Нескоро-нескоро

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Сериал НЕ об этом времени, но символическая заставка неплохо характеризует явление.

Нескоро-нескоро — противотроп Давным-давно. Обычно считается, что сказки и легенды имели место именно давным-давно, когда трава была зеленее. Но некоторые авторы возразят, что это всё будет в будущем (или повторится в будущем, если уже было давным-давно), тогда и трава снова станет зеленее. Или наоборот, пожухнет ещё больше. Словом, как для нас времена до 4 тысячелетия до н. э. являются доисторическими, так для жителей «нескоро-нескоро» доисторическим будет наше время. Все исторические сведения о нас будут утрачены, смысл археологических артефактов, оставшихся от нас, будет невнятен, зато будут в обилии существовать сказки и легенды о временах великих богатырей (или наоборот, ничтожных пигмеев), то есть, нас с вами.

Возможно, это произойдёт в результате какой-то катастрофы. Или возникнет постепенно. Может, тогда вдруг появится настоящая магия, а может, она незаметно присутствует уже сейчас, но тогда станет более открытой и распространённой. И желательно, чтобы почему-либо забыли, как делать порох и ряд других технологий (хотя необязательно). А ещё неплохо, чтобы события произведения разворачивались через большое время после этого изменения мира, чтобы к тому моменту уже были древние артефакты, гримуары, храмы и прочая замшелая старина волшебных времён. Хотя можно показать и само изменение мира.

Где встречается[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • С прикрученным фитильком — «Великое Кольцо» Ефремова. Жители 5-го тысячелетия могут понять большую часть находимых ими артефактов нашего времени, и представления об истории XX века у них в целом верные… но самые общие.
  • Поэма Иосифа Бродского Post aetatem nostram («После нашей эры»).
  • В. Давков, короткий рассказ «Обида». Хотя поначалу может показаться, что действие происходит «сейчас».
  • «Анастасия» Александра Бушкова.
    • У него же — субверсия в «Свароге». Самое смешное, что там же имеет место быть и субверсия на противотроп. А на самом деле — просто параллельная вселенная.
  • «Магам можно всё» супругов Дяченко. Поначалу читатель может подумать, что сюжет развивается в стандартном фэнтези-сеттинге, однако всё меняют повторяющиеся флэшбеки с подзаголовком «миллион лет назад», в которых описывается наше настоящее время. Впрочем, есть мнение, что «миллион» скорее преувеличение — в одном из эпизодов герой путешествует по подземелью, подозрительно напоминающему читателю киевское метро.
  • С. Юрченко, «Дороги Чёрного Хрусталя». Жителям Империи Цветов известно, что до появления Империи человечество было организовано как-то иначе и что произошёл некий катаклизм. Качество же сохранившейся информации оставляет желать лучшего:
    • Герб Храма Виндикар: Серп, прерывающий ненужные жизни, и Молот, крушащий врагов Империи. При этом широко образованный инквизитор замечает, что герба боялись ещё до появления Империи и Виндикар, считая это историческим парадоксом.
    • Маг-археолог обнаруживает в древних руинах табличку с надписью «под эгидой ООН», однако верно истолковать текст не может. Из-за того, что в принципе не может представить себе мир, в котором люди не разделены на Великие Дома.
    • Интеритус Прайм, место захоронения в стазисе первого Стража последнего Вестника. При этом видимые рука и часть головы Стража обладают очень характерной внешностью; это первый из девяти серийных Евангелионов. Сеттинг является продолжением кроссоверного фанфика «Игра Стражей». Кроссовер NGE / WH40k, Синдзи дорос до демонпринца Тзинча. Комплементация человечества превратилась в прорыв Варпа, благодаря чему Империя Цветов на первый взгляд напоминает сеттинг WHFB.
  • Алексей Доронин, «Странник» — человечество открыло бессмертие и с тех пор существует уже 50 миллионов лет.

