Парадокс образа врага

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Когда я был маленьким, мне внушали, что англичане — «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты ещё евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника. »
— Восьмой признак фашизма по Умберто Эко
« Сначала они вас не замечают. Потом над вами смеются. Потом с вами борются и хотят уничтожить. Потом они ставят вам памятники. »
— С точки зрения «врага». Николас Клейн (а вовсе не Ганди)

Парадокс образа врага — проблема, с которой сталкивается любая пропаганда при попытке создать убедительный образ врага.

Состоит этот парадокс в следующем. Враг должен быть достаточно опасным, коварным и могучим, чтобы против него нужно было бороться. Но при этом достаточно безопасным, тупым и слабым, чтобы против него можно было бороться.

Перегнёшь с возвеличиванием врага — борьба покажется безнадёжной. Перегнёшь с его унижением — покажется ненужной.

Поэтому получается странное существо — одновременно величественное и ничтожное, страшное и жалкое, хитроумное и по-детски наивное. Он вот-вот развалится — но он вот-вот нас захватит. Он глупое ничтожество — но он коварный интриган. Подданные стенают под его тиранией — но при этом они тупые кровожадные нелюди. Неумелый или начинающий пропагандист просто валит все штампы образа врага в одну кучу, чем собирает кучу взаимоисключающих параграфов, и становится заслуженной мишенью для насмешек — как в пропаганде противоположной стороны, так и у нейтральных наблюдателей.

Пропагандист грамотный знает несколько способов это противоречие обойти (стоит заметить, что далеко не всегда они являются ложью — грамотный пропагандист вообще редко лжёт, он лишь правильно расставляет акценты):

