Анти-Сью

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Надоели «Мэри Сью», то есть ходульно-распрекрасные, нереально-крутые и чрезмерно удачливые персонажи? А тут другая крайность: персонаж — полнейший неудачник.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Anti-Sue. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Что за сценическое лицо такое?.. Зачем столь ничтожному герою посвящать целых три пьесы?.. »
— Недоумение критиков середины 19 века по поводу «бальзаминовской трилогии» Островского

Большинство Молодых и Талантливых Авторов попросту не умеют создавать проработанных и сильных персонажей. Любой крутой у них получается мэрисьюшным, будь это хоть древний бог, хоть простой сержант полиции. При этом уровень тупизны и нереалистичности при раскрытии персонажа попросту зашкаливает. В итоге на выходе получаем очередной бредовый фолиант про похождения очередного Героя с Огромным Мечом и Древней Силой, который одним плевком разносит тысячи вражин, или о прекрасной, как тысяча розово-ванильных закатов на Венере, девушке, сражающей всех мужиков одним взглядом наповал на расстоянии в двадцать километров. Естественно, никакой популярности и известности такое творение своему демиургу не приносит. И какие же выводы делает наш МТА? Элементарно!

Вместо того, чтобы всерьёз задуматься над проработкой персонажа и приведением его могучих сил в более реалистичные рамки, автор принимает волевое решение — обратить процесс в другую крайность. Раньше ГГ мог плевком сносить целые армии? Теперь его может сбить плевком любой гопник. Раньше ГГ был, по мнению автора, обаятельным и харизматичным? Теперь он полное ничтожество и трус, которого презирают даже мойщики полов в Цитадели Тёмного Владыки. Его любили девушки? А теперь нет. А ещё лучше — пусть его изнасилуют противоестественным образом. Ему всегда везло? А теперь он и из дома выйти не может, чтобы его не побили и не ограбили, даже если никого, кроме него, вокруг не грабят и не бьют. В финале прилагается обязательная смерть довольно жалким образом. В результате становится не совсем понятно, зачем вообще было писать книгу про такого героя.

Надо отметить, что и в хорошей литературе герои часто терпят неудачи, лишаются родных, близких, имущества и конечностей, трусят, предают, садятся на наркотики и проваливают Главный Квест. Но в случае с Анти-Сью совершенно непонятно, почему именно этот герой терпит ото всех. Автор не может придумать внятный обоснуй для причин регулярных фейлов своего персонажа и потому просто ставит читателя перед фактом.

Виды Анти-Сью[править]

  • Хронический слабак — разновидность, особенно часто встречающаяся в фэнтези. Как правило, в творениях МТА ничем не отличается от всех прочих персонажей произведения, кроме того, что его может побить любой. Не потому даже, что он не умеет сражаться, а просто потому, что автору хочется нагнать дешёвой драмы.
  • Хронический подонок — убогий брат-близнец антигероя. В принципе, получается тогда, когда за создание антигероя берётся очередной «гений». Кроме омерзения (и опционально желания прибить), не вызывает ничего.
    • Самое интересное, такие типы встречаются и в реальной жизни, правда при этом у подонка должны быть ещё и определённого рода психиатрические проблемы, отсутствие обратной связи с реальностью, например.
    • Когда протагонист самоуверенный мерзавчик — это как раз этот случай.
  • Хронический неудачник — частый персонаж в творениях про попаданцев. В какую бы эпоху ни попал, тут же оказывается в полной заднице, откуда уже не вылезает. Как ни странно, многими за анти-сью не считается, поскольку в целом довольно реалистичен. Едва ли обычный офисный хомячок выжил бы в суровых условиях Тёмных Веков и стал бы мега-воителем, королём или хотя бы зажиточным крестьянином.
    • Изначально — «На тебе!» в адрес классических попаданцев, гениев тактики, стратегии и секса. Однако неожиданно сильно полюбился целевой аудитории, и всё заверте...
  • Дурак по жизни — «включает тупого» по любому поводу и, как следствие, получает в лицо от каждого встречного. Поскольку МТА обычно не обладает знаниями и опытом, то, во-первых, это маскирует незнание автором множества вещей, а во-вторых, в чём-то данные персонажи автобиографичны, хотя автор от этого старательно открещивается. Обычно включает в себя много патетики и страданий, которые намного реалистичнее, чем описание антуража, впрочем, от последней проблемы МТА уходит в фэнтези. Иногда пишется по просьбе психоаналитиков, дабы находящийся в глубокой депрессии никем не понятый автор мог излить на бумагу свои страдания и таким образом от них избавиться. Иногда эту чушь даже публикуют.

