Mortal Kombat

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — FINISH HIM! »
— Это должно быть знакомо каждому
« There is no knowledge that is not power »
— Внутриигровой эпиграф к Mortal Kombat 3 [1]

Mortal Kombat[2] (правильно произносится [ˈmɔɹtəl ˈkɑmˌbæt] /мортъл камбэт/[3]", но фанатам пофиг) — серия видеоигр в жанре файтинг, созданная Эдом Буном и Джоном Тобиасом.

В начале 1990-х у разработчиков изначально была идея сделать видеоигру с участием Жана-Клода Ван Дамма, но вместо этого был создан и выпущен Mortal Kombat (1992). Ван Дамма всё равно попытались зазвать на роль Джонни Кейджа[4], но он поразмыслил — и отказался[5]. Оригинальная игра получила продолжение в последующих играх серии.

В конце 1990-х (после выхода MK 4) между двумя Отцами случились разногласия, Джон Тобиас из франшизы выбыл, и Бун остался один. Вскоре после этого сага начала бешено разрастаться — трудами Буна и его помощника Джона Фогеля.

Игры этой серии изначально разрабатывались Midway Games для аркадных автоматов, а впоследствии были перенесены на другие платформы. В настоящее время Эд Бун «под себя» создал фирму Netherrealm Studios. Под крылом у «Уорнер Бразерс» он изготавливает новые части саги (девятая признана шедевром из шедевров; десятая и одиннадцатая не вызвали такого восторга, но тоже смогли наделать шума) и, в общем, неплохо живёт и работает.

Наряду со Street Fighter, Mortal Kombat является одной из самых успешных и влиятельных франшиз среди файтингов за всю историю видеоигр.

Отдельно об адаптациях[править]

Их уже видимо-невидимо:

  • Два фильма с живыми актёрами, вышедшие практически подряд, очень разные по качеству и подаваемые как «кинотворчество Джонни Кейджа», типа он самого себя играет.
    • Первый из двух фильмов так и назывался — Mortal Kombat, 1995, реж. Пол Андерсон. По мотивам первой игры, но содержит сюжетные ходы с персонажами из второй. Приблизительная, но ОЧЕНЬ недурная по качеству экранизация. Заслужила культовый статус в зрительских массах, хоть отдельные высоколобые критики и пофыркивали на неё за «примитивность».
      • Что самое удивительное — снята с просто нищенским бюджетом (который к тому же был почти полностью съеден спецэффектами), когда денег не хватало даже на реквизит. Например, поэтому Шан Цуну дали не китайский халат, как в игре, а обычную косуху. И все ждали отказа Кристофера Ламберта от роли, потому что не могли ему заплатить его привычную гонорарную ставку… но Кристоф был так очарован идеей, сценарием и своей ролью, что не только согласился сняться, но и сыграл «почти за бесплатно», на свои деньги купил кое-что, нужное съёмочной группе, и потом на свои же деньги участвовал в промотировании фильма! И знаете, получилось отлично!
    • Второй фильм — «Смертельная битва 2: Истребление» (Mortal Kombat: Annihilation), реж. Дж. Леонетти, 1997, по третьей игре и аддонам (Ultimate и Trilogy). Заслужил волны ненависти и разрыв канвы фанатами. Не верьте, что Райден и Шао Кан — родные братья друг другу и биологические дети Шиннока, это всё киношники выдумали! Множество рекастов, потому что большинство актёров мигом свалило, едва прочитав сценарий. Как в воду глядели: второй фильм получился таким дерьмом и бредом, что продюсер Лоуренс Казанофф категорически запретил снимать третий (Mortal Kombat: Devastation), который был в планах. А причина как всегда одна — жизнь пишет сюжет. Ламберт был подписан на работу в «Беовульфе» и не мог отлучиться со съемок, Уилсон подписала контракт на съемки в «Я помню, что вы сделали прошлым летом» и тоже выбыла из проекта. Однако все же они заранее подписали контракт на съемках в третьей части. По своему желанию из проекта свалил только Линден Эшби, которому не понравилась его роль в сценарии. Но основной причиной провала были жесткие требования правообладателя к студии, согласно которым второй фильм должен был снят всего через два года, иначе студия теряла на него права. Фильм поэтому делали в дикой спешке, и в результате получилось то, что получилось. Будь у студии больше времени, хотя бы 4 года, фильм мог бы быть совсем другим.
  • Третий фильм, опять-таки просто под названием Mortal Kombat[6], в постановке Саймона Маккуойда — перезапуск серии в 2021 году с полностью новыми актёрами и свеженьким с пылу-жару протагонистом, дотоле нигде не появлявшимся (Лю Кан здесь всего лишь его ментор). Где-то посередине между успехом и не очень. Не обошлось без кастинг-агентства WTF (Райден, Шан Цун и Рейко тут странноватые какие-то…[7]) и пары моментов вопиющего неканона (бойцов теперь отбирают не за качества, а за какую-то метку избранного, серьёзно?), но в целом по духу фильм очень близок к Сюжетному режиму из последних частей серии. Разве что кровищи поменьше. Блокбастером фильм не стал, но Warner Bros всё-таки воодушевились сборами и пообещали целых четыре сиквела (!), а также, если покатит, то и сольники некоторых персонажей. В общем, Уорнеры намерены превратить киноизвод франшизы в некое «подражание Марвелу, но чуть побюджетнее». Скрестим пальцы…
  • Телесериал Mortal Kombat: Conquest (1999). Cюжетный приквел всей саги: действие происходит за 500 лет до турнира на острове, показанного в первой игре и первом фильме. Перед нами предстаёт несколько предков привычных героев, но, как правило, с теми же именами/прозвищами: Кун Лао, Саб-Зиро, Скорпион, Рептилия, мастер Чо (папаша всеми любимого Бо Рай Чо); исключение — Тома́с (предок Джонни Кейджа)… А некоторые персонажи попросту бессмертны или долгоживущи (например, Райден, Шао Кан, Шан Цун, Куан Чи, Китана, Милина, Ониро[8], Рейн, Рейко и т. п.), поэтому нам просто показали, «какими они были полтысячелетия назад». В качестве «специально приглашённой звезды» — та проклятая чёрная жижа по имени Нуб Сайбот, которой спустя полтысячелетия будет пропитан Саб-Зиро старший после своей гибели. И некоторые персонажи, о которых дотоле никто даже не слыхивал — например, немного больная на голову чародейка Омиджис, а также королева Крия со своей коварной приспешницей Ворпакс. К сожалению, не хватило рейтинга на второй, завершающий сезон, поэтому первый завершается непонятным клиффхэнгером, который правообладатели «обвешали» объяснениями на лестнице. Например, финальное торжество Шао Кана, разумеется, преждевременно: в начале второго сезона должны были возродиться все, кого он переколбасил. Эд Бун намекал, что в новом тысячелетии не исключён выход односезонного мультсериала-сиквела, заменяющего этот неслучившийся второй сезон и заканчивающегося, как и ожидалось, гибелью Великого Древнего Кун Лао от рук Горо.
  • Корявенький полнометражный мультфильм «Путешествие начинается» (Mortal Kombat: The Journey Begins), 1994. Непосредственный — но, увы, довольно посредственный — приквел первой части. А чего вы ждали с таким копеечным бюджетом?.. Сцены на корабле, впрочем, недурны.
  • Лихой полнометражный мультфильм 2020 года с кровищей-расчленёнкой-рубаниной «Месть Скорпиона» (Mortal Kombat Legends: Scorpion’s Revenge). Переосмысливает некоторые события первой части. Это нас помаленьку готовят к появлению линии Кроники в экранизациях?..
    • Вскоре (2021) к нему вышел сиквел — Mortal Kombat Legends: Battle of the Realms. И очень порадовал зрителей. Основан в целом на второй игре — впрочем, туда довольно изящно пристегнули Шиннока в качестве «истинного финального босса» (когда владыке ада потребовалось выступить в такой роли — он оказался одержим Единой Сущностью). А история с киберинициативой г-на Ониро взята из предыстории третьей части… нас готовят к ещё одному сиквелу?..
      • В 2022 вышел ещё один сиквел - Mortal Kombat Legends: Snow Blind. Неожиданно в жанре постапокалипсиса. На деле же Вариация концовки 11 части за Кано.
  • Односезонный мультсериал «Защитники Земли» (Mortal Kombat: Defenders of the Realm), часто неправильно переводят как «Защитники Империи» (?! герои против злой шао-кановской империи как раз БОРЮТСЯ!.. А разгадка проста: словом realm в лоре MK именуется любой отдельно взятый мир, а не некое государство). Мидквел к событиям MK 3 и UMK3.
  • Мини-веб-сериал с живыми актёрами от Федерации Боевых Искусств, состоящий почти сплошь только из боёв между персонажами. Ну и обрамление какое-никакое вшито со Старшими Богами — из него ясно, что все эти поединки… судебные.
  • Двухсезонный веб-сериал с живыми актёрами «Наследие» (Mortal Kombat: Legacy). Вопиющий (а местами блестящий) неканон. Переосмысливает всё, что только можно, иногда — в откровенно балаганном (или трагикомическом) ключе. Сойдёт за «тупиковые исторические ветки, которые мутила Кроника, играя судьбами героев».
  • Комиксы.
  • Карточные игры.
  • Новеллизации двух первых фильмов. И новеллизация-приквел Джеффа Ровина (именуемая просто Mortal Kombat), вопиюще-неканоничная аж на грани дебильности (заметно, что при её создании писатель просто «прикалывался как Бог на душу положит», а не лор стремился передать).
  • Также был организован тур с костюмированным шоу.