  1. Враг — «молодец против овец, а против молодца — сам овца». Он опасен, поскольку может безнаказанно истреблять мирное население или неготовое к бою ополчение в больших количествах. Но он труслив и не готов нести потери, поэтому стоит ему встретить серьёзный отпор, как он тут же побежит. Контрпропаганда: так зачем нам жертвовать своих сыновей и дочерей ради этого? Давайте создадим небольшую профессиональную армию, заплатим ей деньги, и пусть она избавит нас от этой угрозы.
  2. Враг чересчур увлёкся минмаксингом, поэтому он крайне опасен в одном аспекте, но слаб и уязвим в других (например, поднаторел в интригах, но не умеет драться, или невероятно силён, но глуповат). Он опасен, поскольку может истреблять многочисленных и сильных противников, которые не знают его слабых мест, или не имеют специализированного оружия против этих мест. Но мы-то эти места знаем и оружие у нас есть, так что ничего гад нам не сделает. Контрпропаганда: опять же, выдайте это самое специальное оружие специально натасканным бойцам (см. пред. пункт), и нехай они забарывают врага малой кровью на его земле.
    1. Да, у врага много людей, но это же орды тупых зомби с промытыми мозгами, армия рабов, способная только заваливать трупами. Мы, свободные люди, их точно победим! Контрпропаганда: что ж мы тогда не разогнали это тупое пушечное мясо в первом же столкновении?
  3. «Нас много, а он один» — враг значительно сильнее каждого из нас поодиночке, но гораздо слабее нас всех, вместе взятых, так что если мы объединим усилия и вычистим предателей из своих рядов — никуда он от нас не денется. Контрпропаганда: в теории оно хорошо, только вот на практике встаёт вопрос — а кому лезть под нож/на пулемёты первым? Да, враг убьёт немногих, но кто захочет быть этими немногими?
  4. Враг в принципе чрезвычайно силён и почти непобедим, но вот конкретно сейчас у нас появилась возможность разгромить его с относительно небольшими потерями. К примеру, он ещё не успел достаточно развиться, или допустил ошибку в построении своих оборонительных порядков, или у нас появился ещё более могущественный союзник… Контрпропаганда: где гарантия, что эта внезапно открывшаяся слабость — не дезинформация врага?
    1. Враг привлёк много людей на свою стороны за счёт мощного пропагандистского аппарата. Но правда рано или поздно раскроется, потому мы победим! Контрпропаганда: а кто сказал, что эта правда раскроется? И если тактика наглой лжи так эффективна, то чего мы играем в рыцарей и не ударим по врагу его же оружием?
  5. Да, враг силён, и если мы будем с ним сражаться, мы скорее всего мучительно умрём. Но враг ещё и жесток, так что если мы не будем сражаться, мы точно мучительно умрём, причём все поголовно. Контрпропаганда: ничего подобного, враг соблюдает конвенции и не убивает без необходимости[1]. Или: так может, лучше быть в аду с вилами? Давайте все перейдём на сторону врага, иначе жестокая смерть!
  6. Разделение аудитории. Образ сильного и предельно опасного врага скармливают условным «генералам» (чтобы мобилизовали все возможные ресурсы, да и просто не расслаблялись при построении планов), а образ слабого и беспомощного — условным «рядовым» (чтобы не боялись бежать в атаку). Контрпропаганда: просто заставить эти два слоя аудитории активно взаимодействовать между собой.
  7. Разделение врага, скажем так, на «компоненты» с разными качествами. Например, признать, что у противника очень сильные войска с опытными генералами, но при этом политическая верхушка врага — безмозглые фанатики или беспринципные воры (или и то, и другое). Поэтому враг может достичь локальных успехов, но в итоге с таким руководством он обречён, и наша задача — ускорить его падение, пока он не набедокурил ещё больше. Удобство такой пропаганды в том, что её можно использовать не только для своих, но и для солдат противника — мол, мы вас дегенератами не считаем, но вы воюете за придурков. Контрпропаганда: Если политики врага такие идиоты, то кто ж их к власти пустил и почему их умные военные это терпят?
  8. Мы-то злобного, но слабого врага влёгкую победим, даже почти без потерь. Но ведь потом нам придётся их всех кормить! Вот ты, гражданин, готов отстёгивать из своих доходов на содержание каких-то там нищих недоразвитых (бывших) быдлорабов? Не готов, ну и молодец. Контрпропаганда: не нужна, поскольку это в общем-то особый случай. Остальные методы в списке используются, когда нужно мобилизовать людей, убедить их пойти сражаться. Этот же метод используется, когда людей надо держать достаточно злыми и готовыми к бою, но при этом избежать самодеятельности и бросания на штыки вот прямо сейчас. Самому врагу такое состояние тоже может быть выгодно, в этом случае он пропаганду не опровергает, а наоборот, подыгрывает ей.

В художественных произведениях парадокс образа врага встречается в трёх вариантах:

  1. Авторский парадокс — сюжетная дыра, возникающая, когда сам автор чересчур увлекается натравливанием читателя на нелюбимых персонажей, и в результате не может определиться, насколько круты у него злодеи.
  2. Внутримировой парадокс — неумелым пропагандистом является один из персонажей, а другие персонажи или автор это подсвечивают.
  3. Фактический парадокс — автор использует одно из вышеуказанных решений для более-менее умелых пропагандистов, и в результате у него в произведении злодеи на самом деле получаются сильными и слабыми одновременно.

В статье желательно приводить примеры авторского и внутримирового парадокса образа врага, поскольку для большинства случаев парадокса фактического есть отдельные статьи.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот на тему: «Почему еврей читает антисемитскую газету? — Потому что ему приятно читать про то, что евреи захватили мир.»

