Благие знамения
Good Omens («Благие знамения», в других переводах — «Добрые предзнаменования») — роман английских писателей Терри Пратчетта и Нила Геймана в жанре юмористического городского фэнтези. Для Нила Геймана книга стала первым крупным литературным произведением. Роман, выдержанный в тонкой манере английского юмора, рассказывает об ангеле и демоне, пытающихся предотвратить библейский Апокалипсис. Книга содержит большое количество аллюзий, цитат и отсылок к современной массовой культуре, в особенности к фильму «Омен».
В 2019 г. вышла блестящая экранизация в виде мини-сериала. В 2024 г. вышел второй сезон сериала. Согласно Нилу Гейману, он частично основан на его обсуждениях с покойным Пратчеттом о возможной второй книге.
Сюжет[править]
Демон Кроули получает задание подменить Антихристом сына американского атташе по культурным связям, который вот-вот должен родиться в маленькой больнице при монастыре Сатанински Болтливого Ордена св. Бериллы. Кроули и ангел Азирафель понимают, что конец света не сулит им ничего хорошего независимо от исхода последней битвы. Поразмыслив, они решают, что Антихрист не несет в себе зла, только возможность зла, как и возможность добра, а значит, конца света не произойдет, если не дать ему склониться ни к одной из сторон. Оба пытаются разными способами поучаствовать в воспитании будущего Антихриста. Вот только сын американского дипломата на самом деле обычный мальчик, и он был не единственным, родившимся в ту ночь в той больнице…
Персонажи[править]
- Азирафаэль — некогда охранял врата Эдема огненным мечом, потом жил среди людей тысячи лет и в результате очень полюбил их. Из-за его дружбы с Кроули и тех добровольных лет среди смертных он не настолько чистосердечен, как следовало бы. Некоторыми персонажами воспринимается как «гей-южанин», но внешность обманчива — пола у ангелов вообще нет, если они всерьёз не заморачиваются этим вопросом.
- Кроули — Змей, который искусил Еву в Эдемском саду. Ангел не столько падший, сколько скатившийся по наклонной (с). Прожив на Земле последние шесть тысяч лет, он довольно сильно полюбил человечество. Его дружба с Азирафаэлем означает, что он не такой злой, каким должен быть демон, хотя он вообще никогда не был очень злым. Носит крутые тёмные очки, за которыми прячет жёлтые змеиные глаза.
- Ньютон Пульцифер/Ньютон Импульсифер — потомок Не-Прелюбы-Сотвори Пульцифера и рядовой армии Ведьмоловов.
- Шедвелл — старший офицер армии ведьмоловов, Герой-шовинист, козёл, любитель покурить самокрутки и поесть сгущёнки, квартирант Трейси, а также непосредственный начальник Ньютона. Открыто презирает свою домохозяйку и пытается сорвать её сеансы по призыву духов, но его пакости только играют ей на руку.
- Мадам Трейси — медиум-мошенница, живущая по соседству с Шедвеллом. По молодости, похоже, оказывала и другие, гм, услуги, но на данный момент уже весьма в возрасте и вынуждена зарабатывать «спиритическими сеансами».
- Анафема Гаджет/Анафема Деталь — дальний потомок предсказательницы Агнесы Псих и одна из немногих людей, у которых есть шанс разобраться в пророчествах, которые оставила ее прародительница. Произвела большое впечатление на молодого Адама.
- Эти — шайка хулиганов, которую возглавляет Адам.
- Адам — Враг Рода Человеческого, Разрушитель Царств, Ангел Бездны, Великий Зверь, имя коему Дракон, Князь Мира Сего, Отец Лжи, Порождение Сатаны и Владыка Тьмы, а также совершенно нормальный одиннадцатилетний мальчик и один из самых человечных людей на планете.
- Пеппер — единственная девочка в команде, очень бойкая и самая агрессивная из всей банды.
- Уэнслидэйл — друг Адама, который ведет себя более зрело, чем большинство взрослых в этой истории.
- Брайан — друг Адама. Вонючка.
- Бобик/Барбос/Пёс — адская гончая, посланная Антихристу из Ада. Под влиянием Адамового представления об идеальном псе превратился из жуткого монстра в милейшую дворнягу.
- Всадники Апокалипсиса, которые стали байкерами.
