Название заклинания произносится вслух

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Calling Your Attacks. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Из-за засилья фэнтезийных новелл мы привыкли к громоздким заклинаниям, которые вроде как должны визуализировать магию. Но задумайтесь, кто все эти заклинания в новеллах придумывает? Очередной автор с синдромом восьмиклассника?! Вот главный герой кричит «Огонь! Испепели моих врагов!», и действительно — его оппонентов охватывает пламя; как он это сделал? Неужели кто-то там давным-давно выкрикивал пафосные фразы, а затем записывал те из них, которые сработали… а если это высокоуровневая магия, сколько бы по времени занял подобный подбор? »
— Running Away From The Hero!

В манге герой совершает какое-то колдунство, скажем, бросает файерболл. Как обозначить все величие этой магии для читателей черно-белых комиксов? Очень просто — герой выкрикивает вслух предельно пафосное название этого спелла. «Великий огненный шар!» Из манги явление просочилось и в аниме. Также присутствует в книгах, особенно в том случае когда надо бы поддать динамизму, а писать «он защитился щитовыми чарами» — долго, ЦА не поймет. Ведь Экспеллиармус! — Протего! гораздо короче. Отдельный случай — особенно мощное колдунство. Оно может требовать декламации какого-то белого стиха целиком:

I am the bone of my sword
Steel is my body and fire is my blood
I have created over a thousand blades
Unknown to Death, Nor known to Life
Have withstood pain to create many weapons
Yet, those hands will never hold anything
So as I pray, unlimited blade works.

Интересные примеры и игра с тропом[править]

« — Прощай! Авада – Тёмный Лорд не успел произнести последнее слово, Гарри опередил его, на одном дыхании, прокричав:

— Терес мирево авиасом долио ним хатер! – все добро, весь свет, вся любовь Гарри Поттера были сосредоточены в произнесённых им словах.

»
— «Янтарный паяльник» (подборка перлов из фанфиков)

Литература[править]

  • С. Лукьяненко, «Недотепа» и «Непоседа». Маг здесь должен описать необходимый результат литературным языком. Сила заклинания прямо зависит от литературности и обратно от того, сколько раз данное конкретное заклинание уже произносили. При этом заклинание «Да будет свет!» силой авторского произвола работает всегда, хотя его повторяют уже много раз.
    • Там не столько произвол, сколько вера мага в то, что заклинание должно работать. В «Непоседе» братец Тианы вон себе леденцы как раз на этой вере себе призывает бесконечно.
  • Л. Соловьёв, «Повесть о Ходже Насреддине». «Алиф! Лам! Мим! Ра! Кабахас, чиноза, тунзуху, чунзуху! Суф!.. Чимоза! Дочимоза, каламай, замнихоз! Цуцугу! Лимчезу!». Эту тарабарщину Насреддин выкрикивал, превращая ишака в человека. А потом он облил осла волшебным составом, т. е. пахучим травяным настоем. Правда, сеттинг реалистичный, а заклинания — вешание лапши на уши.
  • В Волшебной стране большая часть магии так и работает — необходимо прочитать вслух строго определённые слова, случайно подобрать нужную формулировку практически нереально — Урфин вон пытался «хакнуть» волшебный телевизор, ничего не вышло. Есть и вариант с лапшой на уши — Элли так тянет время, изображая попытки «расколдовать» источник Усыпительной воды.
  • «Гарри Поттер», собственно — все заклинания выкрикиваются, что даёт врагу потенциальную возможность ускользнуть, приготовиться или просто выкрикнуть заклинание быстрее. (Среди фанатов ходит шутка, что Драко Малфой настолько аристократически растягивает слова, что в шестой книге протагонист успел выкрикнуть «Сектумсепра!» раньше, чем Малфой договорил «Круцио»). Правда, можно пользоваться и невербальными заклинаниями — но они требуют сосредоточения, и поэтому используются лишь особо сильными волшебниками.
    • При этом глубоко авторским произволом не только разработки Снейпа, но и аппарация, и анимагия колдуются молча, причём последняя и без палочки.
      • Почему произволом-то? Все обосновано, ведь чтобы аппарировать надо сосредоточится на месте куда хочешь перенестись и на ощущении перемещения, а для анимагии соответственно на своем животном и ощущении при нахождении в животном теле. Таким образом принцип их использования совпадает с принципом невербального колдовства (которое, кстати, могут использовать не «особо сильными волшебниками», но маги умелые, старательные и со способностями к концентрации).
  • Обстёбано в «Спасении Ронана» у Джеймса Бибби. Тамошний недомаг постоянно напивается для храбрости, путает слова при произнесении заклинаний (которые так и работают — от произнесения названия), и в итоге получается всякое: от эпик-фэйла («Усилить боль» вместо «Умерить боль») до эпик-вина («Швырнуть Увечащий ком» было бы эффективнее, но клубок шерсти, получившийся от заклинания «Швырнуть Овечий ком», тоже неплохо сработал, спутав обидчика по рукам и ногам).
  • Dresden Files — слова в сеттинге служат лишь «спусковым крючком», тогда как само заклинание выстраивается в голове волшбника (Гарри несколько раз замораживал воду с помощью заклинания Fuego[1]). Невербально колдовать можно, но вслух всё-таки проще.
  • Magic 2.0 — действует у средневековых волшебников благодаря Оболочке, в которой макросы активируются голосовыми фразами (обычно на эсперанто). Аверсия у многих других путешественников во времени, в зависимости от того, как они программируют свою версию Оболочки. Например, её аналог в Атлантиде — Интерфейс — использует метод тачскрина, только в воздухе, и только пользователь видит все меню и иконки. Индийские факиры же играют на пунги. У викторианских фокусников Сида и Гилберта, некоторые заклинания используют «традиционные» заклинания вроде «Абракадабра».
  • Обосновано в дилогии Белянина «Моя жена — ведьма». Главный персонаж — поэт, чьи стихотворения обретают магическую силу в «тёмных мирах». А стихи необходимо читать с выражением. Эффект, правда, не всегда предугадаешь. Однако жена его колдует без слов. Да и все остальные тоже.
  • Метавселенная Александра Рудазова. Креол и маги Юберии используют чародейскую технику, основанную на стихотворениях и так называемых Именах, произносимых вслух. А вот великий гидромант Асанте Шторм орёт названия применяемых заклинаний просто так, по привычке, за что и получает дополнительные насмешки от извечного врага и соперника Руорка.

