Чёрно-белая мораль

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Черно-белая мораль»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Классическое противостояние объективно добрых персонажей силам зла
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Black and White Morality. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ах да, вечная битва между добром и злом. »
— Террорист Кастор Трой «Без лица»
«

Те, кто в тёмный красит цвет, пусть знают, что всегда На сотни чёрных «нет» твоё, как мел есть «да». До истины из тьмы пускай тревожен путь — По правилам игры — добра сильнее суть.

Потому, что так надо! Потому, что есть завтра! За него я в ответе, и это моя чёрно-белая правда. Потому, что так надо, и победа — награда! И пока есть надежда — жить будет моя чёрно-белая правда. Чёрно-белая правда!

»
— Денис Майданов, «Чёрно-белая правда»
«

Пара фасеточных глаз смотрящих в стороны Способны различать только белое и чёрное. Скудный цветовой спектр, никаких оттенков — Любому событию однозначная оценка.

»
— Anacondaz
Angel-and-devil 9765.jpg

Хорошие парни — ХОРОШИЕ. Они творят добро, потому что такова их природа. Никто из них никогда не обидит ребёнка, не подумает пнуть собаку, не станет «обманом завлекать даже орка» (с) «Властелин Колец». Они всегда совершают правильный выбор (нередко потому, что волею автора враги не догадываются предложить им садистский выбор, а если догадываются, то всегда есть третий путь). Но если уж герой и делает неправильный выбор — это непременно приводит к повороту налево кругом, потому что никто из Хороших Парней не станет рядом с падшим делать одно общее светлое дело. Да падший после такого выбора и не сможет делать светлое дело — это получится уже не оно.

Плохие парни — ПЛОХИЕ. Они творят зло тоже в силу своей злодейской природы, поэтому нет никакого толку ждать от них исправления. Если кто-то из них и совершает поворот направо кругом, он должен как можно скорее умереть, ибо искупление равносильно смерти — невозможно жить в этом мире, будучи экс-злодеем. Само собой, злодеи обречены на поражение.

Однако серые персонажи также возможны, но они отличаются от серых в все оттенки серого. В случае черно-белой морали в персонаже борются светлая и темная сторона, в случае оттенков серого — персонажи поступают как хотят, руководствуясь своими целями и мотивами. Энакин вырезает поселение пустынников, так как в этот момент тёмная сторона взяла верх, эльфы в цикле «Бастард» Дианы Удовиченко вырезают поселения людей, чтобы высадить свои рощи (а не потому, что они на «темной» стороне).

Нередко это находит визуальное воплощение в кино, анимации и играх — см. Цветовой дресс-код и Красивый — значит, хороший.

