Экшн-понос

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
« Взрыв делает всё круче! »
— Суть тропа (точнее, обоснуй для практикующих) от Стаса Давыдова
« Еще долго гоблины не осмеливались заглянуть за страшный поворот. Тем временем гномы успели углубиться далеко-далеко в темные ходы царства гоблинов. Сообразив это, уцелевшие гоблины снова зажгли факелы, надели мягкие башмаки и пустили вслед за гномами своих самых быстрых скороходов с острым слухом и зрением. Те помчались вперед в темноте быстро, как хорьки, и бесшумно, как летучие мыши. Потому-то ни Бильбо, ни сам Гэндальф не слышали их приближения. И не видели их. »
— Сцена погони в повести Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит».
« БУМ!!! БАХ!!! БЫДЫЩ!!! ХРЯСЬ!!! БАММММС!!! БАБАБАБАХ!!! ТРАХ!!! ТЫДЫЩ!!! БУУУМММ!!!ВЖЖЖЫУУУ!!! БЫДЫДЫДЫДЫДЫДЫЩ!!! »
— Та же сцена в режиссерской интерпретации Питера Джексона.

(link)

Майкл Бэй наглядно демонстрирует

(link)

Он же в Южном парке

Типаятарковские — не единственный бич киноадаптаций. С развитием индустрии спецэффектов в мире кино, а особенно — экранизаций и ремейков, появилась другая крайность: перенасыщение картины спецэффектами — даже в тех сценах, где их, собственно, особенно и не требовалось. Режиссер полагает, что зритель — идиот, и если на экране не будет что-то постоянно грохотать и разлетаться вдребезги, он быстро заскучает, а то и вздремнуть решит (судя по тому, что пипл хавает, это не так уж и далеко от истины). Плевать, что все эти прибамбасы и прибабахи придают описанной автором сцене совершенно иной настрой! Плевать на то, что в оригинальном произведении и динамики и приключений более чем достаточно! Добавим! Бабла немеряно!

В результате недержания экшна картина превращается в парк аттракционов. Нередко подобные изыски делаются специально, чтобы было чему лететь в физиономии зрителям при переводе фильма в 3D.

Разумеется, экшн — это прекрасно, но излишества недопустимы и в нем.

Экшн-понос может сопровождаться самыми различными симптомами

Примеры[править]

Литература[править]

«

— Сюжет трагедии, — сказал Жихарь, удивляясь незнакомым словам. — Отец с дочерью ожидают сына, военного, который (недавно женился, с женою) приедет в отпуск. Отец разбойничает в своей деревне, и дочь самая злая убийца. Сын хочет сюрприз сделать отцу и (под другим именем) прежде, нежели писал, отправляется; приехав, недалеко от деревни становится у мужика на постоялом дворе с женою в трактире ночевать. Он находит здесь любезную свою с матерью. Ну так там сказывается, что я поделаю, не отсебятину же нести!

Они просят, чтоб он ночевал, ибо боятся разбойников. Он соглашается. Вдруг разбойники ночью приезжают. Он защищается и отрубает руку у одного. Всех убивают и жену утаскивают. Он в отчаянии идет броситься к отцу, чтобы тот дал ему помощь, ибо дом не так далеко. Его запирают в комнате. Когда все утихло, он вырывается. Уходит и приносит труп своей любезной, клянётся отомстить её. Для этого спешит к отцу, чтоб найти там помощь. Ночь у отца. Дочь примеривает платья убитых несколько дней тому назад, люди прибирают мёртвые тела. Прибегает сын. Сказывает о себе, его впускают. Он рассказывает сестре свое несчастье… вдруг отец… он без руки… Сын к нему… и видит… в отчаянии убегает. Смятение в дому. Меж тем полиция узнала не о сём, но о другом недавнем злодеянии и приходит; сын сам объявляет об отце: вбегает с ними. Отца схватывают и уводят… Сын застреливается. Тут вбегает служитель старый сына, добрый, хочет сказать ему о смерти печальной супруги, его увидеть, но не замечает и рассказывает сестре, что он… И видит его мёртвого.

— Батюшка Пропп, — добавил Жихарь. — Я не виноват, что устарелла такая непонятная. Видно, сочинитель её не успел как следует сочинить — то у него так, а то этак. Но в общем понятно, правда? – Он просительно посмотрел на идола.

Лицо Проппа не выражало ни добра, ни худа.

