Tyranny

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Tyranny
Tyranny.png
Общая информация
ЖанрCRPG
Год выхода2016
РазработчикObsidian Entertainment
ИздательParadox Interactive
ПлатформыPC
Режимы игры

Tyrannyролевая игра разработанная компанией Obsidian Entertainment, выпущена 16 ноября 2016 года, издатель — Paradox Interactive.

Завязка[править]

События Tyranny разворачиваются в вымышленной вселенной, оформленной в духе тёмного фэнтези — разработчики описывают эпоху игры как конец бронзового века и начало железного. Незадолго до событий игры в мире произошёл масштабный конфликт между добром и злом[1], победителями в котором вышли тёмные силы. Миром правит зловещий Владыка Кайрос, а главный герой является одним из его слуг, Вершителем Судеб — судьёй, следователем и палачом в одном лице, подобным судье Дредду.

Весь мир покорён Кайросом, независим остался лишь один полуостров, известный как Ярусы. В начале игрок выбирает предысторию своего персонажа, а затем то, как протекал процесс завоевания Ярусов армиями Кайроса. Спустя некоторое время после окончания завоевания Ярусов одна из местных фракций, Гвардия Вендриенов, поднимает мятеж против власти Кайроса. На подавление мятежа отправлены две армии — Алый Хор под предводительством Голосов Нерата, и Опальные во главе с Грэйвеном Аше. Но Аше и Голоса, а также их армии больше спорят и ругаются друг с другом, чем воюют с мятежниками. Для решения этой проблемы в мятежную долину отправляют Вершителя Судеб, который должен прочитать Эдикт Кайроса перед командующими. Эдикты — чрезвычайно мощные заклинания, создаваемые лично Кайросом и запечатываемые в свитки. Данный Эдикт гласит, что мятежный город должен быть взят в определённый срок... или все в долине умрут.

Не будет преувеличением сказать, что из лора то тут, то там торчат уши знаменитой саги Глена Кука, иногда опускаясь до прямой отдачи дани классику.

Кайрос и архонты[править]

  • Кайрос. Владыка континента Терратуса, имя-легенда, повелитель всего сущего. Никто не знает, как выглядит Кайрос, кроме самых приближённых Архонтов. Даже пол Кайроса остается загадкой. Но многие приближённые Кайроса упоминают его как женщину, аргументируя это тем, что он слишком крут для обывательских представлений о поле. Впрочем, никто не говорит, что Кайрос — женщина. Примечательно, что ГГ ближе к концу тоже будет упоминать Кайроса как женщину, что неудивительно, ибо в очередных видениях увидит именно некую женщину, в давние времена посещавшую Горный Шпиль. Впрочем, не исключено и то, что Кайрос — это вообще группа людей под псевдонимом. Сила Владыки заключена в Эдиктах — могущественных заклинаниях, которые обрушивают проклятия на целые регионы. Ваша задача — быть проводником воли Кайроса в (не до конца) покорённых землях.
  • Тунон. Архонт Правосудия, фактически министр юстиции государства Кайроса. Судья и обвинитель в одном лице, а также непосредственный начальник Вершителей Судеб. Его задача — следить за соблюдением законов и приказов Кайроса на Терратусе. Лицо Тунона скрывает непроницаемая маска, позволяющая выносить вердикты с максимальной беспристрастностью. Если верить Сирин, то под маской у Тунона — пустота, и человеческого в нём практически не осталось. Да и в случае битвы с ним, перед самой смертью Тунон осознаёт, что он чудовище и прожил неестественно долго. Можно не драться, если заслужить его доверие и на суде удачно отмазаться — тогда он неимоверно пафосно присягнёт ГГ, скажет, что законы Кайроса не особо справедливы, но их можно пропатчить, чем и будет заниматься в концовке.
  • Грэйвен Аше. Архонт Войны и лидер армии Опальных. В своё время Аше настолько упорно и талантливо сопротивлялся завоеванию Кайроса (даже убил предыдущего Архонта Войны), что после неизбежного поражения был удостоен личной аудиенции у Владыки. Получив предложение, от которого нельзя отказаться, стал Архонтом Войны в империи Кайроса. Однако Владыка оказался не настолько отходчивым, и за своё упорство Грейвен был подвергнут наказанию: его герб предан забвению, а армия Аше получила прозвище Опальные. Очень нелюбим (и это взаимно) Архонтом Тайн, который не верит в истинную лояльность Аше делу Владыки. И, надо заметить, не зря — если сразиться с Аше, то перед смертью он продемонстрирует свою ненависть к Кайросу. Если играть за Опальных и спасти его дочурку — присягнёт на верность и займется армейскими реформами под руководством ГГ, сделав армию ещё круче, особенно если вернуть Скаловержцев.
  • Голоса Нерата. Архонт Тайн и лидер армии Алого Хора. Имя Голосов Нерата произносится именно во множественном числе — он един во многих лицах. Никто не знает, кто и что такое Голоса Нерата, но боятся его все одинаково. Архонт Тайн обладает знаниями всех захваченных им пленников, и есть ощущение да в общем-то, так оно и есть, периодически он призывает тех, кого поглотил, при разговоре с окружающими, что они сливаются с ним воедино. Опасный, хитрый, многоликий, но могущественный Архонт в империи Кайроса. Имеет милую привычку сажать на колья как потерявших полезность союзников так что при прохождении за Хор на кольях окажутся немало значимых персонажей, так и недоброжелателей (привет, Влад Цепеш!). При определённом варианте прохождения Голоса прикажет Вершителю Судеб скормить ему одного из его соратников, что сильно (или не очень — зависит от лояльности спутника) повлияет на характер Голосов. В этом же случае Голоса присягнут на верность... хотя, конечно, и тут не обойдётся без нюансов. Любители рвать шаблон могут принять сторону Алого Хора, выполнить квесты, а на суде Тунона сдать весь компромат на Голоса и обвинить его в хаотичности — тогда Бледен Марк притащит Голоса в суд и замочит. Истерика Голосов по этому поводу доставляет: он такой подставы явно не ожидал.
  • Бледен Марк. Архонт Тени и исполнитель смертных приговоров Тунона и Кайроса. Самый таинственный Архонт, путешествующий по складкам тени по всему Терратусу, возникающий из ниоткуда и исчезающий в никуда. С симпатией относится к главному герою, хотя и его можно достать. С ним приходится сражаться при всех вариантах, кроме пути анархиста.
  • Сирин. Архонт Песни, обладает голосом, способным управлять умами и чувствами тысяч людей. Младшая из Архонтов, посланных завоёвывать Ярусы. Сигил Эмоций был создан Кровопевцами Алого Хора в ходе изучения её способностей. Юная и неопытная, Сирин вынуждена служить Голосам Нерата, который использует её способность очаровывать и управлять для пополнения «добровольцами» рядов Алого Хора. В зависимости от отношений, может как помочь своим песнями в возрождении Ярусов, так и превратить свою паству в безумный культ... или вообще замолчать навеки. Без всяких уговоров сразу же присягает ГГ, ибо жить хочется.
  • Каирн. Архонт Камня, хозяин земли, разрушитель гор и городов. Каирн вынужден быть главой гильдии Скаловержцев, хотя для последних он является скорее объектом исследований, нежели учителем. Именно Скаловержцами был разработан Сигил Камня. Огромный Архонт присягнул Грэйвену Аше, и предоставляет Опальным магическую поддержку в ходе военных действий. Во время первого завоевания Ярусов отказался подчиниться приказам Кайроса и был покаран Эдиктом Камня, превратившим королевство Лазурь в каменистую пустошь с постоянной сейсмоактивностью. В зависимости от принятых решений, может как остаться в состоянии паралича, так и наконец-то умереть, при этом загадив (или нет) и так измученные земли бывшей Лазури до окончательной потери плодородия.
  • Архонт Шпилей. Подавив (или возглавив) восстание Гвардии Вендриенов, протагонист обнаружил в себе способность использовать Шпили — древние магические устройства — чтобы перемещаться по Ярусам, а чуть позже — способность поглощать Эдикты и перенаправлять их по своему желанию. Явление нового Архонта привело к междоусобице, в которой по воле Кайроса все Архонты в Ярусах должны подчиниться одному или погибнуть.
    • Да даже не стань протагонист Архонтом, междоусобица всё равно была бы, ибо должен быть один главный, остальные должны подчиниться. Признание протагониста Архонтом просто добавило ещё одну сторону в эту междоусобицу.

