Чёрный костюм ниндзя: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 16 промежуточных версий 5 участников)
Строка 10: Строка 10:
** [[Диверсант|Диверсанта]] можем затянуть в примерно то же самое, но на лоб обязательно добавим [[Tom Clancy's Splinter Cell|таинственно-зловеще светящийся зелёным светом]] [[Шлем-лампочка|прибор ночного видения]], в одну руку дадим нож, в другую — пистолет с глушителем.  
** [[Диверсант|Диверсанта]] можем затянуть в примерно то же самое, но на лоб обязательно добавим [[Tom Clancy's Splinter Cell|таинственно-зловеще светящийся зелёным светом]] [[Шлем-лампочка|прибор ночного видения]], в одну руку дадим нож, в другую — пистолет с глушителем.  
* [[Ниндзя]] пойдет на дело в <s>купленном в ближайшем аниме-магазе</s> традиционном черном облачении рабочего японского театра с маской-капюшоном и [[Меч за спиной|мечом за спиной]].
* [[Ниндзя]] пойдет на дело в <s>купленном в ближайшем аниме-магазе</s> традиционном черном облачении рабочего японского театра с маской-капюшоном и [[Меч за спиной|мечом за спиной]].
* Боец [[спецназ]]а будет щеголять в <s>маскхалате</s> берцах, тактикульном плитнике со множеством подсумков, тактикульном шлеме с [[Black Powder, Red Earth|четырехобъективном ПНВ, светящимся]] [[Берегись красных глаз|зловещим красным светом]].<ref>В реальности свет ПНВ действительно виден, как  лампочка, но только другому обладателю ПНВ.</ref>.  
* Боец [[спецназ]]а будет щеголять в <s>маскхалате</s> тактикульных берцах, тактикульном плитнике со множеством подсумков, тактикульном шлеме с [[Black Powder, Red Earth|четырехобъективном ПНВ, светящимся зловещим красным светом]]<ref>В реальности свет ПНВ действительно виден, как  лампочка, но только другому обладателю ПНВ.</ref> и пугать всех [[Дыхание Дарта Вейдера|астматическим дыханием]] из под [[Берегись красных глаз|сверкающего красными стёклами]] [[Зловещий противогаз|противогаза]].
* Оперативник [[Госбезопасность|госбезопасности]] будет навевать страх [[Чёрный кожаный прикид|черной кожанкой]], маузером с деревянной кобурой и [[Гулаги и рабы|синей фуражкой с красным околышком]], украшенной [[Ряженые под Рейх|черепом и костями]].
* Оперативник [[Госбезопасность|госбезопасности]] будет навевать страх [[Чёрный кожаный прикид|черной кожанкой]], маузером с деревянной кобурой и [[Гулаги и рабы|синей фуражкой с красным околышком]], украшенной [[Ряженые под Рейх|черепом и костями]].
* Воровку можем одеть так же, как и шпионку (разве что кэтсьют можем поменять на шёлковое трико и кожаные перчатки), но обязательно добавим маску.
* Воровку можем одеть так же, как и шпионку (разве что кэтсьют можем поменять на шёлковое трико и кожаные перчатки), но обязательно добавим маску.
Строка 19: Строка 19:
** Женский вариант мы полностью упакуем в чёрную паранджу аКа бурку и обвесим взрывчаткой, можно и без АКМ.
** Женский вариант мы полностью упакуем в чёрную паранджу аКа бурку и обвесим взрывчаткой, можно и без АКМ.
* [[Бандито-гангстерито|Гангстер]] же будет совершать зловещие преступления в твидовом двубортном костюме 30-х годов, в полосочку с цветочком-брошью, феодоре-борсалино<ref>Опять же, плащи, пиджаки в полоску и шляпы тогда были обычной городской мужской одеждой 30-х годов, откуда, собственно, и пришёл к нам образ гангстера. Такой наряд выглядел совершенно естественно и никак не ассоциировался именно с преступниками.</ref> и с футляром для скрипки (в котором лежит, разумеется, [[Справочник автора/Пистолет-пулемёт Томпсона |Томми-ган]]).
* [[Бандито-гангстерито|Гангстер]] же будет совершать зловещие преступления в твидовом двубортном костюме 30-х годов, в полосочку с цветочком-брошью, феодоре-борсалино<ref>Опять же, плащи, пиджаки в полоску и шляпы тогда были обычной городской мужской одеждой 30-х годов, откуда, собственно, и пришёл к нам образ гангстера. Такой наряд выглядел совершенно естественно и никак не ассоциировался именно с преступниками.</ref> и с футляром для скрипки (в котором лежит, разумеется, [[Справочник автора/Пистолет-пулемёт Томпсона |Томми-ган]]).
** Леди-гангстер оденется точно также.<ref>Реальные гангстерши 30-х годов, типа, той же [[Бонни и Клайд|Бонни паркер]] одевались.. в женскую одежду 30-х годов! Женщину, одетую в мужской брючный костюм (всякие там джинсы и рабочие комбезы на фабриках и фермах мы не берём, ровно как и одежду лётчиц и водителей) признали бы или злой тролльшей, или приверженкой нетрадиционных сексуальных взглядов.</ref>
** Леди-гангстер оденется точно также.<ref>Реальные гангстерши 30-х годов, типа, той же [[Бонни и Клайд|Бонни Паркер]] одевались... в женскую одежду 30-х годов! Женщину, одетую в мужской брючный костюм (всякие там джинсы и рабочие комбезы на фабриках и фермах мы не берём, ровно как и одежду лётчиц и водителей) признали бы или злой тролльшей, или приверженкой нетрадиционных сексуальных взглядов.</ref>