Фишки серии[править]

Главная фишка[править]

Finishers (Послебоевые Завершения)! В 1992 году это было ново, непривычно, жестоко… и пародийно, и бафосно. Как известно, в большинстве файтингов побеждённый боец сразу валится без сознания, а победитель встаёт в индивидуальную победную позу, и бой заканчивается. Было так и в начале девяностых: Fatal Fury, Street Fighter… Но здесь, в MK, побитый персонаж после полной потери здоровья оставался на ногах — и пошатывался, как бы в грогги. Через секунду-другую он всё равно рухнет сам… Но в момент его проигрыша (как только он переставал слушаться управления и начинал пошатываться) главзлодей игры кричал «ДОБЕЙ ЕГО!» или «ДОБЕЙ ЕЁ!». Победитель мог просто стукнуть побеждённого любым ударом — тот сразу с копыт… Но не для этого создавалась данная фича! Если играющий победителем быстренько и без ошибок набирал хитрую комбинацию клавиш (для каждого персонажа-победителя особую) — экран темнел, и начиналась анимационная вставка: победитель учинял над беспомощным оппонентом Fatality[9] — как правило, свир-репую и кр-ровавую.

Это не было топливо ночного кошмара (разве что для кумушек-тётушек из Добровольного общества «Американские матери против жестокости в видеоиграх»). А был это macabre comique[10], гиньоль[11], карикатура на культ силы и победы, фарсовая потешка в стиле «так грубо, что уже смешно». В первой части игры было всего-то семь персонажей (боссы не в счёт, за них поиграть не давали[12]), и fatality Джонни Кейджа заключалась в том, что он… сбивал врагу голову с плеч ударом кулака. Fatality Райдена — взрыв вражеской головы электроразрядом. Лю Кан в то время старался блюсти кодекс, избегать чрезмерного насилия, поэтому у него была не fatality даже, а «Героическая Жестокость»: заведомо нелетальное подбрасывание врага высоко вверх, чтобы шмякнулся (даже экран не темнел!). Fatality Сони Блейд была изящной и издевательской: Соня посылала врагу воздушный поцелуй, который долетал до обормота в виде огонька — и сжигал его тело почти без остатка. А что же три злодея? Тайный воин Sub-Zero берёг ману, не использовал свою ледяную магию для fatality[13], а просто отрывал врагу голову с выдиранием хребта из тела, так что позвоночник свисал с оторванной головы. Тайный воин Скорпион (лютый враг Sub-Zero, лишь вынужденно сражающийся с ним на одной стороне) снимал свою маску вместе с искусственным человеческим лицом, и, оказавшись адской нежитью, испепелял неудачника своим огненным дыханием. Ну а гнусный урка Кано демонстрировал свою причастность к каким-то мраккультистским обрядам — вырывал у бедняги из груди сердце, просто пальцами.

А ещё в первой части была Stage Fatality (Казнь), совсем простенькая: если победить на локации «Яма» (где бойцы дерутся на узком мостике) и после «ДОБЕЙ ЕГО!» провести апперкот по беспомощному противнику — тот летел на дно ямы, прямо на острые колья. На одном из кольев, как на пике, торчала голова одного из разработчиков[14].

Дальнейшее развитие идеи Послебоевых Завершений[править]

Годы выпуска игр: 1993—1996[править]

Уже во второй части Казней стало больше (сталкивание в кислоту, подбрасывание прямо на шипастый потолок, швыряние в пропасть), и они стали сложнее в исполнении. «Обычных» fatalities тоже стало больше, в среднем по две разных у каждого персонажа. Тогда же были изобретены совсем уж шуточные, «незлые» (но тролльские) виды Завершений. Если не пользоваться некоторыми приёмами во время боя (добровольно себя ограничивать), то после «ДОБЕЙ ЕГО!» можно было посмеяться над побеждённым, придав ему облик младенца (Babality — Ребячество), или «типа помириться с ним», показав вместо fatality какой-нибудь комический номер (Friendship — Дружба). Ради Дружбы Лю Кан, например, танцевал диско, а Китана дарила побеждённому тортик. Это была такая подколка в адрес Комиссии Конгресса по расследованию насилия в видеоиграх — та очень жёстко критиковала серию и мечтала её запретить (мечты так мечтами и остались).

  • В мегадрайвовской версии MKII присутствовало также дополнительное, суперсекретное шуточное Завершение — Fergality, когда противнику придавали облик неканонического персонажа по имени Фергал. «Моделью» для лица последнего послужил программист и игродел Фергюс Макговерн (1965—2016), за свою сравнительно недолгую жизнь принявший участие в создании более чем 200 игр, включая данную. Он, в частности, руководил портированием аркадных версий MK1 и MKII на домашние приставки.
    • В первом Mortal Kombat’e Фергал иногда летает по небу (на Megadrive — только если включить определённый чит), а в одной из версий MK Trilogy мёртвый Фергал надет на кол, торчащий на дне ямы. 
  • Авторы рассматривали идею ввести также Оскотинивания (Animalities; круто было бы превратить врага в свинью, козла, осла, скунса или chicken’а…), Обнажения (Nudalities) и Превращения врага в предметы (Transformalities). Но все эти идеи были в итоге отвергнуты. Не ищите чего-то подобного в играх из серии MK: там этого нет. Разве что Обнажения и Превращения нам подогнала другая команда разработчиков в своей пародии на MK, которая называлась Tattoo Assassins. Но там, разумеется, были совсем другие персонажи.
    • В 1993—1995 гг. это породило целый вал внутритусовочных розыгрышей («уток», первоапрельских шуток, слухов). Новичков на полном серьёзе уверяли, что во вторую часть тайно добавлено не только всё вышеперечисленное, но и Crushality, Devourality, Hookality, Sexuality и прочие задолбалити. Многие верили — и отчаянно пытались это отыскать/разблокировать/применить. Тем более что по Интернету (тогда ещё совсем «молоденькому» и дороговатому) гуляло множество фейковых «кодов» и «способов». Потом умельцы взломали программный код игрового автомата MKII, а также приставочные (SNES и SEGA MD) версии, и… грянул тяжкий облом. Но отдельные пассионарные граждане не унимались и после этого. И в середине девяностых один из сотрудников легендарного журнала «Великий Дракон» в своей статье аж взвыл: «Да НЕЛЬЗЯ никого надеть на крюк [в Мёртвом Бассейне] или скинуть в пасть дереву [в Живом Лесу], успокойтесь вы!!». Другой игрожур ему вторил: «Как ни жаль, но в Оружейной НЕЛЬЗЯ хватать и пускать в ход клинки и топорики, это вас кто-то обманул!».

В третьей части осталась система Ребячества и Дружб, только ради подготовки к ним драться во время боя надо было уже не «без рук», а без блока. Остались и Казни, причём, разумеется, обновились; как правило, врага куда-то бросали — скажем, под поезд в метро. Но добавилось и новое Завершение — Animality (Озверение): боец-победитель превращался[15] в своё персональное животное, с последующим растерзанием оппонента.

  • Чтобы успешно сделать Озверение, надлежало сначала сделать Mercy (Пощаду), то есть дать противнику второй шанс сдохнуть. Алгоритм был такой: затяни бой до трёх раундов (то есть один раунд намеренно проиграй), а после реплики «ДОБЕЙ ЕГО!» набери специальную комбинацию клавиш для Пощады (у всех персонажей одинаковую). «Поплывший» оппонент придёт в сознание, получит обратно крохотную капельку здоровья и благодаря этому опять станет боеспособным. Вот тут его нужно ещё раз победить — и наконец-то можно Озвереть (мол, я тебя пощадил, а ты не оценил! р-р-р-ры!!).

В аддонах к третьей части придумали Brutality — уничтожение врага при помощи длинной комбинации ударов; проще говоря, «лупишь беспомощного, пока он не взорвётся, забрызгав всё вокруг кровищей и усеяв пол разлетевшимися осколками костей». В знаменитую версию Ultimate MK 3 для Сега Мегадрайв Озверения попросту не влезли, остались только Brutalities. А в версии той же игры для автоматов Озверения были (в том числе новые, отсутствовавшие в собственно третьей части), а вот Brutalities не было. Однако в следующем, более крупном аддоне, именуемом MK Trilogy, налицо было и то и другое, как и задумывали авторы: хочешь — лупишь до взрыва, а хочешь — озвереваешь.

  • В Trilogy к тому же исчезли какие-либо ограничения, связанные с Babalities и Friendships. Теперь не нужно себя предварительно ограничивать в бою: блок больше ничему не помешает, ничего не сорвёт и не испортит. Но для Озверения сохраняется непременное условие — предварительная Пощада.

1997[править]

Mortal Kombat Mythology: Sub-Zero — это приквел первой части, «брождение с рукопашкой туда-сюда по локациям», а не файтинг один на один. Сюжет — таки часть канона. И переброшен «мостик» к событиям грядущего четвёртого выпуска! Для самых недогадливых: Куан Чи тайком подменил амулет, и с первой по четвёртую часть включительно Шиннок разгуливал с фальшивкой и даже не заметил этого, лошара…

  • Играешь тут только в роли Саб-Зиро старшего (Би-Ханя); при этом одно культовое Fatality — отрывание башки с выдиранием позвоночника — у него, разумеется, есть. Оно применимо только к Скорпиону (в начале) и Сарине (в финале) — и в обоих случаях повлияет на дальнейшие события!
  • А ещё — задолго до появления Жестокостей как концепта — у Саб-Зиро, где-то к «Огненной» главе, накопится экспа на ещё одну фирменную фишку: заморозить любого рядового врага особым образом — и разбить на осколки.
  • А когда герой по неосторожности игрока куда-нибудь падает — это оформили как Казни и даже специальные кинематографические заставки для них отсняли.

Начиная с четвёртой части всем персонажам наконец-то роздали полноценное, опциональное оружие, хошь дерёшься им, хошь голыми руками (Эд Бун мечтал об этом с самой первой части) — зато отменили Дружбы и Ребячества, и автор утверждал, что навсегда. Озверений и Brutality тоже не стало. Остались только Regular Fatalities и Казни (опять новые в смысле «нажимательных» методов). Да, это именно здесь можно швырнуть врага в работающий вентилятор.