На других языках[править]

  • Уильям Хоуп Ходжсон, «Ночная Земля». Время событий — через несколько миллиардов (!) лет после нашего времени. Точные даты не названы, но сам автор характеризует время так: «Если всё время жизни Вселенной приравнять к суткам, то мы живём примерно в час ночи, а Андрос родился в без пяти двенадцать ночи следующей». Солнце погасло, Земля разорена некими безымянными силами, представляющими собой смесь чу-чу и полных чудовищ. Человечество (несколько десятков млн. граждан) ютится в колоссальной стальной пирамиде, куда монстры пролезть (пока) не в состоянии. Технологии изготовления средств сдерживания врага давно утеряны, так что рассчитывать приходится только на то, что ещё работает.
  • Грег Бир, «Город в конце времен» — действие происходит через миллиард лет, заметно влияние предыдущего пункта.
  • Жозеф-Анри Рони-старший, «Гибель Земли» («La Mort de la Terre»). Точных дат там нет, но только агония человечества заняла 50 тысячелетий, и непонятно, сколько времени оно существовало до того (во всяком случае, про исчезновение домашних животных было сказано, что они не смогли приспособиться к новым условиям, потому как «трёхсоттысячелетнее вырождение уже истощило эволюционную энергию»).
  • Герберт Уэллс, «Машина времени». Заключительная часть книги описывает пребывание героя на Земле в 802701 году от Рождества Христова, среди элоев и морлоков, в которых за прошедшие тысячелетия превратились люди.
    • Не заключительная часть, а вся книга об этом. А в заключительной герой уже в более далеком будущем — в мире красного солнца.
  • Эдвард Морган Форстер, «Машина останавливается» (1909) — пессимистический ретро-прототип «Города и звёзд».
  • С. Лем, «Сказки роботов» и «Кибериада» — в некотором роде. Люди (земные ли люди?) успели создать роботов. Потом эти роботы от людей сбежали. Далее через многие поколения этими роботами были заселены далёкие уголки космоса. А люди остались в памяти как мифические (полумифические) монстры бледнотики. А в особо запущенных случаях на некоторых планетах роботы считают себя результатом «железной» эволюции.
  • «Дюна» — основные события происходят в далёком будущем (примерно через 20000 лет после наших дней), с человечеством, широко расселившимся по планетам других звёзд. Как и во многих других произведениях, технологический уровень ограничен (любые более-менее сложные вычислительные машины запрещены, чтобы избежать повторного восстания машин). Дворянство с наложницами, поединки на мечах, мистицизм, и всё это подаётся именно как научная фантастика.
  • «Колесо Времени» Роберта Джордана — много отсылок к современному миру как к далёкому прошлому. Впрочем, время там циклично.
  • Артур Кларк, «Город и звёзды» — через миллиард лет на Земле остался единственный (?) город Диаспар, население которого бесконечно воссоздаётся компьютером.
  • Гарри Гаррисон, «Стальная Крыса». Действие происходит в 32-м тысячелетии, человечество заселило три четверти Галактики, а Земля вот уже двадцать тысяч лет как уничтожена в ходе звёздной войны и забыта (никто даже не уверен, что она называлась именно Землёй, а не Грязью).
  • Айзек Азимов, цикл «Основание». В ранних (по времени написания) книгах действие происходит через 50 тысячелетий после наших дней, далее, в ходе сварки «Основания» и книг о роботах, осётр был урезан примерно вдвое.
  • Энн Маккефри, «Хроники Перна» — с прикрученным фитильком, так как действие происходит ещё и на другой планете. Далёкое будущее земных колонистов. Драконы выведены учёными из местных крылатых ящериц.
