Лич

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Мам, а Кощея Бессмертного из пулемёта застрелить можно? — Нет, он же бессмертный. — Ну он хоть обидится?

»
— Перлы моих пацанов
Над златом чахнет царь Кощей, и ловит слон в лесу (к)лещей…

Личи — фрукт, похожий на сливу. Произрастает в Китае.

О, чёрт. Мы ведь не про этих личей сейчас говорим? Тогда извиняюсь…

Личи — это такие волшебные трансгуманисты. Маги, чернокнижники или некроманты, которые добровольно превращают себя в нежить ради бессмертия и великой магической силы. Обычно превращение в лича заключается в переносе души в некий маленький предмет, из которого она может управлять телом удалённо; этот предмет, как правило, называется филактерией.

В первоисточнике — Dungeons and Dragons — ритуал превращения в лича состоял из трёх стадий: подготовки филактерии, накладывания на себя заклинания, которое и переносит душу в филактерию, ритуальное самоубийство с помощью специального яда. В других источниках превращение в лича может проходить по-другому, но суть и цель — оккультный некро-трансгуманизм — остаётся прежней.

Внешний облик лича разнится: наиболее распространён просто разумный ходячий скелет, но некоторые личи всего лишь слегка засушены и подмумифицированы. Это, как правило, зависит от возраста лича, который не ограничен ничем, и с возрастом магические силы лича только возрастают. Только для того, чтобы стать личом, уже надо обладать немалыми познаниями в магии, артефакторике и алхимии. Везде личи — самые сильные и широко образованные колдуны и волшебники. Полностью уничтожить классического лича из D&D трудно, а подчас и невозможно даже опытной команде приключенцев. Дело в том, что его тело можно физически уничтожать сколько угодно. Через несколько суток лич восстанавливается полностью, готовый снова биться с командой приключенцев. Нужно уничтожить филактерию, а если учитывать, что личи опытные и умные, филактерия может быть где угодно. Например, на дне океана, и это ещё не самый сложный случай. Хотя некоторые параноики размещают её у себя в зубе, к примеру.

Ещё одна серьёзная проблема усекновения личей: они практически никогда не живут одни. При них всегда есть нежить разных сортов, начиная от скелетов и зомби и заканчивая вампирами (чему те УЖАСНО рады — согласно механике D&D, лич их может контролировать как нежить) и живыми некромантами, которые надеются, что босс однажды поделится секретом бессмертия. Лич идеально подходит под критерий «владыки немёртвых» и Тёмного Властелина. Ну а ещё такой умный человек не может обойтись без ловушек, защищающих его логово, чёрных ходов, загадок для особо умных приключенцев, но тут уже оффтоп и другой троп. Обычно губит лича его же паранойя, когда он перестаёт доверять всем, включая безмозглых во всех смыслах слуг.

Само слово «лич» происходит от одноимённого староанглийского слова, которое означает просто «покойник». Оно распространено широко, но не повсеместно, и в некоторых источниках личей личами не называют. В первую очередь это, конечно, мифологические и фольклорные предтечи лича, такие, как всем известный Кощей Бессмертный с его иглой в яйце. Не называется формально личом и лорд Волдеморт из «Гарри Поттера», хотя фактически им является. Во вселенной The Elder Scrolls существуют как собственно обыкновенные личи, так и их северная разновидность — Жрецы Драконов, которые суть то же под другим названием.

Самым знаменитым личом, кроме Кощея и Волдеморта, вероятно, является Векна из Dungeons and Dragons, который оставил значительный след во многих мирах, описанных в этой игре. Ему удалось обожествиться (став богом тайн), и вдобавок он оставил два зловещих артефакта — собственные руку и глаз. А ещё некие шутники придумали меметический фальшивый артефакт — «Голову Векны». Другой известный D&D-шный лич — Асерерак[1], который при жизни был полудемоном, а после смерти владел печально известной Гробницей Ужасов, фигурировавшей в самом садистском RPG-модуле всех времён и народов.

