Метавселенная Рудазова/Реальность и её состояния

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья-включение к статье Метавселенная Рудазова. Навигационные шаблоны (кроме одного специализированного) и плашки здесь не нужны.

Реальность и её контроль[править]

«

— Убить бога… даже для меня эта задача на пределе возможного. Убить или хотя бы ранить бога можно только несколькими способами, и все они невероятно сложны…
— Кстати, я давно хотел в-вас спросить, — перебил Лакласторос. — А почему это так? Что такое отличает в-всех этих… существ? Они устроены как-то иначе на клеточном уровне?.. Или на атомарном?..
— На реальностном.

»
— «Заря над Бездной»

Реальность — это основной параметр бытия. Почти все существующее реально лишь отчасти. На определенное количество процентов. Сущность, намного превосходящая другую сущность в реальности, может напрямую воздействовать на неё; чем выше реальность объекта, тем, соответственно, сложнее на него воздействовать. Такова общая закономерность.

Например, обычный призрак не может даже сдвинуть ничего материального. Но при этом в Лимбо и мире снов он, в принципе, может творить всё, что пожелает. Живой же человек воздействовать на призрака может сравнительно просто — с помощью магии либо духовной силы.

Вызывать и изгонять духов очень легко. Создавать магией доппелей и псевдоматерию тоже несложно. Воздействовать на материальные предметы сложнее, на животных — еще сложнее, на человека — совсем сложно… хотя если нужно просто убить, то можно просто ткнуть острой железкой, это всегда работает. А вот для демонов и иных существ с более высокой реальностью, чем наша, требуются уже специальные чары и специальное оружие. Вызывать и изгонять их тоже сложнее, чем духов.

Ну а убить божество можно, в общем случае, только чем-нибудь столь же реальным. Например, тем, что само когда-то было частью божества и поэтому тоже является сверхреальным… хотя бы отчасти.

Общий список уровней реальности[править]

  • Наименее реальны воображаемые вещи — там счет идет на десятые или даже сотые доли процента.
  • От 1 % до 3 % — потенциальная реальность, несотворённая. То, что ещё называют Хаосом.
  • От 4 % до 5 % — чистый эфир.
  • От 7 % до 9 % — высокоорганизованный эфир вроде маны.
  • От 10 % до 20 % — плотные астральные тела вроде призраков.
  • От 20 % до 25 % — псевдоматерия и доппели. Они нестабильны и легко исчезают.
  • От 25 % до 30 % — алхимические вещества, не совсем полноценные, поскольку астральное тело у них отсутствует.
  • С 35 % начинается настоящая полноценная реальность — именно столько имеют неодушевленные материальные объекты, обладающие астральной тенью.
  • От 45 % и выше — одушевлённые существа. Самые реальные могут достигать шестидесяти и даже шестидесяти пяти. Примерно столько у людей — около шестидесяти.
  • От 70 % и выше — демоны, джинны и другие бессмертные, обладатели Восьмой Оболочки.
  • От 85 % и выше — архидемоны и подобные сущности.
  • С 90 % начинается сверхреальность. Ею обладают только боги, хтонические чудовища и еще некоторые крайне редкие объекты.
  • 99 % — Тьма и Свет, первостихии, высшие формы эфира.
  • 100 % — такой реальностью обладает лишь Атман. Четвертая Оболочка души, ядро. Стопроцентно реальное, вечное и абсолютно неуничтожимое начало. Единственное, чему вообще никто ничем в принципе не может навредить. Это и есть Третий Закон Творца.

Следует понимать, что уровень реальности — штука сложная. Он постоянно колеблется и в разных точках объекта может сильно отличаться. Да и приблизительно замерить можно лишь с помощью специального анализа. Уровень реальности зависит от коллективного бессознательного; от количества людей, знающих о твоем существовании; ещё от всяких факторов. Конечно, разница тут между минимумом и максимумом всего несколько процентов, но это таки очень немало.

Способы контроля реальности[править]

  • Духовная сила. (См. подробнее Духовная сила/восприятие.) Базовый контроль реальности, которым владеют практически все живые существа — эта функция сознательной части души. Части, называемой Ноус Каи Логос, куда входят Пятое, Шестое и Седьмое Начала. Как правило, одна из них выделяется — одни контролируют в основном горячими чувствами, другие — холодным рассудком, а третьи — богатым воображением. Отсутствие одного из Начал урезает возможности, но не лишает их.
    Поскольку обычные живые существа не слишком реальны, их духовная сила, их мысли и желания способны воздействовать только на Хаос и эфир. И чем плотнее этот эфир, тем воздействовать на него будет сложнее.

Когда к обычной душе добавляется Восьмое Начало, её реальность сильно повышается. Но это не означает, что автоматически повышается и уровень контроля реальности. Не всякое Восьмое Начало обеспечивает своему обладателю продвинутый контроль реальности, а только те, которые основаны на Свете или Тьме и имеются у небожителей либо демонов соответственно. (Хотя, как всегда, не всё так просто. У нейтральных бессмертных тоже может быть «продвинутый контроль», но с нюансами. См. Бессмертные)

  • Улучшенная духовная / демоническая сила) . У небожителей/демонов соответственно. Обычная духовная сила плюс Свет/Тьма в Восьмом Начале. Такой «апгрейд» даёт возможность влиять не только на эфир, но и на материальные тела. Если смертный, скажем, путём долгого самосовершенствования разовьёт в себе духовную силу до уровня небожителей, он обретёт бессмертие и сам станет небожителем. Такой процесс называется просветлением.
  • Божественная сила. Богорождение — это «раскрытие» Атмана, Четвёртого Начала. И божественная сила имеет своим источником не Ноус Каи Логос, а Атман. А Атман реален стопроцентно, и сила, проистекающая из него при его «раскрытии», «апгрейде», позволяет управлять реальностью на запредельно высоком уровне, выше, чем у всех прочих. Так что божественный контроль реальности и контроль реальности демонов\небожителей отличаются — при одинаковом результате (собственно, изменении реальности), они используют разные «механизмы».

Эфир[править]

« — Физические законы Плонета в целом мало отличаются от земных, но одно кардинальное отличие все же есть — эфирная структура. Эфир там практически не образует ускоренных потоков. А это значит…

— Никакой маны?! — расширились глаза Креола.