Кино[править]

  • «Судья Дредд» — оружие Судей имеет несколько режимов стрельбы, переключение между которыми происходит при помощи голосового управления.
  • «Варкрафт» — хотя в играх маги колдуют молча, в фильме Кадгар и Медив произносят текст некоторых заклинаний, и в начале фильма Андуин Лотар не дал Кадгару колдовать, закрыв ему рот.
    • На самом деле, если в онлайн-игре приблизить камеру к лицу персонажа во время сотворения заклинания, можно разглядеть, что персонаж шевелит губами. Очевидно, для магии достаточно шепота.

Мультсериалы[править]

  • Wakfu. Уже во второй серии этот анимешный штамп пародируется. Герои, перед тем как применить свои боевые приёмы, выкрикивают их названия, причём у Персидаля Седлигроува просто «Удар меча!».
  • «Стар против сил зла» — Стар произносит заклинания, когда пользуется волшебной палочкой. Здесь, впрочем, субверсия, так как вслух произносятся только заклинания для этой конкретной палочки. Вся внутренняя магия колдуется исключительно молча.
  • Teen Titans — игра с тропом. У Рэйвен её фирменное «Азарат Метрион Зинтос!» — не заклинание, а мантра, помогающая сфокусироваться, и насколько успех колдунства зависит от неё — варьируется. В одной из ранних серий злодей недели (на деле — Робин под прикрытием) полностью нейтрализовал Рэйвен, заклеив ей рот; в следующей серии злодей сбил ей каст посреди фразы, но когда попробовал пошутить, мол, подбери заклинание покороче — она взбесилась, швырнула в него мотоциклом и устроила ему сеанс тентаклей безо всяких слов; позже она регулярно кастует «невербальную магию».
  • «Драконы и всадники Олуха» — явление есть, но поскольку это не заклинания, обоснуя под ним нет вообще. Оные всадники своим драконам отдают довольно длинные команды голосом, каждый раз сначала называя питомца по имени. Да-да, прямо в бою. При этом в одной из серий вполне были жестовые команды вроде прикосновения рукой к определённому месту на загривке, и их даже не нужно было специально разучивать!
  • Приключения Джеки Чана — Хак Фу в драке любит принимать пафосные позы и выкрикивать названия приёмов, которыми отоваривает противника (обычно с анималистической символикой и завуалированным иносказательным «почему ты отстой»).

