Детское кино

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

В отличие от Запада с его концепцией семейного кино, ориентированного на широкую аудиторию и потому очень прибыльного — ведь на боевик ходят в основном молодые мужчины, а на мелодраму девушка постарается затащить своего парня, и наоборот, не каждая девушка примет приглашение от парня сходить на боевик, но благосклонно примет приглашение сходить на мелодраму, в то время как семейное кино одинаково интересно и детям, и взрослым обоих полов? — в СССР была популярна концепция детского кино.

С одной стороны, режиссёр детского кино мог расслабиться и совершенно не думать о том, будет ли интересно кино взрослым и как включить в кино элементы и сюжетную линию романтической мелодрамы (составная часть семейного кино с целью завлечь девушек и женщин) — маленькие дети все равно не поймут и не сочтут интересным, а для подростков — «до 16».

С другой стороны, режиссёр мог слишком уж расслабиться:

  • Принцип «публика — дура», часто доводился до крайности, вплоть до того, что считалось, что 15-летние зрители по умственным способностям не отличаются от 5-летних.
  • Бедный бюджет, характерный для советского кино, в детском кино мог вообще доходить до крайности и изобиловать позорнейшими спецдефектами. В результате иные режиссёры под лозунгом «всё лучшее — детям» снимали не самый качественный продукт (ещё, бывало, и с актёрским наигрышем) и были уверены, что дети это все равно схавают за отсутствием большого выбора.

Также было весьма популярным под видом кино просто переснять детский театральный спектакль в декорациях кино.

Тем не менее, во времена сталинского «Большого стиля» было отснято несколько картин, хороших не только по меркам времени и «детского кино». Почти все они относятся к жанру киносказки. Учитывая, что эти сказки заменяли советскому народу фэнтези, фильмы смотрели не только дети, но и взрослая аудитория.

Где-то на обочине этого жанра валяются аудиоспектакли (радио- и на пластинках) и диафильмы, но про них вообще мало что можно рассказать.

Классика (1930-50-е годы)[править]

Новый Гулливер, новый киноязык
  • Птушко:
    • «Новый Гулливер» (1935) — абсолютно новаторский фильм в плане сочетания живой актерской игры и кукольной анимации. Тогда никто так не снимал, особенно полный метр.
    • «Золотой ключик» (1939) — снова соединение живой актерской игры и кукольной анимации.
    • «Каменный цветок» (1946) — передовые для своего времени спецэффекты и приз Каннского фестиваля за них.
    • «Садко» (1952). «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля прилагается.
    • «Илья Муромец» (1956). Невероятно пафосный даже по сегодняшним меркам проект — чего стоит только стотысчная массовка, изображавшая битву русичей и тугар. Вполне можно сказать, что это пеплум по-советски.
Однажды, сынок, все это будет твоим!
  • Другой известный советский киносказочник, Александр Роу:
    • «По щучьему веленью» (1938).
    • «Василиса Прекрасная» (1939). Впечатляющая Баба-Яга в исполнении Георгия Милляра, а также битва с драконом и гигантские пауки за 60 лет до Питера Джексона прилагаются.
    • «Конек-Горбунок» (1941). На сей раз не фольклорная, а авторская сказка.
    • «Кащей Бессмертный» (1944). Фильм создавался, чтобы подбодрить советский народ зрелищной сказкой в трудные годы; все надежды оправдал. В роли Кащея опять выступил Милляр.
    • «Новые похождения Кота в Сапогах» (1957) по пьесе Михалкова, который скроссоверил «Кота в сапогах» и «Любовь к трем апельсинам» Карло Гоцци.
Георгий Милляр: один за всю советскую нечисть
  • «Марья-Искусница» (1959).

Дальше наступили 1960-е годы с совершенно новой киностилистикой, в которую оба великих режиссёра уже с трудом вписывались. Их фильмы становились все более патетическими, все более условными и, как следствие, всё более детскими.

Впрочем, не стоит думать, что только эти два режиссера снимали зрелищное детское кино. Другие режиссеры той эпохи:

Татьяна Лукашевич

  • «Гаврош» (1937)
Я буду жаловаться королю! Я буду жаловаться на короля!

