Фанатская экранизация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Существует некое литературное произведение (комикс, манга, либо игра), которое может быть связано с каким-либо фильмом, а может и не быть. У этого произведения набрался круг ценителей и почитателей. Все они ждут фильма (мультфильма) по произведению, либо продолжения/спин-оффа/кроссовера по произведению. А отечественный и зарубежный кинематограф не спешит радовать фанатов. Вот они и берут дело в свои руки, вооружаются кино- или видеокамерой, самодельным (реже покупным) реквизитом и начинают снимать. Бывают также и экранизации фанфиков. Также некоторые фан-фильмы являются юмористическими (сатирическими), основывающиеся на оригинальных произведениях: как комичное переосмысление и пародия существующего, так и анекдоты, связанные с франшизой. Иногда снимаются своего рода цитаты — ремейки фрагментов фильма (По «Звёздным войнам» мультяшных короткометражек полно, особенно с применением «Лего», например фрагмент 3-го эпизода практически один в один со звуком от русского дубляжа)

Характерные для фанфильмов явления[править]

  • Бюджет пишет сюжет — главное обстоятельство.
  • Два в одном и три в одном, Выйти на замену, Проблема Тома Бомбадила — может не хватить актёров. Или опять же бюджета для их оплаты.
  • Так плохо, что уже хорошо — бывает и такое.
  • Закадровый момент крутизны — когда любители снять нечто не в состоянии, т. к. нет соответствующего реквизита, декораций или ещё чего-либо. Хотя возможны и иные варианты.
  • Персонаж-призрак — обычно в ситуации, когда не подобрали актёра на ключевую роль, но тоже бывают исключения.
  • Хроника посреди фильма — авторы могут добавить и кинохроники для создания реалистичности. Иногда вместо хроники берут кадры из исходного произведения.
    • Иногда и ради прикола, подражая «Приключениям капитана Врунгеля». Как в «Изгороди вокруг Земли» по Е. и Л. Лукиным.
  • Правило прикольности — чтобы фильм не выглядел позорно, то некоторые спецдефекты и прочие недостатки лучше прикольно обыграть.
  • Ремейк — некоторые фильмы (особенно мультфильмы) представляют собой ремейки существующих кинокартин, если не полностью, то их фрагментов. Нередко фрагменты переосмысляются в юмористическом/сатирическом ключе.
  • Эффект неуловимого Джо — не всегда те, кому интересен фильм, могут его посмотреть, т. к. просто могут не знать о нём. Хотя в наше время почти все фэндомы так или иначе оставляют след в Интернете.
  • Ремастеринг — нечасто, но бывает и такое, если фанфильм полежал какое-то время у авторов со старыми спецэффектами, а спустя несколько лет они решили обновить спецэффекты, добавить ещё чего-то. Например, у авторов фильма появились новые программы для создания спецэффектов, либо они научились чему-то новому в кинематографическом деле. Или авторы постепенно снимают к своему творению сиквелы и приквелы, а переделывают исходный фильм, чтобы не было странностей в первой части.
    • Хотя бывает, что фанаты спустя год (и даже больше) в уже готовом фильме заметили несколько ляпов, ошибок (в том числе и грамматических) в титрах и т. п. Посему они решили слегка подправить по мелочи.
