Сделано ради ностальгии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Nostalgia Level, Retraux Flashback, Stylistic Callback, Retraux. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Cuphead — лучшая видеоигра 1936 года!

Предположим, у нас есть какое-то старое произведение или даже целая серия. Оно, возможно, было выдающимся и популярным в своё время — по крайней мере, не забыто до сих пор, хоть ему и удалось избежать мучительной смерти от рака сиквелов и превращения в неживую франшизу.

И вот вы (вполне возможно, фанат оригинала, хотя может быть и так, что вы имеете отношение к его созданию и вам захотелось вернуться назад) создаёте то самое произведение заново. Или делаете сиквел — спустя кучу лет. В любом случае, вы делаете это прежде всего ради ностальгии. И зрители будут наслаждаться вашим произведением прежде всего ради неё же.

Надо сказать, создание таких вот ностальгических произведений — весьма выгодное мероприятие с коммерческой точки зрения, с высокой прибылью (фанаты оригинала из впечатлительных сопелек превратились во взрослых самостоятельных людей, готовых платить) и низкими рисками (дорожка-то уже протоптана). Из-за этого они зачастую имеют невысокую художественную ценность, состоя исключительно из фансервиса (в изначальном смысле этого слова), а то и просто-напросто являясь каким-то трешаком, паразитирующим на светлых воспоминаниях об оригинале. Впрочем, чаще всего всё не так плохо: искренняя любовь к оригиналу в руках умелого автора творит чудеса.

Часто, впрочем, бывает, что произведение отличается от конфетки для фанатов именно тем, что содержит отсылки в основном к первым и/или самым популярным частям франшизы, а другие, менее известные в лучшем случае упоминаются лишь вскользь, а в худшем — игнорируются.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Метавселенная Рудазова — второй том «Шумерских ночей». С одной стороны, Креол как персонаж автора откровенно подзадолбал. С другой — пара рассказов, не вошедших в первый сборник, в загашнике всё же оставалась, а вопрос «ну когда уже Креол?» — постоянная шутка в комментариях под каждой новой главой каждой новой книги на author.today. Так что Рудазовы (уже вдвоём) дописали-таки том — и не прогадали, даже несмотря на то, что первая его треть откровенно выморочена. Фанаты ёрзают на пятых точках в ожидании третьего тома, но с ним пока пауза — авторов как раз пропёрла «Семья волшебников».

Кино[править]