Надежда Кошеверова

  • «Золушка» (1947) — фильм, стоящий в одном ряду с лучшими и самыми успешным работами Роу и Птушко. Непревзойденная Фаина Раневская в роли мачехи украла шоу.

В 1970-е годы Кошеверова снова обратилась к сказочной тематике.

Капитан всегда остается капитаном

Василий Журавлёв

  • «Пятнадцатилетний капитан» (1946) — первый и на долгое время единственный детский фильм режиссера, в основном снимавшего «идейно выдержанное» кино для взрослых.
Паганель смотрит на тебя как на что-то маленькое и далекое

Владимир Вайншток — экранизации приключенческой классики:

  • «Дети капитана Гранта» (1936) — запомнился прекрасными песнями и в целом музыкой Дунаевского, а также изобретательным спецэффектами, которые ставил Птушко.
  • «Остров сокровищ» (1937) — надо сказать, многие персонажи по сравнению с оригиналом изменились за лето, Джим так вообще оказался девушкой Дженни, которая переоделась мальчиком на время плавания за сокровищами. Кардинально изменилась также мотивация главных героев — деньги и оружие капитана Флинта нужны им не просто так, а для поддержки ирландских повстанцев.
    • Если учесть, что в «Детях капитана Гранта» раскрывается тема шотландского патриотизма, и вспомнить о белорусско-еврейских корнях режиссера, то сама собой приходит в голову мысль о большой фиге в кармане. Или о недостаточном русском патриотизме и космополитических настроениях.

Впоследствии, уже в 1970-х, Вайншток снял еще несколько приключенческих фильмов по мотивам классических авантюрных романов («Всадник без головы» по Майн Риду, «Вооружён и очень опасен» с песнями Высоцкого по брет-гартовскому «Габриэлю Конрою»). В принципе эти фильмы не предназначались именно для детской аудитории, но как-то сами собой «сползли» на утренние киносеансы по 10 копеек.

Эраст Гарин

  • «Принц и нищий» (1942) — экранизация одноименной повести Марка Твена. В двух главных ролях одновременно — Мария Барабанова (та же самая травести, что играла Кота в cапогах у Роу).
  • «Синегория» (1946) — экранизация повести Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки».

Гарин также много снимался как актер и озвучил много ролей в мультфильмах.

Квинтэссенця спецэффеков по-советски: прекрасная иллюзия полёта и зелёные бананы, которые немало удивили советских людей, привыкших, что они обязательно должны быть жёлтыми[1]

.

Геннадий Казанский

  • «Старик Хоттабыч» (1956)

Практически все фильмы советского «Золотого века кино» доступны на Ютубе.

Серебряный век (1960-е — начало 1970-х)[править]

Алые паруса. Добро мимимишно и кавайно

В середине 1960-х гг. случилось страшное. Во-первых, по стране начали миллионами расходиться доступные телевизоры. Появились в количествах и другие формы альтернативного досуга: люди стали больше зарабатывать, лучше жить, чаще ходить на танцы, в кафе (рестораны были недоступны), цирк (не стоит забывать и про него) и так далее. Словом, посещаемость кинотеатров стала падать от года к году. Голливуд, столкнувшийся с таким же кризисом в свое время, сделал упор на зрелищность, что привело к неслабому возрастанию кинобюджетов и цен на билеты. В СССР принципиально цены на билеты держали на низком уровне, поэтому и бюджеты были скромными. При этом идеологи очень боялись таких зрелищных жанров, как боевик, вестерн, шпионское кино, триллер. Фильм ужасов можно было заснять только если исходником послужила классика. И если даже жанровое кино просачивалось на экран, то правильный заряд Единственно Верной Идеологии делал его чисто условно-смотрибельным.

Город мастеров. Зло мрачно и готично

А во-вторых, детское кино выделили в особый тарифный план, по которому цены на билеты нельзя было поднимать выше 10 копеек — на радость босоногой аудитории, на горе кинематографистам. Цены на «взрослое» кино поднялись сначала до 30, потом до 50, потом до 70 копеек за сеанс — это значило, что даже при чумовом аншлаге детский фильм отобьет только 1/7 того, что заработает взрослый. В результате только старые саблезубые тигры вроде Птушко и Роу могли получить под свое костюмное кино реальный бюджет, остальные выкручивались как могли.

