозные услуги и атрибутику. Идолы богов, иконы святых, частицы мощей, [[талисман и амулет|талисманы, амулеты, обереги]], совершение треб, сиречь таинств и ритуалов по заказу, взимание платы за доступ к почитаемым святыням… Способам заработать на религии несть числа, и, по большому счёту, [[вам хорошо осуждать|ничего предосудительного в них нет]] — клирику тоже нужны жильё и пища, а храм надо на какие-то деньги поддерживать в пристойном состоянии. В категорию мерчендайзеров божий служитель перетекает только в том случае, когда всё вышеперечисленное становится для него ''единственной'' мотивацией, а вера в, собственно, Бога или богов — исключительно рекламным антуражем, которым можно и пренебречь ради трёхсот процентов чистогана. [[Торгаш — это плохо]], да. | ||
:* Вариант — '''клирик ''И'' барыга''', то есть совмещающий бизнес и религиозное служение независимо друг от дружки. Персонаж, как правило, комический, поскольку плотное занятие одним из родов деятельности приводит к [[профдеформация|профдеформации]], которая просачивается во второй, и [[получается смешно]]. | |||
:* Вариант [[с прикрученным фитильком]] — когда заповеди этого бога и догматы веры в него прямо предписывают жрецам (и, шире, в принципе верующим) барыжить и [[пастырь хитрый|облапошивать]]. Чаще всего такое божество будет отыгрывать типаж [[никто не любит шуточек Гермеса|Гермеса]]. | |||
Терминальный случай — [[обманная религия]], если она создана именно для стрижки [[баран Божий|баранов Божьих]] (но нельзя забывать, что у неё могут быть и другие цели). Опять же, клирик-барыга прекрасно себя чувствует и в настоящей религии, не обманной. | Терминальный случай — [[обманная религия]], если она создана именно для стрижки [[баран Божий|баранов Божьих]] (но нельзя забывать, что у неё могут быть и другие цели). Опять же, клирик-барыга прекрасно себя чувствует и в настоящей религии, не обманной. Где-то неподалёку суетится [[пастырь назойливый]], который впаривает иконки и брошюрки не корысти ради, а токмо волею пославшего его [[пиар]]-отдела. Их коллега и конкурент со стороны неорганизованных духовных масс — [[Торговец просветлением]]. | ||
== Где встречается == | == Где встречается == | ||
{{Примеры}} | |||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 18: | Строка 21: | ||
* [[Метавселенная Рудазова]]: | * [[Метавселенная Рудазова]]: | ||
** «[[Архимаг (серия книг)]]» — шумерские жрецы [[язычники плохие|таковы чуть менее чем поголовно]]. Креол, будучи [[клирик-прагматик|соседним тропом]], с младых ногтей привык иначе чем через <s>взятку</s> пожертвование с ними не общаться. | ** «[[Архимаг (серия книг)]]» — шумерские жрецы [[язычники плохие|таковы чуть менее чем поголовно]]. Креол, будучи [[клирик-прагматик|соседним тропом]], с младых ногтей привык иначе чем через <s>взятку</s> пожертвование с ними не общаться. | ||
** «[[Яцхен (серия книг)|Демоны в Ватикане]]» — кардинал Щубут, выдвинутый в духовные лица своей семьёй — влиятельным кланом [[у нас странные гномики|гномов]]-банкиров — и слегка [[лобби]]рующий их интересы при Святом Престоле. Забавно, что при этом он и [[клирик-прагматик]] тоже: в традиционной гномской религии загробный мир уныл просто до бафоса, и отец Щубут уверен, что каков бы ни оказался христианский Рай — он всё равно будет лучше. | |||
** Парифатский надцикл — здесь у сабжей есть даже свой официальный покровитель — Гушим, бог-[[у нас именно такие гномы|цверг]], хозяин подземного мира (не путать с [[тот свет|загробным]] — с этим к [[никто не любит Аида|Савроморту]]) и хранящихся в нём богатств, покровитель экономики; по характеристике из «[[Арифмоман (А. Рудазов)|Арифмомана]]» — «бог одновременно жадный и щедрый ([[взаимоисключающие параграфы|как это сочетается]] — вопрос к теологам)». Его культисты в основном несут именно экономические послушания — например, содержат банки или, таки да, продают индульгенции. | ** Парифатский надцикл — здесь у сабжей есть даже свой официальный покровитель — Гушим, бог-[[у нас именно такие гномы|цверг]], хозяин