- Смерть — предводитель всадников. Судя по всему, тот же самый (sic) Смерть, что и в Плоском мире.
- Война — единственная женщина-всадник Апокалипсиса. Огненно-рыжая красотка, выбирающая себе псевдонимы из оттенков красного цвета — к примеру, Кармин Шарлах.
- Голод — всадник, который поставил зло на поток.
- Чума — всадник, который вышел на пенсию после изобретения пенициллина.
- Загрязнение — заменил Чуму. Псевдонимы выбирает по белому цвету — к примеру, Уайт.
- Четверо младших всадников апокалипсиса, которые решили присоединиться к настоящим, и стали придумывать себе имена. В экранизации не появились.
- Хастур — герцог Ада, начальник Кроули. Является интерпретацией одноименного лавкрафтовского божества из рассказа Амброза Бирса.
- Вельзевул- принц Ада, повелитель мух, главнокомандующий силами Ада, в сериале играет более важную роль нежели в книге.
- Гавриил- персонаж, созданный Нилом Гейманом для сериала, в книге не появляется. Является главным среди архангелов, а также главнокомандующим силами Рая. В первом сезоне контролирует процесс конца света, а во втором сезоне теряет память и приходит за помощью к Азирафаэлю, правда не помня что ему надо. В финале оказывается, что его уволили с должности архангела, пообещав стереть ему память, но он успевает уйти, заключая свои воспоминания в муху - подарок Вельзевула. Выходит, что Рай ищет его для того, чтобы уволить окончательно, а Ад, потому что они с Вельзевул полюбили друг друга и она переживает за него, желая найти его поскорее. После раскрывшейся правды покидают Землю в неизвестном направлении, подальше от Рая и Ада.
Новые персонажи второго сезона сериала[править]
- Шакс — демон, посланный на Землю вместо Кроули. Проживает в его квартире. Всё ещё мало разбирается в людях, поэтому частенько просит советов у Кроули. Ранее работала в отделе регистрации усопших.
- Фурфур — демон, работающий в отделе регистрации усопших. В прошлом пытался уличить Кроули в сотрудничестве с ангелом, чтобы его перевили в отдел искушений.
- Мюриэль — ангел, писец 37-го ранга, поставленный следить за Азирафаэлем и его книжным магазинчиком. Ничего не знает про Землю и людей, потому что впервые здесь.
- Мэгги — владелица магазина по продаже виниловых пластинок, влюблённая в Нину.
- Нина — владелица кофейни, в которую влюблена Мэгги, но у неё уже есть отношения (весьма токсичные, стоит отметить), поэтому особого внимания на неё не обращает.
Что здесь есть?[править]
- Австралия с барского плеча — Адам планирует передать Австралию Барбосу, поскольку здесь полно места для бега, а ещё тут можно охотиться на всяких кроликов и кенгуру.
- Ай, молодца!:
- Шедвелл с дурного ума влез в проводимый Азирафелем ритуал, сочтя его демоническим. Мало того, что доставил ангелу немало проблем, так ещё из-за него и книжный магазин сгорел, вместе со всеми древними книгами.
- Кроули тоже горазд: превратил автомагистраль М25 в демонический символ, чтобы ублажить начальство, а когда надо быстро выбраться из Лондона в канун Армагеддона, так оказывается, что город окружает непреодолимый барьер из адской энергии.
- Ему же в сериале аукнулась блокировка мобильной связи во всём Лондоне, когда потребовалось срочно позвонить Азирафелю. Впрочем, пример мягкий, поскольку прямо уж крупной проблемы из этого не вышло.
- Аллюзия — в сериале есть несколько отсылок на более известную роль Дэвида Теннанта — Десятого Доктора. Например в сцене, где Кроули рассматривает звёздный атлас в поисках нового дома, где его не затронет Армагеддон, можно заметить планету Галлифрей — родной мир Доктора. А в сцене с Шекспиром великий драматург крадёт у Кроули пару строк. То же самое случается с Доктором. А описание одного из пришельцев подозрительно напоминает далека.
- И ещё. В сериале Кроули рыжий. В одном эпизоде «Доктор Кто» Десятый (Теннант) сокрушается, что он не рыжий. Что называется, сбылась мечта…
- Второй сезон давит педаль в кору Галлифрея. В воспоминаниях о муках Иова, Иова играет тесть Теннанта Питер Дэвисон — Пятый Доктор. А старшего сына Иова Эннона играет Тай Теннант — приёмный сын Дэвида и молодой Эйгон II Таргариен.
