Рари

Материал из Posmotrelisu
< Метавселенная РудазоваМетавселенная Рудазова/Рари
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ну погоди волк с медалью.jpgМолодцы!
Эта статья была номинирована на статус избранной. В связи с этим мы особенно тщательно относимся к её содержанию. Подробнее о выборах избранной статьи вы можете узнать здесь


Это подстатья-включение к статье Метавселенная Рудазова. Навигационные шаблоны (кроме одного специализированного) и плашки здесь не нужны. См. также авторские Справочные материалы.

Карта мира в том виде, в котором опубликована в «Войне Колдунов»

Рари — основное место действия цикла «Архимаг».

Планета, похожая на Землю со слегка искажённой географией, имеет один спутник, обращается вокруг звезды При-Ери, на третьей орбите, после Тури и Ари. Известно о существовании как минимум одной трансрарийской планеты — это Кери[1]. Орбита вытянута сильнее, чем земная, а потому лето и зима длятся дольше, а весна и осень — наоборот.

Население — порядка 650 миллионов разумных индивидов. Примерно 45 % — люди, ещё столько же — дэвкаци, кентавры и эйсты, остальное — малые народцы Аррандраха.

Золото здесь встречается столь же редко, как на Земле — какой-нибудь иридий, и даже ещё не открыто, так что его место в культуре занимает серебро. Платина, напротив, столь распространена, что не обладает высокой ценностью.

В году двенадцать месяцев, как и в земном, но летние и весенние месяцы длятся по сорок дней, а весенние и осенние — по двадцать. Неделя состоит из восьми дней и называется восьмицей. Эйстская хронология, используемая на Рари почти повсеместно, ведёт отсчёт времени от Нисхождения Ивы — верховного бога эйстского пантеона — в первобытный рарийский океан.

Нумирадис[править]

Крупнейший материк Рари, аналог Евразии как в географическом, так и в культурном смысле. Уровень развития примерно соответствует Наполеоновским войнам, но активно поглядывает дальше в XIX век, в клок- и даже стимпанк. Доминирующая раса — человек светлый.

Запад занимает великая и пространная Западно-Нумирадская равнина, которую пересекает великая река Готиленсе — не такая длинная, как Тлоаль, но очень глубокая и полноводная, почти на половину длины судоходная даже для драккаров дэвкаци. Западное побережье омывает Ларийское море — часть океана Дэвкаци.

Восток — колоссальный горный массив Аррандрах. Представьте себе, что Гималаи заняли всю Азию от каменного пояса до Тихого океана и от южно-китайских морей до полярного края — и получите точный масштаб. На крайнем восточном побережье живут серые люди, а в горах (и ПОД ними) — множество малых народов.

Север — топкие болота и горная цепь Сталибы, а ещё дальше — полуострова Тихи и Ингар, холодная тундра. Юг — побережье Великого Серого океана и сухопутный путь в Кентавриду.

Лария[править]

Лария — СФК частично Франции, частично Италии Нового времени. Занимает крайний запад Нумирадиса, омывается Ларийским морем. Столица — Симбаларь, что означает буквально «сияющий светоч Ларии». До того, как серые оккупационные войска, а потом рокушские освободители сравняли его с землёй, он действительно таким был.

Язык у Ларии и Рокуша общий, примерно как у Сербии и Хорватии. Ларийские фамилии немного похожи на итальянские (Чинизелли, Чизарони).

Лария — мировая столица изящных искусств. Здесь практикуют лучшие на Рари кулинары, художники, зодчие, кутюрье и прочие искусные мастера. На весь мир славится ларийская опера (хотя тот факт, что поют в ней кастраты, у некоторых вызывает культурный шок). Ларийская мода с обилием кружев, мушек, пудры и открытых декольте в сопредельных странах обычно вызывает реакцию «Срамота! Дайте две!»

Религия Ларии и Рокуша — настаолизм, культ демиурга, известного под именем Единого. Хрустальный дракон Иисус классический, по ГОСТу: поместные церкви стран возглавляют патриархи, к жрецам обращаются «отец», имеется практика исповеди, священный жест — приложение двух перстов, которому не хватает совсем немного, чтобы превратиться в крестное знамение. Рай называется Шемуссен; покойников в него доставляют небожительницы в облике прекрасных дев со стрекозиными крыльями. Есть и сатанинский архетип, который зовётся Демон.

Рокуш[править]

Рокуш — строгая, милитаризованная и высокотехнологичная держава, ряженая под николаевскую Россию и немного Пруссию. Столица — Владека («крепость»), со всех сторон окружённая мощными бастионами.

Рокушцы, как правило, брюнеты — или, во всяком случае, менее блондины, чем ларийцы. Рокушские фамилии заканчиваются строго на -ан или -ен. Иногда это порождает лулзы, понятные только иноязычным: так, в недавнем прошлом королевскую гвардию возглавлял капитан Капитан.

Три главных имени в ларийской истории — король Заричи II Великий, Драво Стузиан и Бокаверде Хобокен. Первый — крутой король-завоеватель, покровитель наук и искусств, Пётр I и Екатерина II в одном блистательном лице (плюс щепотка Лоренцо Медичи). Второй — изобретатель-инноватор, открыватель закона тяготения, создатель орнитоптера и изрядной части парка рокушской артиллерии, копиркин Леонардо да Винчи и Ивана Кулибина, чьи потомки и по сей день двигают Рокуш навстречу стимпанку. Третий — чистейшего тропа «крутой генерал» чистейший образец, копиркин Суворова и Чапаева, за восемьдесят лет жизни не проигравший ни одной баталии (а вот после смерти пару раз случалось).

Рокушская армия — живое воплощение тропа «артиллерия — бог войны». Бомбарды, гранаты и ручной огнестрел постоянно совершенствуются, в ходе Войны Колдунов были созданы даже прототипы бомбардировщика, огнемёта и зенитного орудия, а в эпилоге упоминаются и свежеизобретённые пулемёты. В бастионе Рокат-Каста смонтирован Колосс Стузиана — копиркин Царь-пушки, на каждый выстрел из которого требуется письменный приказ правящего монарха. Из неартиллерийских войск наиболее выделяются Чёрные Драгуны — королевская гвардия, в прошлом бывшая целой придворной партией и устраивавшая дворцовые перевороты не реже русской XVIII-го века; укорот ей сумел дать только громоподобный Заричи.

Империя Гор[править]

Древнее, ныне не существующее государство, занимавшее большую часть Аррандраха, причём как в горах, так и под ними. Зародилось незадолго до царствования Астрамария, распалось примерно за полтысячи лет до событий книг. Носит имя Гор не потому, что располагалось среди гор — просто так совпало.

Империя была на редкость многовидовой державой. Помимо людей, в её пределах обитали (и продолжают обитать после её распада):

  • Дэвы — трёхметровые гуманоиды звероподобной наружности. Жили до пятисот лет и, судя по всему, вымерли — на глазах у героев скончался, предоложительно, последний дэв Рари.
  • Кииги, они же Рисовальщики — млекопитающие ростом примерно по колено человеку, вроде бы приматы, но это неточно. Покрыты желтоватой шерстью, разговаривают на языке, похожем на щебет. Культура довольно дзенски-созерцательна — кииги очень мало стремятся изменять мир и почти не имеют амбиций. Наиболее авторитетный член общины называется длик; нынешний, Джимарад Саха Энерхан — альбинос и Высший маг.
Рисовальщиками прозваны за довольно специфическую школу магии — нарисованное художниками киигов воплощается в жизнь. Сами кииги называют это Картиной Жизни. Существует традиция перед смертью переносить своё духовное начало в особый рисунок, который при этом приобретает свойство рассеивать мановые потоки. Впрочем, не обязательно в рисунок — можно просто его исторгнуть вовне, полыхнёт так, что не поздоровится и архидемону. И не обязательно перед смертью: в благодарность маршалу Хобокену за спасение от порабощавших их стекр-аамов четыре тысячи киигов во главе с дликом нанесли его солдатам антимагические тату.
Довольно потешный элемент киигского этикета — имя индивида полагается знать только его семье. Соответственно, просьба незнакомцу назвать своё имя равносильна предложению руки и сердца, а представиться самому — одновременно угроза и оскорбление с подтекстом «я на тебе сейчас ка-ак женюсь!»

