Межавторский проект: различия между версиями
(не показано 15 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Иногда под понятие межавторского проекта могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия. | Иногда под понятие межавторского проекта могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия. | ||
Своеобразная [[аверсия]] явления – [[Поменять имена]]. | |||
== Отличительные черты == | == Отличительные черты == | ||
Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи. | Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи. | ||
# [[Знают именно за это]] — настоящий межавторский проект обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода ''«правилами-соглашениями»'' для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц. | # [[Знают именно за это]] — настоящий межавторский проект обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода ''«правилами-соглашениями»'' для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц. | ||
## [[Статичный сеттинг]] — одна из определяющих основ межавторского проекта, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге. | ## [[Статичный сеттинг]] — одна из определяющих основ межавторского проекта, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге<ref>Справедливости ради, сеттинг необязательно является статичным, но происходящие в нём изменения обычно глобальны, и являются, скорее, исторической вехой в межавторнском цикле - произведения чётко будут делиться на "до большого бадабума", "во время большого бадабума" и "после большого бадабума".</ref>. | ||
## [[Маленький герой и большая война]] — даже если в сеттинге нет как таковой ''«войны»'', происходящее с героями повествования будет ''«каплей в море»'' по сравнению с оставшимся за кадром. | ## [[Маленький герой и большая война]] — даже если в сеттинге нет как таковой ''«войны»'', происходящее с героями повествования будет ''«каплей в море»'' по сравнению с оставшимся за кадром<ref>Опять же, не всегда - но под конкретные большие события, качающие мироустройство, чаще всего пишется отдельная книга от наиболее успешного автора цикла.</ref>. | ||
# [[Разрыв канвы копирастами]] — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу. | # [[Разрыв канвы копирастами]] — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу. | ||
## '''[[Инерция бренда]] — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только ''«ярлыка»'' на обложке — потому нередко [[Лицензированный треш|эксплуатируют уже прославившийся бренд]].''' | ## '''[[Инерция бренда]] — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только ''«ярлыка»'' на обложке — потому нередко [[Лицензированный треш|эксплуатируют уже прославившийся бренд]].''' | ||
Строка 28: | Строка 30: | ||
=== Отечественная литература === | === Отечественная литература === | ||
* [[S.T.A.L.K.E.R.]] | * [[S.T.A.L.K.E.R.]] – Сидорович, Кордон, Затон, Выжигатель мозгов, Саркофаг, Исполнитель желаний — вот собственно и всё, что тут надо знать. Тем не менее общими стараниями авторов к обязательному минимуму добавился находящийся в глубине Зоны бар «Сталкер» — точнее сам бар-то безымянный, но около входа хозяин накарябал на стене «заходи в бар, сталкер» — а потом начало надписи как-то затёрлось. Ну и ещё Доктор, который в игре [[Нет, не тот|просто Доктор]], идёт непременно с уточнением, что он Болотный — но это не факт что пошло в народ из книг, а не из [[мод]]ов. | ||
* [[Вселенная Метро 2035]] — неудачная попытка издательства ACT сделать более элитную подсерию в твердой обложке с лучшим качеством выпущенных книг. | * [[Вселенная Метро 2033]] | ||
** [[Вселенная Метро 2035]] — неудачная попытка издательства ACT сделать более элитную подсерию в твердой обложке с лучшим качеством выпущенных книг. | |||
* «Этногенез». | * «Этногенез». | ||
* Вселенная [[Дозоры|Дозоров]]. | * Вселенная [[Дозоры|Дозоров]]. | ||
Строка 40: | Строка 43: | ||
