Авторский набор штампов/Кино
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Это подстатья к статье «Авторский набор штампов». Плашки и навигационные шаблоны здесь не нужны.
« | О фильме: |
» |
— С Баша |
Отечественные фильмы[править]
- Андрей Тарковский — очень медленный темп, статичные планы, как можно меньше монтажа. Приглушённые цвета, либо фильм вообще чёрно-белый. Эмбиентная музыка от Эдуарда Артемьева. Юмор, экшен — запрещены, допустимые оттенки чувств — от безысходности до светлой грусти. Обязательные стихи, читаемые за кадром, отрывки классической музыки, отсылки на Библию и показ картин великих художников: Да Винчи, Брейгеля, Дюрера и т. д. Но главное — монологи. Монологи! Обязательно философские, желательно с театральным надрывом, порой вместо диалогов и экспозиции. Имена главных героев должны начинаться на А: Андрей, Алексей, Александер. А также обязательное появление персонажа в исполнении Анатолия Солоницына или Николая Гринько, которые стали своего рода «талисманами» Тарковского.
- И вода! Очень много воды в кадре — буквально.
- Андрей Звягинцев (а-ля Тарковский-младший, или Достоевский современности) — абсолютная чёрно-серая мораль, унылая и скучная жизнь в России, ругань и обязательные разлады в семье у главного героя, оммажи на других артхаусных режиссеров, и непонятные/открытые, или бессмысленные концовки. А также съёмка из салона машины на ходу, и несколько, бл…ь, минут статичного плана пейзажей пригородов, деревьев и прочего. Главные действующие лица зачастую люди озлобленные и разочарованные в жизни, и никого нелюбящие, а самое главное ничего не делающие, чтобы что-либо изменить.
- Ну как это ничего? Либо постоянно бухают как в «Левиафане», либо без конца сидят в телефоне в «Нелюбви».
- Алексей Балабанов — сепия и Петербург, Петербург и сепия. Также — умеренная чернуха, 90-е, философские диалоги/монологи, обязательная обнажёнка к месту и не к месту, мощный саундтрек, ну и трамваи (ТРАМВАИ!!!). Так или иначе почти в каждом фильме подымается тема криминала или бандитизма. Также в каждом фильме присутствует насилие над женщиной.
- Алексей Герман-старший — все фильмы чёрно-белые, действие происходит в 30-е, 40-е, (единственное исключение — «Трудно быть богом», где действие происходит в Средневековье на другой планете). Мрачная атмосфера, натурализм (вплоть до показа испражнений и гениталий), съёмка с рук крупным планом, использование в главных драматических ролях преимущественно комедийных актёров (Андрей Миронов, Юрий Никулин, Леонид Ярмольник, Людмила Гурченко, Ролан Быков т.д.), множество непрофессиональных актёров на втором плане.
- В поздних фильмах заметное полное отсутствие сюжета, чернуха (причём с избытком), конченная актёрская игра, громадный хронометраж, ну и во время просмотра, так и хочется спросить: «Что здесь, чёрт возьми, происхоодиит?!!»
- Василий Сигарев — чрезмерная, бескомпромиссно-мрачная чернуха (Звягинцев и Быков даже рядом не стояли), вопиющий отборный мат, нарочито мерзкие и неприятные сцены и Яна Троянова в главной роли.
- Илья Авербах — мастер камерных тонких психологических драм. Главный герой почти всегда — интеллигент-идеалист (Седов в «Степени риска», профессор Сретенский в «Монологе», Вера Ивановна в «Чужих письмах», Филиппок в «Объяснении в любви», Павел Фарятьев в «Фантазиях Фарятьева»), чьи высокие принципы вступают в конфликт с окружающим миром. Бело-серая мораль, отсутствие антагонистов, даже козлящие персонажи прописаны настолько психологически достоверно, что зритель им сочувствует. Как и у Ингмара Бергмана, часто появляется образ деструктивной несчастливой семьи («Монолог», «Чужие письма», «Фантазии Фарятьева»), темы непонимания и прощения. Гипнотизирующая манера постановки кадра и авангардистские саундтреки Олега Каравайчука и Альфреда Шнитке.