Гор был техномагической цивилизацией. Некоторые технические ноу-хау не удалось повторить и рокушцам — так, утрачен секрет горианской бумаги, почти не подверженной тлению.

Одним из последних оплотов распадающейся империи был научно-производственный комплекс Торакори. В нём хранилась эвакуированная государственная казна и Стальные Солдаты — полк-прототип универсальных автоматов, пригодных как для боя, так и для строительных работ.

Другие страны Нумирадиса[править]

  • Альберия — приморское королевство на юге Нумирадиса. Граничит с Рокушем и Ларией, однако говорит на своём языке, называемом альберийским. Существует чуть больше четырёх веков. Несмотря на то, что в «Серой чуме» Альберия названа именно королевством, реальной властью там, по всей видимости, обладают купеческие старшины. Войско Альберии — наёмное; по словам генерала Лигордена, «альберийцы прославились тем, что продают штыки всякому, у кого в мошне серебро бряцает!»
В 7079 году от Н. И. Альберия воевала с Рокушем. В 7123 благодаря стараниям Теллахсера Ловкача беспрепятственно пропустила в Рокуш войско вторжения Серой Земли (вторжение, впрочем, было полностью задушено в Дорилловом ущелье).
  • Каридош — крохотное королевство на юго-востоке, там, где Аррандрах почти подступает к морю. Расположен в тёплых широтах, зимы не бывает. Вдоль дорог растут лимонные и апельсинные деревья. Улицы узкие, архитектура в основном каменная — древесина в Каридоше дорогая, зато камень очень дёшев. Каридошцы — народ дружелюбный и гостеприимный. У женщин принято носить чёрную чадру.
Единственное богатство Каридоша — удобный порт. В 7111 году серые решили прибрать его к рукам. Разумеется, Каридош пал в считаные дни, однако Заричи II не смог стерпеть такой наглости, отправил туда маршала Хобокена — и серые вылетели из Каридоша ещё быстрее, чем ворвались. В кампании полегло две трети армии вторжения, в том числе главнокомандующий — маршал Шист Самум, один из тогдашнего Совета Двенадцати, которого считали незаурядным полководцем, а также лич Денеклоп Мрачный.
  • Л’кепересал — маленькое и нищее королевство на юге. Армии — полтора землекопа три с половиной анонимуса пять тысяч человек и четыре пушки. Примечательно только тем, что из него родом рокушская королева Мериден — первая из всех соседних принцесс успела войти в брачный возраст, чтобы просвататься за тогда ещё принца Обелезнэ. Разумеется, обе страны заключили договор о ненападении и взаимовыручке… хотя рокушский посол, подписывая эту бумажонку, едва не подавился от смеха.
  • Союз племён Айюки — кочевое варварское государство на западной оконечности Ингара, СФК чукчей. Ингарцы живут в чумах-холомо, разводят мамонтов, воюют с совсем уж дикарскими племенами на восточной оконечности полуострова и набигают на плодородные Ларию и Рокуш — несмотря на примитивную культуру ингарцев, с боевыми мамонтами приходится считаться даже высокоразвитым южанам. Местные знахари называются Людьми с Двумя Именами. Ингарского отца нации, вождя вождей Айюки, серые подписали участвовать в Войне Колдунов, и какое-то время он честно выполнял договор, но после битвы при реке Земляйке предпочёл соскочить — потому и уцелел. Ближе к эпилогу всё больше власти забирает его дочь, крутая принцесса Инкайён — аватара бога Кедамны.
  • Тирвеллиан — небольшое государство на северо-востоке Нумирадиса (на наши деньги — приблизительно Камчатка), населённое серыми людьми. Не имеет дурной репутации, поэтому известен как минимум один случай, когда колдун из Серой Земли, пожелавший сохранить инкогнито, сказался купцом из Тирвеллиана.
  • Йомадеш, Чегим — они есть.

Фауна[править]

  • Вешапи — бескрылый дракон, водящийся в Аррандрахе. Бывают красные, белые и чёрные — эти последние способны дышать огнём.
  • Волк — крупнее и злее земного (и вообще по факту скорее лютоволк — принадлежит к другому роду, если не семейству), поэтому не был одомашнен, и собак здесь не знают. Вместо них используются зверь-клыки — создания с очень острым нюхом, похожие на безглазых свиней.
  • Гаррата — летучий хищный ящер, водящийся в Аррандрахе. Этакая виверна с кенгуровыми ногами и шипастым хвостом. У самцов на голове большой красочный гребень.
  • Летучие кроты — гигантские, до полуметра в длину, медведки.
  • Раши — пегасы как они есть. Водились в Аррандрахе, в Горе служили основой кавалерии, после падения империи чуть не вымерли.

На севере Нумирадиса, в особенности в Ингаре, процветает палеофауна — мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи и махайроды.

Закатон[править]

Большой материк в южном полушарии. Географически — аналог Южной Америки, культурно — скорее Ближнего Востока. Доминирующая раса — человек огненный, он же могавк (похожи на североамериканских индейцев, только с реально красной кожей).

Западное побережье омывает Безлюдный океан, восточное — океан Эйстов, северное — океан Дэвкаци. На севере расположен крупный Геремиадский архипелаг, на юго-востоке — промёрзлый полярный материчок Оцилладо Ронима[2], аналог Антарктиды, связанный с Закатоном узеньким перешейком. С крайнего юга почти до самого севера тянутся Западные горы, по всей видимости, скрывающие немало секретов — так, Долина Стоячих Камней представляет собой целую замкнутую систему, населённую живыми ископаемыми. Западные горы питают крупнейшую реку планеты Тлоаль, дающую жизнь востоку материка и во многом определяющую его климат. Запад, напротив, засушлив и отдан Мёртвым пескам — исполинской пустыне, занимающей почти четверть материка.

Цивилизация примитивного уровня, на земные деньги — аналог века эдак XIV-го. Общественный строй рабовладельческий, но мягкий: рабы могут владеть имуществом, им нельзя препятствовать обзаводиться семьями и выкупаться на свободу; во время городских беспорядков рабы и свободная беднота частенько сходятся стенка на стенку. Монархи титулуются султанами, власть их, как правило, абсолютна. Государственная система похожа скорее на китайскую: аристократии как таковой нет, особенно в южных султанатах, вместо неё высшее общество составляют чиновники, богачи и высшие жрецы. Мечи куют похожие не японские катаны и вакидзаси.

Имеется четыре основных политеистических религии, причём пантеон везде один, просто известный под разными именами (ему же поклоняются эйсты и дикари Ингара). Языков около тридцати, почти все — с общей письменностью, наиболее распространённые — геремиадский, чрехверский и локонский.

Основная пищевая культура — рис. Основное сельскохозяйственное животное — уррог, медлительное, но очень сильное травоядное, похожее на карикатурного буйвола с шипами на спине (часть рёбер вывернута наружу) и очень громким голосом.

