Горшочек, не вари!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Существует некий артефакт, способный самостоятельно выполнять определённые действия по приказу владельца. Вот только владелец не знает, как остановить процесс, либо просто забыл, что это нужно сделать. И если кто-то вовремя не крикнет: «Горшочек, не вари!», последствия могут быть весьма печальны.

Опасность «горшочка», как нетрудно догадаться, в том, что производимый им ресурс рано или поздно заполонит всё доступное пространство. Ещё хуже — если на это «горшочек» затрачивает какие-то другие ресурсы, которые при этом, разумеется, истощаются. К тому же, если неточно сформулировать ТЗ, «горшочек» пустит на сырьё то, что на него вовсе не предназначалось. И хуже втройне — если предметы, получающиеся на выходе, тоже требуют ресурсов, потом что при должной самостоятельности (если это, скажем, роботы) они начинают эти ресурсы добывать, не заботясь о согласии владельцев.

Самый распространённый вариант — копирующий артефакт, от банального конвейера и докуда хватит фантазии. Родственный случай — серая слизь, каждый элемент которой является, по сути, сам себе «горшочком». Надтроп — Всё пошло слишком так.

Немного об использовании артефакта[править]

В большинстве фольклорных и многих литературных сюжетов артефакт используют наиболее неправильным способом: ставят в комнате и включают, после чего окружающее пространство начинает затапливать, и 1) приходит прошлый владелец (Главный Герой) и всё выключает, или 2) пользователь не хочет или не может выключать артефакт, и всё доходит до критической точки (остров проваливается под воду/весь город затапливает). Всего у артефактов такого класса есть два адекватных способа применения и один не очень.

  • Первый состоит в том, что бы найти кого-то большего или вечно голодного (а желательно чтобы одновременно, и прожорливость/размер этот индивид после сытного обеда должен увеличивать, дабы «успевать» за артефактом), или вечно регенерирующего, аки Лернейская Гидра и установить в/на него «пищевую» версию артефакта, чтобы на выходе, в зависимости от мощности артефакта, прожорливости индивида и его повадок получить:
  1. ничего не изменилось (если артефакт слабее);
  2. индивид вечно спит (если после еды укладывается на сон, и может жить вечно; обычно спит либо пока не кончится запас еды, либо его не разбудят (если возможно), и если еды бесконечно, то и гибернация получается бесконечной);
  3. либо вечно доволен (если не укладывается);
  4. либо вечно поносит (если артефакт сильнее);
  5. либо лопнул (если артефакт во много раз сильнее);
  6. либо спящего, а потом умершего от старости (если после еды укладывается на сон, и не может жить вечно);
  7. либо сначала собирающегося лопнуть или уже лопнувшего, но через минутку-другую ещё более довольного, чем в 3 варианте (если артефакт много сильнее существа, но оно усиливается от урона: сначала давление ломает нафиг пищеварительную систему, или, если успеет, и много чего ещё, но потом в дело вступает регенерация гидры, начиная усиливать существо. И так до тех пор, пока усиление не дойдёт до состояния «в самый раз», причём уже сильнее статуса-кво, существо будет довольно усилением/дублированием пищеварительной системы).
  • Второй вариант — носить артефакт именно затем, чтобы что-то заливать/засыпать. Но поскольку продукты питания гниют, служа рассадником болезней (с другой стороны, если продукты питания генерируются в количестве, явно большем, чем потребность в них, и таким образом перестают представлять какую бы то ни было ценность, их можно использовать как удобрение или корм для скота: не питаться же одной этой кашей вечно), а материальные ценности будут растащены, что нафиг порушит весь рынок, и обе проблемы стукнут и по стране героя/по самому герою, обычные версии артефакта использовать лучше не надо. Если вы, конечно, не задумали именно это. Вот если бы бесконечный мешок с бетоном, глиной или другим стройматериалом, то можно было бы крайне быстро что-либо заливать/замуровывать/строить, но такое, к сожалению, встречается крайне редко.
  • Не особо адекватный состоит в установке на артефакт системы с краном, позволяющей контролируемо получать продукт/ценности. Адекватность способа сомнительна потому, что если не выключить артефакт, либо его, либо «дозатор» в конечном итоге всё равно разнесёт нафиг давлением.

А вообще мораль басни именно в том, что адекватное применение артефакту, бесконечно генерирующему материю, найти предельно сложно, и когда-то его придётся выключить (обычно это осложняется тем, что артефакт нельзя включить повторно, или даже тем, что продуцируемая артефактом материя существует/имеет потребительские свойства, только пока артефакт активен; хотя горшочек-тропнеймер можно было включать и выключать многократно, просто пользователь так или иначе (есть несколько вариантов сказки) забыл или не знал команду «ВЫКЛ».

