Географические напевы

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Музыка 35 стран. Россия («Полным-полна коробушка») — на 2:53

Географические напевы — музыкальные эффекты с национальным колоритом, ставшие синонимами соответствующих стран и регионов. Будьте уверены, если нам показывают Дикий Запад, то не обойдется без губной гармошки и банджо, Африка будет сопровождаться тамтамами, Япония — сямисэном, а Шотландия — завыванием волынок.

Каталог[править]

Россия[править]

  • Москва — бой курантов, гимны, приветственные марши.
    • Современная Москва — русский рэп или «новая русская волна».
    • Советскую Москву часто изображают под старую электронную музыку в духе Вячеслава Мещерина или современный sovietwave, либо под мелодии из старых фильмов.
  • Санкт-Петербург — бальная музыка XVIII — начала XIX вв. Инструменты — клавесин, виолончель, скрипка, балалайка, флейта, фагот, кларнет и гобой.
  • Карелия ― «Полька Саккиярви». Несмотря на то, что исполняется на финском, местные претендуют на неё не меньше, чем суомалайсет. А вне конкретики – гармошки и скрипки (но не академические, а народные). Либо, кстати, «Полька Евы».
  • Нижний Дон, Кубань — донские многоголосые казачьи песни и былины.
  • Кавказ — лезгинка, что же ещё. Нередко — просто зажигательные доулы и гармонь.
    • Современный Кавказ — рэп, как ни странно.[2]
  • Средняя полоса России — народные песни, различные дудочки и рожки, гармошка, балалайка.
    • Воронеж — «Сектор Газа», 90% вероятность песни – «Колхозный панк».
    • Владимир — «Владимирский централ».
    • Мордовия (Эрзянь ды Мокшонь Мастор) — нюди (этническая тростниковая дудочка), гармошка. «Нудей на заре музыку играл. Я такой нигде больше не слыхал…».[3]
  • Сибирь, особенно её национальные регионы — горловое пение, варган.[4]
    • Омск ― «Гражданская оборона», песней-символом с вероятностью 90% будет «Дурачок».
    • Магадан ― «Еду в Магадан». При том, что сам исполнитель песни – ростовчанин.
    • Владивосток ― «Владивосток две тыщи» Мумий Тролля же!
  • Усреднённая «Российская провинция» с «панельками» — русский шансон для сеттинга 1990-х – начала 2000-х. В 2010-20-е – рэп или думкор.
  • Вообще вся, особенно в клюкве — см. Москва, + «Коробейники», «Калинка-малинка», «Катюша», церковные хоры и «Очи чёрные». Ну, или «Хардбасс». И да, военный марш из Red Alert 3

Бывшие союзные республики[править]

  • Армения — дудук. +500 очков, если Дживан Гаспарян.
  • Украина — бандура, кобза, на западе — трембита. Песни — «Пидманула-пидвела», «Розпрягайте, хлопці, коней», «Ніч яка місячна», «Їхав козак за Дунай», «Ой там на горі», «Щедрик» (рождественская). Танцы — казачок, коломыйка и, конечно, гопак!
  • Грузия — многоголосный хор, из песен — «Сулико». Из не хоровых песен — «Чито-маргалито». Опять же лезгинка.
  • Балтийский регион — музыка фолк-группы «Апельсин», популярная на рубеже 1970-80-х в Советском Союзе.
  • Беларусь — музыка «Песняров», в первую очередь «Касiў Ясь канюшыну». Или «Верасы» с «Завирухой».
  • Молдавия — см. Румыния и южнославянские страны.

Европа[править]

  • Средиземноморье: мандолины и бузуки (Италия и Греция), гитары, кастаньеты (Испания). Танцы — сиртаки (Греция), тарантелла, (Италия), фламенко, хота и пасадобль (Испания).
    • Интересный факт: известная сёрф-рок-композиция «Misirlou» Дика Дейла, звучавшая в «Криминальном чтиве» — это кавер на одноимённую греческую народную песню.
    • Про то, что сиртаки, прежде всего считающийся греческим народным танцем — на самом деле не народный танец, пожалуй, даже не будем упоминать. А вот про бузуки рассказать стоит. Лютневидный музыкальный инструмент под названием «пандура» бытовал ещё в Древней Греции и Древнем Риме. В Византии пандура продолжила своё существование и получила название «тамбурас». Бытовала она и при османах, и под влиянием ближневосточных инструментов, таких как саз, уд и баглама, у греков (преимущественно анатолийских) появились багламазаки и цурас. Бузки же появилась как разновидность цураса в начале XX века и попала в непосредственно Грецию после Малоазийской катастрофы 1923 года, когда почти всё греческое население к тому моменту уже Турции было вынуждено вернуться на историческую родину, а стала популярной лишь в 1950-е годы.