Помимо этого в игре упоминаются и другие Архонты, существующие или существовавшие в мире:

  • Кровавое Разрушение. Предыдущий Архонт Войны, убитый Грэйвеном Аше во время завоевания северных королевств. Судя по словам Голосов Нерата, военный социопат, презиравший слабых настолько, что украшал свою броню костями погибших приближённых, а на нагруднике носил ребра собственного брата. Словом — полная противоположность Аше.
  • Оспа. Архонт Разрушения. Вопреки титулу, зато в соответствии с именем/прозвищем, властвует над болезниями. Одна из вариаций её Сигила Истощения была обнаружена неким культом на востоке[2], так что предполагают, что в мире есть — либо был — другой Архонт Разрушения. Участвовала (и сыграла немаловажную роль) в завоевании северных королевств со своей личной армией Чумоносцев (от разносимых её армией болезней погиб один из сыновей Аше), которые действовали в качестве эскадронов смерти, неся разрушения на пути. Армию распустили после войны, а её саму отправили в резерв. В конце третьего акта Кайрос назначает Оспу главой карательной армии, отправленной на окончательное усмирение бардака в Ярусах. В зависимости от решений Вершителя, Кайрос отзывает Оспу и её армию после обрушения Эдикта на свою столицу либо присяги верности нового Архонта Ярусов.
  • Тёмная Джейд. Самозваный Архонт Приливов. Когда Кайрос начал(а) свои завоевательные войны, Джейд отказалась покориться Владыке и была среди первых поселенцев Ярусов, где и основала Школу Приливов. Когда армии Владыки подошли к Ярусам, Джейд и львиная доля её последователей отплыли в океан, то ли надеясь доплыть до другого континента, то ли просто убегая от Кайрос(а).
  • Нокс Мирея. Архонт Чумы. Каждый раз, когда открывала глаза или рот, вокруг появлялись такие полчища мух, что затмевало солнце. Умерла в двадцатилетнем возрасте, по всей видимости, от осложнений своего дара.
  • Морамус из Трясины. Архонт Грибов. Отшельник, сгорбленный настолько, что больше походил на карлика, создал большую часть флоры в Крапивных топях. Никто не видел его три столетия, но считается, что он всё ещё живёт там.
  • Икарикс. Архонт Времени. Мог отмотать время назад. Бабник. Неоднократно применил свои способности на Кайрос (в том числе для попыток флирта) и по приказу Владыки был убит Бледеном Марком[3].
  • Акушерка Сирот. Архонт Возрождения. Создала Сигил Жизни. Поблизости от неё растительность цвела, больные выздоравливали и наполнялись силой, животные при этом могли впасть в бешенство, а люди — в неконтролируемую ярость. Изначально сопротивлялась Владыке, была схвачена и перевербована, а когда один из её последователей сбежал в Ярусы, была заточена Владыкой на сто лет (примерно за два столетия до событий игры).
  • Солнечная Королева. Архонт Огня. По всей видимости, жила до появления Владыки. Про неё известно только то, что она считается создательницей Сигила Огня, и то, что когда некий экзарх огня бросил ей вызов на титул архонта, от их противостояния появился Шрам — огромный выжженный разлом, сохранившийся до сих пор.
  • Тысяча Углей. Архонт Огня. Предпочитал исследовать свои способности и механизмы их работы. Пропал без вести в сорокасемилетнем возрасте (намекается, что Бледен Марк три раза предлагал ему присоединиться к Владыке, а в четвёртый предложил ультиматум «покорись либо умри»). Члены появившейся после его исчезновения Школы Дикой Ярости утверждали, что раскрыли секрет его сил, но на деле только научились устраивать огненные взрывы. Потом они попытались возродить Тысячу Углей неким ритуалом, веря, что его сущность заключена в углях. Как попытка закончилась — неясно, но ничем хорошим. Школа Дикой Ярости была уничтожена армиями Кайрос(а) во время завоевания Ярусов.
  • Ранна, Нирабель и Слейр. Архонты Мороза. Тройняшки, унаследовавшие силу предыдущего Архонта Мороза. При рождении были настолько холодными, что их сочли мертворождёнными. Неразлучны и везде появляются вместе.
  • Рин. Второй Архонт Молний. По его собственным словам, с трудом контролировал свою силу, и молнии вырывались каждый раз, когда он ослаблял концентрацию. Вернее, так он объяснил смерть Архонта Воды от своих рук во время дипломатического приветствия.
  • Также упоминаются архонты Бурь (правитель одного региона в Империи и создатель Сигила Молний), Скорби (работает в Северной Империи), Ран (разработал разные магические методы лечения), Страданий (наставник Голосов Нерата) и так далее.

Главный герой и соратники[править]

  • Вершитель Судеб. Протагонист неопределённого происхождения (можно выбрать предысторию), в итоге попавший на службу к Тунону, Архонту Правосудия, в качестве Вершителя Судеб — «проводника воли Кайрос». Проведение воли заключается не только в обыденной рутине (Вершитель — юрист, судья и палач в одном лице), но и в оглашении Эдиктов — могущественных заклятий Кайрос. Протагонист отличается тем, что до начала игры уже успешно провозгласил как минимум один Эдикт... и при этом остался жив и не онемел.
  • Фуга. Первой встречается Вершителю. Южанка, служит в Алом Хоре элитным солдатом — Алой Фурией. Послана Голосами не только как телохранитель, но и как шпион, о чём проницательный Вершитель быстро догадывается. А ещё она сестра Барика по отцу, отчего тот, мягко говоря, не в восторге. Незадолго до прибытия Вершителя в долину Вендриен потеряла в бою своих боевых сестёр-напарниц и поглотила их способности, подобно тому, как Голоса Нерата поглощают личности своих жертв, от чего сама была в ужасе. Кровожадна и умеренно безумна, как и любой боец Алого Хора. Сражается парным оружием или стреляет из лука. При правильной раскачке и тактике Фуга может за секунды сметать вражеские отряды. Напрочь отмороженная личность.
  • Барик. Мужчина, чьё тело заперто в слепленных из множества разных кусков бронзы и железа доспехах которые на самом деле являются частью его тела, из-за того, что он попал под Эдикт Бури. В целом, тяготится своим положением, но находит утешение в том, что в подобном виде он является отличным солдатом и надёжно защищает своих сослуживцев в фаланге. Благонадёжный, воспитанный, законопослушный. Верный солдат армии Опальных и империи Кайрос в целом. Будет в шоке, если Вершитель выступит против Опальных, и впадёт в натуральный ступор после убийства Грэйвена Аше, но его можно вылечить с помощью Фуги. С DLC его таки можно вытащить из доспехов, чему он будет сдержанно рад. Очевидный танк, буквально олицетворяющий выражение «закованный в доспехи воин», хотя способен выдавать очень приличный урон, сражаясь двуручным оружием. Если у него будет верность 4 и больше, и игрок решит отдать его Голосам Нерата (то же условие касается всех прочих), Голоса Барика наведут в Орде железобетонный порядок, превратив Алый Хор во многочисленную регулярную армию с нормальной иерархией и околонормальными взаимоотношениями.
  • Лантри. Старый волшебник, представитель гильдии Книгочеев, которые видят своей главной задачей сбор знаний и научные изыскания, но не торопятся делиться своими достижениями с другими. Вершителю предстаёт в качестве пленника Алого Хора, и впоследствии (если Вершитель освободит его) становится его личным летописцем. Умеет готовить опьяняющие галлюциногенные чернила, эффект которых можно ощутить на себе. Будучи скормленным Голосам Нерата и став Голосами Лантри, превратится из тянущегося к знаниям старика в тянущееся к знаниям бессмертное и могущественное существо: окружит себя бесчисленными писарями и летописцами и изобретёт новый вид чернил. Лантри преподносится игрой как саппорт-хилер — две из трёх его веток развития направлены на это. Третья ветка превращает Лантри в разбрасывающегося кинжалами, аки павлин из «Кунг-фу Панды», смертоносного старичка.
  • Атли. Заклинательница приливов — представительница ныне исчезнувшей школы магов. Ненавидит империю Кайрос и всё с нею связанное, сражается в мятежной Гвардии Вендриенов, поэтому нормальное общение с ней возможно только при прохождении за ветку повстанцев, хотя вступить в отряд она может и при любом другом исходе — под страхом смерти. Атли — лучший боевой маг в игре за исключением самого Вершителя (с поправкой на то, что Атли в любом случае будет куда более крутым магом приливов, чем протагонист). Неубиваемый маг-вампир (при раскачке в Могильный Свет) или разносторонний дд (при раскачке в Приливы). А ещё она — обладательница выдающегося бюста.
    • Да ладно, если быть с ней вежливым, то она ответит взаимностью и лояльному Вершителю, и присоединится к нему добровольно (потому что идти ей всё равно некуда).
    • В любом случае, в концовке Атли с переменным успехом занимается восстановлением школы Приливов.
    • О себе говорит в шутку, что если бы она была Архонтом, то наверняка чего-то неприличного, да и вообще любит разнообразную похабщину, особенно сильно доставляют диалоги с участием Сирин и Смерти-из-Тени (для этого нужно выбрать в диалоге последней «Давай поиграем»).
  • Смерть-Из-Тени. Громадная прима зверолюдов — помесь волков и горилл. В целом ведёт себя как Фуга, только с поправкой на звериную сущность. Не очень заинтересована в политике и «всём таком» — просто убивает, потому что может, при этом отнюдь не дура. Продолжает это дело при любой концовке. Смерть-Из-Тени — стеклянная пушка, только ближнего боя. Не носит доспехи (одежду тоже), но умеет одной рукой держать любое двуручное оружие, в том числе и артефактное. Хочет главного героя вне зависимости от пола.
  • Сирин, Архонт Песни. Девушка-подросток с огромной силой, успевшая насмотреться мерзости и натерпеться всякого от Голосов Нерата, отчего искренне ненавидит их и заодно Алый Хор. Ради забавы содержит небольшой культ имени себя, в который входят очарованные её пением люди. При первой встрече с Вершителем пытается очаровать его (или Барика) для сомнительных целей и в целом ведёт себя высокомерно, потом исправляется. В лице Вершителя может обрести как идеал для подражания и старшего наставника, так и пример отвратительного поведения. Сирин — маг с аое-баффами или аое-дебаффами. Грубо говоря, бард. Всюду видит педофилов, и под эту тему очень подозрительно смотрит на Лантри.

