Чародей-тополог

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Топология — это, грубо говоря, наука о пространстве: раздел математики, изучающий взаимоотношения пространств, объектов и размерностей. Топология изучает такие предметы, как лента Мёбиуса. Возьмите бумажную полоску и один из концов перегните на 180 градусов, а потом склейте края. Получится мозговыносящая загогулина с одним краем и одной плоскостью

В мире магии топологией называют раздел, специализирующийся на контроле пространства. Дисциплина эта мало исследована и опасна, так как управление пространством идет напрямую, сиречь через концепцию. Одним из видов пространственной магии является телепортация. И тирьямпампация тоже. Повелевающий пространством персонаж может создавать порталы и разломы. Может изменять мерность объектов, то есть делать их двумерными или четырехмерными. Может послать вражину в открытый космос или просто взорвать, скрутив пространство. Положи свой дом в карман и возьми с собой!

Нельзя забывать, что искривление пространства связано с гравитацией Справочник автора/Теория относительности. То есть, сжатие пространства вызывает притяжение объектов (гравитацию), а расширение вызывает отталкивание (антигравитацию). Ну, а там все вытекающие последствия с замедлением или ускорением времени соответственно.

Кстати, персонажи-пространственники воистину внутри больше, чем снаружи — карманное измерение одна из стандартных абилок. Магию пространства можно считать антиподом Магии времени. Несмотря на то, что они обе находятся в тесном взаимодействии, все же время и пространство — разные концепции.

Иногда в произведениях, кроме полиции времени, может фигурировать некий межмировой надзор, следящий за путешествиями по параллельным реальностям, что не лишено основания — достаточно сильные чародеи-топологи могут прыгать в другие вселенные.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Путешествие на Запад. Сунь Укун может «засунуть вселенную в чайник». Но Будда, естественно, круче. Весь мир не больше его ладони. Ох, напрасно Царь Обезьян стал перед ним выделываться... Также появляется артефакт в виде бутылки, способной засосать в себя всё, что угодно.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» — в НИИЧАВО много пространственно-временных приподвывертов. «Снаружи институт выглядел двухэтажным. На самом деле в нём было не менее 12 этажей. Выше 12-го я просто никогда не поднимался, потому что лифт постоянно чинили, а летать я ещё не умел. Фасад с 10 окнами, как и большинство фасадов, тоже был обманом зрения. Вправо и влево от вестибюля институт простирался по крайней мере на километр, и тем не менее решительно все окна выходили на ту же кривоватую улицу и на тот же самый лабаз». Из этих же книг пошёл термин «трансгрессия» в значении чего-то вроде телепортации, который был использован и в русском переводе «Гарри Поттера».
    • Сказка о Тройке утверждает что в НИИЧАВО 76 этажей минимум. Причём некоторые из них, по-видимому, расположены в другом месте/пространстве/времени/вселенной.
  • «Хроники странного королевства». Магов-телепортистов много и разных, начиная узкоспециализированными специалистами и заканчивая магами широкого профиля, в силу старости и могущества знающими почти все области своего искусства. Перемещаться можно как в рамках одного мира, так и между параллельными (только для эльфов и полуэльфов), но только по так называемым «ориентирам», то есть характерным особенностям конкретного места. Можно, правда, телепортироваться спьяну и вслепую, но из этого ничего хорошего не выйдет.
  • Белорский цикл Ольги Громыко. Здесь телепортационная технология соединена с артефакторикой, что позволило получить компактную и не требующую магии вещицу. Сами маги телепортироваться умеют, но дело это, прямо скажем, непростое.
  • Dragonlance. В «Драконах зимней ночи» Рейстлин Маджере красочно, впервые в жизни и с большими ошибками осваивает телепорт в экстренной ситуации, в книгах же второй трилогии телепортация для него естественней дыхания. Для перемещений в пространстве он использует артефакт «Глаз дракона», однако существует и другой способ, которым пользуется большая часть чародеев Ансалона.
  • Гарри Поттер — каждый волшебник обладает способностью к трансгрессированию, то есть к телепортации. Правда, этому нужно учиться, и всегда есть риск по пути забыть конечность. Более безопасный способ — это создание порталов или использование каминной сети. Свёрнутое пространство тоже в ходу, как и карманная вселенная (пример — Заклятье Незримого Расширения на сумочке Гермионы).
    • Не каждый волшебник. Некоторая часть даже на уроках трансгрессии (между прочим, аж 12 золотых галлеонов стоящих) не может ничему научиться, и почему-то ни разу в сюжете не трансгрессируют анимаги (фанатский обоснуй — анимагия трансгрессию блокирует).
  • «Создания света, создания тьмы» Желязны — очень прокачанная телепортация составляет основу могущества Тота (он же Принц-Который-Был-Тысячей). Тот способен переместиться в любое место, которое может представить… причем есть подозрение, что некоторые такие места он в прямом смысле создал своей мыслью о них. Когда Принцу предстоит серьезный бой, он просто перемещает себя и своего оппонента в наиболее благоприятные для себя условия.
  • «Мать учения» — магия пространства. Начиная от телепортации, которая считается относительно простым заклинанием и заканчивая замком в небольшом стеклянном шаре. Настоящим замком, с парком вокруг и гидрой-охранником. Да, еще можно открыть пространственные врата перед особо мощным файерболом противника и направить файербол обратно.
  • «Worm» — есть и такие сверспособности. Например Виста может растягивать пространство. Как выяснилось, может растягивать в масштабах Земли. Топологию тоже может менять.
  • Мир повести «С единственным заклинанием» и некоторых других произведений Лоуренса Уотт-Эванса. Там маги-чародеи способны создавать порталы в те места, о которых имеют представление. Во время войны подобное, к примеру, использовалось для заброски разведгрупп в тыл противника. Но в данном произведении один чародей решил создать портал в место, которое просто вообразил себе. Оказалось, это было местом обитания могущественного демона, которого чародей без особого труда уничтожил. И занял его замок.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — вместо магии тут развитая инопланетная наука, но суть та же: хозяин ареала занимается измеением метрики пространства и его искривлением.
  • Московский офис Дневного Дозора (Лукьяненко) имеет три этажа. Встроенных в обычный немагический дом, между первым и вторым а также двумя последними.
  • Уильям Тенн, «Арендаторы». Небольшая фирма, специализирующаяся по нерастяжимостям, въезжает в рассказ, снимая в аренду 13 этаж офисного здания, в котором по американской традиции НЕТ 13 этажа.
  • Гарри Тертлдав, «Видесский цикл», подцикл «Смутные времена», книга «Тысяча городов» (на русский вроде не переводилась). Видессианские чародеи запирают макуранскую армию в петлю Мебиуса, склеив берега реки, разделяющей две армии.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • Doctor Who: Повелители времени способны чувствовать гравитационные взаимодействия объектов в рамках планетарной системы, с нечеловеческой точностью определять скорость объектов и ускорение свободного падения, а еще они великолепные математики и являются хрестоматийным примером достаточно развитых инопланетян… Неудивительно, что именно эта раса первой во Вселенной изобрела машину пространства-времени.
    • В серии «Плоскость» Доктор сталкивается с пришельцами из двумерной реальности, которые могли изменять размерность объектов.
  • Heroes — Хиро Накамура.

