Деконструкция/Фэнтези

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье Деконструкция. Плашки и навигационные шаблоны тут не нужны.

«Песнь Льда и Огня»[править]

Мартин (см. в другом разделе о «Диких Картах») вообще знатный мастер тропа. Его opus magnum, сага всей его жизни — ПЛиО — изобилует деконструкцией самых разных первооснов жанра фэнтези. Из короля-повстанца, устроившего войну, чтобы свергнуть сумасшедшего тирана, выходит никакой правитель, пьяница и дурак (потому что он по жизни харизматичный гопник, только и знавший, что драться, тусоваться и трахаться, и трусливо избегавший любых сложностей). Его добрый, честный и справедливый советник лишается головы вместо того, чтобы восторжествовать над злыми интриганами. Законный наследник престола, которому помогает добрая (добрая, шланг мне в ухо!) волшебница — мрачный, неприятный и опасный тип, которого опять же бьют в хвост и в гриву.

  • Наследник свергнутой династии, верный заветам Пола Атрейдеса, бежит в страшные гребеня, встречает суровых дикарей, являющихся по совместительству мега-воинами, становится для них авторитетом и ведёт в победоносный поход за возвращение незаконно отобранного?! Щас. Он ку-ку на всю голову, с нулевым чувством реальности, и к тому же полная гнусь. А его «покровитель-спонсор» в нём вообще не нуждался — прикрывался до поры до времени его громким именем, а ставку делал совсем не на него… Конец немного предсказуем.
  • Рыцарский орден, стоящий на страже добра, защищающий мир живых от потусторонней хтони… который давно уже деградировал в банду убийц, воров и насильников. Которые действительно стоят на страже добра и защищают мир от потусторонней хтони, поди ж ты… в перерывах между бунтами и убийствами собственных командиров.
  • Рыцарь убил тирана и спас от лютой смерти семьдесят тысяч человек. Аплодисменты? Щас! Его за этот поступок все поливают помоями и называют Цареубийцей. Потому что убить законно коронованного короля, будь он хоть тысячу раз психически больной пироман — настолько страшно по местным понятиям чести, что спасение целого города этого не затмевает. А разгадка проста — все помешались на «покорности орудия»: боязно держать в руке «меч, способный осудить и рубануть собственного хозяина» (цитаты не из ПЛиО).
    • Ещё об этом рыцаре. Мыслима ли более зачётная деконструкция образа Ланселота! Первый меч королевства? Есс. Златокудр и хорош собой? Есс. Любит королеву? Есс. Вот только королева — редкостная сука и его родная сестра-близнец, он ей сделал трёх детей, старший — полное чудовище, и когда сестре грозит казнь, наш Ланселот вместо того, чтобы мчаться во весь опор спасать даму сердца, скачет за страшной бабой куда-то в леса к ещё более страшной бабе и исчезает с горизонта.
    • В этой рыцарской саге есть и ещё один Ланселот. С именем, куда уж прозрачнее, сир Лансель. Тоже любит королеву (ту самую, причём он её родной кузен). Тоже златокудр и хорош собой. Наконец ужасается собственному окаянству и становится крепок в вере — столь крепок, что присоединяется к ордену боевых монахов, чтобы творить в столице полную арканарщину. В сериальной версии — даже становится командором при великом магистре Его Воробейшестве.
  • Прекрасная юная леди (в переводе на земные титулы — герцогиня) рождена на то, чтобы вдохновлять на благие дела и светлые подвиги своего прекрасного принца (будущего короля), а сердца загрубелых воинов будут оттаивать при одном взгляде на неё? Огануканешно. Прекрасный прынц оказывается конченой мразью. А герцогиня-несостоявшаяся-принцесса почти всех интересует лишь постольку, поскольку её можно использовать, благодаря её династическим правам расширив свои владения, или просто вволю побить и помучить, или вырастить из неё свою верную ученицу злодея… Один только изуродованный, страшный и грозный вояка питает к ней какие-то нежные чувства — но девушка сторонится его.
  • Трогательно-милая, настрадавшаяся, харизматичная юная королева хочет стать народной заступницей, искренне жалеет простой народ, страстно мечтает «всех спасти и всем помочь». И она не ограничивается хныканьем и вздохами — ей попало в руки супероружие, и она решительно берётся за дело. И что же?.. Она нифига не умеет править — и не спешит этому учиться. Она совершает ляп за ляпом. На оставленных ею территориях — беспредел (прежний уклад порушила, новый не построила); в кое-как контролируемом ею регионе — мятеж, экономический коллапс и моровое поветрие. Она подвержена приступам глупой мстительности. Она восстановила против себя собственных подданных — её начали считать монстром и экстремисткой, а в кадрах из шестого сезона сериала можно увидеть надписи на стене: «„Матерь“ — такая же хозяйка [рабов], как и все остальные!» А финал упомянутого сериала - одобренный автором книг - показывает нам, что она окончательно съедет с катушек, станет опасной и бесчеловечной маньячкой, УВЕРЕННОЙ, ЧТО ПРАВА, после чего её останется только пришибить поскорее.