- Во втором сезоне сериала во время разговора с мистером Далримплом Кроули на вопрос: «Как к вам можно обращаться?», отвечает: «Доктор».
- Для того, чтобы мистер Арнольд пришёл на собрание продавцов, Азирафаэль предлагает тому копию ежегодника «Доктор кто» 1965 года, когда за его спиной стоит чуть ли не сам Доктор во плоти.
- А в последней серии Вельзевул произносит такую фразу: «Она больше внутри, чем снаружи», что отсылает к обычной реакции на ТАРДИС Доктора.
- На виске у Кроули небольшая татуировка змея — это и намёк на его истинную змеиную сущность и отсылка к роли Барти Крауча-младшего, которого Теннант сыграл в «Гарри Поттере».
- Ангел и демон- буквально и без метафор Гавриил и Вельзевул, хотя в их случае архангел и князь Ада.
- Не в любовном, а дружеском плане — Кроули и Азирафаэль. Но шипперы верят и ждут, когда они сойдутся уже не как друзья.
- Лучше бы шипперы и дальше верили и ждали. Второй сезон сделал эту пару «канонной», но не так как все надеялись.
- Не в любовном, а дружеском плане — Кроули и Азирафаэль. Но шипперы верят и ждут, когда они сойдутся уже не как друзья.
- Огромное количество Бафоса.
- Блестящий неканон — некоторые моменты экранизации. Или таки канон, ведь к сериалу приложил руку один из соавторов книги, Нил Гейман.
- В одном из своих интервью Гейман упоминал, что в сериал были добавлены многие герои\события, которые были вырезаны из книги, но тем не менее имели место в этой вселенной.
- Борец за нравственность — эпизодический персонаж, председатель местного совета жителей Нижнего Тадфилда по имени Р. П. Тайлер, который смог завалить своими письмами о «нравственном упадке» тадфилдскую газету «Адвертайзер».
- Босоногая магия — «в большинстве книг по черной магии утверждается, будто ведуньи творят свое колдовство обнаженными. А все потому, что большинство книг по черной магии написано мужчинами».
- Вместе мы сможем править Галактикой — Адама пытались переманить на свою сторону Ад, Рай и Всадники Апокалипсиса, но все получили отказы.
- Гроза — накануне битвы между Раем и Адом в Тадфилде вовсю шёл дождь с грозой.
- Самая первая гроза случилась акурат после изгнания Адама и Евы из Рая. И её нам тоже показали.
- Даже у зла есть стандарты — во втором сезоне, Кроули посылают привести в исполнение муки Иова. Убить всех его коз, а затем и детей. Азирафель в ужасе, однако ничего не может поделать, ведь у Кроули разрешение от самого Господа. Впрочем, Азирафель начинает подозревать неладное, когда голуби во дворе Иова начинают блеять. Тут-то он и осознаёт, что Кроули не убил коз, а превратил их в птиц. Таким же макаром, он превращает детей Иова в ящериц. Затем демон и ангел работают вместе, чтобы обмануть Гарвиила и Михаила и выдать якобы покойных детей за новых.
- Добро — это скучно — именно так Кроули убеждает Азирафеля в том, что они должны предотвратить Армагеддон: ведь тогда ангел навечно отправится в Рай, а всё самое интересное происходит или на Земле, или в Аду.
- Друг всему живому — мистер Франциск, причём это ТОТ САМЫЙ Святой Франциск. Убеждает Мага любить всех тварей земных, но благодаря няне Ашторет (сотруднице Кроули) все его старания ни к чему не приводят: мальчик остаётся обычным ребёнком. Их действия были именно на то и нацелены, чтобы нейтрализовать влияние друг друга на Мага.
- В сериале и садовник, и няня — те же Азирафель и Кроули.
- Голливудский сатанизм — все демоны считают всех адептов этой практики ряжеными придурками.
- Девушки любят мягкие игрушки — субверсия. Мадам Трейси считает, что мягкие игрушки создают в её будуаре интимную и игривую атмосферу. Она ошибается.