- Илья Белостоцкий — исключительно ДЕТСКОЕ, Карл, кино, а не семейное! Практически все главгерои его полноценных режиссёрских потуг — крапивинские дети (влияние Крапивина очевидно, недалеко родился всё-таки), убийственные спецэффекты из-за невостребованности детского кино. Если в его фильме есть песни — они все заедают в мозгах у зрителей. В ранних фильмах («Планета» 2003 года и «Ещё одна сказка о Золушке» 2001 года) играл второстепенные роли, а потом ему надоело. В его фильмах периодически есть анимационные вставки и очень живописные надписи «Конец фильма». И есть влияние позднего «Ералаша»(неудивительно, если сделал аж 18 выпусков!).
- Уже 19.
- Кирилл Серебренников — эксцентричное поведение персонажей, анимационные вставки, обязательное появление мужского персонажа в нагом виде, гей-намеки или гомоэротизм, постмодернистский стиль и специфичный юмор.
- Леонид Гайдай — король эксцентрической комедии. Всё творчество — «признание в любви» комедиям эпохи немого кино: гэги, трюки, погони, пантомима, крупные планы лиц в стилистике немых фильмов. Очень быстрый темп повествования, всегда выверенный ритм картин. Множество скрытых и не очень отсылок к фильмам других режиссёров, немало и самоотсылок. Постоянные «на тебе!» советской действительности, скрываемые путём использования цензурных уток. Герои в дурацких колпаках и злодеи-недотёпы. Множество других колоритных персонажей второго плана. Антиреклама спиртного: герои фильма хоть раз осрамятся по пьяни. Сверхпопулярные песни, написанные А. Зацепиным и Л. Дербенёвым. Фильмы полностью растасканы на цитаты. На экране регулярно появляется чёрная кошка. И доля фансервиса, весьма смелого для своего времени.
- Михаил Кокшенов — в кадре персонажи обязательно будут есть, причем натуралистично, противно, чавкать и ронять еду изо рта. «Буэ — эффект Кокшенова». И ещё очень, очень, очень много крупных планов лиц, причём весьма неприятных.
- Никита Михалков. Излюбленная тема режиссёра — отражение масштабных исторических событий на судьбе узкой группы людей (семьи, коллег, нескольких друзей). Михалков мастерски снимает очень эмоциональные сцены-символы под пронзительную музыку, которые зачастую запоминаются больше самих фильмов. Все актёры слегка переигрывают и ведут себя несколько эксцентрично (с вечным заиканием или контузией). Эмоциональные качели: гротеск и юмор легко переходят в слезогонку. Самолюбование, сам режиссёр всегда играет одну из ведущих ролей, причем в последних фильмах именно его персонаж самый правильный/смелый/честный/лучший/крутой (даже если в фильме задействованы десятки персонажей). В камео появляются Александр Адабашьян и Евгений Стеблов, обязательное участие Юрия Богатырева (период 70-х, 80-х). Музыку пишет Эдуард Артемьев, а снимает оператор Павел Лебешев, любитель длинных проходок камеры (после его смерти постоянным оператором у Михалкова стал Владислав Опельянц). После распада СССР любимые темы творчества — Россия, которую мы потеряли и гулаги и рабы, а также фильмы-сказки/притчи, фильмы о Боге на войне (и снятые типа по секретным документам).
- Мотив транспорта, везущего куда-либо героев — метафора опасного и трагического будущего и несчастливого конца истории.
- Степан Пучинян (1927—2018) любил морскую романтику (не умея про неё снимать: «Тайны мадам Вонг», «Гангстеры в океане»), любил экшн (см. два предыдущих примера, где с этим делом тоска зелёная, а также «Из жизни начальника уголовного розыска», где всё уже чуть поживее). Любил творчество Булата Окуджавы и в свои самые известные фильмы поместил в качестве вставных номеров хиты этого барда: «Из жизни начальника уголовного розыска» — вор Разгуляй поёт «Когда воротимся мы в Портленд» (ну, Леонид Филатов — это нечто…); «Тайны мадам Вонг» — главный герой-казах, озвученный другим певцом, поёт «Солнышко сияет, музыка играет» (а тут вставлено искусственно и вызывает скорее недоумение).
