У нас зеленее гоблины

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эта статья про Шкажошное шушество. Про автора смешных переводов можно прочитать здесь. Особый, уникальный, неповторимый русский гоблин.

Они самые
Более фансервисный вариант.
« Я, блин, гоблин. А ты, блин, кто, блин? »
— Один гоблин — другому

Гоблины! По-валлийски coblyn, по-французски gobelin, по-латыни gobelinus, предположительно от греческого «кобалос» — разбойник, либо французское произношение немецкого "кобольд". Не путать с гопниками — можно! Существа, которые хоть и значительно уступают троллям в количестве разных воплощений, но, тем не менее, вызывают в мозгу читателя множество разных ассоциаций. Гоблины гоблинам рознь, и здесь мы перечислим, какие они бывают.

Стереотипные виды гоблинов:

  • Фольклорные: фэйри не хуже прочих, во всём многообразии. Чаще, впрочем, мелкие и зловредные.
  • Раннее фэнтези: злое племя, часто — прислужники тёмного властелина. В оси зла занимают место ушлых или, при отсутствии орков, злого племени. Пошла традиция от Толкина, называвшего орков в том числе и гоблинами в своём «Хоббите». Многие авторыы подумали, что это две родственные расы, или одна — подмножество другой. И с тех пор гоблины — либо младшие братья орков, либо похожая на них раса не слишком умных, диких и берущих числом головорезов.
  • Позднее фэнтези: хитрюги. Когда орды мелких уродцев приелись, гоблинам решили дать более «цивилизованное» толкование. Если из орков сделали благородных дикарей, то гоблины стали неким подобием старых антисемитских карикатур: хитрое, жадное, скаредное нацменьшинство, живущее среди людей. В числе пяти рас они могут быть милыми.

Примеры[править]

Общее[править]

  • В видеоиграх — стандартный источник экспы и лута для низкоуровневых приключенцев.

Мифология и фольклор[править]

Тот самый Поури.
  • Фольклорные гоблины. В английском фольклоре гоблины — одна из низших разновидностей фэйри, и, несмотря на свою мелкость и зловредность, они тем не менее демонстрируют сверхъестественные свойства. Фольклорный гоблин — не просто маленький противный гуманоид из плоти и крови, это существо из иного мира — подхолмья, нечисти, снов и страхов. Они не собираются толпами в тысячу голов, чтобы взять штурмом какой-нибудь город[1], нет: гоблин в одиночку соткётся из знойного воздуха, когда его не ждешь, и утащит вашего ребёнка.
    • Из той же оперы и морской гобелин — существо из фольклора европейских моряков эпохи паруса, предтеча гремлина и злой коллега клабаутерманна. Гобелин внезапно заводился на корабле и по ночам, когда ночные вахтенные смотрят в другую сторону, путал снасти, пугал одиноких матросов и таскал вещи. Если матросы его видели, это предвещало неудачу в плавании.
    • Хобгоблин — если в современном фэнтези это такой себе гоблин-плюс (то же, но больше и злее), то в английском фольклоре хобгоблин был персонажем вполне симпатичным, вроде нашего домового. Вообще, частичка «хоб» несет смысл «мирный, домашний»; не отсюда ли «хоббиты»?
    • Поури, или красная шапка — а вот это действительно более злой и опасный гоблин. Шапки у этих гоблинов красны от крови убитых ими людей, и они должны постоянно подкрашивать их свежей кровью — иначе помрут.