  • Перескиновка персонажей — если в фильме действующими лицами являются инопланетяне, роботы, орки, гоблины или иные фэнтезийные/фантастические существа, а делать кукол или моделировать на компьютере каждого слишком хлопотно. Вариант с куклами: делается несколько экземпляров, у которых можно менять костюмы, причёски, а при желании руки, ноги, щупальца, костюмы, глаза. Т. о. одна кукла может «сыграть» как минимум двух персонажей, а при определённом умении оба персонажа могут участвовать не просто в одной сцене, но даже в одном кадре. В ситуации, когда в кадре появляется на заднем плане толпа, то её можно сделать, сфотографировав имеющихся кукол и обрисовав каждую по несколько раз в «Фотошопе». После чего можно делать толпу мультипликацией. В случае с 3D-моделями — аналогично. Делается небольшое количество и меняются текстуры кожи существ, текстуры их одежды и проч. В некоторых случаях можно добавить шляпы, шлемы, поменять причёски.
    • В принципе, если войско Темного Властелина состоит из безликих головорезов, а костюмов мало, то некоторые из них для отдельных сцен можно переделать в «офицерские» или другого «рода войск»
    • Бывает, что для съемок сделали какой-нибудь макет. Экранизируемое произведение не входит ни в какие циклы (или у съемочной группы пропало желание снимать по другим произведения цикла, либо данное устройство далее нигде не фигурирует). Но макет оказался слишком хорош — поэтому его даже просто жалко прятать в сарай, а уж тем более разбирать или выбрасывать в связи с ненадобностью. Тогда этот макетик можно перекрасить, добавить/убавить несколько элементов и поставить где-нибудь на втором-третьем плане в совершенно другом фильме (причем даже по другому сеттингу). Получится пасхальное яйцо. Аналогично можно поступить и с куклами фантастических/фэнтезийных существ. А если одно-два существа в неперескинованном виде появятся в новом фильме по совсем другой вселенной, то это можно считать уже своеобразным камео.
  • Штаны Арагорна — если снимается фильм/мультик по рассказу/повести/роману, где что-то автор недоговаривает, то фанаты вполне могут изобразить свое видение, отличающееся от авторского, но не отмеченного словесно в исходном произведении. Если фанаты следуют канону франшизы, но в каноне описано скупо, в роде: «убил семиглавого дракона за лесом», «взорвал очередную боевую станцию рядом с Плюком» и т. п. Отсюда они сами решают насколько темным будет лес, что будет за лесом — горы, поля или водопады, а также как выглядит боевая станция и как взорвал — закурил в неположенном месте, оставил в реакторе бомбу или взломал через Пэинт систему самоликвидации.
  • За себя и за того парня — бывает, что один актер играет по несколько ролей.
    • В некоторых ситуациях это обусловлено количеством актеров.
  • Жестянщик — именно такие навыки проявляют реквизиторы и костюмеры любительских фильмов. Делается не обязательно из металла. Делаем роботов из останков старых магнитофонов, рыцарские доспехи из картона и консервных банок, мечи из старых лыж, а волшебные палочки/посохи из швабр и т. п. При этом в кадре все вышеперечисленное может смотреться вполне правдоподобно и не показывать своей истинной сути. Аналогично и костюмы. Мантию мага из банного халата, форму офицера (особенно если он в кино один такой в форме) из куртки, к которой можно прикрепить погоны, а плащи из занавесок (главное, чтобы рисунок был подходящим). Из тех же занавесок временно можно сделать и пышную юбку принцессы, если играющая ее актриса пришла в джинсах. Шлемы безликих головорезов можно делать из кастрюль, ведер или испорченных (хорошие жалко) сварочных масок. Также в магазинах в роде «все по одной цене» тоже можно набрать всяческих материалов для изготовления костюмов и реквизита.