Ещё пара личей, достигших божественности — полубог Велшарун, покровитель некромантов (вассал Азута, бога волшебников; полубогом пробыл лет 60, потом погиб) и полубогиня Киарансали из пантеона дроу (тоже заведует некромантией, а также мщением), которая во время кризиса Лолс из-за притока поклонников смогла дорасти до малого божества, но вскоре была уничтожена.

Если в D&D лич — обязательно могущественный и умелый волшебник, то во многих Diablo-подобных играх такое название имеют просто скелеты или зомбаки с магической дистанционной атакой. В клиническом случае ничего, кроме пуляния огненной (ледяной, некротической) стрелой, не умеющие.

А ещё личи разных вселенных испытывают необъяснимо общую тягу к звукосочетанию «кс», в особенно терминальных случаях — удвоенному. Кангакскс из Baldur’s Gate 2, Викскстра из NWN 2, кел-тузедовская цитадель Наксксрамас… Может быть, как шутил покойный Псмит, они просто любят кошек?

Разновидности[править]

  • Демилич
Хотя личи и бессмертны, рано или поздно наступает время, когда они перестают ощущать нужду в телесной оболочке. Они уходят искать новые знания в других мирах, позволяя своему телу рассыпаться в прах. При этом может сохраниться череп, а может остаться только пыль. Впрочем, если останки потревожить, демилич может к ним вернуться. Слабость связи с телом в бою ему только помогает — нанести одержимому облаку пыли какой-либо вред практически невозможно. Демиличи быстро теряют интерес к смертным, поэтому, несмотря на практически божественные силу и знания, крайне редко проявляют себя.
Драконы не способны сами произвести трансмутацию, но она возможна при помощи могущественного жреца или мага. Может обладать унаследованными от прижизненного тела способностями. Производство драколичей поставлено на поток в культе Дракона из Забытых королевств, в мире Might and Magic.
Кощей Бессмертный — персонаж славянской мифологии, по природе схожий с личом. Собственно, одна из этимологий имени недвусмысленно намекает на его неупокоенность — по-польски этот субъект зовётся «Костец».
  • Лич-жрец
Иногда тёмные божества могут даровать подобное посмертие своим жрецам. Сила лича-жреца заёмная, как это было и при жизни, но если он удостоился столь высокой милости, то следует ожидать, что силы его божество тоже выделит немало. В D&D немало личей-жрецов, которые получили свои способности и через обычный ритуал становления личом без божественной помощи. Они тоже сильнее аналогичных личей волшебников и колдунов.

Как становятся личами в различных сеттингах[править]

Литература[править]

