Любовь к черновику

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fan-Preferred Cut Content. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Троп о ситуациях, когда поклонники того или иного тайтла более-менее массово считают, что его ранняя версия, будь то альфа/бета-версия видеоигры или черновик книги, до смены концепции или глобальной переделки могла стать лучше, чем окончательное произведение.

Оправданность этого мнения бывает различной, хотя иногда его поддерживают даже создатели того или иного произведения, в некоторых случаях доделывая его в том направлении в котором собирались когда-то. В случае компьютерных игр, фанаты, порывшись в ресурсах игры, восстанавливают невыпущенный контент в модах: Unfinished Business для Baldur's Gate I-II, The Sith Lords Restored Content Mod для Star Wars: Knights of the Old Republic II: The Sith Lords, скандальный Hot Coffee для GTA: San Andreas.

Причины резких изменений могут быть разными, но в основном они делятся на 2 варианта.

  1. Из-за нехватки времени и финансирования из тайтла спешно выбрасывается всё, что только можно, чтобы уложится в нужные рамки.
  2. Неиспользованная концепция неестественно смотрится, перегружена деталями или скатывается в идиотский сюжет.

Особенно сильно выигрывают у окончательного произведения те черновики, которые никто толком не видел или которые остались в виде набросков. Никакое реальное произведение не сравнится с произведением, существующим в воображении поклонников!

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • BIONICLE — первое поколение серии по первоначальным задумкам должно было закончиться через три года (но держалось на плаву десять лет). Сюжет уже был расписан, откровения задуманы и оставлены на финал; но начались ретконы за кулисами, и многие концепции повисли в воздухе и не вписались в продолжение. Однако фанаты первой трёхлетки принялись раскапывать, по какому пути могла пойти глобальная история (в том числе есть такие энтузиасты в русском фэндоме). Пользуясь кучей ранних буклетов, выпущенных до старта серии, множеством комментариев создателей и восстанавливая сюжет по оставшимся намёкам, они практически отыскали другую серию у истоков основной франшизы.

Литература[править]