** «Черепашки» были только началом. Вдохновлённое успехом, издательство завалило полки книжных магазинов творениями аналогичного пошиба по всем, кажется, мультсериалам, шедшим в [[Лихие девяностые|те годы]] по центральным телеканалам. | ** «Черепашки» были только началом. Вдохновлённое успехом, издательство завалило полки книжных магазинов творениями аналогичного пошиба по всем, кажется, мультсериалам, шедшим в [[Лихие девяностые|те годы]] по центральным телеканалам. | ||
* «[[Тайный Город]]» В.Панова и Ко, откровенные фанфики в твёрдой обложке, причём с каждым годом всё меньше и меньше похожие на оригинальный сеттинг… | * «[[Тайный Город]]» В.Панова и Ко, откровенные фанфики в твёрдой обложке, причём с каждым годом всё меньше и меньше похожие на оригинальный сеттинг… | ||
* Земля Лишних и Эпоха Мертвых же! | |||
* «S-T-I-K-S» | |||
* «S.E.C.T.O.R» | |||
* [[Кремль 2222]] — косвенно связан с книжной вселенной [[S.T.A.L.K.E.R.]] (главный герой в книгах Силлова по .S.T.A.L.K.E.R. и здесь один — Снайпер) . | |||
* «[[Анабиоз]]» | |||
* «[[Survarium]]» основанный на одноимённом шутере. | |||
* «[[Зона Смерти]]» — почти как в сталкере, только зон теперь пять! | |||
=== Зарубежная литература === | === Зарубежная литература === | ||
* Новеллизации [[Star Wars|Звездных войн]]. | * Новеллизации [[Star Wars|Звездных войн]]. | ||
* [[Warhammer]] ([[Warhammer Fantasy Battles|обе]] [[Warhammer 40000|линейки]]). | * [[Warhammer]] ([[Warhammer Fantasy Battles|обе]] [[Warhammer 40000|линейки]]). | ||
** [[Warhammer 40000|Сорокатысячник]] был примером статьи как минимум до начала выхода «Ереси Хоруса». Тогда «обязательный минимум» был сведён в знаменитую ''«флафф-библию»'', после прочтения которой можно было считать, что если знаешь о сеттинге не совсем всё, то как минимум почти всё. Однако со временем сложился более-менее фиксированный постоянный состав ''«ядра»'' авторского коллектива, которое существенно расширило канон сеттинга и потихоньку превратило цикл в полноценный | ** [[Warhammer 40000|Сорокатысячник]] был примером статьи как минимум до начала выхода «Ереси Хоруса». Тогда «обязательный минимум» был сведён в знаменитую ''«флафф-библию»'', после прочтения которой можно было считать, что если знаешь о сеттинге не совсем всё, то как минимум почти всё. Однако со временем сложился более-менее фиксированный постоянный состав ''«ядра»'' авторского коллектива, которое существенно расширило канон сеттинга и потихоньку превратило цикл в полноценный [[Совместное творчество|совместный проект]]. | ||
* Серия книг по Magic: | * Серия книг по «[[Magic: The Gathering]]». | ||
* Межавторский цикл по «[[ | * Межавторский цикл по «[[Ravenloft|Равенлофту]]». | ||
* Межавторский цикл «Мир воров» под крылом | * Межавторский цикл «Мир воров» под крылом Роберта Асприна. В приложении к циклу довольно детально описывается ''«внутренняя кухня»'' подобных проектов, начиная от идеи «связать бессвязное» и заканчивая спешным затыканием сюжетных дыр, возникающих от взаимонедопонимания между участниками (например когда один из участников посчитал чужого персонажа эпизодическим и промежду делом ''«убил»'' его в своей сюжетной линии, а потом внезапно выяснил, что этот персонаж вообще-то по задумке был общим и потому светится практически у всех — пришлось подменять ''«покойного»'' двойником-притворщиком-[[доппельгангер]]ом). Хотели сыграть на одновременном наличии кучи знаменитых фамилий на одной обложке — по итогу чуть дружно кучей не угробили себе репутацию. | ||
* Межавторский цикл «Мир пауков», когда-то начатый Колином Уилсоном. | * Межавторский цикл «Мир пауков», когда-то начатый Колином Уилсоном. | ||
* «Дикие карты». | * «Дикие карты». | ||
* Книги по [[Warcraft]]. | * Книги по [[Warcraft]]. | ||
=== Сетевая === | |||
* «СССР-2061» — [[Светлое советское прошлое|светлое советское]] [[Красное будущее|будущее]]. | |||
* «[[SCP]]» — началось всё с шуточной гипертекстовой энциклопедии того, ''ЧТО'' [[власти скрывают]], изначально упиравшей не на какие-то глобальные заговоры, а на [[Мистический скелет воблы|паранормальные]] [[Мистический Сникерс|мелочи]], которые лучше держать под замком, чтобы они не мешали простым людям жить по законам физики. По мере накопления долгоиграющих персонажей и творчески плодовитых участников проект постепенно мутировал в литературную вселенную из множества циклов рассказов, тогда как оригинальный формат ''[[Канцелярит|отчётов-протоколов-инструкций]]'' постепенно стал несколько вторичным. | |||
