Красно-коричневая сволочь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Commie Nazis. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Новые примеры из реальной жизни после 1990 года добавлять не надо.
« Мы, фашисты, — единственные настоящие анархисты! »
— «Сало, или 120 дней Содома». Герцог раскрывает суть
« От сравнения Гестапо — МГБ уклониться никому не дано: слишком совпадают и годы и методы. Ещё естественнее сравнивали те, кто сам прошёл и Гестапо и МГБ, как Евгений Иванович Дивнич, эмигрант. Гестапо обвиняло его в коммунистической деятельности среди русских рабочих в Германии, МГБ — в связи с мировой буржуазией. Дивнич делал вывод не в пользу МГБ: истязали и там, и здесь, но Гестапо всё же добивалось истины, и когда обвинение отпало — Дивнича выпустили. МГБ же не искало истины и не имело намерения кого-либо взятого выпускать из когтей. »
— Александр Солженицын[1], «Архипелаг ГУЛАГ»
« Лжесоциализм, усвоив от государственного капитализма демагогию и несбыточные обещания, смыкается с ним в захвате власти группой избранных и подавлении, вернее, даже физическом уничтожении инакомыслящих, в воинствующем национализме, в террористическом беззаконии, неизбежно приводящем к фашизму. »
— Фай Родис о маоизме
Она выглядит примерно так.

(link)

Или как-то так.

Наименование тропа — политический мем, пущенный в обиход Б. Ельциным.

В западных произведениях частенько возникает необходимость изобразить «империю зла». Авторы, слабо разбирающиеся в политике, время от времени просто мешают в кучу свойства и признаки всех режимов, которые на западе не в почете — фашистских, коммунистических, в последнее время в коктейль добавляют ещё и религиозный фундаментализм. Но это редко, а вот ситуация, когда псевдокоммунистическая страна изображается ряженой под Рейх, или наоборот, в фашистской все называют друг друга «товарищ[2]» — попадается то тут, то там.

Особенно часто попадается в американских комиксах времён начала Холодной войны. Также довольно часто встречается в шпионских романах, где в виде такой страны изображается ГДР, чему, правду говоря, немало способствовала некоторая ряженость данной страны под Рейх.[3] Время от времени появляется в фантастических сеттингах, никак с современной Землёй не связанных, например в далёком будущем, описанном в Warhammer 40,000 в виде Империи Человечества, где вообще в одну кучу намешали фундаментализм, коммунизм, фашизм и коррумпированную аристократию.

Следует особо отметить, что данный троп в первую очередь касается визуальной подачи. Типичная красно-коричневая банда в художественных произведениях состоит из: вожака с дичайшим персональным культом, толкающего с трибуны пафосные речи про «сделаем %countryname% великой» и всё такое; не менее пафосных регулярных многотысячных парадов и шествий; over9000 национальных флагов и прочей визуальной агитации на улицах; упёрто-агрессивной внешней политики с войнами, вторжениями и захватами; и, дабы подчеркнуть, что это именно предмет статьи, а не очередные копиркины Третьего Рейха или ещё кого-то — щепотка советской символики, горсть советской техники и штампы советской прессы времен холодной войны по вкусу. Тонкости идеологии обычно если и освещаются, то чисто для галочки.

В российской альтернативно-исторической фантастике (чаще всего — про попаданцев) эксплуатируется в виде темы «СССР и нацистская Германия объединились против либерального Запада и завоевали/завоевывают мир», причём у многочисленных МТА такой исход считается не антиутопическим, а как раз наоборот.

Противоположные тропы — Буржуазно-коричневая сволочь (смесь фашизма с либеральным капитализмом, национал-демократия) и Красно-буржуазная сволочь (подразумевается смесь капитализма с социализмом — т. н. «шведский социализм»).

Пятиминутка реальности[править]

Начнем с простого: для жителя страны, где обе вышеупомянутых идеологии — что-то далёкое и чужое, обьяснить их различия бывает очень сложно. У обывателя они просто сливаются, а интеллигент может, выслушав, резюмировать, что, мол, один хрен тоталитарные мудаки какие-то. Особо характерно для условных англосаксов, которые таких режимов у себя на родине просто не могли видеть.

Чуть более сложно — обычно в искусстве автор толсто намекает на проблемы своей страны, реальные или потенциальные. Ну или на её врагов. Ортодоксальных красных и коричневых найти сейчас трудно, так что причин брать тропы только одной стороны нет.

Есть ли такое в реальной жизни, по крайней мере, в чистом виде? Н-ну… Во-первых, и у социализма, и у фашизма есть энциклопедические определения. Но даже без этого можно вспомнить, что нацисты официально строили национал-социализм (что и отражено в названии их партии).

Далее следует учесть, что «коричневых» много сортов, однако всех их объединяют (по мнению марксистов) национализм, антикоммунизм, опора на капитал (крупный промышленный — в случае с нацистами, мелкобуржуазный и деревенский — в случае с франкистами и итальянскими фашистами), крайняя степень радикального этноцентризма и всё то, что подразумевается под «диктатурой наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала», организацией «террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции» (© Георгий Димитров (лидер Коминтерна)), и так далее — то есть сама суть «коричневых» заключается в борьбе с «красными». Кроме того, марксистский социалистический строй как таковой всегда так или иначе предполагает интернационализм.

Спорным пунктом является подход к понятию равенства. Левые указывают, что ультраправые режимы, как правило, законодательно фиксируют неравенство между разными группами населения и их сортировку по каким-то критериям (раса/национальность, религия, пол, общественное положение) с разными правами и возможностями для каждого «сорта», а также на любовь крайне правых к лидерам, особенно к «непогрешимому гениальному вождю» — в то время как левые гораздо более эгалитарны. В свою очередь, консерваторы акцентируют внимание на том, что внутри «высшего сорта» крайне правые также стремятся к равенству, ставя знак «равно» между прусским аристократом и баварским крестьянином, лидеры у них могут быть среди любых слоёв населения, а в любви к «непогрешимым гениальным вождям» левые также замечены.

И раз уж заговорили о вождях, верный признак тропа — использование одновременно «красной» символики и культа Государства (да, обычно с большой буквы). Дело в том, что у «коричневых» пресловутый тоталитаризм — это фича (с подачи Муссолини, принявшего оскорбление как комплимент), а вот у «красных» — скорее баг, и они хотя бы прикрываются словами про народ и демократию, в отличие от того же Муссолини с его «Всё в рамках государства, ничего вне государства, ничего против государства». С точки зрения современных «красных» (по крайней мере, некоторых) революционное детоедение было вынужденной мерой: революции в благополучных странах не случаются, а случившись, путают карты многим влиятельным игрокам. На новорождённый режим обрушиваются интервенции, санкции, шпионы и пропаганда, вынуждая его изолироваться и жертвовать качеством жизни ради обороноспособности. А отсюда недалеко до попыток выехать на одной лишь Великой Идее. Опять же, «красная» Великая Идея обещает свободу, равенство и братство где-то там в будущем, а «коричневая» обращается к прошлому и всячески оправдывает вышеупомянутое неравенство.[4]

Но так это мало кто рассматривает — в нынешнем политическом дискурсе слово «фашизм» почти утратило свой энциклопедический смысл, превратившись в ругательство в адрес (около-)националистически настроенных политических оппонентов. Для обывателя же фашизм ассоциируется в первую очередь именно с шовинизмом; тот же Борис Стругацкий (не эксперт-политолог), не мудрствуя лукаво, заявил: фашизм = национализм + диктатура. В Израиле есть первое, но нет второго. В СССР (ну, по крайней мере, в сталинском) было второе, но не было первого (точнее, было, но скорее как эксцессы, которые позднее официально осуждались).