  • Легендариум Толкина — очень многие толкинисты любят «Историю Средиземья» намного больше опубликованного «Сильмариллиона».
    • Учитывая, что «Хоббит» и «Властелин Колец» — это только верхушка айсберга огромного авторского мира, а «Сильмариллион» уже составлен из черновиков — желающим углубиться в историю мира только любить черновик и остаётся.
    • Самые серьёзные фанфикционисты, такие как Некрасова, а вслед за ней и Чигиринская, черновики прошерстили очень внимательно и кое-что оттуда творчески применили. К примеру, Толкин на довольно раннем этапе отказался от концепции каукарэльдар — а вот в ПТСР они фактически возвращены в канон в лице Тхурингвэтиль.
  • По черновикам «Дюны» Фрэнка Герберта его сын Герберт-младший и Кевин Андерсон создали роман «Планета пряности».
  • Есть мнение, что предшественница ЧКА, «Чёрные хроники Арды» — по сути разрозненный набор не связанных друг с другом микрорассказов, был посильнее финальной версии.
    • Там было довольно много глупостей и нелепостей (один «Дневник Маэдроса» чего стоит), но автор на тот момент еще не запуталась в своем визионерстве и черновик был последовательней той версии, что удостоилась публикации.
  • Повесть «Иное небо» Лазарчука гораздо лучше своей переработанной в роман версии «Все способные держать оружие» — ну по крайней мере по мнению автора правки. Роман слишком рыхл, пестрит чрезмерными сюжетными линиями и гигантским, но бессмысленным замыслом. А повесть — коротка, показывает эпизод в большой тайной войне (и цепочку бед-трипов, куда уж у Лазарчука без наркотиков), оставляя при этом некоторую загадку-макгаффин, которая будет прямым текстом названа в романе.
  • Многим нравится нецензурированный вариант «Сказки о Тройке» Стругацких. Автор правки считает, что от вырезания трети книги и добавления связного сюжета повесть («журнальный вариант») только выиграла.
    • Также многим «Беспокойство» нравится куда больше итоговой «Улитки на склоне». По мнению автора правки линия приключений Атоса/Кандида в Лесу куда органичнее сочетается с научно-фантастическими сеттингом Полудня, чем с кафкианским сюром Управления.
  • Последняя книга цикла А. Волкова о Волшебной стране «Тайна заброшенного замка» сама по себе вызывает проблему противоположных оценок, но многими читателями гораздо благосклонней принимается сокращенная газетная версия 1976 года, нежели посмертная книжная редакция, в которой появилось множество противоречий как с описанным в предыдущих книгах сеттингом, так и внутренних, странных сюжетных ходов и просто нелепостей и алогизмов (часть из которых, возможно, лежит на совести редактора).
  • «Ларец Марии Медичи» Еремея Парнова — внутримировой пример: одна из сюжетных линий связана с поисками черновика картины Врубеля «Демон», который якобы намного круче финального варианта.
    • Ещё один внутримировой пример — в книге Терри Пратчетта «Добрые предзнаменования». Сейф Кроули закрывает эскиз «Моны Лизы», который даже сам Леонардо считал более удачной работой, чем законченная картина. И в сериале этот эскиз тоже можно увидеть.
  • Пополам с музыкой — первая версия «Легенды о принце». Гораздо более связный сюжет безо всякой мистики, Гришнов — злобный и коварный тип, Зерг — вспыльчивый мальчишка, поддавшийся на гришновскую провокацию, зато его друзья гораздо более глубокие персонажи.
  • Черновики «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова — отличное чтение! Даёт частичный ответ на вопрос «Какого чёрта в бортковской экранизации столько „НКВДшной тематики“?», да и отношение Булгакова к религии высвечивает гораздо яснее.
  • Отблески Этерны. Первые версии книг Веры Камши (до переработок) нравятся большему количеству людей, чем подогнанные под продолжение. Кроме того, существуют довольно подробные реконструкции, в которых читатели пытаются восстановить изначальную авторскую задумку, какой она была до того, как цикл непотребно распух, а сюжет пал жертвой принципа Кицума, основываясь на старых интервью, постах автора на форуме и фрагментах книг.

Кино[править]

