Немое кино

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Немое кино, Немое кино! Как было КРАСНОРЕЧИВО оно!

»
— Один советский юморист

Немое кино — это эпоха кинематографа, длящаяся с самого его изобретения (с 1895 г.) до окончательного воцарения на кинорынке звукового кино (середина 1930-х).

История[править]

Самый первый киносеанс состоялся 28 декабря 1895 г. в Париже. Часто самой первой фильмой (тогда это слово было женского рода) считается «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». На деле сложно сказать, правда ли это или нет. Братья Люмьер снимали свои фильмы «пачками» длиной в одну-несколько минут. Помимо «Прибытия поезда», были сняты фильмы «Возвращение рабочих с завода», «Вольтижировка», «Прибытие делегатов на фотоконгресс в Лионе», «Драка женщин», «Золотые рыбки», «Кормление младенца», «Снос стены», «Веселый скелет», «Игра в снежки», «Купальщики», «Механический мясник», и небольшая комедия, фишка которой затем была сотни раз обыграна в мультфильмах — «Политый поливальщик». Спустя всего пару лет цивилизованный мир не только восхищался «движущимся картинками» Люмьер, но и принялся снимать национальное кино: первый индийский фильм «Цветок Персии» и первый японский — «Восставший из мёртвых» — были показаны местной аудитории в 1898. В том же 1898 синематограф добрался до Индокитая и прочих французских колоний. Кстати, в Азии же пошли первые «звуковые» — с живыми актёрами, говорящими и поющими с другой стороны экрана! В Индии даже опробовали вариант, когда на специальной маленькой сцене ниже экрана выступали танцовщицы.

В России первый киносеанс состоялся 16 мая 1896 г. в театре под открытым небом в петербургском саду «Аквариум». Тогда же оператор Камиль Серв снимает церемонию коронации Николая II. Странно, но почему-то был принят закон, запрещающий показывать царя в фильмах.

В 1908 былa разработанa первая система озвучки немых фильмов. Звуковые эффекты, короткие диалоги и закадровые комментарии записывались на грампластинки, а специальный оператор на определённом кадре нажимал рычажок и запускал нужный патефон. Додумались даже до усилителя звука на основе сжатого воздуха.

Первое коммерческое кино с синхронным звуком — система «Витафон», первый полноформатный синхронный фильм — «Певец джаза» (1927)[1]. Принцип работы — всё те же грампластинки, но их вращение было механически привязано к мотору кинопроектора, а усилители стали тёплыми и ламповыми. Одновременно с «Витафоном» развивалась запатентованная Ли де-Форесом ещё в 1919 году система записи звука на специальную дорожку рядом с кадрами — «Фонофильм», но поначалу качество звука было паршивым. Однако электроника не стояла на месте, и к началу 1940-х усовершенствованный «Фонофильм» опередил неудобные и ненадёжные грамзаписи.

С 1928 года количество немых фильмов становилось все меньше, а к 1935 практически весь кинорынок мира стал звуковым.

Штампы[править]

  • Фильмы тех лет сложно назвать детскими. Все ждали передряг, погонь, драк, убийств (если фильм детективный), наглостей и обмана.
  • Большинство гэгов заключается в том, что герои попадают в нелепые ситуации: теряют штаны, путают мужской и женский туалет, висят на краю пропасти, или просто наступают на грабли.
  • У героя обязательно есть подружка внешностью а-ля «Мисс Европа-27», которую герой обязательно поцелует в финале фильмы.
  • В драмах главный герой и героиня ОБЯЗАТЕЛЬНО должны погибнуть.
    • Ну не всегда. Но кто-нибудь хороший обязательно погибнет, да.
  • Фильмы снимались в связи с господствующей тогда точкой зрения на жизнь: например, торжество справедливости во время победы Ку-Клукс-Клана над неграми; инопланетяне и дикари всегда плохие; продолжать список можно бесконечно.
  • Камера всегда стоит на одном месте.
    • Ну не всегда. Отличная операторская работа (даже по нашим временам) была в немецких «горных» фильмах, вроде «Белый ад Пиц Палю». Да и со статичной камерой хороший режиссёр мог создать отличную картинку (посмотрите «Нибелунгов»!).
  • Декорации в первых синематографических картинах были плоские и бумажные. Объемные появились в 1908 г. в России.
  • Режиссёры, сценаристы, снимающие исторические фильмы и продюсеры, дающие им деньги плевать хотели на историчность и внимание к деталям. Исторические фильмы подаются в призме тогдашних предрассудков и стереотипов. Это касается и фильмов о далёких краях, но не касается фильмов, снятых в Российской империи.
  • Персонажи (кроме прохожих, если съемка ведется в городе) очень сильно напудриваются, а глаза наоборот, красят чёрными тенями. Тогдашние плёнки были плохо восприимчивы к свету, и не загримированные лица актёров превращались в оттенки серого. Не касается документальных и многих фильмов позднего немого кино, особенно советского.
  • Бедняки в качестве главных персонажей появляются в немом кино очень редко.
    • До первой мировой — в принципе, правда. Во время и после — ровно наоборот: кино захлестнула мода на «маленького человека» в качестве протагониста (в США этому немало способствовал Чаплин с его Бродягой, а в Европе и России — крушение империй и революции).