* «[[Backrooms]]» — формально проект считается отпочковавшимся от фэндома крипипасты, хотя ввиду крайней неоднородности и некоторых вопросов ко внутренней связанности самой крипипасты есть некоторые вопросы к тому, а уместно ли это называть ''почкованием''. В целом же фэндом сложился из любителей эстетики ''«[[w:Лиминальное пространство|переходных пространств]]»'', попытавшихся возродить дух ''«старого фонда SCP»'' в новом формате с сохранением принципа ''«меньше приключений — больше мистики»'': старые-добрые [[лавкрафтианские ужасы]], но [[теперь в современности!]] [[Постсоветская хтонь|На просторах СНГ]] уже было популярно [[до того, как это стало мейнстримом]] — хотя возможно это [[Russian Reversal|сами просторы СНГ были популярны у паранормальщины до появления фэндома]]. | |||
{{Nav/Литература}} | {{Nav/Литература}} |
Текущая версия на 07:42, 8 апреля 2024
Межавторский проект — серия книг, написанных разными авторами и при этом объединённых общим сеттингом. Характеризуется коммерческой направленностью. Отличается более-менее ровным уровнем качества и сходным содержанием. Для написания привлекаются как известные писатели, так и толпы новичков, для которых сабж часто становится стартовой площадкой творчества.
Чаще всего таким способом пишутся фантастика и фэнтези, но изредка могут мелькать и другие жанры, к примеру, детективы.
Иногда под понятие межавторского проекта могут попадать авторские серии книг, которые пишутся вроде как одним автором, подозреваемым в массовом наборе литературных негров, и при этом подходящие под остальные элементы этого понятия.
Своеобразная аверсия явления – Поменять имена.
Отличительные черты[править]
Технически довольно существенная часть издаваемой литературы так или иначе обладает коммерческой направленностью, а кооперация среди авторов писателей не так уж и редка — но всё это далеко не всегда превращает цикл в предмет статьи.
- Знают именно за это — настоящий межавторский проект обязательно содержит пару-тройку безошибочно узнаваемых сквозных элементов цикла… На чём всё общее между творениями разных авторов по этому сеттингу заканчивается, потому что эти «объединяющие элементы» служат своего рода «правилами-соглашениями» для объединения произведений в единую вселенную — окромя оных сквозных символов больше ничего другого глобально общего для всех произведений цикла нет, а они сами со всеми своими описаниями временами могут уместиться на паре-тройке страниц.
- Статичный сеттинг — одна из определяющих основ межавторского проекта, позволяющая свести взаимодействие между авторами к минимуму. Ни одно из описываемых приключений не приводит к каким-то глобальным переменам в самом сеттинге, за счёт чего работающим над произведениями по сеттингу авторам по большому счёту совершенно не обязательно знать не только о событиях произведений друг друга, но и вообще друг о друге[1].
- Маленький герой и большая война — даже если в сеттинге нет как таковой «войны», происходящее с героями повествования будет «каплей в море» по сравнению с оставшимся за кадром[2].
- Разрыв канвы копирастами — права на сеттинг зачастую принадлежат издательству, которое обычно само состоит в нетривиальных отношениях с теми, кто в разное время таки причастился к закопиращенному сеттингу.
- Инерция бренда — залог успешности предмета статьи, позволяющий продолжать продавать произведения за счёт одного только «ярлыка» на обложке — потому нередко эксплуатируют уже прославившийся бренд.
- Дофига произведений — потому что пишутся поточно огромным числом авторов.
- Дофига персонажей — как следствие того, что каждый новый приходящий автор вводит полный набор своих персонажей для своего повествования — сквозные общие для всех произведений персонажи встречаются только на правах символов сеттинга.