  • Навряд ли «Звёздные войны» были бы лучше, останься они на уровне черновиков и ранних набросков Маккуорри, но шарм черновых версий заставляет возвращаться к ним и фанатов, и издателей, и авторов нового канона (отсылки в «Изгое-один» и визуальном стиле «Повстанцев», например, или Рей как аналог концепции «Люка-девушки».)
    • Есть и черновики Джорджа Лукаса для новой трилогии. Правда, их никто особо не любит, потому что, похоже, Джордж там убил бы своё детище покруче Диснея.
    • Отдельного упоминания заслуживает «Star Wars: The Last Jedi», и особенно адмирал Эмилин Холдо, героиня Лоры Дёрн. Впервые она появилась на страницах книги Клаудии Грэй «Лея, принцесса Альдераана» в виде эдакой «космической Луны Лавгуд»: экстравагантно одевалась и красила волосы в дикие цвета, увлекалась астрологией и медитацией, выражалась загадками и странными метафорами и мечтала об опасных приключениях, чтобы «примириться с близостью и неизбежностью смерти», прямо в духе Дамблдора с его «смерть — это очередное приключение». Она моментально завоевала любовь фанатов… а потом вышел фильм, и оказалось, что в героине Дёрн от всего вышеперечисленного остались только волосы и одежда. Режиссёр признался, что изначально он хотел сделать её гораздо ближе к книжной версии (сама Лора сравнивала свою героиню с хиппи), но потом он решил, что она должна быть «посерьёзнее»[1] — и аудитория с ним по большей части не согласилась[2] (особо упёртые из них начали сбор денег на римейк).
  • «Дюна» Алехандро Ходоровски. Скажем только, что это был самый амбициозный кинопроект за всю историю, и, скорее всего, он рухнул бы под собственным весом, если бы спонсоры ещё раньше не перекрыли денежную артерию. А так можно посмотреть на концепт-арты Мёбиуса и Гигера и помечтать…
    • В последнее время стало модно раздувать значимость «Дюны» Ходоровски настолько, что ей, а не куда более известной книге-первоисточнику, приписывают всё влияние. В том числе на те произведения, где влияния «Дюны» вообще не было (на полном серьёзе теперь в сети пишут, что "без Ходоровски не было бы «Терминатора» и «Бегущего по лезвию») или где явно было только влияние книги («Звёздные войны», которые Лукас сочинял одновременно с тем, как Ходор (не)снимал свой фильм и, естественно, не таскал свои наработки ему посмотреть). Учитывая, насколько всё перечисленное не похоже на хиппово-кислотный сюр, который собирался снимать Ходо, его восхваляют те, кто даже с черновиками не ознакомился толком.
  • Многие фанаты «Терминатора» предпочитают считать каноничной ту версию Т2, что завершается сценой из светлого будущего (вырезанной в прокатной версии). Никаких продолжений не было!
    • Хотя с чисто логической точки зрения в этом случае совершенно не понятно, каким образом сын разыскиваемой преступницы пробился в сенаторы. Увы, но в этом плане Бомж Коннор из третьей части более реалистичен.
      • C чисто апокрифической точки зрения «сын за отца не ответчик», а лишившийся опекунов Джон мог обзавестись и очередными, пока убедившийся в правоте Сары доктор Зильберманн приходит в себя, а Сара продолжает лечение в его клинике (чем вам не вариант, кроме Сары в бегах?).
  • Апокрифический «первый сценарий „Матрицы“», породил чёртову тучу фанатских теорий «как оно должно было быть». Субверсия: этого черновика на самом деле не было, это выдумка Рунета.
    • Что, впрочем, не отменяет того факта, что этот сценарий намного сильнее получившейся размазанной бредятины. Да и, в отличие от нее, полностью соответствует канонической схеме развития сюжета: завязка - развитие - кульминация - поворот сюжета - развязка.
  • Во франшизе о Годзилле много черновиков, но один из самых любимых — «Годзилла против Грифона». Ну почему мы получили фильм Эмериха, а не это…
  • Чужой первый и единственный. В первоначальном сценарии не было «паразитического цикла» с лицехватом и грудоломом, злого робота и загадочного корабля. И объясняли, в кои-то веки, как чужой вырос за три часа до монстра. И то, какого лешего люди туда прилетели вообще! Готовы? На той планете была людская база-НИИ, где Чужой был создан людьми как "универсальный солдат" для зачистки территорий, но Чужой ожидаемо вышел из под контроля и убил всех на станции. Когда со станцией не было связи так с недельку, туда полетел осведомлённый об опасности ВОЕННЫЙ отряд космодесантников с учёными, чтобы выяснить, что случилось. Главным там был МУЖИК по фамилии... РИПЛИ! Чужой тихо проник на корабль и ел все запасы пищи, на коих и вырос, и лишь потом стал нападать на людей с голоду, и убил всех их в итоге, включая Рипли. Потом, поняв, что есть на свете ещё люди, и, так как он создан их убивать, Чужой превратился практически в человека и точным голосом капитана Далласа вызывал подмогу! Конец.. Но этот сценарий был страшным и типовым, но реалистичным, и в итоге имеем нелогичное нечто культового типа.
    • «Чужой 3» имеет с полдесятка альтернативных сценариев, в том числе от Уильяма Гибсона. Но самый популярный черновик — Нила Бломкампа, придуманный уже в наши дни. Студия рассматривала вариант его снять, даже Сигурни Уивер была за, но проект не состоялся. Многие клянут за это Ридли Скотта, который хотел заниматься франшизой сам, и вместо ностальгического боевика с крутой бабулей Рипли мы получили вопиющий неканон с целующимися андроидами.
    • Туда же сценарий фильма «Чужой: Инженеры» за авторством Джона Спейтса, который в итоге Ридли Скотт превратил в черновик, да-да, вы угадали, для фильма «Прометей». Там не было чёрной жижи, поисков бессмертия и события в итоге аккуратно приводили к первой части «Чужого».
  • Есть и неснятый черновик «Робокопа 2», который планируют взять за основу пятого фильма. Причём первоначально его должен был снимать всё тот же Бломкамп.
  • И несколько черновиков «Охотников за привидениями 3». Особенно фанатам нравится тот, что написал Макс Лэндис — вышло бы намного лучше «Охотниц» Фигга. В итоге отчасти просочилось в канон: «Наследники» не экранизация черновиков, но во многом в том же духе.