Литература[править]

  • Легендариум Толкина — одно из названий орков, применявшееся, в основном, в «Хоббите».
  • Клиффорд Саймак:
    • в НФ-романе «Город» (1956) гоблины — бесплотная злобная мерзость из параллельного мира.
    • В более поздних и более близких к фэнтези произведениях («Зачарованное паломничество», «Заповедник гоблинов») — шкодливое, но дружелюбное племя.
  • «Гарри Поттер» — раса высокоразвитых волшебных существ небольшого роста с удлинёнными ступнями и кистями. Имеют свой развитый язык и свою беспалочковую магию; интегрировались в волшебное сообщество и заняли роль искусных ремесленников и ювелиров, а также банкиров и чеканщиков монеты. В общем, практически гномы, но почему-то при этом гоблины.
    • Красные колпаки — существа, отдельные от гоблинов. Прячутся в оврагах и забивают заблудившихся путников дубинами, входят в программу ЗоТИ третьего курса.
  • Уэйс и Хикмен, «Сага о Копье» — гоблины и хобгоблины фактически берут на себя роль (отсутствующих в этом мире) орков.
  • Джим Хайнс, «Приключения гоблина» — главный герой Джиг и его сородичи, обитающие в классическом гайгэксианском подземелье и пытающиеся пережить вторжение партии приключенцев.
  • Метавселенная Рудазова — живое воплощение принципа «интеллект толпы равен интеллекту тупейшего индивида в её составе». Одинокий гоблин — существо крайне вежливое, даже подобострастное, особенно перед сильнейшими, весьма хитрое и своекорыстное, знающее толк в прикладных науках от химии до слесарного дела, а также в лингвистике (ага, теперь они там все такие!) Но в количестве от десяти рыл гоблины превращаются в осатанелый зерг-раш, способный только воровать, убивать и сношать гусей. Каннибализм, порочная бисексуальность и крайние сложности с концептом гигиены — в качестве вишенки на торте.
    • «Три глаза и шесть рук» — Красные Шапки, отдельная не то подраса, не то субкультура гоблинов. Мускулисты, клыкасты и (относительно других гоблинов) смелы. Действительно красят колпаки кровью, но мамой клянутся, что животной — а то человечьей, мол, на всех не напасёшься. А самые мелкие и робкие так и вовсе вишнёвым соком.
    • «Паргоронские байки» — раскрывается, что гоблины некогда были видом мелких демонов (возможно, родственным Тощим Всадникам Ночи из Лэнга — на это толсто намекалось в «Шестируком резиденте»), но часть популяции переселилась из Тёмного мира в обычный, и демоничество в них постепенно выродилось, а вот сопутствующие привычки остались. Впрочем, зелье бушуков на ура будит прежние тёмные гены.
    • И да, поскольку кобалоиды у Рудазова — другой вид рода homo, то с прочими гоминидами гоблины свободно скрещиваются. Один из искателей Криабала — полугоблин Плацента, существуют также гоблорки, гноблины и много других гибридов. Теоретически возможны даже эльфогоблины.
  • В. Панов, цикл «Тайный Город» — Красные шапки. Гоблины как есть по поведению, иерархии и социальной организации, но внешне похожи на людей достаточно, чтобы за них сойти. Правда, очень мелкорослых и не слишком-то симпатичных на лицо. Агрессивны, воинственны, жестоки, но трусливы, впрочем, собравшись большой толпой, способны на весьма серьёзные дела, к примеру, убить нава. Туповаты, а без постоянного употребления дешёвого виски тупеют до состояния кирзового сапога. Любят татуировки, а так же подраться и выпить. Принадлежат Великому Дому Людь, в своё время нахватавшему вассалов откуда только можно, не сразу поняв, что количество может и не перейти в качество, и доставляют этому Дому проблем сильно больше, чем решают. Поголовно носят красные банданы — традиция-с. Из всех видов искусства признают только застольные песни, а «Вечно молодой» Смысловых Галлюцинаций — их гимн. Обитают, как не сложно догадаться, в основном в Южном Бутово.
    • При этом где-то за кадром в местной метавселенной есть и настоящие гоблины. Один из кланов Красных Шапок, как утверждается, состоит с ними в родстве.