Все, нас можно поздравить — наших агентов примут за ролевиков на косплее или собравшихся на бал-маскарад гуляк, и об их истинной сущности [[Спрятано на виду|никто и не задумается]]. Разве станет настоящий [[диверсант]] или [[наёмный убийца|киллер]] одеваться настолько очевидным образом?
Все, нас можно поздравить — наших агентов примут за ролевиков на косплее или собравшихся на бал-маскарад гуляк, и об их истинной сущности [[Спрятано на виду|никто и не задумается]]. Разве станет настоящий [[диверсант]] или [[наёмный убийца|киллер]] одеваться настолько очевидным образом?
Строка 28: Строка 28:


=== [[Фольклор]] ===
=== [[Фольклор]] ===
* Городская легенда России XIX века приписывала агентам Охранного отделения в штатском поголовное ношение пальто характерного горохового цвета. Скорее всего, это миф, но выражение «гороховое пальто» достаточно долго означало правительственного соглядатая.
* [[Городские легенды|Городская легенда]]  России XIX века приписывала агентам Охранного отделения в штатском поголовное ношение пальто характерного горохового цвета. Скорее всего, это миф, но выражение «гороховое пальто» достаточно долго означало правительственного соглядатая.
** Скорее всего всё куда банальней: Охранное отделение в Петербурге находилось на Гороховой улице.
** Скорее всего всё куда банальней: Охранное отделение в Петербурге находилось на Гороховой улице.
* [[Люди в чёрном]] из современных городских легенд, уничтожающие все следы контактов с пришельцами, узнаются именно по строгим костюмам (а ещё им полагается носить шляпы и чёрные очки, ездить на «кадиллаках» и вечно держать покерфейс). И как только их ещё не засняли паппарацци?
* [[Люди в чёрном]] из современных [[Городские легенды|городских легенд]], уничтожающие все следы контактов с пришельцами, узнаются именно по строгим костюмам (а ещё им полагается носить шляпы и чёрные очки, ездить на «кадиллаках» и вечно держать покерфейс). И как только их ещё не засняли паппарацци?
** А разгадка проста: образ остался с тех времен, когда костюм и шляпа были вполне распространенной одеждой обывателя.
** А разгадка проста: образ остался с тех времен, когда костюм и шляпа были вполне распространенной одеждой обывателя.
* [[Прекрасная европейка#Франция|Французские]] [[Вор |воровки]] «гостиничные мышки», популярные в [[Навозная пресса|бульварных рассказах]] первой половины XX века, [[Ненадёжный рассказчик |по рассказам]], часто залезали в гостиничные номера и тырили всё ценное в [[Шпионский латекс|черных шёлковых обтягивающих трико с масками-капюшонами]].