Что тут есть?[править]

Тропы с А по Д[править]

  • А для меня это был вторник — во время Завоевания те или иные ординарные действия Вершителя могли нехило так шокировать Атли, Баррика, Лантри и Сирин. Одно дело — наложить Эдикт Огня на цитадель Книгочеев с предварительным предупреждением (и возможностью эвакуации) и совсем другое — без него.
  • Адские тренировки — протагонист оказался достаточно крут для обучения бою с самим Архонтом Теней… и оказался одним из немногих выживших.
  • Ай, молодца! и Ай, молодца, злодей! — периодически случается, в том числе и у протагониста.
  • Антизлодей — Адъюдикатор Тунон.
  • Многочисленные аллюзии на Чёрный Отряд Глена Кука. Тот же Голоса Нерата — чистой воды копиркин Душелова.
  • Армия воров и шлюх — Алый Хор набирает в свои ряды кого попало, абсолютно не комплексуя по этому поводу.
    • Выглядит это так: потенциальным новобранцам, а точнее вообще всем, военнопленным, гражданским, женщинам, детям, инвалидам, нацменьшинствам и т. п. — объявляется что у них есть два выбора — Хор или могила, причем те кто хочет в Хор должны отправить в могилу всех прочих. Оружия им не выдают, бейтесь ложками и вилками. Кто уцелел — попадают на нижнюю иерархию Хора — то есть в пушечное мясо, которое идет в авангарде, единственная задача — пережить первый бой. Кто выжил, уже считается достаточно опытным для борьбы за иерархию — анархистским способом сколачиваются ватаги, самый сильный/хитрый занимает лидерство и держит его ровно до тех пор пока его не убьют в бою, или не свергнут посчитав недостойным. Текучка кадров в могилу у Алого Хора просто запредельная, и новое мясо им нужно практически всё время. У Хора нет постоянной базы, потому что на отдыхе хористы моментально начинают припоминать друг другу обиды, и если Хор остановится на одном месте дольше чем нужно для планирования атаки — там моментально начнется междуусобная резня. Однако закон Кайроса запрещает тратить военную силу нецелевым образом, и на этом можно пару раз выехать. По сути всё, что удерживает Хор — это Голоса Нерата. Если его не будет — Хор деградирует со страшной скоростью. В ходе некоторых решений (описаны в секции спутников) Голоса могут как навести в Хоре порядок и превратить из сабжа в регулярную армию, так и наоборот, устроить трэш, угар и содомию во мраке чернильного прихода. С технической точки зрения идеология Алого Хора себя оправдывает только в условиях неограниченной экспансии и возможна только при условии существования источника пополнения мяса. Тактически Алый Хор отнюдь не закидывает врага мясом — условием выживания является не только сила, но и хитрость, и главари ватаг это прекрасно понимают, так что там есть и те и другие, и к компромиссу они очень даже способны — учитывая что некомпетентные, трусливые и тупые оказываются быстро насажены на кол. ЧСХ, ИРЛ такие способы тоже применяются, в странах третьего мира, где народа много, а порядка нет.
  • А теперь мне пора — банда маргиналов в конце игры распадается. В зависимости от отношений, у каждого всё будет либо хорошо, либо терпимо, либо плохо.
  • Банда маргиналовпротагонист и команда.
  • БастардФуга - это результат похода отца Барика на юг и налево. Она даже пытается немного пошантажировать братца.
  • Безнадёжный бой — Таркис Арри, лидер Гвардии Вендриенов, не питает иллюзий по поводу перспектив её восстания и поэтому оказывается немало удивлена, если протагонист соглашается помочь. Она лишь надеется, что пример окажется заразительным для ярусников и не только.
  • Безумная клёвость — Голоса Нерата.
  • Благонамеренный экстремист — Яспос и Махальщик пытаются обеспечить выживание Раны весьма гадкими способами за счёт смертей живущих в селении зверолюдов (первому нужны их кости для фильтров, второй при помощи крови тоже очищает местную нехорошую воду). И да, убийства зверолюдов тоже частично оправданы, ибо без надзора Золотой Лапы они рискуют в конец распоясаться.
  • Богостроительство:
    • Кайрос — self-made god(dess).
    • Аналогично, но с прикрученным фитильком — архонты.
  • Боевой садомазохист — характерно для магов Алого Хора. Можно даже разжиться их артефактами, увеличивающими урон в ущерб здоровью.
    • Ну и Целебный Нож, любитель различных жестоких опытов, в том числе и на самом себе. Да вообще почти все хористы в Шпилях себя в той или иной степени проявляют таким образом. Одной так вообще можно при первой встрече сломать руку — она от этого несказанно обрадуется.
  • Боевые рабы — это отправная точка для тех, кому «предложили искупление» в Алом Хоре; им дают оружие (да щас, ржавые вилы в лучшем случае, первой задачей для начинающего хориста является сверхзадача «найти себе оружие» — либо найти, либо замочить владельца и затрофеить) и отправляют на позиции врага в качестве первой волны атаки. Те, кто пережил свою первую битву, получают шанс награбить что-то получше у павшего врага (а также союзника) и присоединиться ко второй волне для следующей битвы. Тут следует упомянуть, что у хористов есть различие между собссна, рабами — тех кто в боях не участвует и с кем можно делать что захочется, хоть тренироваться на них в меткости (ГГ может в одном из решений отправить рабов Хора таскать железо для Горна, Хор будет недоволен), и тех кто в боях ещё не был. Грань между ними очень размыта — в Хоре шпыняют всех кто слаб, и один из «судебных процессов» ГГ связан как раз с делом ватаги, которой надоело измывательство главаря и они его коллективно порешили. Вопрос был связан с дележкой его имущества, а вовсе не с моральным или законным аспектом дела. Но да, все хористы — боевые рабы Голосов.
  • Бой-баба — сотни их, начиная с Фуги.
  • Болеть за Империю — чем больше узнаешь про Империю Кайроса и самого Владыку, тем больше задаешься вопросом — а так ли они плохи? Тем паче что дополнение позволяет получить концовку с мирным присоединением Ярусов к Империи. Особенно после расспросов в суде. Технически, суть Империи выражается во фразе «в сытые времена вы богатеете, в голодные — кормите голодных», а также в принципе взаимопомощи граждан Империи (покоренные земли, ещё не принявшиек гражданам не относятся, что по логике должно стимулировать их принять волю Кайроса до того как к ним нагрянет в гости Алый Хор, плюс, Тунон рассказывает что его собственная страна приняла мирно — по сути живя по закону Кайроса, аннексия была лишь юридической формальностью). При этом наличествует плановая экономика в весьма брутальном и жутком виде (что следствует из диалогов с кузнецами), а также госрегулирование вообще всего включая товаров для торговли (местные торговцы недоумевают, почему в один год им приказывают торговать зерном, а во второй — сапогами). То есть, внезапно, мир «Тирании» это… тоталитарный социалистический ад с Судом Тунона, Бледеном Марком и Алыми Фуриями?!
    • Мир Тирании — это нормальное общество бронзового века с древневосточным типом экономики, для которых характерно государственное регулирование хозяйственной жизни страны. Почему так нужно — в игре популярно объясняется.
    • А за кого тут болеть? За Молодые Королевства, которые действовали по принципу "умри ты сегодня, а я завтра"? За наёмников, которые ничем не отличаются от обычных бандитов?
  • Бонус для гениев — если поддержать Алый Хор, во время одного из визитов с Голосами Нерата можно наблюдать сцену, как он ковыряется в земле. Он объяснит, что начертил поле будущей битвы и теперь советуется с муравьями. Это отсылка на муравьиного алгоритма — одного из самых эффективных алгоритмов для решения задачи маршрутов на графах (говоря проще — на поиски самого оптимального пути). По сути Голоса Нерата составляет план битвы в поисках наиболее оптимальных путей перемещения, наблюдая над тем, как муравьи перемещаются на составленной им карте.
  • Борьба нанайских мальчиковГолоса Нерата активно помогал восстанию в Ярусах. Так и неясно, то ли от желания насолить извечному недругу Аше, то ли в какие-то моменты поглощённые личности местных бунтарей тупо брали вверх в ментальном контроле этого безумца.
  • Бригада амазонок — собирается элементарно, учитывая что из шести возможных сопартейцев мужчин только двое. А ватага Фуги вообще по умолчанию таковая (в одной из концовки она собирает банду Бездушных Сестер).
  • Буквально понятые слова — гордая предводительница повстанцев может заявить, что вам, Кайросов прихвостень, её не сломать. В ответ можно сломать ей пальцы.
  • В каждой руке по оружию или крутой лучник — Фуга.
  • Вам террористы, нам партизаны — с точки зрения Империи восставшие после завоевания Ярусы суть бунтовщики и клятвопреступники, сами же повстанцы считают себя борцами за независимость.
  • Вдохновенная речь — деконструкция. Эдикт Казни, рассчитанный на устранение трудностей взаимопонимания генералов армий Кайрос путём простой мотивации: «Либо делаешь, либо дохнешь». Вы удивитесь, но возможность сдохнуть таки имеется. Есть мнение что Эдикт Казни должен был убрать со сцены самых вредных для Кайроса персонажей — лидера повстанцев, лидера Опальных, лидера Алого Хора, протагониста (подозрения возникли ещё во время первого Эдикта) и Сирин. Тогда остался бы только Архонт Правосудия и на этом цирк с усмирительством был бы закончен.