подземного мира (не путать с [[тот свет|загробным]] — с этим к [[никто не любит Аида|Савроморту]]) и хранящихся в нём богатств, покровитель экономики; по характеристике из «[[Арифмоман (А. Рудазов)|Арифмомана]]» — «бог одновременно жадный и щедрый ([[взаимоисключающие параграфы|как это сочетается]] — вопрос к теологам)». Его культисты в основном несут именно экономические послушания — например, содержат банки или, таки да, продают индульгенции. | ||
*** Иногда проскальзывают замашки также у поклонников Солары. Любимый металл этой богини — [[золотое величие|золото]], и было бы удивительно, если бы некоторая его часть не прилипала к лапкам её служителей. | *** Иногда проскальзывают замашки также у поклонников [[все любят Гелиоса и Селену|Солары]]. Любимый металл этой богини — [[золотое величие|золото]], и было бы удивительно, если бы некоторая его часть не прилипала к лапкам её служителей. | ||
*** И вообще туризм как экономическая отрасль на Парифате называется паломничеством. В конце концов, когда ты вкушаешь заморские деликатесы, то славишь [[все уважают Диониса|Люгербеца]], когда просаживаешь отпускные в местных лас-вегасах и монте-карлах — Просперину, а когда [[секс-туризм|клеишься к симпатичным туземкам]] — [[Афродита сама всех полюбит|Лилейну]]… богов в пантеоне целых двадцать шесть, и что бы ты ни делал, всегда найдётся тот, кого это обрадует. А ведь ещё есть места, священные даже для тех, кто не верит ни в каких богов или не исповедует никакой религии (нет, это не синонимы). | *** И вообще туризм как экономическая отрасль на Парифате называется паломничеством. В конце концов, когда ты вкушаешь заморские деликатесы, то славишь [[все уважают Диониса|Люгербеца]], когда просаживаешь отпускные в местных лас-вегасах и монте-карлах — Просперину, а когда [[секс-туризм|клеишься к симпатичным туземкам]] — [[Афродита сама всех полюбит|Лилейну]]… богов в пантеоне целых двадцать шесть, и что бы ты ни делал, всегда найдётся тот, кого это обрадует. А ведь ещё есть места, священные даже для тех, кто не верит ни в каких богов или не исповедует никакой религии (нет, это не синонимы). | ||
=== [[Мультфильм]]ы === | === [[Мультфильм]]ы === | ||
* «Африканская сказка» — среди «цивилизованных» зверей, кошмарящих угнетённого Человека, выделяется [[грозный носорог|Носорог]] — классический сервилист в [[католики плохие|красной кардинальской сутане]] и с лицемерно-набожным выражением морды, постоянно потрясающий библией, цитатами из которой, по-видимому, оправдывал ограбление [[негр]]а. | * «Африканская сказка» — среди «цивилизованных» зверей, кошмарящих угнетённого Человека, выделяется [[грозный носорог|Носорог]] — классический сервилист в [[католики плохие|красной кардинальской сутане]] и с лицемерно-набожным выражением морды, постоянно потрясающий библией, цитатами из которой, по-видимому, оправдывал ограбление [[негр]]а. | ||
=== [[Мультсериал]]ы === | |||
* [[Wakfu]] — Руэль Строуд. Он почитатель бога богатства и жадности [[Имя наоборот|Энутрофа]], так что его запредельная жадность и стремление зарабатывать и не отдавать вполне ожидаемы. | |||
=== [[Настольные игры]] === | |||
* [[Pathfinder (НРИ)]] — ВСЕ жрецы Абадара, Бога Городов и Торговли. Забесплатно ничего не делают. Так их бог велел. Ибо получение честной платы (именно честной, спекуляция — грех и ересь) за услугу — основа прогресса и цивилизации. | |||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* «[[Fable]]: The Lost Chapters» — тёмный бог Скорм и светлый бог Аво были придуманы предприимчивым торговцем, который нашёл в Альбионе два места, где энергия Воли была особенно сильна — в одном из них была успокаивающая, светлая аура, а в другом — недоброжелательная, тёмная. Торговец построил в этих точках храмы и [[обманная религия|придумал мифы]] об Аво и Скорме. | * «[[Fable]]: The Lost Chapters» — тёмный бог Скорм и светлый бог Аво были придуманы предприимчивым торговцем, который нашёл в Альбионе два места, где энергия Воли была особенно сильна — в одном из них была успокаивающая, светлая аура, а в другом — недоброжелательная, тёмная. Торговец построил в этих точках храмы и [[обманная религия|придумал мифы]] об Аво и Скорме. | ||