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Роберт Шекли, «Я и мои шпики» — личный шпик, приставленный к Биллу всегда одевается в пятнистую шинель, а на глаза надвигает широкополую шляпу. Этот облик настолько стереотипен, что друзья высмеивают бедолагу Билла — неужели он не заслуживает того, чтобы за ним наблюдал кто-нибудь покомпетентнее?
* Роберт Шекли, «Я и мои шпики» — личный шпик, приставленный к Биллу, всегда одевается в пятнистую шинель, а на глаза надвигает широкополую шляпу. Этот облик настолько стереотипен, что друзья высмеивают бедолагу Билла — неужели он не заслуживает того, чтобы за ним наблюдал кто-нибудь покомпетентнее?
* «[[Сказки тёмного леса]]» — Богородичные Ниндзя, с подсветкой.
* «[[Сказки тёмного леса]]» — Богородичные Ниндзя, с подсветкой.
* «Код да Винчи» — Дэну Брауну, видимо, показалось мало того, что по Парижу с перекошенной рожей носится альбинос в рубище, оставаясь при этом незамеченным. Поэтому кардинал Арингароса для авиаперелета маскируется, надев митру (высокий и очень приметный головной убор епископа, надеваемый во время богослужения и официальных мероприятий) — для полной незаметности ему оставалось только ходить по салону, окуривая пассажиров ладаном из кадила.
* «Код да Винчи» — Дэну Брауну, видимо, показалось мало того, что по Парижу с перекошенной рожей носится альбинос в рубище, оставаясь при этом незамеченным. Поэтому кардинал Арингароса для авиаперелета маскируется, надев митру (высокий и очень приметный головной убор епископа, надеваемый во время богослужения и официальных мероприятий) — для полной незаметности ему оставалось только ходить по салону, окуривая пассажиров ладаном из кадила.
Строка 44: Строка 45:
* «Почти-любой-американский-фильм»: чёрная вязаная шапочка, чёрная водолазка, перчатки — это либо шпион на задании, либо обыватель решил влезть в дом к соседу. Вероятно, символизирует тщательную подготовку к предприятию. Очень распространённый штамп.
* «Почти-любой-американский-фильм»: чёрная вязаная шапочка, чёрная водолазка, перчатки — это либо шпион на задании, либо обыватель решил влезть в дом к соседу. Вероятно, символизирует тщательную подготовку к предприятию. Очень распространённый штамп.
** Еще часто ради пародии используется полосатая водолазка. Педаль в асфальт — с тюремным номером.
** Еще часто ради пародии используется полосатая водолазка. Педаль в асфальт — с тюремным номером.
* Советский немой агитфильм «Наполеон-газ» (1925 г.) — сёстры Грант, ассасины фашистского «Чёрного клана», надевают такой, готовясь выкрасть у Наполеона Гинимэра формулу всесжигающего газа, а самого изобретателя — прикончить.
* «[[Леон]]» — Лео, ты точно профи? Небритого хмыря в пальто, круглых тёмных очках и вязаной шапочке (летом!) не вычислит только очень ленивый.
* «[[Леон]]» — Лео, ты точно профи? Небритого хмыря в пальто, круглых тёмных очках и вязаной шапочке (летом!) не вычислит только очень ленивый.
** С другой стороны — обычный бродяга, возможно еще и нарик, кто на такого подумает?
** С другой стороны — обычный бродяга, возможно еще и нарик, кто на такого подумает?
** Леон, итальянец обитающий в "Маленькой Италии" на Манхэтенне, где таких вот типажей - смутных небритых типов в чёрных пальто бедноватого вида, довольно много.
** Стоит ещё добавить - что Нью-Йорк это один из тех городов, где вообще никто не смотрит кто и в чём ходит по улицам. Достаточно те-же документальные видео посмотреть.
* «[[Крёстный отец]]» и многие другие фильмы о бандитах первой половины XX века — [[аверсия]], смотри выше про гангстера.  
* «[[Крёстный отец]]» и многие другие фильмы о бандитах первой половины XX века — [[аверсия]], смотри выше про гангстера.  
** Вскоре после выхода фильма произошел кратковременный всплеск моды на костюмы и шляпы среди преступников, в первую очередь итальянских группировок. Подсвечено в фильме «Славные парни».
** Вскоре после выхода фильма произошел кратковременный всплеск моды на костюмы и шляпы среди преступников, в первую очередь итальянских группировок. Подсвечено в фильме «Славные парни».
Строка 59: Строка 63:
* «[[Назад в будущее]] 2» — [[шутки ради]]: Марти переоделся в неприметную одежду — в типичный шпионский тёмный костюм с очками и шляпой, и у него ещё рация.
* «[[Назад в будущее]] 2» — [[шутки ради]]: Марти переоделся в неприметную одежду — в типичный шпионский тёмный костюм с очками и шляпой, и у него ещё рация.
** Что характерно, персонажи особо внимания на этот костюм [[Неправдоподобно убедительная маскировка|не обращали]]. Хотя со скрытностью у Марти и без него очень плохо.
** Что характерно, персонажи особо внимания на этот костюм [[Неправдоподобно убедительная маскировка|не обращали]]. Хотя со скрытностью у Марти и без него очень плохо.
* "Антикиллер" - и немного грустный и забавный момент. Бойцы двух противостоящих группировок, серьёзные мужчины недешёвых в пуховиках и кожанках, с характерными сытыми и наглыми лицами, от которых криминалом (особенно в те времена) несло за километр. А вот как своих от чужих отличать?
{{q| - Как мы их узнаем?
- Они такие же как мы, только рожи незнакомые.|Баркас поясняет бригаде за вопрос самоидентификации.}}
=== [[Телесериалы]] ===
* «Вампиры» (1915) — Ирма Веп, одна из главных злодеев и, по факту, маскот сериала, в одной из серий проникает в дом [[Шпионский латекс|в шёлковом трико]] и в маске (вероятно, отыгрывая городскую легенду про гостиничных воровок, см. выше).
* «Майти Буш» - поскольку супермодный глянцевый журнал про моду "Скулы" устаревает каждый полчаса, доставкой его номеров занимаются сверхбыстрые ниндзя. В каноничных чёрных костюмах разумеется.
* «Государственная защита» - в первом фильме, [[Ферзь злодея|дракон главгада]] бандит Чикага вовсю косит под американского гангстера 30-50-х годов: сыплет в речи англицизмами и ходит по Петербургу в стереотипном костюме гангстера. Педаль в пол — вооружён ППШ (очевидно, за сходство с [[Справочник автора/Пистолет-пулемёт Томпсона|«чикагской печатной машинкой»]]), который таскает под плащом, и [[Справочник автора/M1911|1911-м]]. Схваченный героями шестёрка так про Чикагу и говорит: американских фильмов насмотрелся! 