Стереотипы о немом кино[править]

  • Просмотр немых фильмов всегда сопровождается регтаймом на старом, поломанном пианино.
    • Не всегда. Для проката некоторых «блокбастеров» приглашались симфонические оркестры, а сейчас приглашаются и разные ансамбли, джаз-бэнды и рок группы. Так называемые театральные органы, особенно распространённые в США, позволяли заменить оркестр силами одного органиста, при этом добавляя шумовые эффекты. И уж тем более для качественных фильмов специально писался саундтрек, а не сам тапёр играл что в голову взбредёт. Встречались и варианты, когда озвучка записывалась на пластинку и шла в комплекте с кинопленкой. В принципе, можно было добиться некоторой синхронизации.
  • Цветных фильмов в немом кино не бывает! Только черно-белая классика, только хардкор.
    • На деле некоторые режиссеры (Жорж Мельес, Сегундо де Шомон, Эмиль Коль, Владислав Старевич) раскрашивали свои чёрно-белые творения обычными красками. Получается и вправду красиво, но ощущение того, что это, блин, не Техниколор всё равно остаётся.
    • Был и упрощенный вариант — каждой сцене своя жанровая гамма.
    • Более того, цветное кино появилось раньше звукового. Первый в истории Техниколоровский фильм, «Чёрный пират» (1926), был немым.
  • Немое кино всегда прокручивается быстрее, чем современное.
    • Логичный результат, когда немое кино, снятое со скоростью 16 кадров в секунду, проигрывалось на современных проекторах со скоростью 24 кадра в секунду. Однако, годов так с 1920-х, стандарт в 24 кадра стал проникать и в немое кино, а «ускоренность» осталась в основном в комедиях, как дань традиции (особенно заметно в двух последних немых фильмах Чаплина, где серьёзные сцены сняты нормально, а комические — «на спидах»).
  • Шутки и гэги в немых комедиях заставляли умирать со смеху только тогдашнюю публику, нынешний человек никак не реагирует на это петросянство.
    • Просто посмотрите хотя бы по одной короткометражке трёх великих немых (см. ниже) и вы убедитесь, что при правильной подаче даже банальный торт в лицо может быть смешон до упаду. Про масштабные гэги а-ля китоновский «Генерал» или чаплиновская «Золотая лихорадка», пожалуй, промолчим.

«Специализация» стран по кинорынку тех лет[править]

  • Франция — документалистика, кинохроника, детективы, комедии.
  • США — комедии, исторические фильмы, пеплумы.
  • Германия — детективы, научная фантастика, хоррор.
  • Российская империя/РСФСР/СССР — драмы, кинохроника, со времён революции также комедии, пропаганда и фантастика.
  • Британская империя — документалистика.
  • Японская «империя» — киносказки, комедии.

Известные актёры немого кино[править]

три Великих (кстати, в дальнейшем неплохо приспособившихся и ко звуку):

  • Чарли Чаплин, естественно. У него был не самый идеальный для киноактёра голос, но это не помешало ему поставить несколько шикарных звуковых картин и сыграть в них весьма запоминающиеся роли.
  • Гарольд Ллойд — очень улыбчивый актёр. Кроме того, был каскадёром и все трюки выполнял сам.
  • Бастер Китон — по прозвищу «комик без улыбки».

менее именитые, но тоже известные:

западные:

  • Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс — главная парочка Голливуда 1920-х.
  • Макс Шрек
  • Макс Линдер — французский «ответ Чемберлену Чаплину», но появился незадолго до него и был очень популярен по всей Европе, в том числе и России.
  • Блуэтт Бернон
  • Сара Бернар. Правда, большую часть своей жизни она была актрисой в театре, киноактрисой она стала лишь в свои последние годы (умерла в 1923 г.).

отечественные:

  • Иван Мозжухин
  • Вера Холодная — очень популярная в середине-конце 1910-х годов актриса. Настолько популярная, что была прозвана «королевой экрана». Умерла в 1919 г. в Одессе от испанки, а в 1984 Никитой «Танки-с-парусами» Михалковым по мотивам её жизни был снят фильм «Раба любви».
  • Игорь Ильинский — советский киноактёр. Прославился ролью одного из жуликов в фильме «Праздник святого Йоргена». С приходом кино звукового не ушёл в небытие, а наоборот, приспособился к нему (благо был мастером декламации), сыграв, например, Бывалова в фильме «Волга, Волга», Огурцова в «Карнавальной ночи», Кутузова в «Гусарской балладе»…

Примечания[править]

  1. До него в 1920-х было много коротких фильмов со звуком и полнометражек с частичной озвучкой.