У магии нет инерции

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Найти надо чародея и грохнуть. Саблей по шее.

— Это заклятие креп… крепким выйдет, — чуть не подавившись, довольно закудахтал старик.

»
— Универсальный рецепт снятия порчи от Александра Прозорова
« Теперь все понятно! Камень не простой, а волшебный, и он действительно притянул наш корабль. Ах, проклятая колдунья, ты и после смерти вредишь нам! »
— Элли и Чарли Блэк у Чёрного камня Гингемы, инверсия

Наука учит, что ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда[1]. Магия, однако, готова поспорить не только с первым, но часто и со вторым: сразу же после прекращения подпитки заклинания, или его отмены/снятия, или вообще смерти мага все продолжительные эффекты и последствия заклинания немедленно отменяются сами собой[2]. Призванные предметы и существа? Растворяются в воздухе. Превращённые? Меняются обратно, как бы долго они ни провели в новом виде. Жилище колдуна? После его смерти обрушится. А сам колдун, лишившись бессмертия, стремительно стареет и рассыпается во прах. В особо тяжёлых случаях даже разрушения, нанесённые злодеем немагическими методами, откатываются назад, а убитые воскресают. Меры по исправлению содеянного магом, которые сами по себе потребовали бы сильнейшего и сложнейшего колдунства, вздумай их применить другой волшебник, происходят сами собой просто потому, что кто-то повернул магический вариант рубильника.

Впрочем, так бывает не всегда — иногда даже после смерти мага нужно выполнить какое-то условие, чтобы снять заклятие, или на худой конец провести специальный ритуал.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Волшебник Изумрудного города» — вскоре после гибели Арахны в бою с Тилли-Вилли её заклинания перестали работать, и когда в «Тайне заброшенного замка» герои попытались применить Жёлтый туман против менвитов, у них ничего не вышло. С другой стороны, причиной этого могла стать не смерть колдуньи сама по себе, а сожжение её магической тетради.
  • «Тайный город» — в отличие от артефактов, которые пашут на вложенной в них энергии, как на аккумуляторе, чистые заклинания питаются силой самого мага и развеиваются после его смерти.
    • Колдунья Кара злоупотребляла Чёрной книгой, чтобы сохранить молодость. Как только Книга нашла себе более достойного Хранителя, Кара мгновенно состарилась до своих 108.
  • «Хроники странного королевства» — когда во всём королевстве отрубается магия, маги мгновенно стареют до своего биологического возраста, а те, кто уже вышел за всякие пределы человеческой жизни, вообще исчезают… но не совсем. Такой катаклизм уже был, правда, в меньших масштабах, но несколько достойных магов таки состарились насмерть. Во избежание повторения был разработан ритуал, при исчезновении магии автоматически превращающий мага в какое-то животное — не очень приятно, но позволяет пережить «отключение». И каждый маг, достигший почтенного по меркам своей расы возраста, проходит эту «прививку».
  • «Мила Рудик» (один из эпигонов «Гарри Поттера») — большинство заклинаний, наложенных магом, развеиваются после его физической смерти (именно физической: перенос души считается). Как минимум, все данные ему магические клятвы — точно. При этом, клятва Нила Гарику не трогать Милу продолжает работать и через два года после гибели Гарика, что добавляет аргументов в копилку «Гарика Шрёдингера» (да, в цикле хватает и просто ляпов, но это вряд ли тот случай: очень уж на этом акцентируется внимание).
  • «У зла нет власти» (трилогия «Маг дороги») Марины и Сергея Дяченко — грустная аверсия с подсветкой. Саранча — не то, чтобы магия, но результат повреждения реальности, и после победы над ней она стала никогда не бывшей; но всё, что она успела натворить, осталось.
  • Сварог — в финале «Летающих островов» отключение бортового компьютера виманы (межпланетного корабля ларов) моментально уничтожает Глаза Сатаны и прочую нежить, превратившую территорию Трёх Королевств в мёртвые земли.