- Тимур Бекмамбетов —
product-placement везде, где это возможно— на самом деле, это набор штампов любых проектов Первого канала. А авторские штампы Тимура — слоу-мо во все поля, камера, следящая за летящими предметами, а также вставки сцен из древней истории даже там, где это не обязательно (в итоге дорвался до ремейка «Бен-Гура» и можно сказать экранизировал «Банк Империал» в полном метре). - Эльдар Рязанов. Романтика занимает центральное место в сюжете. Много песен на стихи известных (и не очень) поэтов, а также на стихи самого режиссёра, некоторые из которых зрители будут ассоциировать прежде всего с фильмом. В ролях — Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Олег Басилашвили, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный. Эмоциональные качели — в фильме есть и над чем посмеяться, и над чем поплакать. Часто затронуты остросоциальные вопросы, присутствуют скрытые (а в Перестройку и дальше — уже вполне явные) «на тебе!» в адрес власти. Антагонист (если такой присутствует) — вполне узнаваемый и жизненный типаж, будь то мерзопакостный сплетник Карпухин из «Гаража» или «чекист» Мерз(л)яев.
- Юрий Быков — мрачность, остросоциальность, Достоевщина, пессимистичность, Денис Шведов, излюбленная чернуха — короче Россия для грустных, где всегда холодно и ничего нельзя. Основное действие фильмов происходят меньше, чем за сутки. Показ на заднем плане труб фабрик и заводов. Также снег, пасмурность, обязательное оскорбление: дурак/придурок. А также названия из одного слова, хоть предложение делай, пример — «ЖИЛ когда-то МАЙОР, но стал ДУРАКОМ и устроился на ЗАВОД, работать СТОРОЖЕМ, а ведь когда-то был ХОЗЯИНОМ жизни».
- Эволюция взглядов автора в прочем заметна. Если в первых фильмах мораль была:"Вот вы же нормальные вроде люди, а как прижало - все вы уроды". То в более поздних работах мораль уже:"Вот все нас прижало, и можно стать уродами - но очень не хочется". Гляди так в более поздних работах Юра уже до какой то положительной морали дойдёт, и даже какой то позитивной концовке.
Зарубежные фильмы[править]
(link)
Подробнее о Тарантино- Алехандро Ходоровски — кого-нибудь обязательно кастрируют, чуть реже (но тоже почти всегда) затрагиваются темы инцеста, гермафродитизма и сиамских близнецов. А для сведущих зрителей есть ещё отсылки к мистическим учениям.
Братьяуже сёстры Вачовски — непременная борьба с системой, противостояние консерваторов и либералов, обсасывание проблем гомосексуалов, трансгендеров и прочих меньшинств, плюс крутые спецэффекты. Но главное, обязательно философический угар!- Вернер Херцог — натурная съемка, малодинамичное и эксцентричное повествование, легкая атмосфера абсурда и безумия происходящего, зачастую действие происходит в экзотических местах — Южная Америка, Австралия, Бразилия, Африка и, внезапно, Чехия. В каждом фильме присутствуют индейцы, папуасы, туземцы, немцы, огромное количество различных животных и фриков (или людей с не самой презентабельной внешностью).
- Вуди Аллен — специфичный юмор в фильмах, и любовь на сюжеты про романы мужчин средних лет с молодыми девушками: «Манхэттен», «Полночь в Париже», «Магия лунного света», «Иррациональный человек», «Ханна и её сёстры». Что неудивительно, учитывая, что жена самого Аллена моложе его на 35 лет.
- Гай Ричи — серобуромалиновая мораль, антиреклама наркотиков и разговаривающие матом колоритные персонажи. Файв-о-клок в тумане и недобрая старая Англия, населённая брутальными бриттами. Среди значимых героев обязательно присутствуют: криминальный босс, хитрый и жадный еврей и представитель конкурирующей иностранной группировки (американской, русской, китайской…). Второстепенные персонажи — пацаны с раёна и/или представители золотой молодёжи, творящие всяческую дичь. К финалу большая часть героев либо умирает с позором, либо начинает всё сначала. Исключение — штатный кармический Гудини.
- Гильермо дель Торо — действие происходит во время Второй мировой войны, отец одного из героев обязательно редкостный мудак и садист, жуткие на первый взгляд существа оказываются добрыми, а также, к сожалению, большое количество СЖВ-повесточки.
- Дэвид Линч — разоблачение гнилой сущности, на первый взгляд тихих и уютных маленьких городков, тема сексуальности, кофе, странное поведение персонажей, можество непонятных, пугающих образов, загадок (в том числе вечных), возможно, мистики или видений/снов. Почти всегда декорации одноэтажной Америки, даже если действие происходит в Лос-Анджелесе, героев и хороший парней обычно больше, чем антигероев и злодеев, но антагонист, если он есть, с большой вероятностью будет полным чудовищем («Синий Бархат», «Твин Пикс», Даже Харконнены в «Дюне» ещё отвратительнее книжных!) или вообще чем-то инферанальным («Малхолланд Драйв» и снова «Твин Пикс»). И красивые девушки, множество их!
