Сектор Газа

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Юра Клинских рассказывает публике, в каком дерьме она живёт.

«Сектор Газа» — советская и российская рок-группа, один из символов бесславных девяностых, покорившая миллионы сердец близкими слушателю темами и понятной широким массам манерой изложения. При всей своей приземлённости, похабности и примитивности эти ребята запомнились многим, и их творчество, отражавшее невесёлую тогдашнюю действительность через разухабисто-тролльскую призму, оставило вполне значимый след в отечественной культуре.

О группе[править]

(link)

До чего ж мило это наивное безобразие выглядит в наши дни. Не волнуйтесь, именно эта песня — без матюков.

Группа собралась в Воронеже, в далёком 1987 году, и изначально её участники старательно маялись дурью, не думая, что однажды проснутся знаменитыми. Названа группа, кстати говоря, не в честь проблемного региона на Ближнем Востоке, а в честь прозвища одного из индустриальных районов Воронежа, загазованного по самое не балуйся (хотя в этом случае было бы логичнее писать слово «газа» с маленькой буквы). Когда пошла масштабная концертная деятельность, первоначальный состав понемногу отсеялся, не выдерживая такого графика, а в дальнейшем новые музыканты приходили и уходили. В качестве «золотого состава» можно назвать следующих людей:

«

Юрий Клинских («Хой»[1]) — вокал, гитара; Семён Тетиевский — бас; Олег Крюков — барабаны; Игорь Кущ — соло; Татьяна Фатеева — вокал; Александр Якушев — барабаны; Сергей Тупикин — бас.

»
— Перечисляет Игорь Кущ в своей песне «20 лет „Сектору Газа“»

Стиль «Сектора» состоит из всего понемногу, и труъ-панки часто плюются, когда эту группу относят к панку. Бытует ироничное название «колхозный панк», а так в пределах одного альбома можно было встретить что угодно, от рэпа и даже попсы (!) через фолк до чего-то металлизированного. Хой любил разнообразие.

Тексты большинства песен принадлежат перу Клинских, а вот насчёт музыки получилось интересно. Даже среди тех песен, которые не являются филками или пародиями (например, «Песенка», «Похмел», «Снегурочка» или большая часть альбома про Кащея), «заимствования» встречаются крайне часто, причём не всегда в виде очевидных цитат из песен, звучавших тогда на каждом шагу. Многие ли знают, откуда частично или полностью позаимствована музыка таких песен, как «Белая горячка», «Ночь страха» или «Святая война»[2] (и это только три примера)? Впрочем, Клинских никогда этого не скрывал и охотно сам рассказывал, что откуда потырено, — ничего плохого в этом он явно не видел.

Стоит отметить, что отец Клинских — профессиональный поэт, член Союза писателей СССР — учил сына стихосложению с детства. Отсюда умение Юры играть рифмами и фонетикой так, чтобы всё запоминалось сразу.

Популярность группы была неимоверной, эту задорную похабень слушали чуть ли не все, а кто не слушал, тот всё равно слышал, потому что звучало сие из каждого утюга. Самим «Секторам» с их славы перепадало не так и много, спасибо пиратам, которые от души распространяли альбомы группы. Но это ещё ничего: по стране колесило несколько фальшивых «Секторов Газа», исполнявших песни оригинала под «фанеру». По словам Хоя, однажды он попал на такой концерт, полез в драку и закономерно в ней проиграл. Но в целом Клинских относился к пиратству достаточно спокойно: он не очень любил, когда его узнавали на улице, и часто говорил, что рад тому, что ему не приходится мечтать о спокойной поездке в метро или прогулке по улице. Касательно зарабатывания же на славе денег, Юрий говорил, что когда у него бывают деньги, то не бывает вдохновения, «художник должен быть голодным», так сказать.

Конец группе настал после смерти Клинских. Насчёт этой смерти ходят разные слухи, но даже если умер он не непосредственно от наркотиков, то всё равно ежу понятно, что не обошлось без их предварительной работы над его здоровьем. Конечно, после этого участники группы ещё пытались зарабатывать деньги на былой славе, но это было уже не то.