Зарубежная[править]

  • Властелин Колец — на силе Кольца держалась башня Барад-Дур (на минуточку, стапятидесятиметровый Ортханк относительно неё сравнивается с детской игрушкой, и построена она явно не из современных сталей с лёгким стеклянным кожухом). Обрушилась сразу после расплавления Единого. Три эльфийских кольца, завязанных на него, тоже потеряли свою силу, как и скорее всего семь гномьих и девять человеческих. А самих назгулов это окончательно развоплотило.
  • «Земноморье» — Мелкие заклинания вроде иллюзий или «собрать-лодку-из-мусора» держатся ровно до тех пор, пока магу хватает концентрации. С другой стороны, есть и заклинания, изменяющие само подлинное имя и суть предмета, которые держатся вечно, но с ними надо быть ой каким осторожным.
  • «Досье Дрездена» — заклинания держатся на эмоциональной энергии мага и вырубаются, если маг вне сознания или в крайней степени истощения. То же и с призываемой материей: она создаётся путём накачки энергией эктоплазмы — субстанции из Небывальщины, и после прекращения подпитки расплывается обратно в эктоплазму, которая через несколько минут испаряется.
    • С прикрученным фитильком — порталы в Небывальщину. На их открытие и закрытие тратится куда больше сил, чем на поддержание в открытом виде.
    • Денарианец Квинтус Кассиус, лишившись монеты с заключённым в ней падшим ангелом, за два года постарел на все двадцать. Ему ещё повезло, учитывая, что он застал ещё Римскую империю…
    • Когда в «Переменах» Гарри уничтожил всех вампиров Красного двора, все полувамиры — уже заражённые, но ещё не успевшие убить — стали обычными людьми, но постарели до своего реального возраста за минуту. Большинству было хорошо за сотню…
    • В одном из рассказов Гарри возмущается, когда взорвавшийся в пяти футах от персонажа игровой фаербол не наносит ему никакого урона — как опытный метатель пирофуэги, попавший однажды под выстрел огнемёта, Дрезден точно знает, что даже на расстоянии от самого огня волна горячего воздуха вполне способна прожарить человека до хрустящей корочки.
  • «Гарри Поттер» — после смерти Волдеморта приходят вести, что подчиняющее человеческую волю Непростительное Заклятие «Империус» спало со многих людей в стране. Но не объясняется, почему это произошло — может, было наложено им лично и соответственно потеряло силу со смертью, может, упсы поотменяли свои заклятия, спасаясь от суда. Да и Слово Божие никто не спросил.
    • В 6-ой книге, когда с Гарри спадает парализующее заклинание (наложенное Дамблдором), он понимает, что Дамблдор действительно мёртв.
  • Трилогия «The Passing of the Techno-Mages» по-мотивам сериала «Вавилон-5» — именно так работает «магия» техномагов. Заклинание работает только до тих пор, пока техномаг удерживает его в голове. Как только он его теряет, заклинание перестаёт действовать. Техномаги учатся удерживать в голове сразу несколько заклинаний одновременно с самого детства, правда это во многом зависит от избранного техномагом «языка» заклинаний. Например, у Галена этот язык состоит из математических формул, которые он пишет на воображаемой доске. У многих других, этот язык больше похож на искусство и может состоять из жестов или звуков.

Фанфики[править]

« МакГонагалл встала и подошла к обычной классной доске с разноцветными мелками и тряпкой.
— Трансфигурация опасна по многим причинам. Но есть одна самая главная.
Она взяла один из мелков и написала ярко-красным цветом, а потом подчеркнула синим: ТРАНСФИГУРАЦИЯ НЕ ПОСТОЯННА!
— Трансфигурация не постоянна! — отчеканила МакГонагалл. — Трансфигурация не постоянна! Трансфигурация не постоянна! Мистер Поттер, предположим, ваш одноклассник трансфигурировал деревянный брусок в стакан с водой, и вы её выпили. Что, как вы думаете, произойдёт, когда действие чар закончится? — она на секунду замолкла. — Прошу прощения, мистер Поттер, я зря спросила вас — забыла, насколько у вас пессимистичное воображение…
— Ничего страшного, — Гарри сглотнул. — Моим первым ответом будет, что я не знаю, — МакГонагалл одобрительно кивнула, — но предположу, что… дерево окажется у меня в желудке и в кровеносных сосудах, и если часть воды успеет впитаться в ткани моего тела, дерево в виде волокон или ещё в каком-нибудь виде появится и там, или…
»
— Первый урок трансфигурации

Кино[править]

  • «Люди Икс» — когда Росомаха одалживает умирающей Роуг свой дар регенерации, чтобы подлечить её, он стареет на пару десятков лет и у него открываются все недавно полученные раны. Всё это, впрочем, проходит, когда его способности возвращаются.
  • Ван Хельсинга считают убийцей и разыскивают по всей Европе, потому что убитые им монстры после смерти превращаются в людей, которыми когда-то были.
  • «Кащей Бессмертный» — Кащей наложил на своё сердце заклятие, превращающее каждого, кто его найдёт, в камень. Это и случилось с Булатом Балагуром, но он успевает уничтожить сердце. А вскоре заклятие с Булата само спало.
  • «Гарри Поттер и принц-полукровка» — в экранизацию добавили историю про рыбку Фрэнсиса, которую Слагхорн получил в подарок от своей любимой ученицы Лили Эванс. Эту рыбку она трансфигурировала из лепестка лилии. В который рыбка и превратилась после гибели Лили — чары перестали действовать, поскольку умер наложивший их.