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Л. Н. Толстой, «Война и мир» — внутримировой вариант: неумелый пропагандист Карпушка говорит про французов, «что они от капусты раздуются, от каши перелопаются, от щей задохнутся, что они все карлики и что их троих одна баба вилами закинет».
  • «Семнадцать мгновений весны» (книга и сериал) — Штирлиц замечает, что немцы, которые в советских фильмах изображены дураками, как-то умудрились дойти до ворот Москвы.
    • Гораздо больше людей забывает о том, что изображаемая толпой беспомощного мяса советская армия умудрилась до Берлина не только дойти, но и его взять.
  • «Дети против волшебников» — эпичнейший пример. В попытке объявить злом все неправославное и нерусское, Зервас надавал своим отрицательным персонажам столько отрицательных черт, что непонятно, как они вообще ухитряются выживать и привлекать кого-то на свою сторону. Иногда это становится понятно даже автору, и он пытается незаметно переобуться. Например, в первой книге упоминается певица Блядонна, во второй — Дэмонна, но в разговоре с президентом России Лео Рябиновский предлагает пригласить уже, собственно, Мадонну. Но градус противоречий в «образе врага» все равно зашкаливает за все мыслимые пределы (как насчёт «корпуса имени Великого Инквизитора» в школе магии и волшебства?).
  • Хольм ван Зайчик, «Дело о полку Игореве» — минмаксовая версия в исполнении Архипа Козюлькина: враги русского народа ничтожны как личности, но сильны стадным инстинктом.
  • «Ветер и Искры» — автор похоже сам запутался с силой и злобностью Митифы.
« Раньше я удивлялся, почему это на хронополитзанятиях о будущем каждый раз по-другому рассказывают: то у них все грядушки наркоманы с дефектным генофондом, то сплошь терминаторы — из гранатомёта не прошибёшь, то кретины слюнявые, то умные сплошь да коварные. Спросил однажды хроновоенрука, а он меня за это отжиматься заставил. »
— Евгений Лукин «Прошка с большой буквы»

На других языках[править]

