Нет антагониста

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья No Antagonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Сюжет практически любого художественного произведения начинается с конфликта. На конфликте и проистекающих из этого коллизиях и перипетиях и строится собственно сюжет — конфликт выполняет роль фундамента. Легче всего устроить конфликт между персонажами, протагонистом и антагонистом. Этот способ нагнетания драмы и по сей день остаётся самым популярным.

Но бывает и так, что персонаж-антагонист в произведении отсутствует. Вообще. Тогда конфликт достигается другими средствами: между моралью героя и обстоятельствами, между противоборствующими чувствами в душе героя (психологическая драма), между чувствами нескольких героев (мелодрама или романтическая комедия). Иногда роль антагониста берут на себя силы природы или иные форс-мажорные обстоятельства — такое характерно, например, для фильмов-катастроф. Наконец, «антагонистом» может быть… сам конфликт, и герой борется с конфликтом, а не за победу в нём. Под троп попадают многие произведения про моряков, путешественников, первопроходцев, а также те, где сюжет строится на психологии.

Стоит ли говорить, что только опытный автор может написать хорошее произведение без антагониста? Никакой МТА с такой задачей не справится, ибо она на порядок сложнее простого чёрно-белого конфликта «герой-злодей».

Родственные тропы: Все оттенки серого, Все оттенки белого.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Большинство произведений научной фантастики XIX — начала ХХ в. не имеет антагонистов.
    • Жюль Верн, «Двадцать тысяч льё под водой».
    • Артур Конан Дойл, все фантастические произведения:
      • «Открытие Рафлза Хоу»: «антагонист» — человеческая жадность.
      • «Затерянный мир» — никого, кроме дикого зверья.
      • «Отравленный пояс» — космическое течение.
      • «Маракотова бездна».
    • Герберт Уэллс, «Машина времени».
    • Владимир Обручев, «Плутония».
  • Миры Дмитрия Емца:
    • Таня Гроттер:
      • Колодец Посейдона — здесь в качестве сюжетообразующей завязки используется стихийное бедствие магического характера.
      • Локон Афродиты — основой сюжета является матч Невидимок (которых усилили несколькими легионерами) и Сборной Мира, второстепенными антагонистами являются Бейбарсов и Зализина.
    • Мефодий Буслаев:
      • Маг Полуночи — антагониста как такового и нет (разве что эпизодические в рамках данной книги Хоорс и Лигул).
      • Тайная магия Депресняка — опять же, стихийное бедствие, вызванное артефактом (точнее — первопредметом).
      • Первый эйдос — ближайшим претендентом на роль антагониста является дарх Мефодия.
  • Айзек Азимов — во многих его рассказах о роботах нет антагониста, а героям просто надо разобраться, почему робот ведёт себя неправильно. Разве что в рассказе «Как потерялся робот» робот Нестор-10 ведёт себя как сознательный антагонист.
  • Стивен Кинг:
    • «Тот, кто хочет выжить» — классическая история о выживании, герой противостоит лишь пустынному острову и чувству голода.
    • Повесть «Метод дыхания»: все персонажи — положительные, виновны обстоятельства и общество.
    • Рассказ «Конец всей этой мерзости» — опять же, антагонистов нет, герои просто сильно ошиблись в расчётах.
  • Четвёртая книга из цикла про сенбернара Бетховена. Отрицательных персонажей, в отличие от предыдущих, нет вообще, герои противостоят бытовым неприятностям либо ссорятся друг с другом.
  • Клайв Баркер, рассказ «В горах, в городах» — интересный пример. Герои попадают в место, где жители двух поселений собирают из собственных тел движущихся великанов и устраивают ими поединки, уносящие десятки жизней. Тут вроде бы есть люди, и весьма недобро настроенные. Но атакуют-то они друг друга (такой обычай, что поделать), а незваные гости попадают в передрягу по собственному любопытству. Да и считать толпу, получившую подобие коллективного разума, субъектом не очень-то получается.
  • Ялмар Тесен, «Возвращение»: в книге рассказывается история тяжело больной женщины по имени Анна.
  • Джейн Остин, «Гордость и предубеждение». Может быть, в самом конце буквально на пару глав вреднючая леди де Бург может рассматриваться как таковая с большой-большой натяжкой.