2002—2007[править]

В пятой (Deadly Alliance) была та же петрушка — не поглумишься, не подружишься, не «оребячишь». И в зверька не перекинешься. И до взрыва не исколотишь. Да ещё и количество regular fatalities сократили всего до одной на персону. И даже Казни отменили: единственно, что от агрессивной среды на локации «Кислотная баня» (Acid Bath) можно крупно пострадать.

  • Когда к порту пятой части на компактно-переносную приставку Game Boy Advance (с простенькой графикой типа «каляка-маляка») вышел аддон — Mortal Kombat Tournament Edition, — в нём каждому персонажу к единственному Regular Fatality добавили ещё Weapon Fatality: зарезывание/закалывание/забивание побеждённого своим личным оружием. Из-за примитивной прорисовки смотрелось бафосно.

В шестой части (Deception и её расширенная версия для PSP, именуемая Unchained) fatalities опять по две на брата. Вдобавок появилось Hara-Kiri (Самоубийство) — спецприём, позволяющий проигравшему сопернику добровольно покончить с собой до того, как выигравший боец учинит над ним какое-нибудь Завершение.

  • Казни же окончательно эволюционировали в нечто вроде hazard’ов аka Ловушек aka Подвохов (опасных мест на аренах), примерно как в Cardinal Syn, только хлеще. В «кардинале» персонажи получали от элементов пейзажа/интерьера лишь повреждения, а тут хлоп! — и гарантированно насмерть, причём можно и досрочно, не дожидаясь полного окончания боя (в чём и отличие от Казни, и причина переименования); просто мигом слетает всё оставшееся здоровье. В седьмой части эта фича сохранится. Она носит особое название Death Trap.
    • Не рекомендуется пускать в ход иначе как в финальном, решающем раунде боя: получится, что «пациент» воскрес к началу последующих раундов, чтобы довести-таки бой до конца. Некоторых огорчает.

Mortal Kombat: Shaolin Monks — это спинофф, «брождение с рукопашкой туда-сюда по локациям», а файтинг там только в бонусном режиме. Действие этой игры начиналось между первой и второй частями, а потом захватывало сюжет второй, но с некоторым переосмыслением/доработкой. Персонажей там было мало, а fatalities у каждого — много.

  • И им ещё добавили Multality — Избиение Многих; работало сразу по целой группе врагов (тех, которые ближе всего стоят) и только в сюжете, а не в «режиме один на один».
  • А здешние казни — это просто песня! Иначе и нельзя, ведь перед нами перепев (и доработка) сюжета и эстетики второй части, как бы её римейк с попутной сменой/варьированием жанра.
  • А под словом brutality в этой конкретной игре подразумевается нечто другое, чем ранее: здесь это включение режима берсерка (превращающего обычные атаки в нечто суперубойное). Почему тот же самый термин? А потому что тоже «бац-бац-бац».

В седьмой, «ностальгической» части файтинга (Armageddon) собрали решительно ВСЕХ персонажей, появлявшихся до той поры (и даже добавили двух новых), да ещё прикрутили сложный, разнообразный конструктор, позволяющий создавать своих собственных бойцов (это немедленно стало у многих любимой забавой: слабо, например, создать Остапа Бендера или Мару Сантор?!). Поэтому на нормальные Завершения места не осталось, сделали только какое-то невнятное (и трудноватое с непривычки) собирание длинной fatality из последовательной комбинации приёмов. Это называлось Kreate-a-Fatality. В полной её версии (Ultimate Fatality) персонаж-победитель долго бил, толкал, ломал, пинал и пихал врага, а под конец как-либо его растерзывал.

2008[править]

В качестве восьмой части была игра-кроссовер Mortal Kombat vs. DC Universe. Действие происходило сразу после третьей части и всех её аддонов (да ещё и в каком-то полуканоническом параллельном измерении?!). Мир, где живут комбатовцы, каким-то образом стал «срастаться» с миром, где обитает Супермен, Дефстроук и вся эта бражка. И когда персонажи обеих саг закончат грызться «компания на компанию» (и внутри каждой из компаний) — им предстоит узнать, кто виноват в незаконном слиянии миров, и вломить диверсанту по первое число. Злодеям вроде Лекса Лютора и Джокера и антигероям-антизлодеям вроде Женщины-Кошки полагались обыкновенные fatalities, как и комбатовцам. А вот благородным супергероям DC, дававшим клятву не убивать, вручили Heroic Brutality (героическую жестокость) — то есть заведомо нелетальное послебоевое Завершение, ни с каким «избиением и взрывом» (равно как и с «режимом берсерка») на сей раз не связанное. Обездвижить там, взять в плен, посрамить, лишить сил… Ну, многие видели положительных персонажей DC Universe, знают их замашки. Побеждённый противник, к которому это применили, по окончании процедуры демонстративно дрыгался.

  • Death Traps исчезли, а любителям Казней стоит обратить своё внимание на следующий выпуск — он опять «ностальгический» по своему настрою.

2011—наши дни[править]

Девятая часть, она же MK-2011 (рекомендуется в версии Komplete Edition) — прямой сиквел седьмой части, настоящий триумф Эда Буна, его любимое детище. И заодно смена таймлайна, причём внутрисюжетная (там случился временной парадокс и изменение реальности), а не а-ля Star Wars. Казни (таковые нам вернули) и Regular Fatalities никогда ещё не были столь разнообразны и красивы! Но вдобавок, как «поклон фанатам», Бун — ровно на одну игру — вернул в сагу ещё и Babalities (Ребячество), и на этот раз побеждённый не сидел неподвижно в подгузнике, рыдая. Плакать-то он, как правило, плакал, но при этом с ним происходил какой-нибудь забавный случай; эта анимация обычно объясняла, чего он, собственно, плачет, причём у каждого персонажа причина была своя.

  • А что касается Казней… Хе-хе-хе. Бун внял мольбам фанатов и нарочно реализовал в игре кое-что из того, что они в 1990-х годах тщетно искали в MKII. Теперь МОЖНО было скормить противника хуорну. Теперь МОЖНО было медленно опускать вражескую тушку на крюках в кислоту. (Похожие «поклоны фанатам» уже ранее были добавлены в вышеупомянутый спинофф MK: Shaolin Monks.) Но никаких Nudalities, Sexualities или Transformalities не случилось и в этот раз, потому как надо знать меру.
  • Недолго фанаты горевали, что «нельзя, мол, играть за Шао Кана, Горо и Кинтаро». Вскоре выяснилось, что ещё как можно-то! Достаточно чуть-чуть взломать игру (взломанный вариант получил широчайшее распространение). В игре целенаправленно были оставлены три этих толстых босса именно как полноценные персонажи, каждый — с набором обычных Завершений (у каждого по две интерактивных Fatality, а также Казнь и Ребячество, хоть всё это и не описано во внутриигровом списке комбинаций). Три здоровяка всего лишь были изначально скрыты (locked), и никакого «легального» чита на их открытие Бун не создал. И даже после разблокировки этих деятелей игрок мог применять их Завершения только в режимах «Arcade Ladder» и «Versus» (не в Practice!).

Десятая часть (MK X и ее расширенная версия MK XL). Игру специально сделали мр-р-рачнее (с намеренным перебором, опять-таки до полупародийности). В ней теперь не было места почти никаким Завершениям, кроме Fatalities и Brutalities. Последнее опять поменяло значение, на этот раз кардинально: оно сделалось как fatality, только в структурном отношении гораздо более простое, «изготовленное» из обычных боевых приёмов (кто не мечтал «взорвать кого-то обычным апперкотом»?! и т. п.), и у каждого персонажа таких методик много на выбор, хороших и разных, чтоб не скоро наскучило. И, для баланса, к каждому Brutality приложен набор хитрых — чуть ли не «квестовых» — условий, без выполнения которых трюк не сработает.

  • А ещё, специально для мультиплеера (но и в оффлайне работает), были придуманы Корпоративные Убийства (Faction Kills) — такие особенные кинематографичные умерщвления, в которых на помощь персонажу приходят его соратники по группировке. Зависит от того, к какой из пяти фракций (Спецназ, Белый Лотос, Линь Куэй, Чёрный Дракон или Братство Тени) приписался ИГРОК. У каждой фракции — пять разных Faction Kills: первые две получаешь просто по факту причисления к ней, остальные три еще нужно заслужить, причём именно в онлайне.
  • Также придумано специальное наказание за досрочный выход из боя (только в онлайне): Кара Трусу, или слинялити (Quitality). У персонажа, игрок которого так поступает, взрывается голова.
  • Вы думали, старая-добрая Казнь — такая, как в первых четырёх выпусках, а позже в девятом — снова убрана прочь, в пронафталиненный чулан? Ан нет. Бун поначалу не хотел, чтобы в десятой части были Казни, но позже не выдержал и добавил-таки! Несколько локаций в конце концов (уже в MK XL) превратились в «казнительные»! Победив на берегу моря, можно скормить побеждённого какому-то морскому монстру; победив на военной базе, можно скомандовать солдатикам, чтобы расстреляли лузера (!); и умилительные старинные сбрасывания на колья/сталагмиты/лезвия тоже к нам вернулись; и т. п.
    • Но ещё прежде этого появились Брутальные Казни (Stage Brutalities). Если у противника достаточно мало здоровья, и выполнен ещё ряд условий, для каждого случая особых — тогда оппонента нужно немного потерзать, хитрыми способами, а потом начисто прикокнуть его чем-то интерактивным, найденным прямо на локации, в том числе и досрочно (не дожидаясь чьего-то утробного крика «Finish him/her!»). Почему за этим делом не сохранили прежнее название Death Trap?.. А потому, что операция усложнилась: теперь мало просто толкнуть/швырнуть куда-то неудачника, теперь надо тонко, «ювелирно» работать.

