Одетые, но раздетые: различия между версиями
м |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Фольклор]] === | === [[Фольклор]] === | ||
* «Явилась? Немедленно одевайся и спать!» | * «Явилась? Немедленно одевайся и спать!» | ||
* [[Субверсия]] с домашним нарядом поручика Ржевского, из-за которого дама выпала из кареты: галстук, пенсне и тапочки. | * [[Субверсия]] с домашним нарядом поручика Ржевского, из-за которого дама выпала из кареты: {{Spoiler|галстук, пенсне и тапочки}}. | ||
* «Пушкин сидел у себя дома в одной нижней рубашке. К нему зашла соседка, не предупредив его. Пушкин поднял рубашку, прикрыв ею свою шею, и сказал: „Извините, я без галстука“». (Наум Бернштейн, «Размышления над анекдотами»). | * «Пушкин сидел у себя дома в одной нижней рубашке. К нему зашла соседка, не предупредив его. Пушкин поднял рубашку, прикрыв ею свою шею, и сказал: „Извините, я без галстука“». (Наум Бернштейн, «Размышления над анекдотами»). | ||
* Ещё одна субверсия: «Я слышал, что во время пандемии [[Ковидная эпоха|коронавируса]] достаточно носить в общественных местах маску. Поверил, а зря! Оказывается, надо носить ещё и штаны!» Фабула может предпологать и ультра-короткие шорты на пляже... | * Ещё одна субверсия: «Я слышал, что во время пандемии [[Ковидная эпоха|коронавируса]] достаточно носить в общественных местах маску. Поверил, а зря! Оказывается, надо носить ещё и штаны!» | ||
** Фабула может предпологать и ультра-короткие шорты на пляже... | |||
* Сказки, в которых предлагают явиться не голой, но и не одетой (например, русская сказка «Дочь-семилетка»). Решение — «одеться» в рыбачью сеть. | * Сказки, в которых предлагают явиться не голой, но и не одетой (например, русская сказка «Дочь-семилетка»). Решение — «одеться» в рыбачью сеть. | ||
* Феерическая [[инверсия]] [[ | * Феерическая [[инверсия]] [[цитата-бастард|якобы]] от Фаины Раневской. Она сидела в гримёрке топлесс и курила, когда к ней без стука зашёл некий актёр. «Надеюсь, вас не смущает, что я курю?» — отреагировала она. | ||
* Советская городская легенда 1970-80-х годов — якобы существует особая красная фотоплёнка: заснятые на неё одетые люди на фотографиях получаются голыми. Школьники часто пугали одноклассниц (а иногда и школьницы — одноклассников), фотографируя их «на красную плёнку», отчего те чувствовали себя сабжем. Основано на реальных событиях. Чувствительные к ИК-лучам фотоприёмники способны видеть сквозь достаточно тонкую ткань, например купальника. Но с толстым сукном школьной формы (или шерстяным свитером) такой фокус не пройдёт. | * Советская [[городская легенда]] 1970-80-х годов — якобы существует особая красная фотоплёнка: заснятые на неё одетые люди на фотографиях получаются голыми. Школьники часто пугали одноклассниц (а иногда и школьницы — одноклассников), фотографируя их «на красную плёнку», отчего те чувствовали себя сабжем. | ||
** [[Основано на реальных событиях]]. Чувствительные к ИК-лучам фотоприёмники способны видеть сквозь достаточно тонкую ткань, например купальника. Но с толстым сукном школьной формы (или шерстяным свитером) такой фокус не пройдёт. | |||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
Строка 20: | Строка 23: | ||
* Михаил Лермонтов, «Повесть о купце Калашникове» — опричник не только целовал жену заглавного героя при всем народе, но и сорвал с нее платок и фату. Муж идет мстить за поруганную честь жены. | * Михаил Лермонтов, «Повесть о купце Калашникове» — опричник не только целовал жену заглавного героя при всем народе, но и сорвал с нее платок и фату. Муж идет мстить за поруганную честь жены. | ||
** Тут даже не надо так уж сильно фитилёк тянуть: представьте, что незнакомый мужчина начинает на улице обнимать и целовать замужнюю женщину и в процессе, например, активно расстёгивать на ней блузку. Фраза: «Ну, я же не раздел её догола!» будет не слишком убедительно звучать, не правда ли?.. | ** Тут даже не надо так уж сильно фитилёк тянуть: представьте, что незнакомый мужчина начинает на улице обнимать и целовать замужнюю женщину и в процессе, например, активно расстёгивать на ней блузку. Фраза: «Ну, я же не раздел её догола!» будет не слишком убедительно звучать, не правда ли?.. | ||
*** Кроме того, в то время и еще очень долго (минимум до революции) замужняя или вдовая женщина с непокрытой головой на людях | *** Кроме того, в то время и еще очень долго (минимум до революции) замужняя или вдовая женщина с непокрытой головой на людях — это все равно, что вовсе без одежды. Девушка еще может не прятать косу (но быть в платочке или хотя бы голова повязана лентой), но для замужней/вдовы это уже позор на весь мир. Разве что какие-то форсмажорные обстоятельства — типа, пожар случился — выскочили, в чем были, погиб кто-то близкий и в горе женщина сорвала головной убор (или, как при пожаре, не успела надеть). | ||
* Харпер Ли, «Убить пересмешника» — когда пожилой адвокат Аттикус ослабил галстук и расстегнул воротник, чего раньше никогда не делал вне дома, это восприняли, словно бы он разделся. | * Харпер Ли, «Убить пересмешника» — когда пожилой адвокат Аттикус ослабил галстук и расстегнул воротник, чего раньше никогда не делал вне дома, это восприняли, словно бы он разделся. | ||
* Илья Ильф и Евгений Петров, | * Илья Ильф и Евгений Петров, «[[Золотой телёнок]]» — один из пациентов сумасшедшего дома, куда, опасаясь чистки, бежал бухгалтер Берлага, мнит себя голой женщиной, будучи при этом очень даже одетым мужчиной с усами. {{spoiler|Точнее, делает вид, что мнит, а на самом деле тоже прячется от чистки.}} | ||
* Иван Ефремов, «Час Быка» — когда Чеди Даан намеревается выйти в город под видом тормансианки, ей приходится одеться по местной моде. «На верхнее одеяние нельзя было пожаловаться. (…) Но её заставили надеть и нижнюю одежду: совершенно незнакомый для жительницы Земли лифчик и жёсткую юбочку. Новые друзья уверили Чеди, что появление на улице без этих странных приспособлений может привести к скандалу». | * Иван Ефремов, «Час Быка» — когда Чеди Даан намеревается выйти в город под видом тормансианки, ей приходится одеться по местной моде. «На верхнее одеяние нельзя было пожаловаться. (…) Но её заставили надеть и нижнюю одежду: совершенно незнакомый для жительницы Земли лифчик и жёсткую юбочку. Новые друзья уверили Чеди, что появление на улице без этих странных приспособлений может привести к скандалу». | ||
* Николай Носов, | * Николай Носов, «[[Незнайка на Луне]]» — беспорточные безработные не всегда ходят именно без портков. Появиться на людях без рубашки, обуви и даже без головного убора тоже считается крайне неприличным. Таких граждан не берут на работу, и их, словно нудистов, ловит полиция. | ||
** Важный момент: дело не в том, что лунные нравы настолько целомудренны — неприличным и даже асоциальным является не факт демонстрации, скажем, босых ног, а отсутствие гардероба, что автоматически сигнализирует о переходе коротышки в разряд, как говорится, деклассированных элементов: «Считается, что если ты не в состоянии заработать себе на жилище и на одежду, значит, ты безнадёжный дурак». Проще говоря, неприлично быть бедным, а не голым. | ** Важный момент: дело не в том, что лунные нравы настолько целомудренны — неприличным и даже асоциальным является не факт демонстрации, скажем, босых ног, а отсутствие гардероба, что автоматически сигнализирует о переходе коротышки в разряд, как говорится, ''деклассированных элементов'': «Считается, что если ты не в состоянии заработать себе на жилище и на одежду, значит, ты безнадёжный дурак». Проще говоря, неприлично быть бедным, а не голым. | ||
* Лев Толстой, | * Лев Толстой, «[[Война и мир]]» — Элен Курагина, которая явилась в театр «голая» и «совершенно раздетая», «шумя своим толстым шёлковым платьем». Имеется в виду, что у упомянутого платья — два огромных декольте, одно спереди (почти полностью открывает роскошную грудь Элен), а другое сзади (видно изрядную часть голой спины, которая у Элен тоже очень красивая). | ||
** Или с фитильком: «Окончив прическу, Наташа, в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки … подбежала к Соне». Здесь слово «коротенький» означает «не до самого пола, а чуть короче». | ** Или с фитильком: «Окончив прическу, Наташа, в коротенькой юбке, ''из-под которой виднелись бальные башмачки'' … подбежала к Соне». Здесь слово «коротенький» означает «не до самого пола, а чуть короче». | ||
* Роберт Янг, «Механический фиговый листок» — в предельно утрированном обществе потребления человек считается непристойно голым, если он не в автомобиле. | * Роберт Янг, «Механический фиговый листок» — в [[Педаль в пол|предельно утрированном]] обществе потребления человек считается непристойно голым, если он не в автомобиле. | ||
* Луи Буссенар, <s> | * Луи Буссенар, <s>[[Капитан Сорвиголова|"Капитан Сорви…]]</s> «Без гроша в кармане» — афиша, рекламирующая господина Бессребренника, гласит, что у того нет ни рубашки, ни воротничка, ни даже зубочистки и вообще он наг, как в день рождения, однако ж, несмотря на отсутствие гардероба, может принимать даже визиты дам. А разгадка проста — Бессребренник одет в импровизированный костюм, сделанный из газет. | ||
