Ищем клады: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{q|pre=1| Водолазы ищут клады, Только кладов мне не надо, Я за то, чтоб в синем море Не тонули корабли.|Скляр Игорь, «Комарово». Музыка И. Николаева, слова М. Танича}} {{Q|Мы пойдём клад искать.|Дядя Фёдор}} {{Q|O, вони скарб знайшли! (О, они клад нашли! - украинск.)|Вал...»)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|TreasureHuntEpisode|Treasure Hunt Episode}}
{{q|pre=1|
{{q|pre=1|
Водолазы ищут клады,  
Водолазы ищут клады,  
Строка 7: Строка 6:
{{Q|Мы пойдём клад искать.|Дядя Фёдор}}
{{Q|Мы пойдём клад искать.|Дядя Фёдор}}
{{Q|O, вони скарб знайшли! (О, они клад нашли! - украинск.)|Валерий Горбачёв}}
{{Q|O, вони скарб знайшли! (О, они клад нашли! - украинск.)|Валерий Горбачёв}}
Поиск кладов — один из самых популярных двигателей сюжета разнообразных приключенческих произведений. В зависимости от сеттинга, герои и злодеи ищут сокровища пиратов, спрятанное от конкистадоров индейское золото, деньги и драгоценности, спрятанные в годы социальных потрясений, «золото партии» (особенно популярны поиски нацистского и царского золота) и так далее.
Поиск кладов — один из самых популярных двигателей сюжета разнообразных приключенческих произведений. В зависимости от сеттинга, герои и злодеи ищут сокровища пиратов, спрятанное от конкистадоров индейское золото, деньги и драгоценности, спрятанные в годы социальных потрясений, «золото партии» (особенно популярны поиски нацистского и царского золота) и так далее.


Клад, кстати — это некая ценность, кем-то '''преднамеренно''' спрятанная. Если же герои ищут некий природный ресурс (вроде драгоценных камней) или нечто, не спрятанное, а потерянное (например, затонувший корабль) — это уже, строго говоря, '''поиск сокровищ'''.
Клад, кстати — это некая ценность, кем-то '''преднамеренно''' спрятанная. Если же герои ищут некий природный ресурс (вроде драгоценных камней) или нечто, не спрятанное, а потерянное (например, затонувший корабль) это уже, строго говоря, '''поиск сокровищ'''.
 
Значительное число кладов в реальном мире оставили после себя викинги, количество их реально поражает… С развитием технологии поиска находки пошли сотнями (а за наличие при себе металлоискателя в соответствующих местах можно очень весело пообщаться с полицией) — морские разбойники, шальные деньги, легко пришли и легко ушли. Очень много серебра, попадается золото, вещи имеют высокую историческую ценность. Не совсем понятно, что это было — похоже, нечто среднее между сохранением ценностей «на чёрный день», когда их предполагалось забрать (но большинство тех кладов всё же не забрали — возможно, не слишком-то и хотели) и потусторонними задачами — подношение богам, передача ценностей в загробный мир себе или родственникам (но тогда ценности можно было сделать реально недоступными для живых — бросить в море, потопить в болоте и т. п.).