Геремиада[править]

Геремиада — очень прогрессивный и либеральный султанат на крайнем севере, СФК ренессансной Италии. Столица Сото и многие крупные города изрезаны каналами, по которым плавают гондолы, а на дне обитают эйсты. Из примечательных мест столицы — султанский дворец Йазуфента и магический универмаг «Эзурок», где трудится под три десятка чародеев. Её великолепие султанша Жетардин — исключительная красавица и образцовый железный кулак в бархатной перчатке, самим своим существованием (самовластно царствующая женщина, надо же!) вызывающая разрыв шаблона у южан. Очень крепкие культурные связи со Шгером; придворным чародеем служит эйст, и вообще поговаривают, что кабы не различия в физиологии, король с султаншей давно заключили бы династический брак.

Мода очень яркая, пышная и нарядная, с обилием птичьих перьев.

Имеется мощный военный флот, узнаваемый издалека по алым парусам, которые ткутся эйстскими парусинными креветками. Из Нумирадиса завозятся пушки и лошади, так что через несколько лет Закатон, по всей видимости, ждёт «дранг нах зюден». Из океана Дэвкаци часто набигают пираты одноименного народа, и даже с Рокушем геремиадцы разок успели повоевать (и получить по щам от Хобокена).

Чрехвер[править]

Чрехвер — крупный и сильный султанат на крайнем юге, без выхода к морю. Столица Баан-диль-Ламмарих — второй по величине город планеты (1,1 млн жителей, круче только Иххарий), население которого матом кроет её основателя, древнего султана Ушшеб-Ра, своими реформами посадившего страну в огромную лужу как буквально (выбрал для стольного града самое дождливое место на континенте), так и фигурально (кто сказал «Пётр I»?). Из-за этих дождей предметная культура Чрехвера очень много внимания уделяет каучуку: им пропитывают верхнюю одежду, крыши домов, и даже изобрели жевательную резинку.

Нынешний султан Саудрон-Тарк — отвратительный толстяк, козёл и просто мудила, но правитель, как ни странно, сносный. Среди его достижений — изобретение тактического камуфляжа: в плащах песочного цвета войска невидимы на фоне барханов. В 7145 его пытались свергнуть — неудачно, но в ходе бунта погиб великий визирь и ещё ряд приближенных, включая придворного чародея — серого колдуна Хаала Крылатого.

Красный цвет — исключительно султанская привилегия, иметь его в одежде могут либо сам султан, либо (в небольших количествах) его семья и госслужащие, простолюдин за это казнят. Также гражданским запрещено носить доспехи, а вот оружие ничем не ограничивается. Примечательный предмет одежды — зонтошапки от дождя. Женщины носят тяжёлый макияж и непременно рисуют на лбу декоративный значок, означающий род занятий. Из занятий, кстати, им запрещено только становиться чиновниками, торговать и служить в вооружённых силах, в остальном — вполне себе фэнтезийный феминизм по меркам ближневосточной культуры.

В северных провинциях живут монахи бо-шо — ходячие мемы всерарийского масштаба, проповедующие принцип «жить, чтобы есть» и оттого похожие на бочки жира, обёрнутые ядовито-жёлтыми рясами.

Другие страны Закатона[править]

  • Ишкрим — родина Логмира Двурукого. Язык — локонский.
  • Кай-Хемеал — осколок Империи, некогда гегемонивший наравне с Чрехвером, но погубленный Султаном Земли. Зверобог запрудил питавший Кай-Хемеал водой приток Тлоаля, после чего на него, собственно, и открыли охоту. Ситуация стала медленно выправляться только после визита Креола (о котором в самом султанате так и не узнали).
  • Цили — ныне не существующий султанат, в котором поклонялись могущественному богу Иргшпанибаду. Этот бог возжелал разделиться на Эмблемы, но от небольшого ума не стал отщипывать понемногу, а попросту разорвал себя начетверо. Получившиеся четыре зверобога, названные Султанами Земли (колоссальный каменный человек), Воды (чудовищный рак, источающий отраву), Огня (громадный огнедышащий диметродон) и Воздуха (исполинская кампа), сравняли с землёй столицу Цили Махту, а сама страна развалилась на Старг, Энгарикс, Припустынь, Бокаву и Союз Малых Падишахств.
  • Эстегелеро — прибрежное государство. Имеет прочные культурные связи с эйстами Мвидо, само название страны означает «соседи эйстов». Гордая и мудрая торговая нация — война считается позорным занятием, зато небывалых высот (по меркам примитивной цивилизации, конечно) достигают бизнес, медицина и механика. Язык — локонский.
  • Дитя Реки, Знепр, Иссило, Лифаранья, Локоно, Магирани, Мурнагх, Эстебани — они есть.

Степи Кентавров[править]

Третий по величине материк, аналог Африки. Культурно считается частью Нумирадиса. Соединяющий их перешеек занимает Кентаврида — главное и как бы не единственное государство кентавров. Южнее, в так называемом Забережье, тоже живут кентавры, но другой расы — нецивилизованные дикари и кочевые казаки, часто беспокоящие приграничье.

Конская половина у кентавров не совсем конская, а человеческая — не совсем человеческая, перетекают друг в друга очень мягко и плавно. Локтевые суставы шарнирные, глаза по-лошадиному большие и влажные (слезу кентавры пускают с лёгкостью — даже просто из вежливости), носы по-негроидному плоские и широкие, а челюсть вывихивается под таким углом, под которым человеку и не снилось. Внутри всё ещё круче: три лёгких (два снизу и одно сверху), два желудка, позвоночник тройного плетения. Кентавридские кентавры неясно-смуглые, с шерстью (покрывающей и человеческую половину, только не так густо, как конскую) четырёх основных мастей: рыжей, соловой, вороной и гнедой. В старости она седеет вместе с головой. Казаки Забережья ещё смуглее и носят на бритых головах оселедцы из волос а-ля их запорожские коллеги, густо татуируют плечи, а шерсть на груди выстригают треугольником. Одежды что те, что другие носят мало — только прикрыть гениталии и соски (обоим полам), да иногда тёплую попону от холода.

Неистребимая черта кентавров (особенно молодых жеребцов) — краснобайство: основной стратегией флирта является сразу вывалить на избранницу все свои достоинства (а если ещё и приврать красиво, то совсем хорошо). Девочек кобылок рождается почти втрое больше, чем мальчиков жеребят, так что господствует многожёнство. У кентавров в ходу «лошадиные» фамилии гонорифики (причём по отношению не только к кентаврам, но и к инородцам): женатый мужчина — конь, неженатый — жеребец, замужняя женщина — кобыла, незамужняя — кобылица. Материально брачный статус кентавры вроде бы не выражают, но как-то всё же распознают, а когда этого не делают инородцы — обижаются.

Улицы в городах очень просторные. Дома кентавры строят очень просторные, но почти сплошь одноэтажные, а если всё-таки многоэтажные, то вместо лестниц делают пандусы. Дороги залиты первосортным асфальтом, да и полы в домах зачастую тоже, а если нет, то глинобитные или дощатые. Из бетона кентавры делают только стены, ходить по нему не любят.

Монарх титулуется Великим Намибом, что означает «крылатый». Должность это выборная, но из родовой аристократии или из служилой — неясно. На момент событий книг этот пост занимает Кей’Коон.

Вооружение кентавра, как бретёра-одиночки, так и сражающегося в строю Боевой Орды, состоит из браскета (холодного оружия, похожего то ли на очень короткую пику, то ли на очень длинный палаш), чашницы (вогнутого щитка на короткой рукояти для перехвата клинка противника), лука со стрелами для дальнего боя и кучи пистолей для огня на средней дистанции. Непременный элемент брони — щит на груди, где человеческая половина перетекает в конскую: именно за ним находится кентавриное сердце, и знающий противник будет стремиться поразить именно туда. Численность Боевой Орды составляет сто двадцать тысяч воинов-тимариотов.