Одновременно с десяткой, то есть в том же 2015 году, запилили мобильную gacha-версию — Mortal Kombat Mobile, позже переименованную в «просто Mortal Kombat» (ещё один), но в народе для ясности порой именуемую по-прежнему. Эта гача относительно честна по сравнению с другими и оттого пользуется популярностью, она и в 2021 году живее всех живых и время от времени обновляется… тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. К указанному году число коллекционируемых боевых единиц довели до 152 — это засчитывая все «вариации» одних и тех же персонажей. Что касаемо Завершений: Fatalities присутствуют только у некоторых персонажей и инициируются компьютером в случае их сюжетных поединков (одно красуется в туториале, завлекая народ), а Жестокости (Brutalities), как правило, приобретаются за донат. Графически это одна из самых красивых и навороченных мобильных игр. Но, разумеется, есть ограничения в плане геймплея (ничего, впрочем, не портящие) — например, персонажи не могут управляемо прыгать, от слова «совсем».

И вот Mortal Kombat 11. Наконец-то завершился огромный «том» сюжета, начатый ещё в первой части (некоторые ошибочно приняли за гранд-финал предыдущий, десятый выпуск — но оказалось, что в сюжете ещё не все узлы развязаны; заодно обнаружилась та редкостная сволочь, цинично использовавшая Шиннока и так или иначе манипулировавшая всеми остальными, которая веками стояла за ВСЕЙ этой катавасией). Опять Fatalities, опять Brutalities и брутальные казни; всё это — в том же смысле, в каком в десятке. Но и то и другое и третье теперь превратилось в сущий кровожадный дурдом… в хорошем смысле слова.

  • В онлайновых разборках слинялити всё ещё с нами, только теперь уже взрывается не голова, а всё тело целиком.
  • ЧСХ, вернули Пощаду — Mercy, стало быть. Делается она не в точности так же, как «в дни былые», но по очень похожему принципу — а эффект от неё прежний: издевательски «пощади» проигравшего оппонента, верни ему боеспособность и капельку здоровья… чтобы засим всё-таки его «доделать до конца». Такой бой вам вдобавок нужно провести без использования блока, иначе Mercy не получится (это, именно касаемо Пощады, что-то новенькое; раньше это имело отношение только к Дружбам да Ребячествам). Некоторые даже решили, что в одном из последующих DLC в игру возвратят такое явление как Animalities… но этого так и не произошло. Пощады в этом выпуске нужны только как непременная подготовка к некоторым особо красивым Brutalities (которые без предварительной Пощады не сработают, хоть унажимайся).
  • ВНЕЗАПНО, в дополнении Aftermath вернули Дружбу (Friendship)! Персонаж откалывает что-нибудь доброе и милое, а противник остаётся в живых.
  • Прошло время, и в 2021 году сервер одиннадцатого выпуска был закрыт, и обновления выходить перестали… Ждём анонсированного сиквела, который Бун планирует выпустить в виде ещё одной «антологии», наподобие Trilogy и Armageddon’а — то есть собрать туда всех-всех-всех и придумать этому какой-никакой сюжетный обоснуй.

X-Ray (Рентген)[править]

Еще одна фишка, появившаяся в девятой части и понравившаяся фанатам. Это не Послебоевое Завершение, а приём, применяемый прямо посреди боя и уменьшающий вражеское здоровье (но если «доделываешь противника до конца» именно этим приёмом, то получается особенно красиво). Чтобы применить Рентген, надо накопить достаточное количество своеобразной «маны» — от удачных попаданий своими атаками по противнику. По факту, то есть чисто технически, Рентген есть полный аналог Заполняемого Суперприёма из какого-нибудь Street Fighter (или похожей игры, сотни их) — но как реализовано! Эстетическая основа этой фишки, как видно из названия, состоит в типа-рентгеновском зрении игрока, которому наглядно показывают повреждения от молодецких ударов бойцов[16]. А конструктивно Рентген — это неблокируемое комбо[17], во время которого один боец наносит другому удары пострашнее да помощнее, снимающие 30-35 % hp врага. При этом ломаются вражеские кости, происходят всякие-разные другие увечья (например, выкалывание глаз[18])… Но подход в «девятке» и «десятке» к самой анимации разный.

В девятой части (она же MK-2011) Рентгены — это короткие серии в 2-3 удара, в основном руками-ногами, изредка оружием. А моделька персонажа, получающего удары, без одежды и кожи выглядит как анатомический манекен — слишком белые кости, слишком красное мясо, вены специально выкрашены в ярко-синий, чтобы отличать их от ярко-красных артерий.

В десятке (МК:Х), равно как и в мобильной версии, Рентгены эволюционировали, превратившись в длинные, красивые комбо, подключающие умения, оружие, магию и характер персонажа — они стали длиннее и изощреннее пары обычных ударов. Как вам Милина, протыкающая своими саями уши и глаза персонажа и отгрызающая ему лицо? Кэсси Кейдж, от чьего удара в пах яйца мужских персонажей лопаются как два шарика с водой (у папаши научилась, он так в «девятке» делал)? А Эррон Блэк, у которого есть заколдованная пуля с надписью-именем каждого персонажа (включая самого себя, чтобы было чем валить своего двойника)? Такахаши Такеда, протыкающий голову врага своим кнутом через рот, а? Вдобавок ко всему, теперь модели персонажей при просвечивании стали реалистичнее, действительно похожие на (не)людей без одежды и кожи, а не на манекен из класса биологии. Так что от просмотра некоторых икс-реев и фаталити/бруталити в МК:Х дурно может стать даже тем, кого МК-2011 не особо-то впечатлила.

Хотя, надо сказать эта фича понравилась не всем, в основном потому, что X-Ray выглядит более жестоким и разрушительным чем некоторые Fatality и сразу возникает вопрос: если боец выжил после такого, то почему не выживает после добивания? (Обоснуй: он, проиграв, выдохся, по окончании боя у него уже ни капли «особой стойкости», и делай с ним что хошь.)

Также Рентгены радовали фанатские взоры в долгожданных полнометражных анимационных адаптациях: «Месть Скорпиона» (2020) и её сиквеле «Battle of the Realms» (2021). Mourn in envy, Mr. Bartkowiak!

Fatal Blow[править]

В 11-ой части игровой саги Рентген был отправлен «на покой», и вместо него появился Смертельный Удар (Fatal Blow). Внутрибоевая конструктивная суть та же (и даже кнопки по умолчанию те же!), но условия для активации другие: активируется не благодаря предварительно накопленной полной шкале «маны», а по принципу «desperation», то есть когда осталось меньше четверти здоровья.

  • Кроме того, Смертельный Удар можно нанести только один раз за бой (а Рентгены можно было отвешивать многократно, смотря по скорости наполнения линейки «маны»). И да, имеется и чисто визуальное отличие: нет «рентгеновского эффекта», зато дофига slow-mo. И изображение становится чёрно-белым.
  • Ах да — в той же самой MK Mobile те же Смертельные Удары замещают Рентген у более новых версий персонажей в качестве этакого «альтернативного ультимейта» но условия активации те же, что и в MK11/MKX — по команде игрока при заполненой шкале «маны». В сравнении с 11-ой частью, откуда они взяты, фишка сильно оказуалена, а с точки зрения коммерции — добавлена ради этакого «мясного фансервиса» тайтла.

Тропы и штампы[править]