  • Волдеморт по сути представляет собой образцового лича. Новаторство его состоит разве что в количестве крестражей (читай филактерий). Но он недоучёл там, перестарался сям, слишком доверился трям, и в итоге пришёл к успеху — разошёлся на чешуйки и испарился.
  • «Безымянный раб» — смертельно раненный некромант перенёсся в тело своего ученика, не зная, что он тоже убит. Надо заметить, что лич в этом сеттинге очень часто безмозглый в буквальном смысле этого слова (обоснуй: теряет разум по мере разложения мозгов), хотя и всё равно очень опасный, так как некромантией пользуется, не задумываясь, на уровне рефлексов.
  • Метавселенная Рудазова — Кощей Бессмертный, собственно, представляет собой классического лича. А учитывая, что он ещё и богорождённый, бессмертие возводится в энную степень (впрочем, всё же не в абсолют — неубиваемых у Рудазова нет).
    • В Серой Земле Ритуал Ночи немного ущербен — вместо филактерии личи прикрепляют душу к собственному трупу, так что гораздо более уязвимы, нежели их коллеги в других мирах. Их никогда не бывало много (всего восемь за всю историю, из них на настоящий момент «живы» полтора), потому что в Совет Двенадцати их не принимают — «иначе со временем магократия превратится в трупократию». И да, один из них тоже с гордостью носил прозвище Безмозглый и демонстрировал желающим пустую черепушку, из которой сам вынул мозг. Крючьями. Через ноздри. Также упоминается своего рода демилич — лич, у которого от тела остался только череп, и то не весь. Дедушку лишили гражданских прав и прицепили к посоху, фактически, превратив в артефакт.
    • Зигзаг: Руорк Машинист, напротив, перегнал душу в классическую филактерию — но потом встроил последнюю в техномагического робота, ставшего его новым телом. А некроманты так и не сообразили, какое открытие он совершил в их области…
    • А вот Тивилдорм всё сделал правильно — при жизни привязал свою душу к филактерии (камню-танзаниту), после смерти восстал в виде нежити, сохранив разум и магическую силу… Но получился в итоге не лич, а призрак.
    • «Паргоронские байки» сообщают о некроманте Яркене, подвизавшемся придворным магом в королевстве Теймурок. Что характерно, личом он стал исключительно ради науки и изначально брать власть вовсе не помышлял. Однако король в его мирные намерения не поверил и ударил первым, чем дал Яркену повод защищаться — а его зомбаки к тому времени давным-давно заменили в королевстве рабочий скот. Конец немного предсказуем.
  • Серия ЛитРПГ «Тёмный Эвери» — редкий случай, когда лич является главным героем. Здесь личи — отдельный и от магов, и от некромантов класс, доступный для выбора только расе умертвий, делающий упор на боевую магию и околобесконечную ману в ущерб более тонким и сложным заклинаниям. Ритуал, по всей видимости, общий для умертвий, а филактерии нет — игроки воскресают и так. Смутно упоминаются некие Архиличи высокого уровня, но чем конкретно они отличаются от обычных, неизвестно.
  • «Недотёпа» Лукьяненко — именно личами становятся сильнейшие из ищущих вечной жизни витамантов Хрустальных Островов. Насчёт филактерий ничего не сказано. Ещё одно отличие от классического варианта — здешним личам необходимо питаться, причём непременно живым мясом (видовая принадлежность не важна). Уже в ходе повествования выясняется, что в лича (точнее, в «полулича») можно обратить и человека без магических способностей. Колдовать он после этого не научится, но в остальном будет совсем как настоящий лич.
  • Книги по Dungeons & Dragons:
    • Р. Сальваторе, «Король пиратов». Волшебник Арклем Грит долго продлевал свою жизнь с помощью волшебства и алхимии, но в конце концов стал личом, получив рецепт превращения от дьяволицы-эринии[2], затем стал де-факто правителем своего родного города Лускана. Те несколько лет, что он в качестве лича обитал среди живых, маскировался иллюзиями и отдушками, выглядя «добрым старым дядюшкой». Потом уже сам превратил в лича свою жену, эльфийку-мага Валиндру, причём уже после того, как та была убита.
    • Ф. Этанс, «Уничтожение» и П. Кемп «Возвращение» из цикла «Война паучьей королевы». В Мензоберранзане, матриархальном городе дроу, одним из домов тайно правит лич возрастом уже более 2000 лет (дроу живут лет 700), иллюзиями маскируясь под обычного мужчину-эльфа. Когда богиня Лолс замолчала, ослабив своих жриц, попытался устроить в городе патриархальный переворот.
  • «Хроники странного королевства» — один классический лич (Нимшаст), одна мумия, по всем признакам напоминающая лича, но без филактерия (Ушеб) и один тип, сумевший при помощи некромантии сымитировать ритуал чужой школы и превратиться в такую же мумию (Скаррон). Все трое полностью сохранили свои магические способности и получили фактическую неуязвимость (обезвредить можно, уничтожить до конца — только специальными методами). В принципе, какой-то особой инфернальностью здешняя высшая нежить не отличается. Кто при жизни был приличным человеком, тот таким и останется. С другой стороны, кто был при жизни Скарроном…

Мультфильмы[править]

  • «Чёрный котёл» — Рогатый Король.

