Разум превыше биохимии
![]() | Короче, Склихосовский! При попадании в чужое тело разум заставляет его прогнуться под себя. Противоположная точка зрения, применяемая в качестве обоснуя — Против биохимии не попрёшь |
« | Хорошо быть шкафом! Рядом постоянно переодеваются красивые девушки, заглядывают в тебя, кладут в тебя свое бельё… Нет, шкафом быть просто офигенно! | » |
— Planescape: Torment, извращенец, превратившийся в шкаф |
«Разум превыше биохимии» — это такой краткий вариант обоснования причин, по которым разумные существа других видов ведут себя вполне себе по-человечески, а попаданец в чью-то голову не искажается под воздействием новой телесной оболочки. Разумеется, есть и длинная версия обоснуя, основанная на логике, которая, даже если не впутывать сюда науку, достаточна для того, чтобы пробить подавление недоверия зрителя. А с научной точкой зрения в качестве аргумента этот обоснуй уже переходит из разряда философии в разряд экзопсихологии.
Мысленный эксперимент «вы попали в чью-то голову»[править]
Давайте предположим, что ваш разум может перемещаться в другое тело. Что вас ожидает? Ну, как минимум, кризис идентичности. Вы банально не сможете поначалу узнать самого себя, и будете ловить себя на мысли «а чьи это руки?», «а чья это кривляющаяся рожа?», и да, рожа будет кривляться. Потому что, несмотря на общее похожее строение, серийных тел, сделанных по спецификациям, в природе не существует (точнее, они есть только в фантастике), и мимика будет ужасно кривой, потому что разум пока ещё не научился управлять этим самым телом. Но, точно так же, как калека учится справляться с протезом, как учатся рисовать ногами, как корректируют себе зрение участники опыта с очками, переворачивающими изображение — точно так же разум подчинит себе тело и заставит его функционировать так, как надо. Он тоже учится.
Ну хорошо, вам «повезло» попасть в тело, у которого штук восемь конечностей. Как передвигаться? Довериться телу. Существует такая штука, как мышечная память, и тело, которое умело ходить до того, как вы попали в него, будет ходить и после этого. Тело вообще хорошо запоминает автоматические повторяющиеся движения.
Далее у нас на очереди биохимия. Допустим, вы не совсем человек. Например, вы — существо, которое всю жизнь жрало сырое мясо. Будете ли вы его любить? Нет. Почему? Простите, если вы действительно любите есть сырое мясо, пример неудачный. Хорошо, допустим, основа вашего здорового питания — это спу. Что такое спу? Ну… Хрен его знает, но на вкус как курица.
Ладно, давайте лучше спросим себя: вот вы перенеслись в тело — как это тело вообще умудряется жить? Ну, это сложный вопрос, но вообще — потому что нам достаточно дышать, пить немного воды и потреблять белки, жиры, углеводы, витамины и минералы в нужном количестве, и неважно, в каком виде[1]. Иными словами, для любой пищи теоретически существует аналог такой же энергетической ценности, с тем же составом веществ, которые нужны для жизни, и который будет легко усваиваться.
Тогда, если вы — вегетарианец и случайно попали в тело, которое должно жрать мясо, вы без особых проблем замените это самое мясо на растительные эквиваленты[2].
Ладно, давайте уже по хардкору: вы очертя голову перенеслись, по методу Лукьяненко, в тело женщины. Питание нас уже слабо волнует, а вот повседневные проблемы, с которыми среднестатистический мужик просто не умеет справляться — это уже серьёзно. Но ничего, не умеет — значит, научится. А что там насчёт гормонов и истерик? Извините, это зависит как раз от разума. Бывает, и мальчики себя ведут как истерички, а бывают и женщины-«железные леди», и что-то никто про гормоны не заикается. Потому что, хоть для кого-то это и будет неожиданностью, но за всю выработку гормонов отвечает именно мозг, а точнее, та его часть, что обеспечивает жизненно важные функции, и эта часть зависима от подсознательной части, в которую вытесняется всякое дерьмо из части сознательной. Именно поэтому есть два способа разобраться с депрессией — снять её симптомы таблетками или пойти к мозгоправу и решить проблему, вызывающую эту самую депрессию[3].
Итого, попасть в чужое тело — это значит поиметь две проблемы: внутреннюю, которая сродни «надел новые ботинки, жду пока разносятся», и внешнюю — новые потребности и новые проблемы, в том числе и социальные. Да, непривычно, так что если вы из тех, кто не выносит перемены обстановки, спонтанности и экстрима — вам нельзя быть попаданцем в чужую голову. Если вы относитесь к тем людям, которые, попав на Луну, сразу начнут прыгать по ней и орать как дебилы — вам нельзя быть попаданцем в принципе. И вообще, если вы слабовольный и внушаемый человек, склонный к самообману — вам категорически нельзя быть попаданцем. Воля — это способность держать свой организм в узде. Если вы этого не можете, как не можете перестать искать оправдания, или бросить курить, или избавиться от пары десятков лишних килограммов, или хотя бы от прыщей — вы не сможете держать в узде вообще любой организм, и ваша песенка спета.