Комиксы[править]

  • Вебкомикс Order of the Stick. В мире Ордена это стандарт: чтобы активировать заклинание, маг должен произнести его название. Однажды во время боя маг Ваарсувиус вычисляет уязвимость вражеских монстров к звуку. Он(а) выкрикивает название заклинания звукового удара Sonic. Злодей в отчаянии и готов признать своё поражение… но потом он понимает, что маг просто крикнул слово «Sonic», а не активировал заклинание. Увы, у Ваарсувиус не было наготове ни одного звукового заклинания. Но маг крикнул не просто так: крика и реакции злодея оказалось достаточно, чтобы про слабость монстров узнал находящийся неподалёку соратник Ваарсувиус, у которого нужное заклинание наготове-таки было.
    • Также этот троп пародируется. Воин Йор выкрикивает название каждой своей атаки, несмотря на уговоры окружающих, что этого делать не нужно: «Это же не манга!»
    • Ну и этим же магом это же используется, чтобы отпугнуть разумных монстров. Знакомые с концепцией тентаклей просто бегут, услышав упоминание «проникающего шипастого щупальца».
  • Goblins: Life Through Their Eyes — с обоснованием: это партия в D&D, и названия заклинания предназначаются для ДМ-а и сопартийцев.

Аниме и манга[править]