Песни «Сектора» разошлись по репертуарам дворовых гитарастов, обрастая икуками — «помоги, прохожий милый педагог», «и каждый день нам, как Афган», а на сверло чего только не мотают вместо клея БФ (сейчас-то куда меньше людей знает, зачем его мотать[3]). К тому же «Секторам» приписывают время от времени чужую похабень — то «Красной Плесени», то «Малолетних шалав» Алексина, то неизвестного авторства, особо одарённые считают их песней… «Всё идёт по плану».

Дискография[править]

  • 1989 — «Плуги-вуги» (магнитоальбом)
  • 1989 — «Колхозный панк» (магнитоальбом)
  • 1990 — «Зловещие мертвецы»
  • 1990 — «Ядрёна вошь»
  • 1991 — «Ночь перед Рождеством»
  • 1991 — «Колхозный панк»
  • 1992 — «Гуляй, мужик!»
  • 1993 — «Нажми на газ»
  • 1993 — «Сектор газа»
  • 1994 — «Танцы после порева»
  • 1994 — «Кащей (sic!) Бессмертный»
  • 1996 — «Газовая атака»
  • 1997 — «Наркологический университет миллионов»
  • 2000 — «Восставший из Ада»

О чём пели[править]

Основное[править]

Пели в основном о буднях среднестатистического обитателя позднего СССР и СНГ, со всей грязью этих самых буден, простыми словами, не гнушаясь матом и похабенью. Вообще многие знают эту группу именно из-за мата, хотя не они первыми или единственными выматерились в микрофон, да и не были особо лютыми матерщинниками (по сравнению с другими) — Клинских использовал мат там, где считал необходимым, то есть, не слишком редко, но и не постоянно. Касательно таких скользких тем, как алкоголь, наркотики и беспорядочные половые связи, Хой с невинными глазами заявлял, что пытается морализировать общество, показывая ему его (и свои) пороки. Наверное, эти песни спасли не одну заблудшую душу.

Перечислим наиболее часто встречающиеся в песнях темы.

  • Среди всего множества песен на бытовую тематику выделяется быт колхоза. «Колхозный панк», «Плуги-вуги», «Возле дома твоего», «Хорошо в деревне летом», «Сельский туалет» — и это только очевидные хиты.
  • Алкоголь и наркотики рассмотрены тщательно и под разными углами.
    • Реклама алкоголя: «Без вина», «Гуляй, мужик!» (сарказм в этой песне вряд ли кто заметил).
    • Реклама наркотиков: «План», «Сельский кайф», «Марш наркоманов».
      • Коварный мак как частный случай: «Наркоман», «Сельский кайф», «План» и, собственно, «Мак».
    • Антиреклама спиртного: «Белая горячка», «Дурак» («Если бы, если бы не было вина…»).
    • Антиреклама наркотиков: «Наркоман»… Вроде всё, остальное скорее в следующий пункт.
    • Большинство же песен на эти темы просто констатируют сам факт безудержного употребления, и их персонажам плевать на описанные там же последствия, — так уж они живут. Вообще тут скорее уклон в рекламу: ведь обычно поклонники исполнителя пытаются ему подражать, поэтому раз крутой парень Юрец употребляет и не боится, то значит и нам можно. «Банка», «Л.Т.П.», «Из чего же», «Мак», «Свин»…
    • Отношение к потребителям алкоголя тоже варьирует от гнусного алкаша («Колыбельная», «Аванс», «Дурак») до добродушного выпивохи — «Вдова», «Кума», «Спор». Само собой, второго больше. И, опять же, часто и не поймёшь, как автор предлагает нам относиться к этим субъектам.