»
«Дети Судного Часа»

Как уже сказано, помимо материальной и энергетической, у мироздания есть третья составляющая — духовная. Иначе называемая эфирной.

Эфир — бесплотная всепроникающая субстанция, пронизывающая все сущее. Когда-то ученые нашего мира предполагали его существование, но так и не сумели этого подтвердить. Поэтому данная теория в конце концов была отвергнута. Однако эфир вполне реален — просто нынешняя земная наука бессильна его обнаружить. Здесь требуется кардинально отличный подход, и учёным он пока что недоступен. Физические законы, относящиеся к эфирной части мироздания, называются метафизикой.

Одним из следствий Первого Закона Творца является то, что эфир не может превращаться в материю/энергию, равно как и наоборот. Но он может временно стать псевдоматерией/псевдоэнергией (что и происходит в процессе магии), а материя — перейти в эфирное состояние. К примеру, можно путешествовать в загробные миры, но, даже оказавшись там во плоти, в любом случае утратишь материальность, так что лучше заранее позаботиться о технике безопасности.

Эфир многогранен. В естественном состоянии он представляет просто «астральный вакуум». Но в бесконечном океане эфира существуют свои течения, волны, ветра, сгустки. Мельчайшая доля свободного эфира — своего рода эквивалент элементарной частицы материального мира — называется «каплей». Эти «духовные электроны» тоже могут находиться в различных состояниях. И каждое это состояние может делиться на различные виды, подобно тому, как металлы, газы, органические вещества и прочие состояния материи делятся на сотни и тысячи разновидностей.

  • Мана. Так называемый «горячий» эфир, его ускоренные капли, струящиеся в безбрежном океане обычного эфира, «холодного». В обычном виде мана инертна и неактивна, но у неё огромный потенциал. Именно на использовании маны базируется магия. Для разных заклинаний лучше всего подходит какой-то определённый тип маны; но маг, в принципе, может любую ману преобразовать в нужную ему. «Несвойственная» мана в процессе колдовства трансформируется, однако процент потерь при этом очень высок и эффективность тоже значительно понижается.
  • Астральное тело. Стабильный уплотнённый эфир, который приобрёл некую форму. К этой категории, например, относятся души, хотя они обладают весьма сложным строением. Существует, как уже говорилось, множество миров, состоящих исключительно из стабильного эфира — астральные миры, населённые духами.
  • Прана. «Мягкий» эфир, несущий постоянный равномерный заряд. Это жизненная энергия. Если кто-то производит впечатление живого существа, но при этом праны лишён, то перед нами нежить.
  • Ба-хионь. Эфир высшей очистки, пропущенный через Атман[1], и исходящий из высокоуровневого астрального тела. Божественная энергия, выделяющаяся при любом духовном действе. Если действо обращено к богу — молитва, жертвоприношение, богослужение, даже просто взывание, — ба-хионь идет этому богу. Чем чаще и истовее выделяется ба-хионь, тем ценнее для бога такая «батарейка».
    Но при настоящей магии ба-хионь выделяется гораздо интенсивнее. Она неизбежно сопутствует любым чарам, даже самым простейшим: мана поступает в душу, служит энергией для творимых чар, а отработанные остатки истекают в виде ба-хионь. Именно поэтому «батарейка»-маг очень ценна для демонов — их можно эксплуатировать гораздо дольше прочих смертных.
    Кроме того, ба-хионь обладает очень высоким уровнем реальности (смотреть Реальность и её контроль), и даже боги не могут её контролировать.
  • Первостихия. Сверхмощный однонаправленный поток эфира. Свет и Тьма. Ключевое различие между ними — в направленности потока. От себя и к себе. Излучение и поглощение. Альтруизм и эгоизм. Свет дарует, Тьма отнимает. Свет — созидание, Тьма — разрушение. Свет освящает и благословляет всё, чего касается, Тьма же — оскверняет и пожирает. Сочетать эти две первостихии… скажем так, это почти невозможно, и попытки сделать это приводят к взрыву. Поэтому невозможны маги, управлящие одновременно Светом и Тьмой, поэтому невозможно быть одновременно демоном и небожителем.

Душа[править]

« – Твоя душа – моя!!! »
— архимаг Креол

Земная наука до сих пор не подтвердила и не опровергла существования души. Её не измеришь линейкой и не взвесишь на весах. Душа и всё, что с ней связано, — прерогатива магии, не науки. Но даже среди магов отнюдь не все хотя бы приблизительно знают, что это такое и как работает. Ибо душа — нечто такое, что очень плохо поддается изучению. И, разумеется, она чрезвычайно сложно устроена.

Душа разделена на несколько Начал или Оболочек. От четырёх до девяти — в зависимости от существа. У каждого начала бесчисленное множество названий.