  • Абсолютно любая супермеха. Иногда с обоснуем, что спецабилки активируются голосовой командой. И обязательно КАПСОМ: ROCKET PUNCH! STONER SUNSHINE! INAZUMA KICK! GIGA DRILL BREAKER!
  • И не только супермеха. SUNLIGHT YELLOW OVERDRIVE! KIRA QUEEN — DAISAN NO BAKUDAN — BAIT ZA DUSTO! GORDU EXUPERIENSU! ZA WARUDO!!!
  • One Piece — сыграно зигзагом. В основном это классическая манга, где все атаки произносятся вслух, но в одном из эпизодов этот троп был высмеян. Один из злодеев арки, использующий невидимость, попытался подкрасться к одному из ГГ Бруку, при этом… произнеся вслух название маскирующего приема. Что выдало его местоположение и сделало невидимость бесполезной.
    • Ещё раз обыграно в арке Дресс-Розы. Если обычно Луффи, как и все остальные, параллельно с используемым приёмом выкрикивает его название, то в поединке с Фудзиторой он описывал содержание приёма — вроде «сейчас будет удар левой в глаз!» «а сейчас одновременно пинок и удар правой!» Причина проста — Фудзитора слеп (хотя и ничуть не тяготится этим в бою), и бить его, невольно пользуясь этим преимуществом, протагонисту слишком уж западло — будь противник хоть трижды адмирал Дозора. Не говоря уж о том, что Иссё отнюдь не полное чудовище, а противостоит Соломенным Шляпам неохотно и исключительно по долгу службы.
    • При этом, сильнейший человек в мире и один из сильнейших пиратов, Белоус, отличается от других персонажей ещё и тем, что ни разу не произносил вслух названия своих атак. Судя по всему, это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть нереальную крутизну персонажа.
  • Bleach — заклинания «кидо» синигами кастуют, по нарастающей сложности выполнения: полная формулировка, тип, номер и название (возможен одновременный каст сразу двух разных заклинаний) ==> тип, номер и название ==> без номера, только название ==> вообще молча, просто щёлкнув пальцами.
    • То же самое с высвобождением дзанпакто: команда + имя меча ==> просто имя меча ==> вообще молча.
    • Стоит отметить, что в случае кидо от того, произносится ли текст заклинания, зависит его сила. В случае с дзанпакто умение высвобождать его без команды высвобождения или молча говорит об уровне владения им. Так, когда Абарай Ренджи освоил банкай, он высвободил шикай, лишь произнеся его имя.
  • Slayers — в 1-ом сезоне Лина Инверс берет на понт колдуна Зольфа, кастуя заклинание «Лайтинг» (простой светящийся шарик-фонарик), но произнося при этом стишок от совсем другого заклинания — файербола. Так делать можно, но труднее, чем обычное произнесение заклинаний, потому что произнесение нужных слов вслух — это половина всей магии. А Лина, по сути, кастовала невербально ПЛЮС произносила левые слова.
    • В норме в этом мире заклинания можно произносить невербально, с названием, или с названием и стишком. Невербально — труднее всего, со стишком — легче всего. Обычно Лина читает со стишком самые сильные заклинания своего арсенала, термоядерного калибра.
  • Oni — Коноко, делая супер-удар, выкрикивает его название. Как, впрочем, и большинство ее противников, способных на рукопашные схватки.
  • Senran Kagura — на условность надавили ещё сильнее. Чего там эти ниндзя кричат, ещё пойми, но если перед атакой звучит «Секретная техника ниндзя!», значит, в бой пойдёт что-то серьёзное. Ну а если «Сверхсекретная техника ниндзя!!!», то прячься всё живое.
  • Интересно обыграно в Насуверсе. Заклинание — это, в сущности, гипнотическая установка на возможность создать магический эффект. Слова даже для одинаковых заклинаний могу различаться у разных магов. При этом особая задача — не допустить срабатывания «вхолостую», чего можно добиться двумя путями: сделать заклинание достаточно длинным (как то же УБВ), или использовать язык, на котором маг в норме не говорит (немецкий у японцев Тосака, французский у англичанина Кайнета).
  • «Pokémon (аниме)» — вместо заклинаний здесь боевые приёмы, выглядящие как заклинания. В каждом сражении оба тренера обязательно выкрикивают во весь голос названия атак, которые должен совершить покемон. Пока покемон одного тренера разгоняется, набирает силу, замахивается или выстреливает снаряд, соперник успевает просчитать тактику, высказать пару слов оппоненту и дать команду своему покемону на успешную контратаку. Победа в таких «боях» за пределами времени и пространства одерживается чуть ли не случайным образом. Детское аниме же!
    • Во время прохождения Боевого Рубежа главный герой встречается с одним из его лидеров, которая практикует невербальные команды покемону. Чтобы победить такого соперника, Эшу Кетчуму пришлось самому немного научиться этой выгодной тактике. В следующей же серии он навсегда забывает о ней.
  • Onepunchman — это аниме вообще пародийное и стёбное, пародируется и этот троп. Сайтама периодически произносит названия используемых им техник вслух, но вот только он не владеет ни боевыми искусствами, ни мистическими способностями — он просто неестественно, зашкаливающе сильный. Так что эти названия звучат как «обычный удар!» или, там, «шквал обычных ударов!», а самое сильное, что он применил за аниме — это «серьёзный удар!». Однако у него есть и техника расплывчатости, которую он придумал за секунду для Соника — «быстрые прыжки из стороны в сторону».
    • Герой С-класса Бесправный Ездок вообще не имеет суперспособностей — это просто какой-то парень, который ездит на велосипеде и ловит мелких хулиганов. В одном из эпизодов он, бросившись на действительно опасного врага, швыряет в него велосипед, закричав: «Авария справедливости!». Врагу, естественно, хоть бы хны.