(link)

«Лирика». Наивная, но эротичная песенка.
  • Секс, добрый и злой. Персонажи песен «Сектор Газа» это дело любят и занимаются им направо и налево. Доброта и злоба секса определяются последствиями. Злой — это если наступила расплата в виде ЗППП («Сифон», «Трипак», «Ядрёна вошь», «Незнакомые места») или нежелательной беременности («Аборт или роды», «Ангел секса»), а то и всё сразу («Новогодняя песня»). А ещё злоба секса может проявиться в обворовывании незадачливого случайного любовничка («Рассказ, услышанный в автокомбинате», «Хата»), или даже вообще в тюремном заключении («Голуboy», «Скотник»). Если же последствия не наступили, значит секс добрый. О нём тоже спето много, когда вкрай похабно, когда с юморком, когда и вполне себе лирично. Собственно, именно добрый секс описывает песня «Лирика», одна из самых известных вещей группы.
  • Иногда встречается неприкрытая сатира. «Патриот», «Попец», «Подкуп», «Война», «Опарыш»… Многие из описанных явлений не остались в 90-х, так что актуально и по сей день. Сюда же и «На тебе!» в адрес попсы: «Эстрадная песня», «Звёздная болезнь».
  • Непристойно — значит смешно. Клинских частенько с юмором и подробностями смаковал такие темы, о которых в приличном обществе говорить не принято. И про импотенцию есть, и про энурез («Я мочился в ночь»), и про метеоризм («Пердун», «Суд»), и про диарею («Девушка»), и про вонючие носки. А ещё есть прекрасная песня «Голубь», в которой поётся о том, как тщательно подготовленное свидание может пойти прахом из-за всего-навсего одной птички.
  • Из «неприземлённых» тем весьма характерна мистика. Во всех альбомах есть как минимум одна песенка на подобную тему, а особенно много их в «Восставшем из ада».
    • Вампиры: «Вампиры», «Вурдалак», «Укус вампира», «Грязная кровь», «Истребители вампиров».
    • Непонятно что конкретно, но тоже злое: «Нас ждут из темноты», «Ночь перед Рождеством», «Чёрный вурдалак», «Ночь страха».
    • Колдуны, ведьмы и прочие мраккультисты: «Чёрная магия», «Вальпургиева ночь», «Моя бабка», «Сожжённая ведьма», «Мёртвый в доме».
    • Даже мумия затесалась. Злая. Очень злая.
    • Иногда повествование ведётся от лица покойника: «Моя смерть», «Когда помрёшь», «Утопленник».
    • Апокалипсис: «Восставший из ада», «Святая война».
  • Кстати, большинство альбомов начинается со вступительной «песни про нас».
  • И, наконец, армейская тема, в особенности дембельская! Песня «Пора домой» стала народным гимном отслуживших на всём постсоветском пространстве. Вплоть до того, что группу, которую кроме ночного «Музобоза» никуда не пускали, пригласили исполнить свой народный хит на юбилей Победы на Красной Площади. А несколько лет спустя Клинских доказал, что можно в одну реку войти дважды: песня «Демобилизация» была допущена к ротации даже на «попсовых» радиостанциях и с ходу возглавила все хит-парады (а уж как актуальна стала теперь, после того, как сами-знаете-кто мобилизацию объявил). Казалось бы, откуда у хлопца испанская грусть? Точнее, как не попавшему на горячие точки своей поры[4] отставному гайцу Юре удалось так шикарно попсть в нерв? С другой стороны, многие его ровесники прошли Афган. Неслучайно в клипе на самую поэтически сильную его песню «Туман» содержит филигранные отсылки на Афган и Чечню.

Прочие тропы и штампы[править]