  • Конечно же, трилогия сиквелов Звёздные войны, снимаемая нарочито в стиле 1980-х (скорее, даже 70-х — уже к 1983 году «Возвращение джедая» было снято с умышленным толстым налетом ретро-стиля), в качестве концептуальной и художественной антитезы эпически-пафосной трилогии приквелов.
    • Отдельной категорией проходит седьмая часть, «Пробуждение силы». Фильм настолько сильно копирует «Новую надежду», что многие критики не упустили возможность упрекнуть режиссёра в трусости. Мол, побоялся сделать что-то новое и почти дословно процитировал самый первый (в порядке выхода) фильм серии.
  • Kung Fury, забавный инди-трибьют масс-культу 1980-90-х. Редкое оригинальное произведение в этой категории. Но — заодно и пародия.
  • «Терминатор: Генезис».
    • Под это в своё время попытались вырядить и «Терминатор: Восстание машин»: тут тебе и нычка с оружием Сары Коннор, успевшей умереть от лейкемии, и доктор Зильберман, которого подавали как бонус для фанатов. Но не вышло: фанаты плевались.
  • «Не бойся, я с тобой! 1919» — довольно своеобразный случай. По сюжету прошло 20 лет с первого фильма, а на самом деле — больше тридцати, и главные герои уже глубокие старики, поскольку их играют те же актеры (и даже эпизодическую роль конферансье снова исполняет тот же режиссер Юлий Гусман). Правда, непонятно, почему при кричащей со всех углов сиквельности один из главных героев превратился из Теймура Гаджиева в Теймураза Мамикбекова. Сменил имя и фамилию после своих былых приключений, привлёкших ненужное внимание властей?
  • «Неудержимые» и сиквел — трибьют боевикам 80-90-х, для съёмок в которых собрали чуть ли не всех актёров блокбастеров тех времён: Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Дольф Лундгрен, Джейсон Стетхем, Микки Рурк, Джет Ли.
  • «Пиксели» (2015) — вот тут режиссёры захотели выехать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на ностальгии. По сюжету фильма, в 1982 году учёные НАСА записали на видеокассету разные проявления массовой культуры и отправили её в космос. Среди всего прочего, на ней были записаны чемпионаты по аркадным играм тех лет (таких, как Pac-Man, Donkey Kong, Space Invaders). Наблюдая за тем, как компьютерные герои дерутся друг с другом насмерть, инопланетяне решили, что эти игры — правила ведения войны на Земле, а сама кассета — объявление этой войны. Теперь, в наши дни, инопланетяне в виде героев этих самых аркадных игр атакуют землю. И спасти планету могут только те, кто в 1980-х был чемпионом по тому самому «Пакмену» или «Данки Конгу». И действительно, визуальная составляющая фильма выполнена великолепно — огромные пиксельные (точнее, воксельные) герои игр 1980-х уничтожают ландшафт, живой человек карабкается по лестницам «Данки Конга»… Но больше в фильме ничего выдающегося и нет — шутки плоские, отношения между героями притянуты за уши…
  • «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — педаль в ДНОООО! морское. Страдает ровно той же болезнью, что и «Пробуждение Силы». Помимо копипасты из предыдущих частей (как сюжетной, так и визуальной), в фильме нет вообще ничего. Стоит ли говорить, что на одном этом он не выехал? За героев, в которых едва узнаются их прежние характеры, и за Салазара, настолько вторичного, что даже актёрский гений Хавьера Бардема не спас, попросту обидно.
  • «Первому игроку приготовиться» — фильм изобилует отсылками к различным вселенным (и к современным, и к более старым).
  • Мюзикл «Мамма миа!» 2008 года, основанный на пьесах группы АВВА 1960-70-х годов, действие которого происходит в конце 1990-х годов. Весь фильм — о любви к прошлому, которое плавно и незаметно перетекает в настоящее.
  • Captain Marvel — большой трибьют девяностым.
  • «Пустота (The Void)» — похоже, именно этим руководствовались создатели фильма. При просмотре неоднократно ловишь себя на мысли, что смотришь хоррор 80-х годов с аниматроникой, минимумом спецэффектов и кучей реверансов в сторону Лавкрафта, Баркера, Карпентера и ещё много чего/кого! Хотя, без известной проблемки, всё же, не обошлось…
  • «Безумный Макс: Дорога ярости» — минимум спецэффектов, гонки на тачках по раскалённой пустыне, колоритные персонажи и стильный ГлавГад. В общем, всё то, за что мы любим фильмы про Макса Рокатански. Офигеть, дайте две!
  • «Бамблби» — трибьют к первому мультсериалу о трансформерах. Персонажи были намеренно выполнены в стиле оригинальных дизайнов, звук трансформации такой же, как и в мультсериале, голоса персонажей более близки к оригинальным, события происходят во времена 80-ых, и фильм не страдает от экшн-поноса, в отличии от фильмов Майкла Бэя. Также местные трансформеры не являются картонными и двухмерными. Благодаря всем этим плюсам, фэндому трансформеров очень понравился фильм, в отличии от фильмов Бэя, которых в лучшем случае считают средними по качеству. Более того, фильм смотрибелен даже для тех, кто не является фанатом трансформеров, что также является большим плюсом.
  • «Мир Юрского периода» — море пасхалок и мелких деталей для знатоков франшизы. Второй «Мир…» в этом плане чуть более скромный. Зато в третьем вернулись изрядно постаревшие Алан Грант и Элли Сэттлер.[1] Которые в конце фильма опять сошлись друг с другом... Зрители рыдают и заранее прощают фильму косяки — спустя четверть века фанатские надежды наконец-то оправдались.
  • Экранизация «Generation П» очень старательно реконструирует эпоху 90-х, на которую завязан сюжет. Чего стоит демонстративное «Поле чудес» по телеку в эпизоде. Совсем ляпов, конечно, не избежали, но их заметить нелегко.
  • «Однажды в Голливуде» Тарантино весь посвящен мечтаниям о золотой эре Голливуда. А в определенной мере — ради ностальгии сделаны практически все фильмы Тарантино.
  • «Я проснулся рано в день моей смерти» — фильм по нереализованному сценарию Эда Вуда стилизован под эксплуатационное кино 1970-х. Хотя возможно, это способ замаскировать малобюджетность (и не сказать, чтобы успешно).
  • «Охотники за привидениями: Наследники» во многом повторяют оригинальный фильм 1984 года, хотя перед нами и смена караула. Сработало хорошо — критики встретили фильм сдержанно, зато зрители в целом довольны. Оно и понятно, особенно в свете «феминистического перезапуска» 2016 года с абсолютно противоположными результатами.
  • Практически все фильмы о Годзилле, снятые с 2010-х годов, как MonsterVerse, так и собственно японские. Причём грядущий «Годзилла: Минус один» визуально цитирует и MonsterVerse тоже.