  • Ольга Онойко, «Дети немилости» — антагониста нет, все персонажи серые, а вообще книга о свободе выбора и о противостоянии судьбе.
  • Джек Лондон — многие произведения, к примеру, «Белое безмолвие», «Любовь к жизни»…
  • «Дом, в котором» — в моральном смысле представляет собой все оттенки серого. Козлы там есть, злодеев как таковых нет.
  • С. Лем — почти все произведения, кроме «Кибериады», «Сказок роботов» и некоторых рассказов из различных циклов. Там персонажи зачастую сталкиваются с различными системами, взаимодействуют с ними и изучают их.
  • Энди Уир, «Марсианин» — аналогично «Стране багровых туч», только вместо Венеры — Марс.
  • Айн Рэнд, «Мы живые» — безликая советская власть потихоньку сдавливает всех, даже советский комиссар Таганов казался антагонистом едва пару глав, а потом тоже стал трагичным персонажем. «Умри ты сегодня, а я завтра» надвигается на всех, хорошие персонажи это те, кого системе не получается согнуть раньше, чем сломать им жизнь, но и смирившиеся с системой не желают им зла.
  • Геннадий Падаманс, «Первостепь». Главный герой, Режущий Бивень, на протяжении всего романа занят собственными рефлексиями и переживаниями, терзается поистине гамлетовскими вопросами: быть или не быть, и как быть, если не смог уберечь от гибели любимую жену, и жениться ли снова, и на ком, и надо ли ему охотиться на льва, за которым посылает его шаман. При этом в романе не выведено для него настоящего противника. Чёрный Мамонт, кажущийся враг и соперник, внезапно умер, а с того света даже кое-чем помог бывшему врагу; а попытка его брата отомстить Режущему Бивню настолько странна и нелепа, что сознательной и опасной для героя враждой это трудно назвать. Врагам, убившим его жену и похитившим остальных женщин, главный герой тоже отомстить не смог. Это называется «первобытная эпоха», ага.
  • «Повесть о настоящем человеке»: единственный живой антагонист — медведь. Немецких пилотов в лицо мы не видим, остальные персонажи — положительные.
  • «Поющие в терновнике» — коллизии строятся вокруг чувств героев.
  • Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо»: перипетии случаются из-за форс-мажорных обстоятельств — кораблекрушения.
    • Под конец книги антагонисты в лице мятежных матросов всё же появляются. Как и дикари-людоеды, в плену которых был Пятница. Причём последний сам ел людей, то есть был одним из тех, на кого хотел напасть ГГ.
  • С. Фридман, «Рождённые в завоеваниях» — в некотором смысле. Противостоят империя Азеа (научно-олигархическая) и республика Бракси (гордая и воинственная). Читатель сам решает, кому следует импонировать. Нередко империалисты кажутся вполне себе приличными людьми. А у кого-то воинский кодекс чести и право сильного вызывает больше уважения.
  • Астрид Линдгрен, «Рони, дочь разбойника»: если не считать эпизодических лесных монстров, злодея как такового нет. Весь конфликт строится на попытках детей преодолеть конфликт родителей, так что «злодеи» книги — не люди, а их упрямство и нетерпимость.
  • В. Ф. Панова «Серёжа». Тут много козлов — прабабушка, тётка Женьки, да непосредственно мама Серёжи, но откровенных плохишей и злодеев среди них нет, обычные люди, сломленные войной и послевоенной разрухой.
  • Братья Стругацкие, дебютный роман «Страна багровых туч» (1957) — с натяжкой антагонистом можно назвать суровую природу Венеры, а без натяжки антагониста и нет.
    • Аналогично «Путь на Амальтею», большинство глав из повести «Полдень. XXII век», ранние фантастические рассказы.
    • «Далёкая Радуга» — герои противостоят катастрофе, а не «серым» персонажам.
    • «Понедельник начинается в субботу» — Выбегалло, Камноедов и Дёмин, конечно, те ещё типы, но не антагонисты, в том смысле, что никакого зла героям не делают и в конфликт с ними не вступают.
  • Виктория Ледерман, «Теория невероятностей» : про путешествия в параллельные реальности, во всех бедах виноват в-основном козлизм главгероя, все окружающие главгерои помогают ему, чем могут. Да, там есть отрицательные гопники, но они обезличены и герой видит их буквально пару раз.
  • Альбер Камю, «Чума»: если саму эпидемию не считать антагонистом, то оный отсутствует — все обитатели закрытого города стремятся выжить, делая это каждый по-своему.
    • В принципе антагонистом можно считать власти города, которые не проводят необходимых противоэпидемических мероприятий.