  • Первым Началом традиционно считается физическое тело.
  • В Анохтон, или бессознательную часть души, входят Вторая и Третья Оболочки.
    • Второе Начало — жизненная энергия, она же прана, она же Джива, Нефешу-Зайини или Коаха-Гафу. Терминология не имеет значения. Прана пропитывает каждую клеточку физического тела, позволяя существу жить, дышать, двигаться, питаться, размножаться. Полная потеря или распад праны означает смерть физического тела. На схематичном изображении души прана обозначается зелёной штриховкой, которой закрашено всё изображение.
    • Третье Начало — астральное тело, или Скиас Онап. Оно в какой-то степени видимо — именно его сканируют маги, разглядывая ауру. Третье Начало обеспечивает нам жизнь после смерти, именно оно производит ба-хионь и позволяет путешествовать в тонких сферах. Астральное тело копирует физическое — именно поэтому духи и призраки обычно выглядят так же, как выглядели при жизни. Свой Скиас Онап есть не только у людей, но и у животных, растений, даже неодушевленных существ — очень примитивный, но все же есть. Именно поэтому могут существовать корабли-призраки, дома-призраки, призрачное оружие, призрачная одежда… собственно, почти каждое материальное тело отбрасывает такую вот «астральную тень». На схеме души Скиас Онап изображается голубым контуром поверх очертаний физического тела.
      • Примечание. Именно астральное тело обеспечивает материалам и предметам магические свойства. Благодаря ему серебро убивает нежить, медь не пропускает полуматериальные сущности, железо мешает магическим способностям, философский камень превращает свинец в золото и так далее.
  • Четвёртое начало, иначе Атман или Истинная Душа — центральное ядро, стержень, к которому «крепятся» все остальные Оболочки. Это самая важная часть из всех. Единственная часть души, которую АБСОЛЮТНО невозможно уничтожить — она отвечает за непрерывность цепи перерождений. После реинкарнации от души остается только ядро (хотя за него могут цепляться и кусочки других оболочек). На схеме Атман изображают в виде чёрно-белого символа инь-ян. Составляющие этого ключевого элемента — сплетённые в неразрывное ядро первостихии. Чистый Свет и чистая Тьма. Вместе эти первостихии составляют равновесие — но не статичное, а постоянно колеблющееся и движущееся. Составляют самую суть мироздания. В полном соответствии с символикой инь-ян Свет и Тьма дополняют друг друга и перетекают друг в друга. Данный баланс двух противоположностей — это и есть Истинная Душа. Объединить эти противоположности в единое целое и сотворить тем самым новую душу неподвластно ни магам, ни даже богам[2]. И не существует силы, способной это единое целое разорвать, прекратив существование души. Каждая продолжает нескончаемый путь от рождения к смерти… и снова к рождению.
    • Примечание 1. Если душа не имеет Атмана, то это уже не душа как таковая, а просто астральное тело, не могущее принадлежать подлинно живому существу. Например, разумная нежить (лич либо ещё какой вампир) и настоящий искусственный интеллект будут иметь Атман, а низшие зомбаки и притворяющийся разумным компьютер — нет.
    • Примечание 2. Атман сам по себе, «чистый», может существовать лишь в Хаосе, в промежутке между инкарнациями. В Упорядоченном же вокруг каждого Атмана находятся ещё какие-то оболочки души.
  • В Ноус Каи Логос, или сознательную часть души, входят Пятая, Шестая и Седьмая Оболочки.
    • Пятое Начало — чувственный дух, или Оумос. Это личность. Характер. Эмоции. Чувства. Именно эту Оболочку обычно понимают под душой в сказках — существо, лишённое Пятого Начала, становится похожим на бездушную машину. На схеме души Оумос обозначается причудливо сложным узором красных линий, рассредоточенных по всему телу, образуя большой узел в области головы, чуть поменьше — в сердце, и несколько небольших — в печени, желудке, гениталиях, кистях и между лопаток.
    • Шестое Начало — мыслительный дух, или Френес. Это разум. Память. Эта Оболочка концентрируется в клетках мозга — остальное тело ей малоинтересно. Именно благодаря Шестому Началу дух после смерти сохраняет способность мыслить и помнить, несмотря на утрату мозга. На схеме души Френес обозначается жёлтым цветом и большей частью сосредоточен в области мозга, сплетаясь там в плотный клубок.
    • Седьмое Начало — магический дух, или Ноус. Это духовные линии и узлы, нади и чакры, по которым течёт мана. Именно эта Оболочка позволяет творить чары и читать заклинания. У обычных людей Седьмое Начало находится в «спящем» состоянии, и только в организме правильно обученного мага оно расцветает во всей красе. Конечно, даже у не-магов Ноус присутствует и функционирует — от него зависят такие вещи, как молитва и медитация. Даже воображение и способность видеть сны тоже являются функциями Ноуса. На схеме Ноус обозначается сложным узором пурпурных линий, а насыщенностью цвета и шириной линий показывают степень развития чародейских умений.
  • Восьмое Начало — бессмертный дух. Эта Оболочка дарует своему владельцу неограниченно долгую жизнь и ряд других преимуществ. У людей её нет. К обладателям Восьмого Начала относятся, например, такие существа, как демоны, небожители, джинны, титаны… У небожителей и демонов в основе Восьмой Оболочки лежит первостихия — у первых Свет, у вторых, соответственно, Тьма. У нейтральных бессмертных это Начало основано на других формах эфира — тут возможны самые разные варианты. На схеме души бессмертный дух принято рисовать дополнительным контуром вокруг тела. Цвет — в зависимости от того, какая у него «основа». У небожителей — белым, у демонов — чёрным, у остальных — каким больше нравится.
  • Девятое Начало — божественный дух. Эта Оболочка — прерогатива богов. Она основана на первостихии и определяет полярность божества — принадлежность к Светлым или Тёмным богам. Фигурально выражаясь, они отличаются «спином» — направлением вращения, так же, как отличаются им Свет и Тьма. Девятая Оболочка даёт поразительные возможности воздействия на реальность. Стабилизатором этого «эфирного вортекса» служит ба-хионь, поставляемая верующими. Для обозначения божественного духа нет отдельного символа; схема души бога отличается от схемы души бессмертного лишь значительно увеличенным Атманом.
    Также Девятое Начало есть у некоторых хтоников первого поколения — это так называемая «дикая» божественность. У такого Девятого Начала совсем другие свойства, и основано оно не на первостихии, а на хаотичном эфире в первозданном его состоянии.

По количеству составляющих души можно оценить развитость её обладателя. У людей душа состоит из семи частей. У демонов и небожителей из восьми. У богов из девяти. Четыре первых Начала — минимальный комплект, он есть даже у растений и бактерий. У животных, как правило, наличествует еще и Пятое, а у самых высокоразвитых — даже Шестое, но у них эти Оболочки устроены куда проще, чем у людей и прочих разумных. Чем более развито живое существо, тем сложнее его душа… правда, в этом тезисе перепутаны причина и следствие.

Взаимодействие с эфиром[править]

Разного рода работа с эфиром возможна благодаря сознательной части души — Ноус Каи Логос, и особенно самому Ноусу, Седьмой Оболочке, которая называется ещё духовным началом. К таковым взаимодействиям относится… ну, в первую очередь, духовная сила и восприятие.

Духовная сила/восприятие[править]

«

Ррогалдрон закричал. Закричал страшно и дико, взирая на великого инквизитора с невыразимой ненавистью. Вокруг него вспыхнул багровый огонь, в полу разверзлась огромная полыхающая трещина.
Томмазо Торквемада давным-давно утратил все обычные эмоции и желания. Все его «я», все его существование посвящено одной-единственной цели – служению. В этом искалеченном, изуродованном теле не осталось места страху, сомнениям, колебаниям – все вытеснено верой, все до последнего атома посвящено одной только ей.
Вера, доведенная до абсолюта, представляет необоримую, практически безграничную энергию. И теперь эта колоссальная сконцентрированная мощь захлестнула демона, подминая его и расплющивая.