— Чем богат, — оправдывался Жихарь. — В другой раз получше расскажу…

»
— Михаил Успенский «Время оно»

Кино[править]

  • Питер Джексон:
    •  «Хоббит» — пример из палаты мер и весов. Где был экшн — непомерно раздули, где не было — добавили. Тихий побег героев в бочонках превращается в дикое побоище с участием орков, эльфов и гномов. Автор упомянул каменных великанов? Отлично, добавим минут десять падений и зависаний над пропастью! Смауг разозлился и расколотил хвостом вход в гору? Еще минут двадцать огненных столбов, взрывов, обвалов, погони и зависаний над расплавленным золотом. И от Беорна неплохо бы минут пять побегать по лесу! Ну а под Битву Пяти Армий и вовсе отдадим половину третьего фильма…
      • Интересно, что имеется и альтернативное мнение: Битва Пяти Армий (стратегическая часть), по которой и названа серия, очень быстро заканчивается и начинается MMORPG — собралась пати и пошла валить рейд-босса, причем в несколько стадий, в лучших традициях. И вот там-то сабж статьи сыграл самую большую скрипку.
      • Весь «Хоббит» намеренно снят в стиле, присущем не кинематографу, а компьютерной игре, и визуально цитирует практически все культовые RPG, а в третьей части досталось и RTS. Нарочитая нереалистичность физики и квадратно-гнездовое построение клонированных войск как раз и призваны напомнить зрителю, что это игра. А в игре много экшена не бывает.
        • …а в игре бывает бред с выпрыгиванием лучников впереде копейщиков?
    • «Кинг-Конг» — еще не экшн-понос, но уже на грани. В оригинале Конг уделывает тираннозавра? Тоска зелёная, пускай гасит хотя бы трех! В оригинале герои удирали от бронтозавра? Даешь целое стадо! Да еще и с рапторами!
  • «Битва титанов» 2010 года выпуска.
  • «Призрак Дома на Холме» 1999 года. Из сложной мистико-психологической драмы Ширли Джексон сделали экшн с оживающими грифонами, монстрами и ужасными привидениями. Все тонкие и пугающие полунамеки отправлены в корзину.
  • Любой фильм о «Трансформерах» Майкла Бэя. Шире — любой фильм Майкла Бэя. Этот режиссёр сделал экшн-понос своей фирменной фишкой, и, надо сказать, получается у него неплохо — спасает то, что снимает он чаще всего по оригинальным сценариям, и пытки увеболлом удаётся избежать.
  • Любой фильм Роланда Эммериха — главного конкурента Майкла Бэя на этом сомнительном поприще.
  • Фильмы Resident Evil. Первая экранизация серии игр, популяризовавшей жанр survival horror, была весьма неплохим зомби-триллером, но начиная со второй части сцен типа «Милла Йовович истребляет сотни зомбей с помощью спецэффектов» становится все больше и больше. Последние судороги сюжета наблюдаются в четвертом фильме, в пятом вообще сложно сказать, что там происходит (клонированные зомби-танкисты в ушанках с автоматами на мотоциклах носятся по подводным улицам фальшивой Москвы у берегов Камчатки…).
    • Просто режиссер очень любит снимать home video со своей женой. Ну, как умеет.
  • В экранизациях «Трёх мушкетёров» вообще любят завышать количество гвардейцев кардинала, с которыми расправлялись герои (хотя в книге их всегда было только на пару-тройку человек больше, чем мушкетёров). Правда, в подобном был замечен и сам Дюма в продолжениях: в книге «20 лет спустя» д’Артаньян и Портос в конной погоне вдвоём расправляются с пятьюдесятью врагами. В экранизациях помимо количества врагов иногда прикручивают и другое: в фильме 2001 года были восточные единоборства, в фильме 2011 года — дирижабли по секретной технологии Леонардо да Винчи и всяческие гаджеты.
    • Справедливости ради, в книге «20 лет спустя», д’Артаньян и Портос лишь попытались расправиться с пятьюдесятью врагами, слабо представляя их количество в темноте, но справились только с четырьмя, поскольку пятым и шестым оказались Атос и Арамис
  • Звёздные войны — классическая трилогия: световой меч — редкое оружие, поединки на них — по одному на фильм. Новая трилогия: сабельками машут почем зря и джедаи, и ситхи, и с разбегу, и на месте, и в прыжке, и с переподвыподвертом.
    • Что вполне обоснованно: после истребления большинства джедаев («Приказ 66» в третьем фильме) световой меч стал редким оружием. Но ведь так не могло быть, пока джедаев было много! Расширенная вселенная (а именно игры Jedi Knight) обосновывают и неуклюжесть схваток в оригинальной трилогии по сравнению с приквелами: раньше было 7 с вариациями форм (стилей) владения мечом, какой хошь — такой и учись. А с истреблением джедаев знания о формах были утрачены, и Люк, пока не открыл их заново, выстрадал для учеников и последователей три недоформы — «сильную», «среднюю» и «быструю».
    • По сравнению с кинематографическими роликами к SWTOR в уже приквелах световыми шашками машут, как беременные каракатицы. Что тоже достаточно обоснованно - время расцвета и масштабных войн джедаев и ситхов.
    • Фильм «Пробуждение Силы», впрочем, к хронологически ранним приквелам не относится, но так же страдает от экшн-поноса. Что проявляется уже не столько в лайтсейбер-схватках, сколько в неуёмном количестве выстрелов, взрывов и тому подобных космических «фью-фью», занимающих большую часть экранного времени, которое бы можно было потратить, к примеру, на раскрытие внутреннего мира FN.
      • Также интересен в диснеевском творчестве подход к фехтовальным сценам на световых мечах: теперь мечом надо 1. махать, как то ли флагом, то ли кочергой. 2. Весить он должен, судя по движениям персонажей, килограммов шесть.
  • Обитаемый остров, экранизация Бондарчука: драка Мака со Странником в финале. В книге более опытный Странник уклонился от пары ударов Мака, потом отвлёкся и пропустил удар… а потом заговорил с Маком на немецком, и драка немедленно потеряла смысл. В фильме же они устроили полемический поединок минут на пять с беготнёй по стенам. Вот зачем? Неужели два землянина не могли договориться без дрыгоножества и рукомашества?
    • Там же ближе к началу: по книге Мак попросту раскидывает гопников (поубивав их всех, потому что не рассчитал силу), а потом тяготится этим убийством, несмотря на то, что все его хвалят за защиту Рады. В фильме этого и близко нет, в фильме есть захватывающая экшн-сцена в стиле «убить Билла», где гопники активно юзают слоу-мо, а Мак уклоняется от всех их атак с дебильной улыбкой (впрочем, он с ней все два фильма ходит), смысла в сцене ровно ноль.
  • «Седьмой сын» — в оригинале работа у ведьмака монотонная и скучная. Здесь же даже есть ассасины…
  • «Гарри Поттер и Кубок Огня»: сцена с «зато-каким-драконом». В книге занимала от силы страницу и сводилась к «Гарри вызвал метлу, постоял с глупым видом, пока она летела, потом немного полетал и украл яйцо». В фильме: пятиминутная (!) погоня на метле с участием сорвавшегося с цепи (!!)[1] дракона, который по ходу расковыривает черепицу на башнях Хогвартса (!!!), и которого Гарри в конце убивает (!!!!!!!!!!!!!).
    • Что само по себе сильно противоречит книге: в ней с Виктора Крама сняли штрафные очки за то, что он своей драконихе дал заклинанием в глаз (хотя, вероятно, большую часть очков сняли из-за того, что в результате дракониха передавила половину своих яиц). В рамках такой системы судейства Гарри Поттер из фильма должен был бы получить 0 очков за жестокое обращение с животными, а потом заслуженный скандал от Хагрида и Чарли Уизли. Чарли в фильме нет, а Хагрид то, что его любимый ученик убил любимую зверюшку, полностью игнорирует (Хагрид ли это?!).
      • Странно, что ненужный экшен в сцену с драконом они добавили, а матч по квиддичу Болгария-Ирландия вырезали полностью. Вот уж где экшен-то был бы уместен: сколько трибун собрали поглазеть.
    • То же самое с финальным поединком с Волдемортом в «Дарах смерти 2».
  • Фильм-катастрофа «2012». Экшена в виде разрушений и катастроф полным полно.