* [[Wakfu]] (ММО) — собственно энутрофы (люди, почитающие бога богатства Энутрофа, отчего выглядят как старики — аналогично почитателям остальных богов, вроде эльфоподобных кра или роботомумий кселоров), Руэль выше просто очень характерный представитель. | |||
{{Nav/Амплуа (религия)}} | {{Nav/Амплуа (религия)}} |
Текущая версия на 11:47, 15 апреля 2025
« | Хочешь заработать миллион — оснуй религию. | » |
— приписывается Рону Хаббарду. На самом деле — неточная цитата из переписки того самого Джорджа Оруэлла |
Клирик-барыга — близкий товарищ и коллега клирика-прагматика. Только если прагматик пытается поиметь земные выгоды с высших сил, которым кладёт требы, то барыга предпочитает окол(п)ачивать земные же источники благ, как законными способами, так и не очень. Он крайне редко бывает открыто нерадивым пастырем — скорее, тонким лицемером-фарисеем, мастерски оперирующим двойными стандартами. Пастырь нерадивый на его фоне, наоборот, покажется добрым, ибо предпочитает тратить свои деньги, а не отбирать чужие.
Как и клирик-прагматик, клирик-барыга делится на два подвида:
- Сервилист. Этот (не-)святой отец (или мать) обслуживает интересы власть имущих — а взамен имеет от них преференции как лично для себя, так и для своей религиозной организации. Священная книга у такого клирика неизменно открывается на тех страницах, где оправдывается (а лучше — восхваляется) нынешний образ действий земного начальства; тем самым оно уверяется в том, что начальство небесное даёт ему полный одобрямс, а любое несогласие с земной властью становится заодно бунтом и против небесной. В премодерновом сеттинге церковь хорошо надрессированных сервилистов с успехом заменяет министерство пропаганды.
- В православии данное явление называется сергианство в сомнительную честь патриарха Сергия (Страгородского), сумевшего наладить какой-никакой симбиоз с советской властью (которая, вообще-то, изначально была настроена всех клириков пустить в расход как контрреволюционных элементов) в обмен на политическую лояльность. Но по сути явление гораздо древнее и, по-видимому, немногим младше религии как таковой.
- Мерчендайзер. Этот клирик зарабатывает тем, что впаривает своей пастве религиозные услуги и атрибутику. Идолы богов, иконы святых, частицы мощей, талисманы, амулеты, обереги, совершение треб, сиречь таинств и ритуалов по заказу, взимание платы за доступ к почитаемым святыням… Способам заработать на религии несть числа, и, по большому счёту, ничего предосудительного в них нет — клирику тоже нужны жильё и пища, а храм надо на какие-то деньги поддерживать в пристойном состоянии. В категорию мерчендайзеров божий служитель перетекает только в том случае, когда всё вышеперечисленное становится для него единственной мотивацией, а вера в, собственно, Бога или богов — исключительно рекламным антуражем, которым можно и пренебречь ради трёхсот процентов чистогана. Торгаш — это плохо, да.
- Вариант — клирик И барыга, то есть совмещающий бизнес и религиозное служение независимо друг от дружки. Персонаж, как правило, комический, поскольку плотное занятие одним из родов деятельности приводит к профдеформации, которая просачивается во второй, и получается смешно.
- Вариант с прикрученным фитильком — когда заповеди этого бога и догматы веры в него прямо предписывают жрецам (и, шире, в принципе верующим) барыжить и облапошивать. Чаще всего такое божество будет отыгрывать типаж Гермеса.
Терминальный случай — обманная религия, если она создана именно для стрижки баранов Божьих (но нельзя забывать, что у неё могут быть и другие цели). Опять же, клирик-барыга прекрасно себя чувствует и в настоящей религии, не обманной. Где-то неподалёку суетится пастырь назойливый, который впаривает иконки и брошюрки не корысти ради, а токмо волею пославшего его пиар-отдела. Их коллега и конкурент со стороны неорганизованных духовных масс — Торговец просветлением.