»
«Демоны в Ватикане»

Сила воли, сила веры — это всё проявления одного и того же явления, известного как духовная сила. Это — навык обращения с эфиром. Если физическая сила позволяет влиять на тела материальные, то сила духовная позволяет влиять на тела астральные. Духовную силу может развивать кто угодно: смертный, дух (причём для духов она как раз очень важна), нейтральный бессмертный, небожитель (они обычно очень нехило её прокачивают) и даже демон (хотя это довольно редкие случаи).

Духовное восприятие — это, соответственно, восприятие эфира. Возможность чувствовать астральные тела, «видеть» ауры и духов. Магия для этого не требуется — прокачивать духовную силу можно и без магии. Просто у магов она как бы «на протезах» — тесно переплетается с силой магической. И оставшись без последней, они теряются.

Сама по себе высокая духовная сила, однако, умения видеть духов не даёт, этому нужно учиться. Поэтому паладины, Логмир, тот же Торквемада не «видели» ауры, подобно Креолу. Но чувствовали — способность определять ложь, например, тоже связана именно с этим.

Вообще смертным — даже магам — все эти примочки не так уж нужны. При жизни духовная сила — это видение астральных тел, сопротивляемость чарам, одержимости, злым духам. Экзорцизм. Всякое такое — полезные умения, но и без них можно обойтись.
А вот после смерти… после смерти оно и начинает играть основную роль. Духи ведь даже видеть не могут так, как мы — нынешние наши глаза умрут вместе с телом. Бесплотной душе останется только духовное восприятие.

Духовная сила у призраков может принимать очень-очень разные формы. Она позволяет воздействовать на астральные тела — но как именно это воздействие будет выглядеть, зависит уже от склонностей самого духа. Например, те предметы, которые человек долго носил с собой, которые стали — в переносном смысле — частью его тела, останутся с ним и после смерти. И будут частью его духа — уже не в переносном, а в прямом смысле. Посохи магов, мечи воинов, смартфоны учёных станут зримым воплощением их духовной силы. Какие свойства у них останутся — напрямую зависит от духовной силы владельца. Потому что это будут уже не посохи, мечи и смартфоны, которые были в реальном мире — это будут части самих призраков. В астральном мире совершенно другие взаимоотношения между объектами.

То есть ещё раз: астральные тела самих предметов, которые были с людьми при жизни, остаются на месте, не отделяются. Одежда и личные вещи призраков образуются из их же собственного астрального тела, являются их частью. Не настоящие посохи, мечи и смартфоны, а их астральные копии, порождённые сознанием, памятью владельца.

При помощи духовной силы призраки могут влиять даже и на материальный мир, хотя это большая редкость. Если она у них очень высокая, то позволяет воздействовать и даже изменять материальные предметы. Это ещё называют полтергейстом.

А если духовной силой (с использованием Седьмого Начала!) воздействовать на ту разновидность эфира, что называется маной, то… получится магия. Магия, фактически — частный случай духовной силы… хотя и очень особый частный случай.


Магия[править]

« – Я закончил стихийный факультет. На нем учат подчинять и контролировать некий элемент – это может быть какое-нибудь вещество, энергия или стихийная сила. Учат объединяться со своим элементом, становиться плоть от плоти с ним, кровь от крови. Обычно избирают Огонь, Воду, Лед, Молнию или еще что-нибудь такое же банальное. Но я – а до меня мой отец – избрал в качестве своего элемента Дерьмо. »
— Александр Рудазов, "Властелин"

Магия — это работа с маной. Если перед нами в том или ином виде используется мана — перед нами магия. Если нет, то это что-то другое: технология, биотика[3], демоническое/божественное чудо или чего-то ещё.

Что может магия? Если коротко — магия может всё. Есть Три Закона, конечно, и ещё кое-какие ограничения, но в целом — всё. И встречается она тоже в очень разной форме, которая зависит от конкретного мага, конкретной школы магии, конкретной цивилизации, конкретного вида разумных, конкретных физических законов данного мира. Существуют чародеи, способные лишь на простенькие фокусы, и существуют те, которые могут, как было сказано в начале, творить звёзды. Хотя последние, понятно, встречаются очень-очень-очень редко.

Есть те, кто владеет магией с рождения, те, для кого она не сложнее таблицы умножения, те, кто ей долго учатся и те, кто вообще не способен ей научиться. Одни бессильны без волшебных палочек, другим не нужно ничего, кроме себя. Есть магия в виде науки и магия в виде искусства. Магии можно лишить и магию можно даровать. Возможно всё и невозможного нет. Теоретически.

Теперь чуть поподробнее. Для сотворения магии чародей должен, грубо говоря, взять ману, пропустить через свои чакры и преобразовать её в… в то, что он хочет получить. Это обязательное условие — дело в том, что мана сама по себе слишком слабореальна, чтобы влиять на окружающий мир. Но когда она проходит через чародея, то становится его частью и приобретает, соответственно, столь же высокий уровень реальности. (Именно поэтому, кстати, обычные призраки не способны сотворить заклинание — мана проходит сквозь их чакры, но более реальной не делается.) Откуда мана берётся и как преобразуется?..

  • Если утрировать, то, опять же, взять можно либо снаружи, либо изнутри себя. Конкретных способов много: ману можно просто впитывать из окружающей среды, поскольку этот «ускоренный» эфир есть практически везде; можно получать от какого-либо божества или демона, заключив договор; получать из артефактов-Накопителей; ждать, пока чакры Ноуса сами выработают необходимое количество маны; стимулировать эти чакры разными методами и так далее. Каждый из этих способов, разумеется, имеет свои преимущества и свои недостатки.
    До бесконечности впитывать/вырабатывать, конечно, не получится: объём «манозапаса» у каждого мага свой, а Седьмое Начало может перенапрячься и устать точно так же, как и физическое тело.
  • Преобразовывать тоже можно самыми различными путями. Именно для этого чертят руны, читают заклинания, машут руками в воздухе, воскуривают благовония и режут ножом руки. Необходимо убедить своё сознание, что та либо иная последовательность действий приведёт в конечном итоге к нужному результату. А заклинания и ритуалы сами по себе ничего не значат — это всего лишь сигналы, которым маг присваивает определённое значение в собственном разуме. Это долгий и трудный процесс — каждое новое заклинание осваивается днями, неделями, а то и годами. Малейшее сомнение, что заклинание сработает — и оно не сработает. И чем крупнее, чем сложнее эффект — тем больше нужно маны и усилий, и тем больше нужно уверенности в своих действиях. И чтобы убедить себя, также применяются разные методы.
    Конкретный процесс, опять же, тут сильно зависит от конкретной магической системы и от конкретного мага. Но, в принципе, если хорошо стараться, то можно научиться творить заклинания просто усилием воли.