Телесериалы[править]

  • ПЛиО (книга): Джон Сноу посылает письма в Восточный Дозор у Моря и ведет корреспонденцию о спасательной экспедиции в Суровый Дом, сам при этом оставаясь в Черном Замке, как и положено Лорду-Командующему. Получает в ответ зловещие отчеты, написанные на сапоге убитого товарища. Game of Thrones (TV): Джон лично командует спасательной экспедицией, рубится там с мертвецами и Белыми Ходоками, экшн-понос на полсерии. Ему прямо в лицо, на расстоянии прямой видимости, корчит рожи не то сам Великий ИнойКороль Ночи, не то его Дракон.
  • «Лука» — корейский сериал прожимает педаль в пол, такое впечатление, что режиссер от души наснимал любимого экшена, а о том, что неплохо бы эту кучу смонтировать в одно целое и пристегнуть какой-никакой сюжет, вспомнил в самый последний момент. И не осилил.
  • Внезапно, первая половина 5-го сезона «Бумажного дома». Авантюрная история про ограбление резко превратилась в безудержную перестрелку длиной в 5 серий, в которой обе стороны безнадежно больны синдромом штурмовика. Хитрых планов сюжет не завез даже Профессору, зато в каждом втором персонаже проснулся Лирой Дженкинс. Ведь именно за батальные сцены сериал так полюбился фанатам, ага-ага.