  • Alchemic Weapon — в одном из эпизодов напарница главного героя раздраженно спрашивает, нафига он каждый раз кричит название атаки. На что получает на удивление логичный ответ, что это самовнушение для более сильной концентрации на приеме. Девушка вспоминает свой собственный боевой клич и вынужденно соглашается.
  • Simoun — тут не заклинания, тут особые пилотажные фигуры Ри-Мааджон, у каждой из которых свое действие. В основном мы видим боевые, тем или иным способом раскидывающие вражескую авиацию, но также есть защитные (создают непробиваемую сферу вокруг объекта или, скажем, подхватывают падающего в «гамак») или вообще сворачивающие пространство-время в морской узел. Их произнесение вслух — вполне себе необходимость: Сагитта («штурман»), просчитав ситуацию, дает команду Ауриге («пилоту») вести Симун по той или иной траектории.
  • Lazy Dungeon Master — заклинания произносятся вдвойне: сначала обычными словами идёт описание, а затем заклинание давно забытом колдовском наречии. Например «Свет, исцели его раны — [Исцеление]». При желании можно обойтись только второй, колдовской частью, но затраты магической энергии значительно вырастут.
  • «Реинкарнация безработного» — большая часть местных магов вынуждена произносить заклинания вслух. Звучат пафосно и величественно. А ещё долго, так что маги в бою, по вполне понятным причинам, предпочитают кастовать издалека. Немногие обучившиеся в этом мире безмолвной магии уникумы на этом фоне являются настоящей имбой (впрочем, и против них найдётся свой болт с полубожественной левой резьбой).
  • Isekai Quartet:
    • KonoSuba — полутораминутный каст заклинания вслух ради эпичнейшего взрыва? В этом все Алые Мазоку. И ведь непонятно, нужно ли это на самом деле. Мегумин настолько крута, что может кастовать свой Взрыв быстро и молча. Бафосное "заклинание" она каждый раз выдумывает, по родовой традиции и ради маскировки реальных способностей. Да и вообще, названия половины используемых способностей произносятся вслух. Та же «Кража» (by the way, заклинание разбойника. Выкрикивается вслух и сопровождается кучей визуальных эффектов. Логика отдыхает в сторонке). Для большей пафосности, названия всех заклинаний произносятся на английском. Впрочем, это весёлая комедия, откровенно издевающаяся над штампами RPG-игр и попаданческого фэнтези, так что им всем можно.
    • «Восхождение героя щита» — «Источник силы, Х взывает/Я, источник силы (, Х,) повелеваю: разгадай вновь законы природы и яви их истинную суть.» И только потом название. Чем мощнее и сложнее заклинание, тем длиннее и пафоснее формула.
      • Интересная инверсия в 8 томе ранобэ: Подонок-№2 использовал некоторые из заклинаний молча, но по силе они едва доходили до Эрст или Секанд-уровня (читать — 1-2 уровня заклинаний).
  • Раз уж автор предыдущего пункта сдуру упомянул Mahou Shoujo Madoka Magica, то замечу, что там это явление тоже встречалось в исполнении Томоэ Мами и некоторых волшебниц спиноффа Puella Magi Kazumi Magica.
  • Scrapped princess — Ракель Касул оказывается непобедима именно потому, что у неё необычно короткие для этого мира заклинания. Пока вражеский маг распевается, она выпаливает: «Станцуйте, духи пламени!» — и у врага тут же в буквальном смысле подгорает.
  • Death March kara Hajimaru Isekai Kyousoukyoku — Название заклинания произносится на двух языках одновременно. Настоящие маги учатся этому с раннего детства, протагонист ТАК язык сломать неспособен и вынужден гоняться альтернативными за способами выучить заклинания.
  • Меланхолия Харухи Судзумии — в серии «Мистерический знак» Коидзуми кричит вслух названия атак — «Fumoffu» и «Second Raid» (что является отсылкой на аниме Full Metal Panic). Учитывая, что это единственный раз, когда он озвучивает применение своих сил и то, что всё происходящее подстроено Нагато, о чём Коидзуми определенно в курсе — скорее всего, он просто дурачится. А в оригинальном ранобэ аверсия — там он кидает фейерболы молча.
    • А вот в случае с «Лучом Микуру» троп используется уже серьёзно.
    • Нагато произносит свои заклинания на SQL.
  • Code Geass — «Лелуш Ви Британия повелевает!»
    • Хотя тут подойдут любые вербальные команды, но он под конец решил попонтоваться.
  • Watashi, Nouryoku wa Heikinchi de tte Itta yo ne! — только редкие уникумы (то есть с большими правами доступа к наномашинам) способны кастовать не в слух.
  • Roku de Nashi Majutsu Koushi to Akashic Records — здесь это в начале кажется сабжем, но потом Глен объясняет что заклинания, это лишь мантра призванная убедить мага что такое изменение вселенной возможно, после чего перекраивает самое примитивное заклинание десяток раз, а под финал активирует чуть ли не чихом, правда эффекты немного разнятся от случая к случаю, но общее свойство заклинания сохраняться.
  • Nurarihyon no mago — Рюдзи Кейкайн при помощи тропа умело пудрит мозги противникам, намеренно используя названия, дезинформирующие о специфике атаки.
  • Naruto — зигзаг. В манге все дзюцу(читай: заклинания), создаваемые персонажем подписывались авторской речью, вне «облачков текста»: автор просто даёт нам названия этих заклинаний, сами персонажи их не проговаривают, ибо для их создания необходимы лишь распальцовки(как оказалось ближе к концу — можно и без них, если навыков хватает). В первой части аниме извернулись, и названия озвучивались, но лишь внутренним голосом персонажа, опять же, чтобы зритель мог узнать название. А вот вторая часть уже отыгрывает троп по полной, попутно грызя реквизит. Пример: «Сенпоо: Чо Оодама Расен Тайренган».
  • Star Ocean EX — как и в игре, Селина кричит название заклинания, причём как правило это «Thunderbolt!». Разбойникам от этого доставалось... В один прекрасный момент они возопили:
«