Некоторые общие закономерности для магии. Все, конечно перечислить не получится, но кое-что — можно. Итак:

  • Магия не нарушает законы вселенной. Всё, что она делает, согласуется не только с Законами Творца, но и с физическими законами данного конкретного мира. Контроль реальности, который позволяет эти законы нарушать, магам недоступен — это удел сущностей более высокого порядка.
  • Маги не бывают Светлыми или Тёмными — эти термины относятся к жизнеформам и обозначают «химический состав» души. Маги бывают белыми и чёрными. И серыми, само собой. Причём надо понимать, что это — довольно условные определения, ибо можно совмещать в себе и белую, и чёрную магию (нельзя совмещать только магию Света и Тьмы, но это — только две дисциплины из множества).
    • И да, магия влияет на мага. Пироманты вспыльчивы, криоманты хладнокровны, а чёрные маги… ну, понятно. Добрый и весёлый маг Тьмы — явление такое же редкое, как и генерал-пацифист.
      Хотя об обратной связи забывать тоже не надо. Подобное притягивает подобное: люди добрые и весёлые обычно всё-таки в магию Тьмы не идут.
  • С расстоянием манозатраты и сложность заклинания возрастают. Именно поэтому проще создать Огненную Стрелу возле себя и затем отправить её в полёт (а то и сразу сражаться на Магических Мечах), чем вскипятить кровь в венах противника.
  • Такое воздействие сложнее ещё и потому, что противник — он всё-таки живой. Напрямую воздействовать магией на живых существ не так-то просто: они обладают душой, разумом (а следовательно, высоким уровнем реальности) и могут сопротивляться с помощью духовной силы. Гораздо удобнее «непрямое» воздействие: при помощи всё той же Огненной Стрелы.
  • Воздействие на неодушевлённые предметы. Как уже говорилось, у каждого предмета есть тело астральное и материальное, и магия способна их изменять. Металлы изменять тяжелее, органические вещества — проще.
    • Трансмутация или полная трансформация. Самое сложное превращение, при котором маг изменяет астральное тело, и материальное тело изменяется вслед за ним. Если трансмутировать, к примеру, серебро из железа, то такое серебро будет убивать нежить.
    • Частичная трансформация. Маг изменяет только материальное тело. Если получить серебро из железа таким образом, то оно не будет ни блокировать магию, ни убивать нежить — потому что материальное и астральное тела не совпадают. Если трансформационное заклинание было достаточно сильным, то спустя некоторое время «пружина растянется», и астральное тело тоже изменится. Это дело можно ускорить — когда объект начинает меняться, подвергаясь внешнему воздействию (перевариваться, смешиваться с окружающим воздухом и т. д.), его астральный план меняется уже стопроцентно, переходя в новое состояние — и превращение закрепляется, становясь постоянным. Если же заклинание было слабым, то «пружина сожмётся», и серебро опять станет железом.
      • Метаморфизм. Эту дисциплину, в принципе, тоже можно сюда отнести. Маг накладывает заклинание на самого себя и превращается… во что-то. В животное, в другого человека, во что-то ещё. Астральное тело при таких превращениях, разумеется, менять не надо — а то останешься животным навсегда.
    • Материализация. Маг творит некий предмет из «ничего», собирая воедино находящиеся вокруг рассеянные молекулы. Полученный предмет, разумеется, астральной тенью обладать не будет… хотя через какое-то время она всё-таки может «нарасти».
    • Дематериализация. Маг временно переводит предмет в эфирную форму существования, в результате чего на материальном плане предмет как бы исчезает. Не следует путать с дезинтеграцией — разрушением объекта на атомном уровне.
    • Создание псевдоматерии. Маг преобразует ману в материю с заданными свойствами, которые могут отличаться от реальных свойств предмета. У псевдоматерии есть молекулы и атомы, но она менее реальна обычной материи. И исчезает, как только заканчивается действие заклинания, поддерживающего её существование. Никакого астрального тела там, разумеется, быть не может.
    • Твёрдые иллюзии. Маг создаёт иллюзию… только твёрдую. Это уже даже не псевдоматерия — там и молекул никаких нет. Просто очень плотный мираж, с иллюзией осязаемости.
  • Заклинания могут производить эффект либо временный — пока магия, собственно, действует, — либо постоянный, который останется даже после смерти мага. Второе, конечно, тяжелее. И это относится далеко не только к трансформации, а очень ко многому — от магии разума до магии пространства.
  • Магия может привести к экологической катастрофе. Речь идёт не о чёрной магии и не о заклинаниях массового поражения — нет, дело в самой ординарной магии. Остаточные чары — спутник всякого сотворённого заклятия. Их надо убирать за собой, иначе… могут появляться проклятия, которые никто специально не накладывал, подниматься из могил стихийная нежить и рождаться буйные элементали. Для магикальных цивилизаций это весьма актуальная проблема.
  • Возможности магии как явления не беспредельны. Уровень, позволяющий создавать звёзды — это уже предел, верхняя планка.
  • Но магия Бессмертных имеет реальность 70+.

Магические школы[править]

«

Конечно, колдовская школа дэвкаци ему, шумеру, казалась примитивной, наивной, даже глупой. Например, тот факт, что в мире может существовать только четыре «великих шамана», невольно вызвал у него усмешку. Но магических учений существует столько же, сколько и цивилизаций…
А порой даже несколько в пределах одной и той же.