  • Один из самых светлых, порядочных и добрых (и при этом, что ценно, эффективных) персонажей саги, защитник обиженных, в известном смысле рупор автора — при этом далеко не ангел в быту. Бухает как не в себя[1]; трахает всё, что шевелится; озлоблен и мстителен. Не оскорбляйте его — он растопчет кисть вашей руки, переломав вам пальцы! Не шантажируйте его — он велит сварить вас в супе (буквально)! Докажите свою полезность и безвредность, иначе он хладнокровно прикажет вас утопить! А какого ещё поведения вы ждали от увечного человека, которому с раннего детства старательно давали понять: «Ты отброс, ты не нужен!»?..
    • И всё же поверхностному наблюдателю легко может показаться, то Мартин пишет вполне традиционное фэнтези. При ближайшем (но не самом аналитическом) рассмотрении ПЛиО — ну ни дать ни взять сказка. Да, недетская, да, вымазанная изрядным количеством грязи, но всё же сказка. Посудите сами: есть и добрый благородный герой Джон Сноу, и сестра его Арья, которая учится в ордене элитных супер-убийц, и прекрасная принцесса Дейнерис, которая умеет летать на драконах, и Древнее Зло, которое пробудилось… Есть даже пророчество об Избранном (легенда об Азоре Ахае), само наличие которого в сюжете когда-то было практически обязательным элементом любого дешёвого фэнтези. А дело всё просто в том, что Мартин — последователь Толкина, и многие элементы сюжета саги написаны в дань уважения ему. А сам сюжет просто не так жутко заштампован, как тот низкопробный шлак, являющийся очередным закосом под Dungeons & Dragons. Да и герои Мартина — явно не плоские безликие болванчики, которые действуют в эскапистских опусах МТА, а люди со своими достоинствами и недостатками.
      • Вот только в ПЛиО достаточно много намёков (а в экранизации, одобренной самим автором, их ещё больше) на то, что тут не всё так просто и под «достаточно традиционное фэнтези» сага лишь местами издевательски косит. И имеет все шансы оказаться тёмным фэнтези, коварно загримированным под «якобы эпически-светлое».
        • Джон Сноу — да, добрый и благородный герой, вот только его эффективность… как бы помягче сказать… недостаточна.
        • «Прекрасная принцесса Дейнерис» — это описанная чуть выше «харизматичная юная королева-неумеха», начавшая с глупостей, продолжившая еще худшими глупостями и постепенно эволюционировавшая в благонамеренного монстра бр-р-р!..
        • Ну а «Древнее Зло, которое пробудилось», запросто может оказаться не более чем стадом пешек (хоть и отменно смертоносных), которыми в свой час пожертвует куда более серьёзное Зло, насчёт которого большинство народу ни сном ни духом… Арья, сестра (а на самом деле кузина) Джона, действительно обучается в ордене элитных суперубийц… а ну-ка, ну-ка, на кого именно работают эти суперубийцы (полюбуйтесь на их методы и посмакуйте их идеологию!), уж не слуги ли они упомянутого «куда более серьёзного Зла»?! Ощущающего себя не «бякой», а «силой, исподтишка правящей описанным миром»… хе-хе-хе-хе… Уж не является ли вся сага просто повествованием о дополнительном укреплении власти этой «секретной фракции»?..
          • А «пророчество об Избранном», на минуточку, кем именно было произнесено? Красными жрецами, действующими в тесной связке с Асшаем! Очень похоже, что «Владыка Света» ака Красный Бог, «Великий Иной», «Многоликий Бог Смерти», «Лев Пустыни» и «Чёрный Козёл» (и «Хозяин Костяного Трона»? И «Великий Пастырь» слишком уж беззащитных и овцеобразных лхазарян?.. И «Добрый Бог-Бабочка»?!) — просто псевдонимы одной и той же силы… Очень похоже, что «Избранные» (Азор Ахай, и его эпигон Станнис, и его же невольный подражатель Джон Сноу) были «избраны» опять-таки упомянутой «секретной фракцией», и никем иным — и только затем, чтобы кормить её, эту фракцию, жертвоприношениями… Ням-ням Ниссу-Ниссу… вкусно, мерси, Азор… Потом чавк-чавк принцессу Ширен… ум-м, объедение, мерси, Станнис, и пшёл вон… Засим хрум-хрум саму Дейнерис… ом-ном-ном, мерси, Джон, раз больше с тебя никакого толку… Мартин — действительно последователь Толкина, вот только показать он решил, по-видимому, «сложные многоходовые козни тайного Темного Властелина, морготова слуги, по возможности косплеящего „местное Бабро с кулаками“». Так что красные жрецы (плюс Безликие, плюс Дети Леса, плюс Бринден Риверс со своим ученичком Браном Старком, плюс Куэйта с асшайцами, плюс мейстер Марвин, который не показан в экранизации, плюс его подельник Иллирио Мопатис) в мартиновской сказке ну никак не являются аналогами толкиновского Светлого Совета… Толкиновский Светлый Совет и его защитники (и их учителя — светлые Валар), кабы повстречали этаких ребят — в клочья их порвали бы (коли дотянулись бы)!.. М-м, прелесть какая, тут на поверку всё даже и того сложнее: ведь многие красные жрецы (и многие из прочих вышеперечисленных, не исключая и Бриндена Риверса), далеко не конченые мрази ЛИЧНО; они цельные, благонамеренные и сложные натуры, они явно уверены, что служат «единственной местной силе, которой-де стоит служить и которая типа поможет людям и наведёт порядок»… Как они и были бы настроены в реальности (это только в ОЧЕНЬ убогом фэнтези каждый слуга Зла описан как «Я плохой-расплохой и наслаждаюсь этим»). Так что свою репутацию великого деконструктора (и реконструктора) Мартин подтвердил неоднократно и уверенно. Его «Песне Льда и Пламени» о-о-ох и далеко до «достаточно традиционного фэнтези».