— Да за что?! Мы ж ничё не сделали!!!

— Ой, ребят, извините, я по привычке...

»

Видеоигры[править]

  • Файтинги — повсеместно. «The pipes are broken!»
  • In Verbis Virtus — нужно все заклинания произносить в микрофон
  • Dota 2. Часто герой просто проговаривает название заклинания.
  • League of Legends — шуточный зигзаг: Лулу действительно произносит вслух каждое свое заклинание. Но! Каждый раз для одних и тех же чар у неё разные вербальные компоненты (составленные по правилу прикольности, не иначе). Впрочем, она йордл не от мира Рунтерры, ей можно.
  • Devil May Cry 4 — босс Санктус выкрикивает названия всех своих атак, так что при определенном навыке можно на него даже не смотреть.
  • Dragon Age — причина, из-за которой кунари зашивают своим магам рты. Хотя ни один из магов-человеков или эльфов в «голосовых» заклинаниях не замечен.
    • Фелассан в книге «Империя масок» колдовал без слов, но он видимо, чему-то научился у Соласа.
  • Warcraft 3 — в кат-сценках и в игровом процессе напрямую не отражено, но судя по тому, что заклятие «Онемение» мешает вражеским магам колдовать, присутствует.
  • Dungeon Keeper 2 — при выборе игроком заклинаний зловещий голос зловеще произносит их названия на зловещей псевдо-латыни. В некоторых случаях используется для юмора — например, заклинание сотворения золота звучит, как «Экспрессус Американус».
  • Touhou Project — педаль в пол: здесь названия заклинаний даже не просто произносятся вслух, а объявляются! То есть, персонажи не только громко выкрикивают названия своих атак, но ещё и демонстрируют всем карточку, на которой это название написано (собственно, они тут и называются «спелл-карты»). И делают они это вовсе не для активации заклинания, а именно для того, чтобы уведомить всех, какую атаку сейчас собираются использовать, причём после объявления время на её применение ограничено. Да и названия у спелл-карт не просто какая-то банальщина вроде «Огненный шар» — они всегда наполнены глубоким символизмом и зачастую достаточно длинные вроде «Знак лепестков вишни „Идеальное цветение вишен цвета чернил -Цветение-“» (да-да, именно так, с кавычками). Но самое главное, что это всё обосновано сюжетом! Ведь персонажи в играх не просто дерутся, а сражаются на специальных магических дуэлях, правила которых предписывают делать именно так.
  • Neverwinter Nights 2 — педаль в пол, асфальт и земную кору: заклинание, позволяющее сделать тени-пожиратели уязвимыми, по времени чтения похоже на немаленькую поэму.
    • На самом деле, оно вовсе не такое уж и длинное, но его надо прочесть несколько раз, и с каждым разом увеличивать громкость голоса и скорость произношения.
  • Cерия Star Ocean — там названия заклятий вслух не произносят, а КРИЧАТ. Особенно выделяется Селина из Star Ocean 2, кричит она ОЧЕНЬ громко и эмоционально, но, с другой стороны, мага лучше неё у вас в команде просто не будет.

Настольные игры[править]

  • Магия Вэнса, используемая в Dungeons & Dragons: заклинания длинные, и большая их часть произносится заранее, перед приключением. Когда они понадобится, надо произнести оставшуюся короткую часть, и, может, произвести оставшиеся жесты.
  • Эпические схватки боевых магов - заклинания именно произносятся, громко и с максимальным пафосом.

Примечания[править]

  1. По сути, вытягивал из воды тепловую энергию на очередной сеанс огнеметания, так что выглядело это так: сорокаметровый факел над водой, а под ним резко замерзает вода