- Псевдоним — элемент совершенно необязательный, но тем не менее играющий в межавторских проектах свою немаловажную роль.
- Во-первых, потенциальный читатель с гораздо большей вероятностью обратит внимание на книги автора, за которым их числится много, потому издательство может завести пару-тройку «обезличивающих псевдонимов», под которыми затем будут поочерёдно писать совершенно разные начинающие авторы, имена и фамилии которых в ином случае могли бы оттолкнуть потенциального читателя.
- Во-вторых, некоторые авторы уже успели заработать себе какую-никакую репутацию своими собственными произведениями, даже если они не принесли им большой известности, а потому попросту не хотят зарабатывать на эту самую репутацию клеймо от участия в подобных проектах, а вот денюжек подзаработать очень хотят.
- Аргумент мультиверса — возникает в тех случаях, когда каким-то из взявшихся работать над циклом авторов становится «тесно» в установленных рамках, из-за чего в их книгах сеттинг начинает постепенно развиваться. Если автор в своих стремлениях одинок, обычно получается «сеттинг внутри сеттинга», где авторский цикл постепенно откалывается от межавторского, сохраняя связь только через «вывеску» от издательства. Если же таких авторов находится несколько и они кооперируются, межавторский цикл из конвейера однотипной беллетристики может вырасти в нечто вполне серьёзное.
Итого, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что предмет статьи — это межавторский цикл, изначально на уровне самого сеттинга адаптированный под поточное производство произведений по нему.
Примеры[править]
Во многих странах[править]
- «Секретные материалы». За период с 2000-04 гг. издательством АСТ было выпущено в общей сложности 116 книг, из которых отношение к оригинальным новеллизациям имеют лишь 6, написанных Картером и еще парой зарубежных авторов, а непосредственно к сериалу — примерно 70 %. Точинов, например, и вовсе написал 4 оригинальных повести с новыми персонажами, изданные, однако, под обложкой Секретных материалов.
- «Конан», господа, просто Конан. Только официальных продолжений, написанных маститыми авторами (Спрэг де Камп, Лин Картер, Роберт Джордан etc) — десятки, количество же томов «саги о Конане» ака «конина», изданных в России в девяностые, исчисляется сотнями.
Отечественная литература[править]
- S.T.A.L.K.E.R. – Сидорович, Кордон, Затон, Выжигатель мозгов, Саркофаг, Исполнитель желаний — вот собственно и всё, что тут надо знать. Тем не менее общими стараниями авторов к обязательному минимуму добавился находящийся в глубине Зоны бар «Сталкер» — точнее сам бар-то безымянный, но около входа хозяин накарябал на стене «заходи в бар, сталкер» — а потом начало надписи как-то затёрлось. Ну и ещё Доктор, который в игре просто Доктор, идёт непременно с уточнением, что он Болотный — но это не факт что пошло в народ из книг, а не из модов.
- Вселенная Метро 2033
- Вселенная Метро 2035 — неудачная попытка издательства ACT сделать более элитную подсерию в твердой обложке с лучшим качеством выпущенных книг.
- «Этногенез».
- Вселенная Дозоров.
- «Пограничье».
- Донцова.
- Гай Юлий Орловский.
- Александр Варго (виртуальность автора не скрывается).
- Неудачная попытка создать межавторский проект на основе культовой настольной игры «Берсерк: вселенная магических битв». Участвовали П. Молитвин, В. Точинов, Е. Хаецкая (?), А. Дихнов (?) и другие. Но народу откровенно «не зашло» — как фанатам франшизы, так и широкой публике. Успело выйти несколько первых томов («Молот Времени: Право сильного», «Цена короны», «Серебряный доспех» и его сиквел «Королева умертвий»), потом проект прикрыли. Одна из причин: сделали ставку на «фэнтези-трэш» (добровольный секс женщины с рукоятью боевого топора… Мраккультист подвергает дворянку жёсткому гуро-изнасилованию шипастой железякой…) — и прогадали. А в точиновском томе — слишком уж демонстративная политота (ладно, на Лааре есть СФК евреев с откровенно местечковой речью — это, в конце концов, канон… но свой местный гитлер?! Перебор!).
- Книги о Черепашках-ниндзя издательства «Минск». Вопиющий неканон.