«Ортодоксальные» «коричневые», что характерно, также отрицают любую схожесть с «красными», поскольку с их «коричневой» точки зрения: 1) государство, не ведущее борьбу за национальную идентичность, будет покорено «паразитами»; и 2) равенство между всеми людьми, продвигаемое левыми, — не более чем утопический миф (в лучшем случае)/опасное заблуждение (в худшем). Строго говоря, именно такими изображались СССР и западные капиталистические страны в пропаганде Третьего рейха: мол, в своей сути эти страны — еврейские марионетки, конфликты между ними — не более чем борьба нанайских мальчиков, а различаются у них только методы управления порабощённым населением.

А вот противники как фашизма, так и марксизма — в первую очередь из стана либералов, которые автоматически считают тех и других глубоко ошибающимися — эту тему любят. Их основной аргумент в том, что главная ценность — это личная свобода, а что «красные», что «коричневые» эту свободу притесняют в угоду власть имущим, значит, по сути являются одним и тем же. Как ни странно, с ними согласны и некоторые националисты, хотя и с совершенно другим аргументом: «Для нас главное — это свобода нашей нации, а не те, ни другие не хотели её признавать».

Ну, и не стоит забывать, что есть люди, которые считают, что и в фашизме, и в марксистском социализме есть как положительные черты, так и нелепости, и было бы неплохо взять на вооружение первые и избавиться от вторых (о них, в том числе, и идёт речь ниже, в разделе «Реальная жизнь»). Каким образом они собираются это сделать и что из этого выйдет — другой вопрос.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Ф. Кнорре, «Капитан Крокус» — с одной стороны, вроде как Чучелище — аллюзия на Гитлера, но среди его методов проскакивает злая сатира на советскую педологию (в частности, запрет детских сказок).
    • Вы там что, Бобу дали? Предполагаемая натебейка давно неактуальному течению советской педагогической мысли - повод причислить режим Генерал-Кибернатора к "красно-коричневым", хотя там и республика олигархическая, и Чучелище пришло ко власти только потому, что это было выгодно как минимум одному из олигархов. Как это, собственно, и бывает с любым фашистским режимом ИРЛ.
  • Цикл Юлиана Семёнова о Штирлице — зигзагом сам Третий рейх. С одной стороны, нет никаких намёков на сходство его с Советским Союзом. Более того, подчёркивается близость нацистской верхушки и верхушки западных капиталистических стран, их постоянные сговоры против СССР. С другой стороны, автор, не будучи специалистом по Третьему рейху, наделил его госаппарат и спецслужбы чертами родных, советских. Вплоть до среднего образования руководителей, что соответствовало Советскому Союзу того времени, а не Рейху.
    • А вот в сериале «Семнадцать мгновений весны» подсвечено монологом генерала в поезде. Вроде бы речь идёт исключительно о Германии, но чувствуется явное На тебе! в сторону советского общества.
« ...Я завещал детям: будь проклята любая демократия в нашем Рейхе. Всякая демократия в нашей стране чревата только одним - диктатурой мелких лавочников. Чем больше мы имеем свобод, тем скорее нам хочется СС. Тайной полиции. Концлагерей. Всеобщего страха. Только тогда мы чувствуем себя спокойными! Не нужно отстаивать своей точки зрения за судьбы Родины. Никакой ответственности - только подними руку в честь того, кто этим занимается вместо тебя, только крикни "Хайль!", и все сразу станет понятно. Никаких волнений. »
  • «Подпольный обком действует» (1992) — малоизвестный сатирический рассказ левого социолога Александра Тарасова. Весь посвящен высмеиванию тропа, пропагандируемого правительственной прессой.
  • Захар Прилепин, «Санькя» — Союз Созидателей, аки СС. Копиркины той самой НБП, если что.
  • «Час Быка» Ефремова — планета Торманс. От маоизма и банды Четырёх до кжи и джи.
    • Очень спорно. Это скорее уж красно-буржуазная — фашистской атрибутики там практически нет, а вот отсылок к «испорченному западу» и китайскому «лжесоциализму» — на каждой странице полно.
  • Антиутопия Александра Доставалова «Сон, от которого не просыпаются» («По ту сторону») — собственно оно в химически чистом виде. СССР и нацистская Германия объединились и завоевали весь мир.
  • Сергей Мартин, «Рыцари Галактики» — планета Рэйн. Причудливая смесь нацизма, китайского маоизма и той самой Галактической Империи.
  • Пимен Карпов, «Пламень» — культисты Тьмяного (местные каиниты с примесью хлыстов):
« А вот: отдадим всю власть пролетаристам, фабрики, заводы… Мужикам — землю, — только чтоб предавать красной смерти не русских, а иных прочих… Передай это вашим комитетчикам… Согласятся — мирный договор на крови… Не согласятся — кровь за кровь, до седьмого колена… месть на истребление! Но ежели ты уладишь все — министром сделаем… простой водовоз в министрах — это и будет первый пункт мирного договора… А дальше, шаг за шагом — бедноту наверх, а богатеев — вниз. Сделать это бате — как пить дать. А там — и восток, и запад, небо и земля, подземная Америка — весь земной шар во власти русских… то бишь русского бога, Тьмяного. Избавление миру! Свадьба без меры, без предела! »
  • Владимир Кузьменко, «Древо жизни», том третий — некие «неогуманисты», по характеру напоминающие фашистов и социал-дарвинистов, но сравнивающие себя не только с Гитлером и древними римлянами, но и Мао Цзэдуном или красногвардейцами времён Гражданской войны.
  • Андрей Максимушкин, «Красный реванш». СССР не развалился в 1991 г., благодаря действиям группы патриотически настроенных людей. Тем не менее, со временем новый режим потихоньку все дальше и дальше отходит от марксизма и ленинизма в сторону откровенного национал-социализма: вместо православия или «воинствующего атеизма» новая власть начинает поддерживать родноверие, национальные республики в составе страны ликвидируются и превращаются в территориальные автономии (а в продолжении «Белый реванш» среднеазиатские и закавказские части СССР вообще выводятся из состава страны путем тайно поддержанных советским руководством «оранжевых революций»).[5] Проблему Чечни в 1990-е годы здесь решили максимально «дипломатичным» и «гуманным» способом — просто перебили 90 % чеченцев и ингушей, а оставшееся население выселили в Турцию с родной земли.[6]
  • Ирина Оловянная, трилогия «Маленький дьявол». Две «плохие» враждебные корпорации — Каникатти и Кремона представляют собой именно сабж (из них официально коммунисты только Каникатти, но, согласно авторской ремарке, большой разницы между ними нет). Сырьевая экономика, всеобщая воинская повинность, массовые расстрелы, всесилие госбезопасности и другие узнаваемые страшилки в наличии.
  • Эдуард Тополь, «Завтра в России» — диктатура генералов КГБ Стрижа и Митрохина, отстранивших от власти Горбачева. Гибрид социализма с национализмом: карточная система, коммуно-патриотическая пропаганда, антисемитизм и милитаризм, гражданская война с применением ядерного оружия по собственной территории.
  • «Последняя империя» Сартинова: после коммунистического переворота в конце 90-х генералы решают чеченскую проблему путем применения биологического оружия.
  • Алексей Щербаков, цикл «Журналисты не отдыхают»: главный герой, попавший во время Февральской революции и ставший «красным Херстом», создателем советской пропагандистской машины и встроенной в нее информационно-аналитической спецслужбы (госбезопасность здесь занимается чисто силовыми операциями) — откровенный нацбол разлива девяностых. Прикрывается марксистской демагогией, однако не скрывает ницшеанских взглядов, готовности сотрудничать с ультраправыми и радикальными эмигрантами на благо Мировой Революции. Кстати, Муссолини брал здесь власть не как фашист, а как левацкий популист.
  • Вейская империя — Киссура регулярно обзывают фашистов, нацистом, коммунистом, анархистом и кем угодно еще, часто совмещая эпитеты в одном предложении. Это такое натягивание совы на глобус — на Вее классическая ирригационная империя а-ля древний Китай, а Киссур — варвар на службе у местного императора.