  • Безобидные раны и бесконечный запас крови: педаль в земное ядро, на этом вся стилистика серии держится. При этом с увёртливыми внутренними органами полная аверсия, как наглядно показывают Рентгены.
  • Безумно изощрённая жестокость — иногда, глядя на очередное добивание, поневоле задумываешься, всё ли в порядке у авторов с головой. В 10-м и 11-м выпусках троп дополнительно сгущён.
  • Банши — Синдел своим ультразвуковым ором способна горы сносить. Что уж говорить о тех, кто попадется под этот самый ультразвук.
  • Боги — сволочи — именно такое впечатление о себе оставляют Старшие Боги, на которых батрачит Рейден. Придумать настолько хитровывернутую и шизанутую систему проведения турниров могли только они. Возникает иногда чувство, что они специально так делают, чисто чтоб поржать над Рейденом и всеми остальными, кто в этой катавасии замешан.
    • Это фанатское предположение фактически подтверждается (как минимум отчасти), когда из 11 выпуска мы узнаём, что все участники турнира за все эти несчётные века — в том или ином смысле марионетки коварной титаниды, г-жи Кроники (самопровозглашённой «Повелительницы», а по сути Похитительницы Времени и Истории), а минимум двое из означенных Старших Богов — её биологические дети (!) и прихлебатели.
  • Боевой/Магический посох — его использует Джейд (но не во второй части, где за неё нельзя играть). Им и по башке противнику надавать можно (да и много по чему ещё), и насадить на него же, и чудеса гимнастики показывать, и стриптиз станцевать… В общем, полезная штука.
    • Райден, начиная с четвёрки, в некоторых вариациях тоже теперь орудует Посохом Грозы, которым можно запросто устроить противнику шоковую терапию. В несколько десятков миллионов вольт. А в одной анимационной экранизации он появлялся с этим же Посохом во время событий, современных событиям первой игры и первого «живого» фильма. В другой же (многосерийной) и с ним же — во время событий Нашествия (третья игра и два её standalone-дополнения).
  • Бой-баба — так-то все женские персонажи в определенной степени сюда проходят, файтинг как-никак, но Соня однозначно лидирует. Её дочурка, Кэсси, явно пошла в маму и постепенно догоняет.
  • Власть — это сила — Шао Кан свято в это верит. Причём ключевое слово здесь — сила. И в общем, у его подданных нет повода в этом усомниться.
  • В общем, все умерли. Именно с такого момента начинается  — и заканчивается, но уже в варианте «на этот раз умерли ПОЧТИ все» — девятая часть и новая хронология в целом.
  • Временный союз — союз «хороших парней» с Шан Цунгом в Aftermath с целью утащить корону Кроники для перезапуска временной линии. Никто из положительных ребят иллюзий насчет этого не питал. И правильно делали.
  • Всё это время был злодеем — и если насчет Шан Цунга сомневаться особо не приходилось, то вот то что Синдел изначально сама же и прикончила своего мужа и была все время на стороне Шао Кана — уж точно нежданчик сотого уровня.
  • Восторг у холодильника — союз между Шан Цуном и Куан Чи впервые показан в телесериале-приквеле и назван Unholy Alliance, а через три года выходит Deadly Alliance, где вышеупомянутые злодеи объединились. Причём её действие происходит через несколько веков после событий сериала, то есть эти две гниды СНОВА объединились!
  • Гениальный силач — Шао Кан (если не считать одиннадцатую часть, где императора сделали тупым) Двухметровый бугай в совершенстве овладел несколькими видами темной магии и плетет интриги, достойные Игры Престолов.
  • Дать герою своё имя: прочтите задом наперёд имя Нуб Сайбот. Ещё и бафосное имя получилось, сами авторы стебутся над тем, что он столько лет в игре, а до сих пор Нуб.
  • Дракон — как показывают некоторые добивания («озверевание» из тройки уже не считается) Лю Кана, он может превращаться в китайского дракона, чтобы после эпично зажевать верхнюю часть своего противника. Однако в самом сюжете такой финт ушами он ни разу не проворачивал. Очевидно, что это добавлено шутки и зрелищности ради. Символично: Лю Кан преображается в дракона с логотипа игры.
    • Ах да, в финале одиозного фильма MK: Annihilation сражался Лю Кан с Шао Каном (актёры Робин Шу и Брайан Томпсон — лучшее, что есть в этой гнилой поделке, не считая фансервисных красавиц!), да и обернулся Лю тем самым драконом, а злой Шао Кан — трёхголовой гидрой.
    • А в фильме-перезапуске 2021 года Лю Кан во всей красе демонстрирует свой Рентген, присутствующий в поздних играх. В ходе этого издевательства над сверхсильным и трудноубиваемым врагом (призванного нанести как можно больше урона), Лю временно оборачивается тем же драконом, но уже целиком состоящим из огня, и делает врагу знаменитый «кусь!». Но на сей раз кусь тут чисто символический (и обжигающий), так что по окончании «куся» (и по переходе Лю обратно в телесную форму) у врага ничего не откушено — враг стоит как стоял, даже без ожогов (но мучается от боли), и приходится дополнительно его стукать.
    • Онага — полуантропоморфный король драконов.
  • Дофига персонажей: за четверть века существования франшизы персонажей в ней набралось немало. Особенно хорошо это заметно в MK Armageddon, куда разработчики включили всех имеющихся на тот момент бойцов. А ведь в первой части персонажей был всего десяток (если считать одного секретного и двух боссов)…
    • Фанаты в ремейках, доделках и переделках (типа MK Mugen Project) утопили педаль в пол, наплодив десятки перекрашенных бойцов, в лучшем случае с чисто номинальным обоснованием в лоре (например, тот же Хорнбакл — как выяснилось, крупный авторитет среди культистов Онаги, живущий уже много веков и страстно мечтающий возродить своего царя, чего, типа, и добился в шестом выпуске).
  • Женственный и Царственный пурпур — одежда Синдел имеет именно такой цвет.
    • Бастард-полубог Рейн, страдающий наслаждающийся манией величия, тоже ходит не иначе как в царственном пурпуре.
    • Изначально у Милины костюм тоже был скорее в сторону сиреневого, однако впоследствии перешёл в «скорее несколько розовый». По-английски и тот и другой цвет называется purple.
  • Зелёная кровь — внутри вселенной есть парочка персонажей с цветом крови, отличной от красной (разумеется, эти персы имеют нечеловеческую природу). Конкретно зелёная кровь есть у Рептилии, у Нуба — тёмно-синия, почти чёрная, а у киборгов вообще не кровь, а масло.
    • А если говорить о шрамах от цензуры, то приставочные порты первых игр зачастую заменяли кровь на зелёную.
  • Злобный зелёный — много и в разных вариациях:
    • Души в этой вселенной имеют ядовито-зелёный цвет. По этой причине магия плохишей Шан Цуна, Куан Чи и Шао Кана, которые этими душами и орудуют, тоже имеют зелёный цвет (усиленная версия шао-кановской магии — уже адски-красная, но работает редко).
    • Эрмак сделан из множества душ павших воинов
    • Рептилия сам по себе болотного цвета и плюётся кислотой, потому что ящер, а в классических играх его костюм ниндзя был цвета зелени;
    • Молот и копья Шао Кана отсвечивают зелёным.
    • Ревенант-Джейд в одиннадцатой части, где её посох начал отсвечиваться зелёным (до этого он отсвечивал либо фиолетовым, либо вообще никак), и доспехи приобрели «нефритовые» узоры.
      • Но есть и добрый зелёный в этой вселенной:
        • Найтвульф (у его приёмов зелёная магическая аура)
        • Нормальная Джейд (одевается в зелёное, и ауру имеет соответствующую, jade-colored, то есть, нефритовый цвет),
        • Джонни и его дочь Кэсси (опять-таки аура в прозелень).
        • Цетрион. Правда, с ней зигзаг — с одной стороны она, будучи богиней добродетели (читай, богиня жизни и природы), имеет зелёную ауру, а её костюм буквально создан из листьев и палок. А с другой — она следует за матушкой Кроникой, и даже несмотря на все сомнения относительно планов последней, Цетрион сохраняет ей верность до конца.
  • Злой двойник — Милина. Клон Китаны, только ещё и с примесью таркатанской крови, что и дало ей изящную улыбку и хищническую кровожадность. При этом до перезапуска представлялась всем как сестра-близнец Китаны. Но и после перезапуска, в новом таймлайне издевательски называет Китану «сестрицей», а всем представляется как «наследница Шао Кана» (таковой в обоих таймлайнах одно время числилась Китана — но Шао Кан, опять же в обоих таймлайнах, в конце концов рассудил, что Китана, ввиду своей неистребимой доброты и тяготения к Светлым силам, не годится в наследницы, а потому и затеял на пару с Шан Цуном мастерить таких клонов, как Милина и Скарлет).
    • См. официальный канонический многотомный комикс Мortal Kombat X. Его события происходят — причём тянутся годами — после пролога десятой игры, но прежде всего остального, что в ней показано, то есть как раз во время многолетнего таймскипа. В этом комиксе Милина, после гибели Шао Кана от рук Старших Богов, вообще взяла да на некоторое время захватила власть над остатками шао-кановской державы, причём на всех углах кричала, что это «не узурпация, а законное наследование» и что она — «истинная дочь Шао Кана, хоть Синдел её и не рожала из чрева» (Китану Синдел как раз рожала, хоть на самом деле и не от Шао Кана). Шао-кановская ДНК в организме Милины есть, с этим не поспоришь… Когда Коталь Кан в конце концов сверг Милину, она настаивала, что это как раз он — узурпатор.
      • Аналогичный фокус с захватом власти Милина неоднократно пыталась провернуть и в старом таймлайне (финал MK Gold — это всего лишь одна из многих её попыток), но в каноне ни разу не фартануло. Хоть, например, в MK Gold после прохождения игры за Милину мы видим, как она кидает саи в Китану, а та улетает в окно… типа Милина свергла «добрую лжесестру»… однако в большинстве своём концовки аркадных лестниц — «никанон», и не имеют сюжетной нагрузки в последующих частях (в 11 части вдобавок объяснили, что это многочисленные «тупиковые таймлайны», которые пыталась замутить Кроника, но они «не привились, не проросли»).
  • Избранный — Лю Кан (в экранизациях прямо подсвечено, но подразумевается и подчёркивается и в играх-первоисточниках). В десятой части казалось, что он эту миссию уже фатально «пролюбил»… но зато как эпично он (вернее, его более ранняя версия из прошлого, набившая харю «себе же, предателю») реабилитировался в следующем, одиннадцатом выпуске! Кронику-то ухайдокал, как ни крути, именно он. Такой заслуживает быть причисленным к лику даже не Старших (они к тому же сволочи), а ВЫСШИХ богов, если такие вообще существуют!.. И ведь был причислен. И уже в этом статусе уделал перекачанного Шан Цуна, уже «скушавшего» многих других злодеев франшизы. Или нет…
  • Какая отвратительная рожа! — в первую очередь Рептилия со своей ящериной чешуйчатой мордой и вечными зелёными слюнями. Милина — аж зеркала не выдерживают это отражать. Но они хотя бы прячут этот ужас под масками. Барака же — нет, но там с фитильком, там вся народность такая, но для землян однозначно оно. Ди'вора, появившаяся в десятой части, проходила по статье уродливо красивый, но вот в одиннадцатой заткнула за пояс всех вышеперечисленных.
  • Крутая королева (напополам со злой королевой) — Синдел. Чего стоит сцена из девятки, где она в одиночку укладывает на лопатки почти всех воинов Рейдена. Выживают лишь Соня и Джонни. Ну и Лю Канг с Райденом, их просто на тот момент там не было.
    • Однако справедливости ради, злой она стала только после возрождения Шан Цуном (третья игра и иже с ней). До своей гибели она искренне болела сердцем за уже захваченную Шао Каном Эдению, а после и за Земное царство. И за свою дочь тоже.
      • А в новом таймлайне её возродил не Шан Цун, а Куан Чи (девятая игра), и от этого она сделалась еще более жутким чудовищем. Но не внешне; внешне осталась красотулей, разве что взор стал ещё свирепее, циничнее и безжалостнее.