Одним из способов выкручивания стала перемена тематики — в 1960—70-е детское кино съехало со сказочно-героической темы на тему современности.

Морозко. Иногда зло гламурно

Вторым способом выкручивания стал уход в театральность. Декорации становились откровенно бутафорскими, павильон все больше заменял натуру. Если снимал годный режиссер — например, Ролан Быков — получались шедевры. Если режиссер был так себе, а сценарист работал по принципу «дети тупые, он схавают» — получалось УГ.[2]

1960-е годы ознаменовались еще одним: героями детского кино стали дети. То есть они и раньше попадали на экран, но в меньшей части картин, и в основном это были не дети, а подростки. В 1960-е дети-киногерои сделались простым большинством.

Примечательно, что сама детская аудитория категорически не признавала кино, где главными героями были дети, а тематика — современной. Зачем тратить десять копеек на фильм про то, что ты и так каждый день видишь в школе и дома? Поэтому для привлечения детской аудитории начали развивать тему детей-попаданцев.

Королевство кривых зеркал. Юная попаданка? Дайте две!

При этом, если глянуть на список «детских» режиссеров той эпохи и ведущих актеров детского кино, мы увидим, что до жанра нередко снисходили весьма серьезные люди, и даже специализировались в нем режиссеры талантливые. В чем причина? А в том, что, в отличие от взрослого кинематографа, можно было смелей эксперементировать с формой — у нас же, типа, сказка, твори что хочешь!

Впрочем, корифеи Роу и Птушко остались верны советскому «большому стилю». Фильмы Птушко:

  • «Алые паруса» (1961)
  • «Сказка о потерянном времени» (1964)
  • «Сказка о царе Салтане» (1968)
  • «Руслан и Людмила» (1972)

Фильмы Роу:

  • «Морозко» (1964) — Гран-при Венецианского кинофестиваля
  • «Огонь, вода и… медные трубы» (1968)
  • «Варвара-краса, длинная коса» (1969)
  • «Золотые рога» (1972)
  • «Королевство Кривых Зеркал» (1963) — тема попаданчества раскрыта
  • «Хрустальный башмачок» (1960) — фильм-балет.

Геннадий Васильев

  • Финист-Ясный Сокол (1975) — доснимал фильм, начатый Роу перед смертью.
  • Пока бьют часы (1976) — снова раскрыта тема попаданчества.
  • Новые приключения капитана Врунгеля (1978)

Надежда Кошеверова тоже продолжала обращаться к сказочной тематике, но вкладывала в фильмы серьезный подтекст.

  • «Каин XVIII» (1963) — антитоталитарный памфлет под видом сказки. Снят явно не для детей, а для взрослых (политическая сатира, детям попросту непонятная; адюльтерные шутки; темы проституции и стукачества; «туалетный работник», утешающий короля; и пр.)
  • «Старая, старая сказка» (1968) — сразу три сказки Андерсена в одном фильме, в главных ролях Олег Даль и Марина Неелова, былинная победа.

Эраст Гарин

  • «Обыкновенное чудо» (1964) — в котором от оригинальной пьесы больше, чем в одноименном фильме Захарова.

Геннадий Казанский

  • «Снежная королева» (1966)

Борис Рыцарев

  • «Волшебная лампа Аладдина» (1966)
  • «Весёлое волшебство» (1969)

Ролан Быков дебютировал в 1960-е как режиссер.

  • «Пропало лето» (1962)
  • «Айболит-66» (1966) — бомба. Новаторский артхаус и детское кино в одном флаконе. Откровенная театральщина как художественный прием, животных играют люди, актеры работают в эксцентрической манере, диалоги и песни растаскали на цитаты.
  • «Внимание, черепаха!» (1968)

Элем Климов — да-да, тот самый, который потом снимет военный хоррор «Иди и смотри», дебютировал детским фильмом

  • «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964) — жесткая социальная сатира такого градуса, какой во взрослом кино не прокатил бы, да и в детском чуть не зарубили. При этом убийственно смешная комедия.

Владмир Бычков — еще один дебют в качестве детского режиссера.