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Немецкая сказка о горшочке каши — тропнеймер.
  • Сказки разных народов (встречается, например, у карелов и японцев) о том, почему вода в море солёная — богач украл у бедняка волшебную мельницу, способную намолоть что угодно, и сел на корабль. В пути он приказал мельнице намолоть соли, но не знал, как её остановить. Перегруженный солью корабль пошёл ко дну, и с тех пор вода в море стала солёной, потому что мельница продолжает молоть соль.
  • Голем рабби Бецалеля имел одну досадную особенность: дашь ему поручение — будет делать, пока не прикажешь остановиться, что называется, от забора и до обеда.
  • Анекдоты о блондинках:
    • Как занять блондинку на весь день? Нужно на одной бумажке, с двух сторон, написать «Смотри на обороте».
    • Одна блондинка идёт и копает ямы, другая идёт следом и сразу же их закапывает. Когда их спросили, зачем они это делают, блондинки ответили, что с ними в бригаде должна быть ещё одна девушка, которая ставит в ямки саженцы, но сегодня она не вышла на работу.
  • Анекдот о программисте, который много часов подряд мыл голову шампунем, на этикетке которого была указана инструкция: «Выдавить небольшое количество шампуня на руку, намыливать 2-5 минут, смыть водой, повторить».

Литература[править]

  • Александр Беляев, «Вечный хлеб» — выведенная культура съедобных микроорганизмов угрожает заполнить весь земной шар. Кодификатор, а то и первопример для русскоязычной фантастики.
  • Роберт Шекли, «Лаксианский/Индетерминированный ключ» — второй кодификатор. Тот же горшочек каши, но в космосе!
  • Эдгар Берроуз, «Искусственные люди Марса». Марсиане производили хормадов, искусственных существ, — тупых, но пригодных для всякой работы. Мало того, что хормады восстали, так ещё и что-то сломалось в машине, генерировавшей биомассу, из которой этих существ выращивали. В итоге получился чудовищный разрастающийся монстр-жижица, грозивший затопить собой весь Марс.
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — Урфин приказал дуболомам напилить дров, пока его не будет. «Работники быстро распилили бревна и, так как дела больше не оказалось, они принялись пилить все, что попадалось под руку: верстаки, забор, ворота… На дворе валялись груды обломков, годные только на дрова. Однако и этого не хватило деревянным пильщикам, пока хозяин на свою беду задержался: четверо дуболомов с бессмысленным усердием пилили друг другу ноги».
  • Станислав Лем, «Кибериада» — космический разбойник Мордон был жаден до знаний в любых областях. Ну что ж, он их получил. И по сей день сидит, погребённый в своей пещере под бесконечными мотками телеграфной ленты с самой разной правдивой, но бесполезной фигнёй. А прибор неутомимо продолжает печатать.
  • Кир Булычёв:
    • «Подземная лодка» — отец Семёна Ивановича изобрёл кремовую «затравку», способную неограниченно (был бы доступ к воздуху, откуда она свои «стройматериалы» брала) расти. Для предотвращения тропа он хранил эту затравку в специальном контейнере, но четырёхлетний Семён очень хотел попробовать папин суперторт, а папа не успел придумать способ остановить уже начавшийся процесс роста затравки: «Беда была не только в том, что я съел слишком много крема. Беда была в том, что он и во мне продолжал расти. Лучшие медики и химики мира не спали несколько суток, пока придумали способ остановить крем. К тому времени, говорят, он затопил мой родной город Кинешму. Меня спасли… но на всю жизнь я остался калекой».
    • «Коралловый замок» — герой вывел микроорганизмы, способные неограниченно производить строительный материал. На чем попался его друг, присвоивший изобретение, но незнакомый с подробностями. В результате он оказался заключен в бесконечно растущей башне.
  • «Говорящий свёрток». Проектируя универсальный материал «лунное желе», создатель волшебной страны предусмотрел возможность развоплощения лишнего материала. Дело в том, что производящие желе существа, лунные тельцы, всегда с радостью готовы сделать его сколько нужно, но совершенно не умеют считать, и пока их остановят, успевают наворотить целую гору.
  • Наталья Егорова, рассказ «Мёбиусятник» — генномодифицированные термиты используются здесь вместо строителей: возводят дома по заложенным в инстинкты лекалам. У потомства нескольких маток сбойнула программа, и они начали строить здания, проникающие друг в друга. В одном из глухих «пузырей» оказался замурован клиент, приехавший посмотреть квартиру. С прикрученным фитильком: работу термиты на полпути не бросают, но закончив — останавливаются.
  • «Понедельник начинается в субботу» — третий кадавр профессора Выбегаллы. Конечно, скорее всего, он бы рано или поздно успокоился сам, закуклившись в коконе свёрнутого пространства и остановив время. Но людям, оказавшимся поблизости, от этого вряд ли бы стало легче. Так что если бы не брошенный против «идеального человека» джинн…