  • Джон Рональд Руэл наш Толкин — эталон. Орки настолько же трусливы и ненадёжны, насколько жестоки, непроходимо тупы и индивидуально (за редкими исключениями) сравнительно слабы — но именно они представляют наибольшую не-метафизическую угрозу в сеттинге. То же можно сказать о Тьме в целом — Толкин очень старался, чтобы все силы тьмы выглядели максимально неприглядно (чтобы никто не вздумал болеть за Империю), но получилось, что светлые силы долгое время не могли разобраться с противником, который намного слабее буквально во всём.
    • И из этой проблемы автор всю свою жизнь отчаянно пытался выкарабкаться. Если перечитать подряд все его черновики, а также проанализировать изданные (в том числе посмертно, включая и доработанные его сыном и соавторами оного) тексты, то получится в общем годная реконструкция тропа, комплексное и довольно логичное и поучительное обоснование. Подробнее здесь (раздел «Самая мякотка толкиновского лора»).
    • И при этом был недоволен ВВС за выставление Вермахта сборищем идиотов — дескать, как это мы таких придурков до сих пор не победили?
  • Роберт Говард, «Час дракона» — когда Конан стал правителем, он положил конец преследованию в целом безобидного культа Асуры, спросив у притесняющих тех жрецов Митры, что если культисты такие ужасные колдуны, как они описывают, то почему они позволяют себя притеснять? Служители Асуры расплатились за это верностью в тяжелые времена.
  • Honorverse — Народная Республика Хевен. Превосходит по своему потенциалу буквально на порядок всех врагов, а потому может себе позволить разлагаться очень глубоко. Несколько раз получая оздоровительную порку правительство начинает проводить реформы становясь немного менее «темным», зато на порядок опаснее как враг.
    • Характерный ляп начальных книг — Хевен, с одной стороны, настолько демократичен, что не может себе позволить срезать пособия даже откровенным бездельникам, не вызвав этим революцию. С другой — настолько тоталитарен, что комиссары могут преспокойно расстреливать неугодных командиров и жертвовать целыми флотами. У расстрелянных командиров нет друзей, родственников, которые поднимут бучу? Эту тему не раскрутят правозащитники? Солдаты не откажутся вступать в армию, где царят такие порядочки? Или хевениты считают, что лучше быть расстрелянными, но с высоким пособием, чем жить спокойно, но с низким?
      • А где тут, собственно, ляп? Хевен, где боятся срезать пособия долистам, это Хевен режима Законодателей (который лихорадочно пытается найти что бы им изменить так, чтобы ничего менять не пришлось), а Хевен, где комиссары расстреливают адмиралов, это Хевен времён Комитета Общественной Безопасности. Который крови не боится и режет, не дожидаясь перитонита.
    • Вебер, по всей видимости, попытался социализм изобразить, находясь в плену западных представлений о нем.
      • Вообще-то близкий друг и постоянный соавтор Вебера — Эрик Флинт, профсоюзный лидер, одно время немалый функционер Социалистической Рабочей Партии[2] и вообще заметная фигура в американском рабочем движении. Так что в социализме Вебер как раз разбирается достаточно хорошо.
        • Угу, это, без сомнения, делает экспертом по социализму, причем любому (американский рабочий социализм, фанатом которого является Флинт, это как раз «суровые работящие мужики собрались, порешали и сделали, а кто не согласен, достали из сараев пулеметы и объяснили свою правоту»). Учитывая, что в его представлении социализм это когда режим тупо раздает деньги населению, то превращается в серую массу, которая не хочет работать, что вынуждает режим вести захватнические войны, чтобы добыть денег на раздачу серой массе (при этом завоеванные делаются такими же гражданами, превращаемыми в серую массу, которой тупо раздаются деньги, и так по второму кругу и до бесконечности).
    • Где-то ко второй половине цикла хевениты устанавливают вполне работающую республику, рынок, на флоте начинают продвигать офицеров по заслугам, только соскочить с войны уже не получается.
  • «Вещие сестрички» Пратчетта — второй вариант. Герцог решил демонизировать ведьм, и приписал им кучу преступлений. Пересолил: пропаганда нарисовала столь страшного врага, что войска сдались без боя.
    • В «Патриоте» троп подсвечен прожектором. «Ты хочешь сказать, они так и норовят кровожадно напасть на нас, трусливо убегая от холодной стали, которой только что отведали? — уточнил Шнобби, память которого предательски точно фиксировала все нюансы предыдущей беседы.»
  • «Первое правило волшебника» Терри Гудкайнда: аналогично предыдущему примеру. В первой книге толпа с вилами разбегается от Зеддикуса Зула Зорандера, стоит ему задать вопрос — а вы уверены, ребята, что хотите напасть на человека, который, по вашим же словам, может сделать это всё?
  • Роберт Хайнлайн, «Шестая колонна» — фактический парадокс: паназиаты, оккупировавшие США, многочисленны и жестоки, но совершенно не в ладах с физикой и ничего не могут противопоставить новому оружию, изобретённому американскими учёными в подпольных лабораториях.
  • Фредерик Форсайт, «Кулак Аллаха» — Саддам Хусейн показан неспособным длительное время противостоять западным армиям, но способным нанести им разовый политически неприемлемый ущерб, выстрелив из суперпушки ядерным снарядом.
  • Ученик Тома Клэнси Марк Грени — если в сюжете фигурирует Россия, то будьте уверены, в контексте «отчаявшийся просравший все Кремль увидел свой конец и пытается его оттянуть, сделав какую-то гадость»

Кино[править]