Кино[править]

  • Многие фильмы-катастрофы: «Послезавтра», «Армагеддон», «Столкновение с бездной».
  • Аналогично — фильмы о противостоянии людей опасному животному. Если автор не вложил в него злую волю.
    • Спорный случай, если животные фантастичны (например, гигантские пауки, выведенные в лаборатории). Тогда они являются продолжением воли антагониста, если таковой имеется, а не произошла ошибка. К тому же, такие твари воспринимаются как чу-чу, а не кто-то знакомый, но агрессивный. Мало ли как мутировал/исказился магией мозг такого существа? Потому паук Плети, даже не гуманоидный Неруб, будет восприниматься как мелкий антагонист, а стая псов Рамси Сноу — нет.
    • И если нет намёков на разумность животных. Например, в мультфильме про Маугли Шер-Хан — антагонист, в фильме «Книга джунглей» — нет; эту роль играет британский колонизатор.
  • Аналогично — фильмы о выживании в суровых условиях: «Изгой», «127 часов», «В диких условиях»…
    • «Аполлон 13» Рона Ховарда — фильм о попытке выжить на борту повреждённого космического корабля.
    • Туда же — «Гравитация» и «Марсианин».
    • Сюда же можно отнести и советский фильм «Семеро смелых», рассказывающий о зимовке семерых исследователей в Арктике — ещё в 30-е, когда он вышел, отмечалось, что в нём отсутствует обязательный элемент советского кино тех лет (разумеется, серьёзного, не комедийного) — «классовый враг».
  • К этой группе примыкают фильмы, где герой бросает вызов самому себе, чтобы преодолеть внутренние барьеры и, возможно, совершить некое достижение.
    • К примеру, «Прогулка» 2015 года о канатоходце, прошедшем между Башен-Близнецов в Нью-Йорке.
  • Бывают и мистические триллеры и даже фильмы ужасов без антагониста, и менее страшными они от этого не становятся:
    • «Глаз», гонконгский фильм 2002 года. Мёртвые — не обязательно злые. Хватит и того, что они мёртвые.
    • Испанский «Приют» (2007). При этом фильм довольно долго делает вид, будто антагонист в нём есть.
    • «Человек-мотылёк» (2001).
    • «Шестое чувство».
  • Также большая часть комедий положений — в таких фильмах сюжет двигают сами герои, попадающие в смешные и дурацкие ситуации; а если даже антагонист есть, то чаще всего прикручен к сюжету «шоб було», и, если его убрать, история мало что потеряет.
  • Фильмы про зомби и вообще любых существ, не имеющих мотивации, а движимых лишь инстинктами.
  • «Брачная история» — драма о разводе, которая не становится ни на чью сторону, и муж, и жена хороши.