Хотя произведения с такой моралью обычно располагаются на идеалистичном конце шкалы, она может встречаться и в произведениях, расположенных на циничном конце. В этом случае мир представляет собой сплошное чёрное море с немногочисленными белыми островками и хэппи-энд отнюдь не гарантирован, скорее наоборот.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Многие адаптации древних и восточных сказок и мифов для современных детей: Иисус одобряет.
  • Гилберт Кит Честертон, цикл про отца Брауна, духовника с огромным стажем. Позовите отца Брауна в любой сложной ситуации, и он, прочитав пару-тройку моралей, разрешит любые проблемы.
  • Многие считают, что таков «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина. Сам Толкин до конца жизни этого не признавал, писал, что «белое и чёрное в моих персонажах перемешано» и что «по крайней мере Боромира вы проглядели». К этому можно добавить и других колеблющихся и падших: Денетора, Голлума, Теодена и — в «Хоббите» — Торина. Но каждого, без исключения, такого персонажа ждало искупление через смерть. А вот никаких проблесков света с тёмной стороны не замечено: только абсолютное зло.
    • Впрочем, колеблющиеся, сомневающиеся и падшие персонажи — это не носители «своей правды», которых можно назвать «серыми», а лишь отпавшие от безусловно-положительной стороны. Мораль Толкина, правоверного католика, действительно чёрно-белая, просто линия раздела тут проходит не по «хорошие эльфы — плохие орки», как может показаться при поверхностном взгляде. Безусловное добро у Толкина — воля творца, Эру Илюватара, а зло — всё, что стремится Эру и его волю отвернуть. Эльфы добры не сами по себе, а до тех пор (и пока) исполняют волю Эру и Валар. Именно поэтому нарушившие волю Валар или не последовавшие за их зовом в Аман эльфы хоть и несут на себе отсвет божественной благодати, иной раз совершают неблаговидные поступки.
  • Астрид Линдгрен, «Мио, мой Мио» — педаль в Австралию: страна добра — цветущая, в стране зла царит вечная ночь, одно только упоминание злодея вызывает несчастья (при этом герои вовсю его упоминают, чтобы мы об этом не забывали). Его приспешники вообще не обладают личностями и ведут себя как злые роботы. После победы его замок рушится в ничто, а убитые воскресают.
  • Роберт Джордан, «Колесо Времени». По крайней мере, в заключительном томе все персонажи окончательно распределились по «чёрной» и «белой» фракциям.
  • Дж. Роулинг, первые две книги о Гарри Поттере.
    • По мере взросления персонажей поттериана из сказки перешла в жанр городское фэнтези, и герои постепенно стали неоднозначными. Положительный герой Дамблдор далеко не идеален (Дамбигад из фанфиков!) а влюблен он был в юности в злодея — Гриндельвальда. Оный Гриндельвальд и сам не так уж однозначен — в 7 книге он описан как красивый и весёлый юноша, напомнивший Гарри братьев Уизли и вызвавший у него симпатию («Грегорович мёртв, и опасность грозит весёлому вору — именно вокруг него вертелись мысли Гарри, когда на нижней койке начал похрапывать Рон, да и сам Гарри медленно погрузился в сон»), а в старости он раскаялся в своих преступлениях, да еще и умер бесстрашно, насмехаясь над Волдемортом. Хватает «серых» в моральном смысле персонажей, вроде Слагхорна, Олливандера, тети Мюриэл, Сибиллы Трелони, Снейпа, Мародёров и т. п. Даже тетя Петуния и особенно Дадли в последних книгах оказались не такими уж и «чёрными».
  • Дмитрий Емец, «Мефодий Буслаев». В каждой книге подчёркивается, что если человек изо всех сил не стремится к свету, то постепенно скатывается в сторону мрака. Зигзаг — альтернатива добру и злу в сеттинге всё же есть, но она заключается в том, что человек замещает принципы шкурными интересами, и это приводит к тому, что его душа загнивает заживо и лишается вечности.
  • Алексей Пехов к такому склоняется. Если в «Хрониках Сиалы» или «Синем Пламени» это уместно, но в «Искрах», Страже или «Мастере Снов» выглядит откровенным передергиванием морали. А вот Созерцатель это полное исключение, тут черного и белого вообще не разглядеть.
    • Автор правки в упор не углядел черно-белой морали в «Хрониках Сиалы». Каждая сторона конфликта, что орки, что Неназываемый, имеет свою собственную правду. А Валиостр, хоть и свои, но скелетов в шкафу или разнокалиберных безобразий хватает с избытком. В «Ветре и Искрах» аналогично — сюжет идет по канве «герои против всех остальных». За пределами этого — все оттенки серого. Империя и Набатор с Сидсом — обычные государства Ренессанса, активно желающие улушчить свое положение за счет соседей. Ходящие — вообще те еще сволочи хитрожопые, а некроманты регуляно демонстрируют стандарты. Черными отрисованы эльфы, но не стоит забывать, что смотрим мы от лица ветерана войны с ними. Цвет мира серый, однако.
  • Терри Гудкайнд, цикл «Меч Истины».
    • На первый взгляд. На самом деле мораль самая разная вплоть до серобуромалиновой, так как весь цикл (если понять рассуждения героев и продраться через довольно корявый сюжет) о том, что такое зло, насколько оно неочевидно, и насколько легко творить его, не понимая. Не может при чёрно-белой морали быть персонажей вроде генерала Брогана, который всю жизнь воевал на стороне добра против зла, и всё не понимал, почему посланники господа так страшно выглядят, и почему тёмные колдуны воюют против его злейшего врага (что в итоге привело к окончательному разрыву шаблона и полному переосмыслению жизни), или доброго героического Несана, который с радостью исполнял приказы Кэмпбелла (ведь всё, что говорят андарийцы, хорошо!) и садистское удовольствие от работы принимал за подтверждение добра, или самого Кэмпбелла, который в конце книги помог героям, потому что в принципе был согласен с их целями, а личная выгода потеряла смысл, не говоря о самой концепции морд-сит, когда специально берут максимально доброго человека и превращают в полное чудовище. Или империи зла (в которой служат те самые морд-сит), которую герой получил по наследству, и воюет против ещё большего зла. Да и сами герои нередко творят всякого. Так что если мораль чёрно-белая, значит все люди в ней находятся на чёрной стороне.
  • Произведения Сергея Иванова о мире Огранды. Тут разделение напрямую встроено в структуру мира. Нет, для простых смертных тут характерно всякое — есть весьма и весьма неоднозначные личности. Но вот стоит человеку начать наращивать Силу, и для него остается только два пути: восхождение по Лестнице (для этого нужно защищать людей от чудовищ и не использовать Силу в плохих целях) или подчинение Пирамиде (делай с людьми что хочешь, но думать не смей выступить против того, кто выше тебя по иерархии). Как только человек делает шаг в сторону Тьмы — возникает положительная обратная связь, и чем дальше, тем быстрее он будет превращаться в полное чудовище. Удержаться можно, но для этого нужна сильная эмоциональная привязанность к кому-то «на этом берегу».
  • Кристофер Паолини, тетралогия «Наследие» aka «Эрагон».
  • Эдвард Элмер «Док» Смит, цикл «Линзмены» («Ленсманы»).