Наиболее частые проблемы[править]

Поскольку бюджет у фанфильма весьма скромный (если вообще есть), а делают его зачастую любители без режиссёрского, операторского или иного «киношного» образования, то возникают наиболее характерные проблемы:

  • Чаще всего звук как в любительском видео из-за того, что снимают и озвучивают одновременно (например, звук сцены в лесу записали прямо на природе, и то, что говорят актёры, плохо слышно). Но бывает и наоборот — звук как в телефильме, если звук записывали отдельно (например, разговор в лесу озвучили в комнате, забыв наложить фоновые звуки леса).
  • Если озвучку «как профессионалы» решили записать отдельно то присутствует ещё и рассинхронизация с губами, так как актёры не профессионалы и просто не имеют привычки открывать и закрывать рот одновременно с персонажем на экране.
  • Спецдефекты — с прикрученным фитильком, поскольку иной раз спецэффекты, сделанные в гараже, могут быть просто превосходны для любительского уровня. При этом даже для самого плохого телесериала они покажутся слишком примитивными.
  • Эффект зловещей долины — нередко смоделированные на компьютере персонажи (реже куклы и нарисованные вручную персонажи) выглядят пугающе, хотя при этом могут быть по сюжету няшами и друзьями всему живому.
  • Грызть реквизит и Читать, как пономарь — актёры в таких фильмах зачастую являются любителями без какого-либо артистического образования.
  • Типа я Тарковский — иногда может получиться на выходе, хотя авторы хотели создать нечто совсем иное.
  • Кастинг-агентство «WTF?», вместе с Хэллоубобщиной и проч. — не всегда можно подобрать среди фанатов актёров, достаточно похожих на персонажей.
  • Кривой монтаж и Кривой перемонтаж — бывает и такое как с декорациями и реквизитом, так и с отснятым материалом. Перемонтаж может стать кривым, если пытались исправить неудачную версию, но сделали её ещё хуже.
  • Не совсем проблема Незнание — сила — не очень часто. Т. к. у авторов нет кинематографического образования и им никто не объяснял, чего делать нельзя. Поэтому иногда может получиться интересное решение. Это может быть как аудиовизульное решение, так и техническое.
    • К примеру, какой-нибудь забавный спецэффект (который для большого экрана и даже сериала устарел лет на 20).
    • Скажем, старт ракеты с дымом. Для дыма любители могут использовать смесь из парочки лекарств, продающихся в любой аптеке. Для детонации какой-нибудь нагревающий элемент, которому и шести пальчиковых батареек хватит, а то и просто лампочку накаливания на 12,6 вольт. Могут даже специальную ёмкость, встраиваемую в корпус корабля сделать. Взлетающая ракета неплохо смотрится в дыму, но дым этот больно вонючий, да и сработать такая пиротехника может слишком рано. Но при этом нет открытого огня, хотя в процессе реакции смесь нагревается. С другой стороны такого рода спецэффектам в кино (даже любительском) делать нечего.
    • Или применение для артикуляции мультяшных персонажей видеоредактора, в котором можно накладывать одно видео на другое. Т. е. делается несколько видеофайлов, где персонаж совершает абсолютно одинаковые движения, но в каждом файле у него своё выражение лица. Далее, опираясь на фонограмму, меняя фрагменты, можно сделать персонажа не просто говорящим, а весьма эмоциональным. Данный способ гораздо проще для любителя, чем традиционная мультипликация. Потренировавшись, можно научиться делать героев не менее выразительных, чем при методе обычной анимации.
  • Уникальный прототип — некоторые декорации, костюмы и единицы реквизита у компании любителей могут существовать только в единственном экземпляре. В случае утраты таковых восстановление невозможно: или дорого, или не из чего, или (самый мягкий случай) данные образцы исчезли из продажи.

Примеры[править]

Фанфильмы по литературным произведениям[править]