Анти-Сью классические и не очень[править]

Фольклор[править]

  • «Что ни делает дурак, всё он делает не так». И несколько авторских адаптаций этой сатирическо-сказочно-потешечной темы.
  • Скорее сетевой фольклор, чем литература: гуляющее по интернету сочинение, автор которого получил задание описать свою жизнь в Спарте. Писалось шутки ради (ну и чтобы потратить меньше времени, что уж там), но вполне реалистично. Полный текст: «Я родился в древней Спарте. Сразу после рождения меня понесли к каким-то старикам. Они осмотрели меня, решили что я слабый и больной и сбросили со скалы».

Театр[править]

  • Михайло Бальзаминов из трилогии А. Н. Островского (и экранизации с Вициным). Очевидна отсылка к фольклорному «дураку»-неудачнику, с деконструкцией. Даже «хэппи-энд» фальшив или чем-то омрачён, т. е. тоже деконструирован.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Антоний Погорельский (д.филос.и словес.н., акад. А. А. Перовский); «Чёрная курица, или Подземные жители» (1829). Алёша — типичнейшее Анти-Сью.
    • Впрочем, Чёрную курицу он таки спас (и её выкуп для него — Поступок).
  • Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» Н. В. Гоголь забросил недописанной как раз из-за того, что заглавный персонаж получался чем-то средним между предметом статьи и героем-пустышкой, а вменяемый сюжет с ним никак не вытанцовывался.
    • И Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели».
  • Павел Санаев, «Хроники Раздолбая»: ценный пример того, как предмет статьи может быть ГГ вполне отличной книги. Подросток, выведенный под ником Раздолбая (причём настолько заслуженно, что его настоящее имя автор умудряется так и не назвать… ни разу за всю книгу!) в целом, действительно является персоной, «достойной то ли слёз, то ли смеха» (с), однако при этом автор мастерски вписывает в сюжет целый букет серьёзных философских вопросов на фоне реалистично показанной «эпохи перемен»: от поздних восьмидесятых до ранних девяностых. Увы, но эта книга тоже не дописана: её развязка, по сути, является открытой концовкой, причём на самом, как говорится, интересном месте…
  • Владимир Кунин, «Иванов и Рабинович, или „Ай гоу ту Хайфа“» — собственно Иванов и Рабинович. Практически любое действие плавно переходит в эталонный трэш.
  • Между дьяволом и глубоким синим морем Олега Дивова — Джон Кеслер. Брошенный отцом и воспитываемый матерью-алкоголичкой, затравленный в школе из-за женственной внешности и так и не получивший среднего образования (не закончивший школу), перебивавшийся дерьмовой работой и даже не знавший, что на новом месте все — включая возлюбленную — считают его геем и «хорошей подружкой». Именно из-за этого он и влез в заговор: шпионкам просто не пришло в голову, что этот идиот может хоть что-то заметить и тем более сделать.
  • Вера Камша, «Отблески Этерны» — Ричард Окделл. Изначально был нормальным персонажем, но на определенном этапе почему-то стал объектом ненависти автора, из-за чего начал фейлить все, собирать пинки от всех персонажей, как положительных, так и не особо, довольно глупо умер, но по любому поводу поминается оставшимися в живых персонажами как образец всего плохого.
  • Георгий Смородинский, цикл «Темный Завет Ушедших» — пример из палаты мер и весов, ГГ действует в рабочем цикле: тупить, бездействовать, мучаться от «ослепляющей, нечеловеческой боли», вспоминать прошлые обиды, опять тупить.