  • «Внимание! В городе волшебник!» (1963)
  • «Город мастеров» (1965) — необычайно красивый и очень театрализованный фильм по пьесе Тамары Габбе.

Михаил Юзовский — сын известного кинокритика Иосифа Юзовского, тоже дебютировал в 1960-е.

  • Полчаса на чудеса (1968)
  • Тайна железной двери (1970)

Ричард Викторов — снимал в основном серьезное кино, специализируясь на военной драме, но в 60-е обратился к детской тематике.

  • Переходный возраст (1968)

Медный век (конец 1970-х, 1980-е, начало 1990-х)[править]

Логичней всего, наверное, назвать его «латунным» — именно из латуни делались десятикопеечные монеты, которыми дети оплачивали свои полтора часа утреннего счастья.

Это было время, когда Госкино окончательно признало свое поражение в борьбе с телевидением и начало заколачивать план, закупая все больше зарубежных фильмов, главным образом французских. Именно тогда звездами советского экрана стали Бельмондо и Ален Делон. Вторым источником снов золотых и кассовым динамитом для советского зрителя стал Болливуд. Как следствие — отечественный экшн и мелодрама просели окончательно, а лучшие режиссеры принялись снимать либо с прицелом на телевизионный формат, либо сразу для ТВ.

Все то же самое касается детского кино, только главными поставщиками сказок стали Чехословакия и ГДР, а нормальный телеформат для детей никто так и не почесался разработать. Как следствие, в СССР не было детских телесериалов, да и мультсериалы имели свою специфику: выпускались в среднем по серии в год.

Фильмы, снятые в 1950-60-е гг. для взрослой и молодежной аудитории, пошли вторым-третьим экраном на детских киносеансах. Зачастую Госкино и художник-оформители театров даже не делали для детских фильмов постеры: просто писали название фильма, и все.

Такое отношение к делу не могло не сказаться на качестве, которое стремилось к уровню «ниже табуретки». Но отдельные шедевры радовали глаз и ухо. Особенно ухо — резко возросло количество музыкальных фильмов. Теперь детский фильм с песнями и плясками был уже не новаторством, как в 1960-е гг., а общим местом. Многие лучшие образцы жанра фактически представлял собой экранизированный мюзикл, при этом авторами песен были композиторы и поэты «первого эшелона» — Окуджава, Ким, Энтин, Гладков, Градский, Дога. Это позволяло выпускать саундтреки к фильмам на виниле (пластинки только с песнями из фильмов), либо снабжая переходы между песнями авторской речью и репликами персонажей — т. е. аудиоспектакли по фильмам (что интересно, саундтреки ко взрослым фильмам так и не стали популярными).

Театрализованность представления достигла апогея. Одновременно делались интересные визуальные эксперименты — например, сочетание игрового кино и рисованной анимации. При этом низкобюджетность приводила к появлению лютых спецдефектов, портящих порой даже хорошие картины.

В борьбе с нищетой детский кинематограф (как и взрослый) обратился к совместным проектам, сначала с киностудиями социалистических стран, а потом, с падением железного занавеса, и капиталистических. Ви таки не поверите, но это факт: Бэтмен Кристиан Бейл дебютировал в советском детском фильме (на самом деле шведско-норвежско-советском с преимущественно шведским производством, в котором практически все актеры были либо скандинавами, либо американцами и британцами)! Увы, это не помогло: государственный кинопрокат по-прежнему держал детское кино в десятикопеечном гетто, а в начале 1990-х вообще взял и помер.

Примечательно то, что единая сетка тарифов для актеров позволяла режиссерам приглашать в свои проекты звезд первой величины. Любой народный артист, кого ни возьми, так или иначе засветился в детском фильме. Для иных это была ненапряжная халтура — но многие походили к делу так же серьезно и сурово, как и ко взрослым ролям. Кроме того, детские фильмы содержали большой потенциал эксцентрики и гротеска, который во взрослом кино не одобряли.

Еще одна характерная черта детского кино 1970-х — выход республиканских киностудий в лидеры. Большая часть того, что мы сегодня с ностальгей пересматриваем, была снята на Одесской киностудии, студии им. Довженко, Беларусьфильме. Целую плеяду годного детского кино по мотивам восточных сказок выпустил Узбекфильм.