Телесериалы[править]

  • «Happy Days» — концентрированная ностальгия по 1950-м, которые была популярна в 1980-е годы.
    • Знают именно за это. Для американцев (особенно для старшего поколения) главный герой Фонзи — это культовая фигура, многократно пародируемая и горячо любимая. Ну а за пределами США сериал знают как источник идиомы «jumping the shark». После серии, где Фонз прыгнул через эту обитательницу подводного мира, сериал стал уже не торт, и с тех пор так стали говорить про момент в истории шоу, после которого всё покатилось в абсурдные тартарары.
  • «That '70s Show» — ну, тут и из названия всё понятно.
  • «Восьмидесятые» и «90-е. Весело и громко» — тянут на кодификатор для постсоветского телевидения.
  • «Новый» «Доктор Кто» по отношению к «старому».
  • «Очень странные дела» — одно сплошное признание в любви к 1980-м, от сюжета в духе раннего Стивена Кинга до музыки, стилизованной под саундтреки Джона Карпентера, выглядящее, однако, для американцев (и не только), чьё детство пришлось на 1980-е годы, потешным шоу, в котором анахронизмов пруд пруди, а отсылки к поп-культуре тех лет даже не спрятаны, как пасхальные яйца, а торчат отовсюду и колют глаза, как иголки дикобраза.
  • Японские сериалы по «Путешествию на Запад» 1978—1979 и 2006 годов. В 11-й серии более поздней версии, уставшие и измученные жаждой монах сотоварищи находят заброшенный храм, в котором видят мужичка с кувшином воды, попивающего её с помощью специального черпачка. Радостно кинувшийся на добычу Сунь Укун получает черпачком по голове и роет носом песок. Мужичок же с интересом поднимает оброненный тем шест Цзиньгубан, после чего крутит его не хуже хозяина, на фоне выпученных глаз приключенцев (на минуточку, по канону шест весит чуть меньше 8 современных тонн и элементарно неподъёмен для всех людей и большинства небожителей) — после чего выясняется, что это Будда Шакьямуни собственной персоной. В роли Будды — популярный певец, актёр и т. д. Масааки Сакаи, сыгравший Укуна в сериале 70-х[2].
  • «Friends: Reunion» же! Даже добавить нечего.
  • «Звездный путь: Дальний космос-9», эпизод «Испытание триблами» — персонажи попадают в события серии «Проблемы с триблами» оригинального сериала, с мундирами-алкоголичками, женскими уставными сарафанчиками на два пальца (в толщину) ниже попы и прическами-вавилонами, с клингонами, представляющими собой людей с намазанными гуталином физиономиями, Баширом, первым же делом после переодевания выдающим историческое «я доктор, а не ХХХ (историк)»…

Телевидение[править]

  • «Masked singer» — самое основное значение этого развлекательного телешоу — угадываете знаменитостей под масками. Но оно бы не имело значения, если бы не исполняемые песни, причем как вышедшие сравнительно недавно («Dance Monkey» Tones and I, 2019 год; «Go Bananas» Little big, 2019 год), так и песни, известные еще в 1980-е годы («Holding Out for a Hero» Бонни Тайлер, 1984 год; «Beat it» Майкла Джексона, 1983 год), хотя встречаются песни и старше («Diamonds Are a Girl’s Best Friend» Мэрилин Монро, 1959 год; «Jaj Cica» (в России известен, как «Жить без женщин») из австро-венгерской оперетты «Сильва», 1915 год).
  • «Следствие вели» — весь об этом. Помимо раскрытия преступлений советских времен в этой передаче рассказывается про быт советского времени. При этом некоторые моменты показаны очень интересно. В том числе и 2-3 Каневских, исполняющих небольшую бытовую сценку. Обычно типичную для тех времен. Собственно такими рассказами о быте и жизни в СССР передача выгодно отличается от других «ретро-криминальных».