* Брайан Маклеллан, «Кровавый завет» — когда Адамат приходит в гости к Первосвященнику Черлемунду, ему подают двуколку, которой правит красотка лет шестнадцати, одетая в стандартный костюм кучера, вот только сшитый из полупрозрачного шёлка, из-за чего отлично видно, что он надет прямо на голое тело. А слуги, работающие в саду и винограднике, — сплошь прекрасные юноши и девушки — носят туники из того же материала. | * Брайан Маклеллан, «Кровавый завет» — когда Адамат приходит в гости к Первосвященнику Черлемунду, ему подают двуколку, которой правит красотка лет шестнадцати, одетая в стандартный костюм кучера, вот только сшитый из полупрозрачного шёлка, из-за чего отлично видно, что он [[Трусы долой!|надет прямо на голое тело]]. А слуги, работающие в саду и винограднике, — сплошь прекрасные юноши и девушки — носят туники из того же материала. | ||
* Пратчетт, «Ведьмы за границей»: ведьма Маграт отправилась в путешествие, надев вместо юбки штаны, чем шокировала матушку Ветровоск — ведь теперь «любой может увидеть, где её ноги». И действительно, народ сбегался посмотреть на «женщину с ногами». | * [[Плоский Мир|Пратчетт]], «Ведьмы за границей»: ведьма Маграт отправилась в путешествие, надев вместо юбки штаны, чем шокировала [[Старая дева|матушку Ветровоск]] — ведь теперь «любой может увидеть, ''где'' её ноги». И действительно, народ сбегался посмотреть на «женщину с ногами». | ||
* Упомянуто в | * Упомянуто в «Великом Алмазе/Алмазной истории» Иоанны Хмелевской: ''«…о сломанной оси новой кареты и неслыханной компрометации молодой пани Имельской, которая всенародно продемонстрировала в катастрофе ногу по самое колено, и теперь бедняжке только в монастырь удалиться…»''. И в ее же «Старшей правнучке» со счастливым концом: ''«…Надо же такому приключиться! Панна Флора в наш пруд свалилась, Лукашек ее спасать бросился, на руках вынес из водной стихии, соблазн великий и искушение, ведь оба, почитай, без одежды были. Лукашек сюртук скинул, в рубахе одной остался, Флора же в одних чулках, вроде как туфельки в воде потеряла. А платье с нее Лукашек самолично содрал, оно за камыши зацепилось и едва панну не погубило. Девица всенародно предстала в нижних юбках, ибо сын мой на руках ее нес аж до самого дома. Теперь без сомнения, чем дело завершится, — честным пирком да за свадебку…»''. Отец Лукаша, впрочем, подшучивает, что платье сдирать было не обязательно, а парень просто воспользовался случаем поближе рассмотреть будущую жену. Мимоходом также в «Проклятом барьере/По ту сторону барьера», где героиня из чопорного 1882-го переносится примерно в наше время (роман 1999 года) и обратно, пока не выбирает наши дни. Естественно, первое время шокирована современной одеждой, но быстро входит во вкус и очень недовольна, когда по возвращении в свое время вынуждена вновь напяливать многослойные неудобные тряпки и передавливать ноги подвязками. | ||
* Алексей Лютый, серия | * Алексей Лютый, серия «[[Рабин Гут]]» — в первой книге рыцари Галахад, Бедивер и Мордред остались после боя в одном нижнем белье. | ||
* Уильям Хоуп Ходжсон, «Дело торговца древностями» — сын означенного торговца, будучи пьяным, дёрнул президента китайского тайного братства Безымянных за косу, а та оказалась накладной и оторвалась. Так что президент предстал пред собратьями всё равно что голым, и теперь всё великое братство Безымянных, живущее две тысячи лет, жаждет крови недалёкого юноши. Зигзаг: скорее всего, торговец, рассказавщий эту историю, врёт, и на самом деле этого не происходило. Однако ж, главный герой счёл его рассказ достаточно убедительным (во всяком случае поначалу), так что описанное оскорбление вполне вписывается в тогдашние быт и нравы. | * Уильям Хоуп Ходжсон, «Дело торговца древностями» — сын означенного торговца, будучи пьяным, дёрнул президента китайского тайного братства Безымянных за косу, а та оказалась накладной и оторвалась. Так что президент [[Выставить голого|предстал пред собратьями всё равно что голым]], и теперь всё великое братство Безымянных, живущее две тысячи лет, жаждет крови недалёкого юноши. Зигзаг: скорее всего, торговец, рассказавщий эту историю, врёт, и на самом деле этого не происходило. Однако ж, главный герой счёл его рассказ достаточно убедительным (во всяком случае поначалу), так что описанное оскорбление вполне вписывается в тогдашние быт и нравы. | ||
* Агата Кристи, «Пять поросят» — старший полицейский офицер Хейл вспоминает, что шестнадцать лет назад (в середине двадцатых годов XX века) бесстыдница Эльза Грир «ходила почти голая», и описывает её наряд: «Брюки и полотняная рубашка, распахнутая на груди — а под ними | * Агата Кристи, «Пять поросят» — старший полицейский офицер Хейл вспоминает, что шестнадцать лет назад (в середине двадцатых годов XX века) бесстыдница Эльза Грир «ходила почти голая», и описывает её наряд: «Брюки и полотняная рубашка, распахнутая на груди — [[Трусы долой!|а под ними ничего]]». При этом он признаёт, что в наши дни (то бишь в начале сороковых) никто бы не обратил внимания на такую одежду. | ||
* [[Хроники странного королевства]] — одно из любимых повседневных платьев Ольги Кантор (и не только он) находит непристойно возбуждающим. А трусы-тонги его и вовсе повергают в блаженный культурный шок. | |||
* «[[Таня Гроттер]]» — примерив новое платье для выпускного, Таня чувствует себя неловко — наряд для неё «слишком открытый». Гробыня тут же язвит: «На ладонь выше колена и с небольшим вырезом на спине — это теперь называется слишком открытое? Тогда большинство моих шмоток просто вещи-невидимки!..» | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* | * «[[Белое солнце пустыни]]» — знаменитая сцена, когда [[Маньяк поневоле|товарищ Сухов заглянул к женщинам]], и те с визгом задрали подолы, чтобы прикрыть лица, открыв ноги и животы. | ||
* | * «[[Мария, Мирабела]]». [[Жабы и лягушки|Лягушата]] носят случайные предметы человеческого гардероба — шарфы, шляпы, жилетки, колпаки, даже цирковые трико. При этом не у всех есть штаны, а обуви нет ни у кого (да и зачем она лягушкам, она им только мешала бы!). | ||
* «Бег» — белый генерал Чарнота ходит по Парижу в бешмете и кальсонах — штаны, судя по всему, проиграл где-то по дороге. Приходится прикрываться газетой. | * «Бег» — белый генерал Чарнота ходит по Парижу в бешмете и кальсонах — штаны, судя по всему, проиграл где-то по дороге. Приходится прикрываться газетой. | ||
* | * «[[Не бойся, я с тобой!]]»: «Ведь ты меня опозорил — три раза видел с непокрытым лицом». | ||
* «Трудный ребенок 3» — когда в финале Джуниор подстроил так, чтобы с разочаровавшей его девочки свалилось платье, она осталась в длинной рубашке, скрывающей все тело, но реакция окружающих была, словно бы её раздели догола. | * «Трудный ребенок 3» — когда в финале Джуниор подстроил так, чтобы с разочаровавшей его девочки свалилось платье, она осталась в длинной рубашке, скрывающей все тело, но реакция окружающих была, словно бы её раздели догола. | ||
* «Враг государства» — голым считают человека в трусах, майке и носках, который разделся, чтобы избавиться от «жучков». | * «Враг государства» — голым считают человека в трусах, майке и носках, который разделся, чтобы избавиться от «жучков». | ||
* «Тамара» — Тамара ведет себя так, как будто её застали голой, хотя она осталась в чёрном нижнем белье. | * «Тамара» — Тамара ведет себя так, как будто её застали голой, хотя она осталась в чёрном нижнем белье. | ||
* «Эдвард руки-ножницы» — по мнению Эдварда, его соседка разделась перед ним, но на деле она только расстегнула молнию, немного показав бюстгальтер. Просто у парня проблемы с социализацией. | * «Эдвард руки-ножницы» — по мнению Эдварда, его соседка разделась перед ним, но на деле она только расстегнула молнию, немного показав бюстгальтер. Просто у парня проблемы с социализацией. | ||
* | * «[[Такси]]» — навязчивый коллега Эмильена всё время норовил ворваться к нему в кабинет без стука, пока не застал его там в одном душевом полотенце. Коронный момент Эмильена. | ||
* «Сны» — графиня, которая в своих снах переносится на 100 лет позже, оценила новую моду и появилась на балу в мини с открытыми ногами. | * «Сны» — графиня, которая в своих снах переносится на 100 лет позже, оценила новую моду и появилась на балу в мини с открытыми ногами. | ||
* «Звездные талеры», по старинной немецкой легенде, 2011 г. Король в финале, неправильно поняв слова Минны, в надежде обогатиться прогуливается по лесу в одной рубашке. Все воспринимают это так же, как и полное обнажение, так и говорят. | * «Звездные талеры», по старинной немецкой легенде, 2011 г. Король в финале, неправильно поняв слова Минны, в надежде обогатиться прогуливается по лесу в одной рубашке. Все воспринимают это так же, как и полное обнажение, так и говорят. | ||
Строка 53: | Строка 58: | ||