  • «В центре внимания»: герои раскручивают сексуальный скандал, связанный с домогательством католических священников к детям. При этом им формально никто не противостоит и не мешает.
  • «Глубоководный горизонт» — фильм о взрыве на одноимённой нефтяной платформе в Мексиканском заливе. Виновные в аварии есть, но они не антагонисты.
  • Байопик «Гонка» Рона Ховарда: в центре фильма два очень разных человека, но оба по-своему хорошие. И главное, между ними не антагонизм, а дружеское соперничество.
    • То же самое можно сказать и про фильм «Форд против Ферарри».
    • Как и про спортивные драмы в целом. Кроме снятых в современной России. Там обязательно будут Гулаги и рабы.
  • «Двухсотлетний человек» — сложная и глубокая драма о любви и человечности.
  • «Дюнкерк» Кристофера Нолана. Война тут показана как настоящая стихия, которой персонификация даже и не нужна.
  • «Кейт и Леопольд» — романтическая комедия о попавшем в XXI век английском аристократе из XIX века.
    • В принципе, подавляющее большинство романтических комедий и значительная часть мелодрам: окружающие обычно настроены благонамеренно по отношению к главным героям, и главный «антагонист» — их несообразительность, сложный характер и неудачные стечения обстоятельств.
  • «Красная палатка».
  • «Мария, Мирабела» — грозный Король Часов всего лишь выполняет свои обязанности, поэтому отказывается останавливать часы.
  • «Медведь» (1988): охотники — это просто люди, которые своим промыслом зарабатывают на жизнь. Они даже на злодеев по должности не тянут.
  • «Патерсон» Джима Джармуша. Педаль в пол: тут даже конфликта нет.
  • «Престиж»: фильм показывает соперничество между двумя фокусниками, при этом никого из них особо не выделяя.
  • «Путешествие Нетти Ганн» — история девочки, путешествующей в 1930-е через всю Америку в поисках отца.
  • «Сталкер» Андрея Тарковского — за исключением обезличенных военных, стреляющих при проникновении в Зону, героям никто не противостоит. Всё действие фильма заключается в движении к Комнате, исполняющей желания, и в философских диалогах между Сталкером, Писателем и Профессором.
    • Да по сути все фильмы Тарковского без антагониста.
  • «Усатый нянь» — антагониста нет, есть лишь инфантильный главный герой, которому работа воспитателем помогает повзрослеть.
  • «Я шагаю по Москве» — собственно, в фильме даже нет явного сквозного конфликта, за что создателям досталось от цензоров и критиков. Небольшой эпизод с поимкой воришки-карманника никак не влияет на развитие сюжета.
  • «Двухполосное шоссе» — в фильме нет противостояния как такового. Только тоска по уходящей эпохе крутых тачек и скорости.