Телесериалы[править]

  • «Узы крови» — гибель Медузы Горгоны приводит к тому, что все её жертвы возвращаются в нормальное состояние. Кроме того парня, статую которого разбил вдребезги её помощник (то есть куски наверное тоже вернулись в состояние плоти, вот только парню от этого уже ни холодно, ни жарко).

Мультфильмы[править]

  • «Аладдин» — в двух первых мультфильмах после победы над Джафаром всё причинённое им пейзажное гуро и карательные превращения мгновенно откатываются.
  • «Король-Лев» — совсем уж странный пример. За годы правления Шрама земли прайда превратились из саванны в лишённую растительной и животной жизни пустыню. После воцарения Симбы всё практически сразу вновь расцвело и заколосилось. Неужели Шрам так достал саму мать-Природу?
    • Вообще-то его преступление, помимо убийства брата, состояло ещё и в нарушении Круга Жизни — чего-то вроде заповедей местной религии. Что, учитывая толстые намёки на существование божественных духов предков как в оригинальном фильме, так и в продолжениях, можно рассчитывать как лишение покровительства сверху.
    • А возможно, дело в банальном нарушении экологического баланса.
      • Ужас у холодильника: любопытно, как можно нарушить баланс так, чтоб саванна превратилась в полупустыню? Не есть травоядных, а охранять и интенсивно разводить, что ли?
  • «Анастасия» — с обоснованием: артефакт, который героиня раздавила, был, по сути, филактерией Распутина.
  • «Рапунцель» — когда обрезанные волосы Рапунцель лишаются магической силы, многие годы поддерживавшая этой силой свою молодость Готель заживо рассыпается в пыль.
  • «Холодное сердце» — внутримировой пример. Именно поэтому все злодеи хотят убить несчастную Эльзу — вдруг при этом её случайно наложенное проклятие вечной зимы отменится…
    • В продолжении показывается, что на самом деле её магия слабо инерционна. Когда она замерзает насмерть в глубине Ахтохаллан, Олаф чувствует это практически сразу и начинает распадаться на снежинки, но остается одушевлённым ещё какое-то время.
  • «Encanto» — почему-то «мигание» магии дома ощущает по ослабеванию своего дара лишь Луиза, при том, что как раз она не полагается только на неё, а регулярно качается, бегает и т.д.

Мультсериалы[править]

  • «Настоящие…» и «Экстремальные охотники за привидениями» — при поимке многих необычных призраков многое, заколдованное ими, возвращается в обычное состояние. В первую очередь это касается «потерпевших».
  • «Кибер-шесть» (1999)
    • «Глаз» (9 серия). После уничтожения чудовищного гипно-глаза похищенные им души, выглядящие как маленькие бледные сгустки энергии, разлетелись обратно по пустым оболочкам (коими стали из владельцы после кражи), и те вернулись в нормальное состояние. Поскольку поглощённых душ было очень много, всё это выглядело как очень большой и очень красивый фейерверк.
    • «Очарование полной луны» (10 серия). А после гибели главной оборотнихи к превращённому в вервольфа Лукасу сразу же вернулся человеческий облик, а шрам от когтей (ставший причиной заражения) самозятянулся. И если учесть, что Лукас был заражён не лично злодейкой, а вервольфом, которого она обратила, можно предположить, что и тот оборотень, и все другие, если таковые имелись, тоже исцелились.
  • «Гравити Фолз» — С гибелью Билла Шифра Странногедон закончился, а его демоническая банда была затянута обратно в своё измерение. Правда, большей части остальных изменений это не касается.
  • «Утиные истории» — в двухсерийнике «Золотой гусь» в момент возвращения макгаффина на положенное место оттаивает всё, что было превращено им в золото.
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — спусковым триггером отмены злодеяний после очередного «злодея дня» является ритуал поимки и очистки акумы от очередного заклятья Бражника. Любые совершённые до этого злодеями разрушения, даже если они были за счёт обычной физической силы, фиксятся после ритуала.