- Дьявол — появляется под конец первого сезона экранизации, причём озвучивает его ни кто иной как Бенедикт Камбербэтч.
- Её зовут Вера:
- Громобойный Пугач Шедвелла.
- Пульсифер Ньют зовет свой автомобиль «Дик Тёрпин» в честь знаменитого разбойника, потому что он постоянно задерживает движение.
- Загробная канцелярия — и ангел Азирафель и демон Кроули обязаны отчитываться о проделанной работе вышестоящему/нижестоящему начальству. В сериале даже показано, как оба входят в одно и то же офисное здание, Азирафель поднимается по эскалатору, а Кроули опускается по зеркальному эскалатору. Рай похож на ярко-белый офисный этаж. Все ангелы носят деловые костюмы. Ад похож на подвал офисного здания, с тесно стоящими рабочими столами. Фокус в том, что оба осознают, что их противоречие приводит к обоюдной нейтрализации с нулевым эффектом на Землю. А начальству плевать — главное чтобы был отчёт. А когда приходит пора призывать четырёх всадников Апокалипсиса, то эту работу аутсорсают одной курьерской компании. Плюс неоднократно упоминаются бюрократические проблемы в случае потери специально выданного для проживания на Земле тела.
- Закадровая любовная сцена — в книге, у Ньютона с Анафемой. В сериале закадровой быть перестала.
- Закадычный враг — Кроули и Азирафель после шести тысяч лет вражды.
- Звероуст — Кроули понял совет «разговаривать с растениями» по-своему и терроризирует их. А если заметит какой-то жёлтый листик, то демонстративно забирает горшок с растением в другую комнату, после чего возвращается уже с пустым. В общем, трясутся листья не от сквозняка. Зато все растения в его квартире — самые красивые во всём Лондоне[1].
- Зло — это отстой — большинство демонов выглядят так, словно их выгнали со съёмок «Зловещих мертвецов» за убогий грим и дешёвые костюмы. В книге же отличить ангелов от демонов можно только если как следует присмотреться с удачного ракурса.
- Золотые волосы, золотое сердце — Азирафель и Адам.
- Импровизированное оружие:
- Кроули готов выйти против Сатаны с монтировкой (в книге он ещё закадрово поколотил ею нескольких американских солдат).
- Агнесса Псих превратила свою одежду в бомбу с помощью пороха и кровельных гвоздей.
- Ужас у холодильника: видимо подсмотрела как это делают современные террористы.
- В финале второго сезона Мегги и Нина отбиваются от демонов при помощи огнетушителей и энциклопедий.
- Индивидуализировать кордебалет — в книге единственный ангел, не считая Азирафеля, имеющий хоть какое-то непосредственное участие в событиях — Метатрон. В сериале Метатрон появляется всего раз, а большая часть его роли отдана Гавриилу, который в книге вообще не появлялся, а в сериале появляется почти во всех сериях. Плюс были добавлены Михаил, Уриил и Сандальфон.
- Метатрон появляется опять во втором сезоне. А также добавлено ещё два ангела: Саракаэль и Муриэль. Причём тот факт, что Саракаэль не было в первом сезоне неоднократно подсвечивается тем, что персонажи её не узнают или забывают.
- Кнопка берсерка для Пеппер — произношение её настоящего имени Звёздочка Пиппин Галадриэль.
- В экранизации — любое проявление сексизма.
- Компьютерная магия — каким-то образом четверо всадников умудряются взломать всё ядерное оружие в мире через один компьютер. Правда, магия здесь действительно имеет место, ибо существа они сверхъестественные.
- К счастью, Ньют способен сломать любой компьютер — достаточно лишь попытаться его починить или просто прикоснуться с намерением починить.
- Крошечная армия — армия ведьмоловов одно время насчитывала десятки членов, и за каждую найденную и сожжённую ведьму им платили девять пенсов. К сожалению, об инфляции никто не думал, как и о том, что Великобритания перейдёт на десятичную денежную единицу, так что добровольцев сейчас мало. А если точно — всего два: сержант-ведьмолов Шэдвелл и рядовой-ведьмолов Ньют Пульцифер. Хотя в главбухе указано ещё десяток-другой солдат с подозрительно простыми или выдуманными фамилиями (что поделаешь, воображение у старика Шэдвелла никудышное).