Мультсериалы[править]

  • «Обычное шоу» («Обычный мультик») — антураж этого произведения. Вроде бы в наше время дело происходит, но по приколу нарисована техника, одежда и многое другое явно из времен 1980-90-х. Даже подсвечено в серии про Хэллоуин, что сейчас «никто не говорит, как в восьмидесятые».
  • «Первобытный» — рисовка сознательно стилизована под «Флинтстоунов». При этом ироничному духу мультсериала «Первобытный» соответствует чуть менее, чем никак.
    • Если не брать во внимание рисовку — то это что-то наподобие «Когда миром правили динозавры».
  • Subway Surfers. Да, по игре сняли сериал.
  • «Ши-Ра и непобедимые принцессы» — в одной из серий Адора пытается составить серьезный план для захвата крепости с помощью внутримирового аналога игры Dungeons and Dragons, однако остальные принимают составление плана за игру и придумывают сценарии кто во что горазд. В интерпретации Стрелка все персонажи представлены в образе своих же персонажей из сериала 1985 года.

Мультфильмы[править]

  • «Batman: Return of the Caped Crusaders» (Бэтмен: Возвращение героев в масках, 2016) в стилистике телесериала 1960х (и к 50-летию такового). Помимо стилистики имеет немало иронических отсылок к оригинальному сериалу. Аналогично и продолжение «Бэтмен против Двуликого» (2017).
    • Плюс озвучка: Бэтмен-Уэйн — А.Уэст, Робин-Грейсон — Б.Уорд, Кошка — Дж. Ньюмар, игравшие этих же персонажей в сериале 1960х. Относительно того, насколько теперешние голоса актеров уместны спустя 50 лет, фанаты спорят.
  • «Бэтмен и Харли Куинн» (Batman and Harley Quinn, 2017). По некоторым версиям из ностальгии по мультсериалам «Бэтмен» (1992—1995) и «Новые приключения Бэтмена» (1995—1999). Рисовка, сюжетные ходы, кроме того, добавлены некоторые вещи, которые в сериалах 1990х не пропустили бы. Плюс есть элементы, отсылающие к телесериалу 1960х (начальная заставка и музыка, «закадровая» драка в «злодейском баре» и прочее по мелочи).
  • «Тролли» и «Зверопой», в которых звучат как песни, вышедшие сравнительно недавно («Shake it off» Тейлор Свифт, исполненный в 2014 году), так и песни, которые были известны еще в 1980-е годы («I’m Still Standing» Элтона Джона, 1984 год; «True Colors» Синди Лопер, 1986 год).
  • «Смурфики: Затерянная деревня». Сам мультфильм был сделан 3D графикой, однако при этом художники сумели максимально скопировать художественный стиль Пейо (художника оригинальных комиксов о Смурфиках). Когда Вероник Калифорд, дочь Пейо, оценила эскизы персонажей, она расплакалась от счастья.
  • «Снупи и Мелочь Пузатая». Похожий случай. Опять же персонажи приобрели объем, однако лица персонажей словно нарисованы прямо поверх кадра как в комиксах. Кстати, мультфильм был выпущен в 2015 году к юбилею комиксов (впервые вышел в 1950 году) и первого мультфильма (1965 год).

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Eureka Seven Ao. Нет, со времён оригинала прошло не так много времени, всего-то семь лет, но изменения в аниме-индустрии за это время произошли кардинальные. Отгремели такие эпохальные тайтлы, как Гуррен-Лаганн, Меланхолия Харухи Судзумии, Мадока и Clannad; Алхимика и Hellsing успели снять по второму кругу. Изменился сам формат вещания (с «квадрата» 4:3 на широкоэкранный), в мехе стало широко использоваться 3D. В условиях конкуренции с горами ранобе-комбикорма сериал реально смотрелся пришельцем из прошлого.
  • «Ano Natsu de Matteru» 2012 г. и по сюжету, теме, и по стилю в основном повторяет «Onegai Teacher» 2002 г. (у обоих сериалов одинаковые сценарист и дизайнер персонажей) и выглядит нарочито «старым».
  • Аниме «Cross Game» 2009 г. повторяет узнаваемую графику и перетасовывает сюжетные элементы ранних работ Мицуру Адати 1980-х гг., таких как «Touch» и «Miyuki».
  • Аниме-сериал «Bastard!!» 2022 года бережно старается воспроизвести бред и пошлость одноименных ОВАшек 1992 года.

Визуальные романы[править]

  • Ace Attorney — шестое, DLC-дело в Spirit of Justice, где фигурируют путешествия во времени. Всё, как в старой доброй трилогии: дело в руках Феникса и Эджворта, Фениксу помогает Майя, и заявляется Ларри Батц с камбэком. По мнению фанатов, дело простенькое: жертва погибла от удара тупым предметом, а убийца достаточно очевиден… У самого дела даже не только говорящее, но и символическое название: Turnabout Time Traveler.