  • «Кролик Джоджо» — именно такой трюк попыталась провернуть еврейская девочка Эльза против нашедшего её юнгфольковца Йоханнеса, напомнив ему, какие евреи ужасные и могущественные создания. Неудачно — любопытство парня превысило его страх перед теми, кого правительство назвало врагом. Но, к счастью для Эльзы, паренёк оказался добрым.
  • «Звёздные войны» — штурмовики. Криворукие солдаты, которые не могут попасть в цель с десяти метров, породили определённый троп. Кроме того, в некоторых произведениях Расширенной вселенной было указано, что и пилоты у Империи «одноразовые». Однако в справочниках по вселенной ЗВ и других произведениях от этого удалось избавиться. Специально отмечалось, что имперские военные на самом деле прекрасно обучены, а то, что они не могли попасть по героям — ну что же, удача (или Сила) так распорядилась, а в ряде случаев Палпатин, в рамках своих хитрющих планов, еще и специально загодя приказывал прикидываться шлангами — изображать подслеповатость и косорукость. Простых же повстанцев штурмовики как солдаты превосходят на голову (судя по Rogue One, возможно так и есть).
    • Туда же — сцены ликования на многих планетах после гибели Императора. Возникает вопрос — если все так ненавидели Империю, то чего же тогда нашлось так мало борцов с ней? Расширенная вселенная указывает, что не всё было так однозначно — у Империи на самом деле было немало сторонников и показанные в кадре ликования не являются общегалактическим показателем.
      • Тут получилась реальность, на самом деле. Доктрина Таркина была всё-таки не пустым звуком, а эхо прогремевшего взрыва на Альдераане было ярким напоминанием того, что Империя делает с теми, кто не подчиняется.
  • Фильмы из разряда Кино и немцы зачастую показывают нацистов настолько тупыми, что непонятно, как они вообще пол-Европы захватили. Или такие «качества» приписываются уже советским войскам, и опять же непонятно, как они умудрились победить нацистов (не иначе ленд-лиз сам всё сделал).
  • «Красный рассвет» 1984 г. — педаль в магму: концентрированный образчик тропа. В один прекрасный день прямо в штате Колорадо (один из центральных, это вам не Аляска и не Калифорния) происходит высадка советского десанта. Который прямо с места в карьер начинает мясничить местных. И всё бы ничего, но в дальнейшем выясняется, что советский солдат в массе своей — сельский дурачок, который «телефон только в армии увидел», при том с уровнем боевой подготовки ниже нуля… да и физической, по сути, тоже: даже на покраске травы и можно «раскачаться» гораздо больше — продуть в рукопашке школьнику, вы серьёзно? Далее выясняется, что командование в целом не лучше — вся тактика сводится к зерг-рашу, а стратегия и взаимодействие различных видов войск — это тот неловкий момент, когда ваховские орки кажутся по сравнению с этим сбродом просто сборищем Роммелей и Паттонов. Впрочем, угнетение местных поставленно на… «на 20 % лучше, чем ничего»: какие-то зайчатки разума и основые противопартизанской борьбы понимает только кубинский полковник, остальные же «ни украсть, ни покараулить» — за простиосспаде-концлагерь (где ТОЛПА заключенных спокойно общаются через решетку с толпой же своих вольных собратьев) хочется выписать коменданту живительную путёвку в солнечный kolyma. Неудивительно, что в итоге люлей коварным захватчикам выдаёт шайка подростков, после чего даже до горе-союзничков доходит, что русских вообще-то можно и победить и даже не бояться заразиться тупостью в процессе. А теперь, внимание, вопрос — чем занималась доблестная американская армия, раз прошляпила вот Это?
    • Что характерно, авторы проблему прекрасно понимали и пытались дать закадровые пояснения, но именно благодаря им получилось ещё хуже: в мире неурожай, в Польше у нас голодные бунты, Польша оккупирована советскими войсками… то есть подождите, это ещё не вся советская армия? Вы умудрились продуть врагу, ЕЩЁ и находящемуся в жесточайшем внутреннем кризисе, вызванном объективными проблемами, которые ну никак не спишешь на ссущего в подъезде Рейгана? От которых, по вашей же логике, полетели демократические правительства Сальвадора и Гондураса, а в Мексике случилась революция? Окей, силы вторжения у нас состоят из всё тех же сальвадорцев и гондурассцев (забритых в армию малограмотных недоедающих крестьян с явными следами вырождения) — очевидно, американские солдаты рыдали от жалости и не могли заставить себя стрелять в эту толпу бомжей-инвалидов, на которых жизнь уже и так оттянулась на пятерочку. Самые боеспособные на фоне этого сброда у нас кубинцы, которые, на минуточку, захватывают центр управления NORAD, из-за чего Америка не может нанести ядерный удар? Просто посмотрите, где на карте ставка NORAD, а где Куба: kommunist Фидель и отказ от kapitalisteacheskeeh излишеств сделают из тебя настоящую машину смерти, которая «зеленых беретов» на завтрак ест!
    • Ремейк («Неуловимые»), на первый взгляд, не лучше — с автозаменой советских на корейцев. Однако, поскольку снято в 2012, действие происходит уже в другом мире — там, где США умудрились завязнуть в Афгане и огрести в 2001 (согласно официальной версии) от «международного терроризма», сыграно зигзагом.
  • Темный рыцарь — «Вы считаете, что ваш клиент, один из самых богатых и влиятельных людей в мире является тайным мстителем, который по ночам выбивает из преступников всю дурь голыми руками, и вы хотите шантажировать этого человека? Удачи.»