Телесериалы[править]

  • Вавилон-5 — нереализованные задумки Стражински заставляют грустно вздыхать многих фанатов.
  • Сверхъестественное — фанаты первых сезонов жалеют о том, что Крипке не дали логически закончить сериал и продюсеры зачем-то, сменив шоураннера, развели опухание сиквелов.

Мультсериалы[править]

  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — многим зрителям больше нравится продемонстрированный в одном из трейлеров, околоанимешный стиль графики, а не получившийся.
    • Суть не в графике, а в самом сюжете. В концептах у героев было несколько вариантов использования силы (Ледибаг, к примеру могла сражаться с помощью меча (или шпаги, концепты не дают особо разглядеть это), а Кот Нуар мог натурально создавать черные дыры. Вместо идеального Адриана Агреста был более мрачный и язвительный Феликс (который мог немного использовать силы разрушения и в обычной жизни), детрансформация Кота происходила после поцелуя, а Хлоя с Маринетт вполне мило общались. Однако Тома Астрюк все похерил, и поэтому теперь мы имеем что имеем.
  • My Little Pony — так называемый фаустканон, почитаемый еретиками от первых расколов. Суть есть слово покинувшей проект создательницы четвёртого поколения поняш, которую поначалу натурально обожествляли в фанатском творчестве.
  • RWBY — Многие считают, что после смерти Монти Оума, его наработки по сериалу изменили, и то что получилось, хуже его планов. Впрочем относительно широким массам фанатов, эти наработки, известны лишь урывками, по отдельным их упоминаниям Шейном Ньюэллом, в его рассказах и видео про изнанку Rooster Teeth, и создается впечатление что они были максимум в виде набросков, а не проработанного до мелочей сценария, на что часто намекают.
  • Первый сезон «Американского дракона» имел, конечно, недостатки, но резкая смена графона во втором сезоне у многих вызвала натуральный фейспалм.
  • The Owl House — изначальные эскизы Луз, Амити и Уиллоу (так называемые бета-версии) вызвали большой ажиотаж среди фанатов, обзавелись своими характерами (отличающимися от каноничных) и своей шипперской динамикой и заняли прочное место в фаноне. Порой в рамках альтернативных вселенных бета-персонажей вводят во вселенную вместе с окончательными версиями. Создательница сериала не возражает против такого интереса.

Аниме и манга[править]

  • Neon Genesis Evangelion — первая версия концовки аниме, которая, как метко выразился один из критиков, являлась «психоанализом, нарисованным фломастером на холодильнике». Но следующая новая версия, которая стала немного длинней и венчалась эпичным гранд-финалом, успокоила фанатов.
  • Code Geass — в первоначальной версии сериала никаких баталий с роботами не было, уровень развития военных технологий в сериале был бы сопоставим со временем выпуска его на экран. Также «поворотных точек» в альтернативно-исторической вселенной было всего две: поражение тринадцати колоний в войне за независимость и высадка Великой Армии на Британских островах. Неизменной фичей была только псионика (ну естественно, в заглавие-то вынесено!).
  • Fate/Stay Night — некоторые фанаты считают, что следуй он оригинальной идее, показанной в Fate/Prototype (темнее и острее, без изменений пола персонажей легенд и с большим упором на религию), он мог бы получиться гораздо лучше.
  • Boku no Hero Academia — на этапе проектирования манги вместо Мидории главным героем должен был быть вычеркнутый из лора Микумо Акатани, этакий «Бэтмен от мира Академии». И вычеркнут автором оригинала он был из-за излишней мрачности. Но фандом ничего не забывает, и Микумо нет-нет, да мелькает в фанфикшене.
  • Black Rock Shooter — собственно, именитый художник-иллюстратор Huke и придумал Стрелка как персонажа и образ, а вслед за ними — ещё Хозяйку смерти и Стрэнгф. И та троица добралась аж до экранизации. Но мало кто знает, что на волне вдохновения для той же вселенной он придумал ещё несколько персонажей: Black Matagi, Devil Girl, Black Cold Hunter, Dragon Slayer, Infinite Range Maid... Тем не менее, фандом о них прекрасно осведомлён, и вся их компания исправно появляется во всё том же фанфикшене.
    • А если серьёзно в медиа они таки засветились через игру — Puchitto★Rock Shooter. Конечно, это flash-браузерный платформер, но всё же...