«Князь Пустоты, или Второй Апокалипсис»[править]

Цикл Р. Скотт Бэккера «Второй Апокалипсис». Думали, Мартин — чернуха? Ха! Читатели Бэккера смотрят на Мартина как на розового пони.

  • Истинный крутой король из благородного древнего рода, который придёт и всех спасёт? Да, он таки пришёл! И начал всех спасать! И он таки действительно представитель благородного древнего рода! И крутой! Вот только он при этом совершенно бездушный манипулятор и хладнокровный убийца. И спасти хочет только самого себя. Ну, может, ещё свою семью. То, что от неё осталось. Путём слияния земли с Адом!
  • Шлюха с золотым сердцем? Неа, Эсменет — шлюха с нормальным сердцем. Когда она, уже в императрицах, узнала, как издевались в борделе над её дочерью, то велела вырезать и сжечь весь злачный квартал.
  • Прекрасный народ? Все, как один, психи с хроническим спиннокинжальным расстройством.
  • Эльфийский король, могучий колдун и воин, друг людей, участник древних сражений с силами зла? Поприветствуйте спятившего от запредельно долгой жизни наёмника.
  • Ментор героя, могучий и при этом добрый маг? Есть такой! О, чёрт… он трахается с дочкой своей любимой женщины и намерен пойти на службу к силам зла, чтобы отомстить тому самому бывшему ученику, который увёл у него ту самую женщину…
  • Крутой генерал, отец солдатам? Ну да, именно такой. Но при этом готов на всё ради власти, считает себя богом и может заниматься сексом, лишь когда смотрит на своё отражение, поскольку по-настоящему в себя влюблён. А ещё он настоящий социопат, не знающий ни любви, ни совести, ни других человеческих чувств, кроме гордыни… И, внезапно, это делает его единственным нормальным человеком среди прочих Людей Бивня, поддавшихся манипуляциям Келлхуса.
  • Благородный дикарь? Ага, щас! Отцеубийца, безжалостный мясник и насильник. Но не судите строго: он и впрямь хороший человек, просто вырос среди потомственных почитателей Древнего Зла, мучился от собственного ума и бисексуальности, а насилует банально потому, что не знает, как ещё выразить свои чувства — у скюльвендов по-другому сексом вообще не занимаются. Но при всём этом он не бросит в беде женщину с ребёнком и вывезет их из пекла, рискуя жизнью. Двойная, а может и тройная деконструкция.
  • Боги добра и справедливости? Ну да, если вы сатанист. Поприветствуйте совершенно инфернальных сущностей, питающихся душами, от которых можно откупиться лишь жестокостью и фанатизмом. Точнее, нельзя, так как этим сволочам до лампочки, кто грешил а кто нет, так что любой «праведник» просто попадет в личный ад своего бога, а не в общий ад к мелким демонам.
    • Тогда может, тот, кто пытается защитить мир от этих жутких богов — благородный атеист-диссидент? Ага, защитить он пытается только самого себя (ну и может быть, несколько соратников), а всех остальных — не только без колебаний отправляет в тот самый ад, но и ещё при жизни с ними творит такое… Причём не только в порядке ритуала защиты мира от богов, который требует убить подавляющее большинство людей, но и просто так. Ради собственного удовольствия.

«Первый закон, или Земной круг»[править]

Джо Аберкромби тоже знатный деконструктор. В светлой фэнтези добрые побеждают злых, в тёмной фэнтези злые побеждают других злых, в фэнтези Аберкромби хорошие люди делают свою работу. То есть режут, душат, грабят, сажают в тюрьму без суда и следствия, пытают и казнят ни за что ни про что. Чем человек лучше, тем лучше у него это получается. © Отзыв одного сильно деконструированного читателя.

  • Благородный герой-варвар, сражающийся на стороне цивилизованного государства, которому предстоит свергнуть короля-диктатора, захватившего трон его родной страны, и самому надеть на себя корону? Скорее, очень тёмный антигерой, носитель крови демонов, в бою превращающийся в натурального берсерка, так ещё и совершавший ранее в спокойном состоянии далеко не самые благородные поступки. И да, он таки убил короля и сел на его трон. И в следующее мгновение был свергнут и был вынужден бежать.
  • Воительница, стремящаяся отомстить за свою сожжённую деревню и тяжёлое детство? Совершенно неадекватная и неуравновешенная психопатка, расистка, нигилистка ненавидящая всё, что её окружает, ведущая бессмысленную партизанскую войну против родного народа. Но не стоит её осуждать, она, как и предыдущий пример, является носителем крови демонов, а её соотечественники — религиозные фанатики, поклоняющиеся пророку, который нарушил второй закон, разрешив своим последователям есть человечину. Да и в редких случаях способна на альтруизм и сострадание, хоть и старается не показывать этого. В общем, до зла с женским лицом ей буквально один шаг.
  • Мудрый ментор, могущественный маг с посохом и в белом балахоне, помогающий герою-варвару занять трон на Севере, а истинному наследнику престола в центральной стране? Псевдомилый злодей и полное чудовище, готовый лгать, манипулировать и посылать на верную смерть тысячи, лишь бы отомстить старому врагу.
  • Прекрасный золотоволосый принц и прекрасная золотоволосая принцесса? Первый — самовлюблённый и изнеженный пижон, бездарный полководец и насильник. А вторая — обнаглевшая в край стерва и лесбиянка.
  • Король — тиран и милитарист? Да, но ему удалось объединить Север. Да и попытка превратить его в полноценное цивилизованное государство заслуживает уважения. Вот только методы, которыми он действовал, одобрили далеко не все.
  • Чудесным образом нашедшийся бастард умершего бездетного короля? Сын шлюхи, которому тайно покровительствовал верховный маг, чтобы посадить на трон марионетку. Причём удачливый — он ведь не один был в запасе.
  • Его же «Море Осколков». Итак, у нас есть непобедимый король-викинг огромного роста и силы, про которого в пророчестве сказано, что «ни одному из мужей не удастся убить его». И есть очень сильная и ловкая бой-баба, которую после обучения боевым искусством никто не может одолеть, и которая ненавидит его за то, что он убил её отца. И у них должен состояться поединок. Думаете, именно она и убьёт его? Господи, как банально. Бой-баба проиграет поединок, а короля отравит его предполагаемая невеста.

«Сварог»[править]

Цикл «Сварог» тоже можно рассматривать как деконструкцию жанра фэнтези.