    • Также «Корабль, который пел» (далёкое будущее, где младенцев-инвалидов с развитым мозгом научились превращать в киборгов, которых затем делают «компьютерной» системой космических кораблей; почти все люди воспринимают их как ИИ, и только пилоты в курсе, что это живые люди) и «Хрустальная певица» (более близкое, но с тайной технологией, неотличимой от магии и известной ограниченному числу лиц).
  • Роберт Грейвс, «Семь дней на новом Крите» (Seven Days in New Crete) — утопия о том, как на Крите будущего (а затем это распространится и дальше) будут жить идеалистичным пасторальным классовым обществом, где один из пяти классов — волшебники и поэты, без технологий, при поклонении Тройной Богине-Матери.
    • Пол Андерсон, «Коридоры времени» — аналогично: в будущем будут жить пасторальным языческим обществом, но здесь это уже не утопия, а антиутопия.
  • Терри Брукс, «Шаннара» — после многочисленных войн Северная Америка распалась на четыре континента, часть людей мутировали в гномов, дворфов и троллей. А вот эльфы были всегда, просто раньше они прятались.
  • Джек Вэнс (да, тот самый, который придумал забывающиеся заклинания), «Умирающая Земля» — мрачное время незадолго до конца света, когда погаснет Солнце, а Луна уже улетела. Люди охотятся за старинными книгами заклинаний, а по диким местностям бродят вампиры и прочая нечисть.
  • Майкл Муркок, «Хроники Дориана Хоукмуна» — Земля старела. Смягчались её формы и несли на себе знаки времени. Пути её стали причудливы и неисповедимы, как жизнь человека в его последние, предсмертные годы. Правителям прошлого поклонятся как богам. Например, Гранбретанского бога войны зовут Чиршил. А в искусстве есть знаменитая драма «Король Сталин».
  • Брайан Олдисс, «Долгие сумерки Земли» — история развития земной цивилизации через 800 миллионов лет. Растения мутировали в нечто невероятно агрессивное и царствуют на медленно угасающей планете. Остатки человечества с трудом выживают в плотоядных джунглях или снегах крайнего Севера.
  • Филип Рив, «Хроники хищных городов» — перекорёженная несколькими десятками апокалипсисов Земля, где Ла-Манш пересох, а посреди Евразии протянулись горы Тангейзера. Вынесенные в заглавие населённые пункты живут по законам муниципального дарвинизма: мегополисы поедают (буквально — хватая механическими челюстями и разбирая на запчасти) города, города — мухозажопински, мухозажопински — посёлки, посёлки творят рэкет над мелкими неподвижными поселениями. Жители съеденных становятся рабами пожравших, сословная мораль доходит до маразма, при этом ресурсы уже истощаются, мегаполисы начинают голодать и вот-вот набросятся друг на друга. Процветает идолопоклонство: в Лондоне молятся Николасу Куирку, поставившему его на колёса, а в Архангельске — богу-волку Изенгриму, христиан остались единицы, другие знакомые по современности религии и вовсе вымерли. По другую сторону Гималаев, отгородившись Батмункх-Гомпой, сидят лигисты-противники движения, стоящие своих оппонентов. Периодически из глубины веков вылезает рабочий археотех — и не секрет летающих машин тяжелее воздуха или вермишели, а кошмарная «Медуза» или суперсолдаты-Сталкеры.
  • Роберт Силверберг, «Как мы ездили смотреть конец света» — новый аттракцион предлагает съездить в будущее и посмотреть на конец света (почему-то у каждой группы разный). Пока туристы на вечеринке обсуждают, кто что видел, вялотекущий конец света происходит вокруг.