  • Великолепный мерзавец — Голоса Нерата, на грани с полным чудовищем.
  • Ветеран-дилетант — протагонист уже один раз покорил Ярусы, причём отнюдь не отсиживаясь в тылу. Тем не менее, начинаем мы откровенным новичком.
    • Но вот если начать новую игру+, да ещё и неоднократно — дело резко меняется.
  • Вечная загадка — Владыка Кайрос. Это он, она или вообще они?
  • Вечное полнолуние — крупнейшая из лун планеты находится на стационарной орбите и из восточных имперских земель выглядит как холм над горизонтом.
  • Визит в племя чудаков — обязательно требует посещения племя Камнепытов.
  • Временный союз & Подставить союзника — для штурма Колодца Вендриенов Вершителю волей-неволей придётся объединиться с Хором или Опальными. Однако никто не запрещает предать союз при первой же возможности. Да и союзников-ярусников предавать никто не запрещает.
  • Время собирать камни — такую нехитрую задачу ставят перед Вершителем, решившим отправиться в сольное плавание.
  • Все пошло слишком так — единственное объяснение, почему Вершитель ещё дышит после завершения первого акта, что всё идёт по хитрому плану Владыки.
  • Всех замочу — Атли не за красивые глазки входила в гильдию Заклинателей Прилива.
  • Гамбит Ксанатоса — Эдикт Казни либо убьёт всех в долине Гребня, либо подчинённые Кайроса всё же смогут взять штурмом Колодец Вендриенов. Так или иначе, но восстание ярусников будет прекращено.
    • Однако Кайрос не учел (хотя кто знает), что произойдет в случае снятия Эдикта.
  • Гамбит Танатосаесли «скормить» Голосам Нерата спутника с максимальной преданностью, то его личность станет доминирующей в Архонте Тайн. Например Барик попытается превратить Алый Хор в некое подобие регулярной армии, а Лантри начнёт записывать информацию от всех личностей, поглощённых Голосами. Правда, скармливать стоит разве что Фугу, Баррика или Лантри — у остальных от новых возможностей едет крыша.
  • Геймплей вразрез с сюжетом — при определенных условиях Вершитель может взмахом руки снимать защиту Аше с его солдат, но почему-то не может снять ее с Барика (она не позволяет вытащить его из покореженного доспеха), иначе как убив Архонта Войны.
    • Впрочем, дополнение даёт объяснение у Барика очень даже непростой доспех — сплав железа Опальных и бронзы Несломленных, пропитанный одновременно энергией Аше и Эдиктом Бури. Даже смерть Аше не позволяет снять доспех без дополнительных процедур с участием высококлассного мага-кузнеца.
      • Что значит «не может»? Если привлечь Архонта на свою сторону, то в конце игры он может добровольно снять с Барика защиту, когда Вершитель заявит, что Барик должен выйти из подчинения Опальным.
    • Кстати о Барике — он Опальный и согласно диалогам у него есть защита Аше. Однако соответствующий баф в бою он не получает. Потому что иначе его бы вообще было не свалить. Впрочем, это не отменяет предыдущий пункт.
  • Глаза разного цвета — Фуга и Барик, один глаз синий, а второй красный. Наверное достались от отца.
  • Герой-прагматик — таковой пытается казаться Атли. Потому что альтернативное видение ее позиции — обычный квислинг. Осуждает своих бывших соратников за «позорное» бегство, сама при этом служит подручным Кайроса.
  • Глупость или измена? — кто из архонтов в большей степени виновен в повторном восстании Ярусов, предстоит и выяснить протагонисту во втором акте. С одной стороны, Голоса Нерата со своей поддержкой мятежа вполне тянут на изменника, а вот Грейвен Аше идёт скорее по ведомству некомпетентности. С другой, именно Аше первым, ещё до войны, расправился с колдунами Нерата, настроив того против себя. Нерат же тогда повинен в попустительстве несоблюдению законов Кайроса, проистекающем из нежелания упускать ценные кадры.
  • Говорящее имя — при принятии в Алый Хор новобранцу дают прозвище в зависимости от того, как он себя показал при инициации.
  • Гордая и воинственная раса — зверолюды.
  • Готтентотская мораль & Нельзя, но очень хочется — действия протагониста, если успешно выступить в суде.
  • Грозная репутация — во все поля. В зависимости от поведения Вершителя фракции и спутники позволяют открыть новые абилки или комбо-приёмы. А для Архонтов сабж вероятно работает и как самосбывающееся пророчество вкупе с подпиткой их могущества.
    • Во многих ситуациях одного грозного взгляда главгероя достаточно для исчерпания конфликта: Вершителей боятся и уважают. Те, кто все-таки нападает на Вершителя, делают это крайне неохотно и часто заранее прощаются с жизнью, потому что Кайрос в любом случае покарает.
  • ГЭС — Барик впадает в глубокое отчаяние, после гибели Аше, буквально закрываясь в своих доспехах. И привести его в себя удается только поговорив с Фугой и вернув парня в строй при помощи живительной силы приказа начальства (Вершителя).
  • Даже у зла есть стандарты — у Алого Хора много недостатков, но они не расисты и стараются оградить детей. Опальные на войне абсолютно безжалостны и предпочитают вырезать деревню, нежели терпеть очаг недовольства в тылу. Зато в мирное время культурные, приятные соседи... Разумеется, для полноправных граждан Империи, а не для всяких нацменов и лишенцев.
  • Дали только пистолет — начинать игру приходиться в церемониальном облачении, которое скорее парадное, нежели боевое.
    • Обоснуй с ходу: можно предположить, что Кайрос отправил(а) протагониста что называется с корабля на бал. Дескать, никуда не денется Вершитель, справится — чай, не впервой.
    • Обоснуй логический: от Вершителя по факту всего лишь требовали произнести Эдикт Казни и проследить за его выполнением. Ни то, ни другое не требует махания мечом налево и направо — тем паче, на месте стоят две немаленькие армии. Ну кто же знал, что вражда Алого Хора и Опальных доведёт ситуацию до ручки!
    • А вот при новой игре+ Вершитель может вполне себе обрасти элитной экипировкой и не чувствовать себя ничем обделённым.
  • Деконструкция — во все поля. Чего стоит только противостояние Империи Зла Кайроса и повстанцев Ярусов!
    • Аналогично с Опальными и Алым Хором: первые дисциплинированная, но немногочисленная армия гордых и воинственных северян, сплочённых и верных друг другу, под командованием отца солдатам, а вторые — беспорядочная орда мародёров с социал-дарвинистической иерархией, уничтожающая, грабящая и насилующая всё на пути, под командованием жестокого садиста, мерзавца и пожирателя душ, ненавидимого другими хористами. При этом Опальные убежденные расисты с тенденциями неадекватной жестокости, предпочитая порабощать или уничтожать покорённые народы, а Аше в заботе своих солдат нередко перегибает палку в ущерб прагматизма, в то время как Алый Хор лишён подобных предрассудков и с готовностью принимает в свои ряды всех [не]желающих, а Голоса Нерата при своей жестокости нередко проявляет здравомыслие.
    • Регент Оплота Геродин, чья жизнь — единственная цена, чтобы Эдикт Бури исчез (требуется прерывание его родословни, а после гибели сына у него родных не осталось). А он не собирается помирать, сидит в своей неприступной цитадели и вовсю разбрасывается речами о верности народу и прочему (а народ и Несломленные на него точат зубы). Самовлюблённый безумный король? Да, на самоубийство он ни в каком случае не пойдёт но… его смертью Эдикт не снимется — у его сына был недолгий роман с пленной Опальной и Геродин готов принять на себя всю злобу чувствующих себя преданными жителей Оплота, чтобы сохранить в тайне и защитить жизнь внучки.
  • Диссонирующее спокойствиес прикрученным фитильком Тунон. Он специально носит маску Лик Правосудия, дабы никому не показывать своих эмоций.
  • Добродушный выпивоха — Лантри. Если оставить его на любом шпиле, непременно надерётся в стельку. В походах то ли героически воздерживается, то ли быстро трезвеет.
  • Дом разделённый — Ярусы даже во время вторжения войск Кайроса так и не смогли объединиться. Впрочем, этим же заразились и Опальные с Алым Хором — недаром протагониста присылают с Эдиктом Казни, ибо восстание в Гребне не могут подавить уже несколько месяцев, а как выяснится позже, Архонты Войны и Тайн вместо подавления бунта старательно пихали друг другу палки в колёса.
    • В Ране Бастарда власть старательно делят Скованный Горном и Заклинатель Приливов, оба на поверку оказываются теми еще мерзавцами и совместными усилиями чуть не оставили поселение без еды.
  • Дружба начинается с поражения — субверсия с Грейвеном Аше и его Опальными: их упорное сопротивление Кайрос оценил, но теперь настоящие имена генерала и его войска преданы забвению. Там же Бледен Марк, попал на службу к Владыке после неудачного покушения на неё же.
    • А вот Атли при соответствующих поступках вполне может начать искренне симпатизировать протагонисту (равно как и Лантри).
  • Досрочная концовка — в первой главе можно просто подождать исполнения Эдикта Казни. Game over, все умерли.