Мультсериалы[править]

  • «Время приключений» — Лич не то вылез из атомной бомбы, не то стал таким, когда его бомба стукнула (ибо дух Призмо описывает его как «призрак в теле мертвеца»). Есть ещё лич, который рекламирует бесплатную магию, но про него вообще ничего неизвестно.
  • Скелетор же!
  • «Воины-Скелеты» — барон Дарк.
  • «Легенды Острова Сокровищ» — Проклятие Флинта.
  • «С приветом по планетам» — лорд Злыдень.

Веб-комиксы[править]

  • Тема шаблона лича была обыграна в веб-комиксе Order of the Stick, а точнее в приквельном спецвыпуске Start of Darkness. Главгерой спецвыпуска (и главгад всей серии) — колдун-некромант Зикон. Причём именно колдун, то есть sorcerer, а не маг. Интеллект у сорка не принадлежит к числу основных характеристик, поэтому живой Зикон был довольно недалёким старикашкой, понятия не имел о том, как им манипулирует его Дракон Красный Плащ, и даже не знал о том, кто такие личи, до тех пор, пока не стал им. Став личом, Зикон получил +5 на Интеллект и быстро поднял уровень крутизны, в два счёта раскусил Красного Плаща и сделал из него верного лакея. В общем, быть личом ему понравилось, за исключением одного факта: при жизни любимым маленьким грешком Зикона было пить кофе крепости и ценовой категории «лисий яд». А обнаружив, что личи не могут пить кофе, он немного расстроился.
  • «Некромантийя» — все здешние некроманты по своей сути именно что личи. Филактерий нет, прижизненное владение магией необязательно, но в остальном вполне подходят. Чтобы стать некромантом, человек отпивает мёртвой воды и (если переживает трансформацию) получает биологически мёртвое тело, способность поднимать мертвецов и колдовать стихийную магию. Степень сохранности некровского тела зависит от его желания и умений в бальзамировании — от бледного человека с глазами неестественного цвета до голого скелета и даже призрака.
  • «Корзинки из кишок» — безымянный Лич, один из главных героев.
  • Самый тупой в мире маг — Хэллин, грибо-скорпионо-медуз, ставший ещё и личом для большей неубиваемости.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Mahou Shoujo Madoka Magica — волшебницы в этом сетинге, строго говоря, являются именно личами. Имеется и филактерия, и невозможность существования их тел без неё, и волшебная сила в наличии. С другой стороны — их сила заёмная и очень даже исчерпаемая, нежитью они не выглядят, так как все жизненные процессы в их телах имитируются магией, но их филактерия контролирует тело только в радиусе 100 м, а при её уничтожении или даже выносе за этот радиус — их тела сразу становятся трупами.
  • Legend of the Sun Knight — в данном сеттинге лич является наиболее могущественным созданием Тьмы. Собственно протагонист, в одном из томов, даёт подробный ликбез:
« Я ведь уже упоминал прежде ведьм? Так вот, личей можно назвать продвинутой версией ведьм; людей, что самолично превратили себя в создание тьмы для достижения некой цели. Однако ведьмы являются смертными созданиями, в то время как личей можно считать по сути бессмертными. Личи отрекаются от своих бренных тел, прячут свою «жизнь» в каком-нибудь безопасном месте, после чего используют некий сосуд в качестве своего тела.

Если сравнивать с ведьмой, то личи неоспоримо сильнее. Для начала, чтобы суметь благополучно пройти сквозь трансформацию в лича, человеку необходимо быть могущественным магом или целителем ещё до своего перерождения в лича. Сверх того ввиду этого перерождения они получали бессмертие. Можно даже сказать, что на свете нет ничего более глупого, чем выбрать лича своим противником, ведь едва ли найдётся такой остолоп, что решится сразиться с тем, кому даже смерть не страшна.

»
— Рыцарь Солнце
  • Overlord — главный герой, Аинз Оал Гоун, также известный как Момонга. В прошлой жизни был обычным офисным клерком, который с увлечением играл в онлайн-игру за лича. А потом по непредвиденным обстоятельствам попал в новый фэнтези-мир, застряв в теле своего альтер-эго.
  • Kono Subarashii sekai ni Shikufuku wo! — Лич Виз и Кил.