* «[[Альф]]» — когда Вилли выговаривает Альфу, будучи с утра одетым в халат поверх пижамы, Альф прерывает его, сказав, что халат распахнут, заставив стыдливо его запахнуть. В другой раз Альф ввалился в спальню к Кейт, заставив её закричать и прикрыться одеялом, хотя на ней была закрытая ночная рубашка. | * «[[Альф]]» — когда Вилли выговаривает Альфу, будучи с утра одетым в халат поверх пижамы, Альф прерывает его, сказав, что халат распахнут, заставив стыдливо его запахнуть. В другой раз Альф ввалился в спальню к Кейт, заставив её закричать и прикрыться одеялом, хотя на ней была закрытая ночная рубашка. | ||
** Справедливости ради, позади Кейт был источник света, и ночная рубашка на просвет очень хорошо очерчивала фигуру, о чем Альф без стеснения и сказал. | ** Справедливости ради, позади Кейт был источник света, и ночная рубашка на просвет очень хорошо очерчивала фигуру, о чем Альф без стеснения и сказал. | ||
* «[[Зачарованные]]» — однажды из-за вмешательства в ход времени сёстры оказались в своем обычном виде в реалиях прошлого века, где их едва не выпороли за «непотребство». | * «[[Зачарованные]]» — однажды из-за вмешательства в ход времени сёстры оказались в своем обычном виде в реалиях прошлого века, где их едва не [[порка|выпороли]] за «непотребство». | ||
* | * «Друзья» | ||
** 2 сезон, 13 серия. В четвёртом классе Чендлер задрал юбку Сюзи Мосс, из-за чего все увидели её трусики и потом до восемнадцати лет дразнили её Сюзи-голый-зад. Спустя годы она отомстила Чендлеру, но это уже совсем другая история. | ** 2 сезон, 13 серия. В четвёртом классе Чендлер задрал юбку Сюзи Мосс, из-за чего все увидели её трусики и потом до восемнадцати лет дразнили её Сюзи-голый-зад. Спустя годы она [[Выставить голого|отомстила Чендлеру]], но это уже совсем другая история. | ||
** 9 сезон, 13 серия. Выступление Моники в караоке-баре произвело настоящий фурор среди посетителей. Не потому что она так уж хорошо пела, а из-за того что в свете прожектора её блузка стала совершенно прозрачной, а лифчик она не надела. | ** 9 сезон, 13 серия. Выступление Моники в караоке-баре произвело настоящий фурор среди посетителей. Не потому что она так уж хорошо пела, а из-за того что в свете прожектора её блузка стала совершенно прозрачной, а лифчик она не надела. | ||
* «[[Доктор Кто]]» — «Объясните ваше здесь присутствие и наготу этой девушки!» — реакция королевы Виктории (да, той самой, исторической) на появление Доктора (которого она до этого отправила в изгнание) и Розу — одетую, так-то в современную для нас одежду, но попробуй это объяснить викторианской королеве. | * «[[Доктор Кто]]» — «Объясните ваше здесь присутствие и наготу этой девушки!» — реакция королевы Виктории (да, той самой, исторической) на появление Доктора (которого она до этого отправила в изгнание) и Розу — одетую, так-то в современную для нас одежду, но попробуй это объяснить викторианской королеве. | ||
* [[Outlander]] — героиня попадает в прошлое, будучи одета в платье. Но шотландцы 18 века принимают это платье за нижнюю рубашку, да еще и непристойно короткую. | |||
=== [[Телевидение]] === | === [[Телевидение]] === | ||
* «Дизель Шоу» — пародийная субверсия: в номере про двойников (к слову, очень отдаленных) украинских знаменитостей ведущий спрашивает дублёршу Оли Поляковой, почему она вышла на сцену голая. Та поправляет, что была не голая, а в кокошнике. | * «Дизель Шоу» — пародийная субверсия: в номере про двойников (к слову, [[Кастинг-агентство «WTF?»|очень отдаленных]]) украинских знаменитостей ведущий спрашивает дублёршу Оли Поляковой, почему она вышла на сцену голая. Та поправляет, что была не голая, а в кокошнике. | ||
** Другой номер, где девушка хочет идти на выпускной в откровенном платье, но опасается показаться в таком виде отцу. Мать (уже видевшая прикид) аккуратно у того интересуется — не будет ли он против «слишком современного» наряда дочери? Тот отвечает, что главное, чтоб не голая пошла. Тогда мать задаёт вопрос — какие места должны быть прикрыты, чтобы он не счёл дочь голой? | ** Другой номер, где девушка хочет идти на выпускной в откровенном платье, но опасается показаться в таком виде отцу. Мать (уже видевшая прикид) аккуратно у того интересуется — не будет ли он против «слишком современного» наряда дочери? Тот отвечает, что главное, чтоб не голая пошла. Тогда мать задаёт вопрос — какие места должны быть прикрыты, чтобы он не счёл дочь голой? | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* | * «[[Покахонтас]] 2: Путешествие в Новый Свет» — Джон Рольф смутился, когда Покахонтас прибежала к нему почти голой. В смысле — в рубашке и штанах, которые закрывали тело на порядок больше, чем её обычный наряд. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
* Часто бывает, что обычно голые персонажи, вроде животных, очень смущены, если их видят в невесть откуда взявшемся нижнем белье. | * Часто бывает, что [[Дональд Дак прикрывается полотенцем|обычно голые персонажи, вроде животных, очень смущены, если их видят в невесть откуда взявшемся нижнем белье]]. | ||
* «[[Царь Горы]]» — Хэнк настолько скромный, что стесняется показаться даже в нижнем белье. | * «[[King of the Hill|Царь Горы]]» — Хэнк настолько скромный, что стесняется показаться даже в нижнем белье. | ||
* | * «Гриффины» — Мэг чувствует себя голой без своей шапочки. | ||
* | * «[[Леди Баг и Супер-Кот]]» — серия «Горизилла». Маринетт так торопилась в бассейн, где её ждали подруги, что выскочила из дома в пижаме и тапочках. Вернуться и переодеться не успела, так как наткнулась на Адриана, и дальше они носились по Парижу, спасаясь от фанатов Адриана, уже вместе. | ||
* «[[Симпсоны]]» | * «[[Симпсоны]]» | ||
** Две студентки, собирающиеся снять комнату у Фландерса, говорят ему, что им пришлось уехать из общежития, ведь там были парни, которых они иногда видели... в халатах! Впрочем, на самом деле эти девушки совсем не такие скромницы, какими пытаются казаться. | ** Две студентки, собирающиеся снять комнату у Фландерса, говорят ему, что им пришлось уехать из общежития, ведь там были парни, которых они иногда видели... в халатах! Впрочем, на самом деле эти девушки [[Лицемерие — это смешно|совсем не такие скромницы, какими пытаются казаться]]. | ||
** Внутримировой пример. В любовном романе о китобоях, который пишет Мардж, срисованный с Фландерса герой-любовник говорит главной героине, срисованной с самой Мардж: «Могу ли я увидеть Вас без шляпки?» | ** [[Внутримировой пример]]. В любовном романе о китобоях, который пишет Мардж, срисованный с Фландерса герой-любовник говорит главной героине, срисованной с самой Мардж: «Могу ли я увидеть Вас без шляпки?» | ||
** <s>Ленни и Карл</s> Льюис и Кларк требуют от индейцев: «А теперь прикройте наготу и начинайте молиться нашему Богу». Хотя нагота индейцев и так прикрыта штанами и платьями, только торсы у мужчин голые. | ** <s>Ленни и Карл</s> Льюис и Кларк требуют от индейцев: «А теперь прикройте наготу и начинайте молиться нашему Богу». Хотя нагота индейцев и так прикрыта штанами и платьями, только торсы у мужчин голые. | ||
** Литл Ричард, ведущий церемонию «Учитель года», снимает с пальца одно из своих колец и отдаёт его Скиннеру, чтобы тот мог сделать предложение мисс Крабаппл. Но тут же надевает на его место новое: «Целую минуту был словно голый». | ** Литл Ричард, ведущий церемонию «Учитель года», снимает с пальца одно из своих колец и отдаёт его Скиннеру, чтобы тот мог сделать предложение мисс Крабаппл. Но тут же надевает на его место новое: «Целую минуту был словно голый». | ||
* «[[Аладдин]]» — Джинн, узнав, что важный гость, ожидаемый им завтра, приехал уже сейчас, принимается спешно приводить себя в порядок. В процессе он бросает взгляд на свои ноги (которых секундами раньше не было вовсе) и, обнаружив, что одет в семейные трусы, констатирует: «Гол как | * «[[Aladdin|Аладдин]]» — Джинн, узнав, что важный гость, ожидаемый им завтра, приехал уже сейчас, принимается спешно приводить себя в порядок. В процессе он бросает взгляд на свои ноги (которых секундами раньше не было вовсе) и, обнаружив, что одет в семейные трусы, констатирует: «Гол как сок''о''л», после чего начинает подбирать себе костюм. При этом стандартная одежда Джинна состоит из одного кушака. | ||
* «[[Приключения Джеки Чана]]» — оставшись по воле злого рока без штанов, Джеки жутко стесняется и старается прикрыть область паха, хотя на нём остались отлично всё скрывающие семейные трусы. Розовые. С сердечками. | * «[[Приключения Джеки Чана]]» — оставшись по воле злого рока без штанов, Джеки жутко стесняется и старается прикрыть область паха, хотя на нём остались отлично всё скрывающие [[Бельё — это смешно|семейные трусы. Розовые. С сердечками.]] | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* Комикс Херлуфа Бидструпа, в котором джентльмена с позором вышвыривают из кабаре за то, что он снял галстук. То, что на сцене при этом девушка только в боа и туфельках, морали не противоречит. | * Комикс [[Herluf Bidstrup|Херлуфа Бидструпа]], в котором джентльмена с позором вышвыривают из кабаре за то, что он снял галстук. То, что на сцене при этом девушка только в боа и туфельках, морали не противоречит. | ||