  • Например, в «Летающих островах» могущественные лары могли бы уничтожить Глаза Сатаны без особых проблем, но этому мешает клубок интриг и бюрократии (который, как становится ясно из поздних книг, радостно подпитывался-поощрялся Тёмными хозяевами этих самых Глаз… ну а вы как думали?! Вы бы на месте этих хозяев поступали точно так же). Поэтому на тайную операцию по их уничтожению отправляют протагониста.
  • Сам протагонист, став королём и подмяв под себя практически весь единственный на планете континент, моментально обнаруживает, что «правитель» и «добрый» — очень плохо сочетающиеся понятия. Хотя остаётся субъективно добрым и даже время от времени вспоминает о совести.
  • Предшественник протагониста, король Ронеро Конгер Ужасный, заработал своё прозвище вполне заслуженно — достаточно сказать, что он чуть ли не самолично придумал некоторые жестокие виды казней. Вот только в ночь его смерти династические призраки (плачущие при смерти хорошего Барга и радостные при смерти плохого) вообще пришли с покерфейсами, так и не приняв однозначного решения. Да и своё правление Конгер начинал отнюдь не с казней, а с помощи сирым и убогим, да с отмены некоторых налогов…
  • Два воплощения всемогущего Князя Тьмы совершенно безо всякого пафоса, просто между делом, уничтожаются не таинственными заклинаниями и недоступными артефактами, а самым обычным, хоть и высокотехнологичным, оружием.
  • «Команда поддержки» главного героя, прошедшая с ним огонь и воды и всегда побеждавшая, глупо и бессмысленно гибнет в полном составе, отправившись на очередной подвиг.
  • Группа мстительных высокопоставленных малюток-токкеретов хочет увеличения до людских размеров и полноценной территории с вассалитетом могучей Империи Четырёх Миров — при этом пугая эту саму Империю ядерными бомбами, заложенными незнамо где? Протагонист едет на переговоры с ними… планируя окончательное решение токкеретского вопроса. Конечно, кланы Токеранга сами вырыли себе яму — но обещание лютого экстерминатуса Сварог дал себе ещё давно. А так как цель оправдывает средства, то полное «отпущение грехов» протагонист получил как от властей светских (высшие чиновники Империи были только рады избавлению от такой головной боли), так и от религиозников (мол, раз у токкеретов нет души, то и массовое смертоубийство уже как бы не считается).

«Меч Добра»[править]

«Меч Добра» Элиезера Юдковски. Фэнтези. Магия. Герой — попаданец и избранный, на чей счёт есть пророчество о том, что он должен будет выбрать между добром и злом. Злодей — тёмный властелин, правящий мерзкими народами Злоземелья и творящий Заклятье Абсолютной Погибели. Казалось бы. «Уничтожение равновесия», которого так боится маг, означает, что Властелин обретёт безграничное могущество. Он собирается использовать его, чтобы принести счастье всем и даром, и вроде бы нет никаких препятствий к тому, чтобы у него получилось. Вся тёмность властелина в том, что он не подчиняется законным правителям и якшается с тёмными народами. Они в свою очередь тёмные потому, что уродливые, непонятные и воюют против рас света. Что неудивительно, учитывая то, что расы света пытались их полностью истребить безо всякой причины.

  • И сразу же — деконструкция деконструкции: протагонист, даже пожертвовав собой в пользу этого Осчастливливателя Человечества, не спешит ему полностью доверять. Да революционер и сам себе не доверяет, в чём прямо признаётся.

«Плоский мир»[править]

Пратчетт, «Плоский мир» — деконструирует всё, что можно и что нельзя.