Религия — примитивная, ставящая во главу угла поклонение Великой Матери-Кобыле, из лона которой родился этот мир; в Кентавриде сильно синкретизирована с настаолизмом. Лошадь — священное животное, пользуется огромным почтением как своего рода «брат меньший», но при этом в работе используется активно. За употребление лошадей не по назначению кентавр может и зарубить. Из искусств в почёте музыка и живопись — полотна лучших кентаврийских художников не стесняются повесить в придворных галереях даже короли.

Серая Земля[править]

Не то гигантский остров, не то крохотный материк в южном полушарии, аналог Австралии. Поделена на двенадцать сатрапий, в прошлом — независимых государств, завоёванных и объединённых ныне забытым королём древности Астрамарием Целебором Крашем. Населена расой так наызываемых серых людей, внешне больше всего похожих на круглоухих дроу — собственно, как и те, серые в прошлом подземные жители, на память от чего остался «ложный зрачок» — три кожистых лоскутка, прикрывающих зрачок настоящий, из-за чего глаза серых кажутся белыми с тонкой чёрной Y посередине. Усы и борода у серых растут плохо.

Флаг — серо-красный (цветов кожи и крови) биколор с чёрной перевёрнутой пентаграммой (а начиная с Креола — с таким же иштарианским символом). Гимн — «Малая Земля» Муслима Магомаева, только «Малая» везде по тексту заменено на «Серая». Наиболее распространённая сельхозкультура — гречиха.

История и культура[править]

Серая Земля — магикальная цивилизация второго уровня, мировая столица магии. Управляется Советом Двенадцати, в который изначально входили правители всех сатрапий, а затем, после реформы Имона Мага — двенадцать величайших магов. Что характерно, при вышеупомянутом короле чародеев преследовали и травили леопардами, но теперь серые маги (а после реформ Козарина Мудреца — колдуны) являются единственной аристократией. Причём знатность определяется исключительно колдовской силой, зримым выражением которой являются плащи семи цветов радуги, от низшего фиолетового до высшего красного. Члены Совета Двенадцати носят серые плащи, а безранговые колдуны, учившиеся не в гимнасиях, а на дому — белые. Сдать на следующий плащ можно не ранее чем через год после получения предыдущего, вручить его может любой колдун тремя и более рангами старше; если не получилось — жди ещё год и попробуй снова. Оранжевые и красные плащи вручаются общим решением Совета Двенадцати также раз в год; серые — аналогично, но лишь по мере возникновения вакансий. К статусу колдуна прилагается гонорифик «повелитель/-ница», простолюдины и низшие плащи обязаны обращаться к нему именно так. Равные плащи называют друг дружку повелителями только из большого уважения, а если высший плащ назовёт так низшего — это что-то из репертуара «очень приятно, царь». Первый в Совете Двенадцати титулуется владыкой (ну или владычицей).

Помимо плаща, каждый колдун носит официальное прозвище. Первое вручается ему при выпуске из гимнасия; при смене плаща можно попросить и о смене прозвища, а начиная с оранжевого, оное можно выбирать самостоятельно. Кроме того, прозвище может быть присвоено за те или иные заслуги: Тивилдорма Сопливого за героизм при запечатывании Кхатаркаданна нарекли Тивилдормом Выжившим, а Козарина упросили принять прозвище Мудрец большой делегацией. Ранние прозвища частенько бывают неловкими, крутое и громкое следует ещё заслужить — хотя иные колдуны и неловкие прозвища носят так, что пугают всех окружающих до усрачки. До реформ Ванессы Внезапной действовало правило «магом можно только родиться»: для поступления в гимнасий требовалось не только продемонстрировать колдовские способности, но и предъявить хотя бы одного родственника-колдуна. Не обязательно кровного — один из прошлых глав Совета, Кубох Закатонец, был по национальности этим самым, а в колдуны пролез благодаря усыновителю. После же означенных реформ в начальных школах ввели ЕГЭ по колдовству, благодаря чему гимнасии наполнились «кухаркиными детьми».

Серое простонародье, особенно городское — пожалуй, самая затюканная нация Рари: когда право сильного закреплено законодательно и повелитель в цветном плаще имеет право сделать с безродной «гречкой» буквально всё что вздумается, выученная беспомощность развивается у всего народа сразу. Меняться это стало только с реформами Ванессы Внезапной, которая не только наладила социальные лифты, но и запретила колдунам убивать простолюдин по произволу, а заодно усовершенствовала трудовое законодательство и даже попыталась учредить профсоюзы (безуспешно).

Исконная религия серых, слегка похожая на даосизм, ставит во главу мироздания некую Безбрежную Реку — по всей вероятности, аналог кармы, по течению которой плывёт всё сущее, не исключая и богов. При Козарине Мудреце в качестве государственной религии был принят ктулхуизм, а «речники» и немногочисленные настаолисты были выдавлены в подполье. Причём Носящий Жёлтую Маску, сочиняя для серых священные книги, изрядно постебался, зашифровав в них в аллегорической форме суть дихотомии Азаг-Тота и Йог-Сотхотха. В ходе Войны Колдунов зачистили уже ктулхуистов, и силами каабарских паладинов было установлено иштарианство. Церковь поначалу возглавлял лод Гвэйдеон как старший из иштарианского духовенства, присутствующий на Рари; после Демонической войны его сменил молодой лод Ровен. Помимо паладинов, было учреждено жречество, но возникла ли в Серой Земле иерархия жриц, аналогичная мерейерейской, не сообщается.

Сатрапии и их достопримечательности[править]