    • Cyberiada — фрагмент повести «О трёх машинах-рассказчицах», новелла про Дыдлака Самосына.
    • Electrobardo — уругвайская корометражка по рассказу «Электробард Трурля». Авторы стилизовали под немое кино и решили поприкалываться, насколько позволял хронометраж и формат.
    • Мультик «Трурль и Клапауций. Как уцелела Вселенная» — местами заумно, местами с экшн-поносом, но живо, хотя на грани вывиха мозга, если не вывих такового. Зато авторы показали, как выглядят баблохи, муравки, недоноги и прочие неизвестные сущности. Также в адаптации исправлена небольшая странность из первой части. В «Вероятностных драконах», действие которых происходит позднее, рассказывается как когда-то Трурль и Клапауций учились в Академии Небытия. И описание их учебы вроде как флешбэк о событиях, происходивших до начала «Кибериады». Т. е. Трурль по идее должен понимать разницу между понятиями «ничто» и «ничего», чего в рассказе не наблюдается. В мультике же он вроде бы забыл. А еще тут у Трурля мания величия на грани зашкаливающего самомнения — над дверью его дома написано: «Великий конструктор Трурль (друг и коллега великого конструктора Клапауция)». Кроме того, в мультике полно всевозможных отсылок и ради шутки присутствуют реальные бренды в роде «Науки и жизни».
    • Тоже «Как уцелела Вселенная», но уже польский фильм на 2,5 минуты «Jak ocalał świat»
    • «Машина Трурля» от семьи Андрющенко. Отчасти чувствуется влияние польского мультфильма по этому же рассказу. Только герои стали несколько человечнее и роднее. Фильм временно недоступен.
    • Trzej Elektrycerze — «Три электрыцаря» — компьютерный мультфильм. Местами затянут, а местами интересно продуман с инженерной точки зрения.
    • Те же электрыцари, в польском фильме-спектакле 2014 г. с таким же названием. В роли роботов человеки в костюмах, украшенных элементами из фольги. См. https://www.youtube.com/watch?v=neVNsB8qe_4
    • «Сказка о старинной цифровой машине, которая с драконом сражалась». Похоже, что творчество школьников. Сочетает в себе наивные рисунки на бумаге (персонажи) и не менее наивные рисунки в «Пэйнте» (декорации) https://www.youtube.com/watch?v=gjM3MtDAujI&t=136s
      • Похоже, что творчество обычных польских школьников — диафильм с озвучкой, пытающийся быть мультфильмом, «Про цифровую машину, которая с драконом сражалась». Может «зацепить» своей наивностью. Персонажи — рисунки на бумаге, декорации — рисунки в «Пэйнте». УКАЗАН МУЛЬТИК ДВА РАЗА, надо бы собрать в один пункт, оставить наиболее подходящие формулировки
  • С. Лем. Прочее.
    • Ийон Тихий, 7-е путешествие. Канадская короткометражка. Местами так плохо, что уже хорошо, точнее — прикольно, а космический корабль достаточно эпичен.
    • Начало романа «Фиаско» с фразами из «Эдема» — мультфильм Diglator.
  • «Женщина ниоткуда» (The woman from nowhere) по мотивам рассказа Нодара Думбадзе, 1978 г. Грузинская ССР, Батуми.
  • «Четырехмерная мышь» по одноименному рассказу Т. Собакина (А. Иванова) из журнала «Трамвай» от семьи Тафинцевых.
  • «Слово предоставляется» по рассказу В. Гончарова из журнала «Вокруг света».
    • С одной стороны, раздут в адаптации. С другой — персонажи все более-менее личности. И даже робот-уборщик стремится к безумной клевости. Капитан, как настоящий космический волк, ругается в стиле «якорь мне в глотку» (точнее, любимое его выражение — «Разрази меня антиматерия!»). С третьей стороны — планета с инопланетянами (а частично и звездолет людей) нарочито игрушечные. Это уж на любителя.
  • «Петров играет на скрипке» по рассказу-фельетону Олега Оппенгейма из журнала «Изобретатель рационализатор» (№ 9 за 1980 г.)? мультфильм с live-action фокусами-титрами.
  • «Загадка старого кладбища» (2008) — фанатская экранизация вышедшей в 1995 повести-ужастика Алексея Атеева. Ввиду бюджета в 10 тысяч долларов действие перенесено из начала 1950-х в современность, а главная героиня из предпенсионного баботанка превратилась в довольно молодую деваху, что вызывает разрывы в сюжете.
  • Воландеморт: Корни Наследника (2018) - итальянский фанфильм по мотивам Гарри Поттера, криптологическая предыстория Воландеморта, спрятавшего свои дневники аж в России, где магический КГБ ходит в мундирах Штази и лыжных масках с деталями от пылесосов. Сносное техническое качество нивелируется глуповатым сюжетом и плохими актёрами.
  • "Night Light — фильм по «Досье Дрездена».
  • Мультсериал с рисовкой под аниме по «Котам-Воителям» с опенингом, отрезанным от другого аниме.
  • «Только тело» — короткометражный триллер по одноимённому рассказу Льва Прозорова.