В это же время появились дети-кинозвезды. То есть дети и подростки и раньше «просыпались знаменитыми» после успешного кино — как «четверка Неуловимых», — но в 1970-80-е гг. счет таким детям пошел на десятки, а аудитория их фанатов выросла до десятков миллионов.

Надежда Кошеверова окончательно избрала амплуа режиссера-сказочника, а ее любимым актерским дуэтом окончательно стали Олег Даль и Марина Неелова.

  • Тень (1971)
  • Царевич Проша (1974)
  • Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977)
  • Соловей (1979)
  • Ослиная шкура (1982)
  • И вот пришёл Бумбо… (1984)
  • Сказка про влюблённого маляра (1987)

Ролан Быков остался верен себе: детское кино с недетской проблематикой, как следствие — постоянные схватки с цензурой.

  • Телеграмма (1971)
  • Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1974)
  • Чучело (1983) — первый и единственный советский фильм о школьном буллинге. Детям ничего нового не показал, но вынес мозг взрослым, заставив говорить о проблеме.

По большому счету, для Быкова детское кино было попросту способом протащить под радарами то, что не позволялось во взрослом. Дети не очень-то любили его фильмы, но, взрослея, начинали ностальгически пересматривать. Зато как актер он именно в 1970-е гг. много и с удовольствием снимался в детском кино.

Владимир Бычков

  • Русалочка (1976)
  • Есть идея! (1977)
  • Циркачонок (1979)
  • История одного подзатыльника (1980)
  • Осенний подарок фей (1984)
  • Полёт в страну чудовищ (1986)

Борис Рыцарев

  • Иван да Марья (1974)
  • Принцесса на горошине (1976)
  • Подарок чёрного колдуна (1978)
  • Ледяная внучка (1980)
  • Ученик лекаря (1983)
  • На златом крыльце сидели… (1986)

Геннадий Казанский

  • Новогодние приключения Маши и Вити (1975)

Особняком стоит «Синяя птица» (1976), фильм Джорджа Кьюкора, снимавшийся на «Ленфильме» одновременно с «Машей и Витей». В фильме снялись Элизабет Тейлор и Ава Гарднер.

Михаил Юзовский

  • Засекреченный город (1974)
  • Там, на неведомых дорожках… (1982)
  • После дождичка в четверг (1985)
  • Раз, два — горе не беда! (1988)

Юрий Степчук

  • Как Хашим был большим (1975)
  • Акмаль, дракон и принцесса (1981)
  • Новые приключения Акмаля (1983)

Ричард Викторов

Латиф Файзиев и Умеш Мехра

  • «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (1979) — совместный советско-индийский фильм, объединивший лучшее в кинематографических традициях обеих стран. Со стороны индийцев в главных ролях — суперзвезды Дхармендра и Хема Малини, со стороны наших — Чиаурели, Быков, Мкртчян. Танцы-шманцы органично вписались в сказочный сюжет, а спецэффекты по тем временам были очень даже ничего. Что интересно, в Индии фильм шел как «семейный».

Новые имена 1970-х

Ирма Рауш-Тарковская — женщина сложной кинематографической судьбы, имевшая неосторожность выйти замуж за Тарковского и блеснуть в его «Андрее Рублеве», после чего в ней упорно видели только «жену Тарковского», а в ее фильмах упорно искали и находили влияние мужа. Тем не менее:

  • «Крестьянский сын» (1975)
  • «Сказка, рассказанная ночью» (1981)
  • «Незнайка с нашего двора» (1986)

Тамара Лисициан — еще одна женщина сложной кинематографической судьбы. Снимала в основном идейно выдержанные политические триллеры, но ее личная дружба с Джанни Родари подарила нам два детских фильма:

  • «Чиполлино» (1973)
  • «Волшебный голос Джельсомино» (1977)

На фильмы наложило свой отпечаток то, что Лисициан была замужем за настоящим итальянцем, подолгу жила в настоящей Италии и знала материал. Поэтому в ее фильмах нет хэллоубобщины.