Видеоигры[править]

(link)

The Messenger
  • Вы наверняка заметили, что чуть ли не половина всех выпущенных инди-игр по визуальному стилю подражают ретро-играм. Инди-разработчики смекнули, что ностальгия по играм эпохи NES и Sega Mega Drive приносит кучу денег, а пиксель-арт является дешёвым и доступным средством выражения художественной задумки. Кроме того, сами разработчики подобных игр провели детство именно за старыми приставками. Большая часть подобного контента, к сожалению, оставляют желать лучшего. Но иногда встречаются и поистине хорошие игры, которые могут зацепить даже графодрочера.
    • Должен вам отметить, что «классический» пиксель-арт выполняется растеризацией (и постеризацией) исходной картинки, которую должен нарисовать не слишком криворукий художник. И фоны и персонажей квестов «золотой эры» рисовали ВРУЧНУЮ. На кальках. Нужно обладать неслабым опытом, чтобы из нарисованного акрилом или цветными мелками персонажа при сжатии из «аналога» в 16 цветов на 64х64 пикселя получилось не пиксельное кубическое чмо, а Занция или Роджер Вилко.
  • Казаки 3. На момент релиза являлись урезанным и изрядно забагованным (как и все игры GSC в начале их жизненного цикла) клоном первой части. Впрочем, фанатам даже такой камбэк пришёлся по нраву, и количество положительных отзывов в Steam превышает количество отрицательных.
    • А затем случилось немыслимое — они наконец-таки разморозят разработку S.T.A.L.K.E.R. 2, который к моменту релиза тоже станет предметом статьи…
  • Carmageddon: Reincarnation. Задумывалась как ремейк оригинальной «кармы», но умения явно не хватило. Ре-ремейк Max Damage ситуацию радикально не исправил.
  • Doom III — имеется игральный автомат с заставкой к игре визуально похожий на тот самый Doom из 1993 года. Но желающих поиграть в неё ждёт жёсткий облом: вместо весёлого шутера вас ждёт мини-игра по избиванию курицы боксёрской перчаткой. Разработчики явно хотели пошутить, а получился в итоге грязный плевок в лицо фанатов.
  • Doom (2016). Геймплейно игра почти полностью аналогична старому Думу: отсутствие перезарядки, отсутствие рокет-джампов, отсутствие новомодного «взгляда через прицел», запутанный левел-дизайн, отсутствие регенерации и лежащие на земле аптечки, броня и патроны, радостно бегущие в атаку на главгероя монстры и разухабистые прыжки туда-сюда. Единственное нововведение — зрелищные добивания в рукопашной, не переключаясь на кулаки. Во времена экшенов из категории «укрытия, перекаты и регенерация» подобная игра выглядит белой вороной[3]. Как обычно, мнения критиков и игроков полярно разделились, кому-то это показалось свежей струей в мире ежегодной жвачки Call of Duty, кому-то — неуместным архаизмом в эпоху «после Half-Life 2 и Bioshock».
    • Автор правки советует юному школьнику, написавшему про «почти полностью аналогичную» игру, пройти классические уровни на новом движке. Игра ДИКО отличается от классического DOOM в первую очередь куда более высоким темпом игры и дисбалансным монстрятником в угоду современному стилю мясных шутеров и сетевому режиму. Особенно это заметно на примере shotgun guy-а, который в классике был проходным и тупым монстром (пусть и хорошо вооруженным), а в перезапуске превратился в ходячий танк с мощной бабахалкой и силовым щитом в полный силуэт! И эту гору мяса нужно одолеть пистолетом-единичкой, да.
      • А кому будет мало шотган гая, можете выйти с «плевалкой» против обновленного Пинки, в оригинале легко выбиваемого десятком выстрелов (лишь бы не подпустить вплотную).
    • Doom Eternal — в комнате, где живёт главный герой имеется компьютер, и если найти на одном из уровней секретку с дискетой, то можно запустить на нём самый первый Doom, после прохождения которого и ввода кода «FLYNNTAGGART» появится второй Doom
  • Wolfenstein: Old Blood — если заснуть на найденной кровати (по одной на уровень), то приснится ночной кошмар — уровни Wolfenstein 3D
    • Wolfenstein II: The New Colossus — на подводной лодке имеется игральный автомат, на котором можно пройти Wolfenstein 3D