На других языках[править]

  • «1984» — ангсоц можно рассматривать как комбинацию фашизма и коммунизма (отсылка к концепциям «прусского/германского социализма» и «социализма в отдельно взятой стране»?). Ну не любил товарищ Оруэлл ни Рейх, ни сталинский СССР!
  • Владимир Набоков, «Под знаком незаконнорождённых» — некое европейское тоталитарное государство, недалеко ушедшее от Оруэлла. Государственная идеология, так называемый «эквилизм», устанавливает идентичность граждан и отрицает отличия их друг от друга. Возглавляет его диктатор Падук с его «Партией Среднего Человека». Комбинация приемов гитлеризма и сталинизма подсвечена тем, что местный язык — «дворняжья помесь германских и славянских языков». И плюс западная стандартизация.
  • Джон Уиндем, «День триффидов» — прибыв вместе со своими боевиками на мирный постапокалиптический хутор, представитель самопровозглашенной хунты Торренс с ходу принялся насаждать антилиберальные ценности: продразверстку, раскулачивание, принудительную коллективизацию, феодальный способ хозяйствования с рабским трудом зависимых крестьян, имелся в планах даже свой собственный вегетарианский голодомор-лайт. И как кульминация сгущающегося мракобесия — взятие в заложники названой дочери главного героя с целью поддержания лояльности оного. Неблагодарный протагонист почему-то не оценил прелестей дивного нового мира. Интеллигенция-с…
    • Принадлежность к тропу весьма спорна, учитывая, что в описаниях этого «государства» упоминается о рабстве и феодализме.
  • Том Клэнси, «Цена страха» — террористы устраивают взрыв ядерной бомбы в Америки и сваливают все на Россию. Взрывали бомбу арабские фанатики, а помогали им бывшие леваки-террористы из ФРГ, сотрудничавшие со Штази. В экранизации их сделали австрийскими нацистами и русскими военными, которые чинили бомбу по заказу.
  • Кен Маклауд, «Ночные проповеди». По тексту разбросаны упоминания того, что где-то между «Войной за веру» и провозглашением Шотландской республики к власти в Шотландии ненадолго пришла коалиция социалистов, националистов и зеленых, в народе — «соци». В целом, видимо, лайт-версия тропа — вместо тоталитаризма только не слишком удачная попытка авторитаризма с запретом на курение в помещениях и преследованием оппозиции.

Сетевая литература[править]

  • В. Семецкий, «Господство Вархона» — идеологией фюрера Штайнера и вообще всей планеты Вархон является штрассеризм (смотри ниже).

Кино[править]

  • Evita — осталось большей частью за кадром, но именно это собой представлял в реальной жизни перонизм, чьим официальным лозунгом было «взять всё самое лучшее и у левых и у правых».
  • Комедия «Top Secret!» (США, 1984 год): американец отправляется со шпионской миссией в Германию, которая оказывается помесью ГДР и Третьего рейха.
    • При этом комедия всего лишь заострила то, как показывали ГДР в реальных зарубежных фильмах, например, детективе «Энигма» (1983) — местные чекисты выглядят точь-в-точь как эсэсовцы, Берлин выглядит как захудалый французский городишко времен оккупации и всюду висит партийная агитация.
    • Традиция жива до сих пор — в фильме «Шпионский мост» Стивен Спилберг без тени сомнения изобразил ГДР именно в таком же духе вплоть до разрушенных улиц центра Берлина в 1962 г.
  • Сабж — очень популярная пугалка в перестройку, когда надо было скомпрометировать правящую власть. То, что в реальности Кремлю (в отличие от «оккупированных» союзных республик, где национализм цвел и пах под покровительством властей) такие связи и даром были не нужны, конечно, пропагандистов не останавливало:
    • Что-то подобное в духе национал-патриотизма задвигает советский Прокурор в «Городе Зеро» (1988). Главгер в таком шоке, что просто теряет дар речи. Ничего, скоро привыкнет.
    • «Сделано в СССР» (1991) — в школе украли видак. Под предлогом поиска учитель истории, бывший сотрудник «органов», ставит всю школу строем и устраивает косплей сталинизмас примесью Третьего Рейха одновременно: со штурмовиками-хунвейбинами в красных галстуках и культом личности имени себя. Короче, «Das Experiment» — перестроечная версия.
    • «Бакенбарды» (1990) — заезжие косплейеры формируют молодежную субкультуру «пушкинистов», которая основана на правых лозунгах: защита Родины, борьба с тлетворным влиянием Запада, а главное, культ Пушкина и копирование его к месту и нет. Из движения быстро вырастает подобие штурмовиков, которое ставит к ногтю местную гопоту и претендует на официальную идеологию. Все это поддерживается местной партноменклатурой. Ну, до поры, до времени...
    • «Дом под звездным небом» (1991) — странный неубиваемый товарищ Компостеров, этакий мелкий бес, это карикатура на русского антисемита. Вот только поддерживают его какие-то странные люди: не то нарождающиеся экстремисты, не то опустившиеся спецслужбы...
    • «Невозвращенец» (1991) — в попытках удержать сваливающуюся в хаос страну советские генералы устраивают переворот (снято перед самым ГКЧП). Переворот органично сопровождают ностальгические демонстрации под портретами Сталина и рейды белогвардейцев-косплейеров, которые решили устроить еврейский погром.
    • «Падение» (1993) — яркий представитель тропа начала 90-х. В политдетективе бывший партбосс КПСС в исполнении Василия Ланового готовит против демократии военный переворот под националистическими лозунгами.
    • До этого у него был похожий образ в «Черном квадрате» (1992) — но там злой кгбшник с красно-коричневыми цитатками оказался банальным вором, который позарился на золото партии.
  • В 1990-е благодаря Руцкому, Макашову и прочим Жириновским в американских боевиках стал популярен типаж новоявленного русского лидера (генерала, политика или олигарха), который хочет восстановить СССР или еще каким-то способом вернуть величие России-матушке. Чаще всего такой лидер смешивал советско-патриотические и националистические лозунги и далеко не всегда имел русскую фамилию. Примеры: генерал Иван Радек в «Самолет президента» (1997), националист Иван Радченко в «Багровый прилив» (1995), нефтяной магнат Иван Третьяк в «Святой» (1997).
  • В боевике «Священный груз» (1995) в качестве антагонистов присутствуют русские неонацисты из группировки «Память», в штаб-квартире которых одновременно соседствуют многочисленные изображения Гитлера и Сталина. Группировка была в реальности, причем до 1989 года придерживалась неонацистских и даже нацбольских идей, но известность приобрела как организация пещерных черносотенных монархистов-антисемитов, для которых что большевики, что нацисты — ненавистные леваки.
  • Боевик «Американский спецназ» (2003) — вымышленное государство Мулдония, находящееся где-то на Балканах, с геноцидом местного нацменьшинства кербеков и сильной властью военных. Одновременно войска разъезжают на советской технике, главный злодей носит советский мундир, всюду социалистическая символика вплоть до бюста Сталина. Интересно, что на военной кокарде изображен нетипичный для Балкан золотой дракон. Снималось все это в Литве.
    • Туда же фильм того же режиссера «Битва драконов» (1999). Неназванное государство в центре Европы, которым управляет монарх-азиат. Униформа, каски и оружие солдат — как у Третьего рейха, а вот вся техника — советская. Причем в качестве маркировки на последней используется исключительно число 666. Готовящий переворот в этой стране генерал (тоже азиат — его играет неподражаемый К. Х. Тагава) похож на японского милитариста, но носит имя Рю Чанг (то есть как у корейца), фуражку Пиночета и болгарские орденские планки. Снималось все это в Болгарии.
  • Star Wars: The Force Awakens — «Первый Орден». У них и офицерские кепи похожи на смесь Bergmuetze и будёновок, и салют штурмовиков — на смесь «Зиги» с «Рот фронтом». А титул Верховный Лидер вообще отсылает то ли к небезызвестному Колчаку, то ли и вовсе к фюреру.
  • Пепел на снегу — литовский фильм о том, как кровавая сталинская гэбня депортировала литовцев. Один офицер НКВД удивляется тому, что у другого мать — украинка — как его взяли в кровавую гэбню? Я от нее отрекся, отвечает оный. Ну и депортируют тоже, с использованием киношных клише о том, как это делали немцы с евреями.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата: Атлантида» — цивилизация дженаев.
  • В сериале по комиксовой вселенной Marvel «Агент Картер», идейная наследница Гидры, злодейская организация Левиафан, также не может определиться, является она коммунистической или националистической шайкой(да ещё и с герром Доктором Фаустусом).
  • Пропагандистский американский сериал «Amerika» (1987) рассказывает об оккупации и расчленении Советским Союзом Соединенных Штатов. В основном там показана абстрактное угнетение с определенным русским антуражем оккупантов, но регулярно оккупанты ведут себя как нацисты: вывозят рабочих в Россию для восстановления промышленности, промывают мозги пленным диссидентам, держат беженцев в концлагерях, уничтожают нелояльных армией на месте. Политика оккупации, которой посвящен весь сериал, тоже чисто немецкая: деление Америки на административные районы с перспективой ее расчленения, управление через наместника генерал-губернатора (калька с немецкого термина «рейхскомиссар»), активное строительство самостоятельной лояльной администрации, фактическая передача всех управляющих функций местной армии, полиции и власти, причем именно они имеют приоритет, а не имеющаяся в стране дружественная Объединенная партия. Ни о каком строительстве в США социализма даже не упоминается, по факту строится лояльный рейхскомиссариат. Дополняют аллюзии отряды абстрактного оккупационного спецназа, одетые во все черное и разъезжающие исключительно на черной американской технике, а также демонстративно немецкие фамилии прислужников оккупантов — в частности, командира спецназа майора Гёртмана.
  • «SS-GB» — нацистская Германия благодаря договору с СССР захватывает Великобританию и отдает русским тело Карла Маркса.
  • «Воздушный волк» (2 серия 4 сезона) — социалистическая Болгария конца 80-х выглядит как стереотипный Третий Рейх: концлагерь в немецком замке, трехлинейки и автоматы у охраны и даже немецкая форма у половины солдат с красными звездами.
  • «1983» — в альтернативном мире Польская Народная Республика протянула до 2003 г., но выглядит не как социалистическое государство, а как какой-то предвоенный умеренный фашизм или компьютерная Арстотцка. Ни красных знамен, ни лозунгов — но зато лютует госбезопасность поголовно в черных мундирах, ежеминутно упоминается безымянная Партия, элита утопает в роскоши, пропаганда вещает о национальном единении, духе нации и крепких устоях отечества. Особенно удивляет, что духовенство официально почитается, а местный Генштаб ходит в предвоенной форме. Да там даже Пилсудский на стене висит! Даже орел тут какой-то… не такой. И это подкреплено постоянным лейтмотивом обличения тоталитаризма, которого в упор не видно. А к пятой серии становится понятно, что весь сериал просто очень затянутый рип-офф «Фатерлянда».