  • Адский папаша / Домашний тиран — прихода такого с ужасом ждёт жена в песне «Колыбельная». В «Русском мате» тоже подобный субъект упомянут.
  • Антилопа-гну — «Самые лучшие тачки». Куплеты рассказывают о минусах отечественного автопрома, а припев саркастично называет их самыми лучшими в мире.
  • Антиреклама алкоголя — «Дурак» («Если бы не было вина…»).
  • Антисказка — развратная «Снегурочка», отмороженная по части секса с нечистью, и «Илья Муромец», карающий врагов, кхм, оригинальным способом.
  • Бесславные девяностые — с прикрученным фитильком, ибо часто восьмидесятые. «Видак», «Мажор», «Бомж», «Гуляй, мужик!» и многие другие.
  • Билингвальный бонус — автор статьи не нашёл тому подтверждений, но Википедия утверждает, будто «среднеазиатская» речь в песне «Караван» представляет собой относительно осмысленный текст на среднеазиатском, хотя и звучит для среднеазиатов, как «я твой дом труба шатал». Просьба к знатокам подтвердить или опровергнуть, а то даже сама Википедия считает себя неавторитетным источником.
    • То, что удалось расслышать автору правки, действительно похоже на некий искажённый тюркский язык. «Докюз» похоже на «тогыз» — «девять» по-казахски, «гюн» — это «день» по-туркменски, в слове «сусуз» суффикс «суз/сыз» означает отсутствие предмета. Похоже, что Клинских хотел перевести припев на один из тюркских языков Средней Азии.
    • «Кель манды» = «иди сюда», «кутак турды» = «эрекция», «сыктым» = «совершать половой акт».
  • Бонус для местных — во многих песнях фигурируют «народные топонимы» Воронежа.
  • Бонус для современников — в особенности по поводу реалий времён «сухого закона» в СССР. О клее БФ уже говорилось выше; сюда же и проблема, с которой столкнулись персонажи песни «Банка» («Ну так купили бы бутылочного, чего им приспичило именно разливное»).
    • Альбом «Наркотический университет миллионов» отсылает к официозной советской передаче «Ленинский университет миллионов», канувшую в Лету с началом Перестройки.
  • Богатый безработный дурак — «Подкуп» — герой песни тупорылый (слова из текста) как нос у сапога, однако благодаря богатому отцу может стать и профессором, и главным инженером, и влезть в ЦК. Если захочет.
  • Водит, как псих — «Ява». Рискнувшим прокатиться на пассажирском сиденьи за юным недобайкером, наверное, до сих пор кошмары снятся; неудачно переходившей дорогу бабке уже ничего не снится; а сама «Ява» в итоге превратилась в металлолом. К сожалению, рассказчик остался цел и невредим (не считая того, что «метров пять он носом пропахал песок»).

(link)