    • Wolfenstein: Youngblood — ностальгия по 80-ым. Правда, сама оккупированная Америка 80-ых выглядит настолько клюквенно-нелепой, что игроки предпочитают закрывать глаза на игру.
  • Аналогично с Might and Magic X: Legacy — возрождение легендарной серии пошаговых RPG с большим упором на первую-пятую части, где нет регенерации и квестовых маркеров, почти нет заданий по типу «подай-принеси», нужно читать тексты квестов, чтобы понять, что делать, много головоломок и непростые враги, или непроходимый архаизм с маленьким миром и почти линейным сюжетом, который никому не нужен, когда есть «Скайрим»?
  • Римейк игры «Страйдер» 2014 г.
  • Серия игр Risen. Духовные наследники Gothic. Игры хорошие, но большинство игроков и критиков признали, что третья часть уже просто смирилась со своей ролью «дискотеки 90-х».
  • Skyrim, дополнение «Драконорожденный». На Солстхейме нам покажут пару-тройку грибных домиков Телванни и последнего живого силт страйдера. Покататься, правда, не выйдет, уж очень старый.
  • Starcraft 2: Legacy of The Void — третья кампания почти что целиком состоит из конфеток для фанатов: тут тебе и Айур во всей красе, и Феникс (вернее, внутримировая попытка его воссоздания в теле робота), и старая добрая музыка из оригинальной игры (пусть и переделана слегка), и юниты оттуда же (драгуны, риверы, арбитры, тёмные архоны, корсары).
  • Fallout: New Vegas: взяв особенность «Дикая пустошь», на выходе из первого городка можно найти холодильник со скелетом Индианы Джонса в его знаменитой шляпе внутри — отсылка к печально известному эпизоду из «Королевства хрустального черепа». Да и вообще, вся игра возвращает нас на Западное побережье к классической дилогии, где супермутанты помнят Мастера, от Анклава остались одни воспоминания и можно встретить Маркуса!
    • В Fallout 4 имеется целый квест с единственным в серии игр ребёнком-гулем, закрывшемся в холодильнике в момент падения бомб и просидевший в нём 210 лет (столько же, сколько и ГГ), удивительным образом не не сойдя с ума. Ну и локация с квестом нахоится в зеркально противоположном Сэнкчуари (и Волт-111) углу карты.
  • Cuphead же! Прекрасный оммаж одновременно мультфильмам 1930-х и платформерам 1980-х.
  • Far Cry 3: Blood Dragon сделан в стилистике мультфильмов 1980-х.
  • Workers & Resources: Soviet Republic — с одной стороны, у нас однозначная стилизация под СССР с соответствующими видами транспорта вроде «Икарусов» или электровозов ЧС, с другой — игра для ностальгирующих по играм вроде Transport Tycoon или Industry Giant.
  • Ion Fury — как бы не эталон: сходство и отсылки к Blood и Duke Nukem весьма очевидны и даже в качестве движка использовали тот самый Build из 90-х!
  • Mighty № 9 — делалось вроде для фанатов Мега Мужика, по тем же лекалам, но получилось хреново.
  • Evoland — интерактивная эволюция action/RPG от Game Boy до Playstation 2: на наших глазах графика обретает цвет, появляется звук, меняется геймплей. Основная часть все-таки посвящена эпохе Nintendo 64 и объединяет черты The Legend of Zelda и Final Fantasy.
  • Octopath Traveller — оммаж jRPG 16-битной эпохи, в первую очередь к Final Fantasy VI. Сама игра выполнена в необычной стилистике: она использует трёхмерную графику и современные шейдеры, но текстуры персонажей и окружения оформлены в стиле игр на SNES.
  • Pillars of Eternity — по сути та же Baldur's Gate, только с современной графикой. Внезапно оказалось, что желающих играть в это достаточно много, и это не обязательно олдфаги из девяностых, так что появилось множество идейных продолжателей.
  • Terminator: Resistance — игра по культовой франшизе, созданная истовыми фанатами для таких же фанатов.
  • Bloodstained: Ritual of the Night — делалась для фанатов серии Castlevania (особенно Castlevania: Symphony of the Night) одним из ключевых авторов и даже для написания музыки был приглашён тот же композитор. Вышло весьма добротно, хоть и несколько вторично. Также, ради ностальгии по ещё более древним частям, были выпущены две части Bloodstained: Curse of the Moon с восьмибитной графикой и музыкой.