Видеоигры[править]

  • Disciples 3 обычно не любили за баги и изменения в геймплее (стратегия как никак) и стилистике. Тем не менее, существовали и фанаты лора, возненавидевшие в первую очередь сомнительный сюжет, ненужные ретконы, полное игнорирование незавершённых сюжетных линий второй части и/или явный фаворитизм разработчиков в отношении Империи и в ущерб другим расам (особенно досталось эльфам). Оригинальный сюжет (от Strategy First, бывший логическим продолжением второй части) нравился им куда больше.
  • По сырым наработкам Serious Sam разрабатывается фанатская игра Serious Sam Origins.
  • Игра Duke Nukem: Forever разрабатывалась с 1996 до 2011 года (!), и всё это время разработчики кормили фанатов трейлерами. И в каждом трейлере презентовалась, по сути, новая игра! А то, что вышло на рынок в итоге, так разочаровало фанатов, что они создали свой собственный Duke Nukem Forever mod на старом движке, утянув туда все понравившиеся моменты из трейлеров.
  • Half-Life 2 — чуть ли не наиболее известный пример этого тропа. Бета второй части, сюжет которой был длиннее в несколько раз, была отменена, потому что, по словам разработчиков, была перегружена деталями и слабо раскрывала персонажей, кроме того, ещё хакер раскопал игру до его релиза и опубликовал его файлы по всему интернету.
  • Mass Effect 3 и его якобы «изначальный сценарий» с темной энергией от Дрю Карпишина. Это при том, что никакого полноценного сценария не было, и сам Карпишин говорит, что идея была «очень туманна и не слишком проработана».
  • S.T.A.L.K.E.R. — первая игра, с наполеоновскими планами и кучей интересных фишек, которые к релизу примерно поровну отсеялись из-за ненужности и труднореализуемости. Впрочем, это дало фанатам колоссальную почву для создания «того самого Сталкера».
  • Fallout 3 — когда права на вселенную перешли к Bethesda, наработки по проекту Van Buren, развивавшие идеи первых двух частей (экспансия НКР, внутренние и внешние конфликты Братства Стали, появление Легиона Цезаря), отправились на полку. Вместо развития Fallout 3 стал по сути лоскутным пересказом сюжета оригинальной дилогии (изгнание из Убежища, починка фильтра для воды, поиск ГЭККа, база супермутантов, борьба с Анклавом). И вдруг инверсия — Obsidian достали черновики с полки, подрихтовали и создали в значительной мере на их основе Fallout: New Vegas. Занятно, что с точки зрения построения и развития сюжета, New Vegas как раз является большим Fallout 3, чем сам Fallout 3, так как продолжает линию первых двух игр. А Fallout 3 скорее начинает новую историю со своим сюжетом, эстетикой и т.п.
    • Вторая часть из-за проблем с финансированием проекта на пути к релизу лишилась многих локаций и квестов, которые впоследствии были восстановлены любителями в моде Restoration Project, благо значительная часть материала уже была в файлах релизной версии игры.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — пример, когда подобное отношение к игре было оправдано, ибо тут серьёзные изменения происходили не из-за борьбы хорошего с лучшим, а необходимости из-за дедлайна выкинуть всё, что не до конца доделано.
  • Star Wars 1313, игра про криминальный мир «Звёздных войн». Насколько можно судить по сохранившимся концептам, была бы больше всего похожа на сериал «Мандалорец».
  • Doom Necromancer/Satanic mod — вроде бы всего лишь фанатское творчество, но очень уж продавливает педаль. В ходе балансировки, фичекатов и добавлений нового вышло так, что буквально каждая выложенная в Сеть автором версия — по-своему хороша. Да, именно по-своему. Да, обе ветви с указанными названиями.