Связанные тропы:
Связанные тропы:
* [[Карта сокровищ]] — надо же знать, где искать!
* [[Проклятое золото]] нашли клад на свою голову, называется.
* [[Проклятое золото]] — нашли клад на свою голову, называется.
* [[Камнепад забирает золото себе]] — найти — это полдела, а вот вывезти (особенно от камнепада/потопа/извержения вулкана)…
* [[Камнепад забирает золото себе]] — найти — это полдела, а вот вывезти (особенно от камнепада/потопа/извержения вулкана)…
* [[Сам путь — награда]] золото вытащить не удалось, зато прекрасную помощницу (или конкурентку) спасли.
* [[Сам путь — награда]] — золото вытащить не удалось, зато прекрасную помощницу (или конкурентку) спасли.
* [[Макгаффин-место]] именно там и находятся сокровища.
* [[Макгаффин-место]] — именно там и находятся сокровища.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Вашингтон Ирвинг, «Кладоискатели»: сборник рассказов, объединённых одной общей идеей — поиском кладов в Новом Свете. Идея обогатиться в один миг будоражит умы героев книги, а иногда чуть не сводит с ума одного особо чувствительного джентльмена. Однако мораль рассказов сводится к тому, что легкое богатство не подарит человеку счастья.
* «Кладоискатели» Вашингтона Ирвинга.
* Эдгар По, «Золотой жук».
* «Золотой жук» Эдгара По.
* Н. В. Гоголь, «Вечер накануне Ивана Купала» и «Заколдованное место» — повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
* Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала» и «Заколдованное место» — повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
* А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — первой целью Дантеса после побега становится поиск сокровищ, завещанных ему аббатом.
* А. Дюма, «[[Le Comte de Monte-Cristo|Граф Монте-Кристо]]» — первой целью Дантеса после побега становится поиск сокровищ, завещанных ему аббатом.
* Л. [[Буссенар]], «Похитители бриллиантов».
* «[[Treasure Island|Остров сокровищ]]» Р. Л. Стивенсона, разумеется.
* Г. Р. Хаггард, «Копи царя Соломона». Легенда гласит, что нашедший копи царя Соломона станет самым богатым человеком, но их охраняет страшное проклятие. Никто из тех, кто уходил на их поиски, не вернулся. В пустынях Африки исчез и Куртис. Генри, его брат, уговаривает охотника Аллана Квотермейна стать проводником в опасном путешествии в сердце Африки…
* «Приключения Тома Сойера».
* [[Марк Твен]], «Приключения Тома Сойера».
* «Сердца трёх» Д. Лондона.
* [[Р. Л. Стивенсон]], «[[Treasure Island|Остров сокровищ]]», разумеется.
* И. Ильф, Е. Петров, «[[Остап Бендер|Двенадцать стульев]]»
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Сердца трёх». Главный герой этого приключенческого романа Фрэнсис Морган — сын покойного миллионера и далекий потомок знаменитого [[пират]]а XVII в. Генри Моргана — отправляется в Панаму на поиски пиратского клада и встречает там другого Генри Моргана — своего дальнего родственника, который вскоре становится его спутником в опасных приключениях и соперником в любви. И началось путешествие в Кордильеры к сокровищам индейцев племени майя, борьба с коварным Альваресом Торресом и жителями Долины Затерянных Душ.
* «Дядя Фёдор, пёс и кот».
* И. Ильф, Е. Петров, «[[Двенадцать стульев]]».
* «Золото колдуна» Владимира Титова.
* [[Эдуард Успенский]], «[[Простоквашино|Дядя Фёдор, пёс и кот]]».
* Андрей Федоренко «Три талера». С очень крутым лингвистическим фитильком — только знающим белорусский язык понятно значение слово «клад»\"клады" на карте, которое в корне меняет ситуацию.
* Валерий Медведев, «Капитан Соври-Голова» — старый медный самовар в яме в качестве мотивации накопать на даче ям под черёмуху.
** ''Ну так поясните эту ситуацию. Онлайн-переводчик не знает разницы. И в слове «Скарб», которое в белорусской Вики означает «клад», тоже не знает.''
* Владимир Короткевич, «[[Чорны замак Альшанскі|Черный замок Ольшанский]]» — да, вся заваруха началась именно из-за клада.
* Владислав Крапивин, «Портфель капитана Румба».
* Владислав Крапивин, «Портфель капитана Румба».
* Алексей Иванов, «[[Золото бунта]]» — одна из сюжетообразущих линий.
* Алексей Иванов, «[[Золото бунта]]» — одна из сюжетообразущих линий.
* Михаил Успенский, «Райская машина» — главгерой-историк по архивным записям восстанавливает предполагаемое положение затонувшего корабля предположительно с белогвардейским (колчаковским?) золотом… И корабль таки находят, а вот золота — ни крупинки, в связи с чем возбуждают уголовное дело и протагонисту приходится перейти на нелегальное положение.
* Олекса Стороженко, "Клад" — [[именно то, что написано на упаковке]]. По легенде ''(не знаю, реальной или внутримировой)'', клады не хотят, чтобы их находили, и принимают облик всякой дряни; чтобы клад принял свой нормальный вид, его нужно хорошенько стукнуть. Никто в это особо не верит, но мальчишки временами ходят искать клад — чисто для развлечения. Оказалось — правда, но клад попадается только умственно-отсталому главному герою, абсолютно случайно (те же мальчишки, желая поиздеваться, бросают ему в окно полуразложившуюся собаку).
* Владимир Титов, «[[Именно то, что написано на упаковке|Золото колдуна]]». Впрочем, основной заруб и замес начинается уже после счастливого обретения клада (в реальность которого никто, включая самих кладоискателей, поначалу не верил).
** Богумил Мурин, Владимир Титов, «Одна нога здесь…» — субверсия в одном из эпизодов. Путники рассказывают у ночного костра байки о нечистой и неведомой силе, и, завидев барана со светящимися рогами, бросаются на него, решив, что это — воплощение заколдованного клада. Как бы не так…
* Олекса Стороженко, «Клад» — [[именно то, что написано на упаковке]]. По легенде ''(не знаю, реальной или внутримировой)'', клады не хотят, чтобы их находили, и принимают облик всякой дряни; чтобы клад принял свой нормальный вид, его нужно хорошенько стукнуть. Никто в это особо не верит, но мальчишки временами ходят искать клад — чисто для развлечения. Оказалось — правда, но клад попадается только умственно отсталому главному герою, абсолютно случайно (те же мальчишки, желая поиздеваться, бросают ему в окно полуразложившуюся собаку).
* Андрей Федоренко «Три талера». С очень крутым лингвистическим фитильком — только знающим белорусский язык понятно значение слово «клад»\«клады» на карте, которое в корне меняет ситуацию.
** ''Ну так поясните эту ситуацию. Онлайн-переводчик не знает разницы. И в слове «Скарб», которое в белорусской Вики означает «клад», тоже не знает.''