  • Epic Mickey — действие игры происходит в мире, населенном забытыми персонажами из мультфильмов или кинофильмов диснея, причем как таких, о существовании которых узнаешь непосредственно из игры, так и не менее древние мультфильмы или кинофильмы, но известные и поныне (Питер Пэн, Дракон Пита).
  • Kingdom Hearts — аналогично, правда в серии есть свой, достаточно глубокий, сюжет, который обрамляет мини-сюжеты, происходящие в мирах диснея, а в некоторых частях (технически спин-оффах) миры диснея вообще не важны. Также есть как и старые, так и более современные на момент выхода мультфильмы или фильмы. Но прям забытых нет, так как миров не настолько прям много.
    • Также есть персонажи из Final Fantasy, то есть это типа кроссовер.
  • Super Mario Odyssey — в игре время от времени встречаются вставки стилизованные под 8-битные игры Dendy (даже фоновая музыка уровня сменяется на стилизованную под 8-битную игру аналог).
    • Вся серия New Super Mario была создана ради этого. Это тот же 2D Марио как в ретро-эпоху, но "новый", с современной на момент выхода графикой и новыми фишками. Super Mario Wonder туда же.
  • Sonic Generations — педаль в пол: игра о путешествии во времени в прошлые приключения Соника. Сюда же — Sonic the Hedgehog 4, продолжение классической трилогии игр о Сонике, вышедшее почти двадцать лет спустя. И забытое спустя какое-то время (а также признанное одной из если не худших, то самых слабых частей серии).
    • В последнее время серия очень сильно ударилась в троп: Sonic Mania — прямое продолжение классики (четвёртую часть Сега предпочла игнорировать), в Sonic Forces кампания за классического Соника… Хотя есть немало намёков, что злодей из Форсов — Инфинит — как-то связан с макгаффином Мании Фантомным Рубином...
    • И из-за курса доллара вышла ситуация, когда Origins Plus, ремастер классики стоит в 1.5 раза дороже, чем Sonic Frontiers, одна из самых высокобюджетных игр серии, хотя должно быть наоборот. А новая 2D-игра Sonic Superstars будет ещё дороже. Мда...
  • War Thunder на 1 апреля 2021 года устроили шуточный ивент «Чудесные виражи». Казалось бы, причём тут культовый мультсериал 1990х Чудеса на виражах?
  • Mortal Kombat 11 просто переполнен отсылками к оригинальной трилогии и фильму 1995года. Один только Шанг Цунг с лицом Тагавы чего стоит.
  • Dark Souls 3 — почти вся игра состоит из этого. Тут и сюжет, и локации, и некоторые персонажи являются чистейшими отсылками к первой части
    • Не столько ради ностальгии, сколько ради возврашения к корням после достаточно спорной 2 части. Ностальгии ради здесь сделан разве что дворец Олдрика с трупом великана в кузнице, все остальное — визуальные отсылки. Миядзаки, к слову, не раз говорил, что делает только законченные произвеления и является противником любых продолжений. Возвращение его к серии Souls — редчайшее исключение, призванное: а) разгрести непонятки второй части, б) наконец закончить серию и в) закончить на достойной ноте.
  • The Impossible Game 2 — разработчики первой части решили одновременно сыграть на ностальгии по ней и хайпануть на когда-то "позаимствовавшей" основу игры Geometry Dash, а также её мегаобновлении, которое на тот момент ещё не вышло. Поэтому они запилили сиквел к оригинальной The Impossible Game, накидав туда всяких механик, в переделанном виде позаимствованных из GD, её обновления 2.2, её же модов и пользовательских уровней. Ну и добавить мультиплеер. Ну и ещё выпустили её в F2P-виде на смартфонах, и только спустя год заанонсили в Стиме. В принципе, игра получилась неплохая, но, в отличие от гд, на постоянке играть она не подходит.
  • Собственно в гд есть нишевый подкласс приватных серверов по старым версиям, из которых единственным популярным является сервер обновления 1.9. Созданы для тех людей, которые хотят поностальгировать по этим самым версиям, когда всё было проще. В случае с сервером 1.9, на удивление, там попадаются уровни, заслуживающие "фичур" даже в 2.1, и несколько десятков уровней оттуда даже получили этот самый "рейт" или "фичур" на официальном сервере.