Видеоигры[править]

  • Sonic the Hedgehog: телепортация — одна из базовых способностей хаос-контроля.
  • Mortal Kombat — Куан Чи(демон-некромант-тополог) а так же Сектор и Сайракс (киберниндзя-топологи).

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — такими способностями обладают Первые Хранители, а также все те, кто так или иначе получил доступ к их силе — Бек Нуар, Джейд, Лорд Инглиш.
    • А также некоторые герои Пространства.

Аниме и манга[править]

  • Psyren — Шинер.
  • Насуверс — телепортистов почти не встречается, но есть кое-что поинтереснее. Мрамор реальности/Зеркало души преобразует территорию во вторичный мир с особыми законами, отражающими душу мага. Пожалуй, самый эффектный пример — Unlimited Blade Works Широ.
    • А Волшебство (здесь это отличное от магии понятие) Зелретча позволяет взаимодействовать с параллельными реальностями. В третьем сценарии Рин показала интересный вариант использования этой силы: высасывая магию из той же местности, но в альтернативных таймлайнах, она получила почти неограниченный запас маны и смогла на равных сражаться с Сакурой, черпающей силы от Всего Зла Мира.
      • На самом деле Волшебство определённым образом переписывает реальность, Калейдоскоп же скорее создаёт альтернативные миры нежели даёт доступ к уже существующим.
  • One Piece — Трафальгар Д. Ватер Ло.
  • Восхождение героя щита — один такой решил себе собрать неприступную крепость поколдовав с пространством, но напортачил с расчётами и это превратилось в мешанину измерений под названием Бесконечный лабиринт, и не имеет выхода.
  • «Ублюдок FFF ранга» — Первый Демон имеет силу управлять пространством. Создание карманных измерений, запечатывание поля боя — лишь малая часть фокусов, освоенная героем самостоятельно.

Настольные игры[править]

  • Mage:The Ascension: Сфера Связей позволяет мгновенно телепортировать, открывать стабильные порталы, присутствовать сразу в нескольких местах и даже манипулировать размерностью пространства.
  • Warhammer 40 000: здесь телепортация относится к дисциплине Демонологии (несмотря на название, данная дисциплина не связана с призывом и контролем демонов, только с непосредственными манипуляциями Варпом, так что правильнее её называть Варпомантией). Более сложные манипуляции с пространством, вроде тех, что приведены в предыдущем пункте, тоже возможны, но требуют огромного мастерства, доступного только сильнейшим библиариям Космодесанта, адептам Искусства Тысячи Сынов, эльдарским Видящим и, теоретически, самым могущественным колдунам Хаоса, но последним требуются огромные жертвоприношения и благословение Богов, да и заклинание вполне может их отправить прямо в сердце ближайшей звезды.

Реальная жизнь[править]

  • Американский ученый и изобретатель Гарольд «Санни» Уайт. Чародей из него не ахти какой — но заметно лучше, чем никакой: он является одним из изобретателей прибора, измеряющего топологию пространства (интерферометра Уайта-Джудея) и ставит опыты по созданию микроискривлений пространства с помощью высоких энергий, измеряя их своим прибором.
  • Ученые Кип Торн, Мигель Алькубьерре и другие (Дж. Кливер, Р. Обоуси и др.). В отличие от предыдущего — чистые теоретики, зато построили немало красивых теорий о червоточинах, варп-двигателях и других «волшебных» пространственных искривлениях.
  • Не следует забывать, что всё это пошло от общей теории относительности, правда, в ней самой это развито ещё до умеренной степени.