Аниме и манга[править]

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — такое постоянно случается при уничтожении «монстров дня»: магические атаки исчезают, украденная энергия возвращается владельцу, загипнотизированные или превращённые в монстров рядовые граждане возвращаются в норму и т. д.
  • One Piece — действие способностей Дьявольского Фрукта (как минимум, тех, которые оказывают влияние на других людей и/или объекты) прекращается, если убить или хотя бы лишить сознания фруктовика. В арке Дресс-Розы на этом построена едва ли не половина сюжета.
  • Dorohedoro — местные маги охотно тренируются на обычных людях, превращая их, как правило, во всяких нёхов. Но если убить того, кто наложил такое проклятие, его жертвы быстро вернутся в норму, и рассеются все остальные чары.

Видеоигры[править]

  • В «Свитках» зигзаг — призванные существа после смерти колдуна тут же уматывают в свой план, поднятые зомби рассыпаются прахом. А вот болезни (с точки зрения игровой механики это разновидность заклинаний) никуда не деваются, и проклятия тоже, как и наложенные заклинания.
    • Автор этой правки припоминает как в Morrowind мощные (но медленные и долгие) заклятия, гарантированно убивающие протагониста, исчезали после убийства их автора. А потому можно было просто убивать этих магов очень быстро.
  • Dragon Age: Origins — если убить мага, то все заклинания (начиная от простой заморозки и заканчивая массовыми бурями) тут же прекращаются.

Настольные игры[править]

  • В пятой редакции Dungeons & Dragons волшебник должен сохранять постоянную концентрацию на заклинании длительного действия. Как только концентрация спадёт — развеется и наложенное заклинание.
    • Есть и заклинания постоянного действия. Кроме того, для ряда условно временных заклинаний прописаны способы сделать их постоянными — либо колдануть с использованием ячейки более высокого уровня, либо применять это же заклинание постоянно до его прекращения (как правило, раз в месяц в течении года).

Контрпримеры[править]

В литературе[править]

  • Асприн и цикл «М. И. Ф.». Волшебник Гаркин, когда призывал демона Ааза в свое измерение, блокировал его магические способности. К несчастью для демона, Гаркин был убит до завершения призыва, и теперь Ааз лишён магических способностей навсегда (или пока не найдёт кого-то, кто способен снять заклинание-блокировку погибшего Гаркина).
    • Вообще-то способности Ааза были блокированы при помощи порошка для розыгрышей, а не лично Гаркиным. Позже его применят для той же цели.
  • «Таня Гроттер» — инверсия. Проклятия не только не исчезают после смерти мага, но и становятся нерушимыми:
« Ага. А ты что, не знала? — перебил её питекантроп. — Пока маг ещё на этом свете, его проклятие всегда отменить можно, хоть иногда и приходится мозгами пораскинуть, а вот как помер — тут уж всё. Как проклял — так тому и быть. Раньше знаешь даже как бывало: разругается, положим, слабый маг с сильным. Проклянёт его, а сам быстренько в пруд с камнем на шее. Ну тут уж и сильному магу никуда не деться — проклятие-то уже не снять, хоть ты тресни! »
— Таня Гроттер и трон Древнира
  • Метавселенная Рудазова — зигзаг. Тут у магии столько форм и методик, что можно встретить и одно, и другое. Иногда троп отыгрывается прямо. Доппели перестают существовать со смертью мага, Трой замкнул мордентов на себя, и с его смертью они стали просто мёртвым мясом, промывка мозгов от Турсеи Росомахи тоже завершилась в миг её гибели. Что там, даже некоторые артефакты бывают завязаны на создателя! Однако полно и аверсий — чар и артефактов, подпитывающихся из внешней среды, или вообще пашущих на заточённой внутри душе или демоне. Тут сколько ни убивай создателя, толку не будет. Демонов смерть призвавшего тоже не всегда освобождает — Бат-Криллах может это подтвердить.
  • «Волшебник Изумрудного города» — злая колдунья Гингема была убита свалившимся ей на голову домиком Элли в самом начале цикла, но созданные ею Чёрные камни продолжают действовать во всех последующих книгах.
    • Во второй книге Элли и Чарли Блэк, пересекая Великую Пустыню, окружающую Волшебную страну, оказались притянуты одним из таких камней, и ужасом увидели на его боку надпись «Гингема».
    • В четвёртой книге Энни и Тиму тоже пришлось проезжать мимо этих камней: (смогли проехать аккурат между двумя Чёрными Камнями так, чтобы их притягивающие силы уравновесили друг друга, но всё равно чуть было не попались.)
    • В шестой книге менвиты решили установить на них автоматические лазерные пушки — уж больно удобно эти камни стояли. Установить — смогли. И даже смогли потом улететь (точнее — вытянуть монтажников вертолётом на длинном тросе с безопасного расстояния). Вот только никто потом не захотел возвращаться для их включения. Ай, молодца, злодеи!
    • Более того, когда Урфин Джюс нагрел огнём и облил холодной водой один Чёрный Камень, он раскололся на множество мелких Чёрных Камней, на каждом из которых проступила всё та же надпись «Гингема». Один такой камушек, заботливо размещённый Урфином в укромном месте, успешно удерживал инопланетного генерала, пока Урфин выгружал из его сейфа изумруды.
      • При этом стоит отметить, что Урфин в своё время служил Гингеме, так что на него магия камней не распространялась.
        • Не поэтому, а потому что он уроженец Волшебной страны. На Кагги-Карр камни тоже не действовали по той же причине.
    • Гибель Арахны тоже сама по себе не сняла с Волшебной Страны заклятье Жёлтого Тумана — героям пришлось искать её Волшебную Книгу и читать отменяющее заклинание. И само снятие заклинание не привело к мгновенной отмене его последствий — просто в Волшебной Стране после атомной зимы началась весна.
    • Создавший Волшебную Страну великан Гуррикапп продавливает троп до Пещеры Подземных Рудокопов — он сам умер много сотен (или тысяч) лет тому назад, но Волшебная страна по-прежнему остаётся Волшебной. И замок его стоит, почти как новый — поселившимся там менвитам потребовалось провести лишь небольшой косметический ремонт.