Музыка[править]

  • Нарочито «восьмидесятнический» клип на песню «Push it to the limit»: пополам с нарочито плохо.
  • Всевозможные воссоединения легендарных групп для прощально-юбилейного тура, эдакие пляски старых динозавров (как вариант — живых классиков). Собираем состав из тех, кто ещё жив, и даём кучу концертов с ностальгическими старыми хитами. Организаторы получают полные залы, участники набивают карманы космическими гонорарами, а постаревшие фанаты приводят детей, чтобы тоже повеселились, как мы лет 20 назад.
    • Примерно то же самое о концертах «Звезды 1970/1980/1990/2000-х» и им подобным.
    • Особенно сюрреалистично смотрятся ретро-выступления танцевальных групп вроде Aqua. Самые бодрые старички уж и согнуться-то не могут, а туда же… Но это только на видео. На концертах все норм, прилив ностальгических эндорфинов решает вопросы!
  • Charli XCX feat Troye Sivan — «1999».
  • В последние годы в клипах российских исполнителей стало модно отдавать дань 90-ым. Вот несколько примеров:
    • Дискотека авария — «Серенада».
    • Сергей Лазарев — «Lucky stranger».
    • Тима Белорусских — «Витаминка».
    • Макс Барских — «Берега» и «Неземная».
    • Дима Билан — «Про белые розы».
    • Polina — «В шоколаде».
    • Те100стерон — «Карамель».
    • DEAD BLONDE — «Мальчик на девятке».
  • Клип к «Звезда по имени Солнце», выпущенный к памяти Виктора Цоя в 2017 г., происходит весь в 80-х.
  • Аквариум — Месть Королевы Анны. Подражание картинке советских клипов 80-х.
  • Стилизация под музыку 80-90-х тоже популярна:
    • Sovietwave — интернет-направление в электронной музыке, имитирующее советские коллективы (вроде латвийской Zodiac или саундтрека к фильму «Сибириада» Эдуарда Артемьева) и пытающееся передать атмосферу того периода. Из-за разношёрстности музыки под это движение попадают коллективы разных жанров — от синтвейва до пост-панка. Среди известных коллективов — Артек Электроника, Уран-08, Маяк, Марксэн, Импульс-80, Электроника 302, Научно-Электронное Музыкальное Объединение, STEREOYUNOST, частично Молчат Дома.
    • Все или почти все творчество палеонтологическо-синтипоп группы «Кобыла и Трупоглазые Жабы Искали Цезию, Нашли Поздно Утром Свистящего Хна», группы «Студия-80», певицы Zivert… (добавлять примеры сюда).
    • Бывший воронежский проект Несмеяна — например, трек «Пьяный вечер», реконструкция диско 80-х.
    • Свердловские Екатеринбургские исполнители: Аудиопреступление — «Реки — твои глаза» (подражание перестроечной электронной попсе) и theabc — «Далеко» (синтвейв).
    • ЛАВА — «Цунами», подражание евродансу 90-х.
    • Практически единственный трек группы Electroton — «Italo-Record»: вполне удачное электронное техно.
  • «Громыка» же! Внешний вид музыкантов даже породил шутливый термин «политбюрок», манера исполнения отдаёт советским «застоем» и даже в качестве инструмента пытались использовать советский синтезатор 1970-х ФАЭМИ-мини.
  • Группа «Ляпис 98», созданная специально для фанатов старого доброго «Ляписа», которым не зашло то, что Михалок исполняет сейчас.

Прочее[править]

  • Выпуск игрушек, похожих на аналогичные 20-ти и 30-ти летней давности. Хотя есть и более давние. Перевыпуск именно для игр, а не для коллекционеров. То есть родители, видя в магазине то, чем они играли в детстве, с большой вероятностью купят это свои отпрыскам. А если те играть не будут, то для себя — вспоминать беззаботные годы.
    • Конкретный пример «Фортеця 1» (https://www.youtube.com/watch?v=CE3rTXoNWg0) сильно напоминает советскую «Старую крепость», которая продавалась в Москве в 1982 году, а выпускалась, судя по ОСТ, возможно, с 1975 года (См. http://doska-obyavleniy-detstva.blogspot.com/2016/04/konstruktor-krepost.html, где красные стены и зелёные крыши). Хотя отличия есть — не только цвет, но и количество башен, количество конических крыш, арка с воротами.

См. также[править]

  • Идейный продолжатель — когда произведение из-за копирайта или по другим причинам формально с оригиналом не связано, но всем понятно, откуда уши растут.
  • Конфетка для фанатов — когда авторы куют железо, пока горячо и не выжидают годами перед тем, как начать лопатой закидывать фансервис в голодные фанатские глотки.

Примечания[править]

  1. Да, это все те же Сэм Нил и Лора Дерн, хоть и побитые молью.
  2. Впрочем, не далее как два года года назад был почти аналогичный по степени дословности ремейк Вольфенштейна, так что…