Зарубежная[править]

Кино[править]

  • Французский комедийный фильм «Великолепный», пародирующий, в первую очередь, книги Яна Флеминга и Сан-Антонио (и ещё многих вполне конкретных, но менее одарённых и менее пародийных бульварных авторов — сценарист фильма явно разбирался в отрасли!), а также фильмы о Джеймсе Бонде. Литературный ремесленник строчит книжку за книжкой про супершпиона Боба Синклера, он же Боб Сен-Клер (в обеих ролях — писателя и этого Боба — снялся легендарный Жан-Поль Бельмондо). Но писатель мечтает попробовать себя в серьёзной литературе, а эта штамповка его уже задолбала. И вот, назло прохиндею-издателю (нагло обделяющему автора деньгами, но требующему всё новых и новых выпусков), супершпион Боб на страницах очередной книги превращается из беспросветно-непобедимого Марти Стю в полнейшего Анти-Сью. За короткое время Боб терпит множество поражений, посрамляется всеми мыслимыми способами, попадает в разнообразные нелепые ситуации: его бьют, он болеет, он едва не тонет в луже (буквально), и завершается всё тем, что Боб вообще влюбляется в Главгада, своего былого противника, и картинно уезжает с ним в ночь.
  • В своих ранних гонконгских фильмах Джеки Чан нередко стремился спародировать или деконструировать жанр «фильмов про кунг-фу», который на Востоке считался заштампованным уже тогда, в 1970-е годы. Джеки требовал от продюсеров, чтобы ему разрешили показать главного героя совершеннейшим Анти-Сью — до момента, когда герой выучится драться, или даже в течение всего фильма. Типичный герой Чана был простым парнем, даже немного растяпой, который дерётся только вынужденно и зачастую смешно. Этим он резко отличался от Брюса Ли, который и помыслить не мог, чтобы его персонаж не был крутым и побеждающим всех, вплоть до Чака Норриса.
  • Трилогия «Джонни Инглиш» — агент британской MI7. Отметились: Роуэн Аткинсон (АКА мистер Бин), Бен Миллер и Джон Малкович. Неудачливый недо-Бонд великолепен в своих проколах, и побеждает, несмотря на.
  • Таковы во многом типичные персонажи Пьера Ришара и Луи де Фюнеса. Педаль в пол — «Невезучие» с Ришаром, где ГГ настолько хронически не везёт, что он заражает этим других.
  • Фильм «Поворот» — протагонист терпит неудачи везде и повсюду.
  • Протагонист, сыгранный известным клоуном-мимом Вячеславом Полуниным, в странном и убогом поздне-рязановском фильме «Привет, дуралеи!». Он даже общественным транспортом не может воспользоваться без того, чтобы водитель не двинул ему в ухо (причём поделом).
  • Серия фильмов «Фантоцци» — Уго Фантоцци, на постоянных неприятностях которого и строится сюжет.
  • «Синьор Робинзон» с тем же Паоло Вилладжо в главной роли — вместо работящего Крузо на необитаемый остров попадает современный авторам фильма итальянский буржуа. Роби оказывается абсолютно беспомощен в диких условиях и выжил только потому, что настоящий Робинзон оставил на острове всё, что не мог увезти.
  • «Искусство боя» — здесь на основе тропа (представленного протагонистом) развернули целую трагедию, с редкими вкраплениями трагифарса, горькой сатиры нравов и совсем невесёлой пародии.

Мультфильмы[править]