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • «Возвращение блудного попугая» — главный герой сам успешно находит проблемы на свою пернатую задницу.
  • «Головоломка» от Pixar.
  • «Лило и Стич 2» — весь сюжет строится на том, что Стич медленно умирает, оттого что Джамба не успел толком зарядить его при создании. А Лило и Нани об этом до последнего момента не догадываются.
  • «Мадагаскар», если не считать полуразумных фосса.

Мультсериалы[править]

  • «Супермен» (1941)
    • Для разнообразия в выпуске «Вулкан» Супермен не рушит планы злых учёных и не ловит особо опасных гангстеров, а просто спасает маленький городок на тропическом острове (а также Лоис, которая снова попала в беду, куда ж без этого) от извержения вулкана. Никаких злодеев — одна лишь стихия.
    • Похожая ситуация и в «Магнитном телескопе», но со слегка-слегка прикрученным фитильком: Супермен спасает город от кометы, которую притянул из космоса чрезмерно преданный делу астрономии профессор. Однако, этого учёного нельзя назвать антагонистом — он не собирался уничтожать город, а просто хотел рассмотреть небесное тело поближе, и в том, что эксперимент вышел из под контроля, нет его вины. К тому же, между профессором и Суперменом нет никакого конфликта — просто один наломал дров, а другой исправил.
    • Субверсия в «Арктическом гиганте» и «Ужасе в дороге». Здесь Супермену противостоят неразумные дикие животные (в «Гиганте» — динозавр, в «Ужасе» — горилла), которые тоже не очень тянут на полноценных антагонистов.
  • «Майлз из будущего» — в паре серий засветился злобный космический пират, похожий на муху и Весельчака У одновременно, но обычно там проблемы такие, как: катастрофы на других планетах, космические неполадки, что-то куда-то нужно перевезти по-быстрому, и т. д.
  • «Мои маленькие пони» — не менее половины серий освещают бытовые проблемы, где антагонистами даже не пахнет.
    • Если в сериалах 1986 и 2010 годов (соответственно первый сериал первого поколения MLP и франчиза четвертого) антагонисты присутствуют, то в сериале 1992 года (второй сериал первого поколения MLP) и во всех мультфильмах третьего поколения MLP серьезные антагонисты отсутствуют.
  • «Непоседа Зу» — все серии.
  • «Новаторы», первые два сезона. А в третьем появился Морок…
  • «Смешарики» — почти все серии.
  • «Супер Монстры» — аналогично.
  • Английский сериал «Тандербёрды» (или «Предвестники бури») 60-х гг. Многие серии представляют собой спасение главными героями людей, попавших в беду.

Комиксы[править]

  • «Тинтин в Тибете».
    • А в той же самой саге про Тинтина, но в выпуске «Драгоценности мадам Кастафьорэ», налицо псевдодетектив, и потому поначалу кажется, что антагонист есть, что его просто не может не быть… Но его, на поверку, всё же нет.

Аниме и манга[править]

  • Хаяо Миядзаки обожает этот троп:
    • «Ведьмина служба доставки» — история взросления и обретения друзей.
    • «Ветер крепчает» — аниме-биография авиаконструктора Дзиро Хорикоси. Антагониста нет, если не считать таковым войну.
      • А как же глупость жены ГГ, не пожелавшей лечиться от туберкулёза?! На дворе, на минуточку, середина 20 века! Есть методы и лекарства! Отсталость свою Япония ещё в 18 веке преодолела, так что… глупость. Свежесмороженная.
    • «Мой сосед Тоторо» — единственным «антагонистом» данного фильма является болезнь матери девочек.
    • «Рыбка Поньо на утёсе» — отец Поньо может показаться злодеем, но он лишь пытался спасти мир от настоящей угрозы, пусть и своими методами. Да и не похож он на клишированного злодея, а скорее на антигероя.
  • Cardcaptor Sakura — это поначалу его нет, Карты сами по себе безобразничают. Потом приходят Гонконгская Провидица, «Пустота» и Юна Ди Кайто.
  • «Casshern Sins» — за исключением головорезов, все главные персонажи хоть в какой-то степени вызывают симпатию. Дио и Леда — самое близкое к главным злодеям, но их амбиции довольно мелки, чтобы считать их по-настоящему злыми.
  • «Волчьи дети Амэ и Юки» — героине надо в одиночку вырастить и воспитать двух необычных детей, это и без всяких антагонистов непросто.
  • Oyasumi Punpun (да и практически любая манга Асано, впрочем): антагонист — сама человеческая жизнь.
  • «Yokohama Kaidashi Kikou» — антагониста нет в принципе, как нет и конфликта.
  • Твоё имя — надвигающаяся катастрофа есть, но антагониста нет — есть неплохие, но упрямые люди, которых просто надо убедить, что угроза реальна.

