Данный свыше дар

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж получает дар от высших сил.

Данный свыше дар — скажем, некий безымянный герой чем-то приглянулся высшим силам. Может быть, у него есть героическая сила воли, может быть, он наделён высокими моральными качествами или же просто готов нести свет и добро всем вокруг. Всё, что ему нужно — небольшая помощь. И высшие силы даруют ему её.

Такой дар необязательно бывает материальным. Возможно, это какая-то сверхспособность или же улучшение уже имеющихся качеств.

Не всегда высшие силы даруют такие вещи героям. Вполне вероятно, они могут отдать какой-нибудь мощный магический артефакт любому прохожему на улице. Или двум прохожим. Или трём. А потом со смехом наблюдать за происходящим хаосом. Им просто скучно.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — все чудеса Ветхого Завета представляют собой троп в чистом виде. В Новом Завете появилась идея, что не все чудесные дары — свыше, важно не обмануться.

Литература[править]

  • Арда. В Первую Эпоху (см. «Сильмариллион») атанатари стойко воевали против Моргота. По окончании Первой Эпохи все они, без исключения, получили из рук самого Эру долголетие (и ещё целый букет свойств «людей-плюс»), а также чудесный остров в качестве нового места проживания. Их потомки — дунэдайн — немного оборзели, живя на этом самом острове… Но всё же не все. В Третью Эпоху (см. «Властелин Колец») некто Арагорн — прямой потомок тех, необорзевших. Более чем достойный их наследия.
  • «Шах-наме» Фирдоуси — цепь из Рая, дар пророка Зороастра (здесь Зардушта) царю Гуштаспу. Пригодилась его сыну Исфандиару в бою с ведьмой, когда стало ясно, что оружия против её магии недостаточно.
  • «Чудотворец» Герберта Уэллса — рандомно выбранного землянина некие боги наделили всемогуществом, дабы посмотреть, что получится.
  • «Элениум» и «Тамули» Эддингса. Как объясняет усталая Сефрения так и не дотумкавшему до этого в юности Кэлтену — вся сила у богов, а не у нас! Они дают нам силу для какого-то действия, а могут и не дать. Волшебство которым пользуются рыцарские ордена, по сути своей не более чем молитвы четверым стирическим божествам, которые ради борьбы с Азашем решили помочь элинской церкви, а элинский бог, в свою очередь, не обижается, что его рыцари молятся не только ему. Во второй трилогии Сефрения начинает смертельное заклятие, чтобы напугать возомнившего о себе соплеменника и немедленно слышит в голове голос своей богини, резко говорящей что «этого она не сделает!»
  • «Досье Дрездена»: да хотя бы Рыцари Фейри и Рыцари Креста! И Гарри Дрезден, получивший Огонь Души, тоже. А вот динарианцы уже не подходят.
  • «Метавселенная Рудазова» — паладины Пречистой Девы, избираемые непосредственно богиней, которых она наделяет определённым набором способностей: телепатия, исцеление, самоусиление и, в качестве ультимативного средства, завет лода Каббаса, позволяющий на короткое время соединить всю силу Ордена в одном его представителе.
    • Солнцегляды — монахи-экзорцисты, служащие богине солнца Соларе, которая взамен вырванным глазам дарует своим адептам «Солнечное зрение» — сверхспособность, позволяющую видеть без глаз, в темноте и «от третьего лица». Солнцегляды скрывают свои пустые глазницы за повязками, а если они их снимут, то начинают стрелять лазерами, которые испепеляют всякую нечисть и даже обычных существ (но это уже — грех). Самые могущественные солнцегляды — архимандриты — могут телепортироваться и телепортировать толпы народа, если туда, куда они перемещаются, светит Солнце; Видеть всё происходящее по всей планете (которая многократно больше Земли), но только там, куда падает солнечный свет; Запрещать использовать нечистой силе сверхъестественные способности и многое другое.
    • Вообще, магия такого рода, основанная на дарах божества своим последователям, здесь называется «апостольство». Есть и аналог — колдовство, основанный на дарах… скажем так, другой стороны.
      • Впрочем, в случае с паладинами есть и другая версия. Вполне возможно, что одним из тайных критериев отбора кандидатов является и наличие латентного магического дара (не зря же их так мало). Так что даром богини здесь является только обучение, а все чудеса паладины творят сами, будучи уверены в том, что это не так. Хотя, конечно, случай с заветом лода Каббаса, похоже, под троп подпадает.
  • Лукьяненко, «Искатели неба» — Слово является именно сабжем. Используется, чтобы получить доступ к иному измерению, где знающие Слово хранят своё добро. Согласно местной версии христианства, Слово было дано Искупителю, чтобы доказать то, что он — Пасынок Божий. Искупитель обучил своих апостолов Слову, и за 2000 лет оно распространилось среди населения.
  • Ник Перумов, «Воин Великой Тьмы» — Призрачный Меч. Он, конечно, не «свыше», а совсем наоборот, но специфика сеттинга позволяет смотреть на это с разных точек зрения.