  • Герой-воин — да, вот несколько от 70 лет. Артрит, геморрой, отсутствие зубов прилагаются. Спасти девушку от жертвоприношения? Не вопрос, и ему нет никакого дела, что она не хочет быть спасённой.
    • Вот только он всё ещё величайший воин мира, кладущий врагов пачками, а при попытке интима с девушкой его одолевают сомнения — а справится ли она?
  • Могущественные маги. Кхм!.. Волшебники изо всех сил избегают магии и заняты интригами. Мир спасает самый слабый и самый трусливый (правда, не слишком человек, идущий в бой с каким-нибудь чудовищем, от которого все разбегаются/под которого приспосабливаются, похож на труса) из них. Обучение в Незримом университете поставлено из рук вон плохо. У автора правки, часто сталкивающегося с учащимися постсоветского пространства в их худшем проявлении, при упоминании аудитории, где «проводятся» занятия и «мы их поместим рядом со знаниями, может, что-то усвоят» (хотя сам метод-то рабочий, компьютер, например, большинство не-технарей осваивают примерно так) было стойкое дежавю.
  • Ведьмы почти не колдуют, а исполняют работу социальных служб и психологов.
  • Законный наследник придёт и займёт пустующий престол? Пришёл — и служит в страже, подчиняется патрицию (читай — наместнику) и не имеет ни малейшего желания возрождать монархию.
    • Также он является владельцем уникального абсолютно немагического меча. Зачарованных мечей — пруд пруди, а вот меч вообще без магии — пойди поищи.
    • ну как подчиняется, с Патрицием у них своего рода соглашение (а с чьей подачи Ваймс стал герцогом?), а уж королевской харизмой от него за версту разит.
  • Боги вершат судьбы мира? Как бы да. Вот только для них главное, чтобы им молились и приносили жертвы. Да, и ещё не сомневались в их существовании. Принятием жертв/молитв и наказанием сомневающихся/недовольных их активность и ограничивается. Впрочем, иногда они поигрывают людьми как в Dungeons & Dragons.
  • Прекрасный народ. По прочтении понятно, что это безжалостные убийцы и дикие расисты, для которых все прочие формы жизни — максимум неразумные животные. Вот только действия самих эльфов могут у читателя породить сомнение в наличии у них разума (не считая королевы и нескольких старейших, прочие показанные ведут себя не умнее хищных зверей). А когда умерла королева, Смерть за ней не явился. Авторский недосмотр или у них нет души?
  • Да и сам Смерть, умный и воспитанный собеседник, любящий отец и дед, хороший хозяин, как-то не вяжется с образом Смерти из мифов и сказок.
  • Дева приручает единорога? Да, только деве за 70.
  • Незаконный сын короля при угрозе прерывания династии занимает трон. Только он, как и официальный наследник, отрёкшийся от престола, сын королевского шута. Правит новый король мудро, внедряя новые методы ЖИВОТНОВОДСТВА. Видимо, кроме Его Величества в теории сельского хозяйства во всей стране никто не разбирается.
    • Не разбирается. Вся остальная страна — сугубые практики, которым новомодные теории были бы до лампочки, если бы не исходили от короля. Да даже от короля — были бы до лампочки и тихо саботировались, но так уж вышло, что именно к этому королю они испытывают странное и противоречивое чувство, как к подростку, который, конечно, максималист и глупости говорит, но это же не повод его жестко обламывать, почему бы и не попробовать.
  • Великая и чистая любовь (тоже ведь типично для фэнтези). Да, отправлять девушке предложение по почте, живя с ней в одном городе. А потом, когда из-за прекращения работы почты оно не доходит, принять отсутствие ответа за отказ. И это житель прагматичного до мозга костей Анк-Морпорка? Свадьба через несколько десятилетий прилагается. У обоих уже взрослые дети. Н-да.
  • Дракона убивает волшебный меч. Да что ты каким-то прутиком, машешь, человече. Дракона «побеждает» маленький болотный дракончик.
  • Зомби — чудовища? А не хотите зомби в страже? Или во ГЛАВЕ влиятельной Гильдии? А ведь логично — юридический опыт мистера Криввса превышает срок человеческой жизни, а Реджа Башмака попробуй убей, учитывая, что он уже мёртв.
    • Орки — ужасные чудовища. Огромные, кровожадные, страшные, как сама смерть, точнее, гораздо страшнее, чем сам Смерть. Вот только единственный известный орк (кажется, последний в своём роду) работает посудомоем в Незримом Университете и думает о чём угодно, только не о том, как бы кого порвать на клочки и сожрать. Хотя мог бы без проблем.
  • Вампиры-черноленточники. Не пьют кровь, а глушат какао, например. Или работает фотографом, рассыпаясь в прах после каждого срабатывания вспышки. Или идут чистить чеснок/обрабатывать осину/на производство святой воды.
  • Тролли — тупые и злые существа, пожирающие всё подряд? Нет, они просто неорганическая форма жизни, питающаяся камнями. А тупят они потому, что их кремниевые мозги замедляют свою работу при повышении температуры. А вот при низких температурах тролли способны показывать чудеса гениальности. Обычно тролли не умирают сами по себе, а погибают насильственной смертью. С течением времени тролли увеличиваются в размерах и становятся очень медлительными. Они практически перестают двигаться и реагировать на раздражители, поскольку их мыслительный процесс также чрезвычайно замедляется. Постепенно их становится всё труднее отличить от обычного, неживого камня, и такие «осевшие» тролли становятся жертвой гномов (дварфов) — добытчиков полезных ископаемых. Возможно, что именно это и является причиной древней вражды между этими двумя расами Диска. Зубы у троллей сделаны из чистых алмазов, что также привлекает многочисленных охотников за сокровищами.
  • Верность родине, монарху, народу? «Патриоты» неоднократно вызывали кризисы («Пехотная баллада», «Патриот»), из которых страны и народы выводили прожжённые циники, для которых все слова о чести воина, любви к Родине, и т. д. и т. п. — пустой звук.

Dragonlance[править]

Dragonlance, вторая трилогия, по которой поставлен мюзикл «Последнее испытание». Что будет, если Тёмный властелин чужими клинками, обманом и манипуляциями добьётся божественной власти? Думаете, он наконец-то сможет повеселиться, устроив всему мир Ад при жизни? Нет, Ад при жизни-то у Тёмного властелина вышел, только вот мир, которым правит человек, неспособный создавать жизнь, хоть какую-нибудь, стал настолько быстро и ужасно разрушаться, что новоявленный Тёмный властелин предпочёл отправиться в прошлое, переиграть события к чёртовой матери и выбрать для себя участь хуже смерти.

  • Инстинкт старшего брата к ЭТОМУ младшему брату? Ой, господа, просто ой.
  • Поговорим также о попаданцах. Итак, в прошлое попадают трое человек — священница, воитель и маг, единственный, у кого в прошлом действительно были дела и кто готовился к этому путешествию. Спустя несколько часов воитель продан в рабство на гладиаторскую арену, священница сочтена… нет-нет, мы не говорим вам «сумасшедшая», дорогая, но вам выпали такие тяжкие испытания… В это время маг очень, очень тихо и прагматично выгрызает глотку противнику, ради которого затеял эту авантюру, занимает его место… и тщательно следит, чтобы никто не заметил подлога, а история не изменилась. Оставшиеся несоответствия подчистил очень удачно наставший локальный Апокалипсис.
  • (link)

    Отречение
    Романтическая любовь между служительницей света и служителем тьмы? Чистая, бесконечная, превыше времени, пространства и смерти? Право слово, лучше всего об этом рассказали в мюзикле по мотивам арией «Отречение».

Heroes of Might and Magic[править]