Мультфильмы и мультсериалы[править]

Видеоигры[править]

  • Серия Wolfenstein этим живёт и дышит со времён досовских, но «перезапуск» франшизы вывел ситуацию на принципиально новый уровень.
    • Wolfenstein: The New Order. Прежде всего, фрицы как таковые. Да, понятно, что те всего лишь используют даат-ихудовские супертехнологии, но как они это делают! И ладно бы Лунные Базы, Огромные Боевые Человекоподобные Роботы и даже полёты к другим планетам солнечной системы — всё это полная фигня по сравнению с настоящим чудом науки и техники, как то мост через Гибралтар (кто не вкурил — его опоры должны простираться примерно на километр. И «заливать» таковые надобно в конструкции, которая выдержит чудовищное давление водной толщи и неслабое течение). Не мало вопросов вызывает и история с супер-бетоном. Интересно, как можно было построить такие мега-проекты с дисциплиной труда и организацией производства уровня «лагерь Белица», где немцы настолько хотели поугнетать бессмысленным трудом заключенных, что ради этого доверили им производство стратегически важного (!) материала? При том там, где автоматизировать бессмысленное нажимание кнопок вполне мог бы средней руки КиПарь[3] даже на реле довоенных времён.
      • Вообще в истории с «Даат Ихуд» и испорченным бетоном получилась занятная аверсия. Хотели нарисовать сумрачных иудейских мудрецов, получилось… получился персонаж типичной антисемитской агитки времён Рейха: злобный еврей, который гадит простому немцу, при том гражданскому и изподтишка. Получается, что в мире W:TNO авторы антисемитских брошюрок в целом-то не сильно ошиблись.
      • В игровой справке сказано, что немецкие офицеры трусливые и поголовно отсиживаются в тылу, не особо стремясь геройствовать на передовой. Но почему эти трусы не сбегают в ужасе, поджав хвост, от терминатора с двумя пулеметами в руках, который только что выкосил два соседних взвода, а пытаются дать ему последний безнадежный бой, отстреливаясь из жалкого офицерского пистолетика?
    • Хельга Фон Шаббс из дополнения Old Blood. Вполне достойный противник и вызывающий определенную симпатию персонаж: сильная женщина в хорошем смысле этого слова, у которой за плечами есть собственные достижения как академического, так и волевого («характер нордический, стойкий») характера. В отличие от своего прототипа из Return To Castle Wolfenstein Хельги Фон Бьюлов, которая ничем кроме своей взбалмошности и попытками присвоить труды профессора Земпфа игрокам не запомнилась.
    • Адский папаша Блажковича из Wolfenstein II: The New Colossus. Тут он буквально сборище всех пороков — шовинист, фашист, куклукс-клановец, коллаборационист, сдал свою жену-еврейку, на которой женился только ради из-за денег. И всё бы хорошо, но а мамаша Блажковича-то куда смотрела? Её выдали замуж под прицелом ружья? Покойная страдала мазохизмом в терминальной стадии? Да, некоторым девушкам нравятся «плохие парни» с легким флером бунтарства, но не апокалиптические же девианты с поехавшей кукухой.