Мультсериалы[править]

  • «Чудеса на виражах» — по роду деятельности герои регулярно оказываются в Тембрии — государстве, населённом кабанами-бородавочниками. Сама Тембрия представляет собой причудливую смесь Германии и СССР 1930-х годов. От клюквенного СССР взяли вечную зиму, красную форму, конфискацию имущества в пользу трудового народа и псевдославянские имена (вроде полковника Иванода Спигота[7], или профессора Крэкпоткина). От нацистской Германии достался явный немецкий орднунг (уж очень аккуратные и однотипные вышли жилища у тембрийцев[8]), «Большая Берта» в роли ПВО (ну не баловались в СССР крупнокалиберными зенитками, в отличие от Рейха и немного — Британии!) и мощная радиофикация («каждый немец должен слышать голос фюрера»). Правитель Тембрии — Верховный Маршал одновременно похож на Леонида Брежнева и рейхсмаршала (sic!) Германа Геринга. Начальник оружейного завода, желающий устроить заведомо неудачное покушение на Маршала лапами Балу, имеет скорее капиталистическую мотивацию — ему нужна война с Кейп-Сьюзетт, дабы завод заработал вовсю. А эпизод с тембрийской тюрьмой на тропическом острове и вовсе напоминает о милитаристской Японии времён Второй Мировой.
  • «Приключения Рокки и Бульвинкля» 1960-х годов — страна Поттсильвания — родина шпиона Бориса Баденова и его подружки Наташи. Сам Борис, главный антагонист сериала, ходит одетый как стереотипный КГБист. А вот его начальник — Большой Лидер — одет в мундир, похожий на мундир нацистского «высшего чина», и носит монокль, как стереотипный нацистский генерал. Среди поттсильванских имён фигурируют стереотипные славянские «Иван», «Анастас» и «Фёдор». Гимн Поттсильвании начинается словами «Хайль Поттсильвания!».
  • «Симпсоны», как несложно заметить, картинка именно оттуда. Они же создатели англоязычного аналога — Commie Nazis.
  • «Аватар: легенда о Корре» — Уравнители с некоторым уклоном в красную сторону (вся коричневость заключается в сотрудничестве с местным Круппом — Сато), и Кувира с ее идеями, с уже изрядным уклоном в коричневую.

Комиксы[править]