- Крутая тачка — Бентли Кроули. Любая кассета, оставленная в бардачке на две недели, превращается в «Лучшие хиты Queen».
- Во втором сезоне сериала, Азирафель убеждает Кроули одолжить ему машину на денёк чтобы съездить в Эдинбург. Затем Кроули связывается с Азирафелем по радио и заявляет, что чувствует, когда Бентли не превышает скорость, и требует чтобы Азирафель ездил как следует (то есть, как маньяк). Затем демон с ужасом осознаёт, что в его машине теперь есть леденцы, что по радио играет классическая музыка и, самое главное, машина теперь жёлтого цвета. Он заявляет, что если Азирафель немедленно не вернёт всё как было, то начнёт продавать или даже раздавать книги из его магазина.
- Любимый фанский пейринг — Кроули/Азирафель. Был популярен ещё до выхода сериала, а уж после количество фанатского контента по нему превысило все мыслимые пределы. Гейман косвенно подтверждает.
- Чуть менее активно шипперят Вельзевул и Гавриила.
- Во втором сезоне, оба пейринга имеют место. Ну, не совсем. Да, Гавриил и Вельзевул улетают в космос чтобы быть вместе (и в Рай, и в Ад им теперь дорога заказана), однако Азирафель решает вернуться в Рай вместо того, чтобы остаться с Кроули на Земле. И это после такого поцелуя!
- Люди особенные — в отличие от ангелов и демонов, которые описываются как предрасположенные к тому, чтобы быть всегда законным добром и всегда хаотичным злом соответственно, люди обладают способностью быть любыми в любой данный момент. Фактически люди способны на большую добродетель, чем ангелы, и на более глубокую злобу, чем даже самые злобные из демонов, до такой степени, что Кроули удивляется, почему они вообще беспокоятся. Именно это качество заставляет Адама отказаться от своей судьбы и отменить апокалипсис до его официального начала.
- Начальство в пекле постоянно хвалит Кроули за злодеяния, о которых он даже и не подозревал. Получив благодарность за испанскую инквизицию, Кроули отправился посмотреть, в чём там дело. После чего ушёл в недельный запой. В сериале ему также приписали французскую революцию и Эпоху Террора.
- Мелькор был хорошим — внутримировой пример: засланные Раем и Адом гувернёры Кортезе и Гаррисон, соответственно, на своих уроках истории для антихриста обеляют или очерняют то одних исторических личностей, то других.
- Милая черта крутого — Кроули обожает слушать группу Queen, а также обожает свою машину и свои растения.
- Он бы с удовольствием послушал что-то другое, но любая кассета в его машине, если полежит хоть немного, превращается в антологию «Best of Queen».
- В экранизации им с Азирафелем добавили ещё любовь к мороженому.
- Много имён — Война и Загрязнение каждый раз, меняя профессию, меняют и имя.
- Также демоны, кроме истинного, имеют и несколько поддельных имён.
- Враг Рода Человеческого, Разрушитель Царств, Ангел Бездны, Великий Зверь, имя коему Дракон, Князь Мира Сего, Отец Лжи, Порождение Сатаны и Владыка Тьмы — или просто Адам.
- Морской народ — жители Атлантиды.
- Нацистский оккультизм — в сериале во время войны Азирафель якобы сотрудничал с двумя немецкими шпионами, добывая для них книги пророчеств. Единственную, которую он не смог добыть — книгу Агнессы Псих. Ангел считает, что работает на британское правительство, однако его связная тоже оказывается немецкой шпионкой. К счастью, его спасает Кроули, вынудив какой-то фашистский бомбардировщик по ошибке сбросить на церковь бомбу, а Азирафель чудом (в прямом смысле слова) спас их от развоплощения (это же столько бумажной мороки — получать новое тело!). Фашисты также упоминают поиски Копья Судьбы и Ковчега Завета.
- Педаль в преисподнюю во втором сезоне, где мы узнаём, что демон Фурфур возвращает убитых нацистов в виде зомби чтобы они помогли ему найти компромат на Кроули. Затем он их отпускает на все четыре стороны.
- Непохожие друзья- Азирафаэль и Кроули же!
- Несовместимая с жизнью болтливость — согласно одной из версий легенды про святую Бериллу, она была задушена своим женихом, князем Казимиром, через три недели после свадьбы из-за своей болтливости.