===Мультсериалы===
===Мультсериалы===
Строка 79: Строка 91:
** Assassin’s Creed — мало того, что члены ордена носят приметные белые балахоны с капюшонами (обоснуй насчет мимикрии под монаха очень неубедителен) и красными кушаками, они еще и поголовно отрубают себе безымянный палец на руке, чтобы пользоваться потайным клинком.
** Assassin’s Creed — мало того, что члены ордена носят приметные белые балахоны с капюшонами (обоснуй насчет мимикрии под монаха очень неубедителен) и красными кушаками, они еще и поголовно отрубают себе безымянный палец на руке, чтобы пользоваться потайным клинком.
*** [[Подсветка]] и одновременно [[педаль в пол]] ближе к концу игры. Сибранд, напуганный убийствами своих товарищей, мучается паранойей [[Параноик был прав|(далеко не напрасной, ибо он действительно должен умереть следующим)]] и повсюду видит ассасинов. В частности, он убивает ''настоящего'' монаха, будучи убеждённым в том, что убивает ассасина. Ирония в том, что [[Протагонист|Альтаир]] лично наблюдает эту сцену, стоя буквально в нескольких метрах от Сибранда…
*** [[Подсветка]] и одновременно [[педаль в пол]] ближе к концу игры. Сибранд, напуганный убийствами своих товарищей, мучается паранойей [[Параноик был прав|(далеко не напрасной, ибо он действительно должен умереть следующим)]] и повсюду видит ассасинов. В частности, он убивает ''настоящего'' монаха, будучи убеждённым в том, что убивает ассасина. Ирония в том, что [[Протагонист|Альтаир]] лично наблюдает эту сцену, стоя буквально в нескольких метрах от Сибранда…
*** Белый -- чтоб не жарко было в тех климатических условиях.
*** Белый — чтоб не жарко было в тех климатических условиях.
** Assassin’s Creed 2 — палец отрубать перестали, вместо этого наносят на него ожоговый шрам, который хотя бы не так заметен. Но главное — одежду разрешили красить в не столь броские цвета. Или наоборот, в радикально красный.
** Assassin’s Creed 2 — палец отрубать перестали, вместо этого наносят на него ожоговый шрам, который хотя бы не так заметен. Но главное — одежду разрешили красить в не столь броские цвета. Или наоборот, в радикально красный.
*** Кстати, народ на улицах реагирует на необычный для Италии наряд Эцио в стиле «Что он там на себя напялил?»
*** Кстати, народ на улицах реагирует на необычный для Италии наряд Эцио в стиле «Что он там на себя напялил?»
Строка 104: Строка 116:
** Что еще смешней, ближе к концу основного сюжета в Новиграде собирается целый консилиум магичек, тоже одетых вовсе не в рубища. С некоторым фитильком, потому что к этому времени {{spoiler|штаб-квартира охотников за магами разгромлена, лидер и большая часть боевиков убиты, также может быть убит и сам Радовид, организовавший охоту}}. Однако верховодит в Новиграде Церковь Вечного Огня, магам вовсе не благоволящая да и охотники за магами явно не ограничивались одним Новиградом, как минимум, их ячейка есть в соседнем Оксенфурте.
** Что еще смешней, ближе к концу основного сюжета в Новиграде собирается целый консилиум магичек, тоже одетых вовсе не в рубища. С некоторым фитильком, потому что к этому времени {{spoiler|штаб-квартира охотников за магами разгромлена, лидер и большая часть боевиков убиты, также может быть убит и сам Радовид, организовавший охоту}}. Однако верховодит в Новиграде Церковь Вечного Огня, магам вовсе не благоволящая да и охотники за магами явно не ограничивались одним Новиградом, как минимум, их ячейка есть в соседнем Оксенфурте.
* [[Resident Evil]] 2 — в римейке Аду изначально нарядили в плащ и здоровенные темные очки (ночью, в городе где опасность на каждом шагу). И нет, её зрение [[Deus Ex|не аугментировано]].
* [[Resident Evil]] 2 — в римейке Аду изначально нарядили в плащ и здоровенные темные очки (ночью, в городе где опасность на каждом шагу). И нет, её зрение [[Deus Ex|не аугментировано]].
* [[Silent Hill]] 3 — детектив Дуглас Картландт носит пальто и шляпу.
* [[Divine Divinity]] — юмористическая [[деконструкция]] Ассасин по прозвищу Червяк единственный в предместьях носит чёрную одежду гильдии убийц, и его абсолютно все без исключения сразу идентифицируют как ассасина. Любой селянин сразу подскажет, где искать этого странноватого мрачного типа.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Так или иначе, но описанные в шапке статьи типажи и костюмы действительно используются в маскарадах или театральных представлениях, чтобы зрители не сомневались, кто есть кто. 
* Скинхеды (изначальные, аполитичные) одевались как рабочая молодёжь своего времени, а их политизированные ветви (и правая, и левые) ещё и стремились не выделяться из толпы (из-за чего следили за одеждой, чтобы выглядеть опрятно, а не как дикие хулиганы). Вот только при механическом переносе эстетики на реалии постсоветской России оказалось, что моб скинов в толпе выглядит не заметно, а очень заметно.
* Скинхеды (изначальные, аполитичные) одевались как рабочая молодёжь своего времени, а их политизированные ветви (и правая, и левые) ещё и стремились не выделяться из толпы (из-за чего следили за одеждой, чтобы выглядеть опрятно, а не как дикие хулиганы). Вот только при механическом переносе эстетики на реалии постсоветской России оказалось, что моб скинов в толпе выглядит не заметно, а очень заметно.
* В. И. [[Ленин]] при возвращении в Россию сменил шляпу-котелок на демократичную кепку, пытаясь мимикрировать под простолюдина. Но отечественные пролетарии обычно носили картузы, а вовсе не кепки, так что вместо смешения с массами у Ленина получился запоминающийся образ, ставший впоследствии легендарным.
* Российские [[Братва|бандиты]] [[Лихие девяностые|90-х годов]] часто ассоциируются со [[Всегда в спортивках|спортивными штанами, кроссами и куртками «Адидас»]] в характерные полоски (иногда вместо спортивной куртки надевали кожанки) и кепками-хулиганками. На самом деле это [[Именно то, что написано на упаковке|именно обычный костюм спортсменов]] 80-х годов, из числа, впрочем, которых большинство тогдашних гангстеров и вышло.
** На самом деле такие кепки в Петрограде вполне носили, просто это была мода рабочей элиты, и носителя кепки все ожидали видеть одетым в тужурку, широкие штаны и сапоги бутылками, а Ленин надел её с приличным европейским костюмом — так и получился легендарный образ.
** [[Педаль в пол]] — в 80-е годы спортивный костюм или комбез фирмы «Адидас»<ref>[[Педаль в пол|Особенно]] оригинальный, а не [[Фальсификация|с Малой Арнаутской]]</ref> был настолько желанной вещью, что некоторые молодые люди фотографировались на документы именно в «Адидасе». И мужик в спортивном костюме на фоне «мерса» ассоциировался именно что с успешным коммерсом или спортсменом, а не с преступником. Но в [[Лихие девяностые|бесславные 90-е]] всё изменилось.
** Педаль в стратосферу - сотрудники ГУУР и РУБОПа могли одеваться точно также и подчас были неотличимы. Необходимость маскировки обязывала.
* [[Пацаны с раёна|Гопники]] девяностых-нулевых (и их [[Тени былого величия|подражатели из десятых]]) также часто одевались под спортсменов 80-х годов, подражая настоящим бандюганам.
* В. И. [[Ленин]] при возвращении в Россию сменил шляпу-котелок на демократичную кепку, пытаясь мимикрировать под простолюдина. Но отечественные пролетарии обычно носили картузы, а кепки носила исключительно рабочая интеллигенция, и носителя кепки все ожидали видеть одетым в тужурку, широкие штаны и сапоги бутылками. Так что вместо смешения с массами у Ленина получилась этакая сборная солянка — так и получился образ, ставший впоследствии легендарным.
* Попытка переправлять гражданскими рейсами воинов-интернационалистов, не привлекая внимания, несколько раз проваливалась — одетые в самую обычную одежду, хотя бы и гавайку в цветочек, они привлекали ненужное внимание тем, что много мужчин примерно одного возраста решили все вдруг отправиться на отдых в одно и то же место, при этом еще и одеты одинаково до мелочей (гражданская одежда закуплена большой партией и выдана со склада), и к тому же одинаково коротко подстрижены.
* Попытка переправлять гражданскими рейсами воинов-интернационалистов, не привлекая внимания, несколько раз проваливалась — одетые в самую обычную одежду, хотя бы и гавайку в цветочек, они привлекали ненужное внимание тем, что много мужчин примерно одного возраста решили все вдруг отправиться на отдых в одно и то же место, при этом еще и одеты одинаково до мелочей (гражданская одежда закуплена большой партией и выдана со склада), и к тому же одинаково коротко подстрижены.
** Схожая ситуация получилась с группой китайских моряков, принимавших подлодку на верфях Крондштата. Почти три десятка молодых парней, военной выправки, одетых в похожие костюмы, под руководством тертого морского волка. Так что официальная версия — «моряки рыболовецкого флота» не обманула никого.
** Схожая ситуация получилась с группой китайских моряков, принимавших подлодку на верфях Крондштата. Почти три десятка молодых парней, военной выправки, одетых в похожие костюмы, под руководством тертого морского волка. Так что официальная версия — «моряки рыболовецкого флота» не обманула никого.