  • Советская дилогия мультфильмов «Ох и Ах» — собственно, Ох. Депрессивный параноик, нытик, затворник. И, похоже, ипохондрик, а не настоящий тяжелобольной: в первом выпуске Ах убеждает его отказаться от ношения теплого свитера и зимней шапки летом, и никакой беды не приключается; а во втором выпуске Ох идёт с Ахом в довольно трудный (а для непривычного человека и подавно) поход — и ничего, в дороге не случилось никаких «приступов», «обострений» или «ухудшений»… такое чувство, что ухудшаться было и нечему.
  • «Пики-желторотик» (1974) — с прикрученным фитильком ибо глубокий флафф, так как развитие темы цензура бы не пропустила.
  • «Том и Джерри» — Том. Из палаты мер и весов. Случаи, когда он торжествует, можно по пальцам пересчитать (и вряд ли вообще стоит засчитывать те моменты, когда он торжествует именно потому, что временно объединился со своим закадычным врагом Джерри). И все случаи его побед — это исключения, лишь подтверждающие правило; чаще он всё-таки каждый раз в финале очередной короткой истории бывает посрамлённым и/или пострадавшим. Иногда он проигрывает, потому что слишком зол, слишком подл, слишком труслив, слишком глумлив, слишком упёрт, слишком глуп, слишком нагл, слишком алчен, слишком нарциссичен, слишком ленив... А иногда ему просто хронически не везёт, да и на поди. И всё это при том, что предприимчивость и смекалка у него имеются (в странном сочетании с глупостью), просто он не всегда способен этими полезными качествами грамотно воспользоваться. Порой — именно из-за вышеперечисленных пороков.
    • А он ещё и банально слабее и растяпистее, чем большинство уличных котов (Буч, Фрэнки, Молниеносный, Балда и т. п.), с которыми иногда враждует, а иногда дружит и пытается действовать заодно.
  • Койот Вайл. Горе-изобретатель, прости-господи-охотник-на-кукушек-подорожников, анти-супер-злодей, ходячее (и бегающее) позорище, обладатель мощной регенерации и просто симпатичный хищный зверёк. Которого ужас как жалко (вовсю пародируется троп «Одноногая собачка»). Но который сам во всём виноват. И да, Судьба определённо против него, а не за. Он не всегда безбожно тупит или «перемудряет» — нередко разработанные им ловушки срабатывают по закону Мерфи, часто с нарушением физических законов.

Мультсериалы[править]

  • «Пятерка за крутость» — Лестер. Он невероятно уродлив, беспросветно тупой, ничего не умеет, вдобавок ко всему ленивый, капризный, жадный, эгоистичный и в общем ничтожная личность. И при этом протагонист, придумывающий нелепые идеи, которым все всегда следуют.
  • «Мой Шумный Дом» — таким может на первый взгляд показаться Линкольн Лауд, особенно если судить по эпизодам «Талисман Неудачи», «Один среди мальчиков» и «Два мальчика и младенец». Вот только если посмотреть весь мультсериал внимательно, то можно увидеть, что Линкольн до Анти-Сью не достаёт. Дело в том, что многие серии Loud house являются баснями(не все из них бывают удачными), и Линкольну начинает не везти в тех случаях, когда он поступает слишком эгоистично. Например, в серии «Выжидательная тактика», где он просил у Лори, работающей в пиццерии, чтобы она позволяла Чендлеру пользоваться услугами пиццерии бесплатно, и в итоге старшей сестре пришлось бы все отрабатывать, если бы Линкольн не взял вину на себя. Кроме того, есть эпизоды, где Линкольн все-таки получает то, что он хочет: «Мастер убеждения», «Лауды налаживают контакт», а иногда бывает и так, что он получает не то, что он хотел, как например в самой первой серии «Один в темноте», где он пропустил спецвыпуск своего любимого шоу, но зато сумел снять в темном подвале свои приключения.
  • Бивис и Батт-Хэд же! Минимум разок они даже умерли (и, пока оба находились в аду, один сказал другому: «Во, хреново как, пельмень»). Но потом воскресли.
  • «Бешеный Джек-Пират» — Джек как нечто среднее между хроническим неудачником и хроническим подонком. Чем и доставляет.

Комиксы[править]

  • Les Aventures de Tintin — Пьер Дюпон и Поль Дюпонн (пополам с тропом «Тупой полицейский»)! То и дело падают на ровном месте — буквально. Фейлят почти всегда и везде. Из-за них чуть в полном составе не погибла целая космическая экспедиция, в том числе и они сами. В ракету они пробрались «нечаянными зайцами» — но в описываемом мире на дворе стояли ранние 1950-е, аппаратура была несовершенна, и регенераторы кислорода никак не были рассчитаны на семь шесть человек вместо четырёх, тем более что там и ещё один «заяц» обнаружился, уже преднамеренный. А маскоту экспедиции — белому вайрскому фокстерьеру — тоже чем-то дышать надо.