»
«Серая чума»

Они бывают очень разными. То, что считается невозможным в одной, будет реализовано в другой. В книгах (и на форуме) Рудазова упоминалось несколько различных магических систем. В дальнейшем эти сведения будут перенесены в статьи о соответствующих мирах.

  • Древний Шумер. Выделялось шестьдесят дисциплин, причём некоторые из них (магия смерти, естественная магия) были включены туда чисто до кучи — шестьдесят считалось у шумеров священным числом. Число чародеев (без учёта учеников): чуть больше четырёх сотен.
    • Список дисциплин без пояснений:


  • Серая Земля. Магия очень походила на шумерскую, серые колдовали примерно так же, как и шумеры. Существует двенадцать (плюс закрытый тринадцатый) гимнасиев — тамошних учебных заведений. Число чародеев: больше десяти тысяч. Число студентов в гимнасиях: около двух тысяч.
    • Список гимнасиев и дисциплин:
      • Иххарийский гимнасий. Самый крупный и самый престижный гимнасий, находящийся в столице. Свыше сорока процентов от общего числа студентов. Семнадцать факультетов (пиромантии; криомантии; геомантии; гидромантии; аэромантии; некромантии и духовождения; теневого искусства; превращений и метаморфоз; иллюзорности и дубликаторства; алхимии и предметного колдовства; армейского колдовства; медицинского колдовства; телепатии и ментального контроля; полетов и телекинеза; бестиологии; метеомагии; техномагии и автоматики). Самый высокий уровень преподавания.
      • Ганорианский гимнасий. Второй по величине и престижности гимнасий. Пятнадцать процентов от общего числа студентов. Пять факультетов — телепортация, темпофлекция, теневое искусство, иллюзорность, любовная магия.
      • Червелинский гимнасий. Два факультета — строительное колдовство и кулинарное колдовство.
      • Гимнасий огня и льда. Два факультета — пиромантия и криомантия.
      • Морской гимнасий. Подготавливают флотских колдунов. Два факультета — аэромантия и гидромантия.
      • Военный гимнасий. Колдовской гимнасий, совмещенный с офицерским училищем. Один факультет — армейское колдовство.
      • Кровавый гимнасий. Находился под патронажем Асмодеи Грозной. Деления на факультеты нет — обучают всему понемножку. Основной упор делался на вампиризм, проклятия, анимагию. среди учащихся преобладают полукровки, рожденные от демонов.
      • Дипломатический гимнасий. Деления на факультеты нет — обучают всему понемножку. Подготавливают будущих послов для иностранных держав.
      • Костяной гимнасий. Один факультет — некромантия.
      • Горный гимнасий. Один факультет — артефакторика.
      • Туренгианский гимнасий. Один факультет — бестиология.
      • Калиматрианский гимнасий. Один факультет — геомантия.
      • Тринадцатый гимнасий. Один факультет — демонология. Долгое время был закрыт. Возобновил обучение при Креоле Разрушителе.
  • Ментаты из Земли восьмого тысячелетия (книга «Экипаж»). Используют «чистую магию» — тот ее вариант, который еще именуют псионикой. Никаких заклинаний, артефактов и иных вспомогательных приспособлений — только чистое ментальное воздействие, оформляемое в разных видах. Но магия играет в их обществе роль очень второстепенную, поскольку цивилизация в основном всё-таки техническая.
  • Школы Парифата. В основном, конечно, Клеверный ансамбль Мистерии. Союз шести университетов, в каждом из которых по пять институтов, и в каждом институте от одного до пяти факультетов. Всего — тридцать институтов и чуть больше семидесяти факультетов. Образование дают весьма неплохое: альтернативы Клеверному ансамблю на Парифате нет, и его выпускники встречаются по всему миру. Число чародеев: точно неизвестно, но, надо полагать, порядка нескольких миллионов. Число студентов Клеверного Ансамбля: сто пятьдесят тысяч.
    • Список институтов:


  • Межмировая Интернациональная Магическая Академия Деорга. Пятнадцать факультетов. Больше трёхсот пятидесяти дисциплин. Лучшая из школ нашего сектора Метавселенной, и это всё, что вам нужно о ней знать.
    • Список факультетов без пояснений:
      • Факультет Алхимической и Лабораторной Магии.
      • Факультет Божественного Разумения и Просветления.
      • Факультет Воплощения Подобия и Связей Символически.
      • Факультет Естественных Возможностей Тела и Разума.
      • Факультет Изучения Природы и Неразумных Созданий.
      • Факультет Исследования Запредельных Тонких Миров.
      • Факультет Истинно Правильного Порядка Мироздания.
      • Факультет Матричной Формации Веществ и Иллюзий.
      • Факультет Народных Культур, Традиций и Обычаев.
      • Факультет Оборонной и Стратегической Деятельности.
      • Факультет Подлинного Неограниченного Бессмертия.
      • Факультет Сбережения и Контроля Жизненной Энергии.
      • Факультет Совершенного Многогранного Искусства.
      • Факультет Технологической и Рукотворной Магии.
      • Факультет Четырех Стихий, Начал и Элементов.

Магические ранги[править]

« – <...> думаете, между подмастерьем и мастером есть какая-то критическая разница? Что-то там в ауре меняется? Ученик становится подмастерьем, когда учитель решит, что он готов. Подмастерье становится мастером, придумав новое заклинание. И всё. »
— Александр Рудазов отвечает на интересные вопросы

Чётких границ нет, и об этом надо помнить. Есть только общий, примерно оцениваемый уровень. В дальнейшем эти сведения будут перенесены в статьи о соответствующих мирах.

Древний Шумер:

  • Ученик.
  • Подмастерье — ученик, завершивший обучение.
  • Мастер — подмастерье, придумавший новое заклинание.
  • Магистр — мастер, написавший своего рода «магическую диссертацию».
  • Архимаг — титул, который присваивал император достойным его.
  • Высший маг — божественный мудрец от магии. Статус, который даётся богами. Подробнее см. Бессмертные.

Девять Дланей. Мощнейшие комплексные заклятия, разработанные Гильдией магов Шумера. Названы именами богов, потому что высвобождаемая в момент использования мощь почти сопоставима с божественной. Применялись только архимагами, за редчайшим исключением — магистрами.