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Бриллиантовая рука]]» — «найденный» клад используется для легализации доходов с контрабанды. Может показаться, что это крайне неэффективный способ: по советским законам нашедшему клад полагалась лишь четверть его стоимости, и то по официальным расценкам, а не по ценам чёрного рынка. Но скорее всего этот клад использовался Шефом не для ''получения'' денег, а для ''обоснования'' их наличия (чтобы было что ответить на вопрос: «Почему вы живёте богаче, чем позволяет ваша зарплата/пенсия?»).
* «[[Бриллиантовая рука]]» — «найденный» клад используется для легализации доходов с контрабанды. Может показаться, что это крайне неэффективный способ: по советским законам нашедшему клад полагалась лишь четверть его стоимости, и то по официальным расценкам, а не по ценам чёрного рынка. Но скорее всего этот клад использовался Шефом не для ''получения'' денег, а для ''обоснования'' их наличия (чтобы было что ответить на вопрос: «Почему вы живёте богаче, чем позволяет ваша зарплата?»).
* «[[Невероятные приключения итальянцев в России]]».
* «Невероятные приключения итальянцев в России».
* «Мумия» 1999 . — герои просто хотели немного прибарахлиться наследством фараона Сети I… И в принципе со своей задачей справились.
* «Мумия» 1999 года — герои просто хотели немного прибарахлиться наследством фараона Сети I… И в принципе со своей задачей справились.
** В новой «Мумии» герои тоже хотели перераспределить сокровища в свою пользу.
** В новой «Мумии» герои тоже хотели перераспределить сокровища в свою пользу.
* «[[Pirates of the Caribbean|Пираты Карибского моря]]» — в принципе, тоже о поиске сокровищ. Вот только находится все больше какая-то мистическая фигня — то [[проклятое золото]], то источник живой воды…
* «[[Pirates of the Caribbean|Пираты Карибского моря]]» — в принципе, тоже о поиске сокровищ. Вот только находится все больше какая-то мистическая фигня — то [[проклятое золото]], то источник живой воды…
** Ну тут уж скорей виновато амплуа КАПИТАНА Джека Воробья, которому претит заниматься банальным морским разбоем (на что ему толсто намекает команда в начале «Сундука мертвеца»!).
* «Доспехи Бога 2» — поиск заныканного где-то в пустыне нацистского золота.
* «Доспехи Бога 2» — поиск заныканного где-то в пустыне нацистского золота.
* «[[Братушки-славяне|Граф Монтенегро]]» — герои ищут золото семейства Милорадовичей.
* «[[Братушки-славяне|Граф Монтенегро]]» — герои ищут золото семейства Милорадовичей.
* «Золото Маккены».
* «Золото Маккены».
* [[Индиана Джонс]] про это с самого первого фильма.
* Индиана Джонс про это с самого первого фильма.
* «[[Красный вестерн|Цена сокровищ]]».
* «[[Красный вестерн|Цена сокровищ]]».


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Охотники за древностями» («Relic Hunter») — весь об этом.
* «Охотники за древностями» («Relic Hunter») весь об этом.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «[[Кот Леопольд|Клад кота Леопольда]]» — мыши Митя Белый и Мотя Серый получили по почте анонимку с картой, на которой обозначен клад. Как дети, уверовали в её подлинность и бросились откапывать клад… В указанном на карте месте действительно оказался зарыт сундук, но в нём оказалось то, чего не ожидали мыши — {{spoiler|их приятель Леопольд в костюме привидения, симметричный ответ на их каверзы.}}
* «[[Кот Леопольд|Клад кота Леопольда]]» — мыши Митя Белый и Мотя Серый получили по почте анонимку с картой, на которой обозначен клад. Как дети, уверовали в её подлинность и бросились откапывать клад… В указанном на карте месте действительно оказался зарыт сундук, но в нём оказалось то, чего не ожидали мыши — {{spoiler|их приятель Леопольд в костюме привидения, симметричный ответ на их каверзы.}}
** Любопытно, долго бы изображал кота Шрёдингера Леопольд, если бы сундук туповатые мыши просто не нашли?
* «Трое из Простоквашино» — герои успели и клад поискать… и даже найти!
* «Трое из [[Простоквашино]]» — герои успели и клад поискать… и даже найти!
** А в первой экранизации (которая гораздо ближе к оригиналу) «Дядя Фёдор, пес и кот» — даже говорится, откуда там взялся клад.
** А в первой экранизации (которая гораздо ближе к оригиналу) — «Дядя Фёдор, пес и кот» — даже говорится, откуда там взялся клад.
* Собственно «[[По дороге с облаками|Клад]]» — Тигрёнок и Обезьянка ищут клад, но в итоге находят воду, которая так нужна во время засухи.
 