  • С сильно прикрученным фитильком — «Серп и Молот». Игра получилась объективно лучше одноимённого мода к «Silent Storm: Часовые», из которого она выросла. Тем не менее, мод по-своему интересен и содержит сюжетные повороты, не вошедшие в финальную версию игры, а потому любим фанатами.
  • World of Warcraft — трудно поспорить с тем, что дополнение Warlords of Draenor вышло бы куда удачнее, если бы весь запланированный для него контент таки был реализован, а не пошёл под нож. Подробнее здесь.
  • Minecraft — после каждого крупного апдейта это новая игра, и не факт, что новшества всем нравятся. Рассинхронизация клиента и сервера в синглплеере вообще отбила кучу желающих в своё время.
    • Ой да ладно, после обновлений Нижнего Мира и пещер уже мало кто говорит, что раньше было лучше.
    • Но действительно попадающие под троп примеры тоже есть, например Небесный мир, изначально заменявший Край. Его собирались добавить в бете, но решили, что просто сделать антипод «адского» Нижнего мира было бы слишком банально. А игроки взяли и сделали моды типа Aether.
  • Окончательная версия «Гвента» настолько отличается от беты, что многие игроки её так и не приняли.
  • Spore — из финальной версии игры убрали так много интересных и полезных деталей, что многим игрокам итоговая версия показалась уж очень пресной, по сравнению с демо-версией. Некоторые принялись создавать моды, дающие похожие игровые возможности, как в изначальной варианте. Краткий обзор вырезанного контента.
  • The Witcher 3: Wild Hunt — изначально планировалось участие в сюжете Йорвета — Геральт должен был встретить эльфа в Новиграде. Квест Йорвета был связан с распространением чумы Катрионы среди нелюдей, а также с Роше и борьбой партизан за восстановление Темерии, однако по словам разработчиков, Йорвет не вписывался в игру, и по этой причине в финальную версию не попал. С одной стороны, Новиград и так получился перегруженным квестами и персонажами, с другой — фанаты пути Йорвета из второй части грустят.
  • Cyberpunk 2077 — детище той же студии пробивает педаль в пол. CD Projekt явно готовили настоящий шедевр… вот только на его допилинг требовалось ещё года два. В итоге в 2020-м свет увидела версия, где порезали кучу обещанных и разрабатывавшихся фишек, да ещё и забагованная на консолях. Остаётся надеяться на Cyberpunk 2078…
  • The Elder Scrolls — аверсия. Изначальная идея первой части заключалась в том, что это был гладиаторский симулятор с возможностью кооперативного прохождения вчетвером и только элементами RPG. Да, идея сама по себе интересная, но вряд ли бы игра снискала такую популярность и стала прародительницей настолько долгоживущей серии, если бы Bethesda осталась верной этой концепции, и подавляющее большинство фанатов с этим согласны, поскольку несогласные за давностью лет давно вымерли

Визуальные романы[править]

  • «Бесконечное лето» — множество споров о том, насколько получившаяся игра была бы лучше, если бы создавалась по своим изначальным разработкам. Хотя когда заходит речь о бутонах и легионерах, часть сторонников альфы меняет свое мнение.
  • Katawa Shoujo — альфа игры, которая была гораздо злее и драматичней оригинала, но с периодически провисающим сюжетом.

Примечания[править]

  1. Возрастные изменения, конечно, играют роль — в книге ей 16, а в фильме около 50 — но всё же люди меняются не настолько
  2. По словам одного фэна, её поступки в фильме выглядели бы гораздо естественнее в первоначальном варианте: «Я бы не удивился, что Луна Лавгуд не рассказала мне свой план, и поверил бы, что она при этом знает, что делает»