      • А из DLC к одиннадцатой игре видно, что Кроника ненароком призвала из глубин истории «Синдел, какою та была раньше», вот только неясно, из какой именно эпохи (другими словами — «отыгрывай какую хочешь»).
        • И по итогу аркадная концовка Синдел в одиннадцатой части махом перечеркнула всё выше сказанное, и всё ради невнятного «вотэтоповорота!». Фанаты надеялись, что Синдел использует часы для создания таймлайна без Шао Кана, где Эдения останется цела, её муж будет жив, и, где, Синдел наконец сможет воссоединиться с Китаной. А на самом деле… Синдел показала себя той ещё самовлюбленной сволочью, которая сама же и убила своего мужа, предпочтя Шао Кана, а перезапустив таймлайн, захватила Внешний мир, отвесила тумаков Китане, и всё ради того, чтобы жалкие людишки боготворили её. Сказать, что фанаты были в шоке — ничего не сказать.
  • Крутая принцесса — Китана, daughter of Sindel, разумеется. А в одиннадцатой части убивает ослепляет Шао Кана и после этого прокачивается до крутой королевы (точнее, императрицы).Только вот Кроника всё испортила…. Хотя первоначально Китану хотели назвать Китцуне, и всё могло бы быть иначе.
    • Эх, крутая принцесса... Не тебя ли Шао Кан учил — нельзя врагов оставлять в живых, хоть бы и покалеченных! И в Aftermath Шао Кан наглядно продемонстрировал Китане, насколько она была не права, лишив его глаз, а не жизни.
  • Крутое семейство — Кейдж-Блейд, конечно же. Бриггсы тоже. Да и Китана со своей мамашей, в общем, подходит. Шао Кана тоже в данное семейство можно включить, Синдел его жена.
  • Крутой гей — Кун Цзинь, если Слово Божие не троллит. (Эд Бун: *длинная речь на тему «Нет, оно не троллит»*) В самой игре прямо не сказано, но… в Mortal Kombat X этот самый Кун Цзинь на какую-то тему очень горюет-мается, а Райден пришёл его ободрять. И Кун Цзинь ему: «Примут ли меня, ТАКОГО, братья-монахи в монастыре?». А Райден в ответ что-то вроде «Неважно, каковы твои желания, важно лишь, чем ты наполнил свою душу». (И девушки у Кун Цзиня нет, и — опять же Слово Божие — «никогда не будет, даже если бы он не принял постриг, так что не рекомендуется придумывать ему фем-пейринги».)
    • Чем он так нравится? Настоящий крутой гей (правда неофициально) — Джарек. В концовках Сони, Джарека и Джакса[19] в четвёртой части: падает с обрыва, крича что-то неразборчивое, затем выкидывает Соню, потом приходит Джакс и роняет его с обрыва, после чего он опять кричит то же самое. Это слышится как «I’m sooo gaaay!». Джарек — опасный преступник, а Кун Цзинь на его фоне — сопливый монах, непонятно откуда взявшийся.
      • Но этот «сопливый» (и не уверенный в себе! и склонный к рефлексии! и комплексующий, в том числе по поводу своей внешности!) монах, взявшийся из чрева сестры Кун Лао Нынешнего, — по крайней мере великолепный стрелок из лука, и хороший рукопашник, и долгие часы проводит в медитациях, причём с пользой. Так что он несомненно крут… хотя да, действительно похож на попытку Буна в уловку типа «Ну, вот вам репрезентация меньшинств среди положительных героев, и отвяжитесь». Каковая уловка всё равно не обманула и не прельстила ни одного SJW.
  • Ложный финал — формально таковым можно считать финал одиннадцатой части после выхода дополнения-эпилога Aftermath.
  • Леди-воительница — Китана и Джейд. С некоторыми оговорками — и другие девушки-ниндзя.
  • Магия крови — Скарлет целиком и полностью сделана из крови, её же использует в бою, а также способна поглощать чужую с целью получения способностей данного существа.
    • Коталь Кан тоже норовит в магию крови, но Скарлет над ним потешается: «В этом деле я — профессионал, а ты — всего лишь любитель!».
  • Мамонт-танк — Горо и Кинтаро. Как и полагается: бьют очень больно (и не дай Старшие боги попасться в их комбо/рентген — половина здоровья улетит мгновенно, вы даже почесаться не успеете), бронированность тоже хорошая, а вот скорость… ну, в общем, вы поняли.
    • Шао Кан. Особенно в девятке со этим гадким банхаммером молотом и этими гадкими копьями (копья, сломай их боги, появились ещё в двоечке, а меметичный Молот Гнева — в троечке). Да и скорости у него побольше будет, чем у тех же Горо и Кинтаро (но всё же не дотягивает до реактивного громилы). Единственная его слабость — если отскочить от него, он останавливается, чтоб поржать над своим оппонентом, а после кинуть какую-нибудь обидную фразу в его адрес.
  • Мне на самом деле семьсот лет — внешнемировцы, да и прочие народы, насильно примкнутые к ним, отличаются завидным долгожительством. Тому же Шао Кану, без малого, уже больше 10000 лет.
    • Шан Цун поддерживает свою силу за счёт украденных им же душ. Что, впрочем, не особо помогает ему сохранить свою молодость (для такой цели ему нужны дополнительные бонусы), однако от этого он не становится менее опасным.
  • Многорук:
    • Есть шоканы, у которых четыре руки. Представители — Горо, Кинтаро и Шива. А в лоре — вдобавок генерал Зенкаро и ещё несколько шоканов: Горбак отец Дюрока и Горо; Май (супруга Горбака и мать его сыновей); Дюрок брат Горо…
    • А есть накнады, у этих рук вообще шесть. Коллектор из одиннадцатой части к ним как раз и относится. «Ты мне что за хапугу смастерил? Зачем ему столько рук?»(с)И.Шток. Накнады действительно славятся алчностью, расчётливостью и талантами в области финансов и менеджмента.
      • В одном официальном комиксе против Лю Кана вышел жуткий полукровка, потомок межрасового брака — шокан с шестью (!) руками. Причём у накнад две из шести рук рудиментарные (годятся только брать предметы — но не наносить удары), а у этого жутика все шесть были полностью функциональны. Но Лю Кан всё же одолел его, хоть и не без труда.
  • Надули — полетел — в одном из своих фаталити Кабал накачивает голову побеждённого оппонента, как воздушный шарик, отчего означенный оппонент взмывает в воздух и взрывается за пределами экрана.
  • Ниндзя, зомби, ниндзя-зомби, ниндзя-роботы, ниндзя-зомби-роботы и прочие сочетания персонажей.
  • Нулевой рейтинг — Шао Кана даже в родном Внешнем Мире терпят, но не любят.
  • Одевается в секс-шопе — девятка продавила педаль в пол: там все женские персонажи так выглядят. До этого этим баловалась преимущественно Милина, которая несмотря на наличие элегантной улыбки довольно твёрдо держала титул главной Мисс Фансервис на районе. И как знать, что это не уловка для отвлечения внимания от её таркатанской морды, которую она тактично прячет за маской ниндзя.
    • И тем не менее, всё в той же девятке всё та же Милина умудрилась продавить педаль в пол, впервые выйдя на бой с Китаной в одной лишь тонкой полоске бинта, едва прикрывающая соски и лобок. И держится эта штука, похоже, только на силе Старших богов и честном слове. Ну, тут конечно можно привести обоснуй, что Шан Цун просто вытащил одного из клонов «просушиться», и снабдить одеждой не успел, но факт есть факт.
  • Отец семейства Копиркиных — игра дала толчок к появлению множества подражаний, более или менее талантливых.
  • Отсылка — демонический некромант Куан Чи очень понравился подавляющему большинству фанатов (как и самим авторам), и народ всё гадал: каким именно образом этому персонажу придумали такое клёвое имя (билингвальный бонус: quan — длань, chi, известная также как «ци» — тайная внутренняя, в том числе и магическая, сила). А всё просто: так, по первой видимости, звали могучего бойца-китайца, эпизодического персонажа фильма «Клетка» (1989), типичного боевика 1980-х. В одной сцене «Клетки» публика громко скандирует имя своего фаворита. И-и-и... тут из разговора старого мафиозо с его заклятыми друзьями выясняется, что это не имя, а титул (которым чествуют лучшего из лучших), и поскольку предыдущий боец проиграл - титул "Куан Чи" перешёл к его победителю.
    • А образ старенького коварного Шан Цуна пришёл авторам в голову, когда они посмотрели другой нашумевший рукопашный трэш тех времён — «Кровавый кулак» (1989), где в одной сцене за нелегальными жестокими боями наблюдал их тайный организатор — не названный по имени загадочный старик-азиат в дорогом халате, с седой бородой и угрюмой, серьёзной миной.
  • Офигенно находчивые разработчики — в процессе создания МК: Armageddon обнаружились проблемы с моделью Мотаро (кентавр с четырьмя ногами), так как в последний раз он появлялся в двухмерных частях. Стоило ли с ним заморачиваться? Разработчики решили, что нет, и сделали его двуногим! И сюжетный обоснуй прикрутили: якобы от каких-то мистических причин Мотаро превратился из кентавра в… минотавра, чему сам был вовсе не рад.
    • Вы встречали в MK-2011 камео Мотаро (в сюжетном ролике) в его нормальном, привычном, четвероногом виде?.. А это уже новый таймлайн, в котором превращение в минотавра (слава Пань-Гу и Божественному Тяню!) так и не произошло.
  • Ашыпка нарошна — в названии. Сидели Бун с Тобиасом и думали-гадали, как назвать игру. Kumitay? Да нет, не то. Dragon Attack? Слишком пафосно и одновременно до ужаса стандартно. Dragon Punch? Да ну нафиг, мы собрались переплюнуть [свеженького на тот момент] «Уличного Бойца», на кой нам делать к нему отсылки! Dragon Island? Слишком невнятно, и слишком уж отсылает к сюжету классического фильма Enter the Dragon, который мы вознамерились «очень вольно адаптировать». Death Blow? Банально. Mortal Combat?.. Вроде неплохо, но как-то наивно смотрится, чего-то как будто не хватает… О! Идея. Давай напишем 'Kombat' — через K!
    • В дальнейшем «кэй» вместо «си» неоднократно появлялось и в других словах в этой франшизе. Koin, Komplete, Kontinue, Krypt… Всех и не перечислишь.
  • Повышение до бога/Низведён до простого смертного — Рейден передал Лю Кану свою силу и место в пантеоне в конце одиннадцатой части. По итогу Лю Кан теперь новый бог, а Рейден — простой смертный.
    • Богом стал и Шан Цунг в Afthermath, забрав себе корону Кроники, поглотив души своих «союзников», а потом и душу самой Кроники. А в случае его победы над богом-Лю Каном поглащает и его душу тоже.
  • Полное чудовище — все финальные боссы игр за исключением Блейза и Онаги. Онага, впрочем, та ещё сволочь, хоть до полного чудовища и не дотягивает.
  • Последний выживший — Скорпион, он же Хандзо Хасаши. Его клан подчистую был вырезан Куан Чи в образе Саб-Зиро, и даже после своей смерти Скорпион преследовал Саб-Зиро, чтобы отомстить. Впоследствии, в новом таймлайне, начав возвращать себе рассудок и собственную сознательность, Хандзо восстановил клан, набрав новых учеников.
    • Хоть вроде бы и форсилась версия, что Рептилия (Сайзот) на рубеже XX и XXI веков — последний выживший из расы зауров (Saurians), но события неоднократно показывали, что это не так — выживших там несколько десятков (в том числе Chameleon, Khameleon, полуфанфичный Komodai и фанфичная Lizy, а также какие-то ноунеймы, появлявшиеся в экранизациях только затем, чтобы красиво получить от кого-то по зубастым мордам/маскам). Но Рептилии-Сайзоту этого было мало (что совершенно понятно), и он неоднократно нанимался к различным повелителям — Шао Кану, потом Шинноку, потом лже-Шао Кану, потом Дэгону, — потому что они сулили ему возродить многомиллионную массу зауров, то есть восстановить расу как таковую, в былом её блеске и величии.
      • А в событиях телесериала Mortal Kombat Conquest мы видим, что за 500 лет до событий первой игры раса зауров ещё не истреблена, и прозвище «Рептилия» в те времена носил Тэцурри — отмороженный и жестокий заурский царь (от бастарда которого вроде бы происходит Сайзот).
  • Похорошеть в фэндоме: Милина. Художники часто дают ей милые клыки, либо скрывают её зубы, чтобы не умалять её красоту. Ну а в каноне без маски — та ещё монстроидная харя!