  • Дрем — столичная сатрапия, самая богатая и густонаселённая: 11 миллионов жителей, из них почти два — одна только столица. Губернатора как такового нет, управляется непосредственно Советом Двенадцати.
    • Иххарий — стольный град, крупнейший город Рари
      • Промонцери Царука (сер. «Цитадель Власти») — правительственная резиденция, колоссальный каменный куб со стороной почти в полкилометра. После вторжения Нъярлатхотепа перестроена, сильно уменьшена и украшена.
      • Царара Кеста (сер. «Великая Арена») — гигантский колизей. Используется в первую очередь для колдовских состязаний, а потому пользуется большой популярностью у простонародья: когда ещё посмотришь, как повелители в разноцветных плащах развлекают публику, словно артисты (или, вернее сказать, рестлеры)? Именно здесь проходят испытания на оранжевый и красный плащ. Директор — красный плащ Хамбардуг Табун, великий доппель-мастер.
      • Иххарийский госпиталь — именно то, что написано на упаковке. Главврач — красный плащ Торай Жизнь, величайший целитель, один из немногих, кто лечит не скальпелем и алхимическими припарками, а просто наложением рук.
      • Иххарийский гимнасий — крупнейшая и престижнейшая в Серой Земле школа волшебства. Ректор — Кебракия Мудрая, колдунья широкого профиля, одна из сильнейших красных плащей. Семнадцать факультетов:
  • Тринадцатый гимнасий — подготавливал демонологов, много работал с демонами Паргорона. Был закрыт после инцидента, позже названного Ночью Страха (см. ниже) и расконсервирован только при Креоле.
  • По меньшей мере три театра:
  • Священный. Ставит довольно нудные, навязчиво-религиозные пьесы (до Креола — ктулхуистские, при нём закрыт на реконструкцию и обновление репертуара), однако искупает это труппой талантливых колдунов-иллюзионистов. В Священный театр серые ходят затем же, зачем земляне — на фильмы Marvel: поглазеть на сногсшибательный графон.
  • Армейский. Славится массовыми батальными сценами, специально для этого имеет очень большую сцену. Многие актёры — отставные военные.
  • Колдовской. Его директор, Биземен Сказочник — так себе колдунец, всего лишь фиолетовый плащ, зато драматург от Бога, натуральный рарийский Шекспир. За талант ему даже при ктулхуизме прощали небольшое фрондёрство.
  • Бунгама — городок на границе с Сепом и Персином, в котором состоялась конвенция о запрете заклинаний класса А+.
  • Хоквил — «сатрапия номер два» и по населённости, и по уровню жизни. Столица — Ганориан, второй по величине город страны; есть свой гимнасий, единственный, обучающий уникальным методикам, которых не знают в Иххарийском: телепортации, темпофлекции и любовной магии.
  • Микада, она же Серые Ворота — сатрапия на северо-востоке с наивысшим процентом иммигрантов. Столица — Грамаран; есть свой гимнасий, сосредоточенный больше не на колдовстве, а на подготовке дипломатов.
  • Персин — центральная сатрапия без выхода к морю, славна плодородными почвами и озёрами со сладковатой на вкус водой. Столица — Червелин; есть свой гимнасий, подготавливающий колдунов-строителей и колдунов-кулинаров.
  • Кийвен — самая южная сатрапия, вторая житница страны. Столица — Дундилин; есть свой гимнасий, выпускающий пиро- и криомантов.
  • Кастилио — северо-западная сатрапия, чуть менее чем полностью горная, очень богатая полезными ископаемыми, промышленный центр Серой Земли. Столица — Дженнивинниан; местный гимнасий выпускает армейских колдунов.
  • Разер — юго-западная сатрапия, вытянувшаяся вдоль моря и живущая в основном с него же. Столица — Домрагон; местный гимнасий готовит гидро- и аэромантов.
  • Мегалад — лесистая восточная сатрапия, образцовый медвежий угол. Есть, однако, свой гимнасий — Костяной, подготавливающий некромантов. Условная столица — Бурадан.
  • Кензя — пустынная юго-восточная сатрапия, самая нищая область страны. Условная столица — Калиматриан; местный гимнасий готовит геомантов.
  • Баюки — горная сатрапия, в которой очень мало колдунов, а изрядная часть населения — примитивные горцы, не всегда осознающие, что являются подданными Серой Земли. Условная столица — Босон; местный гимнасий готовит артефакторов. Здесь водятся громовые гориллы, гораздо более клыкастые и агрессивные, чем земные, и обладающие очень громким голосом.
  • Сеп — горная сатрапия, колоссальный колдовской мусорный полигон. Людей очень мало, зато хоть отбавляй нечисти — в основном вампиров Сумура, а после Демонической войны ещё и Птиц Лэнга — и очень высок магический фон. Идеальное прикрытие, если вам нужно построить зиккурат. Местный гимнасий готовит магов-вампиров, порчеников и тому подобную бяку.
  • Канольеро — самая северная и малонаселённая провинция, Джунгли Помрачения классические, по ГОСТу. Столица — Туренгиан; местный гимнасий готовит бестиологов. Здесь же располагается Ледяной Замок Астарона Ледяного (чем великий криомант думал, выбирая под него место — хороший вопрос).

Главы Совета Двенадцати и важнейшие исторические вехи[править]