Сетевая литература[править]

  • Вилдбоу, «Пакт» — вид фэйри. Весьма жестокие существа, обожающие разрушать, пытать и убивать. Воплощение самой людоедской части природы. Их внешность — концентрат из человеческих уродств; в руках часто находится разнообразное оружие. Имена соответствующие: в русском переводе засветились гоблины Задоблюдок и Хуедуппало. Бояться выкованного людьми железа настолько, что не любят даже ходить по земле, в которой лежит металл, из-за чего донимают людей меньше, чем раньше. Зато активно действуют во всяких захудалых поселениях без инфраструктуры — и активно делают такие поселения захудалыми. В самом произведении гоблинов активно использует Мэгги, чей родной город когда-то был уничтожен весьма опасной шайкой гоблинов. Также усмирение зверогоблина, Гиены, калечащего как иных, так и людей — одно из заданий Воплощения из Оттавы протагонисту.

Кино[править]

  • Трилогия «Хоббит» Питера Джексона — гоблины (под Туманными Горами) и орки показаны хоть и похожими, но всё же принципиально разными народами, в отличие от оригинала.
  • Лабиринт (фильм) — фольклорный вариант.
  • В экранизации поттерианы гоблинов (и полугоблина Флитвика) играют актеры-карлики. Поскольку у них наблюдаются проблемы с подвижностью суставов — это вызывает диссонанс с книгами, где они умелые ремесленники и воины.

Мультсериалы[править]

  • «Кибер-шесть» (1999) — эпизод «Унесенные крыльями» (8 серия). На сей раз монстрами недели стали выведенные фон Рихтером гаргульи, внешне очень похожие на типичных носатых гоблинов, но только с перепончатыми крыльями и камнедробительным криком. Собственно, в некоторых переводах этих существ именно гоблинами и называют, хоть это и не совсем верно.

Комиксы[править]

  • Зелёный гоблин — один из главных врагов Человека-Паука, встречающийся помимо комиксов и во множестве различных адаптаций. А так же его многочисленные преемники, подражатели и последователи.

Веб-комиксы[править]

  • «Гоблины: Жизнь их глазами».
  • Самый тупой в мире маг — маленькие зелёные гуманоиды со склонностью к разбою и любовью к носкам. Ведут себя как гопники, коими и являются. Одеты в обрывки всякой (возможно, украденной) одежды, вооружены самодельными дубинами и трофейным оружием. Объединяются под властью гоблинского барона, грабят и убивают путников, изредка сбиваются в достаточно большие армии для полноценных набегов. Страсть к носкам у гоблинов столь сильна, что они присоединятся к любой стороне, если только им пообещают достаточно носков.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • «Ублюдок FFF ранга» — стандартные мелкие зловредные дикари. В отличие от простых монстров, полуразумны — и не спешат убивать своих жертв, предпочитая перед этим пытать и всячески глумиться.
  • Убийца гоблинов — собственно, противники протагониста, зелёные злобные дикари. Обладают интеллектом на уровне ребёнка — но это вовсе не означает, что они не способны на хитрость! Иногда среди них бывают и особо выдающиеся личности: сильные бойцы, командиры, даже маги.
  • Tensei Shitara Slime Datta Ken — гуманоидные зеленокожие монстры. В оригинальном состоянии мало отличаются от людей, в продвинутом, как хобгоблины — не отличаются ничем, кроме цвета кожи и слегка специфических черт лица. Основное население Темпеста (изначально Римуру стал именно царём гоблинов); хотя формально и считаются чудовищами/маджинами, злыми существами не являются, в основном занимаются земледелием и ремёслами. Довольно неплохие солдаты, хотя за некоторыми исключениями[2] в целом уступают оркам и лизардменам/драгоньютам.
  • Overlord (аниме) — в новом мире существуют, как минимум, две разновидности гоблинов: коренные и завезённые из Игдрассиля. Причём, оба вида довольно цивилизованные, и могут нормально уживаться как друг с другом, так и с людьми, хотя первые приравниваются к полудикарским племенам нелюдей наравне с ящеролюдами и ограми, потому время от времени авантюристы подряжаются на охотничьи рейды против них. Вторые же в плане общества и военного искусства более походят на людей, и даже имеют боевые специальности: воины, кавалеристы, стрелки, маги и «Красные колпаки» (этакие гоблины-ассассины).