Текущая версия на 11:02, 25 апреля 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Overt Operative. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Перед нами две команды — условные герои (сыщик, шпионка, ниндзя, диверсант, спецназовец и чекист) и условные злодеи (шпион, воровка, взломщик, киллер, террорист и гангстер). Словом, люди, чьим ремеслом так или иначе является проникновение, наблюдение, ведение разведки, похищение ценных предметов или важных персон, ликвидация и саботаж — и умение делать всё это максимально скрытно и незаметно.

Само собой, такой род занятий требует не только соответствующей подготовки, но и тщательно продуманного и подобранного снаряжения!

Все, нас можно поздравить — наших агентов примут за ролевиков на косплее или собравшихся на бал-маскарад гуляк, и об их истинной сущности никто и не задумается. Разве станет настоящий диверсант или киллер одеваться настолько очевидным образом?

Троп, тем не менее, очень распространен, особенно в видеоиграх, где часто требуется без длинных описаний дать понять, чем именно может быть полезен персонаж. Также регулярно троп играется шутки ради.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Городская легенда России XIX века приписывала агентам Охранного отделения в штатском поголовное ношение пальто характерного горохового цвета. Скорее всего, это миф, но выражение «гороховое пальто» достаточно долго означало правительственного соглядатая.
    • Скорее всего всё куда банальней: Охранное отделение в Петербурге находилось на Гороховой улице.
  • Люди в чёрном из современных городских легенд, уничтожающие все следы контактов с пришельцами, узнаются именно по строгим костюмам (а ещё им полагается носить шляпы и чёрные очки, ездить на «кадиллаках» и вечно держать покерфейс). И как только их ещё не засняли паппарацци?
    • А разгадка проста: образ остался с тех времен, когда костюм и шляпа были вполне распространенной одеждой обывателя.
  • Французские воровки «гостиничные мышки», популярные в бульварных рассказах первой половины XX века, по рассказам, часто залезали в гостиничные номера и тырили всё ценное в черных шёлковых обтягивающих трико с масками-капюшонами.

Литература[править]

  • Роберт Шекли, «Я и мои шпики» — личный шпик, приставленный к Биллу, всегда одевается в пятнистую шинель, а на глаза надвигает широкополую шляпу. Этот облик настолько стереотипен, что друзья высмеивают бедолагу Билла — неужели он не заслуживает того, чтобы за ним наблюдал кто-нибудь покомпетентнее?
  • «Сказки тёмного леса» — Богородичные Ниндзя, с подсветкой.
  • «Код да Винчи» — Дэну Брауну, видимо, показалось мало того, что по Парижу с перекошенной рожей носится альбинос в рубище, оставаясь при этом незамеченным. Поэтому кардинал Арингароса для авиаперелета маскируется, надев митру (высокий и очень приметный головной убор епископа, надеваемый во время богослужения и официальных мероприятий) — для полной незаметности ему оставалось только ходить по салону, окуривая пассажиров ладаном из кадила.
  • Руслан Мельников, «Чёрная кость» — есть тут и ниндзя в чёрном костюме. Реконструкция — такое одеяние нужно только для маскировки ночью. Чтобы не привлекать ненужного внимания окружающих, в средневековой Европе тот же ниндзя облачается в бенедиктинскую монашескую рясу с куколем.
  • Дэн Абнетт «Молоты Ульриха». Рыцарям-храмовникам из Волчьего Храма Ульрика как-то пришлось выйти на поиски похищенной святыни в штатском. Для этого из сундуков были извлечены старые наряды, еще из «мирской» жизни воителей. Многие из костюмов вышли из моды годы назад, потеряли форму или просто стали малы. В результате храмовники имели весьма комичный вид. К счастью неизвестные воры обнесли не только святилище Ульрика и по городу металось немало «храмовников под прикрытием» в аналогичной одежде.
  • Стивен Хантер, «Мёртвый ноль» — то ли всерьёз, то ли с насмешкой. Наёмники группы Богьера, отправляясь на ликвидацию подавшегося в бегах Рэя Круса, вырядились в тёплые длинные плащи (летом, ага), армейские ботинки на высокой шнуровке и тактические очки. Для штурма секретного схрона в лесу подобная экипировка была бы в самый раз, вот только Рэй прятался на автомойке в центре города и троих мордоворотов в абсолютно неуместном прикиде срисовал с первого взгляда.