Фанфильмы по кинофраншизам[править]

  • „Звёздные войны“:
    • The Formula — считается одним из самых лучших и оригинальных фан-фильмов
    • Star Wars Gangsta Rap — обладатель the Audience Choice Award (2002)
    • TROOPS — обладатель the Pioneer Award (2002), один из самых первых фан-фильмов
    • Pink Five — обладатель George Lucas Selects Award (2003)
    • Pink Five Strikes Back — обладатель Audience Choice Award (2004)
    • For the Love of the Film — обладатель George Lucas Selects Award (2005)
    • Sith Apprentice — обладатель Audience Choice Award (2005)
    • Return of the Ewok — обладатель Pioneer Award (2005)
    • I.M.P.S.: The Relentless — фан-фильм с большим количеством спецэффектов
    • Наследие Скайуокеров (2008) — российский фильм.
    • Rebel Scum (2016) — короткометражка, снятая в духе оригинальной трилогии и с использованием stop motion. Ни Силы, ни форс-юзеров в ленте нет.
    • Darth Maul: Apperitince
    • Kara (2016) Главная героиня творит такое, что Дарт Вейдер задушил бы себя от зависти.
    • Ф. О. Р. С. (2006) — российский фан-фильм о фанатах ЗВ.
  • „Бэтмен“:
    • Бэтмен Эволюция
    • Бэтмен: Тупик (2003). Это ещё и кроссовер: Бэтмен сталкивается с… сами увидите с кем.
  • „Чужие“ и „Хищники“:
    • L. Hugueny — Чужие (мюзикл). Мультипликационная пародия
    • Alien: Isolation
    • „Хищник: Тёмные века“
  • Годзилла и прочие кайдзю и дайкайдзю кинокомпании „Тохо“ (TOHO). Великое множество.
    • „Годзилла против Гайгана. Битва за Землю“ (Godzilla Against Gigan The Battle For Earth). Любительский кукольный мультик.
    • „Годзилла и Мои маленькие пони“ (Godzilla meets My Little Pony). Кроссовер „Годзиллы“ и „Моих маленьких пони“ (См. версию на русском).
    • Godzilla:Vengeance

Фильмы по сериалам[править]

Фанфильмы по мультсериалам[править]

Фанфильмы по аниме и манге[править]

Фанфильмы по комиксам[править]

Фанфильмы по видеоиграм[править]