Серая Земля: имела систему радужных плащей. От фиолетового до красного, и восьмой плащ — серый. Чтобы получить плащ следующего цвета, надо сдать экзамен колдуну, который не менее чем на четыре уровня выше тебя. Оранжевые, красные и серые плащи выдаются коллективным решением Совета Двенадцати — двенадцати колдунов в серых плащах.

Фиолетовые, синие и голубые плащи примерно соответствуют шумерским подмастерьям; серые и лучшие из красных плащей (ибо серых может быть только двенадцать) — шумерскому архимагу. Экстраполируя, можно предположить, что зелёные и жёлтые плащи — примерно мастера, а оранжевые и красные — магистры.

Пять заклинаний А+. Пять сверхразрушительных заклятий, созданных колдунами Серой Земли. Крайне опасны и трудноконтролируемы, а посему засекречены и доступны только Совету Двенадцати. По мощи сравнимы с Дланями, но, в отличие от них, для мирных целей эти заклинания применяться не могут.


Клеверный ансамбль Мистерии:

  • Бакалавр — ученик, прошедший шесть лет базового курса и четыре года бакалавриата. Примерно соответствует шумерскому подмастерью.
  • Специалист — ученик, прошедший шесть лет бозового курса и три года полевой практики. Почти не отличается от бакалавра.
  • Лиценциат — прошедший и бакалавриат, и полевую практику (итого 13 лет). Примерно соответствует шумерскому мастеру.
  • Магистр — лиценциат, закончивший магистратуру (обучение длится два с половиной года) своего института и защитивший диссертацию. Поступить в магистратуру имеет право лиценциат, имеющий стаж лиценциата не менее десяти лет, курировавший не менее двух практикантов и успешно сдавший вступительные экзамены. Примерно соответствует шумерскому магистру.
  • Профессор — магистр, имеющий стаж не менее двадцати пяти лет, не менее года преподававший в Клеверном Ансамбле, курировавший не менее пяти практикантов, в совершенстве овладевший всеми знаниями своего факультета и разработавший принципиально новое заклинание или иное магическое средство. Соответствует архимагу.
  • Лауреаты премии Бриара. Раз в год лучшему из профессоров вручается третья степень; раз в десять лет лучшему из лауреатов третьей степени — вторая; раз в сто лет лучшему из лауреатов второй степени — первая. И лауреат премии Бриара первой степени — это уже чрезвычайно могущественный волшебник, супер-архимаг, без пяти минут Высший.


  • Уровень магических способностей у людей. Совершенно бесталанны — около 10 %. «Медведь на чакру наступил». Еще около 20-30 % — незначительные способности. Можно натаскать простейшим трюкам, но вообще обучать таких смысла нет. Примерно 50 % — умеренные способности. Такие становятся подмастерьями или «незабудками» у серых. 10-15 % — высокие способности. Эти могут стать мастерами. Где-то 3-4 % — таланты. И что-то около 0.5-1 % — гении. При большом количестве последних, соответственно, из них можно будет выделить несколько самых-самых выдающихся, типа Эйнштейна — только от магии, а не от физики. Волшебников уровня бриаровских лауреатов.
  • Сроки жизни волшебников-людей. Подмастерья и мастера живут немногим дольше обычного человека. В среднем лет девяносто-сто. Магистры — около ста двадцати. Архимаги — около ста пятидесяти. Лауреаты премии Бриара — двести и больше (у рекордсмена — чуть больше тысячи).
  • В сравнении с обычными людьми: фиолетовый плащ — это три-четыре пехотинца (имеется в виду пехотинец позднего Средневековья / раннего Нового Времени, то есть без всяких пулёметов и автоматов), синий — уже семь-восемь, голубой — десять-пятнадцать, зеленый — пятьдесят-шестьдесят, желтый — двести-триста, оранжевый — одна-две тысячи, красный — пять-десять тысяч, серый — двадцать или даже тридцать тысяч солдат. То есть низшие уровни относительно слабы и малополезны, но зато высшие в одиночку могут заменить целые полки, дивизии, даже корпуса.

Небольшое сравнение некоторых магов Метавселенной и их свершений[править]

Креол Урский и Джимарад Саха Энерхан (сидит на подлокотнике)
«

— <…> А был ли длик сильнее Креола из «Архимага»? Если да, то Креолу из какой книги он был бы равен?
— А если кит и вдруг на слона налезет — кто кого сборет?

»
— Александр Рудазов отвечает на интересные вопросы

Любимая тема всех фанатов: кто круче? Кто кому набьёт морду? Каковы пределы возможностей сильнейших магов?..

Таблицы статов тут нет. Спеллбука тоже нет (ну разве что для Креола можно составить). И вообще это не RPG, так что всё очень приблизительно. Попробуйте сравнить, например, физиков, программистов или художников. Ну вот и с магами всё то же самое.

А потому имеет смысл рассмотреть только самых-самых, наиболее сильных, совершивших нечто реально впечатляющее. И подавляющее большинство волшебников, упомянутых в книгах, укладываются в шкалу от подмастерья до архимага (от фиолетового плаща до серого). Шамшуддин, Бестельглосуд Хаос, Тивилдорм — все они не тянули даже на третью степень премии Бриара, несмотря на свои, безусловно, выдающиеся способности. Так что список будет очень небольшой…