Кино[править]

  • «Ниндзя-киборг» («Ниндзя будущего», Mirai Ninja, 1988 г.). В начале говорится, что действо происходит в далёком будущем. Только будущее это напоминает средневековую Японию с футуристическими элементами. Как дошли до жизни такой, даже не заостряется внимание, но можно предположить, что после как минимум одной катастрофы глобального масштаба. Есть клан хороших ниндзя и их враги Тёмный Повелитель с приспешниками. Кто последние по происхождению — инопланетяне, доморощенные мутанты или земные сверхъестественные сущности, также внимание не заостряется.

Мультфильмы[править]

  • «Когда-то давно…» Действие происходит или в далёком прошлом, или в далёком будущем. Или рассказчик ведёт своё повествование из неопределённого будущего.

Мультсериалы[править]

  • «Время приключений» — действие происходит после некоей «Войны Грибов». Как оказывается, имелась в виду ядерная война. В этом новом мире произойти может что угодно, вплоть до весьма сюрреалистичного, населяют его разные сказочные существа и говорящие животные (да что там, говорящее что угодно). А людей осталось немного, главный герой долгое время думал, что он последний.
  • «Охотники на драконов»: место действия — насыщенная кислородом космическая зона, куда заселились люди за много веков до основных событий. При этом они сохранили немало элементов земной культуры, хоть и приспособили их для жизни на воздушных островах. Вероятнее всего, это далёкие потомки космических колонистов, оставивших Землю (и есть мнение, что они вернулись именно к тому, во что превратилась Терра Матер за время их отсутствия). Драконы же больше всего напоминают мутировавших потомков земных животных и представляют угрозу для фауны, ещё сохранившей «морду лица».
  • «Горец» (мультсериал 1994—1996) — действие происходит в далёком будущем после некоего катаклизма, разрушившего цивилизацию, уклад жизни в основном откровенно средневековый, островков, где сохранились древние технологии, практически нет, за вычетом города под управлением Главгада.

Аниме и манга[править]

  • Shinsekai Yori — эталон тропа от аниме. Несмотря на сочную, цветастую графику, это постапокалиптическая антиутопия, дающая классике сто очков форы по мрачности, беспощадности, а главное — тягучему и удушающему ощущению абсолютной, тотальной безнадёжности, невозможности что-либо изменить.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — ещё один сочный аниме-шедевр. Тоже постапокалиптическая Земля с выжженными пустынями, подземными людьми, искусственно созданными мутантами, мехами и варп-двигателями на силе спирали, только, в противоположность предыдущему, на редкость весёлая, безбашенная и оптимистичная история с тоннами пафоса и героизма.
  • Туда же: Scrapped Princess — вроде бы классическое средневековье с рыцарями, храмовниками и драконами, но почему главное божество зовут Маузер? А драконы на самом деле — древние боевые ИИ.
  • Охотник на вампиров Ди. Не «эпоха после нашей», а «через две» — пост-пост-постапокалипсис. Вампиры всегда скрывались среди людей, но после ядерной войны они вышли из подполья и возглавили человечество, которое себя чуть не погубило. При помощи магии, продвинутой науки и личных сверхспособностей они построили блистательную империю. Но «сейчас», то есть в период описываемых событий, вампиры вымирают — они всё ещё могучи и опасны, но Землю в целом уже не контролируют. Человечество повторно научилось жить без кровососущих хозяев, хотя не сказать, чтобы слишком хорошо.
  • «Страна самоцветов» — яркая картина будущего (с, большей частью, жизнерадостной и сочной графикой), в котором даже уже отсутствуют подлинные люди, но зато живут и сосуществуют когда-то очень давно происшедшие от них гуманоиды с совершенно иными физиологическими свойствами и специфичным строем психики.
  • Dr. Stone — человечество окаменело на несколько тысячелетий, и первые люди стали выходить из подобного состояния тогда, когда от человеческих городов и следа не осталось, разрослись огромные тропические леса, а фауна здорово изменилась.
  • Bastard!! — действие происходит через несколько столетий в будущем. Несмотря на это мир населен кучей фэнтезийных существ и вновь вернулась магия. Главный герой — самый могущественный маг и антихрист, так как катастрофа, изменившая мир, — тот самый армагеддон, но не до конца завершённый.
  • Turn A Gundam — происходит после нескольких тысяч лет после апокалипсиса (судя по всему не первому). Наше будущее там невероятно далёкое прошлое.
  • «Перестану быть героем» — действия происходят спустя более 3000 лет после нападения демонов из портала на наш мир. То время называлась «эрой машин» и об этом времени осталось мало записей. К концу войны большинство достижений науки и техники было потеряно, зато появилась магия. А некоторые демоны поселились на Земле.
  • Blame! — события происходят в настолько далёком будущем, что за это время Земля успела превратиться сначала в экуменополис, а потом в гигаструктуру, которая поглотила собой Солнечную систему и продолжает бесконтрольно расширяться. А «чистых» людей, которые могли бы этой структурой управлять, не осталось, только мутанты, киборги да кремниевые.