Видеоигры[править]

  • Старый сеттинг Might and Magic. Ритуал обращения в лича (также известный как Ритуал Вечной Ночи) был известен ещё Древним. Чтобы стать личом, субъекту понадобится тот, кто знает ритуал, волшебный Сосуд Души. Самое главное: у субъекта должна быть тяга ко злу, иначе он умрёт в процессе трансформации. После завершения ритуала лич получает биологическое бессмертие, а его умственные и магические способности многократно увеличиваются. При этом, даже будучи нежитью, лич сохраняет способность есть и пить ради удовольствия. Как ни парадоксально это звучит, но некоторые личи сохраняют способность заниматься сексом. У ритуала есть есть один существенный недостаток: лич должен постоянно носить с собой свой Сосуд Души, иначе он ослабеет и может умереть. Плюсы трансформации всё же перевешивают минусы, поэтому стать личом стремится практически любой некромант. Помимо ритуала, в лича можно превратить уже умершего человека, но в этом случае велик шанс, что субъект вернётся не таким. Стоит также отметить, что не все личи при жизни были некромантами — например создатель минотавров и бехолдеров Агар был чернокнижником, а Николай Грифонхарт вообще был рыцарем.
    • Процесс трансформации в лича (в данном измерении он называется Отречение), также известен и на Аксеоте. В отличие от Ритуала Вечной Ночи, процесс Отречения не слишком сложен — от мага не требуется тяга ко злу, и ему не нужен Сосуд Души. В Might and Magic 9 ритуал выглядит так. В стране под названием Чедиан, неподалёку от городка Йорвик, стоит лаборатория личей. Маг, который пожелает стать одним из них, должен собраться с духом и отправиться туда. Дальше всё довольно просто — маг должен приготовить и выпить Эликсир Отречения, а затем найти Машину Отречения, зайти в камеру и запустить процесс трансформации. Вот и всё, маг может наслаждаться бессмертием. Единственная сложность в том, что лаборатория личей хорошо охраняется, а ещё находится у чёрта на куличках.
  • Новый сеттинг Might and Magic. Чтобы стать личами, некроманты употребляют яд священных пауков-намтару. Под действием яда тела некромантов постепенно иссыхают на манер мумий, а сами некроманты обращаются в нежить. Некоторые из личей со временем превращаются в вампиров.
    • Сильно на этом фоне выделяется Сандро, он же Алехандро де ла Сегадора, являющийся атеистом-диссидентом, что сильно выделяет его на фоне других некромантов, искренне верующих одного из ликов Асхи, ставший личом из-за отката магии Пустоты после неудачной попытки воскресить с помощью неё умершую сестру.
  • WarCraft III — некогда живой, а позже убитый некромант Кел-Тузад восстал как лич после того, как Артас провёл ритуал с использованием его тела и сил Солнечного Колодца, эльфийского источника магии. Источник в ходе ритуала был осквернён.
    • При этом сам Король-Лич и поглотивший его позднее Артас формально ближе по некрогенезу к толкиновским назгулам.
  • «Вормикс» — один из боссов, Повелитель душ, стопроцентный лич.
  • «Времена Раздора».
  • Мод Twilight Forest для Minecraft — Сумеречный Лич является одним из первых боссов мода.
  • Финальный босс игры Enter the Gungeon — Лич. Точно неясно, каким образом он в него превратился, однако известно, что ранее он был человеком.
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — личи здесь сильные маги, но мрут как все другие враги. А в одном из квестов Тёмного Братства надо достать некроманта, который на пути становления личом. Проще всего это сделать, украв у него незаконченную филактерию (её можно оставить себе на память).
    • The Elder Scrolls V: Skyrim — Мейлин Варен, задумавший использовать в качестве филактерии аж саму Звезду Азуры. Получилось не очень, загнать душу внутрь филактерии удалось, а управлять оттуда чем-либо уже нет.