Кино[править]

  • Практически любой фильм, где действуют нацисты (кроме «Семнадцати мгновений весны» и «Бесславных ублюдков», см. Чёрно-серая мораль). Самое смешное — даже если фильм снят самими нацистами (карикатурно-злые коммунисты, буржуи и евреи против Рыцарей Нации). Впрочем, и каждая сторона может показываться симпатично.
  • «Достояние республики» — Макар. Если ты не стремишься помогать Советской республике, ты «контра» и враг Революции, точка.
  • «Звёздные войны», классическая трилогия. Вплоть до того, что принцесса и Люк весь первый фильм рассекают в белом, Оби-Ван тоже скрывает под плащом отшельника белое кимоно, а Дарт Вейдер радует публику стильным чёрным прикидом.
    • Приквельная трилогия и особенно расширенная вселенная — это уже все оттенки серого.
      • Насчет приквельной — вряд ли. Хорошие именно хорошие (джедаи, Падме), плохие именно плохие (Торговая Федерация, известные ситхи). Несколько разбавляет Палпатин, но он просто носит маску «доброго». Энакин «спускается» со светлой стороны на тёмную, но это не делает его серым персонажем с точки зрения серо-серой морали (см выше).
      • А вот в сиквелах всё снова скатилось к чёрно-белой морали.
  • «Убийство в „Восточном экспрессе“» (2017) — Пуаро придерживался именно такой жизненной позиции, но потом столкнулся с этим делом…

Телесериалы[править]

  • «Могучие рейнджеры».
    • Хотя поворот направо встречается невероятно часто.
      • Поворот направо делают злодеи со стандартами, так что тех, кто это сделает, можно распознать практически сразу.
        • Не всегда - кто ж поначалу знал, что Астронема его сделает. Как неоднозначная героиня, она стала раскрываться далеко не сразу.
    • В сериале хватает неоднозначных личностей, которых сложно признать добрыми или злыми. Как пример - отец Уэса в Power Rangers Time Force. Встречаются и повороты налево, хотя и с фитильком - к примеру, Алекс в Time Force оказался не злодеем, но тем ещё козлом. А Лойякс в PR Lost Galaxy объясняет, почему повернул налево: увидел, что добро слабо и хило, и ничего не стоит перед мощью тёмной стороны.
  • В Super Sentai, чьей адаптацией стали Power Rangers, полным-полно аверсий к ожидаемой чёрно-белой морали. Чего стоит Го Омура из сезона Liveman и его трагическая судьба. Этот мальчик-ботаник, в детстве затюканный матерью ради хороших оценок, постепенно сходил с ума, пока не решил, что только интеллектуалы достойны править миром. Он примкнул к армии доктора Биаса, ополчился на людей, а своё тело преобразовал в монструозное существо - доктора Облера. При этом в одной из серий монстр, выращенный из подсознания Облера, не стал ни на кого нападать. Он пошёл в парк и стал кататься на аттракционах - то есть делать то, чего Облер недополучил в детстве...
  • «След» — есть исключения, но обычно преступнику просто нельзя сочувствовать и «Вор должен сидеть в тюрьме». Пару раз доходило до злодейского мяча.
    • В сериях за 1000 начинается полный трэш и угаръ, а мораль стремится ко всем оттенкам серого: оперативники ФЭС занимаются полной ерундой вместе с преступниками, встревая в явно слишком мелкие для ФЭС дела. То ловят какого-то локального убийцу со всего лишь двумя трупами на счету, один сам обжёгся о плиту. То идут в глухую всеми забытую деревню и расследуют смерть старушенции 80 лет, которая даже родным была не нужна и всего лишь пугала суеверных соседей. То связались с тараканами в голове у одного предпринимателя, который безо всяких оснований решил, что его больную жену убили. Особенно забавно это выглядит, если предварительно посмотреть сериал «Детективы», которые как раз занимаются частными проблемами отдельных граждан. Что за фигня, ФЭС?!
    • А вот идейный продолжатель «ОСА» в этом плане гибче, герои не раз сами помогали нарушившему закон избежать ответственности (разумеется, закон он нарушал в разумных пределах и по понятной причине).
  • «Фарго» — на стороне «белых» стоят полицейские со своим окружением, а на стороне «чёрных» — конченные головорезы, вроде Ханзи, Додда, Лорна, Варги и т. д. Исключения редки, вроде братьев Стасси или Джерри из фильма.