«Туман». В клипе фитилёк не особо-то и прикручен.
  • Война — это кошмар — «Туман», «Пора домой» — с прикрученным фитильком. В песне «Война» показан такой взгляд, не иначе как навязанный тщательной промывкой мозгов: народ, повторяя как мантру, «лишь бы не было войны», согласен терпеть самые скотские условия жизни.
  • Жлобы против снобов — «Плуги-вуги». Колхозные трактористы на подколки городских модников отвечают «сам дурак» и продолжают выполнять план под индастрил-нойз в исполнении тракторного мотора.
  • Зоофил — «Скотник».
  • Злодейская песня — «Черный вурдалак», «Сумасшедший труп».
  • Испортить воздух — «Пердун», «Суд» («У меня была подруга…»).
  • Инквизиция — пополам с тропом католики плохие — «Сожжённая ведьма», впрочем судя по тому, какие ритуалы проводит протагонист, палачи были не так уж и неправы.
  • Казак — «Казачья». Казаки тут в основном напропалую бухают и обещают бросаться с шашками на танки.
  • По уши в... — героиня песни «Сельский туалет» в этот самый туалет и провалилась. С фатальным результатом.
  • Колхозник — 90 % произведений группы. Что интересно, ведь Клинских — городской человек (хоть и из спального района). С другой стороны, дедушка-бабушка героя жили в селе аккурат под Воронежем, откуда можно было и пешком дотопать, так что детство-юность Клинских прошли натурально между селом и городом. Рассказывают, что, и став знаменитым, он любил наведаться в родное село — проставиться сверстникам, устроить дискач на свежем воздухе для молодых и покатать (надеемся, до проставона) на мотоцикле с коляской мелюзгу.
  • Кровосися — «Грязная кровь». Испив проспиртованной кровушки протагониста-алкаша, здешний вампир заблевал все кусты, позеленел, да и в могилу пиздык. После этого главному герою осталось только закопать бедолагу. Конечно, этому кровососу очень сильно не повезло с жертвой, и чисто теоретически он вполне мог быть вполне себе крутым экземпляром, но на практике имеем то, что имеем.
  • Крутой мотоцикл — «Ява».
  • Крутая похвальба — «Истребители вампиров», где командир некоего спецподразделения со смаком расписывает, что оно будет делать с проклятыми вампирами; также «Третья ария Ивана» (которая «На! Получи, ко-зёл!» — видимо, Иван тут же свою похвальбу и воплощает).
  • Крутой гей — «Голубой». Герой песни действительно крут, ибо даже «петушиную» жизнь на зоне вспоминает с гордостью, и по освобождении ничуть не стесняется своей ориентации.
  • Любовь после гроба — «Любовь загробная». Тут не очень понятно, правда, жив ли вообще сам рассказчик. Поначалу кажется, что возлюбленная «тридцать первого ночью» приходит из могилы к живому, но дальше говорится «не взял наши души Господь». То ли по ходу повествования персонаж сам умер, то ли два трупа встречались раз в год (то ли автор не парился и писал, что писалось). Но есть и ещё один вариант: ГГ понимает, что с таким образом жизни Господу его душа будет неугодна, но раскаиваться при этом не собирается.
  • Мегера со скалкой — «Аванс», «Похмел», «Тёща».
  • Мерзкий улей — «Сектор Газа! Шинный, ТЭЦ, ВОРГЭС, СК! Сектор Газа! Здесь не дожить до сорока!»
    • «Местные».
  • Мочить в сортире — «Нас ждут из темноты»: гибель подруги ГГ.
  • Музыкальный триппер — незатейливая музыка «Туман», «Пора домой», «30 лет», «Колхозный панк» и многих других въедается намертво.
  • Наделать в штаны — «Страх». Персонаж этой песенки, насмотревшись ужастиков, очень боялся выходить ночью на улицу, но девушку надо было проводить. Проводил удачно, но в процессе всё же ненароком обгадился. Пассажир придурка из песни «Ява» тоже испачкал сиденье, уж было почему.
  • Некрозоопедофил — персонаж песни «Я мразь» перечисляет свои грехи один другого гаже, начиная прямо с названия.
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка — «Вечером на лавочке».
  • Несовместимая с жизнью гордость — «Нас ждут из темноты». Если за окном бродит злая нежить, а удобства во дворе, лучше уж пользоваться ведром. «Но ты была горда — я вижу результат».
  • Неформал, значит — лузер — по сути, персонаж песни «Колхозный панк». Получает в деревне от каждого встречного и поперечного, но надеется, что в городе все пойдет по другому.
  • Обжора — утрированно донельзя в песне «Свин»: укуренные дружки сожрали все продукты в городе. Сам наркоманский жор персонифицирован в виде свиньи-страшилки и временами похрюкивает.
  • Оборотень в погонах — «Мент». Как ни странно, «ГАИ» сюда не подходит (хотя что странного, Клинских сам бывший ГАИшник).
  • Омерзительная свадьба — «Свадьба», собственно. Угарная попойка и драка всем, что под руку подвернулось.
  • Открытый финал — «Спор». По сюжету герой должен провести ночь на кладбище без сна, чтобы получить ящик водки. Решив скоротать время, герой запасается горячительными напитками и закусками, но в полночь неожиданно слышит какой-то подозрительный шум… И на этом песня заканчивается, неизвестно, реально ли восстали вурдалаки из могил, или герою всё это причудилось, или его решил спугнуть тот, кто затеял спор. Но самое обидное — неизвестно, кому же ящик водки достался.
  • Оторву твой длинный… — персонаж песни «Шары» решил провести аналогичную операцию над самим собой — после того, как проделал над собой ещё более идиотскую операцию, получив невероятно отстойный дар (а не то, чем подобное может кончиться в реальности).
  • Пацаны с раёна — «Местные».
  • Предсмертная песня — «Ночь страха», «Укус вампира», «Вурдалак» и «Белая горячка».
  • Рассказ подрывника — «Рассказ, услышанный в автокомбинате», где часть текста «запикана», причём большей частью явно стёба ради, потому как решительно не понятно, что там спрятано под писком, и никаких подходящих под рифму матерных слов на ум не приходит.
  • Реклама алкоголя — «Без вина».
  • Реклама наркотиков — «Марш наркоманов».
  • Роман с Дуней Кулаковой — «Мастурбация», «Як на хуторе…»
  • Сделано ради ностальгии — после смерти лидера группы разные предприимчивые товарищи вроде Игоря Куща, Сергея Кима (в группе оба были без году неделя и фанатское сообщество их не приемлет), племянника Юрия Япрынцева и многих других начали создавать разные «Ex-Сектор Газа», «Сектор Газовой Атаки», «Трибьют Юрия Хоя» и прочее. В основном получалось не очень, поскольку, в отличие от текстов Клинских (которые зачастую высмеивали пороки современного общества и были в некоторых произведениях даже философскими), пытались просто писать смиЩной колхозный юморок с матом и голосом «Типа я продолжатель Хоя».
  • Стоять насмерть — «Ночь страха». Неизвестно, «Истребители вампиров» ли попали в такой переплёт, или же это было какое-то другое подразделение, но кончилось печально. Оборонялись долго, но в итоге пришлось друг друга застрелить, чтоб самим не стать упырями.
  • Супружеская измена — «Метаморфоза» (песенный пересказ старинного анекдота), «Кума» (взгляд со стороны любовника), «Рога». В последнем случае отмечен ещё и литерал: рога от измены действительно растут.
  • Темнее и острее — откровенно мрачный последний альбом «Восставший из ада» по сравнению с остальным творчеством Хоя.
  • Фирменная любимая еда — «Щи». Герой так описывает эти самые щи, что местами переходит в гурман-порно.
  • Чего не сделаешь ради дружбы — «Взял вину на себя».
  • Чего не сделаешь ради любви — «Твой звонок». Возникают, конечно, вопросы к барышне: зачем ей понадобилось зазывать к себе рассказчика ночью в бурю через лес с волками, она его точно не пыталась таким образом убить? «Страх» тоже подходит: хоть обделался, но подружку до дома проводил.
  • Черно-белая мораль — «Святая война» — вполне возможно, что намеренная пародия на плохие фэнтези.
  • Шоковая терапия и Тошнотворчество — «Черный вурдалак», конечно же! Возможно, является пародией на лирику типичной death metal песни-ужастика, типа ранних Cannibal Corpse.
  • Язык Ржевского — временами присутствует, например, в «Караване»: «Помоги нам, Аллах, наш небесный отец, И спаси мусульман, без тебя нам п***ец».
  • Якорь мне в глотку — «Авто-мат». «В три кардана в три цилиндра, в карбюратор, в крестовину мать!» — так тут ругаются автолюбители.