      Иммигранты из Турции, помимо бузуки, принесли с собой свои песни и стиль их исполнения, из которых возник жанр музыки под названием «лаика». Именно его мы ассоциируем с греческой народной музыкой, хотя до широкого распространения в тех же 1950-х годах, лаика считалась чем-то вроде русского шансона: кабацкой музыкой, которую слушают разного рода бандюки (помимо музыки малоазийских иммигрантов на лаику большое влияние оказала и ребетика — непосредственный аналог блатняка) и прочий необразованный люд.
      • Один из итальянских городов под названием Верона... Да-да-да, это как раз то, что вы подумали.
  • Франция: аккордеоны. Специфичные мелодии для Франции — Марсельеза, вальс-мюзет вроде музыки к «Амели» или хит начала 1960-х от Эдит Пиаф — «Non, je ne regrette rien». Чуть реже всплывается джаз манушей — французских цыган из ветви синти.
  • Германия, Австрия и Швейцария: всё те же аккордеоны + губная гармошка, на юге Германии, а так же в Австрии и Швейцарии — напевы йодлем под цитру и аккордеон или альпийский рог. Специфичная мелодия для Германии — «Ах, мой милый Августин».
    • Вена: вальсы Иоганна Штрауса.
  • Италия — аккордеон и мандолина. Обязательно должна прозвучать тарантелла.
  • Ватикан или любой другой хэви-католический сеттинг: Зловеще-пафосное песнопение на латыни.
  • Испания — гитара, очень много гитары! Лучше даже, если фламенко. А еще лучше, если Пако де Лусия.
  • Португалия - разные поджанры традиционного португальского жанра фаду под португальскую гитару и виолу, опционально с вокалом (например тема Португалии "Fado Menor" в Civilization 6).
  • Англия: Биг-Бен и духовые. Как альтернатива может звучать британский рок, обычно альтернативный или лёгкий поп-панк (особенно если показывают каких-нибудь футбольных хулиганов), или английская народная музыка вроде шанти (песни моряков) и «Зелёные рукава» под лютню, фидель и дудочку.
  • Шотландия: волынки, что же ещё!
  • Ирландия: дудки и скрипочки с характерной мелодией джиги.
  • Голландия -
  • Скандинавские страны — различные варианты духового рога, разные специфические струнные инструменты; кульнинг (напевы скандинавских пастушек).
  • Финляндия — «Як цуп цоп» (на самом деле — Yatsu Tsuppari, а ещё точнее — Ievan Polkka, «Полька Евы»); полька Сяккиярви на баяне.
  • Румыния и южнославянские страны — народные танцы под скрипку, многоствольную флейту най, гармошку и цимбалы. А также цыганский фолк а-ля Горан Брегович или турбо-фолк.
  • Страны Восточной Европы: Польша, Чехия, Словакия и Венгрия — полька, краковяк, полонез, чардаш. Также под цимбалы и под скрипку. Реже — под гармонь. Такое чудо словацкой музыки, как хуяра фуяра, звучит изредка.

Америка[править]

  • США:
    • Вашингтон: опять духовые, на этот раз наигрывающие что-нибудь характерно патриотически-американское.
    • Западные штаты США: губная гармошка, гитара.
    • Новый Орлеан: старенький диксиленд с кларнетом, заглушенной трубой, банджо и тубой. Нередко бывает и более поздний джаз с саксофоном.
    • Южные штаты США: банджо, варган, губная гармоха, бутылка, казу и стиральная машина доска.
    • «Черные районы» городов: хип-хоп, ганста-рэп.
  • Мексика: гитарные ансамбли, маракасы, барабаны «конга» и трубы.
  • Карибский бассейн: стальные барабаны, которые там делают из мятых днищ топливных бочек.
  • Латинская Америка: разные экзотические ударные.
    • Аргентина — гитара, скрипка и бандонеон, на которых будут играть танго.
  • Бразилия: пара гитар, мандолина, флейта, гармошка и бубен, иногда даже свисток. Если нет бубна, кто-нибудь будет отбивать ритм ножом по тарелке.
  • Анды: местные флейты (одноствольная кена или многоствольная сику).