Кино[править]

  • «Раз, два — горе не беда!»: после того, как богатырь Фома повредил орган слуха боевого робота Карбараса, тот больше не воспринимал никакие команды и выполнял последний данный ему приказ — двигаться вперёд и уничтожать всё на своём пути.
  • «Через тернии к звездам» — агрессивная и быстро разрастающаяся биомасса
  • Сериал «Боишься ли ты темноты?» - в одной из серий герои рассказа получают право (как оказалось впоследствии, ограниченное) отдавать приказы некоей сущности под названием Безмолвный Слуга. Мало того, что исполняет эти приказы он примерно так же, как Двое из ларца — Вовкины, то есть заполняет любые лакуны в инструкциях по собственному усмотрению, так ещё отмена раз отданных команд в комплекс прав не входит. И что делать, если ты случайно в сердцах произнёс в чей-то адрес: «Да я убил бы того, кто это сделал!», а Слуга услышал и принял к исполнению? Правом на отмену приказа путём разъединения драконов на управляющем Слугой амулете должен обладать его создатель, но вот беда — он уже давно мёртв! В итоге адекватным эквивалентом команды «Не вари!» оказывается разбиение амулета о надгробный камень на могиле создателя.

Мультфильмы[править]

С фитильком

  • «Золотая антилопа» (по мотивам сказок, но мультфильм явно куда известнее). Заглавное существо способно создавать золотые монеты ударом копыта. Злой и жадный раджа потребовал, чтобы она набила ему золото… много золота. «Глупое животное, слишком много золота не бывает!» Она согласилась, но предупредила: если он скажет «хватит», золото превратится в черепки. Проучила, завалив золотом чуть ли не с головой… и он попросил прекратить, оставшись лежать под грудой черепков.
  • Диснеевский «Ученик чародея» по мотивам одноимённой поэмы Гёте: Микки Маус — волшебник-недоучка, который сумел создать волшебного помощника, чтобы не носить самому воду, но не может его остановить.
    • Аналогичный сюжет присутствует в одной английской народной сказке, но там ученик волшебника вопреки запрету своего учителя призвал могучего чёрта, который и принялся носить воду.
  • Диснеевский же «Меч в камне» — сахарница Мерлина, которая будет упрямо накладывать сахар, пока её не остановишь, не смущаясь тем, что навалила уже больше собственного объёма. И мерлиновские же заклинания для наведения порядка, работающие по принципу конвейера: захваченные ими вещи видели цель и не видели препятствий в лице спохватившихся рыцарей-хозяев замка, в результате чего постирали заодно и их.
  • «ВАЛЛ-И» — управляющий космическим кораблём «Аксиома» робот AUTO следует секретной инструкции не возвращать корабль на Землю, поскольку планета уже никогда не будет пригодна для жизни, игнорируя все доказательства обратного.
  • «А нам поможет робот» — заглавный робот оказался слишком усердным…

Мультсериалы[править]

  • «Маша и Медведь» — в серии «Маша+каша» троп отыгран буквально. Ну не знала Маша (см. Реальная жизнь), до какой степени крупы способны разбухать при варке, а кушать хотелось, так что на кашу было пущено всё, что нашлось. Уже весь лес до отвала накормлен, а каша всё прёт!
  • Одна из серий о Кржемелике и Вахмурке. Оба гнома очень любили варенье — и вот им каким-то образом достался агрегат, породивший целое море варенья, в котором оба простака едва не утонули. Гномы попытались было съесть по чуть-чуть — но варенье не лезло в горло, и Вахмурка тут же высказался: «Не хочу этого варенья. Его слишком много!».

Аниме и манга[править]