  • Внезапно, Heroes of Might and Magic IV. Фанаты Тройки ехидно смеются — мол, она вся и есть деконструкция Геройской серии… но речь не о том, а о сюжете кампаний. Чем были HoMM до того? Этаким стратегическим фэнтези, где сюжет вертится вокруг войны фракций. Если кто-то кого-то предал — то и расу сменил. Ну, или наоборот: идёт махач между кучей одинаковых замков, ибо кусять хоцца. А тут…
    • Рыцари — белая белизна? Да нет, обычные средневековые феодалы. В замках Жизни и интриги плетутся, и сепаратизм бывает, а недобросовестный рыцарь… нет, не в андеда или демона мутирует, просто тусуется с разбойниками и подделывает геральдические реликвии.
    • Варвары собирают Орду, чтобы пройтись кованым нацистским сапогом победоносным маршем по всей Ойкумене? Всё проще: хотят объединить племена, чтоб совсем не скатиться. Не все, правда.
    • Академия — добрый замок? Смотря какая Академия. Король Бракады хочет привести мир к согласию, лишив живых свободы воли. Джинн-приспешник поначалу тоже, но делает поворот направо. Милейшая протагонистка при всей доброте иногда перегибает с пацифизмом. И да, никаких радостных фейерверков в конце — Эмилия после финального боя становится инвалидом.
    • Эльф — мастер выживания в дикой чаще? Пф-ф. А если светский франт, на ходу обучающийся готовить походную хавку? За что он воюет с конкурентом, кстати? Да-да, не с демоном и не с королём мёртвых, а с другим эльфом, просто падлючим. А за эльфийку. Отношения у них тоже вполне человеческие.
    • С некромантом самый смак. Нет, по сравнению с Криганами они и так могут сойти за антизлодеев, но невинно пострадавший от крестьянского самосуда интеллигент, который всего лишь крал цыплят, в качестве Тёмного Лорда… В конце он ещё и окружённый толпой детишек ходит, натурально.
    • Хаоситка теперь не «матерь драконов» с наполеоновскими планами и уж тем более не апокалиптическая маньячка магической линии, а просто дочь пирата. Бандитка, в общем-то, заурядная, но хитрая и волевая. Несмотря на общую магичность замка Asylum (это почти как Dungeon, только вылезший наружу), коллизии сугубо бытовые, не считая борьбы против русалок, а повествование ведётся в стиле исторически-криминального детектива.
    • Ну, а в дополнениях «The Gathering Storm» и «Winds of War» сюжет неплох, но представляет собой сказочно-эпическое ля-ля на тему «борьбы против мирового зла» и «завоевания пятью государствами шестого» (впрочем, в первом есть всякие психологические заморочки героев, а во втором ещё жёстче деконструируют Жизнь, так что покатит).
  • Сюжет HOMM V в ту же копилку:
    • Славный рыцарь героически отражает полчища демонов, а его сильная и независимая королева сама пошла по пути героя и возлюбленные вот-вот должны встретиться, пройдя сквозь орды разделяющих их врагов? Ага, щас. Лишняя самоуверенность бывает смертельна, особенно для принцев. Но ничего, юный король завещает свой трон королеве, могучей как легендарные воительницы прошлого, теперь-то страна заживёт! Ничего подобного, умение махать мечом хорошим правителем не делает, более того, эта сентиментальная дура довела страну до трёх гражданских войн, перешла на сторону зла, побыла антагонистом и случилась похищенной и подменённой демонами. Хорошо хоть в конце хватило приличия от трона отказаться.
      • И демонов, кстати, никто не убивал. Славный рыцарь оказался юзером читерского артефакта, который изгоняет их обратно.
    • Злодей, сражённый красотой героини, сделал поворот кругом, очистился, вернулся и объединил родную землю, изгнав демонов, чтобы спасти свою любовь. Ну, спас. Теперь они будут править вместе? Чёрта с два — он из эгоизма предал родину, а потом и возвысившего его господина, вы действительно ожидали, что он трудился ради того, чтобы улаживать неприятности между кланами, участвовать в большой политике, исполнять церемониальные функции и заниматься другим управлением? Ничего подобного — он это сделал ради того, чтобы жить с возлюбленной в праздности в тайном убежище. Что, бросить сразу две страны? Что, народ страдает? Ну пусть страдает, немаленькие, выкрутятся.
    • Миру угрожает уничтожение и только объединённые некроманты могут помешать этому? Идите все конём, у нас свои разборки. Да-да, с теми самыми магами, которые предложили вам это куда как раньше.
    • Герой выступает, чтобы спасти страну от нашествия нежити? Чёрта с два, быстрее стараться надо было. Спасти мир? Ей, я думал, это моя личная месть была! И вообще больше с вами гулять не пойду.
    • Единственный нормальный человек, могучий, возвышающийся маг с огромным потенциалом, наконец-то явился, чтобы спасти мир? «Сбегать за спасателями» будет правильнее. Зря штоль персонажи из предыдущих пунктов качались?

WarCraft[править]

Ещё третья игра из серии деконструировала порядочно по сравнению с предыдущими. В WoW тенденция продолжилась.

«Меч и радуга»[править]

Здешние эльфы горделивы и надменны, гномы жадны и хитры, что куда там стереотипным евреям, а у дракона и вовсе обнаруживается три головы. Собачьих. Вдобавок он ещё и петь умеет, и разумеется, не собирался ни на кого нападать и похищать.

Преданья старины глубокой[править]

Славянское фэнтези. Трилогия Александра Рудазова. И сплошная (несомненно, сознательная) деконструкция всех сказочных архетипов — да и более поздних тоже.

« В мечтах ему виделось триумфальное шествие по Костяному Дворцу. Челядь кащеева разлетится, как сухие ветки, а потом будет героическая битва один на один. Конечно же, быстрая победа. Может быть, лёгкое ранение — чтобы потом остался героический шрам, напоминающий о великом подвиге. Злодей повержен, прекрасная Василиса спасена, их уста сливаются воедино на фоне рушащегося дворца… С чего вдруг дворец Кащея должен обрушиться, Игорь особо не задумывался — просто именно так ему это представлялось. »

Только вместо этого Кащеева стража притащила к нему Игоря, как котёнка, за шиворот. Да и самого Кащея не напрасно прозвали Бессмертным. А Василису он, как оказалось, вовсе и не похищал