В реальной жизни существует множество философий и духовных практик, направленных на «усмирение бренного тела», и если не брать тех из них, кто спит на гвоздях, ходит по битому стеклу, питается святым духом и полосует себя плетьми, остаются те, кому не повезло с генетикой, и их организм склонен к различного рода фортелям вроде избыточного жирового отложения. По логике оппонентов, против биохимии не попрёшь, на роду написано толстеть — значит, толстей. Но что делают эти безумные люди? Они потеют как проклятые в спортзале, разрабатывают диеты и в кругу жирных неудачников, обжирающихся тортами, ибо организм просит углеводов, выглядят фитоняшами. Лучшие примеры, как говорится, нам преподносит сама жизнь, разум порождает волю, воля порождает силу, то, что не убивает — делает сильнее.
Примеры произведений[править]
Литература[править]
- Роберт Шекли, «Immortality Inc» — протагонист сперва списывает свою агрессивность в новом теле на его физиологию, но в конце понимает, что это как раз его сущность.
- Роман «Не убоюсь я зла» Роберта Хайнлайна посвящён пересаживанию головного мозга миллионера в тело секретарши, с целой кучей связанных с этим приколов, начиная от раздвоения личности и заканчивая вопросом «можно ли идентифицировать человека, который не имеет ни отпечатков пальцев, ни сетчатки глаза, ни прочих способов». Герой романа занимается тем, что остаётся собой в новом теле, а заодно некисло троллит окружающих. Биохимия ему глубоко до фени, а к решению вопроса «я мужик или лесбиянка» он подошёл творчески. В своё время роман наделал очень много шума как раз таким вот свободным от стереотипов отношением к делу.
- Не то чтоб личность Иоганна Смита раздвоилась — оказалось, что личность Юнис таки осталась в теле-доноре. Ближе к финалу в то же тело подселяется ещё и сознание скоропостижно скончавшегося супруга Иоганна/Юнис — что ставит точку в вопросе «это НФ или мистика?» в пользу последнего.
- Наш дорогой Говард Филипс Лавкрафт этот троп очень уважал. Например, «За гранью времён» — главный герой меняется местами с представителем дочеловеческой древней расы. Или «Случай Чарльза Декстера Варда», где главный герой оказался одержим духом своего предка из XVIII века. Или, скажем, оккультист Рэндольф Картер в конце концов переносит своё сознание в тело инопланетного существа.
- Елена Картур «Эльф и вампир»: главная героиня Настя погибла, а её душа переместилась в другой мир и попала в тело убитого юноши-эльфа. Когда же протагонистка увидела парня-вампира Антона, то сразу влюбилась в него, невзирая на свой текущий пол. Она даже мечтала, чтобы он оказался геем.
- Владимир Савченко «Похитители сутей» — с обоснуем: пересаживается высшая нервная деятельность; системы, обеспечивающие жизнеспособность тела, остаются в теле. Обессущенное тело регенерирует на уровне тритона, а то и медузы (за десять-тридцать минут залечивает пулевое ранение в сердце), но не будучи надёжно обездвиженным, может втихаря изрядно погрызть соседнее тело.
- В ряде широкоизвестных циклов фэнтези (скажем, «Арда» Толкина, «Колесо Времени» Р. Джордана, «ПЛиО» Дж. Мартина и «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, и т. п.) подчёркивается, что хоть оборотничество/анимагия/варгование (то есть замена своего тела на звериное, или псионическое «подселение» своей личности в мозги зверя, чтобы управлять его телом) теоретически чревато необратимыми и страшноватыми изменениями личности — но всё же, при условии «достаточно сильного духа и хорошего владения собой», можно сохранить себя в психологическом плане таким, каким ты был ранее. Однако некоторые из подобных авторов фэнтези дополнительно уточняют, что это всё-таки «ачивка на грани подвига» — а другие подают это более спокойно, как нечто «при правильном подходе запросто достижимое, даже без особых драм».
Телесериалы[править]
- Сериал «Квантовый скачок» состоит из данного явления целиком и полностью — Сэм Беккет принимает облик других людей. Технически, он здесь имеет проблемы только с внешней частью — то есть его воспринимают как существо другой расы, пола или даже вида. Также он по полной программе ощущает на себе проблему самоидентификации и решает иной раз даже очень несвойственные для мужчины проблемы. Например, как на кадрах из двух серий — где он перевоплотился в блондинку, до которой домогался босс, и в обезьяну-астронавта, с подружкой-обезьянкой и горой проблем типичной обезьяны, на которой ставят опыты по травмам головного мозга от попадания пули в шлем. Кроме прочего, в его коллекции есть гей в крайне гомофобном окружении, мать-одиночка с тремя детьми, негр в Луизиане середины пятидесятых, охранник Мэрилин Монро, и тому подобное. Ах да, а ещё он был Элвисом, и чуть не запорол ему всю карьеру, дважды.