Кино[править]

  • «Аватар» Джеймса Кэмерона: необычный вариант тропа. Сама планета приходит на помощь герою и его союзникам после того, как он попросил о помощи, заранее зная, что туземцы с луками не имеют ни шанса против землян с ракетами, огнестрелом и экзоскелетами.
  • «Брюс Всемогущий».
    • В продолжении «Эван Всемогущий» всё немного по-другому. Сам Эван не получает божественной силы, однако стоит ему попросить помощи свыше, и она приходит.
  • «Всё могу» (2015) — инопланетяне наделили случайного человека способностью исполнять любые свои желания, чтобы доказать, что люди эгоисты и способны помогать только себе.

Телесериалы[править]

  • «Наследие Юпитера» — инопланетяне отобрали шестерых людей и после ряда испытаний наделили их суперспособностями, превратив в супергероев.

Аниме и манга[править]

  • Death Note: по сути, именно даром свыше является эта самая Тетрадь, в том варианте, когда одаряемый определяется методом великого рандома. Хотя конкретно в этом случае кандидат подобрался весьма нетривиальный (впрочем, судя по обмолвке Рюка, не с первой попытки).
  • Mashleпедаль в пол. Божественным даром является магическая сила, которой обладает большая часть человечества.

Видеоигры[править]

  • Dishonored: некая высшая сущность, которую называют Чужим, дарует особые метки тем людям, которые ему интересны. Делает это исключительно от скуки, особенно не интересуясь, как счастливы обладатели распоряжаются новоприобретёнными силами. Однако имеет какую-никакую мораль: концовка с низким хаосом является единственной, где он говорит о Корво Аттано уважительно и даже прощается с ним. А также явно недоволен тем, что наворотил Дауд.
  • Prototype 2: Алекс Мерсер, ставший к началу второй части чем-то большим, нежели простой Развитый, разглядывает большой потенциал в Джеймсе Хеллере и заражает его вирусом, даруя часть своих способностей. Один из редких примеров, где получатель перерастает (?) дарителя и, в конечном итоге, убивает (?) его.
  • The Elder Scrolls: этим забавляются Принцы Даэдра, иногда именуемые богами. У каждого из них есть свой артефакт, а то и не один, которые они даруют тем, кто выполняет их волю. Особенно отличается Шеогорат — чтобы получить его Ваббаджек, нужно выполнять самые нетривиальные задания, вне любой логики. Бог Безумия, что с него взять.
  • Spore: добравшись до центра Галактики, мы встречаем некое существо по имени Стив, который дарит нам Посох Жизни. Это уникальный артефакт, который может мгновенно поднять терраиндекс любой планеты до максимума и заселить её растениями и животными. Загвоздка в том, что применить его можно только сорок два раза. Данное число — отсылка к произведению «Автостопом по Галактике».