Аниме и манга[править]

  • Youjo, прости господи, Senki — пример из палаты номер шесть мер и весов. Кляти комунякы в альтернативно-одарённой исторической реальности полностью соответствуют всем пропагандистским штампам времён холодной войны: воюют только трупозаваливанием, стратегию выстраивают исходя из идеологии, всё снаряжение у них негодное, всех магически-одарённых они ещё до войны расстреляли без права переписки. Сьюха-главгероиня со своим имба-отрядом боевых карлсонов сначала разносит авангард наступления, потом Москву (с постановкой флага Рейха на Кремле и распеванием гимна, притом, что никогда ранее идейной фанаткой местной СФК-Германии не был/а), потом ещё раз авангард наступления, и при этом даже потерь не несёт. Чтобы зритель точно ни в чём не сомневался, сценаристы каждые пять минут талдычат устами множества разных персонажей, какие кляти комунякы тупые, криворукие и так далее. Когда дело доходит до штурма местного Кенигсберга, даже у немцев одна ГГ догадывается, что это стратегический железнодорожный узел — и тут же прямым текстом недоумевает, как до этого додумались коммуняки, они же не могут быть настолько умны! И вот сьюха-главгероиня требует у своего рейховского штаба отправить её в тыл готовить новых боевых магов, потому что… тудудудум… кляти комунякы теснят благородных воинов Рейха по всем фронтам! Нет слов, кроме "Дідько, це зрада!"

Настольные игры[править]

  • Twilight 2000 — деконструкция этих ваших «Красных рассветов», где троп намеренно играется то зигзагом, то аверсией. Третья мировая таки случилась, ядерная война произошла, цивилизация посыпалась, играем мы за простых солдат, потерявших всякое управление и не надеющихся на подкрепления из центра, при том всё это показано не по-детски. Так что советские войска у нас тут представляют собой сборище голодранцев с цингой, недоеданием, лучевой болезнью, холерой… которые при этом всё ещё могут выдать нехилых этихсамых нашим протагонистам. И не только потому что в игре целый мир такой.

Реальная жизнь[править]