  • Василиса — сама по себе деконструкция её сказочного образа. Вместо несчастной красавицы — интриганка, попавшая в плен к Кащею, а затем и превращённая им в лягушку абсолютно заслуженно.
  • Иван-дурак, он же и Иван-царевич, то есть княжич — в сказках традиционно прокачивается, приобретает новые способности и новые полезные знакомства, и вообще, оказывается в итоге, что он-то на самом деле был всегда сильнее и умнее своих старших братьев, и теперь во всём превосходит их. А здесь он — действительно дурак. Просто феерический. И, хоть ему и везёт соответственно, но исправить всего, что он натворил, вряд ли когда-нибудь получится. Последний его «подвиг» — утопление острова Буян, средоточия магии в мире.
  • Ну а Кащей Бессмертный — разумеется, полное чудовище, кто ж ещё. И Змей Горыныч — чудовище. И слуги у Кащея все должны быть ему под стать. А здесь вот — и так, и не совсем так. Кащей не сам себя превратил в жуткий живой труп, лишённый каких-либо эмоций. Это результат пыток, которым его когда-то подвергли враги, а ритуал бессмертия, лишающий души и всех эмоций, провёл лишь, когда у него не оставалось выбора, в лучшие же времена его настолько дефективное бессмертие отнюдь не устраивало. И Змей-Горыныч — конечно, огромный трёхголовый дракон, с удовольствием пожирающий людей. Но когда узнаёшь, что он — последний в своём роде, а его родителей и весь остальной их выводок уничтожили люди — воспринимаешь с долей сочувствия. Ну а среди прочих слуг и приближённых Кащея есть самые разные: встречаются и откровенные чудовища, и демоны, и нежить, но есть и вполне порядочные существа, кое в чём — благороднее иных людей. А если учесть, что люди перед нечеловеческими народами действительно во многом виноваты, то и не всегда ясно, кому здесь следует сочувствовать…

«Найденный мир»[править]

Этот роман Андрея Уланова и Владимира Серебрякова представляет явную деконструкцию обручевской «Плутонии» и отчасти «Земли Санникова». Недаром же автор этих романов здесь сам участвует в экспедиции в открывшийся неведомый затерянный мир. Но, если у Обручева четверо героев, пусть и оснащённых по последнему слову науки и техники, проходят через всю Плутонию как на параде, и из всех опасностей выходят, не получая серьёзных повреждений, то у современных авторов даже куда более многочисленная экспедиция, состоящая не только из учёных, но и из военных моряков, несёт большие потери. А динозавры, оказывается, и не думают падать от одного выстрела, как у Обручева — напротив, они, как и положено рептилиям, обладают распутинской живучестью: так, не самый крупный, с человека размером, оперённый динозавр — дейноних, получив четыре смертельных раны, успевает ещё вспороть человеку живот. А о более крупных и говорить не приходится. А ещё динозавры, оказывается, отнюдь не выглядят как неуклюжая «смесь крокодила и кенгуру» — напротив, описываются, как, безусловно, огромные, причудливые, но по-своему гармоничные существа, отлично вписывающиеся в окружающую обстановку. А ещё они обладают куда более сложным поведением, чем можно ожидать: стадные их виды способны играть между собой, заботиться о потомстве. Как-никак, со времён Обручева прошло сто лет, за это время удалось узнать много нового о вымерших существах.

А вот метровых муравьев «не от слова метро, а от такого роста», здесь нет.

Да и сам Разлом в Тихом океане, сквозь который можно стало подойти к берегам существовавшей в Меловой период земли, отнюдь не просто так скрывался во льдах и не менялся за прошедшие тысячи лет. Есть намёк, что это — шутка или эксперимент каких-то таинственных сил либо достаточно развитых инопланетян, и к концу книги её герои опасаются, что теперь их собственный мир изменится до неузнаваемости.

Наконец, если доисторический затерянный мир в самом деле найдётся, кто сказал, что туда смогут проникнуть только русские учёные? В «Найденном мире» в Разлом проникают люди разных национальностей: кто-то, как и русская экспедиция, придёт туда сознательно, кого-то занесёт в Разлом случайно, а кто-то снарядит лишь военную экспедицию, не задумываясь, что именно представляет собой новая земля. Так что в итоге разгорается самый настоящий военный конфликт, унёсший жизней куда больше, чем все ящеры открытого мира.

А найденные там драгоценные камни и образцы драгоценных металлов не обсуждаются, как в «Плутонии», бескорыстными учёными, ищущими, как бы лучше предложить их народу — напротив, их прячут от своей же команды, обоснованно боясь, что людей охватит несовместимая с жизнью жадность.

Ну а знакомство молодого геолога Дмитрия Мушкетова с филиппинкой Талой с разбившегося американского судна — похоже, деконструкция тропа Джентльмен и прекрасная дикарка, и относится уже к «Земле Санникова», где один из героев уводит с собой онкилонскую девушку Аннуир. Там никто не задумывается, как она сможет освоиться в совершенно непривычных для себя условиях, среди чужих людей. В «Найденном мире», по крайней мере, высказываются опасения, что дикарке, даже самой умной и способной, в цивилизованном обществе может быть несладко.

«Охотники на драконов»[править]

  • В первую очередь присмотритесь к жанру этой симпатичной истории. При невнимательном взгляде здесь у нас вроде как предсказуемая анимационная сказка/героическое фэнтези. Но чем больше внимания зритель обращает на детали окружения, на стиль повествования и на роли действующих персонажей, тем чётче видит, что имеет дело с около-космической ветропанковой фантастикой с элементами социальной сатиры, драмеди и постапокалипсиса, повествующей о профессиональных рисках и моральном становлении самопровозглашённых борцов с вредителями в очень и очень далёкие времена от Рождества Христова.
  • Плавно переходим к протагонистам. Авторы сразу дают понять зрителю, что в этом мире каноничный рыцарь в сияющих доспехах (а такие встречаются), даже обладая отличной физической подготовкой, имеет меньше шансов победить в столкновении с монстром, чем лишённый гордости проныра, легко согласный обмазаться драконьим помётом, чтобы не дать себя почуять. Так что главные герои здесь — вовсе не паладины и Марти Сью, а почти самые обычные парни из «низов»: не шибко смазливые и удачливые драконоборцы-самоучки, полные завышенных ожиданий от карьеры и вынужденные проходить многолетнюю закалку неуспехами, а заодно — активно совершенствовать свои взгляды на жизнь, пока не прошла молодость. Но также (к своей чести!) это неунывающие и энергичные ребята, для которых каждое новое задание является не столько возможностью обрасти славой/деньгами/рекомендательными письмами, сколько — поводом (как минимум) разобраться с внутренними тараканами или (как максимум) действенно помочь существу, до которого до сих пор не было дела никому другому.