Аниме и манга[править]

  • Watamote — Томоко. Из палаты мер и весов.
  • Neon Genesis Evangelion — Синдзи Икари. Про него есть отдельная статья.
  • Bleach — Ичиго. После арки Сообщества Душ, где он, будучи простой школотой, дал просраться всем и каждому, он вдруг резко начал огребать от каждого встречного. Да, у него были душевные терзания, надо было показать крутость нового врага. Но в итоге, главный герой начал скакать как сердечный ритм — то победа всухую, то полный слив. Умудрился сдохнуть аж дважды (ДВАЖДЫ!), да ещё от одного и того же врага. Причём, каждый раз он становился сильнее просто потому что. Вот тут он огрёб просто так, а тут он уже этого же противника уделывает, хотя не случилось ни тренировок, ни получения новых сил. Собственно, своего дважды-убийцу он так и не смог замочить лично — убил роялем. Почему не ясно — уж что, а если бы он тогда победил, читатели бы поняли. Но нет, потом он отправился огребать уже от нового злодея. Собственно, по итогам, после арки Сообщества Душ (и битв с капитанами), он сумел лично своими силами победить всего троих противников: одного на факторе неожиданности, другого на банальном упорстве, третьего на супер-павер-апе. В итоге читатели больше любили наблюдать за другими персонажами, а ГГ уверенно отошёл на задний план и даже стал больше мешать, чем помогать. Вполне вероятно, это тоже стоило манге слива.
  • Medaka Box — Кумагава Мисоги. У парня своя атмосфера. Очень своя. Самый сильный самый слабый человек на Земле. Именно так. Теоретически, способен победить кого и что угодно даже не шелохнувшись. Но при этом перманентно проигрывает. Вечно огребает уйму ударов и повреждений, постоянно помирает, лажает в бою — при этом же, мгновенно может себя излечить, воскресает, умудряется слить всухую тех, кто сливает всех остальных персонажей. Терпит бесконечные фейлы исключительно из-за чудовищных тараканов в голове — железобетонно убеждён, что является полным говном, что самый слабый, тупой и плохой. Естественно, на деле всё чуть ли не наоборот — обладает дикой силой воли, часто помогает окружающим, очень предан своим друзьям (может поступать с ними грубо, изображать предательство, провоцировать, но в итоге, его действия всегда на пользу), кране умён и изобретателен, обаятелен и остёр на язык, да и вообще просто хороший человек. Но на фоне других персонажей, каждый из которых обладает убер-силой и показательно это демонстрирует, он со своей низкой самооценкой выглядит именно что настоящим Анти-Сью. Правда его великолепности это нисколько не умаляет.
  • Code Geass — Лелуш Ламперуж. Эталоннейший «дурак по жизни», который при недюженных интеллектуальных данных и способности весьма успешно организовать любое дело с такой же простотой лихо может его загубить из-за банального невнимания к деталям, просчётов и эмоциональной «перегрузки». Но самая большая его беда — неумение идти до конца при заявленном макиавеллизме, из-за чего любое успешное дело валится из-за неуместных моральных терзаний[1]. Наличие псионической абилки его не спасает — пользуется ей парень не слишком умело.
  • Shingeki no Kyojin — Эрена бьют все кому не лень. Однако с каждой аркой уровень крутизны главгероя растет как на дрожжах. А уж то, как он в 117—119 главах раскидывает одновременно двух шифтеров (один из которых в свое время отпинывал его аки боксерскую грушу) находясь под обстрелом третьего… Кажется, единственный титан, способный на данный момент одолеть Эрена — Колосс. Да и то, учитывая приобретенную силу Молотоборца
    • На самом деле, если вдуматься, Эрен представляет собой… деконструкцию тропа. Ведь даже в первом бою с Бронированным победа была у него практически в кармане даже без способности упрочнять кулаки, а Бронированного спасло лишь вмешательство Колосса. И даже в списке лучших кадетов он, как выяснилось, уступал лишь сверх-человеку, откровенным людям-плюс вроде Микасы Аккерман и ребятам, прошедшим через тяготы войны еще в детстве (если что, наличие силы титанов само по себе не добавляет лишних сил, лишь наделяет регенерацией). Сам за себя говорит даже момент сдачи экзамена на УПМ. Эрен облажался исключительно из-за поломки тренировочного устройства, но даже с бракованными тросами на мгновение умудрился удержать равновесие. А уж в упорстве и силе воли Эрен впереди планеты всей.
  • Хентайный эталонный пример — Саки Ёсида из культового и трешового Henshin Emergence. Весь её путь на самое дно обусловлен тем, что вокруг неё нет ни одного положительного персонажа, а лишь жестокие твари, желающие поиметь и унизить многострадальную школьницу.
  • Full Dive RPG — Хироси Юки. Собственно, в этом и есть основная идея сабжа — взять стандартное японское околоисекайное фэнтези и заменить в нем Марти Сью на Анти-Сью.
  • «Grimm Fairy Tales Classic»:
    • Серия «Волк и Лис» — беспросветно тупой злодей-протагонист Волк. В лесу его, вроде как, боятся, но стоит ему выйти на охоту, и он тут же превращается во всеобщее посмешище.
    • Серия «Красная Шапочка» — злодей-недотепа Волк, всю серию собиравший все шишки на ровном месте, стоило ему попытаться напасть хоть на кого-то.