Тропы с Ж по К[править]

  • Жестокое милосердие — можно выносить такие судебные и не только решения.
  • Женщина сильнее мужчины — самки зверолюдов сильнее и больше самцов. Уж не защита ли это от каннибализма как у гиен?
  • Жизнь пишет сюжет — возникает впечатление, что разработчики оставляли серьёзный задел на сиквел, но скромные продажи принудили их выпустить дополнение, позволяющее поставить в этой истории точку.
    • Хотя даже в концовке с присягой Кайрос есть жирный такой намёк, что конфронтация неизбежна и рано или поздно Кайрос отдаст приказ об устранении протагониста и максимум чего можно добиться так это временной передышки перед дальнейшей борьбой.
  • Жуткие детишки — Сирин со своей способностью промывания мозгов. Не зря Кайрос и Голоса Нерата придумали специальный шлем для контролирования её способностей.
    • У Кайроса таки больше причин было надеть шапку на Сирин — она очаровала Владыку перед всем двором и чуть не заставила суициднуться (потеряла концентрацию от восторга, по её собственным словам), когда ей было всего двенадцать. Пришлось Кайрос обставить всё представлением, чтобы не порушить свою репутацию богоподобного властелина, да и Сирин за это казнить не могла, чтобы кто-нибудь не заподозрил его слабость к её чарам.
    • До этого Сирин устроила выкидыш матери, пропев ребёнку о том, как семья ждёт его рождению (непреднамеренно, но признаёт, что не прояснила свои слова, когда пела, в чём всё равно винит себя).
  • Заклятые друзья — отношения Атли и Лантри. Неудивительно, что Заклинатели Приливов и Книгочеи не нашли общий язык даже под угрозой вторжения армий Кайроса. Правда, почти вся гильдия Заклинателей предпочла свалить из Терратуса (то ли в надежде пересечь море и найти другой континент, то ли надеясь в этом самом море выжить) — а Книгочеи наивно хотели пересидеть войну у себя в Веленевой Цитадели.
  • Закадровый момент крутости — произнесение Эдикта Огня/Камня/Бурь и устроенные им разрушения ещё нетронутых королевств Ярусов. В игре показывают уже итоги, которые тоже впечатляют, но вот самые первые минуты после прочтения наверняка как в лучших фильмах катастроф. А в финале можно обрушить на столицу Владыки те же самые Эдикты, а то и найти особый Эдикт Сумерек!
    • Барик, выбирающийся из земель Оплота, охваченного Эдиктом Бурь.
    • Лантри, бегущий из Веленевой Цитадели, рушащейся от Эдикта Огня.
  • Заткни ганнибало — периодически случается, зигзаг: протагонист может быть и субъектом, и объектом, и наблюдателем данного действия.
  • Захватить мир — внешняя политика Империи Кайрос.
  • Заявленная способность — хотя считается, что в основной массе Алый Хор состоит из многочисленных толп пушечного мяса, нам почему-то приходится сталкиваться с небольшими обученными отрядами, сравнимыми с немногочисленными Опальными (и даже при финальной битве с Голосами ситуация не меняется). Возможный обоснуй — «мяссовка» Хора старательно удерживается подальше от критических участков театра войны.
    • При применении Эдикта игроком сообщается что их погибают тысячи.
  • Здорово, убивец! — так вкратце выглядит предательство союзной фракции.
  • Зло воздающее — Бледен Марк работает Клинком Суда.
    • С прикрученным фитильком Вершители судеб. Да, это слуги Тунона и действуют в рамках закона, но ни разу не орден паладинов и только подданные Кайрос могут рассчитывать на правосудие. Правда, на момент начала игры подданными Кайрос является все население континента. Кроме преступников, изгоев и трупов.
  • Злодей-прагматик — Владыка Кайрос.
    • Вообще же злодейский прагматизм свойственен как Опальным, так и Алому Хору. Просто первые предусмотрительно готовы вырезать любое возможное сопротивление на корню, а во вторые не без основания считают, что каждый заслуживает шанс.
  • Золотая концовка — что-то близкое можно получить при пути анархиста, особенно в дополненном издании. В Ярусах — наконец-то наступил мир, а новой войны пока не будет — ведь Вершитель присягнул на верность Владыке. Все Эдикты сняты — и это даёт Лазури, Оплоту и Библиотеке шанс на возрождение. Тунон и Бледен Марк остались на местах. Пришлось пожертвовать Аше и Опальными, зато Алый Хор преобразован в армию Фугой, подчинившей себе Голоса Нерата. С Барика сняли броню и теперь находит моральное утешение в регулярных вылазках ради похорон погибших от Эдикта Бурь Опальных. Лантри прижился роли персонального летописца. Атли постепенно возрождает Заклинателей Приливов. А Сирин нашла место в роли утешительницы обездоленных. Даже Смерть-Из-Тени нашла своё счастье в охоте на отступающих Опальных. Наконец, Рана Бастарда процветает под мудрым руководством Золотой Лапы, осознавшей своё место в мире.
  • Игра за злодея — Слово Божие гласит: протагонист выполняет роль Судьи Дредда при местном Тёмном Властелине.
  • Идейный продолжатель — казалось бы, причём тут Pillars of Eternity от той же студии, на том же движке и вышедшая двумя годами ранее? Справедливости ради, концептуально Тирании задумывалась ещё в 2012-м, но многим другим параметрам это именно что переработанная PoE. «Многие параметры» включают полностью передранные из «Столпов» иконки предметов. Поскольку речь не идет об одной серии это выглядит, кхм, забавно.
  • Из двух зол выбрать меньшее — кого поддержать в Ярусах: Алый Хор или Опальных? А может и вовсе встать на сторону восставших? Или вообще кинуть всех?
  • Из двух зол ни одно выбирать не стоитименно таким образом можно снять Эдикт Бурь и при этом не убить Амелию Аше и её ребёнка. Надо узнать о случаях отречения от престола в Горящей Библиотеке или обладать развитым Знанием
  • Именно то, что написано на упаковке — Горящая Библиотека, Старые Стены, Горный Шпиль (и прочие Шпили).
  • Избранный — протагонист, причём изначально. В Вершители вообще абы кого не берут. Правда, пробуждения в протагонисте дара Архонта за счёт снятия Эдиктов никто не ожидал!
  • Империя зла — внезапная деконструкция с Империей Кайроса.
  • Источник власти — Эдикты. Их можно прекратить только выполнив заявленные условия либо страдать вечно. Хотя есть намёки, что даже не Эдикты самое страшное оружие Кайрос.
    • Шпили для протагониста.
  • Исчерпал свою полезность — именно так любят поступать Голоса. Тела приведённых к нему на «разговор» он потом насаживает на колья своего лагеря.
    • Аше и Голоса для Кайрос, ей нужен только один из архонтов для правления на Ярусах.
  • Йопт In Translation — Verse стала Фугой, Eb превратилась в Атли, Лантри из Мудреца (Sage) стал Книгочеем. При этом Vellum Citadel в лоб перевели как Веленевую Цитадель (что в принципе верно), хотя назвать библиотеку Книгочеев Пергаментной Цитаделью было куда понятнее — тем паче что пергамент от велени мало чем отличаются.
    • С «Эб» на «Атли» всё правильно вышло: настоящее имя персонажа Хазен Левенья, а однажды в юности на письменном экзамене неправильно написала слово «отлив» (ebb) и за это получила в качестве прозвища от наставника, потом прижилось.
    • С Фугой получилась находка переводчика. Если в оригинале она Строфа(Verse), то что же тогда такое фуга?... Открываем википедию: "Фуга - композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой.". Учитывая ее способности "сохранять в себе" других людей и использовать их навыки, перевод точно передает суть персонажа, так же сохранен музыкальный характер имени (Голоса Нерата - явный меломан), не говоря уже о размере.
    • Почему Грейвена Аше не перевели как «Могильный Прах»? Это же прозвище!
      • Потому что он на самом деле Аше(Ashe), а не Пепел (Ash), это его имя, которое он носил еще до службы Владыке. Созвучное прозвище Грейвен ему дал лично Кайрос, потому что Архонт Войны без прозвища это магия/слава на ветер и вообще, непорядок. К сожалению, игра слов потерялась при переводе.
  • Какие ещё копья? — они тут есть, как двуручные, так и одноручные варианты древкового оружия. Дротик так и вовсе универсальная штука — позволяет сражаться в ближнем и дальнем бою, да ещё и использовать щит!
  • Какой ни есть, а он за нас — вероятно именно поэтому Кайрос и терпит Архонта Тайн. Голоса фанатично предан Владыке (хотя и его можно переубедить), а такими кадрами не разбрасываются.
  • КвислингЛантри уже давно пытался повыгодней продать Библиотеку Кайросу, ведя переговоры с Голосами Нерата. Да и был заслан Голосами за десятилетия до начала войны.
    • Тунон в бытность человеком по сути стал квислингом ещё до того, как начал работать на Кайрос — его родина была далеко от Империи, но Тунон посчитал, что завоевание лишь вопрос времени и решил во что бы не стало подняться в высшие чины, а затем принялся постепенно менять законодательство, чтобы оно соответствовало законам Кайрос. В результате, когда армии Кайроса дошли до родины Тунона, его соотечественники приняли его власть без сопротивления, настолько их законы были похожи, а Тунона со временем объявили народным героем, чем он и привлёк внимание Владыки и место в государственном аппарате Империи.
  • Кнопка берсерка — Тунон не любит две вещи: когда к нему пристают с вопросами про его настоящее лицо и когда неуважительно относятся к законом Кайроса.
    • Выбери любую сторону кроме Опальных в первом акте, и Барика в отряде заставит остаться только приказ.
      • Да и вообще, если протагонист выбирает одних, все остальные вносят его в чёрный список.
  • Колдун и воин — колдовать здесь может каждый, так что даже Фугу и Барика можно (и нужно) научить лечебной и поддерживающей магии. А уж из Вершителя и вовсе может получиться эпический боевой маг.
  • Консервная банка — Баррик при соответствующей прокачке.
  • Концепция изменилась — концепт игры восходит ещё к 2006 году, название несколько раз менялось (Fury/Defiance/Stormlands). Изначально игру хотели выпускать как Stormlands в роли стартового набора для Xbox One, но в итоге Microsoft похоронил эту идею.
  • Король-женщина — все архонты женского пола и возможно, Владыка Кайрос, если учитывать «оговорки» Тунона, Сирин и ещё нескольких персонажей.
    • В Бронзовом Братстве титул Первого Топора (второго человека в иерархии) носит женщина. А при выполнение квестов Распутья Летианы Уэлби даже станет Первым Братом.
  • Крутая армия — Опальные разумеется. Местный хайтек в виде продвинутой экипировки из железа, отличная выучка и пресловутая «защита Аше».
    • Алый Хор — зигзаг: основная масса всего лишь пушечное мясо, но есть и элитные отряды вроде смертельно опасных Алых Фурий. А вот с появлением Голосов Фуги из Хора реально делают полноценную крутую армию.
    • Ну и простые крутые смертные в лице Несломленных, что уже несколько лет упрямо держат оборону в зоне Эдикта Бурь.
  • Крутая маска — Голоса Нерата, Тунон.
  • Круто и практично — Знамя Вершителя, топовый навык в ветке Лидера. Даёт одновременно мощные бафф к урону и лечение. Было бы имбой, если бы не довольно немалый кулдаун.
  • Крутой ботан — Лантри и любой Вершитель Судеб (ибо этим чиновникам Тунона даётся самое лучшее образование в Империи).
  • Крутой дедуля — опять же Лантри.
  • Крутой в отставке — Вершительница судеб Миотис.
  • Крутой гей — судя по всему, Фуга бисексуальна и преспокойно делит ложе как с мужчинами, так и с женщинами.
    • Да и Барик отшивает Вершителя мужского пола только потому, что тот не состоит в легионе Опальных.
    • Смерть-из-Тени во время игры в "гон-партнёр-убийство" выбирает Атли для спаривания.
  • Крутой генерал — Грэйвен Аше.
  • Крутое и символичное оружие — у каждого Архонта, иногда и не одно. Еще можно раздобыть уже лично себе по мере лазанья по всяким злачным местам.
  • Круто, но трудно — самые мощные заклинания требуют нехило развитого Знания (далеко за 100) для их применения.
  • Ксенофобия и толерантность — есть и то и то. Главные ксенофобы это Опальные, а вот Алый Хор рад видеть у себя любого. У ярусников этого тоже хватает. Что интересно, одними из самых терпимых являются зверолюды.