Мультфильмы[править]

  • «Приключения Тинтина: Тайна „Единорога“» (2011). Спилберг и его товарищи — Стивен Моффат, Эдгар Райт, Питер Джексон, Кэтлин Кеннеди — явно делали ставку на троп. В оригинале Тинтин и Хэддок бежали с «Карабуджана» почти совсем по-тихому? А у нас будут лихие погони со стрельбой-пальбой, драматичным зависанием шлюпок на блоке и последующим плюханьем их на воду! В комиксах и мультсериале приключения Тинтина протекали слишком чинно и мирно, маловато было акробатики и прочего чукалова? Добавим, аж до стадии «трэш и угар»! Например, пусть Тинтину едва не отрежет башку пропеллером самолёта, а Хэддока едва не намотает на этот пропеллер вместе с раскрытым парашютом! А в историческом флэшбеке, во время морского сражения конца XVII века, пусть творится то, чего IRL никогда не видывали даже самые матёрые мореходы![2] Охота за тремя свитками в комиксе была сравнительно спокойная на вид, характеризовалась не столько внешним тарарамом, сколько внутренним напряжением. А в мультике мы разнесём едва ли не половину Багхара, погоня наложится на погоню и ещё на погоню; нас будет преследовать танк (вместе со зданием прямо на нем, в котором танк застрял), Хэддока подцепит за одежду танковая пушка; а свитки всё время будет перехватывать сокол у Тинтина, пёсик у сокола, сокол у пёсика, Тинтин у сокола; потом пёсик ловит сокола, потом Тинтин перехватывает птицу, потом Захарьин ловит Хэддока… а, да ну их к Люциферу, запутаться проще простого. Венцом приёма стала дуэль между Хэддоком и Захарьиным на портовых погрузочных кранах — фича, которой не было и не могло быть в оригинале и на которую потом матерились в интернете многие ярые тинтинофаны.
  • «Симпсоны» — именно так Гомер «улучшил» фильм c Мэлом Гибсоном. Речь в Конгрессе — что за скукота, пусть лучше он устроит там кровавую бойню. Гибсону фильм понравился, всем остальным — нет.

Аниме и манга[править]

  • The God of High School — помимо всего прочего, еще и пример жертвы эффекта Йетса: 100 с лишним глав оригинальной манхвы были запиханы в 13 серий. В результате от оригинала, и так не отличавшегося каким-то продуманным сюжетом, остался один бесконечный экшн-понос, который становился все абсурднее с каждой серией.

Видеоигры[править]

  • Тизер римейка Готики — любителям оригинала лучше этого не видеть…
  • Resident Evil 6 — многие, ой многие, считают эту игру худшей в серии именно из-за этого. И они неправы! В данной игре очень сильно раскрываются уже известные публике персонажи и добавляются новые, очень здорово вписывающиеся в серию (ну, кроме Хелены Харпер, она что есть, что нет, на её месте могла быть любая другая), а продолжение с Шерри и Джейком автор правки ждёт до сих пор. Но даже и там сумели сделать экшн-понос в квадрате — глава за Криса и Пирса. Самая стрелючая глава в игре, и одновременно с этим — самая трагичная, посмеяться над взрывами вертолётов и даже подводной базы как-то не тянет...

Примечания[править]

  1. Если что, в книге министерские служащие параноидально беспокоились о безопасности на Турнире, а именно драконов в любой момент были готовы вырубить, если один из них, например, сорвётся с цепи. В фильме профессора и сотрудники министерства просто равнодушно наблюдают за происходящим, как будто всё так и должно быть (у Гарри были явно отличные от нуля шансы бесславно сдохнуть над Хогвартсом, и вообще, никто не подумал, что он может не грохнуть дракона, а просто оторваться от погони? А дракон так и будет вокруг школы летать?).
  2. Возможный обоснуй: Хэддок — ненадёжный рассказчик, ибо алкаш с плохой памятью и к тому же большой фантазёр. Но неужели и то и другое — настолько?!