  • Креол Урский, главный герой цикла «Архимаг». Находясь на пике своих сил, заточивший в посох-Поглотитель бога и парочку архидемонов, тянул не более чем на вторую степень Бриара. Ему были подвластны все девять Дланей. Чтобы ознакомиться с полным списком достижений… ну, тут книги читать надо.
  • Джимарад Саха Энерхан — белый кииг, Верховный Маг народа киигов, вошедший в состав Совета Двенадцати и являвшийся Высшим магом, тоже мог бы получить примерно вторую степень. (Высшего же мага, надо так понимать, ему дали не столько за колдовство, сколько за мудрость). Остановил землетрясение, вызванное Грохотом Хашибы. Сражался с архидемоном Шаб-Ниггуратом и как минимум ему не уступал.
  • Хаштубал Огнерукий. Лауреат премии Бриара первой степени, сильнейший боевой маг Парифата. Пиромант дикой мощи, что реально может порождать своим огнём термоядерные взрывы (температура центра звезды, ага). Ему случалось на равных биться и с Тёмным Властелином Бельзедором, и с демолордом Гаштардароном — а это полководец Тёмного мира Паргорон, который по силе вполне сравним с богом-демоном Йог-Сотхотхом, правителем Лэнга.
  • Прандаксенгид. Лауреат премии Бриара первой степени, самый сильный чародей Парифата. В молодости любил немного похулиганить — так, он создал коцебу (летающий дом) из девятикилометровой горы, реку, в которой вся вода превращается в вино, и остров, на котором люди — в том числе и слепые — обретают идеальную остроту зрения (хотя и не сразу). За свои чудеса был признан Высшим магом.
  • Мардук Двуглавый Топор. Создал звезду (коричневый карлик), что было просто фантастическим достижением, апофеозом магии. Получил за это статус Высшего мага[4]. Заточил в луке (который являлся артефактом-Поглотителем) военачальника демонов Кингу, сковал себе адамантовую секиру, заслужив тем самым прозвище Двуглавый Топор, и создал заклинание Длань Мардука. Умел вырастать до двух километров в высоту, владел Злым Ветром — Ме, которое могло парализовывать врагов, включая хтонических чудовищ и богов. В конечном итоге разгромил наголову Тёмный мир Лэнг, который был тогда очень силён (причём демоны ему, в отличие от того же Креола, не подыгрывали), и стал богом.
  • Деорг эбн-Шаггат. Высший маг. Директор Академии имени себя. Создал анклав размером с небольшую страну (несколько сот тысяч км²), где, собственно, и располагается МИМАД. Его ученики создавали и разрушали целые цивилизации. Возраст эбн-Шаггата — свыше сорока тысяч лет (иные боги столько не живут). Но больше о нём ничего не известно.

Антимагия[править]

« Хладное железо… — утер пот со лба маг. Голем из хладного железа — самый страшный кошмар любого мага. Попадёшь в его смертельные объятья — и все, игра закончена навсегда. »
«Самое лучшее оружие»

Антимаги — люди, которые «выворачивают» наизнанку свою Седьмую Оболочку и получают за счёт этого способность разрушать заклинания. Любые заклинания — Огненную Стрелу из примера, приводимого выше, антимаг тоже разрушит на раз. Чем больше у человека было способностей к магии, тем сильнее он будет как антимаг. Сильнейшие из них способны взглядом рассеивать заклинания, превращать артефакты в обычные предметы и навсегда лишать волшебников магической силы. Узкие специалисты, хороши только против магов. А самое страшное — антимагом можно становиться обратимо. Или даже выворачивать только отдельные чакры, и одной рукой творить магию, а другой — антимагию. Но это кун-фу утрачено, как и многие другие знания Парифатской империи, увы ура.

Но это что касается антимагии как, гм, свойства души. Стоит отметить, что магии противостоять можно по-всякому, было бы желание. Существуют, например, заклинания, нацеленные на разрушение других заклинаний (то же Пятое Заклинание). Есть духовная сила. Есть крапива (аллерген для магов, причём чем маг сильнее, тем сильнее и аллергия), хладное железо и короний, которые блокируют магические способности. НЕ САМУ МАГИЮ — хладное железо вполне можно зачаровывать и воздействовать на него чарами, — А ИМЕННО СПОСОБНОСТЬ ЕЁ ТВОРИТЬ.

Ме[править]

« А как вам Земля-1950? Гениальный норвежский химик Турлейф Грёттумсбротен в 1941 году, в самый разгар Второй Мировой создал препарат, пробуждающий экстрасенсорные способности. Действовал он, правда, не на всех людей, а лишь на одного из сотни – но и этого было более чем достаточно. Уже через полгода у всех враждующих сторон появились целые отряды экстрасенсов. Способности пробуждались самые разные – кто-то читал мысли, кто-то двигал предметы, кто-то летал или поджигал взглядом. Были такие, что меняли форму тела или исцеляли прикосновением. Убедившись в полной безопасности препарата, мировые лидеры тоже стали принимать его – и после этого начался такой кавардак, что и представить страшно. Прошло всего девять лет, а этот мир уже совершенно не похож на наш. Во что он превратится к концу века, я и вовсе не представляю. »
— «Сын архидемона»

Ме, или Сущность — своего рода атрибут или надстройка души. Надстраивается на самую старшую из оболочек. Практически любое разумное существо имеет шанс получить Ме, однако божественная душа может удерживать сотни и тысячи Ме, бессмертная — десятки, а для смертной одна-единственная — уже тяжелый груз. У магов почти не встречается, ведь старшая оболочка человеческой души — седьмая, магическая, и если она уже «расцвела», удержать Ме очень сложно. Архимаг Креол, например, имел два Ме — и ради одного из них (остановки старения) он проспал пять тысяч лет, а ради второго — вызвал самого Нергала, бога смерти.

Ме частично зависит от склада характера, частично наследуется/покупается/воруется у коллег, частично образуется случайно; всякий раз возникает индивидуально, «типовых» не существует, копий не делается. Сочетание Ме — это и есть божественная (а также демоническая) специализация. Чем больше Ме, тем многообразнее профиль.

Стоит заметить, что Ме далеко не всегда бывают полезными — они могут быть нейтральными или вредными. Ошибочно будет считать их какими-то мегасилами, встречающимися у избранных — у ничтожного джинна Хубаксиса их пять или шесть. Типичный пример вредного Ме — это дар, переданный умирающим чёрным магом, его Седьмая Оболочка, сжавшаяся до состояния Ме. Если человек каким-то образом всё же его «приручил», то его называют ведуном или ведьмой.

Говоря о лидерах сверхдержав с суперспособностями. Да, это именно Ме. Нет, книги такой нет, есть только небольшое упоминание в «Сыне архидемона» и на форуме автора, так что в ближайшее время почитать об этом не получится. Рудазов упоминал, что он хочет написать книжку о супергероях, но это всё пока в довольно далёких планах на будущее.

А жаль.

Примечания[править]

  1. Хотя там всё сложнее. Стихийная, «неоплодотворенная» ба-хионь выделяется вообще любым астральным телом, но демонам и настоящим богам она не годится.
  2. Это могут только демиурги.
  3. Нет, не та. Биотика — это, например, электрический орган скатов и антигравитационный — драконов. Чуть подробнее — в разделе Цивилизации.
  4. Звезду он потом убрал, если что