Видеоигры[править]

  • Supreme Commander - война за межзвёздную ойкумену между тремя ветвями человечества, происходит на кануне пятого тысячелетия. Что характерно, те-же ОФЗ от нынешних англосаксов ментально и культурно похоже не отличаются... никак. Кибран в общем то тоже имеют преемственность - но она объясняется тем что они киборги живущие по сотни лет, а их лидер похоже вообще бессмертный. В технологическом плане - да и по меркам фантастики, отрыв от реальности более чем глубокий, сплошное нано, за минуты разворачиваемая промышленная база и межзвёздная телепортация.
  • Старый-старый, но от этого не менее прекрасный квест Loom — действие происходит аж в восьмом тысячелетии, где после какого-то Большого Ппца утеряны все технологии, зато появилась техномагия.
  • Guilty Gear — некоторые магические явления (например, призраки и вампиры) были ещё до «геарского» катаклизма. Но остальное… Особенно долбануло Россию, которая стала сказочным королевством с феечками-светлячками.
  • Nier: Automata — андроиды, вымершие люди и Земля, захваченная машинами, прилагаются. Время действия игры около 11 тысячелетия н. э.
  • Torment: Tides of Numeneraидейный продолжатель бессмертной классики Planescape: Torment, но в сеттинге Numenera (см. ниже).
  • Homeworld — местная галактика (реально существует: NGC 5194 — «Водоворот»), очень далёкая от нашей, заселена людьми давно.
  • Вангеры.
    • "Периметр" туда же. Путешествие через спанж составляет по сотне лет между каждым "пузырём". Сами люди под властью спиритов и в технологическом и тем более культурном плане - от нынешнего человечества оторвались бесконечно далеко. Стоит заметить, что не смотря на лютую наркоманию сюжета, местный вариант развития человечества, в далёком будущем и окружающих условиях, выглядит весьма убедительно.
  • Оригинальная вселенная Might and Magic — человечество известно как Древние (это не более чем догадка), ведёт звёздные войны с криганцами и строит искусственные планеты, а на забытых колониях сражаются рыцари с драконами. Сколько времени прошло, неизвестно, но явно очень много. Или это всё-таки параллельный мир? Автор правки не уверен, но ведь имена-то вполне земные, да и название одной из планет Терра вкупе с английскими аббревиатурами вроде VARN или XEEN как бы намекает. А ещё Древние знали, кто такой Линкольн, и помнили текст конституции США.
  • Horizon: Zero Dawn — первобытно-общинный строй на руинах цивилизации и роботы-животные.
  • Warframe — ни одной конкретной даты и никаких следов привычного человечества. Ясно только, что успели колонизировать всю Солнечную систему и неудачно сходить к одной из соседних звёзд.

Настольные игры[править]

  • Ну конечно, настолки Warhammer 40,000 — 38 000 лет до событий 40К или 28 000 до Ереси Хоруса. При том, что это космическое будущее, здесь присутствует моральный откат в средневековье, псионика, космические эльфы, орки и демоны… А помимо этого, есть и забытые планеты, где произошёл откат в действительно классическое средневековье и даже первобытные времена.
  • Numenera — действие происходит на земле через миллиард лет от нашего времени. Все местные артефакты — утерянные технологии прошлых цивилизаций.