Кино[править]

  • «Почти-любой-американский-фильм»: чёрная вязаная шапочка, чёрная водолазка, перчатки — это либо шпион на задании, либо обыватель решил влезть в дом к соседу. Вероятно, символизирует тщательную подготовку к предприятию. Очень распространённый штамп.
    • Еще часто ради пародии используется полосатая водолазка. Педаль в асфальт — с тюремным номером.
  • Советский немой агитфильм «Наполеон-газ» (1925 г.) — сёстры Грант, ассасины фашистского «Чёрного клана», надевают такой, готовясь выкрасть у Наполеона Гинимэра формулу всесжигающего газа, а самого изобретателя — прикончить.
  • «Леон» — Лео, ты точно профи? Небритого хмыря в пальто, круглых тёмных очках и вязаной шапочке (летом!) не вычислит только очень ленивый.
    • С другой стороны — обычный бродяга, возможно еще и нарик, кто на такого подумает?
    • Леон, итальянец обитающий в "Маленькой Италии" на Манхэтенне, где таких вот типажей - смутных небритых типов в чёрных пальто бедноватого вида, довольно много.
    • Стоит ещё добавить - что Нью-Йорк это один из тех городов, где вообще никто не смотрит кто и в чём ходит по улицам. Достаточно те-же документальные видео посмотреть.
  • «Крёстный отец» и многие другие фильмы о бандитах первой половины XX века — аверсия, смотри выше про гангстера.
    • Вскоре после выхода фильма произошел кратковременный всплеск моды на костюмы и шляпы среди преступников, в первую очередь итальянских группировок. Подсвечено в фильме «Славные парни».
  • Схожая ситуация с сыщиками в фильмах нуар и детективах. Как уже было сказано, в 30-50-е годы, на которые пришелся расцвет жанра, подобная одежда была сама собой разумеющейся для любого уважающего себя городского мужчины.
  • «Солт» — подозреваемая в шпионаже в пользу русских Эвелин Солт носит шубу и меховую шапку a la russe.
  • «Матрица» — повстанцы внутри Матрицы моделируют себе характерный наряд: кожа, плащи, противосолнечные очки. Мало того, что это мешало бы бегать и сражаться (допустим, они заставляют себя поверить в то, что костюмчик не стесняет движений, а под чёрными очками идеальная видимость), так это ещё и должно быть очень заметно, а в Матрице ведь любой, кто ведёт себя подозрительно, может привлечь Агентов.
    • Возможный обоснуй — как ни нарядись, а агенты смогут вычислить нелегальные посещения матрицы с одинаковой вероятностью. А обывателям как-то безразлично: мало ли какие модники по улицам разгуливают — может это новая субкультура. Контробоснуй: агенты по фильмам не реагируют на нелегальный вход в Матрицу (в первом фильме Сайфер бросает в урну работающий телефон, чтобы спалить контору, Нео привлекает агентов, выхватив телефон у прохожего, а Тринити — выйдя из Матрицы через телефонную будку, после чего агент вселяется в наблюдавшего бомжа и бросается на Нео).
    • Другой обоснуй, технологический. Если агенты работают по принципу межсетевого экрана, то они фильтруют только подозрительную активность, а не перехватывают все входящие. В таком случае внешность или простой вход в локальную систему — не повод для активности, все равно это лишь набор нулей и единиц. А вот подозрительный исходящий сигнал — куда подозрительнее.
  • «Последний самурай» — этот фильм засажен развесистой сакурой, и собственно ниндзя в чёрных костюмах там тоже есть.
  • «Такси 2» — шутки ради на якудза работают карикатурные ниндзя-каратисты.
    • А чуть раньше, французская полиция планировала использовать своих ниндзя для имитации нападения.
  • «Месть Фу Манчу» (1967) и другие фильмы цикла 1960-х. Головорезы Фу, отправляясь на задания в страны Европы, часто носят то, что и в логове своего шефа. Как обоснуй — умеют прятаться, а нестандартный для Европы наряд для психологического воздействия. К тому же они кажутся одинаковыми.
  • «Назад в будущее 2» — шутки ради: Марти переоделся в неприметную одежду — в типичный шпионский тёмный костюм с очками и шляпой, и у него ещё рация.
    • Что характерно, персонажи особо внимания на этот костюм не обращали. Хотя со скрытностью у Марти и без него очень плохо.
  • "Антикиллер" - и немного грустный и забавный момент. Бойцы двух противостоящих группировок, серьёзные мужчины недешёвых в пуховиках и кожанках, с характерными сытыми и наглыми лицами, от которых криминалом (особенно в те времена) несло за километр. А вот как своих от чужих отличать?
« - Как мы их узнаем?

- Они такие же как мы, только рожи незнакомые.

»
— Баркас поясняет бригаде за вопрос самоидентификации.

Телесериалы[править]

  • «Вампиры» (1915) — Ирма Веп, одна из главных злодеев и, по факту, маскот сериала, в одной из серий проникает в дом в шёлковом трико и в маске (вероятно, отыгрывая городскую легенду про гостиничных воровок, см. выше).
  • «Майти Буш» - поскольку супермодный глянцевый журнал про моду "Скулы" устаревает каждый полчаса, доставкой его номеров занимаются сверхбыстрые ниндзя. В каноничных чёрных костюмах разумеется.
  • «Государственная защита» - в первом фильме, дракон главгада бандит Чикага вовсю косит под американского гангстера 30-50-х годов: сыплет в речи англицизмами и ходит по Петербургу в стереотипном костюме гангстера. Педаль в пол — вооружён ППШ (очевидно, за сходство с «чикагской печатной машинкой»), который таскает под плащом, и 1911-м. Схваченный героями шестёрка так про Чикагу и говорит: американских фильмов насмотрелся!

Мультсериалы[править]

  • Финес и Ферб - главные герои шили такие.