Видеоигры[править]

  • Battle Brothers — стреляют, отравляют, ездят на варгах и чуть-чуть колдуют. Могут объединяться с орками в орды Зеленокожих и идти войной на людей (в рамках кризиса поздней игры).
  • Disciples 2 — нейтральные существа, есть копейщик, лучник и шаман.
  • Магия Войны: Тень Повелителя — живут на севере, любят технику и обладают устойчивостью к магии. Имеют наиболее многочисленные отряды, армия состоит из копейщиков, разведчиков со шпионами, снимающих защиту с врага стратегов и разной боевой техники.
  • King's Bounty — принадлежат к расе орков, делятся на воинов ближнего боя с топориками, стрелков-метателей с ними же и гоблинов с катапультой, которую они буквально таскают на себе. В дополнениях появляются гоблинские шаманы.
  • Heroes of Might and Magic — слабейший юнит варваров. Могут стать чуть круче, сев на волка.
    • В четвёртой части переметнулись к варлокам и ВНЕЗАПНО прошли посвящение в рыцари, став сильнейшим воином третьего уровня.
    • Начиная с пятой части перебрались в полудемоническую монгольско-индейскую великую орду, где всё также используются в качестве пушечного мяса. В пятой части их даже приносят в жертву и используют вместо снарядов. И даже едят. Хобгоблины тоже засветились, как улучшение.
  • Zanzarah — зелёные пройдохи, считаются прирождёнными путешественниками-авантюристами, однако живут в деревнях на сваях посреди болот.
  • Гоблины из Warcraft — мутировавшие потомки троллей. Имеют склонность к созданию удивительных разрушительных механизмов, странных машин, а также испытывают непреодолимую любовь ко взрывчатке. Контролируют аукционные дома и банки; часть нейтральна, а часть входит в состав Орды.
  • The Battle for Wesnoth — гоблины суть та же самая раса что и орки: из каждого помета в племени только несколько рождаются полноценными огромными орками, остальные оказываются полу-орками, где-то размером с некрупного человека, а большинство это мелкие гоблины.
  • Goblins — серия французских квестов, в которой можно поиграть за гоблинов. Наиболее известна у нас игра Gobliins 2 (число букв i в названии показывает, сколько гоблинов даётся под управление игроку). Здесь они милые и забавные существа. Геймплей представляет решение головоломок совместными действиями персонажей. Позже эта идея была перенята в The Lost Vikings и «Братьях Пилотах».
  • Halo — инопланетная раса унггоев очень сильно походят на гоблинов: мелкие, физически слабые, дышать могут только метаном (как аллюзия на подземный образ жизни у классических гоблинов), ущемляются в правах Ковенантом и Изгнанниками, а люди так вообще их всерьёз не воспринимают. Но при всём этом — довольно смышлённые (если слишком хороши для роли пушечного мяса, то могут работать мехводами для наземной техники) и местами смешные (одни только их реплики заставляют сдержанно улыбаться этим мелким боевым засранцам).

Настольные игры[править]