Леонид Нечаев

  • «Приключения в городе, которого нет» (1974) — только в СССР мог выйти официальный кроссовер по канонам вполне еще живых авторов! Дальше перешел на телеформат (см. в конце статьи).

Павел Арсенов

  • «Лиловый шар» (1987) — киносиквел телефильма «Гостья из будущего».

Валентин Селиванов

Владимир Грамматиков

  • «Руки вверх!» (1981)
  • «Мио, мой Мио» (1987)
  • «Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке» (1991)

Борис Небиеридзе

Ион Попеску-Гопо

  • «Мария, Мирабела» (1981)
  • «Мария и Мирабела в Транзистории» (1989)

Тимур Сабиров

  • «Приключения маленького Мука» (1983)
  • «И ещё одна ночь Шахерезады…» (1984)
  • «Новые сказки Шахерезады» (1986)
  • «Последняя ночь Шахерезады» (1987)

Александр Митта

  • «Сказка странствий» (1983). Ох и недетский же фильм. Мрачная, тяжёлая, страшная притча. Чего стоит одна Марта, в панике убегающая от Орландо: вдруг насильник? А сцены в чумном городе… А финал, финал!..

Железный век (1990-е — наше время)[править]

Приготовьтесь, сейчас будет грустно. Итак, пришли бесславные девяностые. Кинопрокат взял и помер. Но перед тем, как умереть, он успел показать нам «Полет навигатора», «Враг мой» и даже Star Wars, эпизод «Новая надежда». Добавьте сюда видеосалоны, где мы посмотрели Willow, бартоновского Бэтмана, «Легенду» Ридли Скотта и «Принцессу-невесту». Добавьте и то, что по зрелищности советское детское кино нередко проигрывало всухую даже коллегам из соцстран. «Мы не тянем», — хором поняли кинематографисты и зрители.

Словом, к 1993 г. пациент был скорее мертв, чем жив. Кинотеатры закрывались. Получить бюджет под детский фильм стало нереально. Но те, кто еще пытался что-то делать, узнали волшебные слова «семейное кино».

Однако к тому времени, как воскрес кинопрокат, а успехи западных мультфильмов показали продюсерам, что ребенок тоже зритель, перевелись люди, умеющие снимать детское кино. Новое поколение режиссеров выросло на видеоклипах и разучилось монтировать по-человечески. Сценаристы… в советском кинематографе сценарная часть традиционно была слабой (считалось, что овладеть искусством написания сценариев можно за полгода соответствующего курса во ВГИКе), а сейчас все, кто хоть что-то умеет, разбежались по телесериалам. В общем, пациент все еще скорее мертв, чем жив.

Тем не менее, что-то делалось и делаться продолжает.

Павел Арсенов «Волшебник Изумрудного города» (1994)

Владимир Грамматиков

  • «Маленькая принцесса» (1997)

Леонид Нечаев

  • Сверчок за очагом (2001)
  • Дюймовочка (2007)

В. Обгорелов (ПЕТЕРБУРГ-5 КАНАЛ- ГТРК), телеспектакли Достаточно сложно найти телеспектакли этого режиссера. Некоторые из них:

  • Кот в сапогах (1996)
  • Про Кащея и Марью-царевну (1998)
  • Однажды в тридевятом царстве

Ольга Каптур

  • «Страна хороших деточек» (2013) — детям про тоталитаризм. Фильм, старающийся повторять стилистику советского детского кино, понравился критикам, но не зрителям.

Олег Штром

  • «Тайна четырёх принцесс»(2014)

Телефильмы[править]

Леонид Нечаев почти сразу и до самого конца 1980-х работал в телевизионном формате. Прославился умением делать зрелищные фильмы при телевизионных бюджетах. Его фирменным почерком стала высокая театрализованность представления, обилие музыкальных и танцевальных номеров. Фактически его фильмы — мюзиклы с диалогами.

Константин Бромберг

Маргарита Микаэлян — по сути, была театральным режиссером. Что отразилось.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1971)
  • «Пеппи Длинныйчулок» (1984)

Павел Арсенов

Николай Ковальский

  • «Макар-следопыт» (1984) — еще одна удачная попытка освоить формат мини-сериала. Несмотря на то, что снята по откровенно ходульному литературному первоисточнику, «убитому и съеденному» критиками.