* Мистик из Людей Икс — инверсия тропа. Эта мутантка не носит одежду совсем, но с помощью способностей | * Мистик из Людей Икс — [[инверсия]] тропа. Эта мутантка не носит одежду совсем, но с помощью способностей [[метаморф]]а каждый раз создаёт её, трансформируя собственную кожу. | ||
==== | ==== Веб-комиксы ==== | ||
* TwoKinds — у восточных баситинов считаются крайне неприличными неприкрытые лодыжки, даже если остальная одежда на месте. | * [[TwoKinds]] — у восточных баситинов считаются крайне неприличными неприкрытые лодыжки, даже если остальная одежда на месте. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* Rebuild of | * [[NGE|Rebuild of Evangelion 2.0]] — контактный костюмчик Аски для теста с Евой-03 с прозрачным верхом а-ля ПВХ, чуть затемнённым другим цветом в районе груди. При этом заканчиваетcя прозрачная часть аккурат над лобком. | ||
** Вообще-то это и был отчаянно фансервисный фан-арт, который аниматоры ничтоже сумняшеся канонизировали. | ** Вообще-то это и был отчаянно фансервисный фан-арт, который аниматоры ничтоже сумняшеся [[Просочиться в канон|канонизировали]]. | ||
* Katanagatari — по родному острову Ситика бегает в майке и шортах, что дико смущает Тогамэ, хотя сама она одета не то чтобы закрыто. Для путешествия по Японии Ситику удаётся уговорить на широкие штаны-хакама и съёмные рукава, однако торс остаётся полностью голым. Тогамэ всё ещё недовольна, но считает, что так приличнее. | * [[Katanagatari]] — по родному острову Ситика бегает в майке и шортах, что дико смущает Тогамэ, хотя сама она одета [[Одевается в секс-шопе|не то чтобы закрыто]]. Для путешествия по Японии Ситику удаётся уговорить на широкие штаны-хакама и съёмные рукава, однако торс остаётся полностью голым. Тогамэ всё ещё недовольна, но считает, что так приличнее. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* | * «[[Kingdom Come: Deliverance]]» — моются тут в исподниках и рубахах, но подразумевается что голыми: например, Индро в шутку просит Птачека убрать свое достоинство, чтобы его не отдавили. | ||
* «The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel» — девушки принимают ванну, завернувшись в специальные большие полотенца. В одном из диалогов даже говорится что они достаточно закрытые, чтобы показаться мужчине, однако всё равно стоит Рину незапланированно кого-то увидеть в таком виде, как поднимается крик. | * «The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel» — девушки принимают ванну, завернувшись в специальные большие полотенца. В одном из диалогов даже говорится что они достаточно закрытые, чтобы показаться мужчине, однако всё равно стоит Рину незапланированно кого-то увидеть в таком виде, как поднимается крик. | ||
* «[[GTA]] | * «[[GTA/Grand Theft Auto V|GTA 5]]» — У Франклина есть судимость за обнажение в публичном месте: коп поймал его со съехавшими штанами, открывшими пару сантиметров трусов. | ||
* | * «Dead Rising 2» — одна дама захлопнула за собой дверь номера в отеле, оказавшись в коридоре в нижнем белье, и теперь устраивает истерику, требуя чтобы герой тоже разделся, потому что вдвоём уже не так стыдно (или просто хочет увидеть его в трусах). | ||
* «[[Skyrim]]» — если снять с себя всю одежду, окружающие будут несколько смущенно говорить Довакину, чтобы тот прикрыл срам, несмотря на то, что он в любом случае будет в нижнем белье (почти современном по виду, если женщина, и в набедренной повязке, если мужчина). | * «[[Skyrim]]» — если снять с себя всю одежду, окружающие будут несколько смущенно говорить Довакину, чтобы тот прикрыл срам, несмотря на то, что он в любом случае будет в нижнем белье (почти современном по виду, если женщина, и в набедренной повязке, если мужчина). | ||
** В двух предыдущих играх серии дела обстоят в точности так же. | ** В двух [[TES/The_Elder_Scrolls_III:_Morrowind|предыдущих]] [[TES/The_Elder_Scrolls_IV:_Oblivion|играх]] [[TES|серии]] дела обстоят в точности так же. | ||
** Автор этой правки, играя в «Skyrim» за девушку, при появлении в нижнем белье услышал другое: «Оденься, ты так насмерть замёрзнешь!» При том, что Довакин в Скайриме замёрзнуть не способен в принципе. | *** Автор этой правки, играя в «Skyrim» за девушку, при появлении в нижнем белье услышал другое: «Оденься, ты так насмерть замёрзнешь!» При том, что Довакин в Скайриме замёрзнуть не способен в принципе. | ||
* «Star Wars: KOTOR 2» — нижнее бельё ГГ больше всего похоже на максимально закрытый слитный купальник. При игре за женщину Эттон, когда она найдет шахтёрскую одежду, так и скажет, смущаясь, что хорошо, что ей не придётся и дальше бегать полуголой. | **** Начиная с Anniversary Edition, замёрзнуть очень даже можно! | ||
И в первой, и во второй части, если увлечься Тёмной Стороной бельё становится вообще комбинезоном на все тело. | * «Star Wars: [[KOTOR]] 2» — нижнее бельё ГГ больше всего похоже на максимально закрытый слитный купальник. При игре за женщину Эттон, когда она найдет шахтёрскую одежду, так и скажет, смущаясь, что хорошо, что ей не придётся и дальше бегать полуголой. | ||
* «[[Arcanum]]» — нагота отыгрывается «семейными трусами до колен» у мужчин и чем-то вроде слитного купальника для женщин. Впрочем, с точки зрения сеттинга комментарии и насмешки неписей над «голым» протагонистом объяснимы — СФК викторианской Англии, всё-таки. И над варварскими доспехами тоже, поскольку они закрывают даже меньше, чем те самые костюмы Адама и Евы. | ** И в первой, и во второй части, если увлечься Тёмной Стороной бельё становится вообще комбинезоном на все тело. | ||
* «[[Arcanum]]» — нагота отыгрывается «семейными трусами до колен» у мужчин и чем-то вроде слитного купальника для женщин. Впрочем, с точки зрения сеттинга комментарии и насмешки неписей над «голым» протагонистом объяснимы — СФК викторианской Англии, всё-таки. [[Бронелифчик|И над варварскими доспехами тоже, поскольку они закрывают даже меньше, чем те самые костюмы Адама и Евы]]. | |||
* «Seven: The Days Long Gone» — описание обычных штанов гласит, что они убоги настолько, что их ношение граничит с непристойностью, а защитные качества столь низки, что с тем же успехом можно сражаться в нижнем белье. | * «Seven: The Days Long Gone» — описание обычных штанов гласит, что они убоги настолько, что их ношение граничит с непристойностью, а защитные качества столь низки, что с тем же успехом можно сражаться в нижнем белье. | ||
* «[[Ghost of a Tale]]» — шляпы и капюшоны мышей отражают их профессию и социальный статус. Так что уважающие себя мыши ни за что не позволят, чтобы кто-либо, кроме супругов, увидел их без головного убора. Поэтому с мыша Тило нельзя снять головной убор, можно только сменить его на другой. А вот отсутствие любой другой одежды приличий не нарушает. | * «[[Ghost of a Tale]]» — шляпы и капюшоны мышей отражают их профессию и социальный статус. Так что уважающие себя мыши ни за что не позволят, чтобы кто-либо, кроме супругов, увидел их без головного убора. Поэтому с [[протагонист|мыша Тило]] [[Геймплей сочетается с сюжетом|нельзя снять головной убор, можно только сменить его на другой]]. А вот [[Голые, но в одежде|отсутствие любой другой одежды приличий не нарушает]]. | ||
** Хотя один из багов позволяет увидеть Тило без головного убора. | |||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
Строка 109: | Строка 117: | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
==== Прошлое ==== | |||
==== [[изменившаяся мораль|Прошлое]] ==== | |||
* В XIX — начале XX века расхаживать в публичном месте с непокрытой головой было крайне неприличным, как бы человек ни был завёрнут в тряпки всеми прочими частями тела. | * В XIX — начале XX века расхаживать в публичном месте с непокрытой головой было крайне неприличным, как бы человек ни был завёрнут в тряпки всеми прочими частями тела. | ||
** Менее известно, что очень долго было неприличным ходить мужчине с открытой шеей. Высокие воротники, жабо, галстуки, шарфы - см. портреты примерно до конца XIX в. | ** Менее известно, что очень долго было неприличным ходить мужчине с открытой шеей. Высокие воротники, жабо, галстуки, шарфы - см. портреты примерно до конца XIX в. | ||
* Из тех же времен — юбка в пол. Даже мелькнувшая щиколотка — практически порнография и способна серьёзно испортить репутацию «приличной женщине». | * Из тех же времен — юбка в пол. Даже мелькнувшая щиколотка — практически порнография и способна серьёзно [[скомпрометированность|испортить репутацию]] «приличной женщине». | ||
* Современное кимоно в эпоху Хэйан считалось нижним бельём. | * Современное кимоно в эпоху Хэйан считалось нижним бельём. | ||
** Вовсе нет. Просто верхняя одежда аристократов в те годы представляла собой множество (до полутора десятков) тончайших полупрозрачных накидок, под которыми носилась очень похожая на современное нижнее же кимоно длинная рубаха в пол. Под ней мужчины носили практически неотличимую от нынешней набедренную повязку фундоси (а также иногда сараси в виде набрюшника), а женщины — когда как: когда фундоси и нагрудную повязку сараси, когда что-то одно, а когда и ничего. При этом простолюдины и самураи такой непрактичный костюм не носили никогда, а поверх нижней рубахи, а то и без неё, надевали штаны и куртку, мало изменившиеся вплоть до конца эпохи Эдо. | ** Вовсе нет. Просто верхняя одежда ''аристократов'' в те годы представляла собой множество (до полутора десятков) тончайших полупрозрачных накидок, под которыми носилась очень похожая на современное ''нижнее'' же кимоно длинная рубаха в пол. Под ней мужчины носили практически неотличимую от нынешней набедренную повязку фундоси (а также иногда сараси в виде набрюшника), а женщины — когда как: когда фундоси и нагрудную повязку сараси, когда что-то одно, а когда и ничего. При этом простолюдины и самураи такой непрактичный костюм не носили никогда, а поверх нижней рубахи, а то и без неё, надевали штаны и куртку, мало изменившиеся вплоть до конца эпохи Эдо. | ||
Отсутствие набедренной повязки маштлатля у мужчины воспринималось ацтеками как нечто крайне неприличное, хотя при этом вся фигура могла быть скрыта длинной туникой или задрапирована в плащ, завязанный на одном плече. | * Отсутствие набедренной повязки маштлатля у мужчины воспринималось [[Ягуары, чоколатль и Кецалькоатль|ацтеками]] как нечто крайне неприличное, хотя при этом вся фигура могла быть скрыта длинной туникой или задрапирована в плащ, завязанный на одном плече. | ||
* По легенде, Иван Грозный избил свою беременную невестку за то, что она была одета лишь в нижнее платье, в то время как знатным женщинам полагалось носить несколько слоев. Причём она находилась в своих покоях, жарко натопленных, и никого не ждала. Выкидыш, гибель внука, который мог бы продолжить династию Рюриковичей… | * По легенде, Иван Грозный избил свою беременную невестку за то, что она была одета лишь в нижнее платье, в то время как знатным женщинам полагалось носить несколько слоев. Причём она находилась в своих покоях, жарко натопленных, и никого не ждала. Выкидыш, гибель внука, который мог бы продолжить династию Рюриковичей… | ||
* А. Пушкин в 1820, в южной ссылке, был приглашен к екатеринославскому губернатору на обед. День был жаркий, и молодой поэт явился в гости в прозрачных панталонах без нижнего белья. Все делали вид, что всё в порядке, только юных губернаторских дочек удалили из комнаты. | * [[Наше Всё|А. Пушкин]] в 1820, в южной ссылке, был приглашен к екатеринославскому губернатору на обед. День был жаркий, и молодой поэт явился в гости в прозрачных панталонах без нижнего белья. Все делали вид, что всё в порядке, только юных губернаторских дочек удалили из комнаты. | ||
В американской военной академии Вест-Пойнт в XIX в. существовало требование — становиться в строй на утреннюю поверку в белых перчатках, шляпе с пером и при портупее со шпагой. Некий курсант (говорят, что это был Эдгар По) утопил педаль в асфальт: пришёл на поверку в этом… и только в этом. Немудрено, что он был отчислен. | * В американской военной академии Вест-Пойнт в XIX в. существовало требование — становиться в строй на утреннюю поверку в белых перчатках, шляпе с пером и при портупее со шпагой. Некий курсант (говорят, что это был [[Эдгар По]]) утопил педаль в асфальт: [[Разнообразить униформу|пришёл на поверку в этом…]] и [[Буквально понятые слова|только в этом]]. Немудрено, что он был отчислен. | ||
==== Настоящее ==== | ==== Настоящее ==== | ||
* Вечная загадка для мужчин: почему некоторые девушки спокойно позволяют смотреть на них, когда они в купальниках (педаль в пол, если они ещё и загорают топлесс), но поднимают крик, если их случайно увидят в нижнем белье, при том, что часто это бельё оставляет больше простора для воображения, чем купальник. | * Вечная загадка для мужчин: почему некоторые девушки спокойно позволяют смотреть на них, когда они в купальниках ([[педаль в пол]], если они ещё и загорают топлесс), но поднимают крик, если их случайно увидят в нижнем белье, при том, что часто это бельё оставляет больше простора для воображения, чем купальник. | ||
** Может, потому, что нижнее бельё традиционно воспринимается как «нечто интимное», а купальник — как «нечто публичное»? | ** Может, потому, что нижнее бельё традиционно воспринимается как «нечто интимное», а купальник — как «нечто публичное»? | ||
*** Вот именно, тут настрой разный: одно дело — добровольно «раздеться» на пляже, где ты готова, что на тебя будут смотреть, а еще, кроме тебя много таких же «раздетых», а другое — когда тебя застали врасплох. | *** Вот именно, тут настрой разный: одно дело — добровольно «раздеться» на пляже, где ты готова, что на тебя будут смотреть, а еще, кроме тебя много таких же «раздетых», а другое — когда тебя застали врасплох. | ||
* В некоторых отелях купальники и плавки разрешены только на территории бассейна: извольте одеться или хотя бы завернуться в полотенце, чтобы добраться до номера, даже если он в двух шагах. | * В некоторых отелях купальники и плавки разрешены только на территории бассейна: извольте одеться или хотя бы завернуться в полотенце, чтобы добраться до номера, даже если он в двух шагах. | ||
* Разница в культурах. | * Разница в культурах. | ||
** С новогвинейскими папуасами инверсия. Ведущие традиционный образ жизни мужчины-папуасы из «одежды» носят только украшения и забавный, на взгляд бледнолицего, деревянный чехольчик на причинном месте, практически ничего не скрывающий. Однако будучи застигнутыми без него, ужасно смущаются. Если чехол на месте — всё в порядке, приличия соблюдены. Так сказать, раздетые, но одетые. | ** С новогвинейскими папуасами [[инверсия]]. Ведущие традиционный образ жизни мужчины-папуасы из «одежды» носят только украшения и забавный, на взгляд бледнолицего, деревянный чехольчик на причинном месте, практически ничего не скрывающий. Однако будучи застигнутыми без него, ужасно смущаются. Если чехол на месте — всё в порядке, приличия соблюдены. Так сказать, раздетые, но одетые. | ||
** Маленькая папуаска нор на Новой Гвинее отнюдь не стыдится своей наготы, но красавица зардеется от безграничного смущения, если кто-нибудь случайно увидит ее без клочка материи, который свешивается с головы у каждой, соблюдающей приличия обитательницы деревни. Юлиус Липс, «Происхождение вещей. Из истории культуры человечества» | ** Маленькая папуаска нор на Новой Гвинее отнюдь не стыдится своей наготы, но красавица зардеется от безграничного смущения, если кто-нибудь случайно увидит ее без клочка материи, который свешивается с головы у каждой, соблюдающей приличия обитательницы деревни. [http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000146/st011.shtml Юлиус Липс, «Происхождение вещей. Из истории культуры человечества»] | ||
* На многих ролевых играх голым считается человек в неигровой одежде. | * На многих [[Полевая ролевая игра|ролевых играх]] голым считается человек в неигровой одежде. | ||
* Правило носков — два мужика просто в одной кровати и ничего такого если оба в носках, а снимать носки гейство, мол прямо сознательно подготовился провести время в кровати. Как и с правилом касающихся яиц и непересекающихся взглядов служит топливом шуток и артов. | * Правило носков — два мужика просто в одной кровати и ничего такого если оба в носках, а снимать носки гейство, мол прямо сознательно подготовился провести время в кровати. Как и с правилом касающихся яиц и непересекающихся взглядов служит топливом шуток и артов. | ||
{{Nav/Одежда}} | {{Nav/Одежда}} |
Версия 21:28, 25 апреля 2022
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fully-Clothed Nudity. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Нельзя сказать что на этом персонаже нет одежды. Она на нём, безусловно, есть, и все компрометирующие места прикрыты. Однако этот персонаж либо сам кричит, чтобы на него не смотрели, либо другие требуют, чтобы он оделся\прикрылся\валил отсюда. Дело в том, что персонаж оказался одет неподобающе месту. Мужику, если он не совсем опустился или сознательно кладёт болт на людское мнение, будет неуютно оказаться на улице в «домашнем наряде»: трусах (бонус, если с сердечками), майке-алкоголичке и носках или же в пижаме (с сердечками, конечно же), а женщине — в шортах и мужской рубашке (не говоря уже о нижнем белье, даже в полном комплекте). Забавно что халаты считаются приличной одеждой, в которой можно встретить посетителя или выйти на крыльцо. Попытка заявиться в общественное место не то что без штанов, но даже без рубашки или ботинок может привести к тому, что вас оттуда настойчиво попросят удалиться. Не забываем и изменившуюся моду: веке этак в XVI за современную верхнюю одежду могли и побить — за бесстыдство. Также троп может использоваться, когда нужно показать отношение к персонажу как к голому, но это невозможно показать (например, в театре), поэтому другие игнорируют одежду на нём.
Родственный троп — Бельё — это смешно. Противоположный троп — Голые, но в одежде.
Примеры
Фольклор
- «Явилась? Немедленно одевайся и спать!»
- Субверсия с домашним нарядом поручика Ржевского, из-за которого дама выпала из кареты: галстук, пенсне и тапочки.
- «Пушкин сидел у себя дома в одной нижней рубашке. К нему зашла соседка, не предупредив его. Пушкин поднял рубашку, прикрыв ею свою шею, и сказал: „Извините, я без галстука“». (Наум Бернштейн, «Размышления над анекдотами»).
- Ещё одна субверсия: «Я слышал, что во время пандемии коронавируса достаточно носить в общественных местах маску. Поверил, а зря! Оказывается, надо носить ещё и штаны!»
- Фабула может предпологать и ультра-короткие шорты на пляже...
- Сказки, в которых предлагают явиться не голой, но и не одетой (например, русская сказка «Дочь-семилетка»). Решение — «одеться» в рыбачью сеть.
- Феерическая инверсия якобы от Фаины Раневской. Она сидела в гримёрке топлесс и курила, когда к ней без стука зашёл некий актёр. «Надеюсь, вас не смущает, что я курю?» — отреагировала она.
- Советская городская легенда 1970-80-х годов — якобы существует особая красная фотоплёнка: заснятые на неё одетые люди на фотографиях получаются голыми. Школьники часто пугали одноклассниц (а иногда и школьницы — одноклассников), фотографируя их «на красную плёнку», отчего те чувствовали себя сабжем.
- Основано на реальных событиях. Чувствительные к ИК-лучам фотоприёмники способны видеть сквозь достаточно тонкую ткань, например купальника. Но с толстым сукном школьной формы (или шерстяным свитером) такой фокус не пройдёт.
Театр
- «Новое платье короля» — почти всегда король не голый, а в панталонах, чулках и нижней рубашке.
Литература
- Михаил Лермонтов, «Повесть о купце Калашникове» — опричник не только целовал жену заглавного героя при всем народе, но и сорвал с нее платок и фату. Муж идет мстить за поруганную честь жены.
- Тут даже не надо так уж сильно фитилёк тянуть: представьте, что незнакомый мужчина начинает на улице обнимать и целовать замужнюю женщину и в процессе, например, активно расстёгивать на ней блузку. Фраза: «Ну, я же не раздел её догола!» будет не слишком убедительно звучать, не правда ли?..
- Кроме того, в то время и еще очень долго (минимум до революции) замужняя или вдовая женщина с непокрытой головой на людях — это все равно, что вовсе без одежды. Девушка еще может не прятать косу (но быть в платочке или хотя бы голова повязана лентой), но для замужней/вдовы это уже позор на весь мир. Разве что какие-то форсмажорные обстоятельства — типа, пожар случился — выскочили, в чем были, погиб кто-то близкий и в горе женщина сорвала головной убор (или, как при пожаре, не успела надеть).
- Тут даже не надо так уж сильно фитилёк тянуть: представьте, что незнакомый мужчина начинает на улице обнимать и целовать замужнюю женщину и в процессе, например, активно расстёгивать на ней блузку. Фраза: «Ну, я же не раздел её догола!» будет не слишком убедительно звучать, не правда ли?..
- Харпер Ли, «Убить пересмешника» — когда пожилой адвокат Аттикус ослабил галстук и расстегнул воротник, чего раньше никогда не делал вне дома, это восприняли, словно бы он разделся.
- Илья Ильф и Евгений Петров, «Золотой телёнок» — один из пациентов сумасшедшего дома, куда, опасаясь чистки, бежал бухгалтер Берлага, мнит себя голой женщиной, будучи при этом очень даже одетым мужчиной с усами. Точнее, делает вид, что мнит, а на самом деле тоже прячется от чистки.
- Иван Ефремов, «Час Быка» — когда Чеди Даан намеревается выйти в город под видом тормансианки, ей приходится одеться по местной моде. «На верхнее одеяние нельзя было пожаловаться. (…) Но её заставили надеть и нижнюю одежду: совершенно незнакомый для жительницы Земли лифчик и жёсткую юбочку. Новые друзья уверили Чеди, что появление на улице без этих странных приспособлений может привести к скандалу».
- Николай Носов, «Незнайка на Луне» — беспорточные безработные не всегда ходят именно без портков. Появиться на людях без рубашки, обуви и даже без головного убора тоже считается крайне неприличным. Таких граждан не берут на работу, и их, словно нудистов, ловит полиция.
- Важный момент: дело не в том, что лунные нравы настолько целомудренны — неприличным и даже асоциальным является не факт демонстрации, скажем, босых ног, а отсутствие гардероба, что автоматически сигнализирует о переходе коротышки в разряд, как говорится, деклассированных элементов: «Считается, что если ты не в состоянии заработать себе на жилище и на одежду, значит, ты безнадёжный дурак». Проще говоря, неприлично быть бедным, а не голым.
- Лев Толстой, «Война и мир» — Элен Курагина, которая явилась в театр «голая» и «совершенно раздетая», «шумя своим толстым шёлковым платьем». Имеется в виду, что у упомянутого платья — два огромных декольте, одно спереди (почти полностью открывает роскошную грудь Элен), а другое сзади (видно изрядную часть голой спины, которая у Элен тоже очень красивая).
- Или с фитильком: «Окончив прическу, Наташа, в коротенькой юбке, из-под которой виднелись бальные башмачки … подбежала к Соне». Здесь слово «коротенький» означает «не до самого пола, а чуть короче».
- Роберт Янг, «Механический фиговый листок» — в предельно утрированном обществе потребления человек считается непристойно голым, если он не в автомобиле.
- Луи Буссенар,
"Капитан Сорви…«Без гроша в кармане» — афиша, рекламирующая господина Бессребренника, гласит, что у того нет ни рубашки, ни воротничка, ни даже зубочистки и вообще он наг, как в день рождения, однако ж, несмотря на отсутствие гардероба, может принимать даже визиты дам. А разгадка проста — Бессребренник одет в импровизированный костюм, сделанный из газет. - Брайан Маклеллан, «Кровавый завет» — когда Адамат приходит в гости к Первосвященнику Черлемунду, ему подают двуколку, которой правит красотка лет шестнадцати, одетая в стандартный костюм кучера, вот только сшитый из полупрозрачного шёлка, из-за чего отлично видно, что он надет прямо на голое тело. А слуги, работающие в саду и винограднике, — сплошь прекрасные юноши и девушки — носят туники из того же материала.
- Пратчетт, «Ведьмы за границей»: ведьма Маграт отправилась в путешествие, надев вместо юбки штаны, чем шокировала матушку Ветровоск — ведь теперь «любой может увидеть, где её ноги». И действительно, народ сбегался посмотреть на «женщину с ногами».
- Упомянуто в «Великом Алмазе/Алмазной истории» Иоанны Хмелевской: «…о сломанной оси новой кареты и неслыханной компрометации молодой пани Имельской, которая всенародно продемонстрировала в катастрофе ногу по самое колено, и теперь бедняжке только в монастырь удалиться…». И в ее же «Старшей правнучке» со счастливым концом: «…Надо же такому приключиться! Панна Флора в наш пруд свалилась, Лукашек ее спасать бросился, на руках вынес из водной стихии, соблазн великий и искушение, ведь оба, почитай, без одежды были. Лукашек сюртук скинул, в рубахе одной остался, Флора же в одних чулках, вроде как туфельки в воде потеряла. А платье с нее Лукашек самолично содрал, оно за камыши зацепилось и едва панну не погубило. Девица всенародно предстала в нижних юбках, ибо сын мой на руках ее нес аж до самого дома. Теперь без сомнения, чем дело завершится, — честным пирком да за свадебку…». Отец Лукаша, впрочем, подшучивает, что платье сдирать было не обязательно, а парень просто воспользовался случаем поближе рассмотреть будущую жену. Мимоходом также в «Проклятом барьере/По ту сторону барьера», где героиня из чопорного 1882-го переносится примерно в наше время (роман 1999 года) и обратно, пока не выбирает наши дни. Естественно, первое время шокирована современной одеждой, но быстро входит во вкус и очень недовольна, когда по возвращении в свое время вынуждена вновь напяливать многослойные неудобные тряпки и передавливать ноги подвязками.
- Алексей Лютый, серия «Рабин Гут» — в первой книге рыцари Галахад, Бедивер и Мордред остались после боя в одном нижнем белье.
- Уильям Хоуп Ходжсон, «Дело торговца древностями» — сын означенного торговца, будучи пьяным, дёрнул президента китайского тайного братства Безымянных за косу, а та оказалась накладной и оторвалась. Так что президент предстал пред собратьями всё равно что голым, и теперь всё великое братство Безымянных, живущее две тысячи лет, жаждет крови недалёкого юноши. Зигзаг: скорее всего, торговец, рассказавщий эту историю, врёт, и на самом деле этого не происходило. Однако ж, главный герой счёл его рассказ достаточно убедительным (во всяком случае поначалу), так что описанное оскорбление вполне вписывается в тогдашние быт и нравы.
- Агата Кристи, «Пять поросят» — старший полицейский офицер Хейл вспоминает, что шестнадцать лет назад (в середине двадцатых годов XX века) бесстыдница Эльза Грир «ходила почти голая», и описывает её наряд: «Брюки и полотняная рубашка, распахнутая на груди — а под ними ничего». При этом он признаёт, что в наши дни (то бишь в начале сороковых) никто бы не обратил внимания на такую одежду.
- Хроники странного королевства — одно из любимых повседневных платьев Ольги Кантор (и не только он) находит непристойно возбуждающим. А трусы-тонги его и вовсе повергают в блаженный культурный шок.
- «Таня Гроттер» — примерив новое платье для выпускного, Таня чувствует себя неловко — наряд для неё «слишком открытый». Гробыня тут же язвит: «На ладонь выше колена и с небольшим вырезом на спине — это теперь называется слишком открытое? Тогда большинство моих шмоток просто вещи-невидимки!..»
Кино
- «Белое солнце пустыни» — знаменитая сцена, когда товарищ Сухов заглянул к женщинам, и те с визгом задрали подолы, чтобы прикрыть лица, открыв ноги и животы.
- «Мария, Мирабела». Лягушата носят случайные предметы человеческого гардероба — шарфы, шляпы, жилетки, колпаки, даже цирковые трико. При этом не у всех есть штаны, а обуви нет ни у кого (да и зачем она лягушкам, она им только мешала бы!).
- «Бег» — белый генерал Чарнота ходит по Парижу в бешмете и кальсонах — штаны, судя по всему, проиграл где-то по дороге. Приходится прикрываться газетой.
- «Не бойся, я с тобой!»: «Ведь ты меня опозорил — три раза видел с непокрытым лицом».
- «Трудный ребенок 3» — когда в финале Джуниор подстроил так, чтобы с разочаровавшей его девочки свалилось платье, она осталась в длинной рубашке, скрывающей все тело, но реакция окружающих была, словно бы её раздели догола.
- «Враг государства» — голым считают человека в трусах, майке и носках, который разделся, чтобы избавиться от «жучков».
- «Тамара» — Тамара ведет себя так, как будто её застали голой, хотя она осталась в чёрном нижнем белье.
- «Эдвард руки-ножницы» — по мнению Эдварда, его соседка разделась перед ним, но на деле она только расстегнула молнию, немного показав бюстгальтер. Просто у парня проблемы с социализацией.
- «Такси» — навязчивый коллега Эмильена всё время норовил ворваться к нему в кабинет без стука, пока не застал его там в одном душевом полотенце. Коронный момент Эмильена.
- «Сны» — графиня, которая в своих снах переносится на 100 лет позже, оценила новую моду и появилась на балу в мини с открытыми ногами.
- «Звездные талеры», по старинной немецкой легенде, 2011 г. Король в финале, неправильно поняв слова Минны, в надежде обогатиться прогуливается по лесу в одной рубашке. Все воспринимают это так же, как и полное обнажение, так и говорят.
Телесериалы
- «Альф» — когда Вилли выговаривает Альфу, будучи с утра одетым в халат поверх пижамы, Альф прерывает его, сказав, что халат распахнут, заставив стыдливо его запахнуть. В другой раз Альф ввалился в спальню к Кейт, заставив её закричать и прикрыться одеялом, хотя на ней была закрытая ночная рубашка.
- Справедливости ради, позади Кейт был источник света, и ночная рубашка на просвет очень хорошо очерчивала фигуру, о чем Альф без стеснения и сказал.
- «Зачарованные» — однажды из-за вмешательства в ход времени сёстры оказались в своем обычном виде в реалиях прошлого века, где их едва не выпороли за «непотребство».
- «Друзья»
- 2 сезон, 13 серия. В четвёртом классе Чендлер задрал юбку Сюзи Мосс, из-за чего все увидели её трусики и потом до восемнадцати лет дразнили её Сюзи-голый-зад. Спустя годы она отомстила Чендлеру, но это уже совсем другая история.
- 9 сезон, 13 серия. Выступление Моники в караоке-баре произвело настоящий фурор среди посетителей. Не потому что она так уж хорошо пела, а из-за того что в свете прожектора её блузка стала совершенно прозрачной, а лифчик она не надела.
- «Доктор Кто» — «Объясните ваше здесь присутствие и наготу этой девушки!» — реакция королевы Виктории (да, той самой, исторической) на появление Доктора (которого она до этого отправила в изгнание) и Розу — одетую, так-то в современную для нас одежду, но попробуй это объяснить викторианской королеве.
- Outlander — героиня попадает в прошлое, будучи одета в платье. Но шотландцы 18 века принимают это платье за нижнюю рубашку, да еще и непристойно короткую.
Телевидение
- «Дизель Шоу» — пародийная субверсия: в номере про двойников (к слову, очень отдаленных) украинских знаменитостей ведущий спрашивает дублёршу Оли Поляковой, почему она вышла на сцену голая. Та поправляет, что была не голая, а в кокошнике.
- Другой номер, где девушка хочет идти на выпускной в откровенном платье, но опасается показаться в таком виде отцу. Мать (уже видевшая прикид) аккуратно у того интересуется — не будет ли он против «слишком современного» наряда дочери? Тот отвечает, что главное, чтоб не голая пошла. Тогда мать задаёт вопрос — какие места должны быть прикрыты, чтобы он не счёл дочь голой?
Мультфильмы
- «Покахонтас 2: Путешествие в Новый Свет» — Джон Рольф смутился, когда Покахонтас прибежала к нему почти голой. В смысле — в рубашке и штанах, которые закрывали тело на порядок больше, чем её обычный наряд.
Мультсериалы
- Часто бывает, что обычно голые персонажи, вроде животных, очень смущены, если их видят в невесть откуда взявшемся нижнем белье.
- «Царь Горы» — Хэнк настолько скромный, что стесняется показаться даже в нижнем белье.
- «Гриффины» — Мэг чувствует себя голой без своей шапочки.
- «Леди Баг и Супер-Кот» — серия «Горизилла». Маринетт так торопилась в бассейн, где её ждали подруги, что выскочила из дома в пижаме и тапочках. Вернуться и переодеться не успела, так как наткнулась на Адриана, и дальше они носились по Парижу, спасаясь от фанатов Адриана, уже вместе.
- «Симпсоны»
- Две студентки, собирающиеся снять комнату у Фландерса, говорят ему, что им пришлось уехать из общежития, ведь там были парни, которых они иногда видели... в халатах! Впрочем, на самом деле эти девушки совсем не такие скромницы, какими пытаются казаться.
- Внутримировой пример. В любовном романе о китобоях, который пишет Мардж, срисованный с Фландерса герой-любовник говорит главной героине, срисованной с самой Мардж: «Могу ли я увидеть Вас без шляпки?»
Ленни и КарлЛьюис и Кларк требуют от индейцев: «А теперь прикройте наготу и начинайте молиться нашему Богу». Хотя нагота индейцев и так прикрыта штанами и платьями, только торсы у мужчин голые.- Литл Ричард, ведущий церемонию «Учитель года», снимает с пальца одно из своих колец и отдаёт его Скиннеру, чтобы тот мог сделать предложение мисс Крабаппл. Но тут же надевает на его место новое: «Целую минуту был словно голый».
- «Аладдин» — Джинн, узнав, что важный гость, ожидаемый им завтра, приехал уже сейчас, принимается спешно приводить себя в порядок. В процессе он бросает взгляд на свои ноги (которых секундами раньше не было вовсе) и, обнаружив, что одет в семейные трусы, констатирует: «Гол как сокол», после чего начинает подбирать себе костюм. При этом стандартная одежда Джинна состоит из одного кушака.
- «Приключения Джеки Чана» — оставшись по воле злого рока без штанов, Джеки жутко стесняется и старается прикрыть область паха, хотя на нём остались отлично всё скрывающие семейные трусы. Розовые. С сердечками.