  • В комиксах вселенной Marvel организация ГИДРА и её Лидер Красный Череп — враги американской организации Щ. И. Т. и Капитана Америки — в 1940-50-х были нацистами, в 1960-х коммунистами, в 1990-х просто террористами.
    • Однако тут имеет место реткон — коммунистически настроенного Черепа в итоге сделали самозванцем (советским шпионом по имени Альберт Малик).
    • Когда Череп оправился от того, что с ним сделали авторы комиксов Темного Века и наконец-таки вспомнил, что он не просто отморозок в эсэсовской форме, а еще и национал-социалист, то получилось именно оно.
    • Педаль в асфальт выжали в арке, в ходе которой Красный Череп оказался в теле бывшего советского генерала, а на тот момент — российского бизнесмена — Александра Лукина. Сам Лукин явная красно-буржуазная сволочь. Иоганн Шмидт к тому моменту уже давно стал буржуазно-коричневой сволочью. Но в одном теле злейшие враги сумели хоть как-то сосуществовать, только смешав оба мировоззрения и став красно-коричнево-буржуазной сволочью.
  • В комиксах о Tintin’е — полицейское государство Бордюрия. Находится где-то в Южной Европе изображаемого мира. В конце 1940-х — начале 1950-х годов там военная диктатура, опирающаяся на партию тоталитарного типа. Во главе страны — усатый генерал Плекси-Глаз, возглавляющий Партию Усов (да-да, так и называется). Повсюду расставлены бюсты генерала; намеренно или даже по неосторожности повредить такой бюст — государственное преступление. По всей видимости, держава входит в «восточный блок», т. е. ориентируется на СССР, поскольку её противник — государство Сильдавия — откровенный сателлит западных капиталистических стран. Название бордюрской тайной полиции подозрительно что-то напоминает, поскольку звучит как «Штап»[9] (Штатовна полицыя — государственная полиция).
    • А раньше там правила партия «Железная Гвардия» (тёзки румынских православных фашистов), а правителя звали Мюсстлер (Муссолини+Гитлер).
  • О. Баранько, «Орда». Намеренное использование тропа, ибо у власти в России будущего — диктатор Апельсинов. Плюс политправославие (с прикрученным фитильком — Патриарх диктатора и убил) и мечты заглавного правителя, собственно, о возрождении Золотой Орды. А против сей ККС — чеченский террорист.
  • ABC Warriors: The Volgan War — британский комикс 1970-х, действие которого происходит в Великобритании, на которую нападают войска фашистской Азиатской республики Волгии. Армия, состоящая из сильно европеизированных азиатов, носит форму, очень похожую на советскую 1970-х годов, ездит на абстрактной технике, а вооружена калашами и МП-40. В качестве отличительного знака на кокардах, шевронах и технике используется череп в букве V.
    • Та же страна упоминалась в старых комиксах о Судье Дредде.
    • И в видеоигре-адвенчуре In Cold Blood.
  • Rogue Trooper (и игры тоже) — Северный Союз, он же Великий Нордланд, крепчайшая настройка британской клюквы как про немцев, так и про русских на спирте «Рояль» с димедролом. Управляется советом народных депутатов, но ведет войну в том числе по расовым мотивам. Северяне разделяют как немецкую любовь к большим пушкам, танчикам и панцеркляйнам, так и «отечественную» к неподготовленному мясу в кривых переделках аквалангов вместо нормальной химзащиты.
    • Вообще, это третья версия. Самая первая гласила, что это российско-германский союз, сложившийся после Третьей Мировой, вторая — что это корпорация, как и Южане, притом, что обе филиалы мегакорпорации, которая ввергла человечество в бессмысленную войну, дабы избежать стагнации.

Аниме и манга[править]

  • Valvrave the Liberator — Доруссия, дикая смесь Германии и коммунистической России.
  • Shinpi no Hou — Империя Годом.
  • Youjo Senki: Империя сильно напоминает Германию 1-ой половины ХХ века (даже расположена примерно там же). При этом главные героини носят русские имена (Таня Дегречова, Виктория Серебрякова) и это никого особо не удивляет.
    • Обоснуй: полнометражкой подтверждено, что эти две вообще русские, а Серебрякова некоторое время жила в Москве.
  • Gundam SEED — ZAFT. От нацистов — фирменная «форма от Карла Дибича» и идеология превосходства генетически модифицированных Координаторов над нормальными людьми. От леваков — необычная структура армии, напоминающая большевистские и махновские эксперименты в этой области и титулы в духе «Председатель Верховного Совета».
  • Schwarzesmarken — сражающаяся с полчищами инопланетян на ОБЧР Восточная Германия в 1983 году. Полный набор штампов о советском тоталитаризме: партийная диктатура и социалистические плакаты; советская техника и форма ННА ГДР; гигантская бетонированная Берлинская стена и побеги через границу; автопарк состоит исключительно из грузовиков Урал, черных Трабантов и партийных лимузинов ЗиЛ; репрессии в виде вездесущих кровожадные Штази, досье на всех жителей страны, расстрелов, вычеркивания героев из памяти; дефицит и нищета; и жестокие политруки-комиссары со всеобъемлющими правами. С другой стороны постоянно мелькают реалии Третьего Рейха — каски у всех бойцов как в вермахте, здание Штази находится в мрачном Министерстве люфтваффе, бои идут на Зееловских высотах, фамилии у половины героев взяты у нацистов (Штрахвиц, Иеккельн и даже один из руководителей гитлерюгенда Штази Артур Хайнц Аксманн). Да и сама борьба Германии лютой зимой с красными ордами инопланетян с востока под лозунгом защиты европейской цивилизации и зреющим заговором в армии и госбезопаности кое-что напоминает.
    • Что самое забавное, аниме (в отличие от ранобе) вышло далеко не столь гулаго-рабским: рассказов об «ужасах политруков» нет, зато есть положительные герои-коммунисты. К тому же, там вообще делаются явные намёки на то, что до войны на уничтожение с инопланетными крокозябрами в ГДР не было хрени с диктатурой Штази-фашистов. И даже баек о страшном-плохом Сталине туда не завезли…
      • Совсем «смешно» становится, когда после победы хероев-повстаников… Пришельцы ЗА ГОД(sic!) сминают ко всем чертям оборону ННА и сжирают всю Германию. Не то неудачная басня, не то внезапное «На тебе!»
  • «Ветер крепчает» — вообще-то аниме достаточно исторично, но нашему зрителю явно приглядятся и казалось бы советские тропы — госбезопасность на черных воронках, отмазывание директором КБ своих подчиненных, ломучая техника, вся фабула про соревнующиеся конструкторские бюро итд.

Видеоигры[править]