  • Презренный Джа-Джа — Ди’вора держит пальму первенства как самый ненавидимый персонаж серии. И не только и даже не столько за мерзкий характер и внешний вид, сколько за убийство главных любимцев публики: Милины в MKX и Ханзо (ака нормальный Скорпион) в MK11.
  • Приглашённая звезда — в некоторых частях в качестве DLC доступны: Кратос (только на игровых приставках от Sony), Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз, Кожаное Лицо, Хищник, Чужой, Спаун… и терминатор T-800 с Робокопом. А также Джон Джеймс Рэмбо, собственной персоной (такой, каким он был в году эдак 1986-м)! Эд Бун намекал, что это ещё не всё и стоит ждать новых.
    • А Скорпиона, Саб-Зиро и Рэйдена занесло в Injustice — тоже файтинг и тоже от Эда Буна, но уже по одному из ответвлений DC-легендариума, где Супермен свернул налево.
  • Просочиться в канон, иногда с элементами А что, пусть будет! Авторы регулярно черпали идеи из фанатских легенд о секретных персонажах. Таким образом появились Эрмак, Скарлет, Блэйз, Мясо, Тремор. А в комиксах и веб-сериале с живыми актёрами — Гидро. Фанаты еще придумали Belokk’а (здоровенного демона) и Watchdog’а (ещё одного адского демона, пародию на Джакса Горо и Белокка одновременно), но их Бун помещать в игру отказался. Хотя Белокка добавить собирался, но передумал.
    • А злого чародея Куан Чи, как такового, придумали создатели мультсериала (!), где он впервые и появился. Эд Бун пришёл в восхищение — и немедля объявил персонажа каноническим, добавив его в MK 4 и в значительной мере построив на нём сюжет. Одновременно Тобиас с удовольствием добавил лысого подлеца в свой проект — игру-спинофф-проходилку (не «один на один») Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero. Дальше от файтинга к файтингу роль Куан Чи только возрастала, пока в десятой части его наконец не грохнули — говорят, бесповоротно… а фиг-то там.
    • Едва не просочилось в канон искусственное существо Аква, он же Аквиллуксборг Гидроксибот — боец, которого хотели добавить в официальную Mortal Kombat Trilogy (PAL-версию) её европейские, а конкретно британские, издатели. Этот злокозненный и проклятый (но по личным причинам ненавидящий Rain’а и Шао Кана) персонаж — ниндзя с клювом наподобие утиного — планировался как пародийный, шуточный, однако вместе с тем наделённый интересной (и стёбной) внутрисюжетной историей.
  • Простой крутой смертный — с оговорками. В целом Соня, Джакс, да и прочие из Special Forces вполне тянут на сабж. И Кёртис Страйкер — простой коп, с обычным вооружением. (Или с какого-то момента уже «не самый простой» и не с «не самым обычным», хоть всё же и не Избранному чета?.. Прямой намёк на такое в девятой игре имеется — и сам Страйкер подсвечивает: «Знать не знал, что я так могу!»).
    • У Сони, Джакса, Страйкера и пр., конечно, повышена выносливость организмов, заживляемость ран, скорость реакции, убойность ударов и тому подобное (иначе бы они и часа не выжили бы в этаких-то боях, под этакими-то ударчиками своих оппонентов) — но это общее свойство всех Героев Смертельной Битвы, даже если они ещё недавно были наиобычнейшими людьми, каждое утро делающими зарядку, и не более того. То есть в сеттинге одно лишь это ещё не тянет на «суперспособности». Для всех этих Героев обычное дело — должным образом сконцентрироваться, а затем разбить голой рукой, таковую не повредив, не только деревяшку или камень, но и наковальню (!), а также огромный цельный рубин или алмаз (!!), даже если ещё вчера они и подумать о таком не могли…
      • Но вот конкретно Соню уже в первую неделю турнира (первая игра) «продвинуло» по этому пути чуть дальше: у неё появился какой-то метаемый из рук энергетическо-гипнотический разряд, пусть и хиленький, и она научилась немножко (и низэ́нько-низэ́нько) летать. И входящий в её снаряжение термит для поджогов (которым она пользуется в своём fatality и в провальном втором фильме) тоже, кажется, НЕМНОЖЕЧКО самомодифицировался… В экранизации всё это — исключая лишь термит — не попало. Впрочем, в перезапуске видно, что свои энергетические разряды героиня метает с помощью хитроумного устройства.
    • Джонни Кейджа в этот троп вообще не вписывайте, даже с оговорками. По лору, он — потомок мистических воинов, и у него есть наследственные суперспособности, о чём он сам долгое время (аж до своего приплытия на остров Шан Цуна) не ведал. Слово Божие гласит, что некий Тома́с (своеобразная мягкая пародия на троп «Каноническая Сью»), «персонаж на один эпизод» из сериала-приквела Mortal Kombat Conquest — прямой и дальний биологический предок этого самого Джонни.
    • Самое забавное: в MKX подразумевается, что родовой магией семейства Кейдж является то самое зелёное свечение, которое Джонни использовал на протяжении плюс-минус десятка игр серии. В сюжете же он понятия не имеет, что это вообще такое, хотя в девятой части вполне мог закидывать того же Кано сгустками зелёной энергии. Геймплей вразрез с сюжетом?
      • Скорее всего, он в курсе, что эти способности у него есть, просто без понятия, какова их природа. То, что он потомок древних воинов, ему раскрывает Рейден в перезапуске. В десятке же его удивление, скорее всего, обосновывается тем, что ранее его магия помогала ему лишь кидать шары да больнее пинать, а тут вдруг защитила от амулета Шиннока, чего он не ждал.
  • Пьяный мастер — Бо’Рай Чо. Когда-то был учителем для Лю Кана и Кун Лао, а сейчас почти что никогда не просыхает. И это не умаляет его навыков боевых искусств, и он может отпинать противника не хуже, чем если бы был трезв как стёклышко. В крайнем случае может деморализовать противника, обрыгав его, поджечь свой собственный пердёж, или угостить укипаловкой. От которого противник по итогу выблюет свои же собственные кишки.
  • Расовый лифт. Младший Саб-Зиро (Куай Лян) во второй части игры был вполне себе азиатом, а с третьей стал европеоидом.
    • Точнее, по лоре старший и младший Саб Зиро — метисы, их мать — американка. Ещё в детстве они были похищены у матери агентами клана Лин Куэй. А теперь вспоминаем внешность самого известного метиса — трагически погибшего Брэндона Ли. Так что за белых братья вполне могли бы и сойти.
    • Китана тоже проходит. Была сначала европейкой, иногда метисом, а в одиннадцатой стала уже полнокровной азиаткой. И Джейд, с фитильком, тоже, ибо в основном ей просто кожу светлее делали.
      • ЧСХ, Синделл осталась европейкой. Папа Китаны 150 % «азиат»?
  • Режим полубога (хотя нет, скорее уже бога без всяких «полу-») — Лю Кан в конце одиннадцатой части, когда слился с Рейденом.
  • Сила катсцен на максимум и катсценная некомпетентность — появилась с тех самых пор, с которых сюжет в играх и начал раскрываться через катсцены между поединками. Наиболее типичные случаи — когда персонаж в катсцене отключается или вообще погибает от удара, выглядящего гораздо слабее, чем суперудары или Рентгены в предшествующем катсцене бою.
  • Синдром поиска глубинного смысла — разработчики делают на эту тему регулярные вбросы, например:
    • МК2: «Who is Hornbuckle?» (один из тестеров). О, определенно это тайный персонаж! Может быть, это «лю кан» в зеленых штанах с карты The Pit II??? Как же мы сразу не догадались.
    • Тоже МК2: «Ermac Who?» Ошибка в игре, которая перекрашивала Скорпиона из жёлтого цвета в красный, а имя заменяла на сообщение об ошибке: «Error Macro». Так появился ниндзя-мертвец-элементаль-гомункул с кучей душ в одном теле и красным прикидом
    • Shaolin Monks: «Спаси принцессу Мелевски» (фамилия разработчицы, которая отвечала в этой игре за Китану; последнюю действительно по сюжету надо спасать из плена)
  • Слепой самурай — Кенши. Буквально.
  • Смена палитры — интенсивно использовалась в первых, двухмерных частях. В Mortal Kombat Trilogy количество разноцветных ниндзя достигло семи (с половиной — секретный боец Хамелеон своего цвета не имел, но в случайном порядке превращался в других ниндзя, постоянно меняя, таким образом, палитру). Плюс четыре разноцветных девушки-ниндзя (женский аналог Хамелеона, Камелион aka Ящерка, обладала собственной серой окраской) и три разноцветных киборга-ниндзя. Стоит, однако, заметить, что анимация, стойки и суперудары у всех этих бойцов были частично (или полностью) разными. Кроме того, смена палитры использовалась, как это часто встречалось в файтингах в то время, в «зеркальных» боях — когда оба игрока выбирали одинаковых бойцов.
  • Так грубо, что уже смешно — вся серия. Самая её суть. Её квинтэссенция. За то и любим.
  • Так плохо, что уже хорошо — сюжетные концовки персонажей в четвертой части. Непонятно нарочно авторы придуривались или сделали их в последний день «на отлепись», но на выходе получилась гремучая смесь из актерской игры в стиле «Комнаты» Томми Вайсо, озвучивающей диалоги написанные школьниками, страшненькой графики и анимации, и использование звуков приемов из игры в самых неожиданных местах.
  • Темное фэнтези — используется, когда нужно показать, до чего же проклятый Шао Кан довел Внешний мир.
  • Топливо ночного кошмара — аверсия (а порой субверсия) во всех играх серии, предшествовавших MK X. Потому что уж больно бафосно. В MK X — максимальное приближение к тропу, но ещё не троп. Потому как бафоса тоже хватает.
    • В Mortal Kombat 11 автор настолько переборщил с мрачняком и нарочитой тошнотворностью травмирующих и летальных приёмов, что это уже, пожалуй, троп. Но и бафоса осталось немало.
  • Фаталити - кодификатор. Является спецприёмом, который становится доступен после того, как игрок услышит фразу от внутриигрового комментатора «Finish him!» и, по традиции, выглядит особенно кроваво и жестоко. При этом в игре есть и другие разновидности добиваний — например, бруталити, когда выведенного из строя противника добивают простыми атаками.
  • Шутки ради — послебоевые завершения класса «Friendship» (вторая, третья со спиноффами и одиннадцатая части). Да и Babalities, в общем, тоже (список почти тот же, только вместо одиннадцатой части девятая) — хотя это уже ближе к троллингу со стороны победителя. Трудно поверить, но именно благодаря таким шуткам серия до сих пор жива.
  • Возвращение в последующих частях для ВСЕХ погибших в Смертельной битве! Хоть призраком, хоть зомби, хоть чучелком. Педаль в пол топит Милина в Aftermath. Её вернули фанаты. «Миллионы душ взывали о моём возвращении!!»
    • Или просто ожившим, в крайнем случае — еще и декиборгизированным.
    • Касательно некоторых таких возвращений потом выяснилось, что это шуточки подлой темпоральной богини Хроники/Кроники (Kronika), события альтернативных таймлайнов (плодимых ею), а на деле «не так всё это было, совсем не так».
  • Удар ниже пояса — коронный приём Джонни Кейджа. Что характерно, в классических играх «удар по бубенцам» был неприменим к женским персонажам (ну, потому что у них как бы нет бубенцов?). Но в новых частях это исправили. Получилась реальность: ведь если IRL женщину сильно ударить в пах (да ещё открытый), ей тоже будет очень-очень больно.
    • Кэсси переняла этот приём у папы.
    • Периодически может встречаться и у других персонажей. Так, в девятке удар ниже пояса, помимо Джонни, был также включён в рентгены Синдел и Джейд.
  • Участь хуже смерти — таковую устроил Рейден для Шиннока в десятке (а потом сей процесс нам покажут в одиннадцатой), отрубив ему голову. А так как боги, понятное дело, бессмертны, то Шиннок остался жив, правда, всё, что он может теперь — лишь каркать что-то невнятное: голосовые связки-то перерублены. Позже такой «почести» удостаивается Герас. И опять же от Рейдена. Подсветка:
« Герас: Утопив, ты не убьёшь меня, Рейден...