  • 6101-6145 — Имон Маг. Первый чародей во главе Серой Земли и первый, кто носил официальное колдовское прозвище. Из-за дерзкого нрава был вытурен из гимнасия, диплома так и не получил, однако чародеем был на редкость способным. В 6101 году от Н.И. провел реформу, окончательно закрепившую власть над Серой Землей за владеющими Искусством, сформировал систему колдовских плащей, а сам вместе с прочими магами Совета оделся в белый. По легенде, воздвиг на входе в Иххарийскую бухту скалистый столп Клык Океана.
  • 6145-6180 — Каздох Демон. Очень чёрный чародей-демонолог, создатель Тумана Смерти и основатель Тринадцатого гимнасия. Перестал принимать в Совет маглов и переодел его в чёрные плащи, а белые в знак презрения к предшественнику закрепил за недоучками и кустарями, не окончившими гимнасия. Его медальон хранится в Красном Зале библиотеки Цитадели Власти.
  • 6180-6200 — Миракулис Корабельщик. Великий гидро- и аэромант. Построил мощный разведывательный флот, создал институт капитанов-колдунов, разработал дизайн альдареи, близкий к современному и начал активную внешнюю экспансию, которую продолжил…
  • 6200-6222 — Кейгзальдо Завоеватель. Завоевал и колонизировал близлежащие острова и юго-восточное побережье Нумирадиса. Его табакерка хранится в Красном Зале библиотеки Цитадели Власти.
  • 6222-6247 — Искамдал Скептик. Несмотря на огромную магическую силу, считал магократию ошибкой, пытался ограничить её и снова допустить в Совет Двенадцати маглов — но другие члены Совета упёрлись рогом. Единственной удачной его реформой было переодевания оного Совета в серые плащи. Его трость хранится в Красном Зале библиотеки Цитадели Власти.
  • 6247-6302 — Бозес Победитель. Великий полководец и Первый Маршал, создатель Молнии Богов. Ходил с походом в Нумирадис, разгромил Ларию, Рокуш и соседнюю мелюзгу и наложил на них огромную контрибуцию, которую те выплачивали до самой его смерти. При Бозесе началось строительство Цитадели Власти, один из её залов назван его именем.
  • 6302-6320 — Солоквизда История. Написала «Историю Серой Земли», охватывающую период с 3523 по 6248 годы — по сей день наиболее надёжный источник по древней истории страны. При ней строительство Цитадели Власти было завершено.
  • 6320-6335 — Мунгулимак Библиотекарь. Основал библиотеку Промонцери Царука, собрал и классифицировал все известные на тот момент заклинания.
  • 6335-6350 — Гурмитаж Кряжистый. Великий бестиолог, создатель Грохота Хашибы. Применил это заклинание один-единственный раз и вызвал катастрофическое землетрясение, образовавшее Сладкие озёра. После этого Гурмитаж слегка повредился в уме и нередко ещё просыпался ночами с криками «Оно живое! Оно там!»
  • 6350-6360 — Молодром Огонь. Великий пиромант, обжора и сибарит. После смерти взорвался, отчего погибло двести человек, включая его жену, тоже носившую серый плащ, и переродился в высшего огненного элементаля.
  • 6360-6373 — Крабекуб Топор. Великий боевой маг и артефактор. Вместо волшебной палочки использовал именно то, что написано на упаковке.
  • 6373-6400 — Местердех Бледный. Чародей-вампир. Долгое время успешно это скрывал, после разоблачения проснулся с серебряным ножом в сердце. Сильно из-за этого обиделся.
  • 6400-6490 — Фаттапус Бессмертный. Прославился необычайно долгой даже для чародея жизнью — скончался в 270 лет. Ввёл традицию не кремировать умерших колдунов, а окаменять, превращая в памятники себе самим. За что боролся, на то и напоролся — статую-гробницу самого Фаттапуса обожают голуби.
  • 6490-6508 — Гонитва Война. При ней начался и закончился Десятилетний бунт — вооружённое крестьянское восстание во главе с Мертеком Рабом — очень сильным колдуном из белых плащей.
  • 6508-6530 — Хедарзон Алхимик. Создатель философского камня, вирара и вообще изобретатель-инноватор исключительного масштаба.
  • 6530-6543 — Гыгыка Смех. Великий волшебник-шут. Провёл множество нелепых и дурацких реформ (типа обязания Совета Двенадцати носить розовые помпоны), отменённых сразу после его смерти.
  • 6543-6563 — Юкото Неуязвимый. Суровый и жестокий владыка, по сути диктатор. Не терпел несогласия лично с собой, а тех, кто его высказывал — уничтожал так же лично. В разное время убил шестерых товарищей по Совету Двенадцати.
  • 6563-6578 — Жегл Пьяный. Боясь появления второго Юкото, Совет Двенадцати возвёл в первое кресло марионеточного зиц-председателя — слабейшего из красных плащей, страдающего алкоголизмом.
  • 6578-6589 — Гулин Пропойца. Классическое «всё пошло слишком так»: несколько лет успешно прикидывался вторым Жеглом, а когда его с расчётом использовать в том же качестве возвели в первое кресло — таки устроил товарищам по Совету второго Юкото.
  • 6589-6596 — Хачерах Лёд. Великий криомант. Пытался изменить климат Серой Земли, снизив среднегодовую температуру, но не нашёл понимания среди других членов Совета. Умер разочарованным.
  • 6596-6607 — Тадогорт Старьёвщик. Великий материализатор. Под конец жизни поехал крышей, заперся в своём дворце и без числа творил драгоценности, которые после его смерти развеялись в пыль.
  • 6607-6620 — Хеттазо Природа. Великая бестиологиня, рарийский Карл Линней. В её честь назван сквер в Иххарии, из которого ведёт потайной проход в Промонцери Царука.
  • 6620-6640 — Ибожень Искусник. Чрезвычайно талантливый телепат и телекинетик, создатель многих инновационных заклинаний, в том числе Тотального Ноля, и вообще любитель «чистого» колдовства. Больше тысячи лет держал рекорд по самому раннему (в 18 лет) получению красного плаща, побитый Дайларианой Агонией.
  • 6640-6689 — Зелкодаз Волк. Великий метаморф. Пытался колонизировать и поработить кентавров и, возможно, преуспел бы, если бы не погиб в…
    • Ночь Страха. Демолорд Кхатаркаданн, призванный ректором Тринадцатого гимнасия — вторым в Совете Двенадцати, Мальчимбо Красным — вырвался на свободу, выморил весь гимнасий и изрядный кусок города.
  • 6689-6718 — Нергений Добрый. Полностью прекратил внешнюю экспансию, смягчил внутреннюю политику, провёл судебную реформу, инициировал Бунгамскую конвенцию о запрете заклинаний класса А+ и ввёл госмонополию на спиртные напитки.
  • 6718-6721 — Кубох Закатонец. Первый владыка, не принадлежащий к серой расе — краснокожий пацан из-за океана, усыновлённый бездетным колдуном и проявивший достаточный талант в Искусстве, чтобы возглавить Совет. Погиб как-то очень быстро и подозрительно, однако успел завершить и ввести новый свод законов, подготовленный Нергением.
  • 6721-6741 — Скарп Циклон. Великий метеомаг-боевик, создатель Зеркала Скарпа… и крайне фиговый правитель, вогнавший страну в глубокую жо экономическую рецессию.
  • 6741-6764 — Тивилдорм Великий. Великий демонолог и некромант, последний выживший в Ночи Страха. Вытащил страну из экономического кризиса, провёл радикальные реформы и ещё более радикальные — планировал, но был убит за попытку распустить Совет и перейти к единоличной диктатуре. На его место воссел Пехтармин Убийца, который пробыл главой Совета один день: Тивилдорм вернулся в виде мстительного духа и свершил то, что позже было названо Местью Призрака — испепелил половину Совета и ещё множество народу. Но обратно в Совет не вернулся — понимал, что тогда против него поднимутся вообще все.
  • 6764-6779 — Радовар Писец. Устроил реформам Тивилдорма то, что написано на упаковке, и много лет пытался избавиться от него самого — а то мстительный дух завёл нехорошую привычку убивать всех колдунов, попавшихся на глаза. Но когда пошли разговоры о том, чтобы разрушить саму Цитадель Власти, Тивилдорм испугался и залёг на дно до самой смерти Радовара.
  • 6779-6819 — Ардуман Строитель. Перестроил Иххарий, привёл к фактически современному виду. Проложил по всей Серой Земле потрясающего качества дороги, сохранившиеся в безупречном состоянии по сей день.
  • 6819-6833 — Хонни Чудесная. Ввела ежегодные Колдовские Игры и Фестивали Чудес. Одна из таких игр перетекла в кровопролитную гражданскую войну, вошедшую историю как Кровавый Турнир — в её ходе Хонни и погибла вместе с ещё доброй половиной Совета ДВенадцати.
  • 6833-6886 — Сумур Зелёный Глаз. Великий некромант, создатель вампиров Сумура. От греха подальше отменил Колдовские Игры и Фестивали Чудес. Всю жизнь мечтал превратиться в лича, да так и не собрался — это лишило бы его кресла в Совете.
  • 6886-6904 — Садкаличета Мысль. Великая менталистка. Прожила очень долгую жизнь, дважды меняла тела, переселяясь в молодые и свежие. Планировала и третий раз, но была убита созданным ею Пятым Заклинанием — вместе с большей половиной товарищей по Совету.
  • 6904-6924 — Алидаригайн Спокойный. Не прославился вообще ничем.
  • 6924-6943 — Тандахак Буйный. Всю жизнь безуспешно боролся с экологическим кризисом — восемьсот лет непрерывного колдовства загадили Серую Землю остаточными чарами практически до состояния мёртвых земель. Покончил с собой, не выдержав напряжения.
  • 6943-7000 — Анторус Исполин. Сумел преодолеть экологический кризис, локализовал всю колдовскую бяку в одном только Сепе. Между делом занимался сегрегацией оборотней.
  • 7000-7044 — Козарин Мудрец. Мечтал покорить Аррандрах; применил там Грохот Хашибы, но был остановлен белым киигом (по признанию последнего — с большим трудом). Вернувшись домой поверженным во прах, надолго ушёл в затвор.
    • 7022 — Козарин устанавливает контакт с Лэнгом, государственной религией Серой Земли становится ктулхуизм, а маги принимают название колдунов. К концу жизни Козарин понял, что совершил большую ошибку, но придумать, как её исправить, не успел — был убит преемником.
  • 7044-7123 — Искашмир Молния. Великий электромаг, основатель и патриарх большого клана сильных колдунов. Пытался во внешнюю экспансию (во славу Лэнга, конечно же), но на море потерпел сокрушительный разгром от эйстов, а на суше — от Хобокена, который заманил серую армию в Дориллово Ущелье и, грамотно применяя киигскую антимагию и родную рокушскую артиллерию, вырезал подчистую армию вторжения, а с возглавлявшим её Искашмиром взаимоубился.
  • 7123-7145 — Бестельглосуд Хаос. Сын Искашмира, великий маг широкого профиля и последний выживший в Дорилловом Ущелье со стороны серых. Правил Серой Землёй на момент начала повествования, пытался захватить Ларию и Рокуш, чтобы постротам зиккурат и впустить демонов Лэнга на Рари во плоти.
  • 7145-7148 — Креол Разрушитель. Пришёл из-за Кромки, развернул ход кампании по захвату королевств Нумирадиса в их пользу, превратив её в Войну Колдунов. В её ходе убил весь Совет Двенадцати (семерых из него — лично), а потом сам воссел в первом кресле и раздал остальные своим союзникам. Радикально модернизировал Серую Землю (хотя основная заслуга принадлежит Ванессе, Хобокену и вернувшемуся в Совет Тивилдорму), восстановил Тринадцатый гимнасий и хрен знает чего бы ещё наворотил, если бы не сгинул в Демонической войне, ради которой, вообще-то, всё это и затевал.
  • 7148-… — Дайлариана Агония. Племянница Бестельглосуда, дочь и внучка архидемона Гелала. Колдунья-вундеркинд — поступила в гимнасий в шесть лет, окончила в девять, и каждый год меняла плащи, пока в пятнадцать лет не заслужила красный. В Демоническую войну носила серебряный, став неформальным лидером новоподготовленных демонологов. Серый же получила как компромиссная фигура: Асанте Шторм и Руорк Машинист готовы были начать новую войну, лишь бы не допустить один другого в первое кресло — а из остальных красных и серых плащей, не считая взявших самоотвод, Дайлариана была сильнейшей.