  • Серия Killzone. С одной стороны, хелгасты  — вылитые ряженные под Рейх с фантастическим расизмом в комплекте. С другой, их лидер — местный аналог Гитлера Сколар Визари и сменивший его Йорхан Шталь явно отсылают к Иосифу Виссарионовичу Сталину. А дракон Визари носит фамилию Радек — явно в честь большевика Карла Радека, неравнодушного и к Гитлеру сотоварищи.
    • Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что присутствует соседний троп: Визари и Шталь — оба владельцы могущественных оружейных концернов.
  • Call of Duty: Black Ops — мало того, что сюжет игры слишком клюквенный даже для фильма категории Б, так там ещё есть и нацистский учёный Фридрих Штайнер, перешедший на сторону СССР. Много говорится, какие козлы в СССР сотрудничать с даже бывшими нацистами.
    • Три части Call of Duty: Modern Warfare с ультранационалистами так вообще давят педаль в пол… Например Call of Duty 4: Modern Warfare: главный антагонист игры — лидер русских националистов, желавший сначала восстановить Советский Союз, а потом свергнуть руководство России для победы на Западом, для чего он вступил в союз с мусульманскими террористами и устроил гражданскую войну на Ближнем Востоке. Носит типично русское имя Имран Захаев (намёк, что он чеченец — ещё больший вывих мозга). Характерно, что гибнет в ходе игры, но его надежды на победу ультраправых националистов в России сбываются, и ему даже ставят конный памятник на Красной Площади!
    • Call of Duty самая первая часть. Разработчики не создали пистолет ТТ-33 поэтому все «кровавые коммунистические комиссары» расстреливают своих же солдат в спины и не только из немецких Люгеров.
    • Call of Duty Cold War — в миссии на Лубянке советские офицеры носят фуражки с характерной немецко-фашистской высокой тульей.
  • Front Mission 3 — Республика РАВНЫЙ (местный вариант Беларуси). Вроде как коммунистическое государство, но проводятся опыты по созданию сверхлюдей (потом учёный, который этих сверхлюдей создавал, свалил в местный вариант Китая — программу прикрыли).
  • Papers, Please — Арстотцка, как компьютерное воплощение Океании Оруэлла, да ещё с германским орлом на флаге. Одновременно является аллюзией на ГДР. Впрочем, остальные страны в игре, судя по рассказам въезжающих, не намного лучше, а в некоторых даже хуже.
  • Strider (2014 года) — Казах-сити. Вроде как клюквокоммунизм «а-ля Арстотцка», но имеется герр Доктор по имени Шланг. Что по-немецки означает не только «шланг», но и «Змей».
    • В оригинальной игре в первой части Грандмастеру Мейо служил коммунистический генерал Микиель из Казахстана, похожий на Горбачёва (в римейке он тоже есть, но выглядит по-другому). А во второй части — тот самый герр Шланг (правда, выглядел по-другому и имел титул герцога).
  • СССР из серии Command & Conquer: Red Alert не то, чтобы настоящая красно-коричневая сволочь, но замашки имеются. Например, в качестве тяжёлой артиллерии советы используют ракеты серии «Фау», а солдаты-новобранцы из второй части подозрительно похожи на нацистских штурмовиков.
  • А вот Новая Россия из Empire Earth вполне подходит. «Красный» там в основном советский реваншизм, зато «коричневого» в избытке — тут тебе и нарочитая православность, и откровенно фашисткие нотки в идеологии (особенно когда власть получает наследник Григория Назарова, робот Григорий Второй).
  • Street Fighter — организация Шадалу.
  • In Cold Blood (2000) — смесь квеста с аркадой-стрелялкой. Республика Волгия(видимо намёк на вышеописанную страну из комиксов), находящаяся в Сибири под управлением жестокого диктатора-нациста. Смесь попадающихся нацистских (расизм, этнические чистки, эксперименты на заключенных) и советских (русские имена и топонимы, советская агитация, калашниковы охраны, военная форма некоторых персонажей, казни за невыполнение плана) признаков, а цель диктатора чисто националистическая — стравить между собой Америку и Китай. В качестве эмблемы государства используется черный профиль орла на красном фоне. Любопытно, что в паре мест попадаются надписи на греческом.
  • Singularity — главный антагонист Демичев.
  • Far Cry 4 — именно за такое государство, в относительной лайт-форме, начал сражаться отец протагониста, после уничтожения королевской семьи. Последователи выжимают педаль в пол: Сабал топит за чучхе с сильно большей долей традиционализма, а Амита — за полпотовщину, вперемешку с практикой латино-американских партизан по самофинансированию. Выбирай, кто милее. Или вышиби обоим мозги…и твори непонятно что.
  • Hearts of Iron IV: при игре за Третий Рейх есть возможность основать «Нечестивый Союз» aka Ось Москва-Берлин и вместе с СССР бороться против капиталистов. Правда, от такого поворота сгорят попочки не только у капиталистов, но и у других фашистов, которые будут считать вас «коммунистическим коллаборационистом».
    • А ещё СССР может и отказаться…
  • S.W.I.N.E. — Свины тут ряжены под Рейх, но по крайней мере в отечественной локализации им придали и «красные» нотки. Генерал Железный Клык, местный аналог Гитлера, во время речи начинает петь аналог «Интернационала», а завод «Розовый Октябрь» как бы намекает на известные события.
  • Rocketbirds: Hardboiled Chicken — местные злодеи-пингвины тоже ряжены под Рейх, только вместо свастики черная пятиконечная звезда. И летают они на дирижаблях и вертолетах Ми-24.
  • Mass Effect — Батарианская Гегемония служит натебейкой сразу всем тоталитарным режимам подряд, хотя рабовладение делает ее ближе к соседнему тропу.
  • Stellaris – смесь эгалитаризма и ксенофобии тянет на сабж. А вот старт за корпорацию с цивиком рабочего кооператива все с той же этикой ксенофобии это сабж без скидок. Всеобщее равенство, акционирование сотрудников, пускание инопланетян на котлеты... ну, если инопланетяне полезные, то их тоже можно включить в программу довольствия.

Музыка[править]

  • «Машина времени», «Я хочу знать» — про такого перестроечного диктатора, о котором якобы только и мечтают партия и народ.
  • Игорь Тальков, «КПСС». Припев песни прост: «КПСС… СС».
  • Константин Ступин, «КПСС». Продолжая аналогию Талькова, зажал педаль в землю. «Возьмём забытое всеми КПСС, сотрём две буквы и оставим СС».
  • «Чугунный Скороход», «Зиг Хайль Интернационал!»
  • Поэт и бард Александр Харчиков, чей патриотический пафос содержит в себе как коммунистические, так и антисемитско-черносотенные черты. Ныне, впрочем, он окончательно перешел в черносотенство.

Реальная жизнь[править]

« Перонизм как политическое течение имеет два основных направления: правый имеет политическую и экономическую концепцию и отождествляется с Хуаном Пероном, а левый имеет социальную ориентированность и ассоциируется с Эвитой Перон. »
— Википедия
  • Т. н. теория подковы, согласно которой ультраправые и ультралевые ближе друг к другу, чем к либеральному центру. Критики, впрочем, считают это игрой слов, потому что центр существует только между тем, что в конкретном обществе считается правым и левым; поэтому, по их мнению, теория подковы является не более чем примером когнитивного искажения «аргумент к умеренности».
    • И выросшие из нее идея Третьего Пути (национализм и традиционализм + социализм и власть партии и профсоюзов) и доктрина антицентризма (совмещение радикальных идей ультраправых и ультралевых в противовес традиционному компромиссу у центристов).
    • Этатисты — либертарианское «ругательство» с примерно тем же смыслом: так либертарианцы называют всех сторонников широкого вмешательства государства в жизнь общества, независимо от того, какое именно это государство. Соответственно, в этатисты попадают и красные, и коричневые.
  • Хотя сами ортодоксальные нацисты и коммунисты резко отрицательно относятся к такой идее, но порой приписывают такие взгляды врагам по внутрипартийной борьбе. У германских наци был термин «бифштексы» — мол, «сверху коричневые, а внутри красные». А сталинисты записывали Троцкого, Бухарина и их соратников в германские агенты, а впоследствии фашистом изображали коммуниста Тито. С фитильком — подразумевалось, что конкурент только маскируется под своего, а на самом деле он исповедует враждебную идею, а не смесь красного и коричневого.

Зарубежные примеры[править]