Комиксы[править]
- Супергерой Бистбой обладает способностью превращаться в любое животное. Он отмечает, что в звериной форме чувствует себя более диким и раскрепощённым, но при этом, герой полностью себя контролирует.
- Зигзаг с Тысячником: съев некогда укусившего Паркера радиоактивного паука, он превратился в объединенный единым разумом паучий рой, обреченный пожирать людей изнутри, чтобы выжить. При этом, хотя свою потребность в пожирании он контролирует далеко не всегда (свою мать он сожрал случайно, когда только-только понял, чем стал, а свою девушку уже просто с голодухи), образ мыслей, стремления и эмоции у него остались исключительно человеческими.
Аниме и манга[править]
- Ranma 1/2 — один из эталонных примеров. Протагонист-парень (на начало повествования 16-летний) твёрдо уверен, что он всегда парень и никто иной. И даже когда он словил проклятье, при котором, в случае каждого смачивания голой кожи негорячей водой, тело превращается в женское (вернуть обычное тело можно, полившись горячей) — этот упёртый пацан и в женском облике настаивает, что он парень, и… психологически остаётся таким же, как был. Сколь бы долго ни расхаживал в очередной раз в женском теле. Влияние эстрогенов на свою психику он попросту неосознанно заблокировал, по принципу «Не хочу такого — а значит, такому не бывать».
- Женское поведение и женские реакции он умеет имитировать… причём на грани переигрывания или даже с таковым — в России это резало бы людям глаз и ухо, а в Японии прокатывает[4]. И этим он пользуется этим для «миссий под прикрытием», когда в женском теле нужно поведенчески «отыграть девушку» чисто для дела (или для мелкой корысти; или для розыгрыша). Но и такое не оказывает никакого реального влияния на психику Ранмы — это каждый раз актёрство (жёстко отгороженное от реальной личности этого парня), и не более того. Автор манги, Такахаси-сэнсэй, очень дорожила этим нюансом, и время от времени его подчёркивала. Она даже однажды сказала: «Ранма Саотомэ никогда не станет „действительно, непритворно женственнее“! Иначе это был бы уже не Ранма Саотомэ».
- Sora no Otoshimono: Томоки может превратиться фактически во что угодно и не похоже чтобы превращение, скажем, в трусы как-то влияло на его психику. Обоснуй — технологии Синапса, который вообще все мироздание на своем всемогущем монолите вертел.
- Mo Dao Zu Shi — Вэй Усянь о том, что вынужден жить в чужом теле, вообще не парится. С другой стороны — тело мужское, молодое и симпатичное, у него при жизни почти такое же было.
Реальная жизнь[править]
- То, что мужские и женские тело и мозг эволюционно приспособлены для немного разных видов деятельности, придумали не злобные патриархальные сексисты — это медицинский факт. Тем не менее, решительно ничто не запрещает заниматься «не своим» видом деятельности, получать от него удовольствие и добиваться в нём высоких результатов. В конце концов, программирование изобрела женщина, а макраме — мужчины.
Примечания[править]
- ↑ Зато может быть важно в какой форме и в каком составе. Недостаток железа в организме жареными гвоздями не поправить, а кальций не зря пакуют в таблетки вместе с витамином D3.
- ↑ Но тут следует заметить, что в вегетарианской диете существует большая проблема с незаменимыми веществами, которые есть в мясе и рыбе, но которые проблематично добыть из растительного сырья. Проблематично — не значит невозможно, но балансировка такой диеты являет собой лютый вынос мозга и практически невозможна без синтетических добавок. Кроме того, может возникнуть проблема с усвоением. Человек — существо всеядное, а вот у чистого хищника, а тем более паразита, может просто оказаться не та конструкция пищеварительного тракта. И наконец, даже ориентируясь на сигналы, которое тело подает о своих потребностях, человеческий разум не всегда способен их распознать.
- ↑ Опустим многочисленные варианты органического поражения и предположим, что тело досталось здоровое.
- ↑ В японскую культуру за многие столетия вплелась-вросла-въелась сложная система «актёрства» девочек, девушек и женщин в реальной жизни. Им в определённых ситуациях прямо предписывалось чуть преувеличенно отыгрывать то или иное (считалось, что это очень прилично и учтиво, и подобает девушке/женщине, и приятно для мужчин и для наставниц), вне зависимости от того, чувствует ли она подобное и вправду, или скорее нет. А показывать свои реальные эмоции и чувства — если они с той или иной вероятностью способны кого-то огорчить, обескуражить, разгневать, расстроить, смутить, — японской девушке/женщине до конца XIX века во многих семьях (подданствах, рабочих коллективах) прямо запрещалось, под угрозой наказаний: простолюдинку за такое могли немилосердно высечь, а на женщину-самурая — положить опалу, или даже, в терминальных случаях, приказать ей «Перережь себе горло!».
- Эта система женских притворств называлась «Укрывание себя (своей души) за восемью стенами».