Ветропанк

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ветропанк (windpunk, sailpunk) — плохо кодифицированное, но существующее направление в сеттинге: смакование технологий, предшествующих эпохе пара, т. е. духа XVI—XVIII веков.

Также ветропанк может восприниматься как «экологичный» мир, в который «грязные» технологии просто не пустили.

Технологии[править]

В ветропанке получают развитие технологии, которые в нашем мире потеряли актуальность с пришествием пара и электричества:

  • Парусные суда. Много больших и разных — гигантские галеоны, юркие шлюпы и т. п. Иногда с нестандартными парусами, например роторными или конструкциями типа воздушных змеев.
  • Сухопутные парусные транспортные средства.
  • Ветряные и водяные мельницы. Используются не только чтобы молоть зерно, но и как один из основных источников генерирования механической энергии.
  • Сложные гидротехнические сооружения. Дамбы, каналы (которые могут заменять железные дороги), ирригационные системы, акведуки, осушение территорий.
  • Воздушные шары. Которые очень хочется превратить в дирижабли, хотя наличие двигателя формально должно перевести их в разряд паропанка/дизельпанка. Впрочем, для движения может использоваться винт с «велосипедным» приводом, крылья или вёсла. Первые концепции дирижабля ввиду отсутствия паровых двигателей в те времена именно такими и были. Но вёсла и крылья ломались. Возникла идея поставить паруса, но тут как раз подоспели паровые машины, которые на дирижаблях прижились плохо, зато дали старт самолётостроению, откуда их вышибли двигатели внутреннего сгорания.
    • Вообще-то самолёт Можайского с паровым двигателем не взлетел. Слишком низкая удельная мощность двигателя на единицу массы, а мотор достаточной мощности превышал грузоподъёмность устройства. А в 1898 году разработчик известного пулемёта Хайрам Максим тоже сделал самолёт, с двигателем в 180 л. с. Этот самолёт взлететь не смог по причине аэродинамики кирпича - только он отрывался от земли, как сразу терял управление и падал на крыло. Впоследствии, с появлением доступного алюминия, паровой двигатель удалось облегчить настолько, что паролёты на базе уже нормальных самолётов уже могли бы летать. Но прогресс на месте не стоял, и паровые двигатели оказались более тяжёлыми, и более громоздкими чем двигатели других конструкций.
  • Фантазии на тему планёров и дельтапланов.
  • Сложнейшие механизмы по мотивам действительно очень сложных ткацких станков (например, первый программируемый станок Базиля Бушона появился в 1725 году). Ну или автоматонов.
  • Голубиная почта. А если хорошенько постараться, то и голубиный интернет. Такой сделать, кстати, можно, протокол пакетной передачи данных по голубиной почте разработан (джаст фор лулз на 1 апреля, но на полном серьёзе); правда, пинги будут ужасными.
  • Оптический телеграф («семафор»). В конце XVIII в. сообщение из Лилля в Париж (230 км) передавалось меньше чем за час.
  • Мускульная сила. Как собственная, или допустим, ослиная, так и рабская.
    • Использование вместо машин животных. Если этим чрезмерно увлекаться, то ветропанк может перерасти в биопанк.
  • Вместо компьютера — команда выдрессированных счетоводов с абаками (японцы со своими счетами до сих пор неплохо соревнуются с электроникой). Но можно поэкспериментировать и с механическими калькуляторами разной степени сложности, водяными и аналоговыми устройствами. Если увлечься, можно впасть в стимпанк с машиной Бэббиджа.

Огнестрельное оружие уже есть, хотя арбалеты, катапульты и пр. приветствуются. Фехтование тоже всё еще актуально (акцент на нем переводит эстетику в плащи и шпаги).

Могут присутствовать необъяснимые летательные аппараты (воздушный корабль просто летает, и никого не волнует, как он это делает) и другие непонятно за счет чего двигающиеся механизмы (если это действительно механизмы).

Ветропанк часто существует параллельно с клокпанком, в котором акцент делается на заводные механизмы и машины в стиле Леонардо да Винчи.

Примеры[править]

  • Королевство Ита/Лунария в полнометражном аниме «Windaria» (противостоит дизельпанковскому королевству Паро/Шэдоуленд).
  • «Как приручить дракона»
  • «Пираты Карибского моря» и вообще многие пиратские тайтлы.
  • Рассказ Ю. Мирабелли «Дворец в облаках». Не желая подчиняться Габсбургам, венецианцы переселяются на воздушные шары и становятся Свободной Венецианской Воздушной Республикой.
  • «Чудеса на виражах»: Панда-Ла — населенный злобными утайскими пандами-завоевателями город-государство, который быстро может превратиться в воздухоплавающую армаду[1].
  • Французский анимационный фильм и мультсериал «Охотники на драконов».
  • Франко-канадский мультсериал «Небесная земля» (Skyland, The New World).
  • Аниме «Стеклянный флот» (Glass Fleet).
  • «Варан» и «Медный король» М. и С. Дяченко. Присутствуют: заводные вертолеты, воздушные шары, колесные плавсредства на мускульной силе и множество причудливых животных, используемых для передвижения по суше, морю и воздуху (но они не создавались искусственно, так что это не биопанк). Парусники тоже в наличии. Огнестрельного оружия нет, зато есть магия.
  • «Avatar: the Last Airbender»: творения изобретателя, поселившегося в Северном Храме Воздуха, выдержаны несколько в таком духе. Да и вообще механизмы в храмах Воздуха.
  • Фильм «Вокруг света за 80 дней» 2004 года.
  • Фильм «Мушкетеры» 2011 года: летающие парусные корабли, огнеметы и хитроумные механические приспособления в антураже 17 века.
  • «World of Goo» — вторая глава, «Little Miss of World of Goo».
  • Пол Стюарт и Крис Ридделл, цикл «Воздушные пираты» — одновременно педаль в облака, ибо там даже горящее дерево начинает левитировать, и субверсия, поскольку хорошей экологией в более-менее урбанизированных землях (кроме Санктафракса, построенного на громадной летающей скале, и некоторых лесных послений) даже не пахнет.
  • «Водный мир» тоже вполне подойдёт.
  • Филип Жозе Фармер «Одиссея Грина» — сухопутные колёсные парусники.