Панк-опера «Кащей Бессмертный»[править]

Концептуальный альбом, среди фанатов более известный как «Сказка» — панк-опера по отдалённым мотивам народной сказки о Царевне-Лягушке и Иване Царевиче. Концептуальна также музыкальная сторона — все мелодии и аранжировки, кроме одной песни, позаимствованы у иностранных звёзд 1980-90-х.

В завязке жених в первую брачную ночь вместо консумации занялся уничтожением личных вещей молодой супруги, и в итоге брак был приостановлен на неопределённое время. В этой сцене сведены сразу три сказки: «Руслан и Людмила» (похищение невесты прямо с брачного ложа), «Марья Моревна» (Кощей Бессмертный в роли похитителя) и «Царевна-лягушка» (жабья кожа и тупость жениха как причина всех бед).

Примечания[править]

  1. Это прозвище к Клинских прилипло из-за его любви к этому панковскому кличу, перенятому у Летова. Сам Хой подсвечивал наличие телепорны и в одной из песен попросил не менять центральную букву на «у». Впрочем, в иранском Южном Азербайджане есть одноимённый город и даже существует род ханов Хойских, невольных однофамильцев Юрия Клинских.
  2. Соответственно, «Dio» — «Straight Trough The Heart» (вступительный рифф), «Insane Clown Posse» — «Under The Moon» (вплоть до местами истерящей манеры исполнения) и «Grave Digger» — «The Round Table».
  3. Таким образом из него можно выделить спиртовую основу; сейчас это неактуально, поскольку нормальное спиртное достать проще и пить легче.
  4. В армии Юрий служил на Дальнем Востоке, в тыловой части