Армия и флот[править]

Довольно долго войско Серой Земли состояло только из двух видов войск: офицеров-колдунов в качестве основного калибра и рядовой пехоты на подтанцовке. К артиллерии относились с презрением и держали её на глубоко вспомогательных ролях — всю ошибочность этого подхода доказал маршал Хобокен в Дорилловом Ущелье.

Кавалерии серые не знают: своих лошадей нет, нумирадские не вызывают энтузиазма, а грациозный шеймро, использовавшийся как не лошадь во времена Астрамария, давно вымер. Зато имеется авиация: скрестив вешапи Аррандраха с вампирами Сумура, Мурок Вивисектор получил вполне пригодных для хождения под седлом вемпиров, похожих на крылатых волков. Да многие колдуны, особенно телекинетики и аэроманты, способны летать и сами по себе.

Флот также полностью завязан на колдовстве. Наиболее распространённый класс корабля — альдарея имеет довольно громоздкое и неповоротливое парусное вооружение, всё маневрирование осуществляется силами капитана — аэро- или гидроманта. Как следствие, любимая тактика морского боя — линейная, позволяющая колдунам и канонирам вести огонь с одного борта и не отвлекаться на второй. Для обшивки кораблей активно используется крайне маноёмкая древесина фаархи, позволяющая капитану-колдуну не заботиться о «боезапасе».

После Войны Колдунов маршал Хобокен переобучил армию на свой манер, начал поощрять инициативу рядовых и унтеров и отменил телесные наказания не за провинности, а «для профилактики». Кроме того, с помощью плонетских инженеров Серая Земля совершила большой технологический скачок, начавшийся, как это всегда и бывает, именно с армии — появились танковые войска, настоящая авиация, бронепехота и специализированные для борьбы конкретно с демонами силы типа благовонщиков, а в обычную пехоту поступили на вооружение лазеры, пульсаторы и силовая броня. А корабли, в свою очередь, были переоборудованы в коцебу по образцу креольского, и морской флот фактически превратился в воздушный. Кроме того, сильно расширилась роль автоматов: Бестельглосуд Хаос опасался давать Руорку Машинисту слишком много средств (а значит, и сил), зато уж при Креоле великий техномаг эх-развернулся.

Дэвкаци[править]

Гибридная раса, устойчивый плод межвидового скрещивания людей с дэвами (собственно, само их название — грузинское слово, означающее «человек-дэв»). Впервые дэвкаци появились в Аррандрахе и по сю пору проникнуты глубоким пиететом к этим горам. Ирония судьбы в том, что в империи Гор новый народ своими подданными не признали и вынудили искать прибежища за границей. В итоге дэвкаци расселились по многочисленным островам океана, получившего их имя — аналога северной Атлантики.

Предметная культура[править]

Дэвкаци — этакие не орки и не гномы в одном флаконе. С орками их роднит звероватая наружность (читай громадный рост и повышенная лохматость), большая по сравнению с людьми физическая сила и крепость тела и общий варварский уклад жизни, которым они живут не потому что тупые (ничуть не тупые), а потому что когда большинство работ способен сделать руками, то много цивилизации и не надо. А с гномами — любовь к кузнечному делу, металлургии и связанной с этим машинерии: мартеновские печи, прокатные станы и литейное оборудование у дэвкаци куда более совершенны, чем можно предположить, глядя на их хозяев, и некоторые дэвкациные ноу-хау неизвестны ни людям, ни эйстам.

Мужчины дэвкаци одеваются в основном в кожу и шерсть, женщины — в полотняные ткани; те и другие не любят обувь, да с такими грубыми ступнями она и не требуется. В целом мода напоминает таковую викингов, причём не исторических, а из массовой культуры: дэвкаци куда устойчивей к низким температурам и неприятным запахам, чем люди. Женщины носят очень много украшений, по большей части самокованных. Важные вехи жизни принято отмечать шрамированием ушей — по насечкам и серьгам знающий глаз может прочесть всю биографию. Архитектура тоже сродни средневековой норвежской — двускатные крыши и глинобитные полы, первый этаж в основном каменный, выше — дерево.

После металлургии вторая главная любовь дэвкаци — это мореплавание. Корабли основного класса, называемые лэцар-вешап — «кораблями-драконами», то есть, по сути, «драккарами» — это полтораста метров цельнометаллической брони снаружи и от пятисот до тысячи дэвкаци команды внутри. Ходят они, как и полагается драккарам, на вёслах, но учитывая чудовищную силу их хозяев… скажем так, если заменить «Титаник» на драккар дэвкаци, то раскололся бы именно айсберг — бывали прецеденты. Паруса дэвкаци презирают, угроза капитана их поставить — почти незавуалированное оскорбление собственной команде: настоящий мужЫк ворочает весло только сам! Собственно, для дэвкаци, как и для других путешественников на драккарах, «война, торговля и пиратство — три вида сущности одной»: второй вариант обычно выбирается для людей и соплеменников, первый и третий — для эйстов, но это нестрого.

В бою стандартная тактическая роль дэвкаци — доппельзольднеры с офигенно большими рубилами и гвоздилами. Характерно, что мечи дэвкаци не уважают — в куда большем почёте тяжёлые кувалды, палицы, топоры и кистени, а также метательные молоты на верёвках и огромные щиты. Стрелкового оружия дэвкаци не признают, ни холодного, ни огнестрельного — зато весьма уважают артиллерию, как корабельную, так и береговую, и уже научились лить пушки сами, а не покупать/лутать у людей. Удивительно, что никто из дэвкаци ещё не додумался стрелять из кулеврины с рук, аки Сэм Стоун — сил на это у них более чем хватает.

Духовная культура[править]

Язык дэвкаци дайварани примечателен в первую очередь отсутствием личных местоимений; как следствие, дэвкаци плохо понимают сам их концепт и, говоря на иностранных языках, тоже их избегают, отчего их речь изрядно смахивает на язык Халка (ещё один бонус в копилку дикарского имиджа). Родовые прозвища-протофамилии ещё недалеко ушли от прозвищ по какому-либо признаку: род Рыбак живёт рыболовством, род Дом отличается дородностью телес, а род Шут — чувством юмора. Слово, даже данное случайно, дэвкаци держат настолько твёрдо, что это даже вошло в поговорку; популярный фольклорный сюжет в Нумирадисе — о плуте, с помощью исландской правдивости надувающем гигантских лохов с молотками.