Николай Калинин

  • «Кортик» (1973)
  • «Бронзовая птица» (1974)

Первый телевизионный мини-сериал для детей. К сожалению, Калинин рано погиб и не успел доснять третью часть. Ее доснимал

Валерий Рубинчик

  • «Последнее лето детства» (1974) — этот фильм подпадает под категорию разрыв канвы фанатами — аудитория не приняла его настолько, что многие поклонники первых двух частей вообще не знают, что он есть. Тем не менее, он есть.

Владимир Воробьев

  • «Остров сокровищ» (1982)

Леонид Квинихидзе

Владимир Алеников

  • «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные»(1983)
  • «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (1984)

Владимир Родченко

  • «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1987)

Игорь Усов

  • «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» (1976)

Игорь Апасян

  • «Вино из одуванчиков» (1997)

Театральные спектакли, переснятые для телевидения[править]

  • «Приключения мистера Бэггинса, хоббита» — а вы знали, что в СССР был свой «Хоббит»? Снятый уже под конец советской эпохи телеспектакль отличается смешными по нашим временам декорациями и гримом, а также не очень-то похожим на самого себя Толкином в исполнении Гердта, рассказывающим всё, что не поместилось в декорации. Зато во всём, что не было вырезано из сценария, телеспектакль приятно каноничен, в отличие от великой и ужасной трилогии Джексона: гномы не носят ушанок и не флиртуют с эльфийками, не появляется ни внезапной Галадриэли, ни золотого гнома-центуриона высотой в трехэтажный дом.
  • «Али-Баба и сорок разбойников» (1982) от Вениамина Смехова[3] — музыкальный спектакль, ставший бестселлером в аудиоверсии (свыше 3 млн проданных дисков)[4]. У спектакля была злая судьба: поначалу автор пьесы Смехов сделал заявку на фильм, и ее вроде даже одобрили, но оказалось, что уже снимается советско-индийский фильм (см. выше). Тогда записали аудиоспектакль. Когда он взорвал кассу, решили-таки сделать телефильм и сделали. Но из-за идиотских цензурных соображений телефильм положили на полку, сейчас доступен в Интернете.
    • На самом деле полностью показывали в детской телевизионной программе «Будильник».
  • «Золушка». (Творческое объединение «Экран», 1978) Телеспектакль по пьесе Е. Шварца (как и фильм 1947 г.)
  • «Золушка» (Лентелефильм, 1985) фильм-балет по С. Прокофьеву.
  • Вышеупомянутый «Малыш и Карлсон»
  • «Финист — Ясный Сокол», ч/б телеспектакль, Главная редакция литературно-драматических программ, 1969 г. Не путать с одноименным фильмом Г. Васильева.
  • «Мэри Поппинс» Телеспектакль, ТО «Экран» 1979 г. (не путать с «Мэри Поппинс, до свидания»)
  • «Доктор Айболит» Телеспектакль (фильм-балет), ТО «Экран» 1971 г. (не путать с фильмами «Айболит-66» и «Доктор Айболит» 1938 г.)
  • «Каменный цветок» Телеспектакль, ТО «Экран» 1987 г. (не путать с одноименным фильмом 1946 г.)
  • «Захудалое королевство» целых два телеспектакля: 1967 г и 1978 г. (оба созданы на Ленинградское ТВ).

Примечания[править]

  1. зелёные бананы — незрелые и не сладкие, их как овощи жарят и варят, а жёлтые — бананы зрелые и сладкие
  2. Мы не рассматриваем в этой статье фильмы, которые предназначались поначалу для взрослой аудитории, но со временем «переехали» на утренний экран.
  3. Да-да, автор диалогов и стихов к песням — тот самый «благородный Атос». Он озвучивает «мудрейшего сапожника Мустафу», который рассказывает всю историю Прохожему — Леониду Филатову.
  4. Что и неудивительно — великолепный текст (причем, например, смачный атаманский «чмок» — явная аллюзия на Брежнева), прекрасная музыка Никитина и Берковского (невозможно же не подпевать хотя бы мысленно!) и целое созвездие актеров «первой величины» — Олег Табаков, Армен Джигарханян, Сергей Юрский…