« Не понимаю я позиции Би-би-си (а также и газет — так что, видимо, главный источник — М[инистерство] И[нформации]): утверждается, что немецкая армия — это разношерстное сборище маркитантов и деморализованных неудачников, при том, что, судя по их же отчетам, эта армия оказывает яростнейшее сопротивление отборнейшим, превосходно экипированным войскам (а они и впрямь таковы), лучше которых в жизни не выходило на поле битвы. »
— Письмо Джона Толкина №81, сыну Кристоферу. Занятно, что при этом и сам писал то же самое - Мордор такой страшный, и такой жалкий одновременно
  • Любой противник в изложении не очень умных пропагандистов. СССР? Страна с ужасно неэффективной экономикой, в которой только и делают, что всех расстреливают, а остальных ссылают в ГУЛаг. Третий Рейх? Тупые бюргеры с ещё более тупым фюрером, которые убили всех адекватных людей и верят во всякую мистику. США? Капиталистический ад, где капиталисты нещадно эксплуатируют рабочих и бьют негров, где создан культ насилия / страна «ну тупых» аморальных жиртрестов, которых тиранят поехавшие SJW-шники. И ещё у них дутая валюта и огромный внешдолг! Россия? Чекистско-бандитский мордор, где всё коррумпировано по самые уши и разваливается на глазах. Российская армия — сборище Чмонь[4] и немотивированных колхозников из глухих аулов, никогда не видевших телевизора и уличного освещения, которые не понимают, за что воюют, потому, что все лучшие разбежались за границу? 150 тысяч этих унтерменьшей Армия Света в составе 700 тысяч высокомотивированных лучших представителей человечества, наделенных природной смекалкой и частичкой благодати, а также лучшим оружием всего прогрессивного человечества… Героическими усилиями может сдерживать. А потом заявляется, что эти ничтожества — угроза всему миру, хотя непонятно, как такие государства вообще могут представлять угрозу для кого-то, кроме самих себя.
  • В каком-то роде аверсия — в агитках антисемитов евреи получаются натуральными сверхлюдьми без внятных минусов.
  • Всевозможные афигительные исторические теории про то, как чьи-то предки были величайшим, мудрым и передовым народом, построившим огромную Империю… а потом пришли слабые и отсталые евреи/христиане/белые колонизаторы/азиатские орды — и всё уничтожили!
  • Пропаганда вообще этим очень часто грешит, но один конкретный случай просто нельзя не упомянуть. Есть в России такая организация «НОД» («Национально-освободительное движение»), которая боготворит нынешнего президента (России, а не организации). Так вот: у них парадоксально «сильнослабые» и враги России, и их кумир! «Логика» следующая: Конституцию РФ писали оккупанты, власть в целом тоже оккупационная, а вот президент хороший и пытается всё наладить. Но у него не получается, потому что враги по оккупационной конституции не выдали ему нормальных полномочий, но ликвидировать «выскочку» не могут, но и он ничего не может, поэтому надо сплотиться вокруг него. Только представьте, насколько сложные фигуры ментальной гимнастики приходится выделывать НОДовцам, чтобы прийти к этой мысли.
    • Лидер этого движения, депутат Евгений Фёдоров, умудрялся входить в политсовет правящей партии… и считать, что правительством России управляют злобные американцы. Напомним, до 2020 года это правительство и эту партию возглавлял один и тот же человек, да и многие министров входили в тот же политсовет. Прямо хочется посмотреть, как проходили заседания политсовета…
  • Пропагандисты сами порой становятся объектом данного тропа. Например, заявляется, что вражеская пропаганда до неприличия тупая и поверить ей могут только совсем уж ограниченные люди. Но при этом правительство строго запрещает смотреть/читать/слушать эту пропаганду — ибо обязательно промоют мозги! Это что ж получается, что правительство свой народ считает теми самыми ограниченными людьми, способными поверить в любую чушь?
  • Ещё один особо показательный случай произошёл во время войны на японском Карафуто (Южном Сахалине). Пропаганда милитаристской Японии годами внушала местному населению: «Если к вам придут русские войска, всех мужчин они убьют, всех женщин изнасилуют, а всех детей — продадут в рабство!» Расчёт делался на то, что таким вурдалакам японцы никогда не покорятся и будут вести против Красной Армии партизанскую войну. На деле, перекормленное пропагандой японское население префектуры Карафуто было столь напугано появлением советских солдат, что не стало оказывать практически никакого сопротивления, а просто в страхе бежало в горы и леса, спасая свою жизнь. МГБ потом стоило больших трудов убедить сахалинских японцев в том, что СССР вовсе не собирается устраивать им геноцид…
    • Правда в итоге всё оказалось зазря, так как прижившихся уже было японцев всё равно через пару лет добровольно-принудительно выселили на историческую родину: разрасталась борьба с космополитизмом и в Политбюро решили перебздеть. А вот корейцам предложили выбор — остаться в СССР или уехать на Север, от чего они, будучи в основном южанами (японцы завозили их на Сахалин по оргнабору как дешёвую рабочую силу на угольные шахты и рыболовные промыслы), благоразумно отказались.
  • Изображение значимых политических лидеров в стиле «опасное ничтожество». Нет, какой-нибудь монарх или президент действительно может быть таким. Или чисто символический «авторитарный» лидер, за спиной которого стоят умные влиятельные люди. Но когда диктатор, железной рукой подмявший под себя страну и жёстко расправляющийся с политическими конкурентами, изображается самоуверенным идиотом, озлобленным на весь мир и в своей борьбе за власть руководствующимся детскими комплексами, то выглядит это крайне сомнительно. Если он такой дурак, то кем же были его конкуренты, которых он обошёл?
    • Не такой уж парадокс, на самом деле. Детские комплексы, бывает, и не на такое мотивируют. Вариант: диктатор просто достаточно долго проправил, чтобы нажить Маразм Склерозыч Альцгеймер — а всех, кто мог бы его в этом состоянии урезонить или укоротить, передушил, ещё будучи молодым и ясно соображая.

Примечания[править]

  1. Если речь идёт о нацистах или террористах, то такая контрпропаганда отлетает как наглая ложь.
  2. Из которой, впрочем, потом вышел — не зря же говорят, что где два троцкиста — там три партии.
  3. Слесарь по контрольно-измерительным прибором и автоматике
  4. Совершенно не героического вида ополченец из ДНР, сделанный на posmotre.ch и ряде украинских ресурсов лицом российских оккупантов