  • Half-Life
    • Half-Life: Escape from City 17. Даже не верится, что у этой короткометражки бюджет был всего 500$. Уж слишком вышло добротно. Действие фильма происходит во время событий Half-Life 2: Episode One. Цитадель готова вот-вот взорваться. Двое повстанцев, узнав, что последний поезд уже ушёл, вынуждены выбираться из города на своих двоих. К сожалению, на них сразу нападает Альянс. Фильм резко обрывается, как только в дело вступает вертолёт пришельцев.
    • Half-Life: Raise the Bar https://www.youtube.com/watch?v=YiKcWZHeMG4
    • Half-Life: Foxtrot Uniform https://www.youtube.com/watch?v=0Z6CfxZ4opE
    • Freeman’s Days. Day One — экранизация первой главы Half Life 2 от российских фанатов: https://www.youtube.com/watch?v=prkxiQsbu3M
  • Fallout: Nuka Break (в русском переводе — «Ядерный перекур»), два сезона из шести десятиминутных серий каждый. Приключения бывшего обитателя Убежища номер 10, который путешествует по постъядерной Калифорнии в компании гуля и беглой рабыни. Рейтинги каждого сезона на IMDb — больше 8, а это говорит о многом!
  • По Five Nights at Freddy's есть куча фанатских фильмов, и некоторые очень даже не плохи!
  • Touhou Project. Создатель франшизы, ZUN, против коммерциализации своего детища, поэтому все имеющиеся экранизации — фанатские. И среди них имеются такие выполненные на профессиональном уровне OVA-аниме, как, например:
    • «Musou Kakyou: A Summer Day’s Dream». Прославилось тем, что всех персонажей озвучивают профессиональные сейю. Рисовка первого эпизода была весьма паршивой, но потом стала значительно лучше. Сюжет представляет собой абсолютно отдельную, не связанную с оригиналом историю, подающуюся в комедийном ключе. Изначально планировалось 12 эпизодов, но по причине крайне медленных темпов создания (1 серия раз в 4 года) их количество было сокращено до 4-х (на данный момент выпущено 3).
    • «Gensou Mangekyou ~The Memories of Phantasm~». Знаменито очень качественной рисовкой, а также опенингами. При этом у аниме полностью отсутствует официальная озвучка, так как ZUN запретил её делать. На данный момент вышло 12 эпизодов, в которых авторы попытались экранизировать игры серии, однако, в итоге, получился вопиющий неканон в самом худшем своём проявлении. Впрочем, многим фанатам нравится.
    • «Hifuu Katsudou Kiroku: The Sealed Esoteric History». Ещё одно произведение с качественной рисовкой. Изначально задумывалась как экранизация историй из официальных музыкальных альбомов, но потом авторы решили отправиться в свободное плаванье и стали показывать на экране события, которые в оригинале были либо за кадром, либо не упоминались вообще. От предыдущих двух отличается большим количеством серьёзности и драмы, также наличием совершенно новых фанатских персонажей.
  • Ну куда же без «Тетриса»? Вот несколько:
  • Водопроводчик Марио в разных воплощениях:
  • Лара Крофт из Tomb Raider.
  • По мотивам игры «S.T.A.L.K.E.R.»
  • [Assassin’s Creed 4 Black Flagwatch по соответствующей игре
  • Bloodrayne Fan Film
  • Street Fighter x Tekken The Devil Within (самое удивительное в том, что драки в десятиминутном фанатском фильме поставлены лучше, чем в голливудских)
  • Papers, Please — короткометражка от Никиты Ордынского. Субверсия, так как была снята профессионалами.
  • Анимационный Arenas — смесь сюжетов оригинального Doom и Quake, приправленная моделями из Doom 3 и переработанными моделями из Quake II и III. Нам предлагается проследить путь «Дума» — протагониста оригинального Doom, волею судеб затянутого на «Вечную Арену», где ему предстоит повстречаться и узнать историю в том числе персонажей разных частей Quake, вместе с которыми ему придётся придумывать план побега, для чего потребуется разгадать некоторые тайны самой арены, а самим гладиаторам придётся вспомнить своё прошлое и кто они есть на самом деле. Первый сезон завершился успешным побегом. Во втором сезоне предполагались странствия по цепочке заброшенных миров-арен и встречи с новыми старыми знакомыми, но всё оборвалось на столкновении с Биттерманом, решившим спросить с бывшего товарища за то, что был однажды брошен на произвол судьбы. Продолжения, увы, уже давно не ожидается.

Фанфильмы по настольным играм[править]

  • Изобилием фанатских экранизаций славится вселенная Warhammer 40000.

Прочие фанфильмы[править]

  • Телепередача 1990-х «Волшебный мир, или Синема». Несколько раз объявлялись конкурсы любительских фильмов. В те времена кино- или видеокамера была далеко не у всех, видеомонтаж в домашних условиях представлял определенные сложности. Часть конкурсных работ представляла собой римейки и подражательства известным фильмам, хотя встречались и оригинальные истории.
  • Приключения ВИDа в Останкино — серия фанатских мультфильмов от Дениса «Drakonchik1989» Колобаева, повествующая о разборках за место в телевидении всем известного ВИDа и его сына Красного Квадрата (КК). Имеет во многом реальную основу: в конце 2000-х программы ВИDа стали слишком дорогими для производства, и большая часть его передач и акций была передана его дочерней компании «Красный Квадрат». Характерными особенностями этих мультфильмов являются логотипы телекомпаний в качестве персонажей и использование трёхмерных фонов и двухмерных персонажей (до третей части, там картинка стала полностью трёхмерной).
  • «Магия превыше всего» («Magic First») — короткометражка, вдохновлённая вселенной Гарри Поттера. Отличается далеко не любительским уровнем — это дипломная работа студентов ВГИКа и Московской Школы Кино, так что подход вполне основательный. Ещё одна отличительная особенность — действие фильма разворачивается в России, так что отсылки ко вселенной-первоисточнику чисто символические, да и собственных интересных «фишек» немало.
  • Посвящение "Союзмультфильму" https://www.youtube.com/watch?v=ibvBkEytyKU Е.Хомякова и ученики.