Аниме и Манга[править]

  • Часто повторяющийся штамп, когда следящие за другом/подругой знакомые обряжены в черные плащи и черные очки. Встречались в «Onegai Twins», «Ano Nasty de Matteru», «Gokusen».
  • City Hunter — аниме и манга пародируют штампы боевиков 80-90 х. И в одной из серий главный герой противостоит совершено карикатурным ниндзя разряженных соответствующе.
    • в одной из серий напарница героя нарядилась в такой костюм чтобы проникнуть в дом босса якудзы.

Видеоигры[править]

  • Серия Hitman — стандартный образ протагониста выглядит очень подозрительно: угрюмый, абсолютно лысый мужчина со странной татуировкой на затылке, одетый в черный костюм…
    • Аверсия в миссии «Приглашение на вечеринку» из второй части. Лучшая маскировка для данной миссии — это… отсутствие всякой маскировки, ибо в посольстве Германии чёрный деловой костюм смотрится более чем естественно. Да и Сорок Седьмой на немца очень даже похож…
    • В перезапуске от этого избавились, и теперь стартовая одежда 47-го более соответствует обстановке.
  • Серия TES:
    • Morrowind — броня Тёмного Братства очень похожа на форму рабочих театра кабуки
    • Oblivion — вступив в Темное Братство, протагонист получит униформу такого злодейского вида, что уже само ношение ее на улицах должно бы привлекать всеобщее внимание.
    • Skyrim — помимо Братства, есть целых два вида воровского одеяния, получаемого по квестам Гильдии Воров. Второе из них ну очень приметное.
  • Серия Assassin's Creed:
    • Assassin’s Creed — мало того, что члены ордена носят приметные белые балахоны с капюшонами (обоснуй насчет мимикрии под монаха очень неубедителен) и красными кушаками, они еще и поголовно отрубают себе безымянный палец на руке, чтобы пользоваться потайным клинком.
    • Assassin’s Creed 2 — палец отрубать перестали, вместо этого наносят на него ожоговый шрам, который хотя бы не так заметен. Но главное — одежду разрешили красить в не столь броские цвета. Или наоборот, в радикально красный.
      • Кстати, народ на улицах реагирует на необычный для Италии наряд Эцио в стиле «Что он там на себя напялил?»
    • Assassin’s Creed 3 — кафтан с капюшоном резко выделяет протагониста из толпы, носящей шляпы.
    • Assassin’s Creed III: Liberation — в образе ассасина Эвелина перманентно имеет первый уровень подозрительности.
    • Assassin’s Creed Syndicate — Джейкоб еще и проявляет свою одаренность: идя на дело, снимает шляпу и надевает капюшон. Очень неприметная штука среди шляп остальных.
      • Вообще, он надевает капюшон, когда крадётся. А смешивается с толпой — в шляпе.
    • А вот современные ассассины, которые не в Анимусе, а в «реальности», традиционного наряда не носят.
      • Обоснуй: ассассинский плащ всегда и везде — это жанровая условность игры, в действительности его надевает только тот, кто идёт на демонстративную акцию вроде убийства на глазах у толпы, а те, кто заняты слежкой, подслушиванием, сбором слухов, подкупом, содержанием конспиративных квартир и т. д. одеваются неприметно.
      • Обоснуй 2: это симуляция.
  • Invisible, Inc. — некоторые агенты одеты в тренчи и/или шляпы.
  • Dishonored — с прикрученным фитильком. Одежда у Корво довольно непримечательная, но характерная маска сразу выдаёт наёмного убийцу (а стража в городе уже давно запомнила вид этой маски).
  • Бригада Е5 — шпионка мятежного генерала Торменса ходит по подконтрольному правительству городу в темных очках, эффектном облегающем костюме и с огромной камерой в руках. И она еще недовольна, что ее подозревают!
  • Shogun 2: Total War — синоби не расстаются с фирменными черными одеждами даже в том случае, если их используют в качестве отряда бойцов в сражении, и умудряются маскироваться на фоне зеленой травы.
  • Серия Command & Conquer: Red Alert — зигзаг, шпионы союзников в нерабочее время одеты в смокинги и белые рубашки. В рабочее — переодеваются в солдат противника. А вот в третьей части появились японцы, и у них есть ниндзя, попадающие под троп на все сто.
  • Mass Effect 2 — в начале своей миссии на лояльность Касуми убеждает Шепард(а) надеть деловой костюм/вечернее платье, но сама идёт в своём обычном прикиде. Неудивительно, что Донован Хок сразу заподозрил неладное и отказался впускать её.
  • Overwatch — Габриэл Рэйес, боле известный как Жнец, до своей метаморфозы носил упомянутые выше шапку и водолазку чёрного цвета.
  • Witcher III — дом Трисс в Новиграде разгромлен, в ее пожитках роется какая-то шантрапа, а сама она прячется в городе от охотников за магами, остро желающих подвергнуть ее изуверским пыткам, а затем казнить, тоже не особо гуманным способом. Но, разумеется, гордая магичка и не подумает сменить свою попугайской расцветки курточку с провокационным вырезом на что-либо более неприметное, только накинет сверху коротенький, почти ничего не скрывающий, плащ с капюшоном. Педаль в недра утапливается при установке DLC на альтернативный облик Трисс. Теперь «скрывающаяся» магичка будет расхаживать по утопающим в грязи улицам и забитым крысами подвалам в наполовину кружевном бальном платье с вырезом до талии и волочащимся шлейфом в полтора метра.
    • Частично геймплейный обоснуй: в игре довольно часто нужно следовать за Трисс по Новиграду, и будь она одета действительно совершенно неприметно, ее было бы очень легко потерять в толпе. Но смотрится все равно очень нелепо, особенно альтернативный облик. Та же задача решалась бы просто слегка нестандартной расцветкой ее плащика или какой-нибудь приметной деталью на нем.
    • Что еще смешней, ближе к концу основного сюжета в Новиграде собирается целый консилиум магичек, тоже одетых вовсе не в рубища. С некоторым фитильком, потому что к этому времени штаб-квартира охотников за магами разгромлена, лидер и большая часть боевиков убиты, также может быть убит и сам Радовид, организовавший охоту. Однако верховодит в Новиграде Церковь Вечного Огня, магам вовсе не благоволящая да и охотники за магами явно не ограничивались одним Новиградом, как минимум, их ячейка есть в соседнем Оксенфурте.
  • Resident Evil 2 — в римейке Аду изначально нарядили в плащ и здоровенные темные очки (ночью, в городе где опасность на каждом шагу). И нет, её зрение не аугментировано.
  • Silent Hill 3 — детектив Дуглас Картландт носит пальто и шляпу.
  • Divine Divinity — юмористическая деконструкция Ассасин по прозвищу Червяк единственный в предместьях носит чёрную одежду гильдии убийц, и его абсолютно все без исключения сразу идентифицируют как ассасина. Любой селянин сразу подскажет, где искать этого странноватого мрачного типа.