Где встречается[править]
![]() | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Литература[править]
- Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль» — здесь клирики-барыги, особенно торговцы индульгенциями — вторая главная мишень сатиры, сразу следом за их идеологическими противниками.
- Сказы Степана Писахова — поп Сиволдай. При любых проблемах начинает бегать по деревне с требованиями жертвовать ему больше, чтобы он вымолил избавление. Также не дурак нагрянуть в гости к пасомым, щедро угоститься деревенской снедью и залакировать самогоном.
- Метавселенная Рудазова:
- «Архимаг» — шумерские жрецы таковы чуть менее чем поголовно. Креол, будучи соседним тропом, с младых ногтей привык иначе чем через
взяткупожертвование с ними не общаться. - «Демоны в Ватикане» — кардинал Щубут, выдвинутый в духовные лица своей семьёй — влиятельным кланом гномов-банкиров — и слегка лоббирующий их интересы при Святом Престоле. Забавно, что при этом он и клирик-прагматик тоже: в традиционной гномской религии загробный мир уныл просто до бафоса, и отец Щубут уверен, что каков бы ни оказался христианский Рай — он всё равно будет лучше.
- Парифатский надцикл — здесь у сабжей есть даже свой официальный покровитель — Гушим, бог-цверг, хозяин подземного мира (не путать с загробным — с этим к Савроморту) и хранящихся в нём богатств, покровитель экономики; по характеристике из «Арифмомана» — «бог одновременно жадный и щедрый (как это сочетается — вопрос к теологам)». Его культисты в основном несут именно экономические послушания — например, содержат банки или, таки да, продают индульгенции.
- Иногда проскальзывают замашки также у поклонников Солары. Любимый металл этой богини — золото, и было бы удивительно, если бы некоторая его часть не прилипала к лапкам её служителей.
- И вообще туризм как экономическая отрасль на Парифате называется паломничеством. В конце концов, когда ты вкушаешь заморские деликатесы, то славишь Люгербеца, когда просаживаешь отпускные в местных лас-вегасах и монте-карлах — Просперину, а когда клеишься к симпатичным туземкам — Лилейну… богов в пантеоне целых двадцать шесть, и что бы ты ни делал, всегда найдётся тот, кого это обрадует. А ведь ещё есть места, священные даже для тех, кто не верит ни в каких богов или не исповедует никакой религии (нет, это не синонимы).
- «Архимаг» — шумерские жрецы таковы чуть менее чем поголовно. Креол, будучи соседним тропом, с младых ногтей привык иначе чем через
Мультфильмы[править]
- «Африканская сказка» — среди «цивилизованных» зверей, кошмарящих угнетённого Человека, выделяется Носорог — классический сервилист в красной кардинальской сутане и с лицемерно-набожным выражением морды, постоянно потрясающий библией, цитатами из которой, по-видимому, оправдывал ограбление негра.
Мультсериалы[править]
- Wakfu — Руэль Строуд. Он почитатель бога богатства и жадности Энутрофа, так что его запредельная жадность и стремление зарабатывать и не отдавать вполне ожидаемы.
Настольные игры[править]
- Pathfinder (НРИ) — ВСЕ жрецы Абадара, Бога Городов и Торговли. Забесплатно ничего не делают. Так их бог велел. Ибо получение честной платы (именно честной, спекуляция — грех и ересь) за услугу — основа прогресса и цивилизации.
Видеоигры[править]
- «Fable: The Lost Chapters» — тёмный бог Скорм и светлый бог Аво были придуманы предприимчивым торговцем, который нашёл в Альбионе два места, где энергия Воли была особенно сильна — в одном из них была успокаивающая, светлая аура, а в другом — недоброжелательная, тёмная. Торговец построил в этих точках храмы и придумал мифы об Аво и Скорме.
- Wakfu (ММО) — собственно энутрофы (люди, почитающие бога богатства Энутрофа, отчего выглядят как старики — аналогично почитателям остальных богов, вроде эльфоподобных кра или роботомумий кселоров), Руэль выше просто очень характерный представитель.