Магия представлена шаманами. Несмотря на дикарский антураж — костяные амулеты, деревянные трещотки, танцы в трансе и расширяющие сознание вещества — представляет собой довольно грозную силу. Как минимум одним шаманом всегда комплектуется экипаж драккара. Все шаманы, представленные на страницах книг — женщины, однако это, по всей видимости, нестрого. Как правило, у клана есть один большой шаман, некоторое число средних и их ученики; есть также суеверие, что в мире единовременно может существовать не более четырёх великих шаманов — на момент книг таковыми почитались Бестельглосуд, Тивилдорм, Креол и длик. Шаманы же заменяют и духовенство, общаются с местными феттирами и духами предков клана.

Кланы, как правило, не превышают нескольких тысяч рыл — все друг друга знают, все друг дружке свои. Между собой кланы и отдельные рода частенько сварятся и даже воюют, но в случае внешней угрозы кому-то одному — мгновенно забывают разногласия и встают единым фронтом против врага. Вождь клана выбирается прямой, как рельса, демократией: чьё имя громче орут на тинге, тот и считается избранным. Хорошие шансы имеет потомок предыдущего вождя (если, конечно, он и по другим признакам достоин) — чтобы духи семейства продолжали помогать клану. Мелкая кража чего-нибудь неуникального типа еды или расходных материалов преступлением не считается: зашёл сосед в гости, когда соседа не было дома, да и угостил себя сам — неужели хозяин отказал бы, будь он дома?

  • Клан Ледовых Полей — крупнейший из кланов, владеет гористым островом Ассублер (аналогом одновременно Исландии и Гренландии) и тремя десятками драккаров. В преддверии Войны Колдунов замирился со Шгером (с немного читерской помощью героев) и вместе с ним и Геремиадой направил оккупационный корпус на захват Иххария.
  • Клан Огненной Горы — богатый клан с одноименного острова в Ларийском море, заключивший долгосрочный договор с духом-покровителем, собственно, Огненной Горы, составляющей большую часть острова. Остров в ходе событий книг взорвался, похерив заодно флотилию серых, возжелавших поживиться секретами металлургии дэвкаци. А клан перебрался на рокушский остров Ломбер в северном Змеином море — куда менее плодородный и не согреваемый бесплатным геотермальным жаром, зато очень близкий к обожаемому Аррандраху. Рокушский король, благодарный за помощь в войне с серыми, ничуть не возражал. Вождями и шаманами уже как минимум три поколения являются представители рода Молот.
  • Кланы Кедровых Лесов и Пшеничных Полей — кланы с одноименных островов в Ларийском море. Они есть.

Эйсты[править]

Морской народ одноглазых гуманоидов, относящийся к не представленному на земле классу двоякожаберных. Двояко — потому что эйстскими жабрами можно дышать как в воде, так и на воздухе, только в последнем случае их требуется смачивать, чтобы не пересыхали.

Эйсты — гордая и мудрая раса второго уровня бионической направленности развития, по сути — пародия на троп «не эльфы». Причём на высокую ступень развития они поднялись относительно недавно — пять тысяч лет назад, по воспоминаниям Астрамария, они были дикарями-людоедами и поклонялись демонам. Очень многие виды рыб, ракобразных, головоногих и собратьев-двоякожаберных эйстами одомашнены. Особенно выделяются альфарды — двоякожаберные, конвергентно схожие с дельфинами и служащие эйстам скакунами, и океанические черви — тридцатиметровые полуразумные вариации на тему морского змея, плюющиеся паром с обоих концов тела и заменяющие одновременно бульдозер и танк. В качестве собак используются электрические скаты. Практически вся эйстская техника — органическая, производимая из тел морской фауны. Кости и шкуры, чешуя и внутренние органы — в дело идёт решительно всё. Иглы ядовитых рыб заряжаются в паровой шипомёт, из чернильных желёз спрутов получаются бомбы и гранаты, а организм, именуемый ллейз, заменяет телеграф. Чародеи эйстов тоже знают толк в укрощении зверья, ну и, разумеется, в гидромантии.

Рарийский пантеон богов известен именно под эйстскими именами. В каких отношениях они находятся с конкурирующей фирмой настаолистского Единого, неизвестно.

  • Ива — верховный бог, хозяин океанов, Бог-Творец эйстов и вообще двоякожаберных. Этакая помесь Посейдона и Одина. По преданиям, спит в глубинах вод, а когда проснётся — наступит конец света.
  • Кедамна — Воин Воинов, почитается как создатель людей. В настоящий момент родился в виде смертной аватары Инкайён — изначально её планировалось использовать, чтобы дать отпор демонам Лэнга, но Прекраснейшая со своим протеже подсуетилась раньше.
  • Айшуга — божество неопределённого пола (в тексте книг упоминается как мужчина, в ответах автора — как женщина), покровитель(-ница?) суши. Почитается как создатель кентавров.
  • Темпель, Ностр и Тарака — бог семьи и любви, хозяин светил и покровитель наук и ремёсел. Почитаются как создатели малых народцев Аррандраха.
  • Таромей — довольно злой трикстер и чуть-чуть не сатанинский архетип — во всяком случае, в эйстской фразеологии является полным аналогом дьявола. Считается создателем дэвкаци. Согласно слову Божию, ответственен за то, что аватара Кедамны, запланированная как местный аналог Геракла, родилась девочкой.
  • Ктулху, более известный как Безымянный — такой себе бог Шрёдингера: культ ему не отправляют, храмов не строят и вообще стараются лишний раз не поминать вслух. На заре времён этот перец любил покуролесить в рарийском Цветущем океане, отчего тот и стал называться Безлюдным. Остальные боги в таких случаях просто звали Кедамну и весело хрустели попкорном, наблюдая, как он пересчитывает смутьяну тентакли. В конце концов Безымянному надоело получать по морде и он оставил Рари навсегда.

У эйстов три государства, поделивших между собой океан Эйстов. С иноплеменниками ладят гораздо лучше, чем между собой, и случись одной из стран ввязаться в конфликт — две другие с радостью напихают соседу пневмопихом промеж лопаток. Языки очень похожие, взаимно понятные чуть менее чем полностью; сухопутному жителю их изучить сложнее (но почти все моряки Рари в обязательном порядке умеют кое-как объясниться по-эйстски), а самому говорить почти невозможно: звуки издаются не только горлом, но и жабрами, и частично уходят в ультразвук. По звучанию очень похоже на дельфиний щебет.

  • Шгер — северное государство. Режим — монархия, во многом похожая на человеческую. К религии относятся несерьёзно, организованного культа не практикуют, не стесняются даже продавать священных океанических червей инородцам, в том числе сухопутным. Крепко дружат с Геремиадой, часто засылают военные эскадры на север, вглубь океана Дэвкаци, и на юг, к соседям.
  • Мвидо — юго-западное государство. Режим — мягкая, хочется сказать — советская теократия, во главе государства стоит Кабинет из восьми первосвященников. Богам строятся величественные подводные храмы, а океанический червь почитается как священное животное. Священным считается также кратер-гайот, в котором сгинул побеждённый Султан Воды. Именно в Мвидо находится штаб-квартира духовно-рыцарского ордена балеаргов — они истребляют таромейских спрутов, порождённых злой волей Безымянного и сильно портящих морскую экосистему Рари. Мвидцы нейтрально относятся к людям, неплохо ладят с закатонцами, в частности эстегелерами.
  • Талье — восточное государство. Режим — теократическая диктатура, этакая эйстская империя зла. Располагается в прибрежных водах Степей Кентавров. В местной религии верховным богом считается именно Таромей, океанические черви священными не признаются. Тальцы за что-то сильно не любят людей, что особенно забавно, учитывая, что они с ними не граничат: на севере дэвкаци, на западе соплеменники-эйсты, на востоке кентавры.

Примечания[править]

  1. Все названия — эйстские.
  2. эйст. Ненужная Земля