- В экранизации Хастур убивает одну из болтливых монашек из-за того, что та не замолкает.
- Во втором сезоне сериала один из приспешников Вельзевула рассказывает, что за чрезмерную болтливость можно быть убитым не самым приятным способом.
- На собрании легиона один особо любопытный демон постоянно перебивал Шакс, за что и поплатился.
- Несовместимая с жизнью тупость — в сериале Азирафель отправляется в Париж во время эпохи террора, одетый в свой любимый наряд, попахивающий аристократизмом. Разумеется, он чуть было не лишается головы, ибо французский народ сейчас казнит всех по любому поводу. Ну, не умер бы, конечно, но за развоплощение его бы по головке не погладили наверху — казённое имущество всё-таки. А почему он туда попёрся? Ему захотелось блинчиков.
- Не умеет давать имена — Адам называет своего пса «Пёс» (Dog). Зачем долго думать?
- В переводах, увы, юмор отчасти теряется, и цербер становится то Бобиком, то Барбосом. Хотя суть одна и та же — «чем проще, тем лучше».
- Теряется не только юмор, но и смысловая нагрузка. В книге подсвечивается, что Адский Пёс обязан преобразиться в соответствии со своим именем. И будучи назван Псом он и становится самым псовым псом в мире. Впрочем, такова и семья Адама, что особенно хорошо видно на примере автомобилей, которые у отца Адама и у Кроули выглядят новёхонькими, но в первом случае — это результат кропотливой работы и заботы, а во втором — адской магии. Вот и вырос Адам самым что ни на есть человечным человеком.
- Там же: мать Анафемы Гаджет, будучи не в ладах с богословием, назвала дочку… ну да, Анафемой.
- В переводах, увы, юмор отчасти теряется, и цербер становится то Бобиком, то Барбосом. Хотя суть одна и та же — «чем проще, тем лучше».
- Нечисть боится святых символов — святая вода равносильна серной кислоте для демонов. Даже пребывание в церкви подобно прогулке по раскалённым углям для Кроули.
- Никто не любит Аида — многие грешники винят во всех своих грехах Люцифера, хотя он даже пальцем не пошевелил, чтобы склонить их к греху.
- Ниндзя-пират-зомби-робот — «Я много знаю о книгах. Даже сам написал одну. Очень потрясную. Получилось почти целых восемь страниц. Об одном пирате, который стал знаменитым сыщиком. Я и картинки к ней нарисовал, — сообщил он и, расщедрившись, добавил: — Если хочешь, дам тебе почитать. Спорим, такой интересной ты никогда еще не теряла. Особенно тот кусок про звездолет, где динозавр нападает на ковбоев. Спорим, ты сразу плакать перестанешь. Вот Брайан ей очень обрадовался. Сказал, что никогда еще так не веселился».
- Окрутеть в адаптации — совсем эпизодический персонаж, мать Анафемы. В книге упоминается дважды — это не особенно образованная женщина, считающая, что «Анафема» — прелестное имя для девочки, и думавшая, что «экипаж с востока» из предсказания Агнессы — повозка какого-нибудь императора. В сериале это очаровательная итальянка, уж точно не страдающая ограниченностью.
- Они будут или нет?- среди фанатов огромное количество поклонников пары Азирафаэля и Кроули, да что там говорить если даже сам Майкл Шин (исполнитель роли Азирафаэля) приписывает себя к их числу, и все они ждали когда же ангел и демон сойдутся, ведь на романтическое влечение друг к другу столько намёков, да ещё и авторы подливают масла в огонь.
- Во втором сезоне сериала давят педаль в пол. А после последней серии вообще в магму, ведь демон наконец-то высказал свои чувства к ангелу, но тот выбрал карьеру архангела, а Кроули отказался от предложения вернуться в Рай.
- Опенинг не в начале серии — тут время для опенинга определяют генератором случайных чисел.
- Первый контакт — благодаря Адаму жители Тэдфилда становятся контактёрами с группой пришельцев, которые доставляют пожелание мира и добра, сами не зная зачем.
- Полая Земля — «Откуда вы взяли, что нутро у неё совсем пустое? Там, внутри, милю за милей — все эти твои лавы, нефти, уголь и всякие тибетские туннели. А под ними-то как раз и пустота. Вот что люди думают».