Видеоигры[править]

  • Leisure Suit Larry — главный протагонист всей серии Ларри Лаффер, стареющий ловелас в неимоверно модном (в семидесятых; на момент начала игр это уже в безнадежное ретро) полиэстровом «костюме выходного дня»… мягко говоря, не пользующийся женским вниманием. Впрочем, здесь женщин можно понять: Ларри лысоват, дураковат, социально неуклюж и вообще о сексе задумался в 38 годиков. Да и с работы его выгнали именно по причине наступившего не к месту гормонального взрыва, который его коллеги успешно прошли ещё в средней школе. Кроме того, у него просто талант находить себе всякие приключения — то в лапы к КейДжиБи попадёт, то потеряет задним числом между сериями свою единственную чудом таки обретенную подругу. Стоит ли говорить, что изрядную часть юмора составляют не столько сами приключения, сколько множество возможностей досрочного завершения игры, в том числе и ну совсем уж невероятных.
  • Lester The Unlikely — игра на SNES, в которой приходится играть за хикковатого нёрда-неудачника Лестера, которому не повезло оказаться на тропическом острове (причём попал он туда, опять же, из-за своей рассеянности). Гейм-дизайнеры постарались на славу — Лестер как персонаж получился довольно хлипким и неуклюжим, падает от любого чиха, тяжёл в управлении и часто выходит из под контроля игрока, срываясь в панический бег, испугавшись какой-нибудь черепахи. AVGN в обзоре на эту игру выдержал лишь несколько уровней, после чего забросил — и очень даже напрасно, ведь по ходу игры Лестер понемножку поднимает самооценку и уровень крутизны, выпрямляет сутулую осанку, становится более лёгким в управлении, а под конец так и вовсе успешно сражается с настоящими пиратами.
  • Space Quest — космический уборщик, спаситель галактики, а иногда даже капитан корабля Роджер Вилко. На протяжении шести частей серии терпел унижения от суперзлодеев, от хороших парней, от страховых агентов и даже от собственной команды. Смеха ради выходил сухим из воды, благодаря стечению обстоятельств. Неприкрыто высмеивал Star Trek, Wing Commander и прочие концентраторы космо-штампов.

Музыка[править]

  • Возвращение — «Иван-дурак». Даже покончить с собой нормально не смог.

Примечания[править]

  1. Это уже ему подсвечивает Сузаку во время очередного избиения: «Раз уж собрался лгать — лги до конца!»