  • GURPS Fantasy — мелкие злобные и трусливые гуманоиды, живущие в диких местах.
  • Warhammer — тут они зелёные оркоиды.
    • Warhammer Fantasy Battles — мелкие и нескладные, но многочисленные и жестокие дикари-оркоиды. В отличие от орков, куда умнее и трусливее. Чем и пользуются, частенько убегая из боя, а в мирное время — мастеря и собирая на продажу разные штуки. Некоторые живут рядом с орками, другие бродят в кочующих племенах. Если орков рядом нет, из гоблинской среды выдвигается вожак — и весьма быстро он становится крайне помешанным на власти. И они нифига не нацменьшинство. Их много. Их КАПЕЦ как много, многочисленнее только скавены. Иии… Они ещё и различаются. Есть обычные гоблины — этакие степные дикари, налетающие, вдувающие и тут же сваливающие. Есть ночные гоблины — живут в пещерах (из-за чего люто срутся с гномами и теми же скавенами), плотно закутываются в плащи с капюшонами, а то им ярко сильно, употребляют грибы в промышленных масштабах, широкомасштабно употребляют в боях сквигов. И есть лесные гоблины, эти вообще дикари даже по меркам вышеперечисленных, но зато дружат с пауками.
    • Warhammer 40000 — гретчины, они же гроты, также трусливые и слабые, но и сообразительные оркоиды. В орочьем социуме на них вся экономика держится. На войне играют роль снайперов, артиллеристов, бортстрелков, снарядов-недобровольцев и обслуживающего персонала в технике — в общем, всей той работой, которая не сулит близкого контакта с противником и считается орками не почетной. При нужде гретчинам выдают самое паршивое оружие и гонят вперёд в качестве пушечного мяса. В мирное время (то есть, когда орки дерутся только между собой, а не с кем-то ещё) гретчины исполняют обязанности прислуги за всё. Сюда же снотлинги/соплинги — ещё более мелкие зеленокожие, которых гроты шпыняют и эксплуатируют так же, как орки — самих гротов. Вот только получается не так весело, ибо сноты да, мельче гротов, но ещё тупее орков, этакая герань на ножках, хотя в случае оркоидов 40k — грибы.
  • Dungeons & Dragons — это маленькие, эгоистичные существа с черными сердцами, живущие в пещерах, брошенных рудниках, разграбленных подземельях и прочих неприглядных местах. Они слабы, зато их много. Часто служат рабами более сильным гоблиноидам, но при случае сами станут жестокими хозяевами. Логовища обносят ловушками, сигналками и тоннелями для обхода. Могут разводить и седлать волков. Также существует две другие подрасы гоблиноидов: хобгоблины (крупнее, сильнее, дисциплинированнее, боевитей) и багбиры (ещё больше и сильнее, но при этом тупые как валенки).
  • Pathfinder — местные овалоголовые гоблины — это чуть ли не символ сеттинга. Злобненькие, но недотёпистые и милые. Умеют приручать волков и им подобных, но за что-то ненавидят собак.
  • World of Darkness:
    • Changeling: The Dreaming — Красные Шапки среди играбельных подменышей. Отличаются способностями сожрать все, что смогут запихнуть себе в рот, и умением запугивать даже неразумные Химеры. Но такое реноме и в целом хулиганский/разбойный имидж приводит к тому, что их мало кто любит из других Кинейнов. Красные шмотки носят, потому что так принято в их среде: на самом деле, потому что это защищает их от болезнетворных духова Дальней Грезы, но сами Красные Шапки об этом уже забыли.
      • Нокеры дальние родичи Красных шапок. Воплощают собой фантазии о существах-мастеровых, которые при этом отличаются мерзким характером и бранятся через слово. Играют в обществе Подменышей роль искусных ремесленников, изобретателей.
      • Самые настоящие Гоблины. В отличие от двух других являются Таллейнами, то есть порождениями Грезы Кошмаров (и слугами Фоморов). Считаются кошмарным отражением Нокеров. Там где Нокеры создают что-то стимпанковское, Гоблины будут строить взрывоопасный шизотех. Ну и ломают вещи они тоже неплохо. так что они в сеттинге еще и за гремлинов работают.

Музыка[править]

  • «Король и Шут» — гоблины засветились в песнях «Разговор с гоблином» и «Вино хоббитов».

Примечания[править]

  1. Тем не менее, не Толкин «изобрёл» уродливых демонических существ, которые представляют собой военную силу, противостоящую некой стране и/или героям, это тоже взято из фольклора и смешано с образом гоблинов. Таковы, например, фоморы из ирландской мифологии.
  2. А именно — Гоблинскими Всадниками во главе с Гобутой, которых обучает сам Хакуро.