  • Национал-синдикализм — возник во Франции в начале XX века на почве сближения и временного союза между революционным синдикалистом Жоржем Сорелем и лидером «Французского действия» Шарлем Моррасом (начавшегося по инициативе последнего с заявления о том, что социализм без демократии и национальное самосознание — идеальный тандем). В некотором смысле может считаться дедушкой всех нижеперечисленных.
  • Внезапно изначальная НСДАП. Основателями позиционировалась как смесь марксизма (не большевистского) и интегрального национализма (того, что итальянский фашизм), которые уже были серьезными цельными идеологиями. А сволочизм был свой собственный — в той же Италии все было сильно умереннее.
  • Кстати об Италии: путь в политику для Муссолини открыли именно коммунисты. Впрочем, тогда он еще не проявил себя, а вскоре и вообще стал одним из самых непримиримых борцов с красными внутри страны, а его политика постепенно сползала всё дальше вправо. Однако с СССР, что интересно, он собирался дружить и даже признал его одним из первых. Что, впрочем, было вызвано вовсе не идеологическими, а чисто экономическими причинами: пострадавшей после войны Италии срочно нужны были новые экономические партнеры.
  • Штрассеризм — странная смесь национализма, традиционализма, национал-синдикализма и социализма. Автором является Отто Штрассер, некогда соратник А. Гитлера, потом резко порвавший с ним и мигрировавший (а его брат Грегор так и остался в Германии и в НСДАП до самого конца… своего конца, в Ночь длинных ножей). Штрассер призывал дружить с СССР и вместе атаковать западный капитализм. Впрочем, штрассеризм имеет мало чего общего с социализмом в марксистском понимании: способ преодоления классовых противоречий здесь — сплотиться вокруг нации и вождя, то есть, полная противоположность марксистам. Почти то же самое предполагалась и в плане частной собственности. Так что, скорее, розово-коричневая сволочь.
« У правых мы возьмём национализм, который связался с капитализмом с катастрофическими результатами; у левых же позаимствуем социализм, заключивший несчастливый союз с интернационализмом, — и так создадим национальный социализм, который станет движущей силой новой Германии, а потом — новой Европы. »
— формулировка Отто Штрассера
  • Где-то рядом обретается оригинальный национал-большевизм от Эрнста Никиша, сочетание национализма и сталинского большевизма. Как нетрудно догадаться, именно его движуха стала основным источником вдохновения (и источником названия) для нижеупомянутой российской НБП.
    • Вообще, в условиях, в которых находилась Германия в то время, повышенный спрос на радикальные идеологии с сочетанием националистической и социальной риторики не особо удивляет: поражение в крупном конфликте, лишение статуса «великой державы», территориальные и репутационные потери, сильное падение уровня жизни населения, подкошенная тяжёлым кризисом — причём после вроде бы наметившегося подъёма — экономика, коррупция, гиперинфляция и т. д. (ничего не напоминает?).
  • Именно такое впечатление производили войска повстанцев во время гражданской войны в Испании: под одним знаменем Франко собрал монархистов (которые были за сильную власть монарха), консерваторов (которые были за демократию без левых), фалангистов (которые были за власть профсоюзов) и военных (которые хотели прекратить тот дурдом, который устроили в стране республиканцы). В результате получилась монархия без действующего короля со смешанной экономикой и элементами власти профсоюзов. И, кстати, франкисты продержались дольше всех, потому что в чужие дела особо не лезли, а если бы ещё и басков не трогали, то возможно до сих пор были бы живы как идеология.
  • Коммунистическая партия Франции в 1939-41 гг. Во время «странной войны» призывали к саботированию империалистической войны Англии и Франции с Германией (и даже осуществили несколько актов саботажа на военных заводах) и миру с Германией даже через свержение режима Даладье (при этом глава ЦК КФП Морис Торез бежал в СССР и вплоть до конца Второй мировой работал из Москвы). Сразу после оккупации руководители ЦК КФП Дюкло и Треан вступили в переговоры с главным советником немецкого оккупационного корпуса Отто Абецем с целью освободить задержанных прежним режимом коммунистов, вновь легализовать партию и ее газету L’humanite — и за время переговоров (окончившихся в итоге неудачно) действительно были выпущены 300 коммунистов и 2 номера газеты, прославлявшей «франко-германское братство» и восстание братсткого германского народа против французских империалистов, оккупировавших Рур, в 1923. Конец очевидно провальной и двуличной политике сосуществования пришел 22 июня 1941 г.
    • Жак Дорио, изгнанный за ревизионизм бывший член Политбюро ФКП, поступил проще: создал ультраправую Французскую народную партию с широким левым популизмом, которая очень быстро скатилась до совсем неприкрытого фашизма по типу НСДАП.
    • Конкурент Дорио и тоже ярый ненавистник ФКП, левый социалист Марсель Деа под свой извод красно-коричневых идей сформулировал целую систему под названием «неосоциализм»: широкое государственное участие в экономике и корпоративизм как у Муссолини на демократической основе для решения социальных проблем. Впрочем, после оккупации он тоже быстро фашизировался, разве что поменьше.
  • Перонизм в Аргентине официально провозглашал «взять всё самое лучшее» от того и другого. Живым воплощением коричневого был сам Хуан Перон, а живым воплощением красного — его жена Эвита. Политики хватило ровно на двадцать лет, пока не грянул кризис.
  • Китайский маоизм, он же в трактовке писателя Ефремова — «муравьиный лжесоциализм», созданная китайским революционером и секретарём компартии Китая Мао. По мнению Отто Брауна с социализмом и коммунизмом не имеет вообще ничего общего и является мелкобуржуазным тоталитарным вождизмом. Мао с ним был целиком и полностью в этом вопросе согласен, а потому зацензурил.
  • Чучхе — по мнению некоторых, тоже в кассу: в стране социалистической плановой экономики без частной собственности в наличии концлагеря (правда, в первую очередь для «политических»), опора на традиционные национальные ценности и даже нечто, называемое «национализмом».[10] Впрочем, вопреки распространённому мнению, Чучхе не отрицает связь с марксизмом — более того, оно признает исторические заслуги марксизма-ленинизма, но рассматривает его как менее совершенную революционную философию рабочего класса. Его отличия от марксистско-ленинской теории лежат прежде всего в области философии (например, Чучхе прямо проповедует идеи вождизма), но ключевые аспекты м.-л. учение чучхе не отрицает.
  • «Красные кхмеры» — идейные продолжатели китайских маоистов, утопили педаль в ядро. Фактически они устроили в Камбодже геноцид — после их режима население уменьшилось на 15 % (за 4 года, да). Несмотря на то, что заявляли, что они — коммунисты, они под предлогом «буржуазности» умудрились запретить всё, что только можно: деньги, театр, медицину и иностранную литературу (хотя всё же государственный гимн у них был[11], а незадолго до был выдвинут проект денег новой Кампучии, даже были напечатаны банкноты. Но он был отклонен). Чиновников прежнего режима, учёных, владельцев плантаций, монахов, иностранцев, вьетнамцев и даже просто очкариков убивали. Читать всё, кроме приказов командования, также запрещалось. За все преступления — расстрел, а после уничтожения оружейной промышленности, когда встали патронные заводы — тяпка по затылку, зарезание тростниковыми листьями и другие средневековые ресурсосберегающие технологии. Увели страну в столь глубокую изоляцию, что почти никто, включая страны, сохранившие дипотношения с Кампучией, вроде Кубы и КНДР, не имели понятия о том что именно там творится. Исключение составили Китай (по понятным причинам) и Вьетнам (на территорию которого камбоджийцы перебегали толпами). Поощрялся национализм: всех камбоджийцев не-кхмерской национальности, а также соседей-вьетнамцев, под конец правления Пол Пот объявил людьми второго сорта и заявил, что один кхмер будет убивать 30 вьетнамцев. Однако во время вторжения Вьетнама в 1979 году полпотовцы поступили ровным счётом наоборот.
  • Ходжаизм — идеология албанских социалистов под предводительством Энвера Ходжи. Сам себя Ходжа позиционировал как продолжателя политики Сталина, хотя по факту получилась гремучая смесь марксизма, изоляционизма, воинствующего атеизма и албанского традиционализма и национализма. Что интересно, так это то, что сами ходжаисты обвиняли в тропе постсталинский СССР, титоистскую Югославию, поздне-постмаоистскую КНР и вообще почти весь соцлагерь, обвиняя всех в «ревизионизме», «империализме» и «социал-шовинизме». Если посмотреть с другой стороны, то Ходжа пытался косплеить одновременно «красных кхмеров» и чучхе с местной спецификой. Ну а что ещё ему оставалось делать? Албания — страна маленькая, автаркию построить нереально.
    • Что забавно, рьяные обличения нисколько ему не помешали после провала на китайском направлении торговать с «капиталистической» Францией и «ревизионистской» Чехословакией одновременно.
  • Внезапно Армия освобождения Косова! С прикрученным фитильком, потому что в итоге коммунистов с командных позиций сместили сросшиеся друг с другом мафия и радикальные националисты, и в конце 1990-х, выйдя из подполья, АОК явила миру именно это мурло. Но тем не менее есть данные, что за её созданием стояли агенты Ходжи, у истоков АОК стояли именно ходжаисты, а первые антиюгославские прокламации несли в том числе и коммунистическую символику, по крайней мере часть отрядов АОК состояла из ходжаистов, и они не менее жестоко расправляющиеся с сербами, чем остальные.
    • Эта ситуация станет чуть более понятна, если учесть, что Ходжа всегда поддерживал сепаратистов Косово и был их главным спонсором. В таких условиях даже самые махровые националисты волей-неволей должны были мириться с коммунистами до последнего и косить под них сами.
  • Великое множество экстремистских движений в Италии «Свинцовых семидесятых». Отметились и национал-коммунисты, и наци-маоисты (!), и даже анархо-фашисты.