Реальная жизнь[править]

  • Так или иначе, но описанные в шапке статьи типажи и костюмы действительно используются в маскарадах или театральных представлениях, чтобы зрители не сомневались, кто есть кто.
  • Скинхеды (изначальные, аполитичные) одевались как рабочая молодёжь своего времени, а их политизированные ветви (и правая, и левые) ещё и стремились не выделяться из толпы (из-за чего следили за одеждой, чтобы выглядеть опрятно, а не как дикие хулиганы). Вот только при механическом переносе эстетики на реалии постсоветской России оказалось, что моб скинов в толпе выглядит не заметно, а очень заметно.
  • Российские бандиты 90-х годов часто ассоциируются со спортивными штанами, кроссами и куртками «Адидас» в характерные полоски (иногда вместо спортивной куртки надевали кожанки) и кепками-хулиганками. На самом деле это именно обычный костюм спортсменов 80-х годов, из числа, впрочем, которых большинство тогдашних гангстеров и вышло.
    • Педаль в пол — в 80-е годы спортивный костюм или комбез фирмы «Адидас»[7] был настолько желанной вещью, что некоторые молодые люди фотографировались на документы именно в «Адидасе». И мужик в спортивном костюме на фоне «мерса» ассоциировался именно что с успешным коммерсом или спортсменом, а не с преступником. Но в бесславные 90-е всё изменилось.
    • Педаль в стратосферу - сотрудники ГУУР и РУБОПа могли одеваться точно также и подчас были неотличимы. Необходимость маскировки обязывала.
  • Гопники девяностых-нулевых (и их подражатели из десятых) также часто одевались под спортсменов 80-х годов, подражая настоящим бандюганам.
  • В. И. Владимир Ленин при возвращении в Россию сменил шляпу-котелок на демократичную кепку, пытаясь мимикрировать под простолюдина. Но отечественные пролетарии обычно носили картузы, а кепки носила исключительно рабочая интеллигенция, и носителя кепки все ожидали видеть одетым в тужурку, широкие штаны и сапоги бутылками. Так что вместо смешения с массами у Ленина получилась этакая сборная солянка — так и получился образ, ставший впоследствии легендарным.
  • Попытка переправлять гражданскими рейсами воинов-интернационалистов, не привлекая внимания, несколько раз проваливалась — одетые в самую обычную одежду, хотя бы и гавайку в цветочек, они привлекали ненужное внимание тем, что много мужчин примерно одного возраста решили все вдруг отправиться на отдых в одно и то же место, при этом еще и одеты одинаково до мелочей (гражданская одежда закуплена большой партией и выдана со склада), и к тому же одинаково коротко подстрижены.
    • Схожая ситуация получилась с группой китайских моряков, принимавших подлодку на верфях Крондштата. Почти три десятка молодых парней, военной выправки, одетых в похожие костюмы, под руководством тертого морского волка. Так что официальная версия — «моряки рыболовецкого флота» не обманула никого.
    • Аверсия с неудачной попыткой переворота на Сейшелах — группу рослых, спортивных мужчин залегендировали как сборную по регби. И ведь почти удалось, не перепутай один из них VIP-зал без металлодетекторов и обычный!

Примечания[править]

  1. В принципе, вполне обычная одежда в первой половине-середине XX века. В наши дни сыщик будет смотреться в таком виде либо мелким маргиналом, либо храбрым циничным троллем.
  2. Аналогично, пришло из нуарных детективов того же времени. Нынешние детективы и МТА объясняют такой выбор относительной простотой и удобством револьвера, плюс, якобы, небольшими размерами, ибо не верят в то, что сейчас появилось громадное количество моделей самозарядных малогабаритных пистолетов, как тот же «глок 30», «леди Смит», «волкер PPK» или ПСМ, имеющих ещё и больше патронов в обойме, чем револьвер, и куда более быструю и удобную перезарядку
  3. Обтягивающий комбинезон на голое тело.
  4. В реальности свет ПНВ действительно виден, как лампочка, но только другому обладателю ПНВ.
  5. Опять же, плащи, пиджаки в полоску и шляпы тогда были обычной городской мужской одеждой 30-х годов, откуда, собственно, и пришёл к нам образ гангстера. Такой наряд выглядел совершенно естественно и никак не ассоциировался именно с преступниками.
  6. Реальные гангстерши 30-х годов, типа, той же Бонни Паркер одевались... в женскую одежду 30-х годов! Женщину, одетую в мужской брючный костюм (всякие там джинсы и рабочие комбезы на фабриках и фермах мы не берём, ровно как и одежду лётчиц и водителей) признали бы или злой тролльшей, или приверженкой нетрадиционных сексуальных взглядов.
  7. Особенно оригинальный, а не с Малой Арнаутской