«Сага о тёмной прибыли»[править]

  • Легендарный паладин, спасший принцессу из лап злобного колдуна — символ правды и справедливости? Ага. А хитрожопого манипулятора не хочешь? А потом ещё и короля своего убивает, и на королеве женится.
  • Известная героиня-эльфийка, почивающая на лаврах прошлых подвигов. А может, ещё и пьянчужка и наркоманка при этом?
  • Великое пророчество об избранном, призванное вершить великие деяния. Вот только таких избранных за последние пару сотен лет набралось десятки, и большинство из них ничего не делало.
  • Орки — злобные твари, которых надо убивать, причём быстро? А вот и не все. Клан Гуз’варда решил, что хватит с них бесконечных набегов и убийств. Можно отстроить себе завод по производству лучшего в мире оружия и переквалифицироваться в торговцев.
  • Орда нежити под предводительством злобного некроманта-лича… члены которой постоянно ведут философские диспуты на тему кастовой стратификации орды по принципу типа нежити и проводят маркетинговые совещания, о том как правильно представлять орду живым.
  • Алхимики нашли способ создавать огромное количество золота. Богатство для всех? Ну да! Будто основы экономики в школе не проходили. Какое там богатство — экономический крах от девальвации драгоценного металла и уход от золотого стандарта.

«Последний кольценосец»[править]

  • Орки, гоблины, тролли — не порождения тьмы, а просто человеческие расы Мордора, превратившиеся в нежить усилиями правильных историков, которые должны были как-то оправдать геноцид, устроенный под руководством эльфов на мордорской территории после победы.
  • Арагорн — ставленник эльфов, его династические права, мягко говоря, несколько туманны («На Севере каждый следопыт числит себя потомком Исилдура»). В меру умный, в меру жестокий, в меру подлый. В общем, обычный узурпатор. Кстати, тут же начал интриговать против эльфов и втайне собирать остатки мордорской науки и техники, как только понял, что ему отвели роль марионетки на троне.
  • Пресловутое кольцо — просто безделушка с легендой, которую назгулы запустили в оборот, чтобы вбить клинья между противниками. Судя по всему, именно из-за него и именно Арагорн втихую прирезал Боромира, но в долгосрочной перспективе это эффекта не дало.

«Tyranny»[править]

Данная игра вовсю прошлась по тему противостояния Империи Зла и Сопротивления.

  • Империю Владыки Кайрос выдают за Империю Зла. Да, иные законы там вполне драконовские — да только на дворе Бронзовый век, откуда гуманизму взяться? Кроме того, в законах Кайрос есть и изрядный прагматизм — например закон о перераспределении продовольствия исходит из того, что урожайные годы сочетаются с голодными — а значит излишки сытых времён изымаются для запаса во времена голодные. Да и талантливый воевода, оказавший упорное сопротивление Владыке, может получить амнистию и послужить уже Кайросу в прежнем качестве (пусть даже в случае Опальных Грейвена Аше Владыка может и простил, но не забыл былого).
  • Элитная армия Опальных — воплощение дисциплины и порядка: не понаслышке знает от таких вещах, как отвага, честь и благородство. При этом они беспощадные шовинисты и ксенофобы, а также абсолютно беспощадны к врагам Кайрос. При этом в глубине души Аше по-прежнему ненавидит Кайрос, в чём не применёт признаться перед смертью.
  • Алый Хор — кровожадная орда, где процветает дикий социал-дарвинизм, а всем управляет безумец? Да, это так. Только при этом Голоса Нерата, не в пример предводителю Опальных Грейвену Аше, настроены куда прагматичнее относится к жителям покоряемых Ярусов, считая, что Кайросы нужны подданные, а не трупы. Кроме того, Алый Хор любит и умеет воевать предельно прагматично, вовсю засылая шпионов, отравляя колодцы и не брезгуя вербовать в свои ряды пленных ярусников. И даже практику насаживания неугодных на кол Голоса объясняют желанием использовать страх именно как инструмент подчинения. А в случае смерти он даже намекнёт Вершителю Судеб, что путь Архонта за долгие годы неизбежно превратит человека в подобное Голосам чудовище.
  • А что у нас с повстанцами, они вроде героические антагонисты? О, а тут всё ещё интереснее — Ярусы настолько погрязли в раздорах, что даже не пытались остановить армии Владыки единым фронтом — каждое королевство сражалось само по себе.
    • Маги Заклинателей Приливов сбежали в море, а Книгочеи надеялись отсидеться у себя в цитадели.
    • Регент королевства Оплот упрямо сидит у себя в крепости и ему плевать, что его смерть остановила бы Эдикт Бури, терзающий его земли. Горделивый эгоист? Возможно, ведь на самоубийство он ни в коем случае не пойдёт, но как раз его смерть Эдикт Бури не остановит — у него годовалая внучка, чья смерть тоже потребуется для этого. Её он и пытается защитить, зная, что пока жив он, никто не догадается, что для снятия Эдикта нужно больше одной смерти.
    • Гвардия Вендриенов сначала сдалась, а потом её предводитель Таркис Арри нарушила данную клятву и подняла восстание, перебив гарнизоны Опальных и Хора.
  • И на десерт зверолюды — наглядная деконструкция благородных дикарей. Они дикари обыкновенные, отлично разбираются в охоте, случке, убийстве и инстинктивном подчинении сильному — а до остального им и дела нет.

«The Bard's Tale (2004)»[править]

Проходится по всем штампам жанра. Скажем, Избранных тут толпы, они довольно придурковаты и гибнут пачками.


Примечания[править]

  1. Будучи лишён бухла, превращается в невротика с приступами вегетососудистой дистонии и паническими атаками. Что намекает, что именно таков он и есть, настоящий Тирион, а винцо он хлещет просто из-за отсутствия во вселенной транквилизаторов, в которых, в паре с антидепрессантами, реально нуждается.