Рейден: Тем хуже для тебя.

»
— И после Рейден топит его в бездонном море
    • Согласно диалогам в аркадном режиме, тонущего Гераса сожрала какая-то морская тварь, после чего он преспокойно воскрес на берегу.
  • Фанат ножей — Кано.

Примечания[править]

  1. Автор цитаты — Ральф Уолдо Эмерсон
  2. «Народный» (и более точный, потому как, по лору, в этом Бою судьбы миров решают СМЕРТНЫЕ) перевод — «Смертный бой». Но официальный — «Смертельная битва».
  3. С этим открытым английским «о» — сложная и муторная история. Порой оно звучит вроде как «о», но в целом оно «немножко посмотрело в сторону „а“» и нередко в него и переходит (выражение «о май гАд!» все слыхивали?). Ясно одно: не стоит произносить слова вроде combat с РУССКИМ, то есть закрытым «о» (таким, как в словах «кот» или «пот».)
  4. Johnny Cage (не путать с Люком Кейджем и Николасом Кейджем!) со своими инициалами J. C. — отсылка не на Jesus Christ (ещё чего!), а именно на Jean-Claude [Van Damme]. На жаргоне 'cage' — это ещё и: 1. крутизна, мастерство «уделывания» врагов. 2. объект обожания девчонок, мало обращающий на них внимания (обычно потому, что «сердце его уже занято»).
  5. Но Джонни Кейдж, сыгранный Даниэлем Пезиной, в первой игре всё равно одет в точно такие же шорты, в каких был Фрэнк Дюкс (персонаж Ван Дамма) в фильме «Кровавый спорт». А биография Джонни Кейджа — своего рода отсылка к некоторым неприятностям Ван Дамма на ниве пиара. Это именно Жан-Клода в реальной жизни обвиняли в том, что все его удары ногами — это, мол, своего рода «балет», красиво смотрятся на экране, но совершенно бесполезны-де в реальном бою. В сюжете игр журналисты доконали Джонни именно таким обвинением.
  6. Хотели назвать Mortal Kombat: Renewal, но передумали.
  7. А Милина ладно бы еще просто мулатка на сей раз… но пятая точка у неё великоватая, отъеденная, не милинистая какая-то. Однако темперамент у актрисы — в самое яблочко!
  8. Это именно он — один из двух руководителей Линь-Куэй (тот, что помоложе и всю дорогу помалкивает); Саб-Зиро Древний завалил наглушняк его папашу.
  9. Словари говорят нам, что fatality (англ.) — несчастный случай со смертельным исходом. Но в игре этому слову придали новое, специфическое значение (см. следующий абзац статьи). Если это и «несчастные случаи» — то нарочно подстраиваемые.
  10. Комедийный ужастик.
  11. Грубый юмор, «чёрная комедия».
  12. Боссы (Горо и Шан Цун), управляемые компьютером, и не могли ни к кому применять Завершения. Им таковых просто не запрограммировано (игру взламывали, проверяли). И к ним нельзя применять Завершения.
  13. В сиквеле у его младшего брата, видать, больше маны: Sub-Zero младший в своих fatalities колдует вовсю.
  14. Когда игру портировали на SNES — кровушку, вылетающую при ударах, перекрасили по требованию Nintendo в пот/слюну, а большинство fatalities, так сказать, смягчили: Кейдж проламывал противнику ногой грудную клетку; Райден испепелял врага молнией; Sub-Zero замораживал оппонента и разбивал на осколочки; Кано всё-таки выдирал сердце, но было оно синюшно-бескровное. Чтобы не дразнить власти и общественность, SEGA при портировании на Мегадрайв сделала игру по умолчанию ещё более «благопристойной», чем на SNES, причём даже вовсе без никакой вылетающей при ударах жидкости. Кейдж там не махал кулаком, а сносил врага с пути мощным пендалем, ничего при этом ему не проламывая; Райден просто наносил удар «в морду током»; Sub-Zero ничего не отрывал, а подбрасывал врага вверх, сперев идею у Лю Кана; в яму никто не падал — просто плюхался на мостик. Но! Существовал секретный код на снятие цензуры, и при введении его в игре появлялась кровь, а все fatalities становились «настоящими».
  15. Да, именно вот так, до неузнаваемости, преобразовали изначальную идею. Слово Animality в итоге было просто переосмыслено.
  16. Идею Эд Бун, по всей видимости, почерпнул из фильмов вроде «Ромео должен умереть» (2000).
  17. Точнее, заблокировать можно самое начало, и тогда Рентгена как такового не случится, а боец просто зря потратит «ману». Но если уж попал под удар — всё, жди конца анимации.
    • А есть персонажи, у которых даже первый удар не блокируется.
  18. Если Рентген не довёл врага до полного проигрыша, то у него всё мигом отрегенерирует. Даже новые глазки мгновенно вырастут, если были выколоты.
  19. Это одна концовка с разными вариантами: либо Джарек самовыпиливается, либо Джарек внезапно возвращается и скидывает Соню, и уходит, либо после этого Джакс ловит его…