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Смешарики]]»:
** Серия «Балласт» (25-я) — Крош, Ёжик и Пин отправились искать по [[карта|карте]] сокровища [[пират]]ов. Нюша сперва относилась к этому скептически, но потом присоединилась к ним вместо балласта. Пережив кучу приключений, настолько опасных, насколько возможно в мультике с возрастным ограничением 0+, сундук с [[Драгоценности|золотом]] они таки нашли, но стали так [[Что за идиот!|прыгать от радости]], что [[Камнепад забирает золото себе|разрушили пещеру, и вода мгновенно залила его]] — смешарики едва успели спастись. И только Нюша сумела сохранить сокровище — Настоящий Пиратский Гвоздь!
** Серия «Клад» (189-я) — Крош и Ёжик пытаются найти что-то ценное с металлоискателем. По совету хитрого Карыча простодушный Копатыч сообщил им, что у него в огороде зарыт клад («Они бы всё равно копали, а так будут копать где надо»). [[Всё пошло слишком так]] — откопали нечто, похожее на фасад [[Древний Грим|античного храма]] с орнаментом [[Каменные головы и загадочные письмена|майя]]. XVIII в., а может, даже XIII. Воодушевлённые ребята пошли копать дальше… В котлован упало всё, включая домик Копатыча. Конечно, археологи его тоже откопают. Но Копатычу стыдно — там не прибрано.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* «Трое из Простоквашино: В поисках клада».
* «Трое из Простоквашино: В поисках клада».
* «[[Gothic]] 2»
* «[[Gothic]] 2»
* «[[Risen]]».
* «[[Risen]]»
* Серия игр «[[Assassin's Creed]]» — от поисков сундуков с ресурсами до собирания набора ключей к хранилищу уникального снаряжения.
* «Пираты Сида Майера»
* Call of Juarez — события первых двух игр связаны с золотым кладом индейцев, принесшим всем персонажам сплошные несчастья.
* Серия игр «Корсары» — в тавернах попадаются посетители, желающие продать протагонисту карту сокровищ. Карта может оказаться очевидной подделкой, клад может быть уже выкопанным кем-то или состоять из малоценного и громоздкого хлама… но если повезет, можно найти и очень неплохую добычу в виде денег, драгоценностей, уникальных предметов снаряжения и тому подобного.
* [[Dragon Age: Inquisition]] — периодически попадаются карты, указывающие путь к тайникам с ценными ресурсами и редким снаряжением.
** Главное потом — унести ноги с сокровищами, а не отправиться на дно морское, если при возвращении на корабль протагониста уже будет поджидать конкурирующая команда.
* Серия игр «[[Assassin's Creed]]» — от поисков сундуков с ресурсами до собирания набора ключей к хранилищу уникального снаряжения.
* Call of Juarez — события первых двух игр связаны с золотым кладом индейцев, принесшим всем персонажам сплошные несчастья.
* [[Dragon Age: Inquisition]] периодически попадаются карты, указывающие путь к тайникам с ценными ресурсами и редким снаряжением.
* Серия игр [[Fallout]]:
* Серия игр [[Fallout]]:
** [[Fallout/Fallout 2|Fallout 2]] — в Брокен-Хиллс можно найти клад, спрятанный одним из жителей города. К сожалению, за прошедшие годы он совершенно обесценился.
** [[Fallout/Fallout 2|Fallout 2]] в Брокен-Хиллс можно найти клад, спрятанный одним из жителей города. К сожалению, за прошедшие годы он совершенно обесценился.
** [[Fallout/Fallout: New Vegas|Fallout: New Vegas]] — заинтересовавшись слухами о сокровище, ключом к которому являются призовые крышки от газировки «Сансет Сарсапарилла», можно действительно получить неплохую сумму в крышках и уникальный лазерный пистолет.
** [[Fallout/Fallout: New Vegas|Fallout: New Vegas]] заинтересовавшись слухами о сокровище, ключом к которому являются призовые крышки от газировки «Сансет Сарсапарилла», можно действительно получить неплохую сумму в крышках и уникальный лазерный пистолет.
* Far Cry 3 — промежуточной частью сюжета является поиск сокровищ экспедиции китайского адмирала Чжэн Хэ.
* Far Cry 3 — промежуточной частью сюжета является поиск сокровищ экспедиции китайского адмирала Чжэн Хэ.
* [[Heroes of Might & Magic]] — обелиски открывают тебе карту, крестиком обозначен клад. На попытку откопать уходит полный ход героя. Обычно клад — лишь приятный бонус (если только речь идёт не о Граале), но пара миссий на это завязаны.
* [[Heroes of Might & Magic]] обелиски открывают тебе карту, крестиком обозначен клад. На попытку откопать уходит полный ход героя. Обычно клад — лишь приятный бонус (если только речь идёт не о Граале), но пара миссий на это завязаны.
* [[Might & Magic]] 6-8 от той же конторы: снова ищем обелиски. Пока все не посетили (притронулись), искать клад бесполезно. Собственно клад расположен в труднодоступной местности и требует особых условий, чтобы его найти. Обычно содержит тонны золота и три-четыре уникальных артефакта. Крайне ценный даже на поздних этапах игры.
* [[Might & Magic]] 6-8 от той же конторы: снова ищем обелиски. Пока все не посетили (притронулись), искать клад бесполезно. Собственно клад расположен в труднодоступной местности и требует особых условий, чтобы его найти. Обычно содержит тонны золота и три-четыре уникальных артефакта. Крайне ценный даже на поздних этапах игры.
* [[TES/The Elder Scrolls IV: Oblivion|The Elder Scrolls IV: Oblivion]] — если заночевать на корабле-таверне в столице, можно с удивлением обнаружить, что корабль угнали пираты, купившиеся на выдуманную (для создания романтического флера) содержателем таверны байку о якобы спрятанном там сокровище в виде золотого кораблика.
* [[TES/The Elder Scrolls IV: Oblivion|The Elder Scrolls IV: Oblivion]] если заночевать на корабле-таверне в столице, можно с удивлением обнаружить, что корабль угнали пираты, купившиеся на выдуманную (для создания романтического флера) содержателем таверны байку о якобы спрятанном там сокровище в виде золотого кораблика.
* [[TES/The Elder Scrolls V: Skyrim|The Elder Scrolls V: Skyrim]]:
* [[TES/The Elder Scrolls V: Skyrim|The Elder Scrolls V: Skyrim]]:
** Искатели сокровищ периодически попадаются в мертвом или еще живом виде, с их тел можно снять записку с описанием случайного клада неподалеку.
** Искатели сокровищ периодически попадаются в мертвом или еще живом виде, с их тел можно снять записку с описанием случайного клада неподалеку.
Строка 92: Строка 77:
** Сокровища легендарных пиратов Велека Сейна и Хакнира Клейма Смерти можно найти в конце соответствующих квестов.
** Сокровища легендарных пиратов Велека Сейна и Хакнира Клейма Смерти можно найти в конце соответствующих квестов.
* Серия Tomb Raider, по сути, посвящена именно охоте за древними сокровищами в гробницах и затерянных городах.
* Серия Tomb Raider, по сути, посвящена именно охоте за древними сокровищами в гробницах и затерянных городах.
* [[King's Bounty]] — в римейке ему даже дали должность «королевский искатель сокровищ»
* [[The Witcher 3|Ведьмак 3]]: множество побочных заданий на эту тему — от банальных заначек невезучих путников (чьи трупы мы находим во время путешествия) до чертежей различной экипировки нескольких ведьмацких школ.
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] — не совсем клады, но заначки с оружием, патронами и артефактами
* [[King's Bounty]] в римейке ему даже дали должность «королевский искатель сокровищ»
* [[Minecraft]] — под землёй можно найти и сундуки с ценным лутом. Правда, обычно они хорошо охраняются…
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] не совсем клады, но заначки с оружием, патронами и артефактами
* [[Final Fantasy VII]] — этим можно долго заниматься с помощью чокобо. Ездовая чудо-птичка чует клады — и, роя землю не где-нибудь, а поблизости от зарытого сокровища, начинает истерически кудахтать.
* [[Minecraft]] под землёй можно найти и сундуки с ценным лутом. Правда, обычно они хорошо охраняются…
* Civilizaton V — дополнение Brawe New World вводит целую археологическую систему: после открытия Археологии появляются исторические места (а полностью открытый институт Мореплавания даёт ещё и их скрытый вариант), на которые следует отправплять специально обученных археологов (купить нельзя, только построить). В результате раскопок можно как утащить найденные артефакты в музей, так и сделать на этой территории памятник (а скрытые места имеют 30 % шанс на получение литературного шедевра или мощного разового буста культуры).
* [[Final Fantasy VII]] этим можно долго заниматься с помощью чокобо. Ездовая чудо-птичка чует клады — и, роя землю не где-нибудь, а поблизости от зарытого сокровища, начинает истерически кудахтать.
* [[The Witcher 3|Ведьмак 3]]: множество побочных заданий на эту тему — от банальных заначек невезучих путников (чьи трупы мы находим во время путешествия) до чертежей различной экипировки нескольких ведьмачьих школ.
* Civilizaton V — дополнение Brawe New World вводит целую археологическую систему: после открытия Археологии появляются исторические места (а полностью открытый институт Мореплавания даёт ещё и их скрытый вариант), на которые следует отправплять специально обученных археологов (купить нельзя, только построить). В результате раскопок можно как утащить найденные артефакты в музей, так и сделать на этой территории памятник (а скрытые места имеют 30 % шанс на получение литературного шедевра или мощного разового буста культуры).
* «Пираты Сида Майера».
* Серия «Корсары» — в тавернах попадаются посетители, желающие продать протагонисту карту сокровищ. Карта может оказаться очевидной подделкой, клад может быть уже выкопанным кем-то или состоять из малоценного и громоздкого хлама… но если повезет, можно найти и очень неплохую добычу в виде денег, драгоценностей, уникальных предметов снаряжения и тому подобного.
** Главное потом — унести ноги с сокровищами, а не отправиться на дно морское, если при возвращении на корабль протагониста уже будет поджидать конкурирующая команда.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* «Искатели минералов» — здесь с фитильком. Игроки просто лазают по горам и отыскивают находящиеся там минералы (они, разумеется, разной ценности).
* «Искатели минералов» — здесь с фитильком. Игроки просто лазают по горам и отыскивают находящиеся там минералы (они, разумеется, разной ценности).
* «Манчкин» — <s>весь</s> на треть об этом.
* «Манчкин» — <s>весь</s> на треть об этом.


== Пятиминутка реальности ==
== Пятиминутка реальности ==
Хорошо быть книжным или киношным кладоискателем! Нашел/украл/собрал из кусочков старую карту, преодолел ловушки, сразился на шпагах с одноглазым капитаном пиратов, и, если не подгадил кратковременный камнепад, можешь купаться в деньгах и швырять их в море. В реальной жизни кладоискатель встретит бесчисленные ловушки юридического характера, сражаться за обладание сокровищем придется с капитаном таможенной службы, а вместо камнепада золото часто забирает казначейство банановой республики.
Хорошо быть книжным или киношным кладоискателем! Нашел/украл/собрал из кусочков старую карту, преодолел ловушки, сразился на шпагах с одноглазым капитаном пиратов, и, если не подгадил кратковременный камнепад, можешь купаться в деньгах и швырять их в море. В реальной жизни кладоискатель встретит бесчисленные ловушки юридического характера, сражаться за обладание сокровищем придется с капитаном таможенной службы, а вместо камнепада золото часто забирает казначейство банановой республики.


Прежде всего, само понятие клада, а равно и принцип его раздела, сильно разнится по странам и правовым системам, и во многих из них де-факто невозможно заниматься легальным кладоискательством так, чтобы сколь-нибудь обогатиться самому (чем больше страна ориентированна на пляжный туризм, тем больше шансов, что законы относящиеся к кладоискателям будут более жесткими. При этом в странах англосаксонского права, к кладоискателям обычно относятся довольно лояльно). Впрочем, есть немало государств, в которых клад оставляет себе нашедший, при условии заблаговременного приобретения специальной лицензии — такой способ стрижки туристов-романтиков изобрели многочисленные банановые берега и кокосовые острова.
Прежде всего, само понятие клада, а равно и принцип его раздела, сильно разнится по странам и правовым системам, и во многих из них де-факто невозможно заниматься легальным кладоискательством так, чтобы сколь-нибудь обогатиться самому (чем больше страна ориентированна на пляжный туризм, тем больше шансов, что законы относящиеся к кладоискателям будут более жесткими. При этом в странах англосаксонского права, к кладоискателям обычно относятся довольно лояльно). Впрочем, есть немало государств, в которых клад оставляет себе нашедший, при условии заблаговременного приобретения специальной лицензии — такой способ стрижки туристов-романтиков изобрели многочисленные банановые берега и кокосовые острова.


Следующая проблема — историческая и/или художественная ценность обнаруженных сокровищ. Хорошо, если в потайной пещере вы нашли кожаные мешочки с золотым песком или самородками — а если там нечто менее безликое, вроде драгоценной посуды, серебряных доспехов или пергаментного фолианта, инкрустированного самоцветами? Очень вероятно, что по закону вы будете обязаны сдать предметы наследия в музейные фонды, в лучшем случае получив премию в размере четверти (а то и десятой части) от оценочной стоимости клада. И налоги с премии заплатить не забудьте! Хотя этот вопрос, за исключением совсем уж уникальных вещей, легко решается наличием знакомых коллекционеров и антикваров, которые выкупят найденные ценности мимо государственной кассы
Следующая проблема — историческая и/или художественная ценность обнаруженных сокровищ. Хорошо, если в потайной пещере вы нашли кожаные мешочки с золотым песком или самородками — а если там нечто менее безликое, вроде драгоценной посуды, серебряных доспехов или пергаментного фолианта, инкрустированного самоцветами? Очень вероятно, что по закону вы будете обязаны сдать предметы наследия в музейные фонды, в лучшем случае получив премию в размере четверти (а то и десятой части) от оценочной стоимости клада. И налоги с премии заплатить не забудьте! Хотя этот вопрос, за исключением совсем уж уникальных вещей, легко решается наличием знакомых коллекционеров и антикваров, которые выкупят найденные ценности мимо государственной кассы


При попытке незаконно вывезти откопанные артефакты ежегодно ловится и садится хорошенько посидеть в банановой тюрьме немало авантюристов. Тем не менее, иногда не помогают даже вполне официальные договоренности — такие были у Рогелио Роксаса с режимом жадного диктатора Маркоса на Филиппинах, когда его группа нашла в джунглях предположительно «золото генерала Ямаситы», и все равно Роксас не успел глазом моргнуть, как очутился в кутузке.
При попытке незаконно вывезти откопанные артефакты ежегодно ловится и садится хорошенько посидеть в банановой тюрьме немало авантюристов. Тем не менее, иногда не помогают даже вполне официальные договоренности — такие были у Рогелио Роксаса с режимом жадного диктатора Маркоса на Филиппинах, когда его группа нашла в джунглях предположительно «золото генерала Ямаситы», и все равно Роксас не успел глазом моргнуть, как очутился в кутузке.


Так что современные реальные кладоискатели, за редким исключением, даже не пытаются искать царское/индейское/японское золото, и в стиле работы больше напоминают археологов-любителей или черных копателей, выбирая перспективный район (к примеру, заброшенную деревню, место проведения ярмарок, места боев или старый пляж) и начинают активно исследовать район с лопатами и металлоискателями, добывая на продажу антиквариат или изделия из ценных металлов и иногда находя то, что действительно можно считать небольшим кладом — к примеру, горшки с монетами или богато украшенное оружие.
Так что современные реальные кладоискатели, за редким исключением, даже не пытаются искать царское/индейское/японское золото, и в стиле работы больше напоминают археологов-любителей или черных копателей, выбирая перспективный район (к примеру, заброшенную деревню, место проведения ярмарок, места боев или старый пляж) и начинают активно исследовать район с лопатами и металлоискателями, добывая на продажу антиквариат или изделия из ценных металлов и иногда находя то, что действительно можно считать небольшим кладом — к примеру, горшки с монетами или богато украшенное оружие.


Есть и приятные исключения. Одно имя: Жак Ив Кусто!
Есть и приятные исключения. Одно имя: Жак Ив Кусто!


{{Nav/Штампы}}
{{Nav/Штампы}}

Версия 19:28, 28 марта 2022

«

Водолазы ищут клады, Только кладов мне не надо, Я за то, чтоб в синем море Не тонули корабли.

»
— Скляр Игорь, «Комарово». Музыка И. Николаева, слова М. Танича
« Мы пойдём клад искать. »
— Дядя Фёдор
« O, вони скарб знайшли! (О, они клад нашли! - украинск.) »
— Валерий Горбачёв

Поиск кладов — один из самых популярных двигателей сюжета разнообразных приключенческих произведений. В зависимости от сеттинга, герои и злодеи ищут сокровища пиратов, спрятанное от конкистадоров индейское золото, деньги и драгоценности, спрятанные в годы социальных потрясений, «золото партии» (особенно популярны поиски нацистского и царского золота) и так далее.

Клад, кстати — это некая ценность, кем-то преднамеренно спрятанная. Если же герои ищут некий природный ресурс (вроде драгоценных камней) или нечто, не спрятанное, а потерянное (например, затонувший корабль) — это уже, строго говоря, поиск сокровищ.

Связанные тропы:

Примеры

Литература

  • «Кладоискатели» Вашингтона Ирвинга.
  • «Золотой жук» Эдгара По.
  • Н. В. Гоголь. «Вечер накануне Ивана Купала» и «Заколдованное место» — повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  • А. Дюма, «Граф Монте-Кристо» — первой целью Дантеса после побега становится поиск сокровищ, завещанных ему аббатом.
  • «Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона, разумеется.
  • «Приключения Тома Сойера».
  • «Сердца трёх» Д. Лондона.
  • И. Ильф, Е. Петров, «Двенадцать стульев»
  • «Дядя Фёдор, пёс и кот».
  • «Золото колдуна» Владимира Титова.
  • Андрей Федоренко «Три талера». С очень крутым лингвистическим фитильком — только знающим белорусский язык понятно значение слово «клад»\"клады" на карте, которое в корне меняет ситуацию.
    • Ну так поясните эту ситуацию. Онлайн-переводчик не знает разницы. И в слове «Скарб», которое в белорусской Вики означает «клад», тоже не знает.
  • Владислав Крапивин, «Портфель капитана Румба».
  • Алексей Иванов, «Золото бунта» — одна из сюжетообразущих линий.
  • Олекса Стороженко, "Клад" — именно то, что написано на упаковке. По легенде (не знаю, реальной или внутримировой), клады не хотят, чтобы их находили, и принимают облик всякой дряни; чтобы клад принял свой нормальный вид, его нужно хорошенько стукнуть. Никто в это особо не верит, но мальчишки временами ходят искать клад — чисто для развлечения. Оказалось — правда, но клад попадается только умственно-отсталому главному герою, абсолютно случайно (те же мальчишки, желая поиздеваться, бросают ему в окно полуразложившуюся собаку).

Кино

  • «Бриллиантовая рука» — «найденный» клад используется для легализации доходов с контрабанды. Может показаться, что это крайне неэффективный способ: по советским законам нашедшему клад полагалась лишь четверть его стоимости, и то по официальным расценкам, а не по ценам чёрного рынка. Но скорее всего этот клад использовался Шефом не для получения денег, а для обоснования их наличия (чтобы было что ответить на вопрос: «Почему вы живёте богаче, чем позволяет ваша зарплата?»).
  • «Невероятные приключения итальянцев в России».
  • «Мумия» 1999 года — герои просто хотели немного прибарахлиться наследством фараона Сети I… И в принципе со своей задачей справились.
    • В новой «Мумии» герои тоже хотели перераспределить сокровища в свою пользу.
  • «Пираты Карибского моря» — в принципе, тоже о поиске сокровищ. Вот только находится все больше какая-то мистическая фигня — то проклятое золото, то источник живой воды…
  • «Доспехи Бога 2» — поиск заныканного где-то в пустыне нацистского золота.
  • «Граф Монтенегро» — герои ищут золото семейства Милорадовичей.
  • «Золото Маккены».
  • Индиана Джонс про это с самого первого фильма.
  • «Цена сокровищ».

Телесериалы

  • «Охотники за древностями» («Relic Hunter») — весь об этом.

Мультфильмы

  • «Клад кота Леопольда» — мыши Митя Белый и Мотя Серый получили по почте анонимку с картой, на которой обозначен клад. Как дети, уверовали в её подлинность и бросились откапывать клад… В указанном на карте месте действительно оказался зарыт сундук, но в нём оказалось то, чего не ожидали мыши — их приятель Леопольд в костюме привидения, симметричный ответ на их каверзы.
  • «Трое из Простоквашино» — герои успели и клад поискать… и даже найти!
    • А в первой экранизации (которая гораздо ближе к оригиналу) — «Дядя Фёдор, пес и кот» — даже говорится, откуда там взялся клад.

Видеоигры

  • «Трое из Простоквашино: В поисках клада».
  • «Gothic
  • «Risen»
  • «Пираты Сида Майера»
  • Серия игр «Корсары» — в тавернах попадаются посетители, желающие продать протагонисту карту сокровищ. Карта может оказаться очевидной подделкой, клад может быть уже выкопанным кем-то или состоять из малоценного и громоздкого хлама… но если повезет, можно найти и очень неплохую добычу в виде денег, драгоценностей, уникальных предметов снаряжения и тому подобного.
    • Главное потом — унести ноги с сокровищами, а не отправиться на дно морское, если при возвращении на корабль протагониста уже будет поджидать конкурирующая команда.
  • Серия игр «Assassin's Creed» — от поисков сундуков с ресурсами до собирания набора ключей к хранилищу уникального снаряжения.
  • Call of Juarez — события первых двух игр связаны с золотым кладом индейцев, принесшим всем персонажам сплошные несчастья.
  • Dragon Age: Inquisition — периодически попадаются карты, указывающие путь к тайникам с ценными ресурсами и редким снаряжением.
  • Серия игр Fallout:
    • Fallout 2 — в Брокен-Хиллс можно найти клад, спрятанный одним из жителей города. К сожалению, за прошедшие годы он совершенно обесценился.
    • Fallout: New Vegas — заинтересовавшись слухами о сокровище, ключом к которому являются призовые крышки от газировки «Сансет Сарсапарилла», можно действительно получить неплохую сумму в крышках и уникальный лазерный пистолет.
  • Far Cry 3 — промежуточной частью сюжета является поиск сокровищ экспедиции китайского адмирала Чжэн Хэ.
  • Heroes of Might & Magic — обелиски открывают тебе карту, крестиком обозначен клад. На попытку откопать уходит полный ход героя. Обычно клад — лишь приятный бонус (если только речь идёт не о Граале), но пара миссий на это завязаны.
  • Might & Magic 6-8 от той же конторы: снова ищем обелиски. Пока все не посетили (притронулись), искать клад бесполезно. Собственно клад расположен в труднодоступной местности и требует особых условий, чтобы его найти. Обычно содержит тонны золота и три-четыре уникальных артефакта. Крайне ценный даже на поздних этапах игры.
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — если заночевать на корабле-таверне в столице, можно с удивлением обнаружить, что корабль угнали пираты, купившиеся на выдуманную (для создания романтического флера) содержателем таверны байку о якобы спрятанном там сокровище в виде золотого кораблика.
  • The Elder Scrolls V: Skyrim:
    • Искатели сокровищ периодически попадаются в мертвом или еще живом виде, с их тел можно снять записку с описанием случайного клада неподалеку.
    • Карты сокровищ можно найти среди добычи.
    • Сокровища легендарных пиратов Велека Сейна и Хакнира Клейма Смерти можно найти в конце соответствующих квестов.
  • Серия Tomb Raider, по сути, посвящена именно охоте за древними сокровищами в гробницах и затерянных городах.
  • Ведьмак 3: множество побочных заданий на эту тему — от банальных заначек невезучих путников (чьи трупы мы находим во время путешествия) до чертежей различной экипировки нескольких ведьмацких школ.
  • King's Bounty — в римейке ему даже дали должность «королевский искатель сокровищ»
  • S.T.A.L.K.E.R. — не совсем клады, но заначки с оружием, патронами и артефактами
  • Minecraft — под землёй можно найти и сундуки с ценным лутом. Правда, обычно они хорошо охраняются…
  • Final Fantasy VII — этим можно долго заниматься с помощью чокобо. Ездовая чудо-птичка чует клады — и, роя землю не где-нибудь, а поблизости от зарытого сокровища, начинает истерически кудахтать.
  • Civilizaton V — дополнение Brawe New World вводит целую археологическую систему: после открытия Археологии появляются исторические места (а полностью открытый институт Мореплавания даёт ещё и их скрытый вариант), на которые следует отправплять специально обученных археологов (купить нельзя, только построить). В результате раскопок можно как утащить найденные артефакты в музей, так и сделать на этой территории памятник (а скрытые места имеют 30 % шанс на получение литературного шедевра или мощного разового буста культуры).

Настольные игры

  • «Искатели минералов» — здесь с фитильком. Игроки просто лазают по горам и отыскивают находящиеся там минералы (они, разумеется, разной ценности).
  • «Манчкин» — весь на треть об этом.

Пятиминутка реальности

Хорошо быть книжным или киношным кладоискателем! Нашел/украл/собрал из кусочков старую карту, преодолел ловушки, сразился на шпагах с одноглазым капитаном пиратов, и, если не подгадил кратковременный камнепад, можешь купаться в деньгах и швырять их в море. В реальной жизни кладоискатель встретит бесчисленные ловушки юридического характера, сражаться за обладание сокровищем придется с капитаном таможенной службы, а вместо камнепада золото часто забирает казначейство банановой республики.

Прежде всего, само понятие клада, а равно и принцип его раздела, сильно разнится по странам и правовым системам, и во многих из них де-факто невозможно заниматься легальным кладоискательством так, чтобы сколь-нибудь обогатиться самому (чем больше страна ориентированна на пляжный туризм, тем больше шансов, что законы относящиеся к кладоискателям будут более жесткими. При этом в странах англосаксонского права, к кладоискателям обычно относятся довольно лояльно). Впрочем, есть немало государств, в которых клад оставляет себе нашедший, при условии заблаговременного приобретения специальной лицензии — такой способ стрижки туристов-романтиков изобрели многочисленные банановые берега и кокосовые острова.

Следующая проблема — историческая и/или художественная ценность обнаруженных сокровищ. Хорошо, если в потайной пещере вы нашли кожаные мешочки с золотым песком или самородками — а если там нечто менее безликое, вроде драгоценной посуды, серебряных доспехов или пергаментного фолианта, инкрустированного самоцветами? Очень вероятно, что по закону вы будете обязаны сдать предметы наследия в музейные фонды, в лучшем случае получив премию в размере четверти (а то и десятой части) от оценочной стоимости клада. И налоги с премии заплатить не забудьте! Хотя этот вопрос, за исключением совсем уж уникальных вещей, легко решается наличием знакомых коллекционеров и антикваров, которые выкупят найденные ценности мимо государственной кассы

При попытке незаконно вывезти откопанные артефакты ежегодно ловится и садится хорошенько посидеть в банановой тюрьме немало авантюристов. Тем не менее, иногда не помогают даже вполне официальные договоренности — такие были у Рогелио Роксаса с режимом жадного диктатора Маркоса на Филиппинах, когда его группа нашла в джунглях предположительно «золото генерала Ямаситы», и все равно Роксас не успел глазом моргнуть, как очутился в кутузке.

Так что современные реальные кладоискатели, за редким исключением, даже не пытаются искать царское/индейское/японское золото, и в стиле работы больше напоминают археологов-любителей или черных копателей, выбирая перспективный район (к примеру, заброшенную деревню, место проведения ярмарок, места боев или старый пляж) и начинают активно исследовать район с лопатами и металлоискателями, добывая на продажу антиквариат или изделия из ценных металлов и иногда находя то, что действительно можно считать небольшим кладом — к примеру, горшки с монетами или богато украшенное оружие.

Есть и приятные исключения. Одно имя: Жак Ив Кусто!