Тропы с Л по Н[править]

  • Латы не защищают — субверсия. Латы, конечно, снижают урон (но не до конца), да только толку от них немного — лёгкая броня с этим справляется ненамного хуже, зато встать сбитому с ног латнику не в пример труднее. К тому же есть перки, дающие бонус к уклонению тем, кто носит одежду или лёгкую броню. Впрочем у Баррика и Вершителя есть перки на тяжёлую броню.
  • Левитация могущества — Тунон, постоянно. Сирин, когда на миг освобождается от действия шлема. Магия школы приливов позволяет левитировать и вообще похожа на боевой телекинез.
  • Лезть в бой без щита — зигзаг: среди Опальных существуют фаланги Каменных Щитов (Барик как раз из них), но в целом враги используют или двуручное оружие или одноручное в обоих руках (а зверолюди и вовсе используют двуручное оружие как одноручное, но без щита). Вершитель и его спутники свободны в выборе, а у того же Баррика и протагониста есть ветки, поощряющие бой со щитом.
  • Лечит и калечит — заклинания Могильного Света отнимают здоровье врага и передают его заклинателю.
    • Ну и Лантри, который является штатным лекарем, но ещё и может неплохо орудовать своим кинжалом-«пером».
    • У Золотой Лапы, одно время правившей Раной Бастарда так вышло невольно — зверолюдов она успешно вылечивала, а вот люди от её сеансов постепенно превращались в Бессонных.
  • Мастер маскировки — Бледен Марк.
  • Металлолом и макулатура — сплошь и рядом. Под испорченную оружию и броню даже выделена особая категория товаров (куда впрочем записали и драгоценные камни).
  • Модульная концовка — ну а чего ожидать от создателей оригинальной дилогии Fallout, сделавших ролевую игру в духе «старой школы»?!
  • Мне на самом деле семьсот лет — возраст самых старых Архонтов (Тунон, Бледен Марк, Голоса Нерата) превышает 400 лет и помирать они явно не собираются (разве что протагонист поможет). Владыка Кайрос при этом старше Тунона. А есть ещё смывшаяся с Ярусов Тёмная Джейд, которой 500 лет с копейками.
  • Молчаливый Боб — протагонист может отмалчиваться по поводу и без повода, вариант «Молча смотреть» есть почти в каждом диалоге. Окружающие это даже заметят, и Тунон на суде в итоге может спросить, почему протагонист постоянно молчит. В ответ можно… правильно, «Молча смотреть».
  • Надеть на себя корону — Кайрос когда-то давно и Вершитель становящийся в конце игры Правящим Архонтом Ярусов.
  • Наемники — Бронзовое братство.
  • Наука — это круто — строительство Библиотеки позволяет исследовать магию, изучать артефакты, создавать рецепты зелий для Лазарета, броню и оружие для Кузницы и даже создать собственный Эдикт!
  • Неадекватное возмездие — весь игровой процесс можно превратить в насаждение этого тропа на Ярусах. И не только по отношению к партизанам (с этими все понятно), а и к верным слугам Владыки.
  • Не в ладах с военным делом — железное оружие как невероятный хайтек, который обуславливает победы Опальных. На самом деле железо — это уныло, но практично: оно тупо чаще встречается. Бронзу можно отливать, она не ржавеет и оружие из неё получается лучшего качества, так что логичнее было бы наоборот — Алому Хору раздать железяки, а Опальных сделать танками бронзового века в цельно-бронзовой броне.
    • Превосходство бронзы над железом подсвечено кузнецом в лагере Опальных — жалуется, что железное оружие и броня при попытке восстановления чаще ломается, а бронзовые легче вернуть в форму.
    • Хэдканон автора правки: Скованные Горном на самом деле плавят не железо, а сталь, просто технология сравнительно новая и подходящее слово в языке жителей Терратуса для неё ещё не появилось. Вот сталь да, лучше бронзы.
    • Как вариант, маги-кузнецы Скованных Горном делают метеоритное железо или что-то похожее.
    • Смерть-из-Тени утверждает, что изделия Скованных Горном превосходят и бронзу, и обычное железо. Так что это действительно либо сталь, либо метеоритное железо, либо железо, усиленное магией.
  • Не троньте его! Он мой! — инверсия. Бледен Марк будет очень, очень доволен, если исполнить приговор суда Вершитель захочет самостоятельно, даже прямо так и скажет. Впрочем, от схватки с ним это всё равно не спасёт, ежели конечно не выбрать путь анархиста, послав куда подальше всех и вся!
  • На хрена родня такая, лучше буду сиротой — будущий Архонт Тайн вырезал свою родню по подозрению в нелояльности к Владыке. Судя по всему, души Дома Нерат слились в его личности, породив Голоса Нерата.
  • Не умеет читать — хоть базовое образование в Империи доступно каждому, чтение, как и умение писать, оставили для избранных. Даже в рядах элитных Опальных не все умеют, про Алый Хор и говорить нечего.
  • Неатомная бомба — магические Эдикты способны опустошать немалые территории. Во многом благодаря им Владыка Кайрос и смог создать свою империю.
  • Невероятно клёвое проклятие — Барик попал под Эдикт Бури и его броня как-то сплавилась с телом до невозможности её снять. Зато танк из него вышел отменный!
    • А вот дополнение Bastard’s Wound даёт возможность снять броню с Баррика.
  • Невероятно отстойный дарзащита Аше. Архонт Войны принимает на себя многие раны своих солдат и помнит каждого убитого. Неудивительно, что в стремлении беречь своих людей он временами перегибает палку!
  • Не зомби — Бессоные из Раны Бастарда.
  • Неловкое прозвище — в то время как все величают Вершителя, в зависимости от зачитанного Эдикта, как «Дрожь Земли», «Буревестник», «Поджигатель» или же «Убийца Королев», Бледен Марк называет безобидным, но не добавляющем солидности работнику суда, «Малыш/Детка» (Kid).
    • В Алом Хоре всё ещё жёстче. Стоит дать слабину на церемонии инициации и придётся ходить с кличкой Бурое Гузно.
  • Нелицо — за упорное сопротивление (в результате которого даже погиб предыдущий Архонт Войны) один командиров Севера был помилован Владыкой, равно как и его войско. Но их истинные имена были стёрты из истории — и теперь они известны как Грейвен Аше и Опальные соответственно. Даже герб Опальных по сути представляет собой перечёркнутое пустое место.
  • Неправый суд — зигзаг: плохо подготовленного протагониста ждёт именно сабж, но вот если всё сделать правильно… собрать в своё оправдание максимально верных спутников — то Тунон оправдает нас и присягнёт на верность!
    • Нельзя сказать, что Тунон в своем намерении осудить так уж не прав. Вершитель в процессе поиска ответа на извечный вопрос «Кто виноват?», настолько эпично рубит лес, что щепки попирают горячо любимые архонтом законы Кайрос, должностные полномочия и прямо поставленную задачу до кучи. Правда это выглядело бы более справедливо, если бы до обвинений героя и по второму из архонтов-генералов проехались катком правосудия.
  • Неприемлемый финал — оригинальная игра предлагает варианты на тему выбора Эдикта, дабы остановить армии Кайроса и провозгласить независимость Ярусов. Только дополнение позволяет присоединить Ярусы к империи Владыки — единственный нормальный вариант для действительно лояльного Вершителя.
  • Не щадить детейдля снятия Эдикта Бурь надо убить ребёнка Амелии Аше, ибо он оказался последним регентом Оплота. Если конечно Вершитель не найдёт способа лишить Амелию и ребёнка титулов регента.
  • Нет антагониста — в процессе разгребания бардака главного козла квестовой линейки любой фракции называть антагонистом, это сильно преувеличить действительность.
  • Новая игра+ — позволяет прихватить с собой из старого сохранения кое-что из шмоток и весь боевой опыт с деньгами. Правда и противник вырастает в силе, так что лёгкой прогулки не выйдет.
  • Но я должен кричать или Участь хуже смерти — Каирн, Архонт Камня, попал под Эдикт Камня. В итоге окаменевший Архонт упал в горах бывшей Лазури, но из-за упрямства и живучести умереть не мог.