Видеоигры[править]

  • Любая абстрактная игра, будь то Тетрис или Пасьянс. Антагониста, как, впрочем, и сюжета, нет и в помине.
  • А также многие головоломки.
  • Любой выживач. Главным противником игрока является только мир игры: враждебные мобы, голод, неблагоприятные условия и, конечно же, другие игроки, которые любят портить жизнь другим.
  • А также некоторые песочницы вроде Minecraft и The Sims.
  • Scriptwelder любит этот троп. В том числе выворачивать наизнанку.
    • 400 Years — цель: играя каменным истуканом, предотвратить извержение вулкана. На всё даётся 400 игровых лет. Здесь троп играется напрямую.
    • The Deepest Sleep — в предыдущих двух частях антагонистами были загадочные люди-тени. Здесь же антагониста нет (хаотично-голодные пожиратели не в счёт, так как неразумны и просто жрут всё, что движется), пока не выясняется, что сам протагонист стал такой же тенью после того, как у него похитили тело. Под конец он может сам попытаться напасть на одного из путешественников по миру снов, чтобы забрать уже его тело. Точно таким же образом, как на него напала тень в первой части. В таком случае уже игрок будет антагонистом для путешественника.
    • Серия Don’t Escape (особенно первая, третья и четвёртая часть). Здесь практически везде зигзаг. На первый взгляд антагониста нет (в четвёртой части небольшая инверсия: на третий день может попасться шайка бандитов, от которых необходимо защищать дом, но во все остальные дни угрозу больше представляет природа постапокалиптической Земли и падающая на эту Землю Луна), но он на самом деле есть. Иногда им оказывается сам протагонист (sic!). А иногда антагонист (в нашем случае это зловещая корпорация, из-за которой весь сыр-бор и начался) и вовсе лишь упоминается в сюжете, но при этом активных препятствий игроку не чинит.
  • Spec Ops: The Line — Конрад всего лишь галлюцинация спятившего Уокера.
  • Deemo — персонаж, наиболее близкий к антагонисту, это Леди в Маске, но она оказалась сломленной птицей.
  • Gone Home — проблемы Саманты только из-за того, что такое уж время было.
    • Время, конечно, бывает только таким, каким его делают люди… Но виновников так много, и каждый из них вносит уж настолько малую «лепту», что персонально поставить к позорному столбу и наречь «врагом» решительно некого.
  • Journey.
  • OPUS: Rocket of Whispers — главные герои строят ракету, чтобы обеспечить душам колонистов посмертный покой. Им в этом никто не мешает, кроме недостатка ресурсов и снежной бури.
  • Outer Wilds — главный противник игрока и всех персонажей — собственное непробиваемое любопытство.
  • Silent Hill 2 — как ни странно, Джеймсу и другим персонажам не противостоит ничья злая воля, а только внутренние психологические проблемы и терзания. Только они и причиняют боль персонажам этого шедевра. Единственным исключением является Эдди Домбровски: реальный человек, который всё-таки по сюжету нападёт на Джеймса. Но, право же, какой из этого озлобленного большого ребёнка антагонист?..
  • Kerbal Space Program — там не то что антагониста, конкурентов нет. Просто собираем и запускаем в космос различные пилотируемые и беспилотные аппараты.

Визуальные романы[править]

  • Ever 17: The Out of Infinity: в игре есть злобная корпорация, но она маячит где-то на фоне. Игра же про то, как группа выживших пытается спастись от затопления, при этом разгадывая тайны подводного комплекса и разбираясь в собственном запутанном прошлом.
  • Kanon — любая линия, кроме линии Май.
  • Katawa Shoujo — роман о непростых отношениях ОЯШа (ну почти) и девушек с разными проблемами. Номия и отец Сидзунэ хоть и могут частенько козлить (особенно последний), но на антагонистов они не тянут (папаша так вообще особого участия в развитии событий не принимает).
  • Shuffle!: если предыдущие примеры — явно с прикрученным фитильком, то эта игра являет собой один из наиболее чистых примеров тропа в эроге. В отличие от Катавы и этого вашего Бесконечного лета, отсутствуют также и конфликты между девушками — и это совершенно не мешает сюжету считаться одним из самых драматичных и лихо закрученных.