Подсветка: различия между версиями
(опечатка) |
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|В замке живёт, как это ни банально,<br />Великан, людоед и злодей.|Образцовый пример от Алексея Свиридова}} | {{q|В замке живёт, как это ни банально,<br />Великан, людоед и злодей.|Образцовый пример от Алексея Свиридова}} | ||
Иногда автор вынужден прибегнуть к художественному приёму, который либо [[старше, чем грязь]], либо просто навяз в зубах вследствие чрезмерного злоупотребления им в массовой культуре. В таких случаях [[подавление недоверия]] требует дополнительных приёмов. Одним из таких приёмов и является '''подсветка'''. Её суть состоит в том, чтобы вместо прикрывания условностей жанра или | Иногда автор вынужден прибегнуть к художественному приёму, который либо [[старше, чем грязь]], либо просто навяз в зубах вследствие чрезмерного злоупотребления им в массовой культуре. В таких случаях [[подавление недоверия]] требует дополнительных приёмов. Одним из таких приёмов и является '''подсветка'''. Её суть состоит в том, чтобы вместо прикрывания условностей жанра или текста — наоборот, выпятить их. | ||
Ну, например: [[литературный негр]], автор многотомной эпопеи, сочиняет для пятого тома очередную батальную сцену, где герои, столкнувшись с немыслимым количеством врагов, неизменно выйдут победителями. Автор понимает, что герои уже выходили победителями в первых четырёх томах, и пятая победа подряд может вызвать некоторое читательское недоумение. Но деваться | Ну, например: [[литературный негр]], автор многотомной эпопеи, сочиняет для пятого тома очередную батальную сцену, где герои, столкнувшись с немыслимым количеством врагов, неизменно выйдут победителями. Автор понимает, что герои уже выходили победителями в первых четырёх томах, и пятая победа подряд может вызвать некоторое читательское недоумение. Но деваться некуда — синопсис спущен сверху и герои не могут для разнообразия проиграть этот бой. И тогда автор делает следующий ход конём: один из героев внезапно проявляет [[жанровая смекалка|жанровую смекалку]] и сообщает остальным, что они — хорошие парни, а значит, по законам жанра должны победить, потому что хорошие парни побеждают плохих. Или же в дело вступает [[инверсия]]: нарочитое, ригидное ''отвергание'' тропа, скорее ведущее к его несомненному присутствию — как поступил Альфред Хичкок в «[[:w:Ребекка (фильм, 1940)|Ребекке]]» по отношению к «непристойной связи» между покойной миссис де Винтер и экономкой Мандерлея (поскольку тогдашний голливудский [[:w:цензура|юридический климат]] весьма неблагосклонно относился к появлению на экранах явлений гомосексуализма, в том числе и женского). | ||
На этом приёме построено множество [[пародия|пародий]]. | На этом приёме построено множество [[пародия|пародий]]. | ||
{{Nav/Игры со штампами}} | {{Nav/Игры со штампами}} | ||
{{Nav/Литература}} | {{Nav/Литература}} |
Текущая версия на 12:55, 6 декабря 2024
« | В замке живёт, как это ни банально, Великан, людоед и злодей. |
» |
— Образцовый пример от Алексея Свиридова |
Иногда автор вынужден прибегнуть к художественному приёму, который либо старше, чем грязь, либо просто навяз в зубах вследствие чрезмерного злоупотребления им в массовой культуре. В таких случаях подавление недоверия требует дополнительных приёмов. Одним из таких приёмов и является подсветка. Её суть состоит в том, чтобы вместо прикрывания условностей жанра или текста — наоборот, выпятить их.
Ну, например: литературный негр, автор многотомной эпопеи, сочиняет для пятого тома очередную батальную сцену, где герои, столкнувшись с немыслимым количеством врагов, неизменно выйдут победителями. Автор понимает, что герои уже выходили победителями в первых четырёх томах, и пятая победа подряд может вызвать некоторое читательское недоумение. Но деваться некуда — синопсис спущен сверху и герои не могут для разнообразия проиграть этот бой. И тогда автор делает следующий ход конём: один из героев внезапно проявляет жанровую смекалку и сообщает остальным, что они — хорошие парни, а значит, по законам жанра должны победить, потому что хорошие парни побеждают плохих. Или же в дело вступает инверсия: нарочитое, ригидное отвергание тропа, скорее ведущее к его несомненному присутствию — как поступил Альфред Хичкок в «Ребекке» по отношению к «непристойной связи» между покойной миссис де Винтер и экономкой Мандерлея (поскольку тогдашний голливудский юридический климат весьма неблагосклонно относился к появлению на экранах явлений гомосексуализма, в том числе и женского).
На этом приёме построено множество пародий.
Игры со штампами | |
---|---|
По смыслу | Аверсия • Деконструкция (Деконструкция задала новые каноны) • Зигзаг • Инверсия (Гендерная) • Обоснование (Аргумент мультиверса • Обоснуй) • Пародия (Самопародия) • Реконструкция • Субверсия |
По стилю | Педаль в пол • Ради драмы • Ради ужаса • С прикрученным фитильком • Шутки ради • Подразумевание штампа |
По реакции персонажа | Опора на штамп • Отрицание штампа • Подсветка (Господа, это символично! • Всегда хотел это сказать • Мы знаем, что написали бред) • Эксплуатация штампа |
Распространённые обоснуи | Акула вуду • Онижепришельцы! • Фантастическое допущение • Это был социальный эксперимент • Это очень сильное колдунство • Потому что я Бэтмен! |
← | Основы • Штамп • Явления и идеи |