  • Touhou Project — с очень прикрученным фитильком: отшельники-сикайсены, формально, личами не являются, но ритуал становления сикайсеном очень похож на превращение в лича: с целью обрести бессмертие отшельник находит какой-нибудь предмет и переносит в него свою душу, убивая при этом тело. Через некоторое время предмет принимает форму нового тела (причём отшельник может сам выбрать внешность), а мёртвое тело становится предметом. Основная цель такого ритуала — обмануть загробную канцелярию. Правда, бессмертие получается только биологическое, да и в Аду такое жульничество не любят, из-за чего к сикайсенам периодически отправляют убийц (впрочем, для достаточно сильных отшельников они проблемой не являются).
  • Sacred — в кодексе личи упомянуты как энергетическая форма жизни, получающаяся, если волшебник зашёл в стремлении к бессмертию слишком далеко, но внешне и геймплейно это однозначная нежить, владеющая отравляющей магией.
  • Skullgirls — Дева Черепа, технически, является личом: уже мёртвой, но ещё не до конца отринувшей плоть. И да, чтобы продолжать существовать в мире смерных, ей со временем необходимо регенерировать даже остатчную плоть, благо сверхмощная магия в комплекте с проклятьем это позволяет.
  • Loop Hero — один из боссов, Омикрон. Изначально — заклинание, которое должно было копировать мага во время недееспособности. Был создан настолько подробно, что обрёл самосознание и продолжил двигать даже мёртвое тело — и даже развивать самого себя. Выглядит как скелет в короне, на поле боя является вместе со дворцом, каждая клетка которого добавляет босу здоровья.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons. Классический вариант — первоисточник. «Сделай филактерию и выпей йаду, аффтар». Для ритуала нужны: филактерия, специальное зелье, заклинание «magic jar» 5-го уровня, переносящее душу в филактерию. Знания о создании филактерии и яда запретны во многих местах, поэтому информацию об оличении порой ищут десятилетями или открывают самостоятельно. Чтобы стать личом, нужно быть могущественным магом, опытным в алхимии, артефактоведении и наложении заклинаний, не менее 12-го или даже 15-го уровня по разным источникам. Будущий лич кастует на себя заклинание «magic jar», выпивает зелье, его физическое тело умирает (уничтожается). При удаче через несколько суток тело материализуется в виде лича, а при неудаче в виде чего-то, похожего на зомби, полностью безмозглого и без всяких колдовских способностей. Маг восстаёт в качестве лича и получает соответствующий шаблон (свойства и признаки нежити, плюсы к статам и т. д.). Из-за сложности и риска процедуры становления личом многие желающие обрести бессмертие не ищут знаний самостоятельно, а присоединяются к уже состоявшимся личам в надежде, что им подарят желаемое. Как ни странно, личом может стать и священник, он получается даже сильнее колдуна или волшебника за счёт умения контролировать нежить. А ещё личом могут сделать маги не-мага. Из-за крупных минусов не-жизни лича в него превращаются только те, кого ведёт жажда власти или знаний, но никак не плотских удовольствий.
  • Warhammer Fantasy Battles — Архан Чёрный, первый и самый преданный последователь некроманта Нагаша. Был вторым, кто испил элексир вечной жизни, пожертвовал собой ради спасения своего господина и был воскрешён в виде Лича.
  • GURPS — накладываем чары и пьём нереально редкий яд. Если умерли качественно — троп, если некачественно… ты знал, на что шёл.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Примечателен способ борьбы с ним: если вор (и только вор!) метнёт в него драгоценный камень, тот снимет столько хитов, сколько тысяч золотых стоит камень. Видимо, фокус здесь в том, насколько вору не хочется с ним расставаться, — его душевные страдания служат оружием, пробивающим защиту монстра…
  2. Информация из соурсбука по D&D «Владыки тьмы» Рейнолдса и Карла, ISBN 0-7869-1989-2.