  • «Лабиринт сновидений», новелла «Приказ на остановку строительства» — роботы, запрограммированные во что бы то ни стало завершить стройку. Не обращают внимания на множественные поломки и нехватку ресурсов. Когда на стройке закончилась еда для прибывшего с инспекцией человека, ему принесли миску с гайками и машинным маслом.
  • «A Wind Named Amnesia» — герои, путешествуя по постапокалиптическому миру, все обитатели которого лишились воспоминаний, попадают в город, управляемый искусственным интеллектом. После катастрофы выжило лишь двое жителей города: старик и девушка. Цель компьютера состоит в том, чтобы в городе продолжалась нормальная жизнь, для чего ему требуются люди разного рода занятий. Он приказал выжившим заменить всех недостающих людей, и теперь им приходится играть в бесконечные ролевые игры, изображая мэра с помощником, медсестру с пациентом, школьников и т. д.
  • Blame! основан на этом тропе полностью. Тут весь мир представляет собой последствия работы такого «горшочка», а главная и единственная задача Килли сводится к поиску кого-нибудь, кто велит горшочку наконец-то угомониться, а то он Мегаструктуру уже до Юпитера доварил.
  • Kino no Tabi:
    • В нулевой серии Кино попадает в страну, жители которой уже больше двух веков занимаются строительством башни, причём никто не знает, для чего. Когда башня рушится, люди сперва радуются, что их мучения закончились, а после, не представляя себе другой жизни, вновь берутся за строительство.
    • В пятой серии Кино встречает человека, который вот уже пятьдесят лет строит железную дорогу — такую работу поручила ему его страна. Проехав вдоль пути, Кино встретила другого человека, разбиравшего рельсы, так как в стране решили, что дорога не нужна, и поручили её разобрать. Далее Кино встретила ещё одного человека, который снова укладывал рельсы, так как жители страны решили, что дорога им всё же нужна.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — Жнецы были созданы для разрешения конфликта между органиками и синтетиками. Этот конфликт они разрешают на протяжении миллионов лет путём периодического уничтожения и тех, и других, начиная с собственных создателей — левиафанов.
  • Star Control 2 — зонды, которым поставили слишком высокий приоритет на поиск ресурсов для самокопирования.
  • South Park: Phone Destroyer — Гизмо Айк умеет разделяться на двух других Гизмо и делать это он может вечно.

Музыка[править]

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — частая проблема с имперскими автоматонами. Программа для каждого отдельного действия в эти машины загружается техножрецом со специальной перфокарты. И если по какой-то причине служитель Омниссии выбывает из строя, то автоматоны будут упорно выполнять последнюю команду. И союзникам очень повезёт, если это будет простое «шагать прямо». Может ведь быть и «атаковать все видимые цели»…

Интернет-проекты[править]

  • Мир SCP Foundation полон такого, причём часто явно хотели как лучше, а получилось… ну, как обычно в этой мрачной вселенной. Например, классический SCP-871 — тортики, которые самокопируются, если их вовремя не съесть. «Ориентировочно, неконтролируемая вспышка, начавшаяся с одной единицы SCP-871, может сделать Землю непригодной для обитания уже через 80 дней», так-то. И что-то весьма похожее, возможно, произошло в мире, доступном через портал SCP-1689, только вместо тортиков там картошка.

Реальная жизнь[править]

  • Держите аварийные краны водопровода в рабочем состоянии, во избежание!
  • Важное правило дизайна мобильных игр: прежде чем игра произведёт первый звук, игрок должен осознать, что он включён/выключен, а затем выключить/включить. Потому в играх на Java ME все крупные производители около 2006 пришли к экрану: «Включить звук? Да/нет»
  • Некоторые виды муравьёв со слабым зрением ориентируются по запаху феромонов, оставляемых впереди идущими соплеменниками. Если процессия из таких муравьёв наткнётся на свой собственный след, муравьи будут ходить кругами, пока не погибнут от истощения.
  • В программировании, если автор забыл предусмотреть прерывание программы, некоторые горшочки перестают варить только по нажатию кнопки Reset. Педаль в пол, если горшочек варит на сервере, к которому нет физического доступа.
    • Педаль ещё глубже, если оный горшочек распределён по кластеру — может потребоваться перезагрузка всего кластера. И скорее всего потребуется откат опять же всего же кластера к прошлой версии ПО без оного недосмотра, а также разъяснительная беседа с незадачливым разработчиком. Потому многие современные средства разработки предусматривают всяческие механизмы «сборки мусора» и много чего ещё во избежание таких недосмотров.
  • Совершенно буквальные горшочки, точнее, в нынешней реальности скорее кастрюльки, в которых неопытный кулинар не рассчитал количество крупы, склонной при варке ОЧЕНЬ серьёзно разбухать, отлично изображают троп. В основном неопасно, хотя если содержимое горшочка зальёт газовую конфорку, а хозяин спохватится не сразу, могут выйти неприятности.
  • Рак и ему подобные кошмарные медицинские состояния. Чёрный юмор ситуации в том, что опухоли состоят из здоровых клеток, разучившихся умирать.
    • Гигантомастия — генетическое заболевание, вызывающее постоянный рост молочных желёз. Певица Анна Семенович, славная этими самыми, несколько раз была вынуждена делать операцию по уменьшению груди, а то совсем уже житья не давала.