Мультфильмы[править]

  • Практически любой мультфильм студии Disney и часть мультфильмов СССР.
    • Но кстати, сейчас «Дисней» начинает отходить от борьбы бобра с ослом в пользу взаимодействия живых людей со своими недостатками и проблемами. Наиболее показательным является Encanto, где нет прямого злодея, которого надо победить, а показана семья, у членов которой свои конфликты и переживания.
  • «Дети против волшебников» — крайне неудачная реализация тропа.

Комиксы[править]

  • Не совсем Girl Genius, а некий спин-офф, точнее, прототип. «Оригинальные парни-гетеродины» недостаточно известны для кодификатора, но вот что это эталон, причём с подсветкой — факт. Сама Girl Genius — эталон чёрно-серой морали.
  • Watchmen — Такой придерживается Роршах. На самом деле, она.. немного другая.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • «Приключение с дигимонами» — в то время как главные герои и их дигимоны являются воплощением добродетелей (мужества, дружбы, любви и т. д.), их противники (такие как Дэвимон, Вандемон и Тёмные мастера) являются воплощением зла.
  • «Команда учёных-ниндзя „Гатчаман“» — хорошие герои, злобные злодеи. Как по учебнику.
    • А как же Гель Садра(паспортное имя — Сэмми Пандора), которой промыли мозги и превратили в мутантку?
  • «Крестовый поход невинных сыновей» — с прикрученным фитильком: черно-белая мораль у группы главных малолетних героев, которые отправляется в Крестовый поход покорять Святую землю. Поначалу.

Видеоигры[править]

  • Fallout 3. Конечно, в каждой игре основной серии Fallout присутствует моральная оценка поступков, но в Fallout 3 получилась настоящая Борьба добра со злом. По сторону добра — рыцари буквально в сияющих доспехах, Братство Стали, добрые гении из Ривет-Сити и прочие герои пустошей, по сторону зла — коричневые мерзавцы из Анклава, до денег жадные работорговцы, безжалостные наёмники компании «Коготь», отмороженные на всю голову рейдеры и тупые шовинисты-супермутанты. Есть и запоминающиеся серые персонажи (Смотритель, полковник Отем), но их очень мало. Для игрока тоже предлагаются лишь два полноценных варианта отыгрыша (можно отыграть и нейтрала, но это унылее и доступно не всегда): либо протагонист становится паладином, либо кровожадным маньяком, творящим зло ради самого зла. Побочные квесты слегка разбавляют общие тона, в них даже встречается садистский выбор, но в целом остаётся та же Борьба добра со злом. В других частях, конечно, тема добра и зла никуда не делась, но там больше оттенков серого и непростых моральных задач.
  • Mass Effect (классическая трилогия). В игре присутствует шкала героя-отступника, заполняющаяся в зависимости от действий игрока. При этом большая часть этих действий имеет чёткую оценку от разработчиков (нижние варианты ответа всегда отступнические, верхние — героические). Во второй и третьей части добавились «внезапные действия” с соответствующей иконкой и цветом, а количество «нейтральных» вариантов постепенно уменьшилось вплоть до полного отсутствия в МЕ3. А вот в пресловутой Андромеде разработчики решили отказаться от этой системы в пользу разделения ответов на логические, эмоциональные, силовые и т. д.

Настольные игры[править]

  • «Tales of the solar patrol» — ретрофутуристический сеттинг от SJ Games, вдохновлённый классическими космооперами 30-50 годов. Так что, как подсвечено во вступлении, там нет места «для своей правды», «антигероев», «антизлодеев» и прочей неоднозначности. Максимум — прагматичные пираты (потому что беспредельщика тут испарят при задержании, а не отправят на меркурианскую каторгу).

Реальная жизнь[править]

  • Точка зрения храмовников и просто чрезмерно набожных людей, для которых мир за пределами их религиозного объединения — целиком злой и хочет совратить их с «истинного пути», а «белыми и пушистыми» являются только собственные братья по вере. Ну и руководители общины — куда без них?
  • А также точка зрения безрелигиозных фанатиков, проявляющаяся в красных, зеленых, коричневых и радужных баснях.

Примечания[править]