- Джа-Джа Абрамс — динамичный сюжет, в котором в любой момент может встретиться почти что угодно. Высокие, высоченные узкие помещения, над которыми проложены мостки без перил. Яркие, аж бликующие белым декорации и прямо-таки светящие в глаза мониторы с нечётким изображением. Карликовый космос, в котором 75 000 километров чуть ли не межзвёздные расстояния, а планеты висят, как яблоки на ветке, из других звёздных систем видно гибель планет. Полеты в крайне узких каньонах и пещерах или просто в метре над землёй, бешеные кульбиты, съёмка ведётся как будто болтающейся за летательным аппаратом на верёвке камерой.
- А ещё космические корабли, взлетающие из-под воды, и секретные артефакты в засыпанном пеплом бамбуковом лесу!
- Сверхсветовые полеты СТРОГО моментальны. В том числе во вселенных, где физика была проработана, и перелёты по галактике занимали определенное время в зависимости от расстояний, движка и других факторов.
- Инопланетяне строго трех типов: 1. Резиновые. 2. Ктулхуманоиды. 3. МАЛЕНЬКИЕ (10-50 см) анотропо-зооморфные. Единственный тип одежды инопланетян — тряпки, в которые заматываются с головой, либо разгрузочный жилет на голое тело.
- Закреплённые на борту огромного корабля МАЛЕНЬКИЕ пушечки, стреляющие убойными светящимися ракетами. Пушки побольше — здоровенные зловеще светящиеся красным дуры под брюхом корабля. И ажурные конструкции из полупрозрачных труб в небе. Обязательно случай т. н. Скайуокеринг — то есть какой-то один строго точечный центр, от уничтожения/заражения которого все немедленно накроется медным тазом.
- Антагонист появляется из ниоткуда, у него громадный супер-пупер крутой корабль/флот, чего хочет — непонятно, главное, побольше пафоса про то, что я ваш дом труба шатать буду.
- А ещё космические корабли, взлетающие из-под воды, и секретные артефакты в засыпанном пеплом бамбуковом лесу!
- Дарио Ардженто — яркая цветовая палитра, жестокие сцены убийств, причудливый саундтрек от группы «Goblin», в некоторых фильмах необычные и завораживающие декорации. Чуть ли не в каждом фильме фигурирует неизвестный серийный убийца, личность которого раскрывают за пару минут до концовки (и зачастую это оказывается персонаж на которого вообще не подумаешь). Также в каждом фильме есть сцена в которой девушка бьётся об стекло.
- Джеймс Ван — любит вставлять в свои фильмы жутких кукол и скримеры, а вот кровищи и расчленёнки мало, либо вообще отсутствуют.
- Джон Ву — серо-серая мораль, стрельба с двух рук (чаще всего из пистолетов Beretta 92F), зеркала, слоу-мо, положение героев спиной к спине, мексиканская ничья и, разумеется, белые голуби. Много белых голубей.
(link)
Подробнее о Кристофере Нолане- Джосс Уидон не отстаёт: чего стоит только его сериал «Светлячок», где большинство персонажей ходит или босиком, или в сандалиях. Особенно Ривер Тэм, которую играет Саммер Глау, не любящая обувь IRL.
- Гораздо больше бросается в глаза другая его авторская фишка — умереть может каждый. А еще — остроумные перебранки между героями и отсылки к массовой культуре в количествах.
- Джон Мактиркан. Крутой турбоэкшен, с натуралистической жестокостью, но не скатывающийся в экшен-понос. Сюжет — прямой как палка с черно-белой или бело-серой моралью. Похвальная детализация аспектов происходящего с уклоном в некоторый визуально продаваемый но реализм, как например почти тру-краймовое освещение реакции полиции на терругрозу в третьем "Крепком Орешке" с демонстрацией изнанки реального Нью-Йорка.
- Зак Снайдер — невероятное количество пафоса, криков, слоумоушена и просто зрелищности. Невероятно красивые кадры, но простой сюжет со сложной, даже перегруженной проработанностью, которой обычно не хватает на заявленный хронометраж. Картинка пестрит «зернистостью», для каждого фильма характерна одна цветовая гамма. Боевые сцены всегда загляденье, никакого ощущения нереалистичности происходящего. Иногда присутствует тема борьбы простого человека против бога. Опционально — очень, очень много нарисованной кровищи.
- Ингмар Бергман — философские и провокационные фильмы-притчи-сказки (это картины о Боге на Швеции…), зачастую длинною в 1,5 часа, и с одним и тем же актерским составом (Макс фон Сюдов, Гуннар Бьёрнстранд, Лив Ульман, Биби Андерсон, Эрланд Юзефсон и т. д.). Основные мотивы Бергамана — поиск смысла жизни/Бога/самого себя, также сексуальность, противоборство материализма и идеализма. Традиционно в фильмах Бергмана главные герои либо неверующие, либо циники со своеобразным видением Бога, или просто усомнившиеся в вере, но в то же время фильмы не скатываются в откровенный атеизм, а просто заставляют задуматься о многих вещах в жизни, в том числе о вере. Часто появляются образы матерей, которые не любят собственное чадо («Персона», «Молчание», «Осенняя соната»), затрагивается тема разлада в семье или токсичных отношений («Земляничная поляна», «Стыд», «Час волка», «Страсть», «Шёпоты и крики»). Также Бергман практически в каждом своём фильме выплескивает на зрителя завуалированные под образы свои детские комплексы из разряда «религия злая», или «папа не любил меня» (дело в том, что отец режиссёра был пастором и был самых строгих правил).
- Квентин Тарантино — это чёрно-серая мораль, антигерои, полные чудовища, миллион оммажей и отсылок на другие кинематографические произведения, постоянная деконструкция привычных штампов и сюжетов, ударная доза кровищи и насилия, чёрный юмор, неизменно присутствующий кадр «взгляд из багажника» (есть не во всех фильмах, но первые четыре запомнились именно этим), Сэмюэл Л. Джексон и диалоги. Куча неповторимых, остроумных и ни на что не похожих диалогов. Ну и сам Квентин (часто умирает в своих фильмах). А также много матерщины (уже не так заметно в нынешнее время, но в девяностые было перебором даже для американцев и создавало для Квентина определенные проблемы).
- Босоногие девушки: «От заката до рассвета» (знаменитая сцена, где сам Квентин пьёт алкоголь с ноги Сальмы Хайек), «Однажды в Голливуде» (босые ноги девушек-хиппи и самой Шэрон Тейт), «Криминальное чтиво», и много чего ещё.
- Кристофер Нолан — нелинейное повествование, серые тона и напряжённая атмосфера фильмов, при этом много экшена. Музыка Ханса Циммера. Стремление к максимальной реалистичности, натурные съёмки настолько, насколько это возможно. Чрезмерно запутанные сюжеты, основанные на труднообъяснимых концепциях (квантовая физика, логика сна, реверсированное время, антероградная амнезия). Персонажи носят классические деловые костюмы, и один из них сыгран сэром Майклом Кейном.
- Ларс фон Триер — чернуха, человеконенавистничество, насилие над женщиной, шикарный саундтрек, обязательные Стеллан Скарсгард или Шарлотта Генсбур в главной роли, в общем все оттенки чёрного. Практически в каждом фильме Триера имеется рванный монтаж, приглушенный цветокор или освещение, персонаж-козёл или ярый циник, атмосфера безысходности и депрессии, оммажи на Тарковского и своеобразная эстетика. А также потуги на фиминизм/сексизм/нацизм/фашизм и т. д.
- Мартин Скорсезе — фетиш на гангстеров и иных криминальных личностей, хронометраж выше двух с половиной часов, также часто использован закадровый голос на протяжении всего повествования, в некоторых фильмах саундтрек состоит из десятков старомодных песен. Зашкаливающие количество мата, чёрно-серой морали и расизма (частые оскорбления в диалогах из разряда: макаронник, ирландская шлюха, тупорылый жид и т. д.). А также обязательное участие актеров Роберта Де Ниро и Леонардо Ди Каприо.
- Также у Скорсезе часто подымается тема мужского одиночества и религиозные мотивы, а некоторые фильмы вообще посвящены религиозным деятелям.
- Роланд Эммерих — апокалиптическое порно, разрушения всего, что только возможно, бравые американские военные, противостоящие угрозе, в фильмах-катастрофах дофига персонажей, один из них чудик-конспиролог, которому не верят, а он оказывается прав.
- Майкл Бэй — экшн-понос. Просто экшн-понос. Всё взрывается, разлетается, все палят в разные стороны, бьют вражинам морды, сносят препятствия на своём пути и т. д. Чем эффектнее и масштабнее всё взрывается, тем лучше. Сюжет? А зачем? Ведь спецэффекты рулят! А в качестве сюжета сгодятся героические герои, спасающие мир под пафосную музыку на фоне американского флага, это никогда не подводит! В ночных кадрах всё сине-оранжевое, а в половине других — lens flare. И обязательно парочку вертолётов в кадр. А также летающая вокруг места схватки камера и съёмки персонажей снизу с заваленным горизонтом (нередко ещё и в слоу-мо). И всё это приправлено парой-тройкой пошлых шуточек и украшено продакт-плейсментом. Для эстетов припасены грудь и/или ножки Меган Фокс с разных ракурсов. Да, красивые девушки, и побольше, ПОБОЛЬШЕ!
- Справедливости ради стоит отметить, что в Трансформерах встречается «на тебе!» в сторону Пентагона и политиков из Белого Дома, которые, вместо простого решения, своим проволочками все усугубляют.
- Очень странно, что вспомнили «Трансформеров», а не «Скалу». Да, автор правки в курсе, что к сюжету «Скалы» приложил руку Тарантино, но тем не менее.
- Ностальгирующий Критик в числе таких фишек упоминает и саму манеру съёмки, как будто Бэй делает порнофильм без собственно порно — те же характерные ракурсы и прочие приёмы. Александр SokolOFF также отмечает манеру Бэя снимать снизу вверх и под углом.
- Справедливости ради стоит отметить, что в Трансформерах встречается «на тебе!» в сторону Пентагона и политиков из Белого Дома, которые, вместо простого решения, своим проволочками все усугубляют.
- Николас Виндинг Рефн — неторопливое повествование, безупречная эстетика каждого кадра, безупречная музыка (режиссёр явно тяготеет к электронной, но не ограничивается ей), неоновые цвета и молчаливые герои[1]. И даже если Рефн снимает сагу про викингов, фильм всё равно будет пропитан духом нуара. Вот как так?
- Питер Джексон (начиная с «Властелина колец») — зашкаливающая эпичность, съёмка лиц крупным планом, талантливые, но малоизвестные до выхода фильма актёры, много натурных съёмок. И обязательно немного чёрного юмора и шуток с двойным дном (иногда на грани — а по мнению некоторых, и за гранью фола). Чёрный юмор маркирует и те произведения, что были сняты до «Властелина Колец».
- Пол Верховен — в каждом фильме имеется гиперболизированная жестокость, цинизм, эротика — СЕКС, СЕКС и ещё раз СЕКС, чёрный юмор с политической сатирой и лёгкой философией, и это вроде бы в обычных боевиках и эротических триллерах — «Вспомнить всё» о восприятии реальности, «Звёздный десант» о промывке мозгов военной пропагандой, «Шоугёлз» о гнилости Американской мечты и всего шоу-бизнеса.
- Роб Зомби — много патлатых и еще больше бородатых, диалоги, состоящие из слова «фак» минимум наполовину, Шери Мун Зомби (в ранних фильмах выполняет роль Мисс Фансервис), Билл Моусли, Малкольм Макдауэлл, Дэнни Трэхо, маньяки, расчленёнка, треш, чёрно-серая мораль, откровенно наркоманского вида галлюцинации, либо такого же вида проделки кого-то из героев, внезапное появление дворянских костюмов XVI—XVIII вв. под разными предлогами.
- Стэнли Кубрик — маниакальный перфекционизм, симметрия и перспектива в одну точку, закадровый голос, взгляд персонажей в камеру, чёткое деление картины на главы (часто по принципу тезис-антитезис-синтез) и любовь к длинным кадрам.
- Стивен Спилберг — захватывающие блокбастеры, которые умело совмещают жестокие сцены (гибель нацистов в Индиане Джонсе, нападение акулы в Челюстях, нападения динозавров в Парке Юрского периода) с наивной приключенческой атмосферой. Часто в его фильмах мелькают конфликт отцов и детей, а также столкновение человечества с неземной цивилизацией. Зачастую фильмы Спилберга задают тон и порождают кучу клише в определенных жанрах: многие современные военные фильмы косят под Спасти рядового Райана; практически все фильмы про морских чудовищ и ожившие автомобили проваливались и критиковались из-за схожести с Челюстями и Дуэль.
(link)
Подробнее о Тиме Бёртоне- Тим Бёртон — это чёрный юмор, лёгкий налёт зловещей долины, готические брюнеты/брюнетки и вообще готическая эстетика, Джонни Депп и Хелена Бонэм-Картер, а также композитор Дэнни Эльфман.
- Тинто Брасс — Эротика на грани порнографии. Женские попки крупным планом. По ходу дела в кадре обязательно появится сам маэстро, в роли старика-похабыча.
(link)
Подробнее об Уэсе Андерсоне- Уэс Андерсон — красивые общие планы с обязательной симметрией (часто встречаются «пряничные» домики и прочая архитектура), винтажные наряды, множество мелких и ярких деталей почти в каждом кадре, недотёпистые, но очень милые персонажи, много Билла Мюррея и чуть меньше Эдварда Нортона, кадры с задумчиво созерцающими что угодно главными героями и конечно же вездесущий шрифт Futura.
- Шейн Блэк. Как и в случае в Мактирканом — энергичный боевик, но без экшен-поноса (при условии, что за съемкой надзирает сам Шейн). Регулярная разрядка смехом с помощью шуток различной толщины. ГГ — антигерой или герой с сомнительной репутацией, у которого обязательно есть напарник - скорее всего точно такой же антигерой с сомнительной репутацией. Место действия в девяти случаях из десяти Лос-Анджелес, так что есть некий улавливаемый "калифорнийский шарм".
- Эмир/Неманя Кустурица — много балканской музыки, цыгане, духовой оркестр, играющий народные мелодии, стрельба, провинция и отвращение к большому городу, контрастный монтаж и зашкаливающий трэш (в хорошем смысле этого слова), магический реализм и немного абсурда. И обязательно прикольные животные, вносящие разрядку смехом.
- Также, то ли шутки ради, то ли фетиш — не в тему вставляемая сцена с большим задом какой-нибудь немолодой женщины (не обязательно даже сюжетно значимого персонажа) и его нестандартным «использование». По крайней мере такое есть в фильмах «Андергаунд», «Чёрная кошка, белый кот» и «Жизнь как чудо».
- Элай Рот — много треша, жести и расчленеки, особенно калечение половых органов (чаще мужских, но иногда и женских тоже). Часто в наличии идиотский сюжет и раздрадающие персонажи, а также несчастливый конец и злодеи, остающиеся в выигрыше и творящие зло ради самого зла.
- Японская кинокомпания «Тохо» известна благодаря Годзилле и прочим дайкайдзю. Много снимала ужасов и фантастики. В период 1950-х и до 1980-х так и норовили впихнуть в фильм гигантского монстра, даже если фильм о корректировке орбиты Земли или об освоении космоса. Причем кайдзю мог побыть недолго и ничего не натворить.
- Джеймс Кэмерон — сильные женские персонажи здорового человека, то есть крутые не ради заполнения квоты, а по объективным внутримировым обстоятельствам, и не вопреки (как в мэйнстриме поздних десятых-ранних двадцатых), а благодаря своим собственно женским качествам. Подводный мир, хороший и разный. В боевиках — пехота со скорострельным оружием и набигающий зерг-раш, бонус если друг против дружки.
- Нил Маршалл - отмороженная жестокость, много отмороженной жестокости. Поедания людей волками, поедание людей другими людьми, поедание людей оборотнями, сдирание с людей кожи демонами заживо, не считая батальной гурятины, и всё это частенько под сопровождение очень чёрного, воистину шотландского юмора. Всё это на фоне, если сеттинг соответствует - суровых и прекрасных пейзажей Шотландии, со всеми её горными побережьями, долинами и осенними лесами над горными ручьями. Так или иначе в фильме, даже если не соответствует сеттинг - обязательно должно быть что-то из средневековья, хотя бы даже и холодное оружие, много отсылок на исторический период, феодальные войны и всякие горные кланы. И во всех фильмах (кроме "Спуска") - крутые военные, очень крутые военные, в первую очередь разумеется британские, но опционально могут быть и римские легионеры (тем более что в интерпретации Маршалла, разницы в целом нет и параллели очевидны). И вообще не существует в этой вселенной никакого чудовищного зла, которое не смогут победить солдаты Её Величества. И разумеется каждый раз каст фильма, состоит чуть менее чем полностью из годнейших британских актёров, как правило весьма брутальных.
- Дэвид Эйр - очень, очень злой Лос-Анджелес, злые мексиканские бандиты, очаровательные и добросердечные латиноамериканские женщины (опционально, ломовые "белые" женщины со стальным хребтом), дружба цветной и белой босоты "с района" вопреки всему окружающему дерьму, продажные и прогнившие насквозь копы в изрядных количествах, много сексуального и просто отмороженного насилия. Всё в достаточно приземлённых рамках реализма, если криминал то с бытовухой, если полицейская работа то с уклоном в трукраймовость, если жестокость и близость то натуралистичные. Много просто мерзейшей грязи, коррупции, безысходности и вообще Калифорния Эйра очень и очень непарадная. Обязательно, антигероический стоик полицейский который "как будто из последних сил" в противовес оборотням, и темы веры и противостояния добра и зла на высшем уровне, и легчайший налёт мистики.
- Майкл Манн - визуальный пир на грани и за гранью пейзажного порно - потрясающе красивые пейзажи под классную музыку, фильмы сняты так классно что из них хочется делать музыкальные клипы. Герои со вкусом одеваются, ездят на классных тачках и живут в классных домах. Сюжеты не всегда глубокие, но всегда жизненные, поднимается тема противостояния правильного и неправильного (изредка, добра и зла) в рамках серо-серой или серо-чёрной морали, мужественные мужчины мужественны, женственные женщины женственные, при этом действительные живые (и как правило, охренеть несчастные) люди. Преступники как правило неоднозначно злодеи, копы как правило антигероичны и в целом положительны, но не без изъяна. Концовка обычно жизнеутверждающая, но скорее весьма грустная, не добро не зло не побеждает, всё остаётся в лучшем случае так как было. А еще оружейное порно. Много оружейного порно...
- Оливье Маршаль - Снято стильно, снято сочно, красивый Марсель и красивый Париж, красивые но неимоверно гнетущие, засранные, депрессивные и явно проваливающееся в тартар с каждым годом всё сильнее. Справа - заблудившиеся по жизни менты, со сбитым моральным компасом и со своим персональным кладбищем за спиной из выродков (в лучшем случае), изредка не уступающие по благородству преступники тоже с какими то принципами. Слева - как правило полнейшие обмороки и законченные чудовища, без совести, тормозов и с угольной душой. Снизу - апатичное общество, которому на всё плевать, сверху государство коррумпированное насквозь чуть более чем полностью и частенько партфункционеры и начальники кратно гаже даже самых отмороженных бандитов. Много натуралистичного насилия и жестокости, много натуралистичного и страстного секса, много весьма круто поставленного экшена, и много размышлений и разговоров про нелёгкую полицейскую долю, границы дозволенного, добро и зло, и о том как нам обустроить Францию. С последним особенно грустно, потому что по итогам, вывод такой, что Францию спасать уже скорее всего поздно, кончится всё однажды очень плохо. В лучшем случае, главный герой получает шанс жить дальше, скорее всего ничего не поменяв, максимум воздав по заслугам самому мерзкому выродку.
- Роман Полански - красивые и талантливые женщины красиво и талантливо играют, красивые и талантливые мужчины тоже талантливо играют. Много секса (но не обязательно), очень много разговоров обо всём и ни о чём (тоже не обязательно, но в меньшей мере), много натурализма, и много провокативности, много камерности (но далеко не всегда), много голой эрудированности и европейской культуры бьющей из каждого миллиметра плёнки. Широта поднимаемых тем - практически всё что угодно, от несчастной семейной жизни (во всех интимных подробностях), до тема гуманизма на войне и порядочности в обычном обществе (тоже в том числе, с самых неприятных сторон). Но что характерно, всегда с позиций мягких, человеколюбивых, даже если персонажи реалистично мерзкие ублюдки а деяния их чудовищны - всегда есть искупающие их факторы которые даже действительно хорошо прописаны (самые спорные моменты в творчестве Полански, но тем не менее) - один из персонажей, обязательно мягкий и добродушный, в чём то наивный идеалист, или же порядочная но не законченная сволочь с задатками трикстера. МНОГО темы католичества и веры, переплетаясь с темой лицемерной. И юмор, много юмора, как правило довольно чёрного или циничного.
Примечания[править]
- ↑ Это неспроста: сам режиссёр страдает дислексией.