Тропы с О по Т[править]

  • Обезглавленная армия — если убить Грэйвена Аше то Опальные либо погибнут от старых ран, либо сойдут с ума. А Барик решит изобразить Железного Дровосека.
    • Впрочем, смерть Архонта Тайн тоже приведёт к ликвидации Алого Хора.
  • О себе в третьем лице и О ТЕБЕ в третьем лице — почти все зверолюды.
  • Ограничение мародёрства — зигзаг: действительно крутой лут можно найти главным образом по сюжету, с обычных врагов падает не особо ценный шмот. А вот в новой игре+ многие враги используют высококачественные версии своего обычного шмота и денег у протагониста может скопиться до чёрта (а основной проблемой станет дефицит материалов для Кузни и Лазарета).
  • Одним миром мазаны — с точки зрения Фуги её единокровный брат Барик недалеко от неё ушёл, хоть и пытается скрывать свою кровожадность и жестокость кодексом чести Опальных. И она права — в случае подчинения Нерата, что Голоса Баррика, что Голоса Фуги займутся превращением Хора в более-менее нормальную армию. Разными методами, но тем не менее.
    • Умирающий Голоса Нерата тоже толкает телегу на эту тему.
    • Фугу весьма не радует тот факт, что имеет сходство с Голосами в плане поглощения способностей погибших соратников.
  • Они заплатили — в ходе игры не раз возникают ситуации когда Вершитель может закрыть глаза на преступление в обмен на взятку. Тунон не одобрит.
  • Открытый финалв ванильной игре протагонист подчинил себе все Ярусы и даже смог задержать вторжение войск Кайроса, самостоятельно создав Эдикт. Но борьба только начинается.
    • А вот дополнение Bastard’s Wound открывает новый вариант можно подчинить Ярусы и присягнуть на верность Кайросу!
  • Офигенные герои — что элитная армия Опальных, что орава хористов, у всех руки растут из того самого места да ещё и в узлы завязаны, спасти положение может только банда маргиналов во главе с Вершителем. На самом деле, Алый Хор занимается прямым саботажем, а Грэйвен Аше после смерти сына окончательно помешался на жизнях своих солдат и стал перестраховщиком 80 уровня
  • Пацанка и леди — Фуга и Сирин, педаль в пол: они даже не пытаются сдерживать неприязнь в отношении друг друга. Менее терминальный вариант — взаимоотношения Сирин с Атли и Смертью-Из-Тени.
  • Педофил — одна из личностей Голосов Нерата явно проявляла нездоровый интерес к Сирин (какого возраста тот извращенец был, когда его поглотили Голоса Нерата, неизвестно, потому и не Старик Похабыч). Немного субверсии в том, что Сирин пятнадцать — по правилам Алого Хора её сверстники уже считаются совершеннолетними (детей вербовать в Хоре, да и вообще вредить им, запрещено и строжайще карается), — но по деле мало что меняет.
    • По такой логике двести лет назад педофилами было всё население Земли. А уж во времена Бронзового века пятнадцать лет для девушки — отличный возраст для замужества, причём полноценного — половозрелость уже минимум год как наличествует.
    • Поскольку Нерат совершенно точно не человек, как физически так и ментально, тут либо соседний троп, либо он хотел чего-то совсем странного.
  • Пережить своих детей — у Атли было трое детей. Близнецы-дочери погибли в первом же сражении завоевания против армий Кайрос (на самом деле судьба одной из близнецов Атли неизвестна, но не намерена думать иначе, даже если она попала в Алый Хор), а младший сын не выдержал и покончил с собой два года спустя.
    • У Грэйвена Аше было четверо детей. Двое погибли во время войны против Кайроса на севере, из оставшихся дочь, Амелию, взяли в плен во время завоевания Ярусов в сражениях с Оплотом (её может убить Вершитель, если решит ещё и убить её годовалую дочь), а сын, Бренник, погиб в плену в начале мятежа гвардии Вендриенов (на самом деле его обменяли на пленников из Алого Хора и Голоса Нерата не упустили возможность заполучить тайны Опальных прямым путём).
  • Персонаж-призрак — Владыка Кайрос. Поминают по поводу и без повода, но в живую видели весьма немногие. Даже пол Владыки не вполне ясен.
  • Плохой хороший конец — концовки варьируются от «война окончена, но бардак в Ярусах остался» до «в Ярусах наконец-то мир и теперь им предстоит залечивать многочисленные раны от войны», а помочь всем решительно невозможно.
  • Победитель дракона становится драконом — именно так Грейвен Аше и стал Архонтом Войны.
    • А протагонист таким способом может возглавить племя зверолюдей-Камнепытов.
  • Повседневная броня — похоже, что норма для Опальных. В случае с Бариком это неоднократно подсвечивается.
  • Поднял уровень крутизны — собственно, Вершитель.
    • Правда, на взгляд Марка, начинал герой свою игру на уровне сложности «Глумление на лёгком режиме», будучи одним из Вершителей Судеб. Впрочем, Бледен Марк — старая (без шуток — ему за 300 лет!) сволочь и циник, делаем на это поправку.
  • Поза вознесения — снятие Эдикта.
  • Постчеловек — продвинутые архонты вроде Тунона, Голосов или Каирна.
  • Прагматичный боец — Алый Хор любит устраивать диверсии вроде отравления колодцев, перевербовывать на свою сторону вражеских солдат и не брезгует массовой мозгомойкой за счёт Архонта Песни.
  • Пушечное мясо — Орда Алого Хора. Высокие потери никого не волнуют — всегда можно набрать новых рекрутов.
    • Хотя нести потери просто так, а особенно вместо Опальных, тут не любят.
  • Развитое древнее человечество — создатели Старых Стен (их государства известны как Старые Королевства) явно уделывали нынешних жителей Ярусов в плане технологий. Магические ловушки для жутких Погибелей; мосты, водопроводы и лестницы, управляемые светоключами, наконец сами циклопических размеров Старые Стены и Шпили — на фоне нынешних технологий Бронозового Века всё это без дураков дикий хай-тек. Правда, согласно фанатской теории, такое развитие технологий в итоге привело к апокалипсису на почве неуправляемой магии. Что хуже всего — даже тогда катастрофу удалось предотвратить очень дорогой ценой (немалая часть жителей добровольно превратила себя в зверолюдей ради победы над Погибелями) и масштабной технологической деградацией. А теперь протагонист невольно запустил этот механизм снова!
  • Разрядка смехом — общий серьёзный фон повествования разбавляют чернила Лантри. Попытка их хлебнуть приведёт к неожиданным результатам.
    • Да и Фуга всё время прикалывается над собеседниками.
  • Разум не вынес — Смерть-из-Тени и Сирин плохо перенесут повышение до Голосов имени себя.
  • Распутинская живучесть — Опальные способны пережить страшные ранения благодаря мистической связи с Аше. В игре это выражается в том, что они постоянно регенерируют хитпоинты.
  • Реиграбельность — педаль в пол: игра сама по себе не особо длинная, зато возможностей переиграть ради различных перипетий оставляет море.
  • Родные братья противоположныБарик и Фуга, хотя они всего лишь единокровные.
  • Рыть себе могилу — поиск улик против лидера союзной фракции. Главарь фракции-соперника иногда отстаёт на одно-два доказательства.
  • Рыцарь крови — Фуга и Смерть-Их-Тени.
  • Ряженые под Рейх — Опальные. Вооруженные до зубов милитаристы, считающие всех кроме северян вторым сортом, а зверорасы вообще ненавидящие. Фанатично преданы своему Архонту и склонны к садистским экспериментам. При этом физически они Ряжены под Нежить: поголовно носят шлемы в виде черепов и скелетно-сегментированные доспехи. А Алый Хор Ряжен под Орков.
  • Ряженые под Рим — Северная Империя. Характерные штандарты-аквилы и твёрдая уверенность в несении цивилизации на дикие земли Ярусов.
  • Садистский выбор — регулярно и во всей красе. Особенно Завоевание, особенно для перфекционистов.
  • Самоубийственная самоуверенностьТунон, если решит разобраться с Вершителем (который к тому времени уже мог уложить двух Архонтов гораздо опытней себя), сперва спустит на него одного Архонта Теней, а когда тот падет, полезет в драку сам, даже не приказав остальным Вершителям себя поддержать. Впрочем, все архонты не принимают Вершителя всерьёз. Даже Бледен Марк, собственноручно наблюдавший за успехами Вершителя в сборе вундервафель, которые чудесно помогают Архонту Теней же навалять, не сомневается в себе и с удовольствием лезет драться до смерти.
  • СиротинушкаСирин, которая приказала своему отцу покончить с жизнью, после того как тот продал её Кайросу.
    • Голоса Нерата вообще поглотил всех остальных членов своего рода.
  • Система лояльности спутников — каждый из сопартийцев уважает и боится Вершителя в зависимости от его поступков, слов и отношения.
    • Педаль в пол — аналогичная система действует для фракций.
    • Педаль в асфальт — шкала влияния есть и у… артефактов!
    • Бонусные баллы за то, что всё описанное обосновано сеттингом (убер-магам Архонтам, как в иных мирах богам, как воздух нужны грозная репутация и вера людей в их силу).
  • Снобы против жлобов — наглядная демонстрация в лице Опальных (снобы) и Алого Хора (жлобы).
  • Совершенно законный финт ушами — так как Эдикты работают по магии буквальных слов, ими можно успешно манипулировать, если правильно выполнить связанные с ними условия. Как можно понять из слов Тунона, Кайрос вовсе не рассматривал(а) нестандартные решения своих Эдиктов (но, учитывая государственный запрет на наречение кому-либо или чему-либо именем Владыки, Кайрос вполне осведомлен(а) о подобных возможностях).
  • Социал-дарвинизм — вся суть Алого Хора.
  • Суперимперия — Империя Кайроса становится таковой после завоевания Ярусов.
  • Сюжетное подслушивание — чтобы пробраться в лагерь Скаловержцев, не будучи их союзником, придётся подслушивать.
  • Темнее и острее — каждый последующий Акт по сравнению с предыдущим.
  • Тёмный властелин — Владыка Кайрос.
  • Тёмный судья — статус Вершителя позволяет быть и таким.
    • А вот наше начальство в лице Тунона — явная деконструкция.
  • Тёмная энергия — Бледен Марк обладает властью над Тенями. Как и все Архонты Теней, коих на Терратусе было несколько.
  • Тени былого величия — Шпили и Старые Стены явно построены теми, кто предшествовал нынешней человеческой цивилизации. В дополнении Bastard's Wound есть намёк, что к их строительству причастны зверолюды.
  • Теперь банановый!Слово Божие гласит, что игра по сути о Судье Дредде в сеттинге тёмного фэнтези.
  • Транс-человек — молодые архонты вроде Аше и Сирин. Всё же человеческого в них ещё немало.
  • Триметаллическая денежная система — присутствует в виде медных, бронзовых и железных колец (да, железо самое дорогое — на дворе Бронзовый век) в соотношении 1 к 100 (1 железное кольцо — 10000 медных). К слову, введена эта система Владыкой в начале своего правления, но оказалась настолько успешной, что стала обыденностью в даже Ярусах задолго до появления у их порога Опальных и Алого Хора.
  • Тьма не есть зло — можно отыграть данный троп.
  • Тьма есть зло — и этот тоже.
  • Тяжёлое детство, деревянные игрушкиСирин.