- Полное уничтожение: демонов можно полностью уничтожить, если их окунуть в святую воду. А ангелов — если их отправить в геенну огненную.
- Полночь без пяти — ангел Азирафель и демон Кроули пытаются предотвратить войну между Адом и Раем, которая должна будет начаться через неделю.
- Посмертный персонаж — Агнесса Псих.
- Похитители тел — Азирафель получил способность вселяться в человеческие тела из-за того, что его собственная телесная оболочка оказалась разрушена после входа в пентаграмму. Шэдвелл принимает его за демона. Дважды в один и тот же день.
- Похорошеть в адаптации — Ньют в книге описан как высокий, тощий, но не особо симпатичный парень. В сериале его играет обаятельный Джек Уайтхолл.
- То же самое можно сказать и об Анафеме. В книге она описана как обладательница красивых черт, но только когда взяты по отдельности. Вместе получается что-то несуразное. В сериале её играет прекрасная Адриа Архона, хотя красоту несколько сглаживают её наряд и очки.
- Предсказание — Агнес Псих и её «Превосходные и Недвусмысленные Пророчества» описывают чрезвычайно подробно будущее на 300 лет вперед. Правда, несколько туманно и без указаний на точное время, так что толкователи обычно осознают их лишь постфактум. Не должно покупать Бетамакса!
- В сериале добавили предсказание о появлении в 1980 г. «Яблока, которое нельзя будет съесть», но в которое нужно вложить сбережения[2]. На этот раз один из предков Анафемы верно всё угадал и крупно разбогател.
- И ещё одно предсказание, сугубо для Азирафеля и Кроули, благодаря которому они избегают казни, обменявшись личинами: «Кроули» спокойно купается в ванной, полной святой воды, а «Азирафель» безмятежно стоит в адском пламени, смертельном для ангела.
- Приняли за гея:
- Мистер Янг, не понимая тайный язык подмигиваний монашек, принял его за свидетельство тайной любви между ними. На самом деле монашки обсуждали подмену младенца.
- Азирафеля очень часто (авторы даже это подсвечивают) принимают за гея (он просто разговаривает мягко и одевается по-старинке).
- В книге Анафема беспокоилась, когда Азирафель и Кроули решили её подвезти (ночь, лес, пустынная дорога, двое незнакомых мужчин — небезопасная ситуация), даже на всякий случай предупредила их, что у неё с собой большой нож. Однако, уже высадившись, услышала, как Кроули назвал Азирафеля «ангел», и сделала вывод, что в ЭТОМ плане она их совсем не интересовала.
- В сериале добавили ещё пару сцен. Первая — разозлившись на Азирафеля за то, что тот назвал его хорошим, Кроули припёр ангела к стенке и принялся высказывать всё, что по этому поводу думает. И тут вмешивается проходившая мимо бывшая монашка-сатанистка Мэри: «Простите, что прерываю интимный момент…»
- И вторая — когда Азирафель и Кроули поругались, к ангелу подошёл случайно услышавший их перебранку прохожий и попытался утешить: «Я прошёл через это. Тебе будет лучше без него».
- А на протяжении второго сезона Нина и Шакс постоянно называют Азирафаэля и Кроули парой, что оба отрицают. И зря ведь отрицают!.
- Принять оскорбление как комплимент — мадам Трейси (женщина уже немолодая, чьи лучшие годы явно остались далеко позади) воспринимает оскорбления Шедвелла, который видит в ней коварную соблазнительницу и распутницу, как комплименты.
- Псевдодетектив- во втором сезоне сериала есть заход на детективную линию с расследованием тайны пропажи памяти Гавриила, когда Азирафаэль отправляется в Шотландию, но сыщик из него никудышный, и он ничего стоящего не находит, кроме того, что и так было ему известно, а также того, что архангел здесь всё-таки был.
- Ружьё Чехова — во втором сезоне сериала, Гавриил пытается поймать и прихлопнуть назойливую муху. Даже Азирафель не знает как в его магазин попала муха. В последней серии становится известно, что муха содержит воспоминания Гавриила, а сама муха — подарок от Вельзевула.
- Свинья-страшилка — колыбельная няни Ашторет:
« | Вот поросёнок, который отправился в ад, |
» |
— Пародия, в частности, на американскую детскую считалку |
- Сменить пол в адаптации: женщинами в сериале сделались Загрязнение, архангелы Михаил и Уриил, Вельзевул и Бог.