В мультфильмах[править]

  • «Шрек третий» — со Спящей Красавицы давно снято заклятье, удерживавшее её в коме. Вот только Красавица с тех пор страдает от нарколепсии, и чем это лечить — неизвестно.

В аниме и манге[править]

  • Hunter x Hunter — Если пользователь Нен применит долгодействующую способность на противнике, а противник его всё же убьёт, то, если тот не найдёт специального нейтрализатора Нен, способность мало того что не исчезнет сама по себе, она станет ещё сильнее и её эффекты будут действовать вечно.
  • Bleach — бой Урахары с Аскином Накк ле Вааром в огромном коконе из яда. Кокон травит всех внутри себя (кроме, понятное дело, создавшего его штернриттера) и работает по принципу «никого не выпускать, всех впускать». Урахара пользуется этим нюансом и приводит на поле боя Гриммджоу, который валит хитрого Аскина грубой силой. Победа? Ага, пиррова! Кокон после смерти создателя даже не думает исчезать, и выйти из него по-прежнему нельзя. Реакция у Урахары и его спутников соответствующая.

Видеоигры[править]

  • Monster Girl Quest: Paradox — многие эффекты и после боя не думают уходить. Извольте лечить их отдельно.
  • Tyranny — Эдикты не исчезают, пока не будет исполнено связанное с ними требование, даже если произнесшие их личности мертвы. К примеру Эдикт Бури требует прерывание линии Регентов Оплота (придётся разибраться с младенцем), Эдикт Огня будет действовать, пока в Горящей Библиотеке хранятся запретные знания, Эдикт Камня — пока жив архонт камня, Кайрн, — Эдикт Казни требовал захват Зала Возвышения лояльной Кайросу стороной (иначе кирдык всем в регионе), а в прошлом Кайрос скастовал Эдикт Ночи на один регион, который рассеялся, когда население восстало и убило своих правителей.
    • Стоит также отметить, что Эдикты не используют имеющие в мир магические энергии — они сами приносят магию в мир.
  • Mortal Kombat X — чтобы расколдовать ревенантов, Куан Чи должен быть жив, так что откочеврыживший ему голову Скорпион оказал всем медвежью услугу.

В настольных играх[править]

  • Warhammer 40,000 — в Варпе ничто не исчезает бесследно. Один раз выпущенное пламя будет гореть, пока псайкер не приложит для его погашения волю. Вмешательства в разумы других не проходят бесследно. Если убить колдуна, его заклинание не рассеется, а лишь выйдет из-под контроля.

Примечания[править]

  1. Ну, по крайней мере, в макромире.
  2. Однако никого не удивляет, когда у реальной техники, если не предусмотрены аварийные системы блокировки/торможения, при пропадании питания падают из захватов детали, груз на подъемных механизмах устремляется вниз и т. д. Просто надо понять, что если заклинанию для поддержания эффекта требуется энергия, значит есть что-то, противодействующее его существованию, и как только эта сила перестаёт уравновешиваться — эффект исчезает. И нет, отмены последствий эффекта заклинаний у уважающих себя авторов не происходит, только самого эффекта.