Тропы с У по Я[править]

  • Убийственный взгляд — Тунон эксперт этого дела. Притом, у Вершителя тоже есть возможность применить подобное в диалогах (хотя в зависимости от ситуации это иногда может перейти в немигающий взгляд либо кирпичнорожную насмешливость) и если сделать это часто на протяжении игры (Атли даже начнёт подражать), в конце Тунон спросит причину. Можете ответить, что научились у него — получите его убийственный взгляд на себе (к слову, в этой сцене Калио — одна из коллег-вершителей — хлопнет себе по лбу с комментарием «каков учитель, таков и ученик»).
  • Уныло, но практично — ветка Лидерства протагониста. Позволяет получить дополнительные слоты под заклинания, зелья и оружие, а также бафать и лечить сопартийцев. Также подобные перки имеют Лантри и Барик (и в меньшей степени — другие сопартийцы).
  • Ужас у холодильника — взаимодействие с Эдиктами сказывается на всех Вершителях Судеб, служащих в качестве проводников магии Кайрос, крайне губительно, они живут после таких событий лет десять от силы. Но ужас не в этом, а в последствиях, которые появляются у главного героя, который может разрешить все четыре Эдикта на Ярусах. Хлебнув чернил Лантри можно узнать, например, что зачитав и завершив Эдикт Огня, Вершитель постоянно чувствует запах костра и предметы в руках становятся очень тёплыми. И это самое безобидное. Хотя, чернила эти явно с наркотическим эффектом, так что это могут быть и «глюки».
  • Фэнтезийный феминизм — в Империи мужчины и женщины полностью равны, в Ярусах есть определенная специфика наследования имущества, но в остальном они так же равны.
    • Педаль в пол у зверолюдов — их самки крупнее самцов, поэтому и правят племенами.
  • Хищное растение — как минимум в Ярусах встречается подобное. Крупный плющ, охватывает жертву шипастыми лозами (шипы также отравленные) и высасывает кровь.
  • Храмовники и элитная армия — Опальные. Для них понятия о воинской чести, отваге и верности отнюдь не пустой звук. Но к врагам Рейха Кайроса они абсолютно беспощадны.
  • Хренполучий — лазурит, кровь из носу, требуемый Скаловержцам.
  • Хроническое спиннокинжальное расстройство — в Алом Хоре это в порядке вещей. Сплошь и рядом десятники ватаг помирают от ножа в спину или яда. Да и Вершитель такое может устроить — при первом завоевании поддержать одну армию, затем — другую, а потом и вовсе помогать бунтовщикам Ярусов, дабы в финале покориться Кайросу.
  • Человек массового поражения — многие архонты, но зависит от их собственных проявлений (к примеру Бледен Марк, Грейвен Аше и Голоса Нерата на подобное неспособны). Тунон может открывать бездонные ямы размером в городские кварталы (с учётом размеров городов начала Железного века), Сирин ещё в детстве повергла всех в своей родной деревне в ярость берсерка, когда за неё пришли из Алого Хора (из всех присутствующих выжил только один хорист, по удаче попавший под испытываемый Сирин страх, а не гнев, и вовремя давший ноги), Каирн с его геокинезом и так далее.
    • Кайрос со своими Эдиктами. А затем ещё и протагонист.
    • Во внутриигровой энциклопедии описывается случай, когда некий экзарх огня сразился с тогдашным архонтом огня, Солнечной Королевой, за титул архонта (до Кайроса был только один архонт определенной стихии, все остальные звались экзархами. С Кайросом архонтами зовутся экзархи, которые преклонили колени перед Владыкой). Результатом стала огромная выжженная пустошь на востоке Терратуса.
  • Чёрно-красный — для всех опасный — однозначный зигзаг в случае Алого Хора. Да и сам протагонист может обзавести персональным знаменем такой расцветки.
  • Чёрно-серая мораль — внезапно субверсия. Поначалу Империю Кайроса старательно подают как зловещих угнетателей свободолюбивых жителей Ярусов, а потом обнаруживается что оные королевства далеко не белые и пушистые, да и Империя отнюдь не зловещий Мордор с обязательным каждодневным пожиранием младенцев.
  • Что за идиот! — только это можно подумать про Атли и Таркис Арри, если Вершитель решит присоединиться к повстанцам. Сговориться в тайном месте о присяге слуге Кайрос и вместо того, чтобы исполнить задуманное сразу же и отвести Вершителя в Зал Вознесения, они посылают его обратно в лагерь и ждут осады, чтобы отбиваться от войск Империи.
    • Ситуация подсвечена — можно предложить им это, мол, раз собрались, пусть сразу отправимся в Зал Вознесения. Таркис Арри откажет и отметит, что хоть в данном случае Эдикт Казни работает за гвардию Вендриенов — Аше и Голоса Нерата не могут получить подкрепления (Кайрос обрушила проходы в долину, чтобы никто не сбежал или не оттянул подавление мятежа ожиданием подкрепления) и это заставляет им действовать поспешно (да, трюк с Днём Клинков в игре не проработан настолько глубоко). Она надеется сразиться и обескровить Опальных и Алый Хор, пока из-за Эдикта у них не хватает сил и ресурсов, а не после того, как они станут ещё сильнее после открытия прохода через горы.
    • Также думают про самого Вершителя окружающие, когда он принимается подыгрывать повстанцам в первом акте. Хотя идея попробовать договориться с гвардией, имея на руках двух архонтов, которые до смерти друг друга не любят, не так уж и плоха на фоне неминуемой смерти от Эдикта Казни.
  • Шлем — это не круто — если игрок так считает, то может отключить отображение шлема у протагониста или любого члена его команды (кроме Барика и Сирин, к которым шлемы прикручены намертво по лору).
  • Штаб-квартира игрока — пять Шпилей, соединённых телепортами. Позволяют устроить целую базу с кузницей, лазаретом, библиотекой в роли НИИ и учебкой, а также укомплектовать её поставщиками ресурсов, торговцами и тренерами.
  • Я не страдаю безумием, я им наслаждаюсь — золотой эталон в лице Голосов Нерата.
  • Я пришёл договориться — Вершитель почти в каждом диалоге может утверждать что пришел говорить, а не драться. Говорить получается не всегда.
  • Я псих, но не идиот — Голоса Нерата кажется совершенно невменяемым созданием, однако вполне профпригоден и способен руководить как армией, так и спецслужбами магии/шпионажа.

Примечания[править]

  1. Хотя именование противников Империи Кайроса «Добром» — сильное преувеличение. Это скорее римские завоевания, чем противостояние абстрактных светлых и тёмных сил.
  2. Пытались добиться бессмертия высасыванием жизни из других людей... и открыли такой сигил. Потом пришли войска Кайрос(а) и навели порядок, а весь культ вырезали.
  3. Для Икарикса всё пошло слишком так — Кайрос, поразмыслив, что в дискуссиях с ним/ней Икарикс постоянно побеждал, запросто понял(а), что он отматывал время каждый раз, когда терпел неудачу.