- Впрочем, учитывая слова Слова Божия о том, что в этой вселенной ангелы и демоны бесполые, тут как-то не очень понятно.
- Сменить расу в адаптации:
- В экранизации Адам и Ева стали неграми. В библии раса первых людей не указана, однако их привыкли изображать европейцами. Подобное решение вопросов не вызвало, так как современный человек примерно так представляет древних людей.
- Пеппер в книге описана как белая девочка с рыжими волосами. В сериале она — негритянка.
- Анафема в экранизации стала латиноамериканкой. (ну и гражданство сменила).
- Стандартная христианская мифология: всё произведение — это большой стёб над сеттингом.
- Так всё и было — именно благодаря демонам, ангелам и Всадникам Апокалипсиса произошли многие научные открытия и исторические события.
- Точка отсчёта — в начале второго сезона сериала, всё ещё ангел Кроули помогает сотворить Вселенную и очень гордится своей туманностью. Однако когда Азирафель говорит ему, что всему придёт конец через 6000 лет, то Кроули шокирован тем, что такое великолепие создаётся на такой короткий срок. Более того — Земля ведь находится в каком-то захолустье, так что большая часть Вселенной даже не будет людям видна. Азирафель советует Кроули не выражать своих сомнений слишком громко, однако явно, что именно здесь и зарождается причина, по которой Кроули в конце концов падает (вернее — скатывается по наклонной).
- Украсть шоу — Дэвид Теннант в роли Кроули похитил практически всё шоу, а что осталось — украл сыгранный Майклом Шином Азирафель.
- Тибет — по мнению Адама, половина выживших жителей затонувшей Атлантиды перебрались на Тибет и стали оттуда править миром. А ещё они создали тайный подземный город под названием Шамбала, а туннели из него тянутся во все концы земли, чтобы они знали обо всем на свете.
- Фанская кличка:
- Азирафель — Азя (Азичка), Зира, Рафаэлло, Азирафаэлло. А помимо вариаций на тему имени — Булочка и Зефирка.
- Кроули — Змей, Кровля.
- А любимый фанский пейринг Вельзевул+Гавриил красиво именуют Бляхомуха+Бляхомуж. Иногда сокращают до просто Бляхомухи.
- Хороший парень — Уэнслидэйл и Брайн. В общем-то и Ньют подходит под это определение. И даже Азирафель с Кроули!
- Хочу быть нормальным — Адам хочет быть нормальным человеком.
- Хуцпа — гарантийное соглашение на дорогущий комп Кроули, в котором говорится, что «если он 1) не работает; 2) не делает того, что обещано в дорогой рекламе; 3) убивает током любого, кто пойдет к нему ближе чем на три шага, и 4) вообще отсутствует, когда вы вскрыли дорогущую упаковочную коробку, то это служит явным, прямым, абсолютным, косвенным и неотменяемым свидетельством того, что производитель не несет за это ответственности, что покупатель должен чувствовать глубокую благодарность за то, что ему позволено передать свои деньги производителю, и что последствием любых попыток расценивать только что оплаченное как личную собственность покупателя будет визит серьезных мужчин в очень тонких наручных часах и с угрожающе выглядящими портфелями. Условия гарантии, предлагаемые компьютерной индустрией, произвели на Кроули столь сильное впечатление, что он даже послал несколько образчиков Вниз, в отдел разработки соглашений о продаже бессмертных душ, наклеив на конверт желтую бумажку с короткой надписью: „Учитесь, ребята!“.»
- Четыре героя — четыре темперамента: Адам — сангвиник, Пеппер — холерик, Уэнслидэйл — меланхолик, Брайн — флегматик.
- Элвис — если верить Смерти, то он всё ещё жив.
« | – Элвис Пресли? "В" должно быть – в 1977-ом он помер, так ведь? |
» |
— Цитата из книги |
- И абсолютно счастлив, работая простым поваром в Бургер Кинге.
- ЭТО! СПАРТА! — обычная манера речи Люцифера и Смерти.
- Я этого не просил — именно такой ответ даёт Адам Раю и Аду на требование последовать своему предназначению и устроить наконец Апокалипсис.
Примечания[править]
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |