Молчаливый крутой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Угу. »
— Хардинг-Молчун, «Первый закон»
« Да уж. (Indeed.) »
— Макс Хатчетт, видеоигра Bare Knuckle

Этот персонаж крут, возможно даже очень крут. И он не любит говорить. Настолько, что предпочитает или вовсе молчать, или общаться междометиями. Но его крутизна при этом всячески подчёркивается действием. Не путать с молчаливым Бобом, поскольку Боб не обязательно крут, а наш герой — обязательно.

На самом деле данный троп эксплуатирует один из самых древних литературных приемов — контраст слов и дел. Один из самых распространённых комедийных и не-героических образов — бахвалящийся фанфарон, который оказывается пустым местом, когда ситуация принимает серьёзный оборот. Молчаливый крутой — его полная инверсия. Демонстративное отсутствие не то что похвальбы, но даже элементарного общения создает мощный диссонанс со способностью героя к решительным действиям в ответственный момент и выгодно подчёркивает его крутизну.

Вместе с тем молчаливый крутой редко бывает главным героем, поскольку его подчёркнутая асоциальность сильно мешает раскрытию образа. Кроме того, это довольно сложный для автора троп: при неумелом раскрытии вместо загадочного мистера Х получается персонаж-функция. Эту проблему можно обойти внезапным красноречием — когда наш молчун в нужный момент внезапно проявляет удивительные способности к риторике, что опять-таки роднит его с Бобом.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • В одном из вариантов скандинавской легенды о Сигурде крутым молчуном выведен Хогни, один из названых братьев главного героя.
  • Бог Видар скандинавского пантеона (олицетворяет силы природы, а также возмездие и справедливость) очень силен и мудр, но немногословен настолько, что его официальное прозвище — Молчаливый Ас. Возможная причина молчаливости и общей "второплановости" Видара в том, что, согласно пророчеству вёльвы, ему предстоит пережить Рагнарёк и возглавить сонм новых богов в обновленном мире. А пока что его время ещё не пришло.

Литература[править]

  • «Первый закон» Джо Аберкромби: Хардинг Грим из отряда Логена, в русском переводе даже названный «Молчуном» — эталонный образец. Говорит очень мало, но всегда по делу и отлично владеет иностранным языком, чем многие болтуны и похвастаться не могут! Внезапное красноречие прилагается.
    • Там же — практик Иней.
    • И сам Логен не лишён черт крутого молчуна.
    • Бремер дан Горст крут как северный склон Эвереста, и тоже предпочитает помалкивать. Правда, у него есть конкретная причина — он не любит свой писклявый голос.
    • Впоследствии автор увлекся самоплагиатом и практически скопировал образ Хардинга в «Героях» в виде Весельчака-Йона. Да, Аберкромби любит этот троп.
  • «Ведьмак»: в первых рассказах под этот троп попадает главный герой. Далее, когда сюжет стал разворачиваться широко и потребовалось более полное раскрытие внутреннего мира Геральта, он, напротив, стал довольно говорлив, а эстафету молчунства принял другой ведьмак — Эскель.
    • В экранизациях, особенно американской, педаль уходит к кобольдам и стуканцам. Стандартная реакция Геральта укладывается в две фразы: «Хм-м» и «Заррраза».
  • Волкодав тоже довольно молчалив, хоть и склонен к пространным внутренним монологам. Подсвечено, что этим отличаются и другие мужчины-венны.
    • Судя по всему, каждого мальчика-венна и его наставники, и его наставницы учат не болтать попусту, чтобы каждое слово было на вес золота.
  • Рудазовский Лёлик, генетическая химера из Погонщика Рабов и ещё кого-то, равно способный унести на плечах грузовик и обыграть в шахматы чемпиона, к внятной речи вообще неспособен. Понимает его только сам профессор Гадюкин.
  • «Сага о Копье» — Речной Ветер.

Кино[править]

  • Безумный Макс — Макс Рокатански в первой части и до смерти своей семьи был не очень-то разговорчив и общителен, но тем не менее не выглядел столь мрачен. После смерти семьи стал говорить ещё меньше. В Воине дорог у персонажа было всего 16 реплик за весь фильм. В Куполе Грома персонаж стал всё же более разговорчив и эмоционален, чем раньше, но не намного. Всему виной возня с детьми, коих тот спасал. В «Дороге Ярости» сыгранный Томом Харди Макс также был неразговорчив, издавая лишь какие-то нечленораздельные звуки в виде мычания и рычания. Но всё же проигрывает по разговорчивости Воину Дорог.
  • Терминаторы, а T-1000 вообще давит педаль в асфальт.
  • «Белое солнце пустыни» — Саид.
  • «Хардкор» — собственно Генри, глазами которого зритель видит всё происходящее. Ему просто не успели поставить голосовой модуль.
  • «Догма»: Молчаливый Боб, как ни странно, тоже очень крут. Будучи смертным, на пару с болтливым товарищем навалять вооружённым демонятам настолько быстро, чтобы те даже не поняли, что это не обычные подростки? Можем. Выкинуть двух ангелов из поезда в одно рыло? Конечно! Вырубить одного из сильнейших демонов без единого удара? Конечно! Так что Боб проходит сразу по обоим ведомствам.
  • Ведроголовый охотник за головами Боба Фетт из «Звёздных войн» впечатляет. Правда, неизвестно, что сильнее в нём впечатляет — молчаливость или это самое ведро.
  • Но чемпионом по молчаливости стал его конкурент, IG-88, лучший дроид-наёмник в Галактике — он не только не произнёс ни единого слова, но даже и не пошевелился на той памятной встрече.
  • «Блондинка за углом»: «Крокодил» Гена за весь фильм не произносит ни одного слова, но это не мешает ему быть самым клёвым и внушительным персонажем картины. Внешне одновременно впечатляющ и забавен. Силён физически, явно тренирован. Знает себе цену; похоже, имеет некий вес, по крайней мере в своём кругу. По-своему стильный, причём умеет проявить это, не разговаривая. И при всём при этом — ну… не отпускает ощущение, что особым интеллектом он не обременён, но при этом прекрасно умеет устраиваться в жизни.
  • Каждый второй герой фильмов Николаса Рёфна, не считая первого. Режиссёр страдает дислексией, что наложило отпечаток на его творческий стиль.
  • Челюсти за два фильма со своим участием произнёс только тост, всё остальное время изъяснялся или жестами, командуя подручными, или металлической улыбкой, либо намекая героям, что их ждёт, либо давая понять остальным, что не стоит путаться у него под ногами.
  • «Одинокий рейнджер» — индеец Тонто.
  • «Кочегар» А.Балабанова — Бизон (злодейский вариант).
  • «Ф.О.Р.С. 3.0» — агент Голубой Селезень. В первой части фильма произнес всего одну фразу, в 3.0 — всего одно слово «Удачи!». При этом один из лучших оперативников Ф.О.Р.С.
  • Принц Персии: Пески Времени — здоровенный и крайне мрачный негр Сесо из племени нбака. Носит с собой уйму ножей и великолепно их метает, одолел в поединке предводителя ассасинов… и за весь полуторачасовой фильм открыл рот всего пару раз. Один раз — напомнить своему начальнику-шейху, что тот слишком много болтает.

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Неополитан.

Комиксы[править]

  • ElfQuest — Лучник.
  • Sin City — Кевин. Крутость подсвечена самим Марвом.

Аниме и манга[править]

  • «Грендайзер»: главный герой, Дюк Флид aka Дайсу, не очень разговорчив, особенно на фоне всех остальных.
  • Hokuto no Ken — Кэнсиро, конечно же. Приступы красноречия в комплекте.
  • «Легенда о героях Галактики» — «молчаливый адмирал» Айзенах. Педаль в центр Галактики: одна реплика за все 110 серий.
  • Берсерк — Гатс отличный эталон тропа. Особенно в начале Золотого Века и в арках «Чёрный мечник» и «Потерянные дети». В дальнейшем для развития его характера и смене обстановки на более социалньую нужно было разговорить пуще прежнего. Арка «Фантазия» в целом этакий оммаж на третьего Безумного Макса.
  • В работах Цутому Нихэя встречается сплошь и рядом. У него почти все мало говорят и много делают.
  • Hellsingоборотень Гауптштурмфюрер, сильнейший боец Миллениума.
  • Code Geass — Аня Альстрейм. Говорит редко, но метко и монотонно.
  • Shingeki no Kyojin — Леви и Микаса Аккерманы много говорить не любят, но считаются сильнейшими бойцами человечества.
  • Goblin Slayer — Убийца Гоблинов.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Джотаро Куджо однозначно крут, серьёзен и неразговорчив. Но моменты пафосных речей перед раздачей люлей всегда имеются.
  • Mo Dao Zu Shi — Лань Ванцзи. Обычно говорит крайне мало и очень по делу, но при этом его крутость никем не подвергается сомнению.
    • Вэнь Чжулю. Тоже говорит немного и по делу и тоже весьма крут.
  • Katekyo Hitman Reborn!. Субверсия — Хибари. Субверсия, потому что в аниме ему поубавили как эмоциональности, так и реплик в принципе. В манге он и реагирует на все поживее, и потрепаться в принципе может, хоть и ворчливо и в контексте «заткнись и отвали».
  • Vampire Hunter D — что в манге, что в оригинальном аниме, что в сиквеле, D практически не разговаривает. Своё дело он делает молча и сосредоточенно, и да, он крут. А вот его рука треплется непрестанно, за обоих, а то и за троих, да ещё зачастую и весьма язвительно.

Видеоигры[править]

  • Безмолвные протагонисты как явление.
  • Fallout: New Vegas — Крейг Бун.
  • Dishonored — Корво Аттано. По крайней мере, в первой игре.
  • Prototype — Алекс Мерсер, причём его молчаливость настолько полюбилась игрокам, что Хеллера из второй части, который почти не затыкается, многие ненавидят прежде всего за это.
  • Final Fantasy VIII — Скволл Леонхарт. Специально для него впервые в серии была введена форма представления диалогов, где показывают не только, что герой говорит, но и что он думает. Потому что в отличие от остальных протагонистов серии, он мало говорит и много думает.
  • Darkest Dungeon — охотник за головами. Подавляющее большинство его игровых реплик — хмыканье и фырканье с разными интонациями. Словами предпочитает не общаться даже в финале, перед лицом неумолимой беспощадной силы, способной поглотить всё живое во вселенной.
  • Игры от Valve: Челл и Гордон Фриман выдавливают педаль в земное ядро, причём это ещё и неоднократно подсвечено другими персонажами.
  • GTA III — педаль в пол. Клод не просто молчаливый — он немой, а о его имени узнали вообще три года спустя в San Andreas.
  • Дилогия Crusader: No Remorse и Crusader: No Regret познакомила с таким примером типажа в роли главного героя. Его зовут по-разному — Капитаном, Красным, Жестянкой. Но что не менее важно, герой ранее служил у корпорации высокоранговым коммандо с простым для его подразделения именем Silencer. Это каламбурно переводится как «глушитель» (на оружии) или же «затыкатель» (в смысле усмиритель), но среди русскоязычных игроков ходила версия с «молчуном».
  • The Suffering — Педаль в пол до упора давит сам зек-протагонист с непростым именем «Торк». Молчит в обеих частях дилогии. Разговаривает исключительно во флэшбеках и случающихся галлюцинациях. На лице всегда застывшая мина недовольства/безразличия. В общем, насколько крут, настолько и молчалив.
  • Manhunt — Очень похожий пример ещё одного зека-убийцы, как в предыдущем примере. Джеймс Эрл Кэш почти ничего не говорил за всю игру. Исключениями являлись лишь разговоры с журналистской и бомжом, которых тот спасал. Всё остальное время, включая сцену со смертью его семьи, он не промолвил ни слова.
  • Dead Space — Исключительно в первой части Айзек Кларк не выдавал ничего, кроме яростных воплей. Во второй части уже был говорлив и отборно матерился.
  • Франшиза Bare Knuckle (Streets of Rage). Огромный — и на поверку совсем неглупый — Макс Хатчетт «говорит мало, но смачно. Всё время хочется, чтобы он сказал что-нибудь ещё» (с)Бабель. «Тупым огромным жлобом» прикидывается намеренно. Поскольку зарабатывал и на легальных (в федерации рестлинга), и на подпольных боях — неподражаемо умеет орать «АРРРР, Я НЕПОБЕДИМ!!!», после того как одолеет особо сильного противника именно на ринге.
  • God Eater и Code Vein: похоже это фишка создавшей эти игры конторы — протагонисты всю игру упорно молчат, и только в финале произносят несколько слов.
    • С прикрученным фитильком: во-первых, у персонажа есть реплики, из которых можно выбирать в диалогах, только они не озвучены. Во-вторых, и в катсценах NPC ведут себя так, будто герой говорит, так что отсутствие озвучки просто предлагает игроку подумать, что бы он сам тут сказал.
  • DOOM: конкретно Палач Рока. В кодексе подсвечено, что в какой-то момент своей жизни он просто перестал разговаривать.
    • Молчание прервалось в концовке дополнения The Ancient Gods Part 2. В ответ на вопрос главгада, есть ли что сказать своему создателю перед убийством, Палач проткнул его лезвием и сухо ответил «нет».
  • Metal Gear Solid V: The Phantom Pain — Веном Снейк, особенно по сравнению с протагонистами предыдущих частей. За всю игру наговорил буквально пару минут.