Азия[править]

  • Индия: ситар, вина и таблы. Танцы баядер[5], индийская народная музыка, мантры, индийская дискотечная попса 70-80-х или просто песни и музыка из индийского кино.
  • Тибет: тибетский рог, поющие чаши, колокольчики.
  • Китай: гонги, цитры цинь и гучжэн, лютня пипа, скрипки лэйху, баньху и эрху, пекинское оперное пение.
    • Юго-восточный Китай — приблизительно двухсотлетняя военная песня еще с манчжурскими корнями «По генеральскому мандату» (將軍令), более известная последние лет семьдесят, а то и девяносто в обработке как «тема Вон Фэйхуна» и признаваемая многими чуть ли не неофициальным гимном кантонскоязычного региона[6].
  • Япония: ансамбль санкёку (сямисэн, скрипка кокю либо флейта сякухати, цитра кото), четырехструнная лютня бива, барабан тайко, характерный «азиатский» музыкальный лейтмотив, который и для Китая тоже используется.
    • Либо современный джей-поп, в котором нетрудно разглядеть очередной аниме-опенинг, или рок в стиле X-Japan сотоварищи.
  • Корея: север — монструозные марши, юг — кей-поп а-ля PSY или BTS. корейская традиционная музыка за пределами самого полуострова, судя по всему, не представлена.
    • Добавлю: у BTS в творчестве встречаются чёткие традиционные мотивы: Daechwita, ddaeng, Idol (особенно версия для MMA 2018, полностью сыгранная на традиционных корейских инструментах).
  • Ближний Восток: Плач одинокой женщины (часто в исполнении Офры Хазы). Зов муэдзина, уд, даф, дарбука.
  • Израиль: шофар. Обязательна песня «Хава Нагила» (в особо запущенных случаях — даже если речь идет о древнем Израиле).
    • Евреи-ашкенази — клезмерский оркестр (обязательно — скрипка и кларнет, возможно — большой барабан, тарелки, медные духовые, контрабас и аккордеон). Из мелодий — танец фрейлехс (самый известный — «Семь-сорок»), хасидские напевы-нигуним (та же «Хава Нагила» изначально и была нигуном).
    • Прочие евреи (сефарды, марокканские, эфиопские и т. д.) — стандартная ближневосточная музыка без значительных особенностей.
  • Монголия: горловые напевы, моринхуур, лютня чанза и характерный пустынный мотив, символизирующий пустыню Гоби.

Африка[править]

  • Булунги («обобщённая» страна южнее Сахары): тамтамы, племенные песнопения, снова разные экзотические ударные.
    • Да, в реальности в африканской музыке ударные играют главенствующую роль, но духовые и струнные инструменты в Африке тоже существуют. Это калимба, лютни кора, нгони и контиги (распространены в Западной Африке), труба какаки (народ хауса), скрипки оруту и годже (Западная Африка), арфы нгомби, плуриарк и адунгу (Центральная Африка), цитрообразный инструмент валиха (Мадагаскар), музыкальный лук (чтобы издавать звук, нужно ударять по тетиве палочкой) и корытообразные гусли инанга (Центральная Африка, в особенности Уганда, Руанда и Бурунди). А музыка стран т. н. Африканского рога (Эфиопия, Эритрея, Джибути, Сомали) — это вообще отдельная тема.
  • Сахара: см. Ближний Восток.
  • После чемпионата мира по футболу 2010 в ЮАР прославились местные вувузелы.

Австралия и Океания[править]

  • Австралия: диджериду. Если речь идёт о австралийцах-потомках английских колонизаторов, то народная песня «Waltzing Matilda».
  • Гавайские острова: гавайская гитара, укулеле.
  • Новая Зеландия: хака — боевые кличи маори под аккомпанемент страшных рож, с топанием, шлёпанием по телу и притопыванием. Ныне используется сборной Новой Зеландии по регби. Аналогичный обычай под названием «пилоу» существует и в Новой Каледонии (заморская территория Франции), но, к сожалению, практически не известен.

Арктика/Антарктида[править]

Примечание[править]

  1. Сами «Нау», конечно же, из ЕКБ, но переехали в Питер, а съёмка и написание саундтрека к одному небезызвестному фильму намертво привязали их к Питеру.
  2. На Кавказе нет развитого рынка жанра, но при этом кавказцы одни из основных рэп-исполнителей. И рэпа мажорного, а не традиционного минорного русского рэпа. У азербайджанцев к тому же есть старинная фольклорная традиция, один в один напоминающая рэп — называется «мейхана».
  3. Валскень зоряват нудеесь морась. Истямо вайгель косояк арась…
  4. Варган — традиционная нотка севера. Не знаешь, на чём исполнять северную тему — исполни её на варгане.
  5. Точнее, танцы девадаси — так в Индии называют танцовщиц. Слово «баядера» — португальского происхождения, и означает оно… …да-да-да, танцовщица.
  6. Colin P. McGuire, «Unisonance in kung fu film music, or the Wong Fei-hung theme song as a Cantonese transnational anthem». Ethnomusicology Forum, 2018, 27(1): 48-67, doi 10.1080/17411912.2018.1463549.