- «Черепашки» были только началом. Вдохновлённое успехом, издательство завалило полки книжных магазинов творениями аналогичного пошиба по всем, кажется, мультсериалам, шедшим в те годы по центральным телеканалам.
- «Тайный Город» В.Панова и Ко, откровенные фанфики в твёрдой обложке, причём с каждым годом всё меньше и меньше похожие на оригинальный сеттинг…
- Земля Лишних и Эпоха Мертвых же!
- «S-T-I-K-S»
- «S.E.C.T.O.R»
- Кремль 2222 — косвенно связан с книжной вселенной S.T.A.L.K.E.R. (главный герой в книгах Силлова по .S.T.A.L.K.E.R. и здесь один — Снайпер) .
- «Анабиоз»
- «Survarium» основанный на одноимённом шутере.
- «Зона Смерти» — почти как в сталкере, только зон теперь пять!
Зарубежная литература[править]
- Новеллизации Звездных войн.
- Warhammer (обе линейки).
- Сорокатысячник был примером статьи как минимум до начала выхода «Ереси Хоруса». Тогда «обязательный минимум» был сведён в знаменитую «флафф-библию», после прочтения которой можно было считать, что если знаешь о сеттинге не совсем всё, то как минимум почти всё. Однако со временем сложился более-менее фиксированный постоянный состав «ядра» авторского коллектива, которое существенно расширило канон сеттинга и потихоньку превратило цикл в полноценный совместный проект.
- Серия книг по «Magic: The Gathering».
- Межавторский цикл по «Равенлофту».
- Межавторский цикл «Мир воров» под крылом Роберта Асприна. В приложении к циклу довольно детально описывается «внутренняя кухня» подобных проектов, начиная от идеи «связать бессвязное» и заканчивая спешным затыканием сюжетных дыр, возникающих от взаимонедопонимания между участниками (например когда один из участников посчитал чужого персонажа эпизодическим и промежду делом «убил» его в своей сюжетной линии, а потом внезапно выяснил, что этот персонаж вообще-то по задумке был общим и потому светится практически у всех — пришлось подменять «покойного» двойником-притворщиком-доппельгангером). Хотели сыграть на одновременном наличии кучи знаменитых фамилий на одной обложке — по итогу чуть дружно кучей не угробили себе репутацию.
- Межавторский цикл «Мир пауков», когда-то начатый Колином Уилсоном.
- «Дикие карты».
- Книги по Warcraft.
Сетевая[править]
- «СССР-2061» — светлое советское будущее.
- «SCP» — началось всё с шуточной гипертекстовой энциклопедии того, ЧТО власти скрывают, изначально упиравшей не на какие-то глобальные заговоры, а на паранормальные мелочи, которые лучше держать под замком, чтобы они не мешали простым людям жить по законам физики. По мере накопления долгоиграющих персонажей и творчески плодовитых участников проект постепенно мутировал в литературную вселенную из множества циклов рассказов, тогда как оригинальный формат отчётов-протоколов-инструкций постепенно стал несколько вторичным.
- «Backrooms» — формально проект считается отпочковавшимся от фэндома крипипасты, хотя ввиду крайней неоднородности и некоторых вопросов ко внутренней связанности самой крипипасты есть некоторые вопросы к тому, а уместно ли это называть почкованием. В целом же фэндом сложился из любителей эстетики «переходных пространств», попытавшихся возродить дух «старого фонда SCP» в новом формате с сохранением принципа «меньше приключений — больше мистики»: старые-добрые лавкрафтианские ужасы, но теперь в современности! На просторах СНГ уже было популярно до того, как это стало мейнстримом — хотя возможно это сами просторы СНГ были популярны у паранормальщины до появления фэндома.
- ↑ Справедливости ради, сеттинг необязательно является статичным, но происходящие в нём изменения обычно глобальны, и являются, скорее, исторической вехой в межавторнском цикле - произведения чётко будут делиться на "до большого бадабума", "во время большого бадабума" и "после большого бадабума".
- ↑ Опять же, не всегда - но под конкретные большие события, качающие мироустройство, чаще всего пишется отдельная книга от наиболее успешного автора цикла.