Российские примеры[править]

  • Строго говоря, выражение было взято не с потолка. В начале 1990-х на волне оппозиции правительству Бориса Ельцина действительно отмечалось определенное сближение правых и левых, выливавшееся подчас в такие причудливые формы как, например, «Фронт национального спасения», у которого знамя было соединением имперского триколора и красного флага с профилем Родины-Матери с плаката времен войны! Закончилось всё совместной обороной Белого дома разномастными левыми и некоторыми националистами типа боевиков Баркашова или имперцев Проханова, что и дало тропу окончательную жизнь в проправительственной прессе. И хотя ничего, что можно назвать нацистским, защитники Белого дома не предпринимали, в короткий срок троп стал страшным жупелом в пропаганде.
    • И туда же отечественная Национал-Большевистская партия (с 2010 — «Другая Россия») Эдуарда Лимонова (1943—2020, RIP), которая как красно-коричневую сволочь себя позиционирует. Практически по тексту этой статьи. Более того, одно время она была более красной чем любая другая партия — потому что ищущие единомышленников коммунисты-социалисты-троцкисты первым делом шли именно туда, а не в КПРФ.
    • По версии злопыхателей, КПРФ — в ту же степь. Её заигрывание с РПЦ, подлизывание к власти, связи с бизнесом, ура-патриотизм — и всё это под красной упаковкой, да.
      • А все потому, что из-за развала СССР именно коммунисты оказались на позициях «тоскователей по светлому прошлому» и «защитников традиций», традиционно занимаемых правыми.
      • У наших заклятых партнеров тоже все просто: мэйк Раша Грейт Эгейн=Восстановить СССР. Буквально. Вернуть все 14 остальных республик, иначе нещитово. Жратвы в России, например, нету, так что нужно захватить украинский хлеб. Поэтому русские националисты будут хотеть восстановить СССР. И расовой чистоты. И евреев на мыло. Они националисты или где? И снова угнетать нацменьшинства и нещадно их эксплуатировать, как в любой колониальной империи, которой, ну конечно, был и СССР.
  • Если попытаться разобраться в идее, продвигаемой учителями хорошего, то невозможно понять, левые они или всё-таки правые. С одной стороны — они традиционалисты, мечтающие об избавлении от алкоголизма, гомосексуализма, вредных мультфильмов и прочего «дегенеративного искусства», даже некоторые оттенки черносотенства проскальзывают (религиозный фанатизм; регулярные апелляции к «русским традициям» и «русскому духу»; сопряженная с предыдущим пунктом неприязнь ко всему западному; любовь к теориям заговора). С другой стороны — попробуйте хоть как-то заявить плохо об СССР, или личности самого Сталина — вы агент Госдепа, который хочет погубить Русь-матушку вредными фильмами, и вас нужно запретить. При этом еще и позиционируют себя как антифашистов (хотя видно, что их ненависть вызывает не идеология как таковая, а конкретные движения, прежде всего, германская НСДАП и ее подражатели).
    • Обычное национал-коммунистическое-православное-самодержавие же, ничего особенного. Тот же Франко вполне мог бы одобрить.
    • Вполне тянет и на «ваххабизм по-русски».
    • Все еще проще. Канал родился из лженаучной антисемитской секты КОБ (Концепция общественной безопасности), которая еще с конца 1980-х активно паразитировала на антикоммунизме, конспирологии, контакте с богом и требовала бороться с жидомасонским заговором и евреями вообще. Постулаты изложены в серии книг за авторством коллектива, называющегося Внутренним предиктором СССР («Святая Соборная Справедливая Россия»). Имела и политическое прикрытие в лице партии «Концептуальная партия „Единение“» под председательством бывшего генерал-майора военно-космических сил РФ и неоязычника (!) К. П. Петрова. Потом они слились с аналогичной сектой трезвенников под предводительством Владимира Жданова: народного целителя, академика РАЕН и просто фрика, который паразитировал на именах реальных учёных и тоже часто проповедовал, что все зло от евреев. В конце нулевых секты доигрались: прокуратура их засудила за экстремизм. Ну и КОБовцы только тогда «покраснели» и перешли в более выгодное русло, начав паразитировать на не менее прибыльном и, к тому же, безопасном совпатриотизме.
  • Современное движение Кургиняна и другие аналогичные проекты: с одной стороны ностальгия по СССР и поддержка идей всеобщей справедливости, с другой стороны, традиционализм.

Примечание[править]

  1. Кстати, типично антикоммунистическая риторика: "нацисты и комуняки одинаковые, но комуняки хуже".
  2. Что недалеко от истины, в том же Рейхе слова „Genosse“ и „Kamerad“ были очень даже в ходу, да и румынские легионеры именно „камрадами“ называли своих соратников
  3. Впрочем, это скорее не под Рейх, а под Пруссию, соблюдение традиций так сказать. Что характерно, каску ННА ГДР, шлем Тале-Харца, по традиции продолжали называть «штальхельмом». Да и вообще, кто бы что ни говорил, прусский дух в ГДР ощущался, особенно в 80-е годы, куда больше, чем в ФРГ, довольно вестернизированной к тому времени. Уж если так судить, то в ННА, кстати, и служили, в основном, те самые пруссаки, привыкшие в силу экономического и географического расположения региона к войнам.
  4. Азиатские примеры из реальной жизни обусловлены как раз тем, что красные идеи попали на почву местного исторически сложившегося коллективизма, который как раз предписывают стратификацию и начальникопочитание.
  5. Здесь автор предлагает британскую схему деколонизации — СССР оставляет у себя право аренды важных объектов на территории этих стран и приоритет экономических интересов России. А «корешки» в виде местных проблем и загибающейся без дотаций из центра экономики остаются «самостийному» руководству. Схема, конечно, красивая… но абсолютно не функциональна — те же США быстро прибрали бы бесхозные территории под свой протекторат. Туркмения и Азербайджан — это все же не британские колонии.
  6. Автор почему-то уверен, что после этого остальной мир в ужасе не объявит санкции и бойкот новому Рейху, а будет рукоплескать и умиляться (это не говоря уже про острую конфронтацию со всеми мусульманскими странами). Собственно, с этого эпизода книга из разряда альтернативной истории переходит в нишу балаганного фэнтези, никак не связанного с реальной жизнью.
  7. В русском дубляже нулевых его фамилию перевели как Втулка, но имя нигде не указывается.
  8. Хотя, вполне возможно, это намёк на хрущёвки или сталинские бараки/коммуналки. Но всё равно всё уж очень аккуратно и ровно.
  9. Сравни с Gestapo — Geheime Staatspolizei, Тайной государственной полицией. Или с ГДРовским «Штази».
  10. На самом деле, под этим словом в КНДР понимают любовь к своему народу и его культуре, а не то, что под ним обычно подразумевают. Более того, там считается, что интернационализм и оный «национализм» нисколько друг другу не противоречат!
  11. криповая версия на фортепиано с вокалом и шикарная северокорейская оркестровка