Комиксы
- Комикс Херлуфа Бидструпа, в котором джентльмена с позором вышвыривают из кабаре за то, что он снял галстук. То, что на сцене при этом девушка только в боа и туфельках, морали не противоречит.
- Мистик из Людей Икс — инверсия тропа. Эта мутантка не носит одежду совсем, но с помощью способностей метаморфа каждый раз создаёт её, трансформируя собственную кожу.
Веб-комиксы
- TwoKinds — у восточных баситинов считаются крайне неприличными неприкрытые лодыжки, даже если остальная одежда на месте.
Аниме и манга
- Rebuild of Evangelion 2.0 — контактный костюмчик Аски для теста с Евой-03 с прозрачным верхом а-ля ПВХ, чуть затемнённым другим цветом в районе груди. При этом заканчиваетcя прозрачная часть аккурат над лобком.
- Вообще-то это и был отчаянно фансервисный фан-арт, который аниматоры ничтоже сумняшеся канонизировали.
- Katanagatari — по родному острову Ситика бегает в майке и шортах, что дико смущает Тогамэ, хотя сама она одета не то чтобы закрыто. Для путешествия по Японии Ситику удаётся уговорить на широкие штаны-хакама и съёмные рукава, однако торс остаётся полностью голым. Тогамэ всё ещё недовольна, но считает, что так приличнее.
Видеоигры
- «Kingdom Come: Deliverance» — моются тут в исподниках и рубахах, но подразумевается что голыми: например, Индро в шутку просит Птачека убрать свое достоинство, чтобы его не отдавили.
- «The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel» — девушки принимают ванну, завернувшись в специальные большие полотенца. В одном из диалогов даже говорится что они достаточно закрытые, чтобы показаться мужчине, однако всё равно стоит Рину незапланированно кого-то увидеть в таком виде, как поднимается крик.
- «GTA 5» — У Франклина есть судимость за обнажение в публичном месте: коп поймал его со съехавшими штанами, открывшими пару сантиметров трусов.
- «Dead Rising 2» — одна дама захлопнула за собой дверь номера в отеле, оказавшись в коридоре в нижнем белье, и теперь устраивает истерику, требуя чтобы герой тоже разделся, потому что вдвоём уже не так стыдно (или просто хочет увидеть его в трусах).
- «Skyrim» — если снять с себя всю одежду, окружающие будут несколько смущенно говорить Довакину, чтобы тот прикрыл срам, несмотря на то, что он в любом случае будет в нижнем белье (почти современном по виду, если женщина, и в набедренной повязке, если мужчина).
- В двух предыдущих играх серии дела обстоят в точности так же.
- Автор этой правки, играя в «Skyrim» за девушку, при появлении в нижнем белье услышал другое: «Оденься, ты так насмерть замёрзнешь!» При том, что Довакин в Скайриме замёрзнуть не способен в принципе.
- Начиная с Anniversary Edition, замёрзнуть очень даже можно!
- Автор этой правки, играя в «Skyrim» за девушку, при появлении в нижнем белье услышал другое: «Оденься, ты так насмерть замёрзнешь!» При том, что Довакин в Скайриме замёрзнуть не способен в принципе.
- В двух предыдущих играх серии дела обстоят в точности так же.
- «Star Wars: KOTOR 2» — нижнее бельё ГГ больше всего похоже на максимально закрытый слитный купальник. При игре за женщину Эттон, когда она найдет шахтёрскую одежду, так и скажет, смущаясь, что хорошо, что ей не придётся и дальше бегать полуголой.
- И в первой, и во второй части, если увлечься Тёмной Стороной бельё становится вообще комбинезоном на все тело.
- «Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — нагота отыгрывается «семейными трусами до колен» у мужчин и чем-то вроде слитного купальника для женщин. Впрочем, с точки зрения сеттинга комментарии и насмешки неписей над «голым» протагонистом объяснимы — СФК викторианской Англии, всё-таки. И над варварскими доспехами тоже, поскольку они закрывают даже меньше, чем те самые костюмы Адама и Евы.
- «Seven: The Days Long Gone» — описание обычных штанов гласит, что они убоги настолько, что их ношение граничит с непристойностью, а защитные качества столь низки, что с тем же успехом можно сражаться в нижнем белье.
- «Ghost of a Tale» — шляпы и капюшоны мышей отражают их профессию и социальный статус. Так что уважающие себя мыши ни за что не позволят, чтобы кто-либо, кроме супругов, увидел их без головного убора. Поэтому с мыша Тило нельзя снять головной убор, можно только сменить его на другой. А вот отсутствие любой другой одежды приличий не нарушает.
- Хотя один из багов позволяет увидеть Тило без головного убора.
Музыка
- «Ногу свело!», «Голый клоун» — хоть клоун и заявлен как голый, у него как минимум имеются подтяжки, за которые его подвесил один силач, а значит, скорее всего, и штаны, этими подтяжками удерживаемые.
Реальная жизнь
Прошлое
- В XIX — начале XX века расхаживать в публичном месте с непокрытой головой было крайне неприличным, как бы человек ни был завёрнут в тряпки всеми прочими частями тела.
- Менее известно, что очень долго было неприличным ходить мужчине с открытой шеей. Высокие воротники, жабо, галстуки, шарфы - см. портреты примерно до конца XIX в.
- Из тех же времен — юбка в пол. Даже мелькнувшая щиколотка — практически порнография и способна серьёзно испортить репутацию «приличной женщине».
- Современное кимоно в эпоху Хэйан считалось нижним бельём.
- Вовсе нет. Просто верхняя одежда аристократов в те годы представляла собой множество (до полутора десятков) тончайших полупрозрачных накидок, под которыми носилась очень похожая на современное нижнее же кимоно длинная рубаха в пол. Под ней мужчины носили практически неотличимую от нынешней набедренную повязку фундоси (а также иногда сараси в виде набрюшника), а женщины — когда как: когда фундоси и нагрудную повязку сараси, когда что-то одно, а когда и ничего. При этом простолюдины и самураи такой непрактичный костюм не носили никогда, а поверх нижней рубахи, а то и без неё, надевали штаны и куртку, мало изменившиеся вплоть до конца эпохи Эдо.
- Отсутствие набедренной повязки маштлатля у мужчины воспринималось ацтеками как нечто крайне неприличное, хотя при этом вся фигура могла быть скрыта длинной туникой или задрапирована в плащ, завязанный на одном плече.
- По легенде, Иван Грозный избил свою беременную невестку за то, что она была одета лишь в нижнее платье, в то время как знатным женщинам полагалось носить несколько слоев. Причём она находилась в своих покоях, жарко натопленных, и никого не ждала. Выкидыш, гибель внука, который мог бы продолжить династию Рюриковичей…
- А. Пушкин в 1820, в южной ссылке, был приглашен к екатеринославскому губернатору на обед. День был жаркий, и молодой поэт явился в гости в прозрачных панталонах без нижнего белья. Все делали вид, что всё в порядке, только юных губернаторских дочек удалили из комнаты.
- В американской военной академии Вест-Пойнт в XIX в. существовало требование — становиться в строй на утреннюю поверку в белых перчатках, шляпе с пером и при портупее со шпагой. Некий курсант (говорят, что это был Эдгар По) утопил педаль в асфальт: пришёл на поверку в этом… и только в этом. Немудрено, что он был отчислен.
Настоящее
- Вечная загадка для мужчин: почему некоторые девушки спокойно позволяют смотреть на них, когда они в купальниках (педаль в пол, если они ещё и загорают топлесс), но поднимают крик, если их случайно увидят в нижнем белье, при том, что часто это бельё оставляет больше простора для воображения, чем купальник.
- Может, потому, что нижнее бельё традиционно воспринимается как «нечто интимное», а купальник — как «нечто публичное»?
- Вот именно, тут настрой разный: одно дело — добровольно «раздеться» на пляже, где ты готова, что на тебя будут смотреть, а еще, кроме тебя много таких же «раздетых», а другое — когда тебя застали врасплох.
- Может, потому, что нижнее бельё традиционно воспринимается как «нечто интимное», а купальник — как «нечто публичное»?
- В некоторых отелях купальники и плавки разрешены только на территории бассейна: извольте одеться или хотя бы завернуться в полотенце, чтобы добраться до номера, даже если он в двух шагах.
- Разница в культурах.
- С новогвинейскими папуасами инверсия. Ведущие традиционный образ жизни мужчины-папуасы из «одежды» носят только украшения и забавный, на взгляд бледнолицего, деревянный чехольчик на причинном месте, практически ничего не скрывающий. Однако будучи застигнутыми без него, ужасно смущаются. Если чехол на месте — всё в порядке, приличия соблюдены. Так сказать, раздетые, но одетые.
- Маленькая папуаска нор на Новой Гвинее отнюдь не стыдится своей наготы, но красавица зардеется от безграничного смущения, если кто-нибудь случайно увидит ее без клочка материи, который свешивается с головы у каждой, соблюдающей приличия обитательницы деревни. Юлиус Липс, «Происхождение вещей. Из истории культуры человечества»
- На многих ролевых играх голым считается человек в неигровой одежде.
- Правило носков — два мужика просто в одной кровати и ничего такого если оба в носках, а снимать носки гейство, мол прямо сознательно подготовился провести время в кровати. Как и с правилом касающихся яиц и непересекающихся взглядов служит топливом шуток и артов.